Смерть поэта стихотворение Лермонтова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» 1 26.17kb.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта 1 117.2kb.
Тест по лирике М. Ю. Лермонтова Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова 1 27.53kb.
Урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М. 1 57.78kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. 1 52.49kb.
«Бородинское сражение» 1 145.53kb.
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" 29 января 1837 год 1 19.48kb.
Викторина по уже ранее известным фактам биографии М. Ю. Лермонтова. 1 88.66kb.
Смерть поэта 1 27.88kb.
Смерть поэта 1 26.43kb.
Романтического двоемирия и мотив невыразимого в русской литературе 1 93.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Смерть поэта стихотворение Лермонтова - страница №1/1




Смерть поэта - стихотворение Лермонтова

Михаил ЛермонтовСМЕРТЬ ПОЭТА Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим:[pic] Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видел злодеи в ней пример.|Зачем от мирных нег и дружбы ||простодушной ||Вступил он в этот свет завистливый и ||душный ||Для сердца вольного и пламенных ||страстей? ||Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,|| ||Зачем поверил он словам и ласкам ложным,|| ||Он, с юных лет постигнувший людей?.. || ||Язвили славное чело; ||Отравлены его последние мгновенья ||Коварным шепотом насмешливых невежд, ||И умер он - с напрасной жаждой мщенья, ||С досадой тайною обманутых надежд. ||И прежний сняв венок - они венец ||терновый, ||Увитый лаврами, надели на него: ||Но иглы тайные сурово ||Замолкли звуки чудных песен, ||Не раздаваться им опять: ||Приют певца угрюм и тесен, ||И на устах его печать. ||_____________________ || ||А вы, надменные потомки ||Известной подлостью прославленных отцов,|| ||Пятою рабскою поправшие обломки ||Игрою счастия обиженных родов! ||Вы, жадною толпой стоящие у трона, ||Свободы, Гения и Славы палачи! ||Таитесь вы под сению закона, ||Пред вами суд и правда - всё молчи!.. ||Но есть и божий суд, наперсники ||разврата! ||Есть грозный суд: он ждет; ||Он не доступен звону злата, ||И мысли, и дела он знает наперед. ||Тогда напрасно вы прибегнете к ||злословью: ||Оно вам не поможет вновь, ||И вы не смоете всей вашей черной кровью ||Поэта праведную кровь! ||1831 |Погиб поэт!- невольник чести -Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести,Поникнув гордой головой!..Не вынесла душа поэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин, как прежде... и убит!Убит!.. К чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хорИ жалкий лепет оправданья?Судьбы свершился приговор!Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?Что ж? веселитесь... Он мученийПоследних вынести не мог:Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок.Его убийца хладнокровноНавел удар... спасенья нет:Пустое сердце бьется ровно,В руке не дрогнул пистолет.И что за диво?... издалека,Подобный сотням беглецов,На ловлю счастья и чиновЗаброшен к нам по воле рока;Смеясь, он дерзко презиралЗемли чужой язык и нравы;Не мог щадить он нашей славы;Не мог понять в сей миг кровавый,На что он руку поднимал!..И он убит - и взят могилой,Как тот певец, неведомый, но милый,Добыча ревности глухой,Воспетый им с такою чудной силой,Сраженный, как и он, безжалостной рукой.Лермонтов - первый, ибо он, конечно же, выше и лучше ограниченной внешнимикрасивыми формами, светскими правилами и казарменными условностямигвардейско-офицерской среды, в которой ему пришлось жить и умереть.Напомним, что и здесь положение Лермонтова было достаточно шатко идвусмысленно: его родство, состояние и связи делали его завидным женихомдля московской небогатой дворянки Е.А.Сушковой, но немного значили в мненииновой николаевской знати и петербургского "большого света", царствалицемерия, лжи, предательств, мелочных условностей, всяческойпосредственности и фарисейства. Дворянин и гвардеец А.