Социология конфликта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта 2 595.83kb.
Учебно-методический комплекс для специальности №0203000 Социология... 3 801.32kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 104.73kb.
Доклад по теме: «Арабо-Израильский конфликт» 1 100.78kb.
Программа дисциплины "Социология конфликта" 1 146.99kb.
Социология конфликта и компромисса 1 229.1kb.
История конфликта сербов и хорватов 1 53.38kb.
«Особенности Индийско-Пакистанского противостояния» 4 772.83kb.
Классовая теория (насилия) конфликта выводит его причину из 1 112.96kb.
Конфликт в сложных обществах. Введение к русскому изданию 1 213.64kb.
Дисциплины опд. Ф. Социология семьи 6 511.03kb.
Примерный перечень вопросы к зачету по дисциплине «Конфликтология» 1 20.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Социология конфликта - страница №1/1

Социология конфликта.
План.


1.Понятие конфликта, его социальные предпосылки. 4

2.Функции социальных конфликтов, их классификация. 8

3.Механизм социального конфликта. 10

4. Условия успешного разрешения конфликтов. 12

5. Методы для разрешения социальных конфликтов. 13

Заключение. 14

Литература. 15


Введение.
Социология есть наука об обществе. Этот основной смысл выражает и термин «социология». Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

В социологии существует такой раздел – социология конфликта.

Проблема конфликта является одной из актуальных в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия «конфликта», его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей решения, а также типологии, классификации конфликтов, выявления их роли в общественной жизни и т. д.

1.Понятие конфликта, его социальные предпосылки.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоре­чий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противо­речия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества -экономическую, политическую, социальную, духовную. Обост­рение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжен­ности, которая нередко перерастает в конфликт. Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.

Большинство социологов склонны считать, что существо­вание общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Под воздействием конфликтов общество мо­жет преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глу­бокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н. э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении ве­щей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их поло­жительную роль в общественном развитии.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о при­роде и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и эконо­мическое соперничество между ними. Последнее рассматрива­лось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляри­зацию между «накоплением богатства» и «привязанным к тру­ду классом»(1).

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов при­держивались немецкий социолог М. Вебер, австрийский со­циолог Л. Гумплович и др. С позиций исторического материа­лизма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий ка­питалистического строя.

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема кон­фликта получила в XX в. При этом теория конфликта проти­востоит теории структурно-функционального анализа общест­ва. Представители функционализма придерживаются равно­весной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечи­ваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические пар­тии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т. д.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Наиболее известными представителями этого на­правления являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, К.Э. Бо-улдинг и др.

Ральф Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориен­тации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный кон­фликт каждый момент. Он рассмотрел причины формирова­ния и этапы развития социальных конфликтов, в основе кото­рых видел конфликт интересов.

Любое общество, по его мнению, опирается на принужде­ние. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственно­сти и власти), а отсюда и различие их интересов и устремле­ний, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожден­ные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому чтобы понять природу конфликта, необходимо, прежде всего, понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта. И здесь Р. Дарендорф выделяет объективные (латентные) и субъективные (явные) интересы. Они обнару­живаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовываются «обе стороны» конфликта. Эти «стороны» еще не являются в буквальном смысле социальной группой, не консолидировались в нее. Поэтому Дарендорф называет их квазигруппами. В то же время в каждой из этих групп проис­ходит формирование неких общих интересов и психологиче­ской направленности на их защиту. Все это характеризует первый этап развития конфликта.

Второй этап развития конфликта состоит, по Дарен-дорфу, в осознании латентных, т. е, скрытых, глубинных инте­ресов субъектов и тем самым в организации квазигрупп в фак­тические группировки, организации групп интересов(2).

Третий этап заключается в непосредственных столкно­вениях тех или иных «идентичных» групп (например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т. д.). Если идентичность отсутствует, то конфликты неполные, т. е. до конца не сформировались. Дарендорф утверждает: «в целом каждый конфликт достигает своей окончательной формы лишь тогда, когда участвующие элементы... идентичны»(2).

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство соци­альных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей.

А отсюда и противоречия их интересов. Неравенство социаль­ных позиций отражено в самой власти, которая позволяет од­ной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерст­во, власть и престиж делают социальные конфликты неизбеж­ными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбеж­ный способ разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты - это всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Конфликты - источники иннова­ций и социальных перемен. Они не позволяют обществу за­стаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе суще­ствующих в обществе правил.

Американский социолог Льюис Козер в работах «Функции социальных конфликтов» (1956 ), «Продолжение исследования социального конфликта» (1967 ) обосновывает свою теорию позитивно-функционального конфликта. Под социальным кон­фликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на оп­ределенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целя­ми противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника»(3).

Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбеж­ное социальное неравенство, вечная психологическая неудовле­творенность членов общества, порождающие напряженность меж­ду индивидами и социальными группами. Эта напряженность не­редко разрешается через разного рода конфликты.

