Социально-политические аспекты «третьей мировой теории» муаммара каддафи абдсшхади ибрахими - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Политическая социализация: социально-политические основы исследования 5 730.36kb.
Карелия в годы Второй мировой войны: политические и социально-экономические... 5 972.45kb.
Политические аспекты процесса урегулирования государственной границы... 1 270.79kb.
Каддафи убит. Кто следующий? 1 27.93kb.
К теории сетевой экономики 31 2896.71kb.
Толерантность как категория политической теории 3 440.05kb.
Политические аспекты проблемы ядерной безопасности в странах северной... 1 335.33kb.
Социально-историческая детерминация политических процессов в монгольском... 4 613.22kb.
Предполагается обсудить следующие вопросы 1 8.23kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» 1 234.61kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» 1 234.8kb.
К вопросу о статусе сентенциальных актантов в позиции косвенного... 1 41.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Социально-политические аспекты «третьей мировой теории» муаммара каддафи абдсшхади - страница №1/1

«Власть».-2009.-№11.- С.137-139.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

«ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ТЕОРИИ» МУАММАРА КАДДАФИ
Абдсшхади ИБРАХИМИ,

магистр полит, наук; советник по культуре и информации Народного Бюро

Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии в Российской Федерации
Данная статья посвящена анализу основных социально-политических идей «третьей мировой теории» Муаммара Каддафи. В рамках идей «третьей мировой теории» критикуются недостатки существующих традиционных политических систем, и предлагается их исправление путем реализации альтернативных идей прямой демократии.

The article is devoted to the analysis of social and political ideas of the «third universal theory» of Muammar al-Qaddafi. Within in the framework of the «third universal theory» an alternative social and political paradigm of a direct democracy is demonstrated.
Ключевые слова:

«третья мировая теория», Муаммар Каддафи, Вепикая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия; «third universal theory», Muammar al-Qaddafi, Great Socialist People's Libyan Arab Jamahiriya.
Нет демократии без народных конгрессов!

Муаммар Каддафи

Вся наша надежда покоится на тех людях,

которые сами себя кормят.

Народная пословица
От редакции

Мировой экономический кризис многие ученые и политики расце­нивают как результат и проявление системного кризиса капитализма. Как писал Г.Х. Попов, восемьдесят лет назад кризис


1929 г. был набат­ным колоколом, возвестившим конец эпохи империалистического капитализма в целом. Кризис 2008 г. — тоже набат, возвещающий о неудовлетворительности реализуемого сейчас пути мирового раз­вития в целом. В этой связи заметно возрос общественный интерес к извечным вопросам об идеальных и оптимальных формах обще­ственного устройства. Многочисленные публикации дают разное их решение в парадигмах консерватизма, либерализма, социализма, национализма. Редакция журнала «Власть» в интересах широкого информирования своих читателей планирует ознакомить их с разны­ми точками зрения. В настоящем номере публикуется видение этой проблемы ливийским автором.
Современные политтехнологические коммуникативные тех­нологии нейтрализуют, доводят до минимума демократичес­кие институты в государстве. В результате искажается суть демократии, так как исчезает прямая связь между большинством народа и элитой, потенциал демократии съеживается до размеров самой элиты. Стандартные демократические западные институты функционируют таким образом, что государственная власть кон­центрируется в руках, которые, будучи наиболее влиятельной обще­ственной силой, действуют в своих узкоэгоистических интересах. Навязываемая ими миру «диктатура потребления, сложившаяся в мире под видом демократии, заставляет потреблять не то, что нужно и полезно вам, а то, что продвигается назойливыми производителя­ми. Вы сами заставляете вертеться маховик этой диктатуры, когда приобретаете то, что вам навязывают»1.

Политическая философия Запада основана на афинском пред­ставлении о демократии, которая изначально строилась на разделении общества на «граждан и рабов»2. Ее современной формой можно считать выделение «золотого миллиарда», сво­бодного от обязательств по отношению к остальному миру, которому уготована роль поставщиков сырья. Отживающая свой век мировая финансовая элита и, прежде всего, финансовая элита США превраща­ют остальной мир в глобальную перифе­рийную помойку.

