Содержание II. История рыцарства 4 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Монография Москва 2010 Щеглова Л. В. Щ образ благородного всадника... 12 2595.07kb.
Календарно-тематическое планирование. «История». 5 класс. № п/п Тема... 1 322.77kb.
Мировая полит-история Социально-политический строй Англии. Принятие... 1 77.41kb.
Содержание: История развития оптики 1 201.52kb.
Вестник «История и политология». 2010. № Содержание отечественная... 1 77.29kb.
Краткое содержание I история искусств. История дизайна 1 190.38kb.
Структура и содержание дисциплины «Отечественная история» 1 137.76kb.
3 Глава Возникновение рыцарства 5 1 366.62kb.
Содержание часть первая 1 24.79kb.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю): из них Всеобщая... 1 260.44kb.
Рабочая программа тематических курсов «культурология 1 90.82kb.
Neo camp описание лагерных смен 2010 1 смена: 6 25 июня «Исследуем... 1 45.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Содержание II. История рыцарства 4 - страница №6/6

3. Кодекс рыцарской чести.


Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.

Достоинство и благородство.

Совесть и дисциплина.

Быть, а не казаться.

Честь, но не почести.

Любовью ведом, добротой очищаюсь.

Соперничаю, но не завидую.

Побеждаю, но не мщу.

Скуп в потребностях, щедр на отдачу.

Великодушие и справедливость.

Учтивость и миролюбие.

Блаженство в верности.

Достоинство в служении.

Один за всех, все за одного.

Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору (феодалу, стоящему выше в иерархии общества). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые все время требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь постоянно должен был подтверждать свое место в иерархии, которое зависело от количества и качества побежденных им рыцарей. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и любви знал «весь христианский мир». (Как не вспомнить в связи с этим «славного рыцаря печального образа» Дон-Кихота!)

При этом следует отметить, что непременным свойством рыцаря, как человека благороднорожденного, должна была быть щедрость, прежде всего по отношению к тем, кто прославлял при дворах подвиги рыцаря. Эти люди всегда могли рассчитывать «на хорошее угощение и приличные случаю подарки перед отправлением в дальнейший путь». От рыцаря требовалось, не торгуясь, дарить любому то, что он просил в качестве платы. «Лучше разориться, чем прослыть скупцом. Первое — только на время, ведь принятие дара обязывает воздать за него сторицею. Скупость же ведет к потере звания, положения, к исключению из общества».1

Рыцарская культура ориентировалось на внешнее проявление. Выражалось это в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчёркивались красота и внешняя привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам. Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего её человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения. Особое внимание в этом плане уделялось аксессуарам — головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг.

От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила — иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60- 80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности (опять же направленность, на внешнее проявление).

Обязанностью рыцарей была и забота о сиротах, вдовах и вообще забота о слабых (не стоит забывать, что рыцарская культура была, прежде всего, христианской, и, соответственно, ориентировалась, прежде всего, на основные христианские постулаты).

ИЗ «КНИГИ О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ» РАМОНА ЛЬЮЛЯ (1232—1316)

«...Если судьи призваны устанавливать справедливость, то рыцари призваны справедливость отстаивать. В том же случае, если рыцарь будет до такой степени в ладах с науками, что овладеет знаниями, необходимыми для судьи, этому рыцарю следовало бы стать судьей; ибо тот, кто способен отстаивать справедливость, лучше других может её и устанавливать...

Рыцарь должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, а также уметь многое другое в том же роде, что входит в обязанности рыцарей...

Как все вышеперечисленные занятия свойственны телу рыцаря, так и душе рыцаря свойственны справедливость, мудрость, милосердие, преданность, искренность, смирение, отвага, надежда, опыт и другие подобные этим добродетели.

Подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному... господину, когда тот в ней нуждается, недостоин звания рыцаря».1

Тем не менее, больше всего внимания рыцарский кодекс уделял отношению к врагам и к женщинам. Одним из обязательных требований к рыцарю было мужество. От сюда и формы поведения рыцаря в бою: рыцарь в доспехах не имел права отступать, нельзя было нападать на противника сзади, а также убивать безоружного врага. Рыцари старались по возможности уравнять свои шансы на успех в бою, с шансами противника. Например, если враг упал с коня, рыцарь тоже вслед за ним спешивался.