Исходя из состояния общества Козер, дает классификацию социальных конфликтов. Он замечает, что в закрытом общест­ве конфликты могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В откры­том же обществе конфликтам дается выход, что смягчает на­пряженность. Они могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.



Общая теория конфликта разрабатывается также американ­ским социологом Кеннетом Эвартом Боулдингом, который на­писал работу «Конфликт и защита: общая теория» (1963). Он констатирует, что в современных обществах возможно и необ­ходимо регулирование социальных конфликтов. Боулдинг счи­тает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Пред­ставление о сущности социальных конфликтов позволяет об­ществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт - это ситуа­ция, в которой стороны понимают несовместимость своих по­зиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отно­шение к нему. И тогда они сознательно организуются, выраба­тывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничи­вать.

В целом зарубежные социологи далеко продвинулись в изу­чении социальных конфликтов. В исследованиях же советских ученых прежде всего подчеркивалась материально-эконо­мическая и классовая природа конфликта. Это была марксист­ская концепция, которая сводилась к анализу столкновений между антагонистическими классами - упрощенный подход к изучению проблемы. И поскольку считалось, что в социали­стическом обществе отсутствовали антагонистические классы, значит, отсутствовали и конфликты. Поэтому научные иссле­дования по этой проблеме почти не велись.

В последнее же десятилетие эта тема стала освещаться в статьях, публикуемых, например, в журналах «Конфликты и консенсус», «Социологические исследования» и др. Появились монографические исследования, проводятся круглые столы, посвященные проблеме социальных конфликтов в условиях переходного периода.

Признано, что общество сохраняется как целое благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфлик­тов. Выше уже говорилось о конфликтах, порождаемых неоди­наковым положением людей по отношению к власти. Другими словами, когда одни, находясь у власти, управляют и коман­дуют, другие вынуждены подчиняться и исполнять издавае­мые законы, директивы, распоряжения.

Причиной социального конфликта может оказаться несов­падение интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали, в частности, Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. То же можно сказать и о несовпа­дении индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сто­рон их социальной жизни. Но при удовлетворении потребно­стей одних людей возникают препятствия, создаваемые други­ми людьми. При этом появляются противоположные ценност­ные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта. При наличии определенных условий сторонники раз­ных форм собственности могут вступить в конфликт между собой.

Важным источником конфликтов является социальное не­равенство. Специалисты в области социологии конфликта от­мечают, что социальные позиции и характер притязаний лю­дей зависят от их доступа к распределению ценностей (до­ходов, знаний, информации, элементов культуры и т. д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравнилов­ки, угасанию для многих стимулов творческой деятельности и инициативы. Справедливости ради следует отметить, что не­возможно полностью удовлетворить потребности и интересы всех желающих. Поэтому неравенство, в том числе социальное, неустранимо. Оно существует повсеместно и нередко имеет по­ложительное значение, ибо способствует проявлению состоя­тельности, стимулирует жизненную энергию людей и т. п. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как сдержи­вающее, препятствующее удовлетворению ее потребностей.



2.Функции социальных конфликтов, их классификация.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и от­водных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, сти­мулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является комму­никативно связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо­лидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявля­ются возможности для этого.

Но социальный конфликт может носить негативный, раз­рушительный характер, дестабилизировать отношения в соци­альных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон пред­приятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно­шений, в социальной сфере и т. д.

Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом (6).


  • Личностный конфликт включает конфликты, происхо­дящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивиду­ального сознания.

  • Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие, группы.

  • Межгрупповой конфликт - это конфликт между социаль­ными группами и общностями людей с противоположными интересами.

  • Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие обра­зуют группу внутри какой-то большой группы, или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

  • Конфликт с внешней средой - индивиды, составляющие
    группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны
    административных и экономических норм и предписаний. Они
    вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти
    нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

  • Конфронтация - пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

  • Соперничество - борьба за признание личных достиже­ний и творческих способностей со стороны общества, социаль­ной группы, социальной организации. Цель соперничества -приобретение лучших позиций, признания, демонстрация пре­восходства путем достижения престижных целей.

  • Конкуренция - особый тип конфликта, его цель - полу­чение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Профессор Мичиганского университета А. Раппопорт, по­лемизируя с известным американским специалистом в области теории конфликта профессором Гарвардского университета Т. Шеллингом, убедительно доказал, что нельзя подгонять все конфликты под единую универсальную схему. Есть конфлик­ты типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; дебатов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчи­тывать на компромисс; игр, если обе стороны действуют в рам­ках одних и тех же правил, поэтому они никогда не заверша­ются и не могут завершаться разрушением всей структуры от­ношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из кон­фликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества(5).

Конфликт с точки зрения социологии - это, прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност­ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Если исходить из поведенческой теории, то цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет инте­ресов других. Когда интересы четко демонстрируются, выявле­ны субъекты, объект и средства конфликта, а также тактика поведения, тогда это будут открытые, или полномасштабные конфликты. Если же интересы в конфликте структурированы слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализован и поведение участников скрытое, то такой тип конфликта называется скрытым, или неполным (например, на­рушение трудовой дисциплины, невыходы на работу, граждан­ское неповиновение и т. д.).

