Словарь специальных исторических терминов Агиография — церковная литература, посвященная житиям святых. АкАфист - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Словарь терминов к уроку Календарь 1 61.53kb.
Краткий словарь философских терминов 1 306.97kb.
Дианетика и Саентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит... 39 5443.14kb.
Приложение словарь специальных терминов Бархатистые листья 1 19.59kb.
По житиям Димитрия Ростовского 25 марта ст ст. (7 апреля по н ст. 1 229.87kb.
Концепции современного естествознания Словарь основных терминов 10 1445.94kb.
Семинарию. Материалы для подготовки к экзамену по русскому языку... 5 756.2kb.
Словарь специальных терминов 1 96kb.
Указатель для удобства нахождения термина. Данное словарь специальных... 4 720.06kb.
Г. Калининград 2013 г. Словарь терминов по истории отечественного... 1 181.83kb.
Г. Калининград 2013 г. Словарь терминов по истории государства и... 12 1691.22kb.
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Открытый конкурс 3 660.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Словарь специальных исторических терминов Агиография — церковная литература, посвященная - страница №1/1

Учебник. Автор Черный. Ударение заглавную гласную

Словарь специальных исторических терминов

Агиография — церковная литература, посвященная житиям святых.

АкАфист — разновидность хвалебного песнопения. Ангелы — вестники, бесплотные существа, возвещающие людям божью волю. Подразделяются на девять чинов и сгруппированы в три лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы.

АпокАлипсис - одна из книг Нового Завета, содержащая пророчества о конце света.

АпОкриф — произведение христианской литературы, не включенное церковью в число канонических и официально не признанное. «Апостол»- — богослужебная книга, включающая в свой состав отдель­ные книги Нового Завета - «Деяния апостолов» и 21 послание апосто­лов.

Апостолы - ученики Христа, избранные им для проповеди его учения.

АпрАкос — церковная книга (Евангелие или Апостол), чтения в кото­рой расположены в порядке следования праздничных дней.

Архиерей — священнослужитель высшего сана, начиная с епископа. Архиерей Великий - иконографический тип Христа, выступающего в образе новозаветного первосвященника.

Архимандрит — высшее духовное звание у монахов православной цер­кви, титул настоятелей крупнейших монастырей.

Аскетизм - религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений во имя нравственного совершенст­вования.

Библия — свод из 66 книг, составляющих Священное писание христи­ан. Состоит из двух частей - Ветхого Завета (39 книг), повествующего о древнейшей истории человечества, и Нового Завета (27 книг), отсчет времени которого начинается с явления Христа и заканчивается проро­чествами о его втором пришествии.

ВерИги — тяжелые цепи или обручи, надеваемые на руки и ноги для истязания плоти, считавшейся греховной.

Вселенские соборы — собрания высшего духовенства христианской церкви IV — VII вв., на которых разрабатывалась и утверждалась сис­тема вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила и т.п. Православная церковь признает решения семи Соборов. Вход Великий — один из важнейших моментов литургии, связанный с перенесением Святых Даров с жертвенника на престол. Символизирует шествие Иисуса Христа на Голгофу.

Голгофа — холм в окрестностях Иерусалима, где согласно одному из апокрифов, был распят Иисус Христос.

410


ДвунадесЯтые праздники — двенадцать важнейших православных празд­ников: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресение), Вознесение, Троица, Преображение, Успение Богоматери, Рождество Богоматери, Воздвиже­ние креста, Введение Богоматери во храм.

Древо жизни - дерево, растущее посреди Рая, плоды которого дают бессмертие - образ праведной, благодатной и вечной жизни.

Древо ИеесЕево - наименование родословия Иисуса Христа. Евангелие — раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - от Марка, Мат­фея, Луки и Иоанна, включенные церковью в состав Нового Завета, и апокрифические.

Евхаристия - благодарение; причащение. Христианское таинство, во время которого вкушают хлеб и вино, которые наделяются качествами тела и крови Христа, и таким образом верующие приобщаются к Богу. ИсихАзм — покой, безмолвие; философско-религиозное учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами и сосредо­точение всех духовных сил. Возникло в IV - VII вв., возродилось в XIV в.

Канон — правило, установленное и узаконенное церковью.

«Лекарство душевное» - сборник нравоучительных повестей, возник­ший как дополнение к синодикам.

Литургия (обедня) — главное христианское богослужение в православ­ной церкви, во время которого совершается причащение.

МинЕи — месячники, христианские богослужебные книги, содержащие тексты церковных служб годового цикла.

МинЕи-чЕтьи — («чтения ежемесячные») — сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Обедня — см. Литургия.

Отцы церкви — деятели христианской церкви II — VIII вв., создавшие основу вероучения. В числе наиболее почитаемых в православии счита­ются Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Бого­слов, Иоанн Златоуст и др.

ПалеЯ — памятник древнерусской письменности, содержащий краткое изложение ветхозаветной истории с апокрифическими сказаниями и тол­кованиями.

Престол — в сакральном плане самая значимая часть алтаря, место пресуществления святых даров, обозначающих тело и кровь Христа.

ПсалтЫрь — одна из книг Библии, содержит 150 псалмов; в средневеко­вье основная учебная книга.

Символ веры — краткий свод главных догматов — основа вероучения. Состоит из 12 частей.

411


Симфония — собрание в алфавитном порядке всех встречающихся в Биб­лии слов, выражений и фраз, с указанием мест, где они встречаются. СинОдик — книга, содержащая списки умерших для церковного поми­новения.