Эти правила поведения в бою диктовались принципами уважения к противнику, гордости, благородства и, наконец, гуманностью. При чём для рыцаря главным была не сама победа, а поведение в поединке, не зависимо от того, были это настоящие сражения, либо рыцарские турниры, которые приобрели к XII-XIV векам в Западной Европе особую популярность и пышность. Турниры, устраиваемые в честь знатных и прекрасных дам, собирали тысячи зрителей и участников, и каждый раз превращались в зрелище.

Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее при­носила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Ры­царские идеалы отчасти противостояли этическим прин­ципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, про­возглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепро­щения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс ры­цари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим — крестьянам, горожанам, купцам и им подобным — не было и речи о каком-то «рыцарском» отношении. На­против, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей «хорошим тоном».

Правилами этикета и требованиями хорошего тона признавалось верхом невоспитанности пить и говорить с набитым ртом, есть двумя руками, обращаться с просьбой одолжить кубок, в случае если человек еще не допил (кубок стал выдаваться на двоих). Вырабатывается привычка красиво ходить, прилично сидеть и вести себя за столом. Культурным людям не позволялось громко смеяться, класть ногу на ногу, резко размахивать руками — жестикулировать и т.д..

Рыцарская культура - культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, который предписывал строгое соблюдение этикета. Рыцаря украшали семь обязательных искусств:
-1- верховая езда;
-2- фехтование;
-3- владение копьем;
-4- плавание;
-5- охота;
-6- игра в шашки;
-7- сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.
1

4. Отношение к женщине.


В рыцарской культуре возникает культ дамы, бывший необходимым элементом куртуазности, придававшей ис­ключительное значение любви как чувству, возвышающе­му человека, пробуждающему в нем все лучшее, вдохнов­ляющему на подвиги. Новая рыцарская культура влечет за собой зарождение неизвестной древнему миру формы поклонения женщине — культ Прекрасной дамы.

«Эта любовь, горячая и земная, но в то же время поэтическая и идеализированная, - как замечает Ф. Кардини, - бросала открытый вызов церковному аскетизму».1 Она вдохнов­ляла авторов рыцарских романов и трубадуров. Настоящий расцвет рыцарская поэзия пережила в конце XI в. в Провансе (на юге Франции). Известны тысячи имен провансальских поэтов, которые творили на протяжении каких-то 50 лет. Их называли трубадурами (видимо, от слова “трабор” – творить). Трубадур обязательно обладал рыцарским званием. Он непременно был влюблен и в стихах о любви прославлял даму своего сердца (впрочем, дама могла быть и выдумана). И поскольку тема была примерно одна и та же, то трубадуры изощрялись в ее разработках. Они создали рифму, создавали музыку к стихам, разрабатывали изысканные формы и жанры в поэзии. Ими были созданы жанры “альбы” (утренней песни влюбленных при расставании); серенады (вечерней песни под окном дамы); пасторали (песни пастуха и пастушки); канцоны (любовной песни); баллады (вначале плясовой песни); романса (выражавшего грусть об ушедшей возлюбленной), и т. д. В XII в. поэзия поистине становится «повелительницей» европей­ской словесности. «Из Прованса увлечение поэзией распростра­няется в другие страны. На севере Франции появляются труверы, в Германии — миннезингеры, куртуазная поэзия расцветает на Пиренейском полуострове».2

Любовное служение стало своего рода «религией» высшего круга. Не случайным представляется и то совпа­дение, что в это же время в средневековом христианстве на первый план выдвигается культ девы Марии. Мадонна царила в небесах и сердцах верующих, подобно тому, как дама царила в сердце влюбленного в нее поэта-рыцаря.

Любви придавалось исключительное значение. Она должна была облагораживать рыцаря, вдохновлять его на подвиги. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, рыцарь должен был демонстрировать преданность и самоотверженность. Он должен был уметь владеть собой и укрощать свои порывы.

Такой тип любовных отношений с Прекрасной Дамой получил название «куртуазной любви» (от старо-франц. court — «двор») — изысканно вежливой, утонченной, любезно-галантной. Куртуазная любовь по существу представляла собой некую форму игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам и отведенной им роли.

