Словарь по биомедицинской этике - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная тематика рефератов по биомедицинской этике для получения... 1 23.23kb.
Практикум по биомедицинской этике; из опыта работы этических комитетов; 1 26.39kb.
Дианетика и Саентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит... 39 5443.14kb.
Программа по этике бизнеса (далее Программа по этике) 1 48.25kb.
Наименование Разработчики Применение Электронное учебное издание... 1 150.06kb.
В философской этике ценностей н. Гартмана 1 71.51kb.
Словари и энциклопедии 1 74.75kb.
Сущность и соотношение понятий «внутренняя ценность» и «самоценность»... 1 33.06kb.
На современном уровне развития техники почти в каждом доме есть множество... 1 11.25kb.
Терещенко Е. От эстетики зла к этике абсурда: Ш. Бодлер, А. 1 148.81kb.
Ăвашла- вырăсла словарь чувашско-русский словарь 11 1667.39kb.
Фармацевтический холокост концлагерь для человечества андрей прима 8 1199.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Словарь по биомедицинской этике - страница №1/9

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»


СЛОВАРЬ

ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ

Ставрополь, 2011
УДК 614.253(07)

ББК 51.1(2)

С 48
Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. – Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2011
Составитель: ст. преп. кафедры философии и правоведения СтГМА Арсанусова Л.Ю.


Словарь предназначен для использования в учебном процессе. Понятия, включенные в словарь, охватывают материалы всего курса биоэтики и являются необходимыми для изучения курса биоэтики. Помимо основных понятий курса, в словарь включены и понятия из этики, философии, аксиологии, медицины. Словарь составлен с учетом практики преподавания гуманитарных дисциплин на медицинских факультетах.

При составлении словаря использовались материалы учебных пособий, Интернет – сайтов, словарей по этике, статей в специализированных журналах по вопросам биоэтики, философии.

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор Е.В.Щетинин

доктор философских наук, профессор А.П.Федоровский

Рекомендовано к печати редакционно – издательским советом СтГМА

УДК 614.253(07)

ББК 51.1(2)

С 48


СтГМА 2011


Словарь
Автономная модель взаимоотношений врача и больного - исходит из принципа автономности пациента, уважения автономии личности и стремления к обеспечению блага пациента. Предполагает принятие надежного в этическом отношении медицинского решения, основанного на взаимном уважении врача и больного и их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия решения.

Автономность - (от греч. autonomia: autosсам и nomosзакон) — принцип медицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Согласно принципу А. пациент самостоятельно принимает решение в отношении лечения после того, как был проинформирован врачом о состоянии его здоровья. Сложные медицинские вмешательства проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью и возможными результатами. Этическим основанием принципа А. выступает понятие «автономия личности» — ее независимость и право на самоопределение.

Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе основания нравственных требований. Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А.в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Характерен также для обществ с «суррогатной» формой идеологии, где авторитет Бога заменяется авторитетом лидера.

Аксиология - (от греч. axiosценность и logosслово, понятие) - учение о ценностях, цель которого - исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого. Важнейшими вопросами А. являются: что есть благо, место ценности в структуре бытия — предметной реальности, ее значимость для субъекта и общества.

Аксиологический - (от греч. axios — ценный и logos—изучение) — относящийся к ценностям или к системе ценностей.

Альтруизм - (от лат. alterдругой) — самоотверженное, бескорыстное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей; самоотверженность (противоположность – эгоизм).

Как жизненный принцип альтруизм выражается в максиме:

«Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу», но при этом учитывается, что правило «Не навреди» превалирует над правилом «Помогай ближним».



Аморализм - (от греч. а — не, без и лат. moralisнравственный) — 1) общественно-историческое явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей; 2) принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека; 3) характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, лживость и т.п.)

Антипатернализмполучил распространение с появлением биоэтики как комплекс иных, непатерналистских моделей взаимоотношений «врач – пациент», вызванных к жизни борьбой за права человека, затем возникновением автономии пациента и защитой его прав. Выделяются несколько антипатерналистских моделей: 1)контрактная – врач – «поставщик» медицинской услуги и пациент – её «получатель»; 2)коллегиальная – врач и пациент рассматриваются в качестве коллег, сотрудничающих по поводу общей цели: сохранения жизни, исцеления болезни, ослабления боли, страданий; информационная - врач выступает как эксперт, информирует пациента о диагнозе, методе лечения, альтернативных способах лечения, рисках и последствиях. Врач обязан получить добровольное осознанное согласие пациента на медицинское вмешательство; 3)договорная - обязательства врача, исходящие из идеала и привилегий, выходят за пределы контракта. Медперсонал выполняет свои обязанности на основе потребностей пациента, независимо от качества или способности оплатить помощь; 4)сакральная - врач выступает не только как специалист в медицине, но и знатока жизни вообще, в качестве «нового священника», эта модель близка к патернализму; 5) техническая – врач имеет склонность интересоваться фактами в большей степени, чем ценностями; говорить о болезни больше, чем об уходе за пациентом. Пациент обезличивается.