«СкрижАль» — «книга о тайнах церковных»; книга, содержащая самое полное и систематическое изложение символики храма. Составлена на основе святотеческих трудов Германа Константинопольского и Симеона Солунского. Переведена с греческого на русский язык в 1656 г. ТАинства — обрядовые действия, сообщающие верующим благодать Божию. Признается семь таинств: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). ТриОдь — православная богослужебная книга, содержащая песнопения и молитвы, приуроченные к определенным датам.

ЧасослОв — православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, назы­ваемых «часами».

ШестоднЕв — книга, содержащая истолкование библейского учения о мироздании (о 6 днях «творения мира»).

ЭсхатолОгия — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

ЭтимАсия — «престол уготованный»; престол с лежащим на нем Еван­гелием, увенчанный крестом, ожидающий Бога в день Страшного суда.

СЛОВАРЬ специальных терминов по архитектуре*

АбсИда (апсида) — многогранный или полукруглый (реже прямоуголь­ный) выступ в восточной части храма, перекрытый конхой (см.) и слу­жащий для размещения алтаря.

АкротЕрий - в архитектуре - выступ, венчающий среднюю часть или углы, предназначен для размещения в нем Декоративной скульптуры. Алтарь — восточное помещение церковного здания, где находится пре­стол, отделенное от основного объема алтарной преградой или (с XV вО иконостасом.

АмвОн — возвышение в храме, стоя на котором священник совершает проповеди и некоторые богослужения.

Антаблемент — балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее их архитрава, фриза и карниза (см. Ордер).

Аркада — стоящие в ряд одинаковые арки.

* В данном и приведенных здесь других словарях даются термины, имеющие отношение к средневековому периоду русской истории.

412

АркатУра, аркатурный пояс (или аркатурный фриз) - декоративный мотив в виде ряда небольших одинаковых глухих арок.

АркосОлий — глухая арочная ниша в стене.

Аркатурно-колбнчатый пбяс - аркатура, в которой каждая арочка опи­рается на колонки, выступающие из толщи стены.

АрхивОльт — наружное обычно профилированное обрамление дуги арки.

Аттик — 1. стена, расположенная над карнизом, венчающим сооруже­ние или отдельный его ярус; 2. этаж, расположенный выше главного карниза, венчающего здание.

Баллюстрада - ограждение в виде перил балконов, галерей, лестниц и т.п.

БалЯсины — декоративные столбики с утолщением посередине, из кото­рых составлялись фризы, либо опоры для лестничных перил (огражде­ний).

Барабан — многогранное или круглое в плане завершение храма, имею­щее купольное перекрытие; венчается куполом.

БегунЕц — декоративный пояс в виде треугольных углублений, выпол­ненный наклонным положением кирпичей в наружной кладке стены.

БЕма (или вИма) — дополнительное членение между подкупольным про­странством и абсидами.

БойнИца — вертикальное щелевидное отверстие в стенах крепостных сооружений, предназначенное для ведения боя.

Бочка — форма кровли в виде полуцилиндра с килевидным завершением.

Бровка - декоративная деталь в виде выступающего полукруглого ва­лика над окнами.

ВИма — см. Бема.

ВосьмерИк — восьмигранный в плане объем.

Гирька — декоративная деталь в арочном проеме крыльца или окна,

закрепленная скрытым в кладке железным стержнем.



Глава — барабан с наружной частью купольного перекрытия.

ГолосникИ — керамические сосуды, заложенные в своды и стены куль­тового здания для усиления звука.

ГородИще — древнее укрепленное поселение со рвом и валами. ГрИдница — помещение для торжественных приемов и пиров.

ГУльбище — галерея, обычно открытая, приподнятая на уровень под-

клета и окружающая церковь, трапезную или богатый дом. Термин чаще

используется применительно к деревянной архитектуре.

Гурт — профилированное ребро свода.

ДетИнец — древнее название укрепленного центра города или крепости.

Дынька — декоративная деталь в виде утолщения на столбах, колонках в дверных порталах и наличниках окон.

ДьЯконннк — южное помещение в алтарной части храма. Используется как ризница (для хранения одежд и сосудов) или как придел. ЖЕртвенник — северное помещение в алтарной части храма. Служит для приготовления хлеба и вина перед евхаристией.

ЗаборОлы - своеобразный парапет, прикрывающий со стороны наруж­ной части крепости верхний ход по стене; щиты, прикрывающие бойни­цы от обстрела.

ЗакомАра - полукруглое, к иле видное или иное завершение верхней части стены, обычно соответствующее форме лежащего за ним свода. Замкбвый камень (кирпич) - наивысший камень или кирпич, замы­кающий свод или арочный проем.

ЗвОнница - сооружение обычно в виде арочных проемов, надстроенное на храме или поставленное рядом и предназначенное для подвешивания колоколов.

ИзразЕц — керамическая плитка без полива глазурью (красный) либо глазурованная с лицевой стороны, имеющая с обратной стороны полую коробку (румпу) для закрепления в кладке.

Капитель - венчающая часть колонны, столба или пилястры.

КАпище - языческий храм славян; место приношения жертвы язычес­ким богам.

Карниз - горизонтальный выступ на наружной стороне стены в верх­ней или средней части а дан ил, над окном, дверью.

КАртуш - декоративная деталь в виде полу разверну того свитка, встре­чается в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном ис­кусстве.