При капиталистической системе, осно­вой которой является крупная частная собственность на средства производства, человечество обречено делить мир на дру­зей и врагов, на господ и рабов. Причем мировым господам и тем, кто ими мечта­ет стать, такая ситуация выгодна, и они ее искусственно всеми силами поддержива­ют. Это приводит к бесконечному сопер­ничеству с постоянными конфликтами и войнами. Между тем, теория и миро­вая практика имеют наработки того, как организовать общество, утверждающее социальное равенство и справедливость. Именно социализм, первый опыт постро­ения которого дала Россия, в потенциале, в перспективе позволяет создать мир, сво­бодный от эксплуатации человека челове­ком, мир, в котором свободное развитие каждого является условием и целью раз­вития всех.

Эта идея всесторонне и глубоко рас­крыта лидером Ливийской революции Муаммаром Каддафи. В написанной им небольшой по объему «Зеленой книге» обосновывается «третья мировая теория», которая «состоит из взаимодополняющих друг друга политических, экономических и социальных аспектов. Она предвещает массам окончательное избавление от всех видов угнетения, эксплуатации и господс­тва, открывает перед массами горизонты новой цивилизации, характеризующейся окончательной победой свободы: тогда [они] будут наслаждаться атмосферой безопасности и счастья»3. В своей книге М. Каддафи критически рассмотрел основ­ные атрибуты традиционной буржуазной демократической системы и изложил свои взгляды на народную власть.

По мнению М. Каддафи, «парламен­ты стали орудием, которое присваивает себе власть народа и монополизирует ее». Поэтому «правом народов является революционная борьба за уничтожение аппа­рата, монополизирующего демократию и волю народных масс, который называется парламентом». Муаммар Каддафи выступа­ет и против практики референдумов, кото­рые «не представляют собой современной демократии, так как трудящиеся выража­ют свое мнение только одним словом: "да" или "нет". Тот, кто говорит "да" или "нет", должен обосновать причину своего согла­сия или отказа»4.

Взамен им предлагается прямая демок­ратия, осуществляемая народными кон­грессами и народными комитетами. Ее, механизм таков. Все население страны разделено на первичные народные кон­грессы, которые избирают народный комитет в качестве руководящего органа. Его состав формируется за счет предста­вителей различных общественных групп — рабочих, крестьян, студентов, ком­мерсантов, ремесленников, чиновников. Народные комитеты формируют народ­ные конгрессы на уровне округов, где, в свою очередь, формируются администра­тивные народные комитеты, берущие на себя управление всеми сторонами жизни общества. Административные народные комитеты ответственны перед первич­ными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Помимо комитетов и кон­грессов создаются профессиональные союзы и объединения.

Все, что разрабатывают народные соб­рания, комитеты и профсоюзы, рассмат­ривается и окончательно утверждается на созываемом ежегодно Всеобщем народном конгрессе, где собираются руководители народных собраний, комитетов, профсо­юзов. Все его решения передаются для исполнения народным комитетам, про­фсоюзам и профессиональным комитетам.

Именно таким образом выглядит поли­тическая система Джамахирии, то есть народовластия, при которой народ сам становится источником власти, бла­годаря чему окончательно устанавли­вается истинная демократия в мире. Динамичные джамахирийские нормы и принципы допускают существование государственной и частной собственнос­ти при условии, что политическая власть, монополизирующая собственность, является властью всего народа. «Тем самым, — констатирует


М. Каддафи, — управление становится народным, народным становится контроль, утра­чивается отжившее определение демок­ратии, гласящее, что демократия - контроль народа над правительством, и на его место становится правильное определение, гласящее, что демократия — это народный самоконтроль»5.

В соответствии с «третьей мировой тео­рией» социально-экономические пре­образования, которые должны привести к уничтожению эксплуатации человека человеком, возможны без обострения социальной борьбы. «Мирная ликви­дация разрыва между классами в целях достижения социальной справедливос­ти»6 обеспечивается и тем, что осущест­вление реформ отвечает интересам самих собственников, которые смогут жить без страха перед будущим, и тем, что богатые сами откажутся от своего богатства и при­вилегий в пользу народа после того, как они осознают суть «революции народных масс»7. Как подчеркивают сторонники ливийской доктрины прямой демокра­тии, эти преобразования вытекают из исламской концепции права, справедли­вости, свободы и равенства, они основы­ваются на Священном Коране.