Антропология - философская дисциплина, изучающая человека в его сущностных проявлениях (природа, происхождение, предназначение, способности и т.п.) и обращенная на познание того, «что есть человек». Термин был предложен Кантом (1781). А. представляет собой одну из «современных» гуманитарных наук и, в соответствии со спецификой изучаемого объекта, подразделяется, в свою очередь, на ряд дисциплин, примером чему может служить, в частности, культурная (сравнительное изучение культур) и структурная (анализ социальных структур, влияющих на человеческое поведение) А.

Антропология человеческого достоинства - христианская биоэтика понимается как «антропология человеческого достоинства», как философско-религиозное прослеживание, проникновение, оценивание всех случаев, происшествий, судеб и как их классификация.

Антропоморфизм - (от греч. anthroposчеловек) — наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов — их "очеловечение", а также представление богов в человеческом образе.

Антропоцентризм - мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Апатия - (от греч. apatheiaбесчувственность) — термин античной этики, означающий бесстрастие, безмятежность, умение властвовать над собой. Считалась существенным свойством мудрости, обеспечивающей способность преодолевать аффекты, страсти, главные из которых — печаль, страх, вожделение, стремление к наслаждению. В биомедицинской этике понятие апатии актуализируется при исследовании проблемы права человека на жизнь и права человека на "умирание с достоинством", нравственных проблем эвтаназии и т.п.

Барьеры коммуникации - помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. В рамках биоэтики выделяются психофизические, психические, соматические и др. Б. к., в частности, во взаимоотношениях врача и пациента.

«Билль о правах пациента» - первый в мире документ о правах пациента появился в 1971 г. в США. Он был принят Американской больничной ассоциацией (объединяющей медицинских менеджеров, больничных администраторов). Этот документ принято считать первым в истории биоэтики, хотя до него уже существовал Нюрнбергский кодекс, Хельсинкская декларация и некоторые другие документы, рассматривавшие возможности и границы манипуляций с человеком во время различных исследований и медицинских вмешательств. Но именно «Билль…» впервые провозгласил права пациента в связи с правами человека, и существенно изменил систему взаимоотношений «врач – пациент», сделав пациента не только пассивным объектом медицинских манипуляций, но и активным действующим лицом во взаимоотношениях с врачом.

Биогенетический закон, или "закон эмбриональной рекапитуляции"- выдвинут в 1868 г. немецким ученым Эрнстом Геккелем, применившим дарвиновскую теорию эволюции к эмбриональному развитию ребенка во время беременности матери. Закон утверждает, что онтогенез является рекапитуляцией филогенеза, т.е., каждый организм за период своего эмбрионального развития повторяет все стадии, которые его вид прошел в ходе эволюционного развития.

Биомедицинская этика (БМЭ) - этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов — медиков и биологов в особенности — к человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого. Если биоэтика акцентирует свое внимание на проблемах жизни любого живого, то БМЭ конкретизирует принципы биоэтики применительно к человеку. В отличие от "традиционной" медицинской этики БМЭ носит интегративный характер, объединяя и концентрируя в себе общие биоэтические проблемы и требования; она опирается на так называемые медицинские казусы - конкретные ситуации, превращая их в прецеденты, становящиеся основанием для этических обобщений, выводов и последующих рекомендаций. В этом - ситуативный характер БМЭ. Круг основных проблем БМЭ: установление статуса и роли моральных ценностей в профессиональной деятельности медиков и биологов; разрешение нравственных коллизий в конкретных ситуациях, возникающих в процессе биомедицинских исследований и лечения больных; этическая регуляция межличностных отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Свои проблемы БМЭ решает не на профессионально-корпоративной основе, а с привлечением представителей других профессий и широкой общественности.

Биологизм - истолкование явлений, имеющих психологическую, духовную и социальную природу, как чисто биологические феномены.

Бионика - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах (в частности, в системах искусственного интеллекта) принципов, свойств, функций и структур живой природы.

Биополитика - учение о целостной системе теоретических разработок и практических мер по обеспечению сохранения жизни и ее разнообразия на Земле; обозначает также использование биологических подходов, методов и данных в политике и политологических исследованиях.