Квадр - отесанный прямоугольный каменный блок.

Квадрифолий четырех лепестковый план здания в виде квадрата, каж­дая сторона которого одновременно является диаметром выгнутых а на­ружную сторону полукружий.

КнОт - в древнерусской архитектуре ниша, используемая в качестве об­рамления для скульптуры или изображения, а также футляр для иконы.

Кокошники - декоративные элементы полукруглой или килевидной формы, располагавшиеся на стенах, сводах, вокруг барабанов чаще все­го культовых зданий.

Колокольня — башнеобразное сооружение при церкви, предназначен­ное для подвешивания колоколов.

КонтфОрс — выступ, укрепляющий несущую конструкцию, главным образом, наружную стену.

КОнха — полукупол, перекрывающий абсиду.

Кремль — по значению смыкается с более древним термином «дети­нец — центральная, укрепленная часть города.

Крестовокупольная система - система перекрытия церкви, при кото рой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба, а к

414


подкупольному пространству примыкают четыре крестообразно распо­ложенных цилиндрических свода.

Креща'льня — помещение храма, предназначенное для совершения

в нем обряда.крещения.



Купол — 1. см. Свод купольный; 2. наружное покрытие барабана, имею­щее форму вращения различных кривых.

ЛЕмех — деревянные дощечки ступенчатой, треугольной или округлой формы, употребляемые подобно черепице для покрытия кровли и раз­личных ее элементов — глав, кокошников, шатров и пр.

Лопатки — конструктивные детали — плоские вертикальные выступы на стене, не имеющие базы и капители и обозначающие основные члене­ния здания.

Луковица — форма покрытия церковной главы, напоминающая по виду луковицу.

ЛюкАрна — чердачное окно.

Люнёт - I. поле стены, ограниченное аркой и ее опорами; 2. отверстие в стене под распалубкой свода.

МашикулИ — навесные бойницы в верхних частях крепостных стен и башен.

Меандр - декоративная деталь - лентообразный орнамент в виде ло­маной или кривой линии с завитками.

Наличник — декоративное обрамление оконного проема, состоящее из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подо­конной части.

НАртекс - западное членение храма, довольно изолированное от ос­новного объема помещения.

Неф (Корабль) вытянутое помещение или его часть, ограниченная с одной илн с обеих сторон продольным рядом столбов.

Ордер — определенное сочетание стоечно-балочной конструкции, со­стоящее из вертикальных несущих частей - опор в виде колонн, стол­бов или пилястр и горизонтальных несомых частей - антаблемента, включающего архитрав (нижняя из трек составляющих), фриз (средняя составляющая) и карниз.

ОкОнннца - кусок прозрачного материала —слюды, стекла и т.п., — вставляемый в переплет оконной рамы.

ОкОнчнна - 1. оконная рама, оконный переплет; 2. кусок прозрачного материала, вставляемый в переплет оконной рамы.

ОстрОг - укрепленное место с деревянной оборонительной оградой.

Палата (Палаты) — каменное здание, чаще жилое, значительных раз­меров, с большим количеством помещений, иногда в несколько этажей. ПАперть — площадка перед входом в храм.

Паруса — части купольного свода, в виде вогнутых сферических тре­угольников, при помощи которых осуществляется переход от столбов к

барабану.

415

ПечУра — ниша в каменной стене.

ПилОны — большие столбы (или выступы), поддерживающие своды или фланкирующие стеку, портал и т.п.

ПиляЯстра — лопатка, имеющая ордерные базу и капитель.

ПлИнфа — плоский широкий кирпич, применявшийся а домонгольской Руси.

ПодклЕт — нижний (или полуподвальный) этаж дома или храма, обыч­но служебно-хозяйствен но го назначения.

ПодпрУжные арки — арки, опирающиеся на столбы или стены, несу­щие своды и барабан купола.

ПорЕбрик - вид орнаментальной кирпичной (реже каменной) кладки, уложенной под углом к наружной плоскости стены. Портал - декоративное обрамление дверного проема здания. Перспек­тивный портал - обрамление входа в виде ряда уступов, уходящих в глубину стены.

ПосАд — обычно торгов о-ремесленное поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (детинца, кремля). Постамент - подножие, основание для памятника, статуи, барабана и т.п. (во многом смыкается с термином «пьедестал*). Придел — дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному или устроенный внутри последнего.

ПрнтвОр - дополнительные помещения, предваряющие вход в храм. Прясло — 1. часть крепостной стены от одной башни до другой; 2. часть стены здания от одного до другого членения — лопатки или пилястры. Пята — свода, арки - нижняя часть свода (арки), опирающаяся на стену или столб.

РаспАлубка - небольшой свод, образованный двумя ребрами, между цилиндрическим сводом и врезанным в него дверным или оконным про­емом.

РаспОр — горизонтальная сила, возникающая в сводчатой конструк­ции.

РотОнда — круглое здание, чаще всего перекрытое куполом.

РундУк - крытая площадка на наружной лестнице.

РУстика — рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо оте­санной (или выпуклой) лицевой поверхностью, т.е. «рустами». САндрик — небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завер­шается фронтоном.

Свод - пространственная конструкция, перекрытие сооружения, имею­щее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. К наиболее распространенным видам сводов относятся: I. цилиндрический — опирается на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.) и в поперечном сечении образует

416


Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, ограни­ченное двумя скатами по бокам к часто карнизом у его основания.

Хоры — верхняя западная открытая галерея, балкон внутри церкви или зала, предназначенный для привилегированных лиц.

