Слайд 1 Духовно-нравственные основы семьи в формировании личности Марии Цветаевой Слайд 2 Цель Слайд 3 Задачи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
V 2 слайд Роль транспорта V 4 слайд – Показатели комплекса V 6 слайд... 1 30.37kb.
Первый слайд. О духовно-нравственном воспитании мы сегодня с вами... 1 68.82kb.
Сказка (видео). Текст читает Курбатова Г. А. Слайд Карта путешествия 1 15.58kb.
Программированный опрос (фронтальный). Слайд №1. Приложение № Опрос... 1 67.28kb.
9 класс Тема 2: мхк. Художественные символы (слайд 1 ) 1 75.07kb.
Текст к презентации «Земноводные» 1 класс Слайд 1 Прочитайте тему... 1 40.25kb.
Занятие по теме «Чистая вода!» 3 класс + (презентация «Чистая вода») 1 90.75kb.
Презентация ученицы 8г класса мбоу сош №1 г. Когалым Коржук Анны... 1 31.84kb.
Слайд 1 Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Победе. 1 156.83kb.
Литературное путешествие по произведениям Б. С. Житкова для учащихся... 1 43.6kb.
Тема: «Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской»... 1 95.96kb.
Белозерова Г. М., Троицкая Н. П., Гогельганс Т. Ю. «Моим стихам…настанет... 1 100.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Слайд 1 Духовно-нравственные основы семьи в формировании личности Марии Цветаевой - страница №1/1

Слайд 1

Духовно-нравственные основы семьи

в формировании личности Марии Цветаевой

Слайд 2

Цель
Слайд 3

Задачи
Семья - одно из величайших достояний человечества, та непреходящая ценность, с которой наша жизнь обретает особый смысл. Это тот духовный родник, который питает нас силой, любовью и добротой, дает опору и веру в будущее. Именно в семье от поколения к поколению передаются национальные традиции, воспитываются патриотизм, уважение и гордость за свой народ, его культуру и историю
Слайд 4

Известный санкт-петербургский священник, кандидат педагогических наук, член союза писателей России Алексей Мороз.сказал корреспонденту «Труда»: «К сожалению, семья и школа при воспитании детей не придают должного внимания традиционной вековой культуре и истории, выполнению заповедей Божьих как таковых. А что такое заповедь Божья? Это законы бытия. Если человек их нарушает, это ведет его к гибели, потому что духовная энергия - это энергия высшего порядка. Сегодня идет вырождение и вымирание не только нашего народа, но и всех народов, которые отступили от христианских идеалов. Все начинается с семьи. Когда мне говорят, что есть проблемы детей, не соглашаюсь. Есть проблемы родителей. Не зря говорится: спасись сам - и тысячи спасутся вокруг тебя. Всегда нужно начинать с себя самого. Научить современную молодежь законам бытия, чтоб их жизнь шла в гармонии с Богом, с духовным миром - это и является первостепенной задачей нашего общего воспитания».


Слайд 5

Несколько слов о моей теме. Под «духовностью» я понимаю те составляющие духа, которые определяют поведение и действия человека, что, как известно, закладывается в семье. Читая мемуарную и автобиографическую литературу, видишь, как различно воспитание в семьях разного времени. Дворянское восприятие семьи, как оно выразилось в таких литературных текстах, как "Детство Багрова-внука" С. Аксакова, трилогия раннего Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и множестве других, представляет важный для истории русской культуры феномен, становление которого происходило в отталкивании, не всегда последовательном, но всеобщем, от домостроевской нормы.

Иное дело – семья Цветаевых.

Когда пытаешься составить образ Цветаевой по её собственным – о себе – отзывам, по её самоанализу, - попадаешь в странное положение – сплошные противоречия! Ананализируя стихи, видишь ещё большее разнообразие её перевоплощений – от цыганки и нищенки до Психеи и Сивиллы. Меня заинтересовал вопрос о том, как складывались отношения в семье, где родилась Марина Цветаева с её таким бунтарским и вместе с тем страдающим сердцем.



