«Сочинение по картине как один из элементов системы работы по развитию связной речи» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова 1 53.93kb.
Педсовет «Совершенствование форм и методов работы с дошкольниками... 1 157.72kb.
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 1 269.31kb.
Сочинение по картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна» 12 2745.79kb.
Сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные... 1 62.22kb.
Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. 15 2810.9kb.
Сочинение по картине со сложной композицией сочинение по картине К. 1 152.15kb.
Сочинение- описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 46.58kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
Программа по развитию связной речи для детей с онр 8 1234.66kb.
Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» Цели урока: Научить школьников... 1 65.6kb.
«Союз русских художников» Одним из крупнейших выставочных объединений... 1 60.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Сочинение по картине как один из элементов системы работы по развитию связной речи» - страница №1/1

Тема : « Сочинение по картине как один из элементов системы работы по развитию связной речи »

Ещё в середине прошлого века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф.И.Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.

В настоящее время в научно- методической литературе по проблемам обучения родному языку преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, поскольку язык один из основных признаков нации. Культуроведческий подход предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.

Работа по картине помогает строить обучение, тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует погруженности учащихся в изображаемый художником мир.

Несомненно, что произведения искусства представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи.

Использование произведений живописи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая, которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, постичь причинно-следственные связи между ними и уяснить пространственные отношения, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, таким, каким он может стать. Раскрыть ТО в его личности, о чем он и сам, быть может, не знает.

Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения.

Картина должна выполнять роль опоры, стимула для осуществления речевых действий. Важным критерием отбора картин является возможность формирования культуроведческой компетенции учащихся. При отборе картин необходимо в первую очередь учитывать их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.

Важная особенность работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений.

Объект , запечатленный на полотне, организует наблюдение учащихся.Умение наблюдать помогает не только отбирать нужный материал, но и располагать его в определенном порядке, способствуя логическому и последовательному изложению мыслей более точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд особенностей. Эти уроки предполагают эстетический грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи, закрепляют основы зрительской культуры, умение чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его.

Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:

- подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);

- рассматривание картины;

- анализ картины (беседа по картине);

- словарно-стилистическая и орфографическая работа;

- чтение искусствоведческого текста;

-анализ искусствоведческого текста;

- составление плана речевого произведения;

- устное или письменное сочинение;

- анализ письменных работ учащихся.

Все указанные элементы урока взаимосвязаны и могут проводиться в иной последовательности
В своей деятельности я обобщаю опыт учителей по работе над сочинением по картине и стараюсь учитывать специфику таких уроков.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема: сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловский «Сирень в корзине»

Цели: 1) научить детей описывать изображенный поэтический предмет;

2) показать пятиклассникам разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником (живописцем);

3) ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.

4) использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.


Оборудование: портрет П.П. Кончаловского; репродукции натюрмортов « Сирень у окна», «Сирень», « Сирень в корзине»; портрет поэта В.Рождественского, звукозапись оперы П.Чайковского «Спящая красавица».
Ход урока:
1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя о жанрах живописи.

А) портрет



Портре́т  — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами
Б) пейзаж

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
В) натюрморт

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
3.рассказ учителя о художнике
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт. Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.
4.Рассмотрение картины под музыку П.Чайковского «Фея сирени» из оперы «Спящая красавица» (репродукция картины), тут же идет повествование легенды о сирени
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

5.Беседа по картине ( в ходе беседы учащиеся записывают в тетради словосочетания и отдельные слова на черновики, набирают рабочий материал для написания сочинения)
1. В какое время года мы можем встретить сирень в природе? Можем мы сегодня почувствовать запах сирени? (сирень можно увидеть весной, а сегодня при виде картины мы чувствуем аромат сирени)
2. Подберите синонимы к прилагательному «ароматный» ( душистый, благоухающий,пахучий)
3.Какого цвета, каких оттенков эта пышная сирень? (лиловая, темно-красная, белая, розоватая)
5.Опишите ветки сирени, расположенные в центре, верхней части и нижней части букета. ( В центре букета-большая ветка белой жемчужной сирени, вверху темно-красные грозди сирени, между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки , а внизу фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка)
6.Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к ней? (изумительная, чудная, чудесная,восхитительная, великолепная, прекрасная, роскошная, замечательная, дивная, поразительная, несравненная и т.д.)
7.На каком фоне изображена сирень и почему? ( на фоне сада, так как хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написана картина)
8.Что чувствуете вы , глядя на картину? ( картина вызывает восхищение, хорошее радостное настроение, напоминает о весне, о празднике)
6.Послушайте как сирень воспета многими поэтами и писателями. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский
( выразительное чтение подготовленного ученика или учителем)

Сирень.

Прогремела гроза, прошумела,


Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.


Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе


По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых


Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,


Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

Вс. Рождественский.
(тексты на столе у каждого ученика)
Какие прилагательные использует поэт для описания? (ответы учащихся)
Вывод
И поэт и художник изображают один и тот же предмет – сирень, только разными художественными средствами: художник-красками, поэт- словом

Сейчас у вас есть возможность почувствовать себя писателями, поэтами, художниками слова

Описать картину П.Кончаловского словами, используя наработанный во время урока материал.
7. Составление плана сочинения-описания
Примерный вариант плана может быть таким.
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

Цвет

Гроздья.


Листья

Корзина


III. “В букете все живет, цветет и радуется”.
Самостоятельное написание сочинения.
Примерный вариант сочинения:
П.П.Кончаловский был садоводом и любил изображать цветы. Никто из русских художников не создал так много натюрмортов с изображением цветов как он.

Любимые цветы П.П.Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известная из них "Сирень в корзине". Сирень изображена в корзине на столе. Она стоит красочная как разноцветный ковёр. Кисти сирени пышные сочные, как будто мокрые. Кисть состоит из маленьких, нежных цветочков. Листья у сирени тёмно-зеленые, а куда упал солнечный луч и позолотил их- жёлто-зелёные кисти. Сирень разных цветов: белая, фиолетовая, голубоватая. Торжественно выглядит в середине букета высокая тёмно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у неё оттенки : жемчужные, лиловые. Корзина, в которой стоит душистая сирень, сплетена из прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.



Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени."В этом букете всё цветёт, живёт и радуется",-писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюблённый в родную природу".

Следующий урок будет посвящен анализу творческих работ учащихся (разбор наиболее удачных и менее удачных сочинений)




Совершить самоубийство — значит нарушить правила вежливости, явившись к Господу без приглашения. Лорд Деннинг
ещё >>