Биоразнообразие - совокупность всех видов и форм живого, взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых друг другу, что обусловливает требование бережного отношения к нему и заботу человека о его сохранении. Понятие Б. предполагает вариабельность организмов в рамках одного вида, между видами и разнообразие экосистем. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была подписана международная Конвенция о сохранении биологического разнообразия.

Биосфера (от греч. biosжизнь, sphaire - шар) - оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с ними.

Биофилософия - междисциплинарное направление, ориентированное на изучение онтологических, гносеологических, методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем бытия через призму исследования феномена жизни.

Биоэтика (bioethiksангл.) - междисциплинарное направление, ориентирующееся на изучение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики. Высшей моральной ценностью в биоэтике выступает нравственно-понимающее отношение к Жизни и любому Живому, в частности, забота о правах биоса. Главный принцип биоэтики — благоговение перед жизнью. Основоположником биоэтики считается B.P. Поттер, который в 1969 г. впервые ввел понятие "биоэтика" и дал ему определение. Биоэтику он рассматривает как "мост в будущее", который должен опираться на синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Биоэтика развивается по двум основным направлениям: 1) осмысление и этическая оценка медицинской лечебной практики; 2) обоснование и установление этической экспертизы и контроля над проведением биомедицинских исследований.

Биоэтическая ситуация - нестандартная ситуация в медицине, возникающая в связи с новейшими достижениями биомедицинской науки, практики и биотехнологий (в области генной инженерии, клонирования, трансплантации, психиатрии и т.д.) и требующая этического вмешательства, экспертизы или контроля.

Благо - в широком смысле все то, что полезно людям, их здоровью, удовлетворению их потребностей — жизненных, социальных, духовных; соответственно не является благом то, что бесполезно, не нужно или вредно. Б. есть не сама польза, а то, что приносит пользу, как и зло — не сам вред, а то, что наносит вред. В современной биоэтике категория блага, традиционно выступающая в формуле "Не навреди", т.е. применяй в медицине те средства, которые не причинят вреда пациенту, расширена до "не только не навреди, но и сотвори благодеяние", хотя сама трактовка понятия благодеяния не является однозначной, так как Б. относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным или только полезным. Поэтому Б. в одном отношении может быть злом в другом; то, что полезно одному человеку, может нанести вред другому. Относительность Б. в биоэтике особенно проявляется при обсуждении вопросов о поддержании жизни в вегетативном состоянии, клонировании живых существ и человека и др.

Благодеяние - действие, направленное на благо другого, других, группы людей.

Благоговение перед жизнью - принцип гуманистической этики, требующий от личности индивидуального выбора на основе формулы А. Швейцера: "Я - жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить", согласно которой следует "относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь... Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени — значит делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь — значит делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали... Следовательно, этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости и стремлении... Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред". При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой.

Благодарность - чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. В отличие от античности, где Б. трактовалась как добродетель, в христианстве она понимается как обязанность и соотносится с милосердием. С точки зрения И. Канта, Б. как "священный долг" человека подкрепляет собой мотив благодеяния. Интерпретация понятия Б. как обязанности, долга является предметом обсуждения в биоэтике при исследовании морального содержания взаимоотношений между врачом и пациентом, исследователем и испытуемым и др.

Болезнь - нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и структурными изменениями, возникающими под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внутренней и внешней среды. Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности. Задачей медицины является лечение Б., которое состоит в воздействии лечебными факторами или на причины, или на механизм ее развития, а также в мобилизации защитных сил организма.

Боль - своеобразное психофизиологическое состояние человека, тягостное, гнетущее ощущение, возникающее под влиянием сильных или разрушительных внешних воздействий, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме. Б. является защитной реакцией организма и играет положительную роль в жизни живых существ, пока она предупреждает или предохраняет организм от грозящей ему опасности, или помогает врачу распознать болезнь. Длительные же болевые ощущения, не поддающиеся лечебному воздействию, нарушают жизнедеятельность организма и могут вызвать серьезные расстройства.

Вегетативное существование (от лат. vegetativusрастительный) - биологическое существование организма, находящегося в бессознательном состоянии ввиду прекращения функционирования мозга. Медицинская помощь: искусственное поддержание основных жизненных функций организма с помощью аппаратуры, способствующей воспроизведению лишь биологической — растительной — жизни, которая никогда не станет автономно-суверенной, а обречена на прогрессирующую деградацию. При соответствующем медицинском обеспечении тело больного может сохранять это растительно-животное существование сколь угодно долго. Но поскольку повреждения мозга необратимы, человек, мозг которого не функционирует, перестает быть личностью (Казус Квинлен).