Цемянка. — мелко измельченная керамика или толченый кирпич, слу­жащий заполнителем известкового раствора; сам раствор, имеющий этот заполнитель.

Цоколь - нижняя, несколько выступающая часть наружной стены со­оружения.

Часовня - небольшая культовая постройка без алтарной части.

ЧетверИк — четырехгранное (часто квадратное) в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов соче­тается с восьмериком.

Шатёр — покрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.

ШелЫга — вершина свода или арки.

Шея — глухой барабан церковной главы, не имеющий оконных про­емов.

Ширинка — ряд небольших квадратных или прямоугольных в плане выемок в стене, обрамленных декоративными профилированными рам­ками. Внутри выемок иногда помещались изразцы, терракотовые или белокаменные декоративные плитки.

ЩинЕц - верхняя остроугольная часть чаще торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крышн и не отделенная карнизом (в отли­чие от фронтона).

Ярус -- горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее эта­жу здания.

СЛОВАРЬ специальных терминов но изобразительному искусству

Аксессуар - в изобразительном искусстве — второстепенная деталь, дополняющая характеристику центрального образа. Аллегбрня - иносказание; в изобразительном искусстве - олицетворе­ние некоторых отвлеченных понятий через изображение заменяющих их образов, существ и предметов. Аль фрёско - см. «А фреско>.

Ансамбль — в изобразительном искусстве — единство, гармоничная целостность художественного произведения.

Архитектоника — совокупность структурных элементов композиции. А сЕкко — разновидность фресковой росписи; 'живопись выполняется по высохшей известковой штукатурке.

АссИст — линии (штрихи, лучи) или орнаментальные мотивы, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою

Атрибут - постоянный отличительный признак того или иного героя

или явления.



Атрибуция — определение принадлежности художественной принадлежности тому или иному автору, мастерской, школе, времени и т.д.

А фрЕско (фрески) — основная разновидность фресковой живописи, выполняется по свежей известковой штукатурке и в отличие от «а секко» имеет соединительные швы и процарапанные по поверхности контуры рисунки — прориси

Блик - самое светлое, часто блестящее место на поверхности предмета, которое соответствует выступающим и наиболее освещенным его чистим.

Буквица - см. Инициал.

Восковая живопись — см. Энкаустика.

ВохрЕние (охрЕние) - прием постепенного высветления деталей лица и открытых частой тела многократными прописками по ровному основ­ному тону (санкирю); основные разновидности вохрения - плавь и от­борка.

Геометрический орнамент - разновидность орнамента, составленного из геометрических элементов и, как правило, лишенного наглядных при-шикоа изобразительности.

Гравюра - 1. раздел графики, включающий произведения, выполнен­ные посредством печатания с гравированной доски; 2. произведение со­ответствующего раздела графики.

Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве ри­сунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Граффити - древние и средневековые надписи, нацарапанные на сте­ках зданий, сосудах и прочих предметах.

Графия - контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штука­турке, предваряющий живописное изображение.

ГрифОн - фантастическое существо с крыльями, львиным телом и го­ловой.

Грунт - в технологии живописи - тонкий слой специального состава

(клеевой, масляный или эмульсионный), покрывающий основу (дерево, холст, картон и т.д.) с целью придать ее поверхности нужные художни­ку цветовые или фактурные свойства.



ДвижкИ - светлые мазки, подчеркивающие выступающие части лиц, рук, ног и других деталей, завершающие пробелку и вохрение.

ДЕнсус отдельная композиция или ряд иконостаса, в центре которых изображен Христос, а пи бокам в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча Их представительство часто дополняют апостолы, архангелы,

часть окружности, эллипса, параболы и т.п.; 2. крестовый - НОЯИТ опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах и образуется при пересечении под прямым углом двух цилиндрических гнидой; 3. сомкнутый — по всему периметру перекрываемого сооружении опирается на стены (или арки, балки) и образуется наклонным по заданной кривой продолжением; 4. крестчатый - сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, и» пересечении которых стоит световой барабан; 5. купольный (парусный) обычно опирается на круглый в плане барабан или полукруглые в плимо стены абсид и представляет собой полушарие.



Связи — деревянные или железные прямоугольные в сечении брусы, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводни для погашения распора.

СЕни — нежилое помещение, расположенное между отдельными клптн-ми в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменном зда­нии. Обычно в сени с улицы вела лестница.

Скит - небольшой уединенный монастырь; кельи отшельников или об-щежитий старообрядцев, находящиеся в отдалении от поселений. СкуфьЯ - верхняя часть купола, имеющая форму шарового сегмента. СлОбоды - особые поселения (ремесленные, монастырские, иноземные, стрелецкие, ямские и др.) пригородные либо входящие в городскую чер­ту, временно освобожденные от повинностей.

СолеЯ несколько повышенная часть пола храма перед алтарем. Софит — обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, вы­носного карниза и других архитектурных деталей. Терем - верхний ярус в хоромах или каменных жилых палатах. Тимпан - внутреннее поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью.

Трансепт - поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные) нефы а крестообразных в плане зданиях.

Трапезная — 1. в монастыре — столовая с церковью при ней; 2. запад­ная пристройка к храму.

Тяга - профилированный выступ, членящий стену по горизонтали или обрамляющий панно.

ФАал — декоративная деталь, венчающая фронтоны, щипцы, балдахи­ны и т.п. в виде шпиля, стержня, вазы и т.п.