С другой стороны отношение рыцаря к женщине зависело от того, кем она была: дамой благородного происхождения или простолюдинкой. Заботливость и обожание, безусловно, могли относиться только к даме из высшего сословия. Изысканно ухаживая за женщиной, оказывая ей знаки внимания и любви, рыцарь тем самым подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от «деревенщины».

Принципы куртуазных любовных отношений оказали огромное влияние на формирование как духовной культуры, так и нравов, традиций того времени. Начинается расцвет любовной лирики. Например, роман об удивительной любви Тристана и Изольды. Рыцарь и его дама сердца, герой ради любви – вот первичный и неизменный романтический мотив. Отсюда томительные мечты о подвиге во имя любви, желание демонстрировать свою силу, истекать кровью, страдать. Подвиг – это, прежде всего, освобождение или спасение дамы. При всей своей привлекательности идеал куртуазности далеко не всегда воплощался в жизнь. С упадком рыцарства он становится элементом модной игры. На излете средневековья усиливается моральное осуждение рыцарства, соблюдавшего чисто внешние проявления этикета, рыцарская честь уступает место выгоде, рыцари подчас превращаются в объект насмешек, а рыцарский роман вырождается в пародию.
     Однако лучшие черты рыцарского эпоса и рыцарской культуры были восприняты и переосмыслены последующими поколениями, вошли они и в духовный мир человека XXI века. Образ настоящего рыцаря, пусть даже и весьма идеализированный, остается привлекательным для современников.

VI. Заключение


Итак, в заключении хочу обратить внимание на то, что в идеале рыцарства выразилось стремление к прекрасным формам бытия, облагороженного бытия. Ценности рыцарства выявлялись и на уровне нормы (обязательных форм и содержания поведения), и на уровне высоких духовных идеалов. До сих пор с рыцарем сравнивают благородного мужчину, реализующего в отношении к другому человеку не силу (тем более не грубую силу), а именно благородство. От рыцарства (пусть отчасти выдуманного) в культуре осталось многое из того, что, хотя бы в виде норм внешнего поведения, выражает самые возвышенные идеалы, в том числе и нравственные. Но судить о средневековой нравственности по рыцарскому идеалу невозможно.

Рассматривая жизнь в средние века, выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел в своей статье «Почему я не христианин» написал: «…средние века были грубыми, они были рыцарственными, они были благочестивыми. Но если мы хотим видеть эпоху в истинном свете, мы не должны противопоставлять ее нашему собственному времени, независимо от того, в чью пользу это противопоставление: мы должны попытаться увидеть ее такой, какой она виделась современникам. Кроме всего прочего следует помнить, что в любую эпоху большинство людей заняты добыванием хлеба насущного, а не высокими темами, о которых пишут историки».1

Расцвет христианской религии совпал со скопления огромных сил, которые были отправлены в поход на Иерусалим. То есть христианская идея объединила воинствующий класс – средневековое рыцарство.

Подвиги же рыцарей “духа” остались на века в памяти людей, и такие люди были, есть и будут всегда. Потому что всегда найдётся место героическому сознанию в любом обществе, в любое время, в любом месте …



Рыцарская культура — сложное переплетение условностей, символики, забав, особого отношения к красивому слогу и стремления быть впереди. Однако за всем этим стоит культ воина, характерный ещё для эпохи военной демократии германцев.

Интересным явлением в рыцарской культуре, пожалуй, была поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров, воплощавших рыцарскую мечту о возвышенных чувствах, романтической любви. Одним из самых ярких образцов рыцарского эпоса можно считать «Песнь о Роланде», записанную в XII в., спустя несколько веков после реальных событий. Поэма рисует идеальные образы и идеальные отношения, весьма отдаленно напоминающие реальных героев. В ней воспеваются верность, дружба, доблесть, мужество и героизм, и не случайно этой поэмой восхищаются люди, говорящие на разных языках.

Рыцарство - понятие не подвластное времени, - это честь, благородство, отвага, сегодня так же необходимые обществу, как и в средние века.

Хоть сословия такого уже нет, ценности рыцарства не исчезли, сохранилась мечта про подвиги честь и т. п.

