Слово в Неделю памяти Святых отцев VII вселенского Собора. Во имя Отца и Сына и Святого Духа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Слово в день Св. Вмч. Димитрия Солунского. Во имя Отца и Сына и Святого... 1 34.19kb.
Слово в день Св прав. Иоанна Кронштадского. Во имя Отца и Сына и... 1 47.58kb.
Таинство Крещения Крестины 1 53.71kb.
Слово на Преображение Господне. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 1 45.09kb.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 1 69.72kb.
Вход Господень в Иерусалим. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 1 29.66kb.
Cвятые бессребреники Косма и Дамиан. Во имя Отца и Сына и Святаго... 1 27.43kb.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! 1 33.79kb.
Милорад Павич Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства 1 150.53kb.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе! 1 33.77kb.
Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа... 1 166.96kb.
Доклад Высокопреосвященнейшего Иерофея митрополита Навпактского и... 1 286.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Слово в Неделю памяти Святых отцев VII вселенского Собора. Во имя Отца и Сына и Святого - страница №1/1

Слово в Неделю памяти Святых отцев VII Вселенского Собора.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне Святая Православная Церковь творит воспоминание о святых отцах VII Вселенского Собора, бывшего в Никее в 787 г. и утвердившего истину иконопочитания. «Мы определяем, - гласил догмат святых отцев, - чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно также, как и изображения честного и животворящего Креста…будут ли это иконы Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа или Непорочной нашей Владычицы Святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей».1 Божественная Премудрость, призвавшая весь видимый и невидимый мир к бытию, устрояющая на нерушимом камене здание Церковное, позаботилась и о насаждении и сохранении в нем святых икон. О том нам свидетельствует ныне Иверский образ Матери Божией, когда мы также творим празднование Царице Небесной в честь сей ЕЕ иконы, чудесным образом избавленной от кощунственного уничтожения во время иконоборческих гонений более 1 тыс. лет тому назад. Не только святая Афонская гора, где в обители Иверской сияет сия икона, прославилась чудесами от нее источающимися, но и весь православный мир воспевает славу Небесной Владычицы, от сего образа восприемлющий благодатные дары. «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая», - воспеваем и мы, взысканные милостию Богородицы, имеющие список с ее чудотворного Иверского образа в самом центре Первопрестольного града нашего. «Пресвятая Богородице, спаси нас!» - взываем мы взирая на икону Пречистой, уповая получить от Нее утешение и помощь. «Где пречистый образ Божией Матери – там Ее благодать, неизменно содействующая Ее иконе, - назидает нас в этом прп.Иосиф Волоцкий. – Всегда прибегая к пречистой сей иконе, мы обретаем через Нее и в нынешней жизни все блага, и кончину добрую и непостыдную».2 Именно с таким чувством, с таким сознанием и подобает воздавать поклонение святым иконам, являющим нам образ Господень, образ Пречистой Его Матери, образы святых. Наибольшее число икон созерцаемо нами всегда в храме Божием. Храм – есть особое место , где как в земном доме Своем пребывает Невидимый и Невместимый Бог; образы нашего Небесного Царя, Богородицы и святых сообщают нам о близком присутствии Божием, Который почивает на ангельских престолах, Которому неусыпно предстоит с ликами святых Матерь Его.

Бог явственно действует через Свои образы, примеры этого Божественного действия представляют в назидание нам жития преподобных Серафима Саровского и Силуана Афонского. В Великий четверток, проходя служение диаконское, на Божественной Литургии после малого входа прп.Серафим сподобился великого откровения: «Только что провозгласил я, убогий»Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» - и, наведя на народ орарем, окончил «И во веки веков», - свидетельствует сам Преподобный – вдруг меня озарил луч как бы солнечного света, и увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа во образе Сына Человеческого, во славе, сияющего неизреченным светом, окруженного небесными силами…, и от западных церковных врат грядущего на воздухе. Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих. Посем, вступив во святой местный образ Свой, что по правую руку Царских врат, преобразился…»3 Прп.Силуан, славный подвижник афонский, в начале своего иноческого подвига страдал от мысленных нападений от духов злобы. Истощились духовные силы молодого послушника: чувство совершенной богооставленности овладело им, душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В тот же день в храме во время вечерни в иконостасе справа от Царских врат, где находится местный образ Спасителя, изнемогший подвижник узрел живого Христа: «Господь непостижимо явился…, и все существо, и самое тело молодого послушника исполнились огнем благодати Святого Духа».4

Памятование о Боге, благоговейное пред ним хождение составляет основу внутренней жизни каждого христианина. И святые иконы служат видимым напоминанием вездеприсутствия Божия, его владычества на всяком месте. «Вы смотрите на икону Спасителя, - глаголет Св.Прав.Иоанн Кронштадский, - и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает взирает на вас яснейшими солнца очами Своими, слышит все ваши желания и вздохи… Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони».5