Слайд 6

Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у неё был трудный, упрямый характер, она порой даже казалась дикой и дерзкой, и хотя была ужасно застенчивой, но легко шла на конфликт. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков, и всегда интересовалась своей родословной.

Какой-нибудь предок мой был – скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром? –

Писала Цветаева в одном из своих стихотворений.

В другом она вспоминала двух своих бабушек: гордую панну – по матери и сельскую попадью – по отцу:

Обеим бабкам я вышла внучкой:

Чернорабочей - и белоручка!...


Слайд 7

Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве, в Трёхпрудном переулке. Отец– профессор Московского университета, учёный – филолог, общественный деятель, почётный доктор Болонского университета. Мать– блистательная пианистка, пожертвовавшая музыкальной карьерой во имя семьи, а также переводчик художественной литературы с английского и немецкого языков.


Слайд 8

Начиная с 1933 года, автобиографическая проза занимает главенствующее место в творчестве Цветаевой.

«Я хочу воскресить весь тот мир – чтобы все они не даром жили – чтобы я не даром !»- писала Цветаева в августе 1933года В. Н. Буниной.

Чувство чести, человеческого достоинства – вот что, по мнению Марины Цветаевой, отличает поколение «отцов», к которому принадлежали её родители. Им посвящена значительная часть автобиографической прозы. Об отце – «Музей Александра 4», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Отец и его музей», о матери – «Мать и музыка», «Сказки матери»; образы родителей присутствуют и в других произведениях поэта.


Слайд 9

Иван Владимирович Цветаев (1847 – 1913) был сыном и внуком священника. Религиозность в семье, где воспитывались дочери, была умеренной, однако детей водили в церковь во все церковные праздники, как это тогда полагалось. В воображении Марины уже к четырём годам ожило содержание учебника «Священной истории»: сотворение мира, первые мужчина и женщина – Адам и Ева, древо познания добра и зла с его яблоками – «запретными плодами» и проделки отвергнутого богом архангела. Мать, требовательная в нравственном воспитании, энергично боролась за добро в душах детей.

Будучи зрелым поэтом, она адресовалась только к Богу, однако много упоминаний о нём в ранних стихах – «Молитва»: «Христос и Бог! Я жажду чуда…». Приближаясь к своему 39-летию, Марина Цветаева чётко осознала, что все её, любящей, стихи «раз навсегда …обращены к Богу…По крайней мере – к ангелам». Что это – молитва, только случайно, с виду, направленная к земному, а по существу – к идеалу…

Влияние отца было более скрытно, но не менее сильно, чем матери (страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность).


Слайд 10

Делом всей жизни Иван Владимирович считал создание в России Музея изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина, а до 1917 года – Музей Александра 3) «Мечта о Музее началась в те времена, когда мой отец, сын бедного сельского священника села Талицы, Шуйского уезда, Владимирской губернии, впервые вступил ногой на римский камень…Но я ошибаюсь…мечта о Музее началась…ещё…в глухих Талицах…где он за лучиной изучал латынь и греческий…Мечта о русском музее скульптуры была…с отцом сорождённая».


Слайд 11

Начало строительства здания ГМИИ, которое сопровождалось великолепной церемонией, состоялось 17 августа 1898 года. Изначально музею было дано официальное название «Музей изящных искусств имени императора Александра III». Согласно проекту Р. И. Клейна, здание музея представляло собой античный храм, располагающийся на высоком подиуме и украшенный ионической колоннадой по фасаду. Внутреннему убранству характерен синтез элементов различных исторических эпох.


Слайд 12

Строительство Музея продолжалось вплоть до 1904 года. Еще до начала строительства большая часть коллекций для Музея были готовы. В 1890-х — 1911 годах были сделаны гипсовые слепки и копии различных произведений мирового искусства, которые изготавливались за границей. Некоторые из них делались впервые. Также в собрания Пушкинского музея входит множество подлинников: уникальная коллекция предметов древнегреческого искусства и культуры (около 6 тысяч экспонатов), собранная ученым-египтологом В. С. Голенищевым; произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII-XV веков, нумизматическая коллекция.