В.Дружинин это хорошопонимал: "Лермонтов принадлежал к тому кругу петербургского общества,который составляет какой-то промежуточный слой между кругом высшим и кругомсредним, и потому и не имеет прочных корней в обоих". Людей большого светараздражали независимая манера Лермонтова держаться, дерзкие насмешки ивмешательство в их важные тайные дела. Даже об умных и просвещенныхКарамзиных и их великосветской компании родственница поэта говорила: "Мишадля них беден". Здесь поэта любили и понимали, но считали, что он слишкомрано стал знаменитым. А граф и светский литератор-дилетант В.А.Соллогуб,муж известной красавицы, приписавшей себе одно из лучших стихотворенийпоэта, позволил себе утверждать, что Лермонтов вовремя умер. Потому и былосказано об увлекавшемся всеми этими светскими красавицами, девицами идамами поэте: "Как его не понимали эти барыни и барышни, которые только идумали, что об амуре и женихах!" В 1837 году после гибели ПушкинаЛермонтовым написано знаменитое стихотворение "Смерть Поэта", автор сразустал всем известен, был арестован, по высочайшему повелению переведен темже чином в армейский полк на Кавказ. Во время визита императора в ТифлисЛермонтов был прощен и возвращен в гвардию.Главной чертой лермонтовского творчества является именно борьба, Там, гдеесть такая внутренняя сила, такая молодость творческого духа, вера, надеждаи любовь, такой деятельный гений,- там демоны отчаяния и одиночестваотступают и начинает звучать слабый голос внутреннего человека, добившегосянаконец своей красоты и правды. Белинский вспоминал, что Лермонтов "затевалв уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые". Но уже то, что мы читаемсегодня, сделало автора "Демона" нашим вечным спутником и замечательнымлириком, высказавшимся вполне. При первом же его явлении с красноречивой истрастной "Смертью Поэта" все поняли: вот несомненный и достойный наследникПушкина. Именно таковы смысл и назначение поэзии и прозы великого русскогопоэта М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта»28 января 1837 года. По городу разнеслась страшная весть о смерти Пушкина.Неслыханное число людей захотело проститься с поэтом. Стену в его квартирена Мойке выломали для посетителей. Жуковский в письме к Бенкендорфу назвалдесять тысяч, С. Н. Карамзина (дочь историка) — двадцать тысяч, прусскийпосол в Петербурге Либерман — пятьдесят тысяч.Когда смертельно раненныйПушкин еще дышал и по городу ходили слухи о его гибели, Лермонтов написалпервые пятьдесят шесть строк стихотворения «Смерть поэта». Стихи тогда ещеневедомого поэта распространялись в десятках и сотнях списков, потряслисовременников, сейчас они известны почти каждому наизусть.Обратимся кпервой редакции стихотворения (56 строк), написанного 28 января. Беловойавтограф этого текста сохранился в Публичной библиотеке в архивеВ. Ф. Одоевского с надписью его почерком: «Стихотворение Лермонтова,которое не могло быть напечатано». Надпись свидетельствует, что Лермонтов хотел его опубликовать в газете«Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“»; газету редактировалиА. А. Краевский и В. Ф. Одоевский. Очевидно, «Смерть поэта» передалредакторам хорошо знавший их друг Лермонтова Святослав Раевский. Напечататьстихотворение оказалось невозможно. Даже за краткий некролог, написанныйВ. Ф. Одоевским и опубликованный в газете 30 января 1837 года, Краевскийполучил строжайший выговор.Скорбный пафос некролога, некоторые оборотыперекликаются со «Смертью поэта». Приведем его полностью: «Солнце русскойпоэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете своих лет, в средине своеговеликого поприща! Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякоерусское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русскоесердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! Наша радость, наша народнаяслава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзяпривыкнуть.29 января 2 ч. 45 м. пополудни». Гибель Пушкина в первой редакции стихотворения объясняется столкновениемпоэта со светским обществом («Восстал он против мнений света...»).Лермонтов находит уничтожающие слова; поражает меткость каждого эпитета,каждой оценки. Удивителен своей конкретностью, беспощадностью обрисовкипортрет убийцы Пушкина — Дантеса. Он списан с натуры. Удалось найтидокументы (письмо художника Г. Г. Гагарина), где он сообщает, что Дантесучаствовал в собраниях кавалергардов на квартире князя Трубецкого. Здесьчасто бывал и Лермонтов. Последние шестнадцать строк (начиная со слов «А вы, надменныепотомки...») написаны 7 или 8 февраля. Ранние рукописные копиизаканчивались словами: «И на устах его печать».В более поздних спискахсодержится и дополнение, некоторые из них начинаются с эпиграфа,обращенного к Николаю I. Очевидно, это последний, третий этап, завершающийработу над «Смертью поэта».Как же объяснить столь редкий случай — созданиесравнительно небольшого стихотворения в три этапа, отраженных в трех видахсписков.«Прибавление» связано с посещением Лермонтова его родственникомН. А. Столыпиным, чиновником министерства иностранных дел, завсегдатаемвраждебного Пушкину салона К. В. Нессельроде, руководившего этимминистерством. В «Объяснении» С. А. Раевский на суде (он был арестован зараспространение «Смерти поэта») сообщал, что Н. А. Столыпин «отзывался оПушкине невыгодно, говорил, что он себя неприлично вел среди большогосвета, что Дантес обязан был так поступить» (Воспоминания. С. 484).Свидетельство С. А. Раевского полностью совпадает с рассказом об этомэпизоде в воспоминаниях друга и родственника Лермонтова А. П. Шан-Гирея(Воспоминания. С. 222—224). Ираклий Андроников резонно заметил, что споры о Пушкине и Дантесеожесточенно велись не только в тот день (7 февраля), но и в конце января,когда был написан первоначальный вариант.Поэтому гневный финал «Смертипоэта» нельзя связывать лишь с посещением Н. А. Столыпина. Очевидно, этолишь один из импульсов. Что же произошло между 28 января и 7 или 8 февраля,когда был написан эпилог? Лермонтов получил новую информацию, обнаружилнарастающий размах и ожесточенность споров вокруг Пушкина. Позиция высшейзнати стала выглядеть еще более кощунственной. Выяснилась и подлая рольправительства и государя, отстранивших народ от церковного отпеванияПушкина. «Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать вИсаакиевском соборе... а между тем тело было из квартиры вынесено почтитайком и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получили строгоепредписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студентыприсутствовали бы на лекциях» (из дневника профессора и цензораА. В. Никитенко; запись 1 февр.). По приказу императора так же тайно телопоэта было увезено из Петербурга и захоронено в Святогорском монастыревблизи родового имения Пушкина.Очевидно, Лермонтов, находившийся в связи спростудным заболеванием в Петербурге, узнав 29 января о смерти Пушкина,имел возможность приехать на Мойку, чтобы проститься с Пушкиным (как моглобыть иначе!). Близкие друзья Лермонтова, например К. А. Булгаков,присутствовали и на отпевании поэта.Друзья Пушкина П. А. Вяземский,А. И. Тургенев и др. прошли две стадии в отношении к дуэли. Сначала, горькооплакивая друга, они, как это ни странно, в известной мере оправдывалиДантеса, прикинувшегося страстно влюбленным в жену Пушкина. Они видели вдуэли столкновение поэта со светским обществом и все же говорили о горячемхарактере Пушкина, о его африканском нраве! Семейная тайна Пушкина, факты,рисующие образ действий Дантеса и Геккерена в самом низком и отвратительномвиде, оставались даже им неизвестными (в частности, устройство свиданияДантеса и Н. Н. Пушкиной на квартире Идалии Полетики). Пушкин оберегалрепутацию жены, не желал какого бы то ни было вмешательства в свою личнуюжизнь. Грязный и беспардонный характер этих врагов Пушкина четкозафиксирован в классической книге П. Е. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина»,в хронике С. А. Абрамович «Пушкин. Последний год» (М., 1991). Теперь стало известно, что лишь 10—11 февраля друзья Пушкина узнали всюправду, круто изменили позицию и даже заявили о своей вине перед памятьюПушкина.Очевидно, и Лермонтов через девять или десять дней после дуэлиполучил эту информацию. Подобно друзьям Пушкина, он понимал, что к дуэлипривело столкновение поэта со светским обществом, что смерть носилафатальный характер («Судьбы свершился приговор...»; в письмахП. А. Вяземского «злой рок», «фаталитет»).Однако Лермонтов оказалсяпрозорливее. Уже в первой части «Смерти поэта» он нарисовал отталкивающийоблик Дантеса, не дал никаких поводов, чтобы объяснить дуэль горячимхарактером Пушкина. 10—11 февраля П. А. Вяземский уже писал, что Геккереныплели «адские козни», расставляли гнусную западню Пушкину и НатальеНиколаевне. Все эти факты и впечатления позволили Лермонтову по-новому взглянуть напричины гибели Пушкина, изменить тональность и концепцию стихотворения впоследних шестнадцати строках. Не отменяя предшествующий текст, Лермонтовперенес внимание на преследование поэта высшей знатью, на правительство.Они несут главную ответственность за участие в травле, за гибель поэта. Ониназваны «наперсниками разврата» — то есть порока в самом широком, в томчисле политическом отношении. Такое изменение пафоса, более глубокоепонимание конфликта, переход на гневный поэтический регистр объясняется итем, что Лермонтов сумел взглянуть на происшедшее как бы с большойвременной дистанции, верно оценить общественно-историческое значениеутраты.Через сто пятьдесят лет после гибели Пушкина мы стали яснееосознавать, что это важнейшее трагическое событие не только в русскойлитературе, но и во всей русской истории. Лермонтову удалось это сделатьбыстрее.Эпилог стихотворения не был вспышкой гнева, вызванной словамиН. А. Столыпина, он был, как это следует из чернового текста «Объяснения»Святослава Раевского, сочинен назавтра после спора и, несмотря наэмоциональность, вполне обдуман и взвешен.Эпиграф к «Смерти поэта», взятыйиз трагедии Жана Ротру «Венцеслав» (1648. Пер. А. Жандра) придает «Смертипоэта» еще больший драматизм и масштабность.Слова, восходящие кфранцузскому оригиналу, приобрели новое значение. Николай I, к которомуобращен эпиграф, становится действующим лицом стихотворения. Лермонтовзнал, что император был причастен к судьбе Пушкина, официальные кругипревозносили и добродетель Николая I, «осыпавшего милостями» семействоПушкина после убийства поэта.В момент, когда высшая знать оправдывалаДантеса, Лермонтов обратился к царю: Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу... Эпиграф (это долго не отмечалось лермонтоведами) был воспринят каквеличайшая дерзость. Корнет лейб-гусарского полка вмешивается в дела царя!Это было вопиющим нарушением установленного порядка. В докладной запискеБенкендорфа к Николаю I читаем: «Вступление к этому сочинению (т. е.эпиграф) дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное»(Воспоминания. С. 486).Позднее Е. П. Ростопчина писала, что крамолазаключалась и в том, что поэт «обращался прямо к императору, требуя мщения»(Воспоминания. С. 360).В сборнике «Литературное наследство» (1948. № 45—46)литературовед И. Боричевский высказал предположение, поддержанное затем И.