Филёнка - декоративная прямоугольная рама или выемка в поверхнос­ти стены или пилястры.

Фриа - 1. средняя горизонтальная часть антаблемента; 2. декоратив­ная композиция (изображение или рельефный архитектурный орнамент) в виде горизонтальной полосы, проходящей по верхней или средней части стены.

417


святители. Персонажи здесь даны в оглавном, погрудном, поясном или полнофигурном виде.

ДИптих — в средневековом искусстве — двухчастный складень с ре­льефными или живописными изображениями.

ДолИчное письмо -- включает в себя все компоненты изображения (пей­заж, архитектуру, утварь, одежду и т.п.). кроме ликов и открытых час­тей тела.

Драпировка — в изобразительном искусстве — трактовка складок на одеждах или тканях.

ЕмчугА (ямчуга) — белый, известковый налет, выступающий на по­верхности штукатурки поверх росписи.

Живописность — свойство пластических искусств, выражающееся в ди­намическом взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, передающих изменчивость отображенного мира.

Живопись — один из и идо в изобразительного искусства, произведения которого создаются посредством красок, наносимых на какую-либо твер­дую поверхность. В период средневековья развивалась монументальная (мозаика, фреска) и станковая (икона) живопись, а также книжная ми­ниатюра.

Заставка — небольшая горизонтальная композиция орнаментального или изобразительного характера, открывающая какой-либо раздел ру­кописи либо печатной книги.

Звериный (тератологический) стиль - тип орнаментации в виде сти­лизованных изображений зверей и птиц, переплетающихся с раститель­ными мотивами. Наиболее характерен для русского искусства XI -XIV вв.

Зеркальное изображение — обратное, перевернутое по отношению к образцу изображение.

Изобразительные искусства искусства, в основе которых лежит на­глядный, узнаваемый образ действительности; раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику.

ИзОграф - наименование опытного иконописца.

Икона - станковое произведение культового назначения, выполненное обычно яичными красками на деревянной доске поверх левкаса. Иконография — сложившаяся система изображения персонажей или сюжетных сцен.

Иконографический метод - описание и систематизация типологичес­ких признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетных сцен.

Иконологический метод — исследование произведения с позиции опре­деления их значения и смысла в контексте данной культуры.

И`конопись — вид живописи культового назначения и религиозного со­держания, выполняющаяся главным образом на деревянной доске (реже на холсте, металлической, стеклянной и иной поверхностях).

420


Иконостас - комплекс икон в виде перегородки с рядами (чинами), отделяющей алтарь от основной части храма. В иконостасе с начала XV в включаются снизу вверх местный, деисусный, праздничный, пророческий, с XVI в праотеческий ряды; с XVII в. Страстной, апостольский и др.

Иллюминирование — раскрашивание, расцвечивание рисунков или гравюр. Так же называется процесс выполнения книжных миниатюр и орнаментации средневековых рукописей.

Иллюстрация - изображение (рисунки, миниатюры, гравюры), сопровождающее и наглядно разъясняющее текст. Воспринимается в единстве с последним.

Инициал (буквица) — в средневековой книге - укрупненная художественно выполненная заглавная буква, открывающая раздел текста.

КанОн - система правил или отдельно взятые нормы, основанные на религиозных предписаниях, регламентирующие иконографию, компо­зицию, колорит и некоторые другие компоненты средневекового изобра­жения.

Карнация прием изображения (обычно многослойное наложение кра­сок) обнаженных частей человеческого тела.

Картина произведение живописи, имеющее самостоятельное художе­ственное значение и обладающее свойством законченности. В отличие от фрески, иконы и миниатюры не связано с определенной частью интерье­ра или системой декорирования.

Клеймо - в иконописи - небольшая законченная композиция с само­стоятельным сюжетом, являющаяся частью общего повествования. Клейма располагаются вокруг средника центрального гораздо более крупно­го изображения.

Колорит — система соотношений цветовых тонов, образующая опреде­ленное единство и воплощающая в произведении красочное многообра зис действительности.

Композиция - структурная взаимосвязь элементов художественного про­изведения, обусловленная содержанием и во многом определяющая цель­ность его восприятия.

Консервация - совокупность мер, обеспечивающих поддержание опре­деленных условий для длительного сохранения художественных произ­ведений.

Контур - в изобразительном искусстве — внешние очертания фигуры или предмета.

Концовка - графическая изобразительная или орнаментальная компо­зиция, завершающая какой-либо раздел книжного текста или книгу в целой.

Копия - художественное произведение, целью которого является как можно более точное повторение другого произведения.

Ксилография — гравюра на дереве; древнейшая техническая ее разно­видность. .. „ „

421


ЛевкАс — грунт в виде порошкообразного мела (чаще – алебастра) размешанного на животном или рыбьем клею, обычно на деревянной поверхности под окраску или позолоту.

Лессировка — один из приемов живописной техники, состоящий в на­несении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок, что­бы усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит и добиться его гармонии.

Лицевая рукопись — наименование рукописи, украшенной изображе­ниями, преимущественно миниатюрами.

Лицевой подлинник — см. Подлинник лицевой.

Личное письмо — термин, обозначающий изображения лиц и других открытых частей тела человека.

Локальный цвет — передача предметной окраски почти однородным цветным пятном, лишенным оттенков, соответствующих условиям осве­щения в натуре.

Лубок - народная картинка, выполненная в виде графических (пре­имущественно печатных) листов, зачастую раскрашенных.