Большой вклад в дело создания музея внёс дед М. Цветаевой со стороны матери – Александр Данилович Мейн, московский городской голова, был отмечен знакомством с Л. Толстым, бывал у него дома, его влекло к писательству. Он неустанно поддерживал в отце Марины мечту об основании Музея изящных искусств, был членом – учредителем Комитета по его устройству, подарил Музею свою коллекцию слепков античных скульптур, оставил ему часть своего состояния.

31 мая 1912 года состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году Музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

И в этом я вижу не просто историческую роль этой семьи в развитии культуры России, но, прежде всего, это воспитание поколения на уважении к истории других стран, формирование эстетического наслаждения от произведений искусства. И в творчестве М. Цветаевой мы видим, слышим и чувствуем дыхание античности.
Слайд 13

Образ матери занимает особое место в творчестве М. И. Цветаевой. Натура тонкая и глубокая, художественно одарённая, Мария Александровна Мейн (1868 – 1906) ввела своих детей в мир прекрасного. Её памяти М. Цветаева посвятила не только очерки, но и стихотворения, среди которых известное – «Маме». С самых ранних лет музыка была для Марины тождественна голосу матери:


Слайд 14

Искусство было средоточием внутренней жизни матери, страстью её души. Она могла на рояле всё. На клавиатуру сходила, как лебедь на воду. Можно было только догадываться, какие бури подавляла она в своём собственном существе, какие стихии разыгрывались и сгорали. «Мать…- страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери,» - писала М. Цветаева. Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной.

Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному.

Мать научила детей чувствовать боль – свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость.


Слайд 15

Мать передала девочкам и свой нравственный и духовный максимализм, и романтическое противостояние обыденности, и трагическое мироощущение, «она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку, вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги - те, что прочитываются впервые; возле нее было просторно уму, сердцу, воображению"

Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием. Духовное наследство, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обострённость чувств и, конечно, благородность сердца. «…После такой матери мне остаётся только одно: стать поэтом,»- писала Марина Цветаева в своём очерке «Мать и музыка».

Таким образом, музыка и музей – два влияния сливались и сплетались в одном доме. Воздух дома был не буржуазным и даже не интеллигентский, а рыцарский – «жизнь на высокий лад». Отец и мать растили юных спартанцев в духе аскетизма и строгости быта.


Слайд 16

Обе первые книги, которые Цветаева написала в юности, - о детстве и отрочестве в Трёхпрудном, о доме детства. Атмосфера родного дома определила свойства её натуры. Дом – это особый уклад жизни. Он бережно хранит в себе всё: и секреты детства, и отважные мечты, и сонм отроческих надежд, неясных, но пленительных, сверкающих, как «светлые замки из инея.


Слайд 17

Цветаева ощущала себя прежде всего жителем Москвы:

— Москва! — какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, Мы все к тебе придем...

Под влиянием этой атмосферы Цветаева рано почувствовала и сформулировала свои предпочтения и пристрастия – и пронесла их через жизнь, до конца дней сохранила свою «живую душу», потребность удивляться, и дарить радость, и испытывать «тайный мир».


Слайд 18

Цветаевой действительно суждено было стать летописцем своей эпохи. Тем важнее память, из какого источника берёт начало всё её творчество, в чём феномен Цветаевой как поэта. Выросшая в высококультурной семье, впитавшая высочайший эстетический дух истории, нравственные основы бытия: любовь, милосердие, искренность, естественность и одновременно силу духа, преданность Родине, Цветаева пришла в русскую литературу, чтобы сказать своё слово.


Слайд 19

Нет лучшего свидетельства социального здоровья общества, чем крепнущая семья, в которой рождаются и растут на радость родителям дети, достойные преемники, наследники и продолжатели вековых традиций многонационального народа России. Связанные прочными родственными узами, взаимной любовью и заботой родители, дети, внуки составляют незыблемую основу общества, гарантирующую его поступательное гуманистическое развитие, духовность и прогресс.


Слайд 20

Цветаева с полным правом могла сказать о себе: « Всем лучшем во мне я обязана своей семье, давшей мне возможность жить, чувствовать , любить».




Собственность — вот дух законов. Симон Никола Ленге
ещё >>