Можно назвать еще ложный конфликт, который находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае ложного конфликта отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то одной стороны возникает ложное представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет.

Существуют и иные варианты типологии социальных кон­фликтов по различным основаниям. Точку здесь ставить не следует, так как проблема детальной разработки типологии конфликта остается достаточно открытой и ученым еще пред­стоит продолжить анализ.

3.Механизм социального конфликта.

На пути перерастания противоречия в конфликт складываются своеобразное состояние, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Последняя непосредственно предшествует конфликту, развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процес­сы, прямо ведущие к открытому конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, которые пред­шествуют конфликтам и часто порождают несовместимые тре­бования. При этом удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой.

Важным моментом зарождения конфликта является нали­чие объекта, обладание которым связано с удовлетворением потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта. Данная ситуация, как пра­вило, осознается конфликтующими сторонами.

В предконфликтной стадии субъекты прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, (мате­риальные ценности, власть, информацию, связи и т. д.), пред­принимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий.



Начавшийся конфликт в процессе своего развития претерпе­вает определенные изменения. Это связано с тем, что отноше­ния, складывающиеся в начале и в конце конфликта, сущест­венно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т. д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.

Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами кон­фликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается.



Начальная стадия конфликта, как и предконфликтная ста­дия, имеет свое значение. На этой стадии создаются те или иные условия для вмешательства с целью преодолеть начав­шийся конфликт. Каждая сторона уже столкнулась с сопротив­лением противника, почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизиться к победе. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не­случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты дейст­вия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению.

В самом конфликте действия могут быть открытыми, непо­средственными или же скрытыми, опосредованными. Они мо­гут быть физическими, психологическими, идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемы и непредсказуемы, но обычно они расширяют сферу конфликта.

Итак, для наличия конфликта требуются три условия: объ­ективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличие одной только конфликтной ситуации еще недостаточно, если стороны миролюбивы) и наличие по­вода для конфликта, т. е. своеобразного «спускового механиз­ма», способствующего развитию событий.



Третьей стадией протекания социального конфликта явля­ется разрешение конфликта. Это стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности.

Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента - необ­ходимое, но недостаточное условие для погашения конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные ус­тупки).

Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное разрешение означает прекращение конфликта, карди­нальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», ус­тановка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.



4. Условия успешного разрешения конфликтов.

При частичном же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побу­дительные установки к продолжению противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно:

своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта;

обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к другу;

совместным поиском путей преодоления конфликта. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы.

Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные природные явления, такие как водовороты, вихри и т. д. Вполне допустимо рассматривать каждый его этап в виде витка спирали, имеющей свои подъемы и спады, напряженность и разрядку.

Так, в конфликте действительно наблюдается рост психологической напряженности. Но этот рост не может быть бесконечным. Доходя до определенной точки, он как бы замирает, после чего наступает некоторый спад напряженности. Признание такого спиралеобразного движения отношений в конфликте важно, так как позволяет находить и использовать средства регулирования данных отношений.

В социологической науке соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, правления ими.

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и, скажем, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:

сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон;

снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонизирующих ситуаций в отношениях сторон.



5. Методы для разрешения социальных конфликтов.


Разрешение социального конфликта - дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы.

  • Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, избегании встреч с противником и т. д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина.

  • Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

  • Метод использования посредничества - примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль по­средников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

  • Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

  • Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способству­ет выработке и других методов разрешения социальных кон­фликтов.

Осмысление природы и содержания общественных кон­фликтов позволило ученым и практикам выработать следую­щие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:

во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуж­дению вопросов, касающихся содержания конфликта;

стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

участники переговоров должны гласно и доказательно рас­крывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу.

Заключение.

Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В России идет процесс формирования некого промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается отношениями государственной собственности и государственной монополией на определенные средства производства. Создается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, культуре и т. д. Поэтому конфликты неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.


Литература.

1. Гегель. Г. Философия права. - М.: Мысль.- 1990, с. 441.


2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социоло­гические исследования. 1994. № 5. с. 142 – 143.
3. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология» конфликта. - М: Политиздат, 1982, - с. 39.
4. Фишер Ф., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.:

Наука, 1992, с.9.


5. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
6. Фролов С. С. Социология. - М.: ИК «Логос», 1996, с. 326.

Всероссийский заочный финансово- экономический институт

Факультет учетно-статистический _

Специальность бух. Учет, анализ и аудит группа



Личное дело № _04УБД721034____

Контрольная

----------------работа №------------------

Курсовая


по______Прикладная __социологии__________________

(наименование дисциплины)

на тему_____социология конфликта тема -7

(полное наименование темы или номер варианта)

Студента курса__ 3__

(Ф.И. О. полностью)

Дата отправки работы Место работы и

в филиал анимаемая

Дата регистрации работы должность

Филиалом ____________ __________



Деканатом______________ ________










Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать. Сюзанна Броан
ещё >>