МандОрла — сияние в форме овала, посреди которого изображались Христос или Богоматерь.

Миниатюра книжная - цветной (или предназначенный для раскраски) рисунок, выполненный на страницах рукописи, связанный с содержани­ем текста и структурой книги. В свою очередь миниатюры книжные под­разделяются на выходные (как правило, открывающие книгу или ее раз­делы), текстовые (иллюстрирующие содержание литературного произ­ведения), маргинальные, расположенные на полях рукописи (толкую­щие отдельные положения текста).

Моделировка — передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живо­пись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура).

Мозаика особая техническая разновидность монументальной живо­писи, основанная на составлении изображений из кусочков цветной смаль­ты (непрозрачного стекла).

Монументальная живопись — живописные произведения большого раз­мера (мозаика, фреска), связанные с архитектурой, но обладающие само­стоятельным значением.

Монументальность — величие форм и содержания, обусловленное зна­чимостью тематики, пафосом и силой идей произведений.

Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.

Образ — способ и форма отражения действительности в художествен­ном произведении.

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочета­нии геометрических или изобразительных мотивов.

422


Основа - материал, на который обычно наносится грунт (левкас)
и красочный слой.

Оттенок — градация тона, нюанс.
Охрение — см. Вохрение.

ПАволока — в древнерусской иконописи — кусок ткани, приклеенной к поверхности доски перед нанесением слоя левкаса.

Палитра — подбор цветов, характерных для живописной манеры опре­деленного художника.

Парсуна — (искажение слова «персона» — произведение портретного жанра в русском искусстве XVII в., сохраняющее отдельные приемы иконописи.

Пастозность — качество неровно наложенного на грунт красочного слоя в живописи, что придает поверхности рельефность. Перспектива — 1. научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (опти­ческим) восприятием; 2. конкретное проявление перспективных законо­мерностей, как в самой натуре, так и в произведениях искусства. Перспектива обратная — в некоторых отношениях противоположный прямой перспективе способ изображения, при котором характерные ли­нейные размеры с увеличением расстояния увеличиваются.

Пигмент - порошок, входящий важнейшей составной частью в состав краски и определяющий ее цветовые качества.

Плавь - один из приемов исполнения личного письма, отличающийся плавным переходом от светлых частей к темным.

Планы — 1. пространственные зоны различной отдаленности; 2. эле­менты объемно-пластической моделировки, соотносящиеся по положе­нию, величине и очертаниям.

Пластика - 1. то же, что и скульптура; 2. особенности объемной моделировки в произведениях скульптуры, живописи, графики и ар­хитектуры.

Пластические искусства - см. Пространственные искусства.

Подлинник иконописный толковый - сборник описаний сюжетов и персонажей.

Подлинник иконописный лицевой — сборник образцовых рисунков-«прорисей», используемых иконописцами в качестве руководства при создании произведений.

ПолихрОмия - многоцветная раскраска в скульптуре или других видах искусства.

Полутон — светотеневой или цветовой тон, имеющий значение переход­ного в отношении к двум другим тонам.

Портрет - один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвя­щенный изображению конкретного человека, передающий внешнее сход­ство и раскрывающий его внутренний мир

423


Пробелка — один из технических приемов исполнения светлых частей доличного письма.

Пропорции - взаимоотношения форм (частей) изображенных или ре­альных предметов, соответствующие определенному облику, характеру целого.

Прорись - (перевод) ) контурный рисунок на бумаге, являющийся ко­пией нли оригинальным изображением и служивший образцом или вспо­могательным материалом для иконописца.

Пространственные искусства - понятие в основном совпадающее но значению с термином 'изобразительное искусство», но включающее ар­хитектуру. Охватывает те виды искусства, которые за один из главных критериев оценки принимают положение предметов в пространстве и противопоставляются временным искусствам (литературе, театру, музы­ке и др.).

Ракурс - перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний.

Реализм - метод художественного творчества, в основу которого поло­жен принцип объективного отражения действительности.

Рефть - краска, составленная из пережженного древесного угля и из­вести; используется во фреске в начальной стадии росписи (наносится на рисунок).

Рисунок - 1. в широком смысле, объединяет все стороны воспроизве­дения предметного мира: объемную и пространственную моделировку, пропорциональные решения, передачу движения и пр.; 2. разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и воз­можностях рисования. Выполняется преимущественно посредством штри­ха и линии твердым красящим веществом; 3, отдельное произведение, соответствующее требованиям определенного вида графики. Ритм - термин, определяющий некоторые структурные особенности ху­дожественного произведения. Понятию соответствует, в первую очередь, повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.

Роспись - сюжетно-тематические, декоративные и орнаментальные ком позиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, свода, столба и пр. по штукатурке или наклеенному на нее материалу. СанкИрь — темный тон основы, с которой начиналось исполнение лиц и прочих открытых частей тела,

Светотень - одно из основных средств изобразительного искусства, посредством которого выявляется степень и особенности освещенности предмета, его формы, состояния, связь с композицией и иные качества.

Связующее вещество - в технологии изобразительного искусства ве­щество, входящее и состав краски и определяющее ее специальные свой­ства, главным образом, скрепление частиц пигмента между собой, с грун­том и другими материалами

424


Складень - особый тип иконы, состоящей из складывающихся частей, выполненных как из дерева, так и из других материалов (кости, металла и пр.)