VII. Использованные материалы


Литература:


  1. Бердье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М., 1955

  2. Бес­смертный Ю. Л. Рыцарство и знать Х—XIII вв. в представлениях современников.// Сб. ИНИОН АН СССР «Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной историогра­фии». М., 1980

  3. В тени крепостных стен. Энциклопедия. Открытие мира юношеством. М., 1995

  4. Возрождение и гуманизм. Энциклопедия. Открытие мира юношеством. М., 1995

  5. Всемирная история. Т.1. Энциклопедия для детей. М., 2001.С. 290-292

  6. Квитковский Ю. В. Воины средневековья - рыцари креста.

  7. Козьякова М.И. История, культура, повседневность, Западная Европа от античности до 20 века. М., 2002

  8. Крестоносцы // Что есть что. М., 1998

  9. Песнь о Роланде. // Хретоматия по средневековой литературе.

  10. Пуатье 1356 г. // Военно-исторический альманах «Новый солдат» год

  11. Руа Ж. Ж. История рыцарства. М., 2000

  12. Рыцарство. //Большая Советская Энциклопедия. М., 1979

  13. Средневековый человек и его мир. // Средневековая Европа глазами современников и историков. 3 часть. М. , 1995


Интернет-источники:


    http://www.krugosvet.ru Энциклопедия кругосвет®

    http://www.enc.mail.ru Энциклопедия @mail.ru

    http://www.wikipedia.org Проект многоязычной энциклопедии http://www.vadimus.by.ru Сайт о столетней войне.

    http://www.lib.ox.ac.uk Библиотека Оксфордского

    университета.



    http://www.tgorod.ru Проект, посвященный исторической

    реконструкции средневековья.



    http://www.steelbastion.narod.ru Клуб исторической реконструкции и

    фехтования "Стальной Бастион"



    http://armor.kiev.ua/army/hist/index.shtml Анатомия армии

    http://militera.lib.ru/science/svechin2a/07.html Военная литература

    http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1101

    http://www.librarium.ru/showarticle.php?id=6748

    http://fantasyland.info/history/rycarstvo.php

    http://klio.tsu.ru/knight.htm Культура рыцарской среды

    http://penza.fio.ru/personal/64/2/6/ Средневековые рыцари

    http://ritsarstvo.hostmuseum.com/ Рыцарство в Западной и Центральной Европе

    http://www.likt590.ru/project/history/1-6-1.html Путешествие по средневековью

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/089/89379.htm Рыцарство
Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81

ЗАО г. Москвы

Исследовательский проект по теме:



«Средневековое рыцарство:

идеал и историческая реальность»
ученика 11 класса «А» ГОУ СОШ № 81

Александрова Игоря Сергеевича

Руководитель проекта:

к.и.н. Калинина Н.С.,

учитель истории школы № 81
Москва 2007



1 Большая Советская Энциклопедия

1


2 Обзор литературы конца 60—70-х гг. см. в статье: Бес­смертный Ю. Л. Рыцарство и знать Х—XIII вв. в представлениях современников.— Сб. ИНИОН АН СССР «Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной историогра­фии». М., 1980, с. 196—22

1 Уколова В. И. Рыцарство и его предыстория. //Вступительная статья в книге Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987


1 http://www.gazeta.ru/culture/2006/12/12/a_1145740.shtml

2 http://www.books4u.ru/index.asp?Kod=202477

1 http://militera.lib.ru/science/svechin2a/07.html


1 http://militera.lib.ru/science/svechin2a/07.html

1 http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1101


1 Всемирная история. Т.1. Энциклопедия для детей. М., 2001.С. 290-292

1 Всемирная история. Т.1. Энциклопедия для детей. М., 2001.С. 290-292

1 Всемирная история. Т.1. Энциклопедия для детей. М., 2001.С. 290-292

2 Бессмертный Ю. Л. http://www.oval.ru/enc/62441.html

1 http://fantasyland.info/history/rycarstvo.php

1 http://penza.fio.ru/personal/64/2/6/kodeks.htm

1http://www.lgo.ru/urok1-03.htm



1 http://www.history.ru/index.php

1 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987

2 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987

1 http://psylib.org.ua/books/rassb02/txt03.htm





<< предыдущая страница  



В каждом гробу есть будильник, и поставлен он на день Страшного суда. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>