Социально-политическое учение Дж. С. Милля - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Geetest ru generated тест по Проверке своей политической грамотности 1 33.67kb.
Реферат Политическое и социально-экономическое развитие Германских... 1 214.68kb.
Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ... 1 111.52kb.
Темы контрольных работ по дисциплине «История политических и правовых... 1 69.78kb.
Дж. С. Милль и его «Основы», Фоссет и Кернс Трактат Милля «Основы... 1 119.52kb.
Обзор источников и литературы (к историографии вопроса) 1 116.55kb.
Контрольная работа по курсу «Отечественная история» 1 369.9kb.
Лист вопросов по Новой истории для учеников 9-х классов § 19 1 16.41kb.
Учение жизни рихард Рудзитис учение огня 26 2917.99kb.
Методические указания к курсу «Политическое консультирование» 1 142.89kb.
Тема 17 политическая социализация учебные вопросы 1 152.45kb.
Отклики железнодорожная забастовка и банкроты демократизма 1 35.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Социально-политическое учение Дж. С. Милля - страница №1/1

Социально-политическое учение Дж.С.Милля

По сравнению с учением И.Бентама, идеи Милля были следующим этапом развития утилитаризма в буржуазной политической теории. Милль внес важный вклад в азвитие буржуазной методологии научного познания социально-политических явлений, а также в дальнейшую разработку номативных основ политической теории либерализма.

Милль сосредотачивает свое внимание на анализе форм социально-политического м шления. Считая, что они определяют реальность, ищет пути упорядочивания "фактов опыта" в политике. В его нормативной политической теории можно выделить есколько "этажей": Этику, социальную и политическую философию, а также ко ституционно-правовые взгляды.

Справедлиость по миллю имеет своей основой пользу и сставляет главную часть всякой нравственности. Все, что ведет к достижению счастья -- справедливо. Сп аведливость -- те нравсвенные требования, которые в сумме занимают высшее место в ряду требований общей пользы "и поэтому имеют высшую обязательность,чем д угие требования". По своему же материальному содержанию категория справед ивости раскрывается через трактовку основной проблемы социально-политической фи ософии Милля --взаимоотношений личности и общества. Милль четко сформулировал ли еральную трактову этого вимоотношения, характерную для эпохи апогея домонопо истического капитализма. В определении этих взаимоотношений Милль исходит из и тересов и блага буржуазного индивида, но не так как это делал Бентам. Либера изи Милля -- более зрелый и гибкий по сравнению с бентамизмом. Острая классовая орьба в англии, свидетелем которой был Милль, развеяла иллюзии о возможности тождества интересов правящих и управляемых с помощью всеобщего избирательного п ава, а с другой стороны поставила перед господствующим классом насущную задачу стабилизации и укрепления сильной власти в условиях буржуазной демократии.

Милль смотрит на выбор политического учреждения скорее с моральной и воспитате ьной точки зрения, чем точки зрения материальных интересов. Ценность общего лага милль раскрывает как взаимный учет противоречивых интересов не только ин ивидов, но и классов. В своей этике он выступает как непосредственный пре шественник солидаристких концепций. Верил в возможность нравственного самоусоверше ствования человека, но в то же время считал необходимым спомощью конституционн х ограничений предотвратить вредные для "общего блага" последствия гоистических начал в человеке. Милль обвиняет современных ему политические учения в том,что они подавляют свобрдное развитие индивидов, и ставит в центр своей фи ософии истории и социальной философии понатия свободы и прогресса. Единственно еистощимым истчникомпргресса считает свободу, ибо благодаря ей может быть столько езависимых центров прогресса, сколько и личностей. Глубоко верит в естествен ость и необходимость плюрализма мнений и политических позиций, ссылаясь, как на своего предшественника на В.Гумбольдта.

Одним из первых буржуазно- либенральных идеологов указал н опаснось для бу жуазного индивидуума роста значения массы "средних" людей опасности для личноти и самого проггресса). Современная Миллю демократия не была действительным правле ием народа, то есть большинства трудящихся, но лишь правлением большинства в амках господствующего класса. Против пороков этого буржуазного правдения бо ьшинства, в пользу просвещенного меньшинства и выступает Милль. Взгляды Милля а политику менялись в течение его жизни.

Позиция Милля типично либерально двлцственная: он и против консервативных учеждений и политики, и против действительного народовлсастия, правления "неп освещенных" низов. Кредо Милля -- "сглаживание тех неровностей, которыми судьба есправедливо наделила все человечество, в рамках ныне существующего обществен ого порядка". (Маркс: Милль пытается примирить непримиримое.) Неравное распреде ение собственности, например, хотя и несправедливо, но полезно на практике, отказз от права на частную собственностиь и ее наследование -- еще болнн несправе лив.

Милль верит в неизбежность роста социальной солидарности и равенства и в возможность мирными средствами устранить недолстатки буржуазной демократии. Путь, который он выбирает, отнюдь не былнов для буржуазно-политической идеологии, это путь соответствия формальных политических институтов без перестройки эко омической основы общества. Подчеркивает актуальность идеалв конституционализма для современного ему общества. Воля народа означает волю большинтва или тех, кто п изнает себя большинством, следовательно, инородная власть может угнетать часть народа, следовательно, необходимы меры против злоуптребления. "Тирания больши тва", обыкновенно, включается в число тех зол, против которых общество должно ыть настороже. Буржуазная демократия, проведенная в отншении представите ьства, опасна для буржуазного индивида и должна быть ограничена (см. Токвиля). Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм."

Для обоснования прав индивида исходит из принципа пользы, как для личности, так и для общества. Абсолютно убежден, что права индивида есть сфера, свободная от вмешательства государства, и из этого праввила существует очень мало исключе ий. Вмешательства возможны только для самосохранения, но не для личного блага.

Основной принцип деятельности государства: оно не олжно мешать свободе еятельности индивидов и их ассоциаций, но призвано помогать им в этой деятель ости, делать все, чтобы развивать в обществе дух самодеятельности и предп иимчивости.

Наилучшаяформа правления-- представительская демократия,где каждый не только имеет голос в управлении страной, но и может быть призван к деятельному участию в нем.

Население современного ему государства делит на 2 класса, в первый из которых входят рабочие и мелкие торговцы, а во второй -- "хозяева". Оба класса, по м ению Милля, должны располагать равным количеством голосов в парламенте.

Государство руководимо "просвещенным меньшинством", избирательным правом обла ают как мужчины, так и женщины, достигшие совершеннолетия, исключая неграмотн х, нищих, банкротов, лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Система личного представительства: избиратель имеет право голосовать за известного ему лично кандидата от любого округа (защита от местных партийных оссов). "Сдержку" демократии вилит в разделении законодательной и исполнительной в асти. Исполительные органы должны назначаться. Функция законодательных орпга ов -- наблюдение и контоль за правитеьством. Большое значеие придавал эффекив ости исполнителоных органов, считая важнейшим ее условием специальную по готовку чиновников.



Итак: Милль предложил проект спасения буржуазного строя еще в начале его д гой кризисной эволюции. Основную ставку делал на улучшение оргагизации капита истического общества на основе морального совершенствования ее членов, ограниче ие численности "низших классов" и благотворную роль буржуазной элиты для мораль ого прогрксса всего общества.

Ф.Л. ван Холтхун: учение Милля есть дорога в утопию.




Когда всадник без головы, козлом отпущения служит лошадь. Борис Крутиер
ещё >>