Скульптура - вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственные изображения предметов. По назначению подразделяются на станковую, монументальную, декоративную. По видам подразделяются на круглую и рельеф. По содержанию и функциям на монументальную, монументально-декоративную и скульптуру (пластику) малых форм.

Смальта — 1. небольшие куски непрозрачного цветного стекла, употребляемые в качестве основного художественного материала; 2. синяя краска, приготовленная из стекла, окрашенного окисью кобальта.

СтанкОвое искусство — раздел изобразительного искусства, объеди­няющий произведения самостоятельного значения.

Статуя значительное по размерам произведение круглой скульптуры.

Стаффа'ж — второстепенные или мелкомасштабные изображения, как правило, заднего плана композиции.

Стилизация - сознательное подражание какому-либо стилю прошлого.

Стиль - исторически сложившаяся общность идейно-художественных принципов, выразительных средств и образной системы, характеризую­щие художественные произведения.

Сюжет - конкретное художестве и нос воплощение явления, события. Темпера красочный материал, связующее вещество которого состоит из воды и яичного желтка.

Тень - один из основных элементов светотени. Термин обозначает каче­ства наименее освещенной части предмета.

Тератологический - см. Звериный

Техника - совокупность специальных навыков, способов и приемов,

посредством которых исполняется художественное произведение.



Тон - одна из основных характеристик цвета, определяющая его отте­нок по отношению к цвету спектра.

Тональность особенности колорита или светотени в произведениях

живописи и графики,



Тонировка - подцветка утраченных частей поверхности художествен­ного произведения.

Триптих — произведение изобразительного искусства, состоящее из трех частей.

Фактора - осязаемые свойства красочного слоя художественного про­изведения.

Фреска - см. Л фреско.

Фриз изобразительная или орнаментальная композиция в виде гори­зонтальной полосы.

425


Фронтиспис — в книжной графике — страница с изображением, поме­щенная в начале книги на первом развороте непосредственно перед текс­том.

Цветовая гамма — внешние цветовые особенности колорита.

Школа — совокупность общих принципов и стилистических признаков

живописи, имеющей региональные и хронологические границы распро­странения.



Экспрессия — подчеркнутая выразительность; сила проявления чувств.

ЭнкАустика — восковая живопись, выполняемая расплавленными крас­ками горячим способом.
СЛОВАРЬ специальных терминов

по декоративно-прикладному искусству

Аграф - фигурная застежка или пряжка.

Аксамит - драгоценная ткань типа бархата с зол отними и серебряными нитями в основе, плотная и ворсистая.

АналОй - высокий стол небольшой площади и храме, на который кладут во время богослужения Евангелие, крест и иконы.

Арчак — седло небольших размеров с подушкой, пристегнутой к сиде­нью.

Бармы - оплечье в виде круглого воротника из шитых золотим или серебром тканей или шейное украшение из драгоценных металлов.

Басма — тонкие металлические листы с тесненым узором, используемые обычно для закрытия отдельных участков фона иконного изобра­жения.

Братина - чаша для ритуального кругового питья. Булава - вид ударного оружия с шарообразным окончанием рукояти.

Воздух — прямоугольный кусок ткани (часто вышитый) для покрытия литургических сосудов.

ГимАтий — верхняя одежда в виде широкого плаща из прямоугольного куска ткани.

Глазурь - тонкий стекловидный слой, которым покрывали керамичес­кие изделия в процессе их изготовления.

Гривна (шейная) — металлический обруч, который носили на шее. ДалмАтик — парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами. Декоративное искусство - область пластических искусств, произведе­ния которой наряду с архитектурой формируют окружающую человека среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало.

426


Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые создают художественные изделия, предназначенные, главным образом, для быта.

Декорация — здесь, система декоративного оформления.

Держава — здесь, золотой шар, увенчанный крестом, символизирую­щий власть самодержца.

Диадема — головная (иногда наплечная) повязка или металлический обруч, служившая знаком отличия лиц, наделенных властью.

Дискос - ритуальное блюдо, используемое во время богослужений (ни него кладется освященный хлеб).

Дробницы — небольшие металлические накладки различной формы, часто украшенные резьбой, чеканкой, чернью, эмалью, драгоценными камнями.

Ендова — шарообразный сосуд с широким горлом и носиком для слини

ЖИДКОСТИ.



ЕпитрахИль — длинная полоска ткани, сшитая посередине, одеваемая на шею священника во время богослужения.

Зернь — мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаивались на ювелирные изделия.

Кадило — подвесная металлическая чаша с раскаленным углем и лада­ном на цепочках. Используется при богослужении.

КаикА — шелковая одноцветная узорная ткань.

Капитель - тонкая золотая, серебряная или медная нить, которой вы­шивали узоры по коже и тканям.

КАнфаранье - фон, сплошь чеканенный пунктиром.

КАртуш - декоративное оформление надписи или эмблемы в виде полу-разиернутого свитка.

Квадрифорий — четырех лепестковый крест.

Керамика - все разновидности художественных изделий из обожжен­ной глины специального состава и изготовления.

Киворий — 1. балдахин над престолом христианского храма; 2. сосуд для хранения «святых даров» (хлеба и вина).

Ковчег -- здесь, вместилище для хранения реликвий. Ковчежец — церковный предмет в виде коробочки.

Ковш - деревянный или металлический сосуд, имеющий форму ладьи (или птицы - с одной приподнятой ручкой в виде головы ИЛИ хвоста птицы.

КОлты — височные подвески.