Вересаев В.В. (1867—1945) - русский врач и писатель, оставивший медицинскую практику ради литературного творчества, автор книги "Записки врача" (1901), посвященной вопросам врачебной этики, неоднозначно оцениваемой современниками и потомками. Книга содержит много продуктивных мыслей о роли медицины в обществе; о подготовке будущих специалистов-медиков; о проблеме врачебной тайны; о проведении медицинских исследований на человеке и животных и др.

Витализм (от лат. vitalis — жизненный) - учение о принципиальном отличии живых систем от неживых; несводимости жизненных процессов к закономерностям неорганической природы; наличии в живых системах особых сил и принципов, отсутствующих в неживых, — таких, как целесообразность, нерасчленимость и др. Согласно В., живым организмам присуща целесообразно действующая жизненная сила, целостная причинность, в то время как неживым телам — "причинность элементов". В современной науке многие характеристики, которые В. считал присущими лишь биологическим системам, рассматриваются как проявления всех сложных самоорганизующихся систем, а особенности живых систем выявляются в контексте их происхождения и генезиса жизни (см.: синергетика).

Виталогия (от лат. vitaжизнь и греч. logos — слово, понятие) - "наука XXI века" — учение о жизни и ее высшей форме - человеке как целостной духовно-материальной сущности. Свое предназначение видит в том, чтобы предотвратить возникновение в мире ситуации, несовместимой с жизнью, для чего человечество должно перейти к качественно иному способу существования. Преобразование мира через обучение, воспитание и совершенствование человека не считает эффективным средством для улучшения человеческой породы, ибо точкой приложения усилий является здесь сам человек. Свою задачу видит в том, чтобы направить все силы на познание и совершенствование человеческой души, помочь человеку решить эти проблемы и обрести счастье. Основные понятия В. изложены в книге "Семь шагов к Золотому веку".

Воля - способность личности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, проявляющаяся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно поставленных целей; выражает индивидуальность человека, служит самоутверждению и самовыражению его "Я".

Воля к жизни - сознательная целеустремленность человека на выполнение действий с целью сохранения своей жизни. Отражается через призму внутренних условий субъекта – потребности, интересы, желания, знания и т.п. Наиболее ясно проявляется, когда человеку приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия, например, неизлечимую болезнь. Начальным звеном является постановка и осознание цели, мотивация к принятию решения продолжать жить.

Врачебная тайна - фундаментальная ценность и принцип медицинской этики, включающий в себя сохранение в тайне информации, касающейся пациента. Принцип основан на доверительном отношении врача и пациента друг к другу. Понятие В.т. включает в себя: 1) сведения о больном, полученные от него самого, его родственников, близких ему людей; 2) медицинские знания, которые не следует доверять больному и другим непосвященным. Требование сохранения В.т. — категорический императив медицины, выступающий показателем нравственной культуры медика как профессионала и человека. Сохранение В.т. — одно из проявлений врачебного долга, требующего от медика морально-целеустремленной и профессионально-грамотной заботы о чести и достоинстве больных и их близких. Это адекватный морально-этический ответ медика на доверие и откровенность больного.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения о частной жизни пациента, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Это требование к медицинским работникам - не разглашать сведений о больных - определяется принципами деонтологии. Особую роль сохранение врачебной тайны стало играть при возникновении и развитии биоэтики, как гарантия соблюдения прав человека, в медицине – пациента. Действия по разглашению врачебной тайны при условии причинения вреда правам и законным интересам граждан могут влечь и уголовную ответственность. Врачебная тайна не сохраняется при опасности распространения заразных заболеваний, в случае угрозы эпидемий, пандемий, т.е. при угрозе состояния здоровья общества. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Например, демонстрация больного возможна только с его согласия. При запросах правоохранительных органов тайна передается представителям данных органов и на них ложится дальнейшая ответственность по неразглашению тайны. Хотя со времен Гиппократа врачебная тайна - понятие священное, ее нарушение не такая уж и редкость. Закон не дает рецептов для каждого конкретного случая, но его знание помогает оценить ситуацию и найти выход из нее. Врачи обязаны правилами профессии сообщить пациенту о том, что врачебная тайна раскрыта по требованию следствия или по иным причинам. Лица, которым по закону переданы сведения, составляющие врачебную тайну, несут за ее разглашение уголовную или административную ответственность.



следующая страница >>



Сосед всегда делает что-то такое, чего вы не можете себе позволить.
ещё >>