Андрониковым: эпиграф появился лишь в списке «Смерти поэта», находящемся всудебном деле. Лермонтов этим эпиграфом якобы хотел снять остротузаключительной части стихотворения. И вот более четверти века в изданияхсочинений Лермонтова (включая академическое)«Смерть поэта» стала печататься без эпиграфа. Лишь в 1978 году в Собраниисочинений (издательство «Наука») эпиграф был восстановлен. Эпиграф долженбыл раздражить царя, потому что он вовсе не собирался казнить Дантеса, апросто отправить его на родину во Францию. Эпиграф содержит не только призыв наказать убийцу, но говорит читателюоб огромном историческом масштабе преступления: Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.Читатель сразу же получает представление о значимости события, онравственной необходимости «правого суда». Этот суд, по мнению Лермонтова,должен совершить император. Неубедительны доводы тех историков литературы,которые пытаются найти противоречия между эпиграфом и эпилогом. Речь идет онаказании совершенно разных лиц. В эпиграфе — о суде над Дантесом, взаключительных строках — о наказании палачей «свободы, гения и славы»,«жадною толпой стоящих у трона». Здесь говорится о неотвратимом божьемсуде. Эпиграф и эпилог вполне согласуются. Первая строка: «Погиб поэт! —невольник чести», — содержит цитату из пушкинской поэмы «Кавказскийпленник» («Невольник чести»), затрагивает основные особенности характераПушкина. Самоуважение, уверенность в том, что «первая наука чтить самогосебя» — об этом качестве Лермонтов отчетливо сказал сразу. Клеветники,враги Пушкина посягали на его человеческое достоинство, допустили грубоевмешательство в личную жизнь («Пал, оклеветанный молвой»). И снова цитата из Пушкина: «Поникнув гордой головой». Это сказано опоэте, который «не клонит гордой головы» (стихотворение Пушкина «Поэт»).Повторена и пушкинская рифма: молва — голова. Заметим, что и в стихотворении «Андрей Шенье» Пушкин сказал о своемгерое: «Ты не поник главой послушной». Обращение к пушкинским строкампроходит через все стихотворение «Смерть поэта», но их повторение включенов иной контекст, приобретает самостоятельное значение. Ряд строк восходит кполитической лирике Пушкина, прежде всего к стихотворению, посвященномугибели поэта, — «Андрею Шенье». И эта связь не только в отдельныхинтонациях и строках («Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил онв этот свет завистливый и душный»), но и в отборе слов, в лексике:«светоч», «свобода», «гений», «слава», «палачи» — все эти слова вы найдетев пушкинском «Андрее Шенье». Что касается заключительной части стихотворения, то здесь, помимоуказанной в учебниках связи с «Моей родословной» Пушкина (тема новой знати,поправшей «обломки игрою счастия обиженных родов»), снова звучит строка,возвращающая к политической лирике Пушкина: «Таитесь вы под сению закона» —это переосмысление строк из оды «Вольность»: «Склонитесь первые главой подсень надежную закона». Если в «Вольности» «сень закона» — частьобщественного договора, гарант свободы и покоя народа, то в «Смерти поэта»под «сенью закона» лицемерно таятся антинародные силы — «свободы, гения иславы палачи». Органично и сравнение погибшего поэта с Ленским: «Как тот певец,неведомый, но милый...» Но это сравнение не заходит так далеко, как об этомпишет в книге «Биография писателя» (1982) Ю. М. Лотман: «Уже в знаменитомстихотворении Лермонтова поставлен знак равенства между Пушкиным и Ленским,чем была заложена основа романтической легенды о гибели поэта». Лермонтовсравнивает горькую участь пушкинского героя и самого Пушкина — раннююгибель на дуэли — не более. Лермонтов пишет, «как тот певец, неведомый, номилый». Между «неведомым поэтом» и славой нации Пушкиным нет знакаравенства. Тем более нельзя считать, что Лермонтов «заложил основуромантической легенды о смерти поэта». Поэт раскрывает глубину конфликта,приведшего к гибели. Он основывается на верном понимании характера Пушкина,на знании ситуации, приведшей к трагедии. Строка «добыча ревности глухой»отражает лишь одну из черт этой драмы. «Смерть поэта» как раз подтверждает отнюдь не романтический замыселЛермонтова. Общий вывод, сделанный Ю. М. Лотманом, совпадает с концепциейЛермонтова: «Пушкин умирал не побежденным, а победителем... началась новаяжизнь — жизнь в бессмертии русской культуры». Современный биограф развиваетмысль, высказанную в «Смерти поэта». Лермонтов «благоговел перед Пушкиным и особенно любил „Евгения Онегина“»(свидетельство Белинского), он знал, конечно, многое о жизни Пушкинапоследних лет.