Для реализации идеи социальной спра­ведливости необходимо провести куль­турную революцию. Она призвана изме­нить сознание народных масс, привести к возвышению человека на основе знания «третьей мировой теории», понимания необходимости следовать ее постулатам и участвовать в ее претворении в жизнь. Предполагается, что этот новый чело­век должен быть обязательно человеком верующим и, предпочтительно, испове­дующим ислам. Религия при этом рас­сматривается как основа существования личности, а отход от нее ведет к распаду личности. Религия, указывает Каддафи, «является источником нравственнос­ти и совестью человечества, без религии невозможны нравственные обязательства в отношениях между людьми»8.

Как известно, в первой половине 80-х гг. XX в. во многих ближневосточных странах произошло расширение сферы использо­вания ислама как инструмента внешней и внутренней политики. Призыв к возвращению к духовным истокам и возрожде­нию исламской цивилизации был вызван внешними и внутренними причинами. Основной причиной было, прежде всего, неприятие исламскими странами норм «нового мирового порядка», навязывае­мых Западом. Несогласие с геополити­ческим диктатом, при котором прав тот, у кого больше «томагавков», заставляет многие мусульманские страны в качест­ве альтернативы западным политическим парадигмам искать разрешение социаль­но-политических проблем в собственных цивилизационных корнях.

Ливийская революция «Аль-Фатих» 1 сентября 1969 г., по сути, открыла новую эру Джамахирии — государства масс, кото­рая является политико-экономической системой, отвечающей подлинным инте­ресам народа. Обоснованная ее лидером идея джамахирийского общества вопло­тила в себе передовые социальные науч­ные знания, специфику традиций ислам­ской религии, а также справедливое желание народа иметь самоуправление. Джамахирия — динамическая, постоянно развивающаяся теория.

В этом году исполняется 40 лет Ли­вийской революции «Аль-Фатих». За эти годы наша страна, несмотря на мно­гочисленные экономические санкции и давление со стороны западных стран, достигла больших социальных успехов. У нас бесплатное образование, медицина, гарантированный социальный пакет для всех граждан Ливийской Джамахирии. В стране ликвидированы бедность, негра­мотность, преступность и безработи­ца. Огромные средства выделяются на строительство больниц, школ и жилых домов, на пенсионное обеспечение. Ливийская Джамахирия достигла боль­ших результатов в повышении реально­го благосостояния граждан. Ежегодный доход ливийского гражданина составля­ет от 6 000 до 30 000 тыс. фунтов стер­лингов, что значительно выше по срав­нению с большинством развивающихся и капиталистических государств. Средняя продолжительность жизни ливийцев уве­личилась с 45 до 70 лет. Конечно, Ливии далеко до идеала, но фундамент заложен правильный.



Таким образом, «третья мировая теория» и практика ее реализации в Ливийской Джамахирии являются оригинальным решением социально-политических про­блем, основанным на принципах народо­властия.

1 Lujytfi Muhammad. We and Western Civilization. – Tripoli, 1989,p. 17.

2 См. Р. Будаббусс Аль-Каддайа ас-сийасият. Тараблус 2000. (Политические проблемы) / на арабском языке. - Триполи, 2000, с. 34.

3 Джамахирийский словарь терминов «третьей мировой теории». - Триполи, 1987, с. 191.

4 Муаммар Каддафи. Зеленая книга. — Триполи, 1987, с. 37.

5 Там же, с. 47.

6 Там же, с. 59.

7 Там же, с. 57.

8 Р. Будаббусс Аль-Каддайа ас-сийасият. Тараблус 2000. (Политические проблемы) / на арабском языке. - Триполи, 2000, с. 37.





Туризм — лучший отдых, но отдых лучше туризма.
ещё >>