Свидетели Божественных чудотворений, дивные орудия силы Божией – чудотворные иконы. Сколь великое множество благочестивых рабов Божиих, молившихся пред ними в духе и истине, привлекли действие через святые иконы благодать тех, чей образ на них изображен и удостоились дивных исцелений недугов, утешения в скорбных обстоятельствах, подаяния в нуждах, словом, тех великих и богатых милостей, которых испрашиваем мы от Бога на всяком богослужении. Но сколь много и тех от христоименитого народа, кто кажется так и не извлек действенной для себя пользы от обычного предстояния святым образам. Чье душевное устроение не претерпевает изменения в сторону внутреннего возрастания, чья молитва кажется тщетной, ибо они не получили ожидаемого ответа на свои прошения. Быть может тот образ, пред которым совершаемо ими поклонение не несет в себе той благодатной силы, которой славны известные чудотворные иконы, оттого и безответны прошения их? – Нет! Любая икона, освященная от архиерея или священника и одобренная ими для поклонения, именуется святой иконой ради изображенных на ней. Каково наше отношение к этому видимому образу невидимого нами святого первообраза, какова сила молитвы нашей, такого ответа и удостаиваемся мы быть восприемниками. Испытаем же и мы свою совесть и вспомним, как часто стоя пред иконой, мы без благоговейного внимания произносили ставшие до небрежения привычными нам слова ежедневного молитвенного правила – эти великие по силе и глубине духовного содержания словеса обращения к Самому Богу – и при этом, взирая на сам образ не видим мысленными очами веры Первообраза, Кому устремлены должны быть слова нашей молитвы. В чем изображается наше благоговение, где свидетельство обретающегося в нас страха Божия, если в виду святых изображений нашего Небесного Царя и Владыки, мы позволяем себе неблагоговейные, безрассудные, греховные поступки? «Хоть святых выноси», - гласит старинная русская поговорка, назидая в том, что лучше вынести из дома святые иконы, чем творить в их присутствии бесчиния. Какими, должно быть, гневными и скорбными очами взирают со своих образов святые, являясь свидетелями греховного неустройства в доме христианина. Каким образам прилагается наше сердечное участие: созерцаем ли мы с любовью всякую свободную минуту святые иконы, утешая себя мыслью о соприсутствии нам святых, или ищем насладить свою душу образами падшего мира, которые через телевидение вторгаются едва ли не в каждый дом?

Следует ли далее вопрошать нашу совесть, чтобы еще убеждаться в причинах тщетности многих наших прошений, произносимых перед святыми иконами? Телом совершая поклонение образу Всесвятого Творца, в душе нашей не прекращается служение идолам многообразного греха, которые вновь с прежней силой и властью овладевают подчиненным им человеком, как только он окончит свою лишь по внешности совершаемую молитву. Непременно нужно, чтобы не только тело, но и наша душа, наш дух соединили свои силы в едином молитвенном делании.

«Христианин должен благоговейно поставить себя в присутствие Бога, воспринять чувством Его близость, а затем уже смиренно обратиться к Нему с молитвой».6 «Странно думать, тем более требовать, чтобы заматеревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотою веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд и труд, время и время»,7 - наставляет Св.Прав.Иоанн Кронштадский. В святых образах, видимых нашим телесным очам, мы имеем помощь и надежную основу в нашем духовном молитвенном обращении к святым первообразам. И как нашим отношением к видимому иконописному изображению Спасителя, Пречистой Его Матери и святых угодников проявляется наше истинное к Ним чувство, так и благодатная сила Их отражается и действует через их святые изображения, когда мы всеми силами души и тела возносим пред ними моление.



Приникнем же ныне к прославляемому образу Царицы Небесной, «Яко живей сущей с нами»8 во святом храме. Ей ведомы наши неисцельные страсти и греховные навыки, которым мы, словно неразумные варвары идолам, приносили постыдное служение. И Она, некогда явлением Своим на горе Афонской ниспровергшая идолов, видя благое наше усердие к Ней, дарует нам дух сокрушения о грехах наших, сокрушающий в нас мысленные кумиры лукавого. От всего сердечного чувства прославим ныне святых отцев, сии преславные орудия Божественной Премудрости, воздвигших для нас святые иконы. Дабы и мы, возрастая от силы в силу в молитвенном предстоянии пред святыми изображениями, стремились всем образом своей жизни узреть пресветлые лики святых в нескончаемом свете Небесного Царства.

Аминь.
12/25 октября 1997г.


1 Жития Святых Св.Димитрия Ростовского. т.II Октябрь, С.258

2 Прп.Иосиф Волоцкий «Послание иконописцу» С.67

3 Е.Поселянин «Жизненный подвиг старца Серафима Саровского» С.28-29

4 Старец Силуан. Жизнь и поучения. С.25

5 Св.Прав.Иоанн Кронштадский «В мире молвы». С.166-167

6 Священник Михаил (Труханов). «Дивны дела Твои, Господи», С.87

7 Там же

8 Молитва акафиста Божией Матери в честь иконы Ее «Иверской»








Парламент наш не есть политическое явление, а просто казенный клуб на правительственном содержании. Василий Розанов о дореволюци
ещё >>