В лейб-гвардии гусарском полку было множество знакомыхПушкина, начиная с командира полка генерала М. Г. Хомутова. Пушкин называлего своим наставником, а самый полк «колыбелью». С лицейских лет Пушкиндружил с офицерами этого полка П. Я. Чаадаевым, П. П. Кавериным,П. Д. Соломирским, позднее с Иосифом Ламбертом. Последние два — близкиезнакомые. Отношения Лермонтова и Хомутова были столь хорошими, что прирасставании поэт подарил Хомутову свой портрет работы Клюндера. Информациюо Пушкине могло передавать одно из самых осведомленных лиц — знакомыйПушкина Константин Булгаков, сын московского почтового директора, товарищЛермонтова по юнкерской школе. Его сестра Е. А. Булгакова была замужем заП. Д. Соломирским и хорошо знала Пушкина. Жена ротмистра лейб-гвардиигусарского полка Екатерина Алексеевна Долгорукова, подруга юностиН. Н. Гончаровой, встречалась с Пушкиным в Москве и в Петербурге. Посвидетельству редактора журнала «Русский архив» П. И. Бартенева, она«высоко ценила ум и образованность Лермонтова». Недавно стало известно, что брат Н. Н. Гончаровой — Иван Гончаров,сослуживец Лермонтова по лейб-гвардии гусарскому полку, находился вприятельских отношениях с Лермонтовым. Как установлено в 1986 годуА. Н. Марковым, Лермонтов сделал две дружеские портретные зарисовки ИванаГончарова (1836—1837), а 11 июня 1838 года Гончаров послал брату письмо спросьбою помочь Лермонтову вступить в наследственные права (Лермонтовполучил небольшое имение в Калужской губернии), при этом заметив: «включи вэто дело всю доброту, столь свойственную тебе». Разумеется, Лермонтов узналмногое о жизни Пушкина от Ивана Гончарова. Марков обратил внимание, что в поле зрения лермонтоведов не попал ещеодин факт. Знакомый Лермонтова с 1839 года член кружка шестнадцати ГригорийГагарин находился в Петербурге в декабре 1836 — феврале 1837 года и частовстречался в эти месяцы с Пушкиными близкими его друзьями П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, А. И. Тургеневым;эти сведения приведены в дневнике А. И. Тургенева (опубликованП. А. Щеголевым в его работе «Дуэль и смерть Пушкина). Дневниксвидетельствует, что в эти же дни Григорий Гагарин поддерживает дружескиесвязи с офицерами — приятелями Лермонтова Н. И. Поливановым,К. А. Булгаковым, Н. А. Жерве, С. В. Трубецким, А. И. Барятинским. Так чтоГригорий Гагарин мог передавать информацию о Пушкине Лермонтову и кругу еготоварищей. «Смерть поэта» сразу же обратила внимание друзей Пушкина и сблизиламногих из них с Лермонтовым. Уже 2 февраля 1837 года А. И. Тургенев записалв дневнике: «Стихи Лермонтова — прекрасные». Текст стихотворения он послалсвоему брату декабристу Н. И. Тургеневу за границу, а также П. А. Осиповойв имение Тригорское. Вскоре, как это теперь установлено А. Н. Марковым, онпознакомился с Лермонтовым. К 1837 году относятся портретные зарисовкиА. И. Тургенева, сделанные поэтом. С 1837 года устанавливается и знакомство Лермонтова с деятелямипушкинского круга А. А. Краевским и В. Ф. Одоевским, а с 1838 года онпосетитель салонов Карамзиных и А. О. Смирновой. С этого же времени враги Пушкина становятся врагами Лермонтова. И первыйсреди них — император, начертавший резолюцию на письме шефа жандармовБенкендорфа по поводу «Смерти поэта»: «Я велел старшему медику гвардейскогокорпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он».




Плох тот депутат, который не хочет стать кандидатом. Сергей Скотников
ещё >>