КорзнО - верхняя одежда в виде покрывала или плаща, который засте­гивался на плече.

КУколь — монашеский головкой убор в виде капюшона.

427


Лор — широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драго­ценными камнями, являющаяся частью облачения императора.

Мафорий — длинное верхнее покрывало, закрывающее голову и плечи женщины.

МилОть — овчина, овечья шкура.

Митра — головной убор высшего духовенства, надеваемый во время
богослужения. ,

ОбрОн — техника резьбы по металлу, при которой фон около рисунка удаляется с помощью резца, благодаря чему узор становится рельеф­ным.

Оклад — украшение лицевой поверхности иконы или переплета бого­служебных книг металлическими накладками с эмалями, драгоценными камнями и проч.

ОмофОр — покрывало, длинная широкая полоса ткани, часть архиерей­ского облачения, спускающаяся одним концом спереди, а другим сзади. Палица — часть облачения духовенства в виде прямоугольного куска ткани, прикрепляемого к поясу.

ПанагИя -- небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями икон­ка, выполненная из драгоценных металлов, носимая на груди и являю­щая знаком сана высших церковнослужителей.

Паникадило — церковная люстра на 12 и более свечей.

Пелена — ткань, подвешиваемая под одежду, часто украшенная орна­ментальным или лицевым шитьем.

ПернАч — вид ударного оружия, окончание рукояти которого состоит из нескольких ребер (перьев).

Плащаница - ткань с шитым (или рисованным) изображением компо­зиции «Положение Христа во гроб» или «Оплакивание Христа».

Покров — прямоугольный кусок ткани, иногда с вышитым изображени­ем покойного, для покрытия гробницы (или гроба).

Полива — в технологии художественной керамики слой глазури.

ПотИр — литургический сосуд, чаша на высокой ножке, предназначен­ная для освящения вина и принятия причастия.

Резьба — способ художественной обработки дерева, кости, камня и других материалов.

Реликварий — вместилище для хранения реликвий. Репья — металлические прорезные круглые диски на окладе, крестах, дверях и прочих изделиях.

Ризы - одежды, облачения священнослужителей или металлические покрытия икон.

РИпида — небольшое опахало; серебряный или золоченый круг на длин­ном шесте, который держат дьяконы во время архиерейского богослуже-

428


СаадАк — налуч и колчан, футляры для ношения, соответственно, лука и стрел.

САккос — верхняя архиерейская одежда с круглым воротом и широки­ми рукавами, знак отличия архиерея.

Светлица — мастерская художественного шитья.

СиОн — предмет церковной утвари, хранилище просфор (освященного хлеба), обычно повторявший формы храма.

Скань (филигрань) — ювелирная техника; ажурные узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.

Скипетр — жезл, один из символов власти монарха.

СтихАрь — длинная до щиколоток одежда с вырезом по горлу и широ­кими рукавами, обычно парчовая; церковное облачение дьяконов, ниж­нее облачение священников и архиереев.

Стопа — питьевой сосуд в форме расширяющегося кверху стакана.

Сударь (покровец) — прямоугольный кусок ткани, часто вышитый, для покрытия литургических сосудов (дискоса и потира).

Таушировка — техника украшения изделий из стали или железа путем вбивания проволоки или пластин из драгоценного металла в прорезан­ные бороздки.

Терракота — неглазурованные изделия из обоженной глины.

Торевтика — обработка металла техникой чеканки, ковки, гравировки; совокупность художественных изделий, исполненных соответствующи­ми техниками.

УтОк — в ткачестве поперечные нити, проложенные между нитями ос­новы перпендикулярно по отношению к ним.

ФелОнь - плащ, широкая, длинная со спины верхняя одежда священ­ников без рукавов с вырезом для головы.

Фибула — металлическая застежка для одежды, состоявшая из дужки,

иглы с пружиной и иглоприемника.



Филигрань — см. Скань.

Финифть — см. Эмаль.

ХитОн — греческое название нижней длинной рубахи.

XОpoc — см. Паникадило.



Цата —. металлическое украшение, которое подвешивалось к венцу ико­ны, как ожерелье.

Чарка — небольшой сосуд в виде чашки, предназначенный для крепких напитков.

Чекан — здесь, металлические инструменты в виде молоточков, исполь­зуемые как основные в процессе чеканки.

Чеканка — проработка лицевой поверхности металлических изделий посредством чекана.

429


Чернь — техника декорировки металлических, преимущественно сереб­ряных изделий, состоящая в заполнении гравированного рисунка эмале­вым сплавом черного цвета; изделия, изготовленные с применением со­ответствующей техники.

Эмаль — техника украшения разноцветными эмалевыми сплавами — легкоплавким свинцовым стеклом, окрашенным окислами металлов, небольших изделий из меди, серебра и золота. Разновидности эмалей определяются особенностями применяемых техник: выемчатая эмаль — стекловидная масса заполняет мелкие углубления; перегородчатая эмаль — рисунок выполняется тонкими металлическими перегородка­ми, а образовавшиеся ячейки заполняются эмалевыми сплавами; окон­ная эмаль — сама эмаль заполняет сканный узор; расписная эмаль -- роспись выполняется кистью по эмалевому грунту.

Энколпион — двухстворчатая мощехранительница, чаще всего в форме креста






Не знаю, что думать: то ли моя жена в самом деле на 65-й раз сдала экзамен по вождению, то ли у нее интрижка с инструктором. Роберт Орбен
ещё >>