Сказка «Конек-горбунок» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обобщение по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок» 1 54.59kb.
П. ершов «конек-горбунок» 1 59.16kb.
Сборник для 3-5 класса 1 23.97kb.
«Мультфильмы и дети» 1 42.31kb.
Мультфильмы Мадагаскар. Муравей Антц. Жизнь жуков 1 116.14kb.
Выпускной спектакль арб им. А. Я. Вагановой на 26 июня 2011 года. 1 34.4kb.
Инструкция по сборке и монтажу изделия «Флюгер». Установка на "Конёк" 1 12.65kb.
Внеклассное мероприятии по произведениям А. С. Пушкина для учащихся... 1 91.28kb.
Сказка о голом короле 6 Это тоже важно знать 6 сказка о спящей царевне... 15 899.89kb.
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!» 1 109.74kb.
Сказка из всех ледовых самая ледовая сказка из всех новогодних 1 16.3kb.
О. Л. Скребкова воспоминания в. Л. Бекман (сухаревской) 1 285.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сказка «Конек-горбунок» - страница №1/1

Петр Павлович Ершов

(1815 - 1869)



  1. Общественная деятельность П.Ершова.

  2. Сказка «Конек-горбунок» - утверждение принципа народности.

  3. Образная система сказки.

1. П.Ершов – сибиряк. Много вместе с отцом путешествовал по Сибири, хорошо знал условия жизни крестьян, их быт, народное творчество, разговорный язык.

Окончил Тобольскую гимназию (1831), потом студент Петербургского университета (философско-юридический ф-т). но его прельщает поэзия, история, музыка («Я готов всем изящным любоваться до головокружения…»).

Стремился посвятить свою жизнь исследованию Сибири:

Какая цель! Пустыни, степи

Лучом гражданства озарить,

Разрушить умственные цепи

И человека сотворить;

Раскрыть покров небес полночных,

Богатства выпросить у гор

И чрез кристаллы вод восточных

На дно морское бросить взор…

(Из письма к другу Константину Тимковскому)

Учитель российской словесности в Тобольской гимназии – её инспектор и директор – управляющий дирекцией училищ всей Тобольской губернии. Незаурядный педагог, делавший все возможное для облегчения жизни учителей и учеников: выписывал литературу, ставил спектакли, для которых сам писал пьесы.


2. В истории литературы вошел как автор «Конька-Горбунка», хотя написал ряд либретто к операм, стихотворений. Продолжил пушкинскую традицию утверждения в русской литературе реалистического искусства, что непременно предполагало реализацию принципа народности при изображении событий и персонажей. Успех своей сказки сам П.Ершов объяснял так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку, - зазвучала родная – и русское сердце отозвалось от хладных финских скал до стен недвижного Китая».

Сам А.Пушкин высоко оценил значение сказки П.Ершова: «Теперь мне можно и оставить этот род поэзии».

Сказка имела огромную популярность:


    • впервые опубликована в ж. «Библиотека для чтения» (1834;первая часть). Профессор Петербургского ун-та вместо лекции читал студентам эту сказку;

    • отдельным изданием – 1835 г.;

    • до 1917 г. переиздавалась 30 раз;

    • композитор Пуни – балет «Конек-Горбунок».

Сущность принципа народности: не обязательно изображать представителей народа, их быт, одежду, говор и т.п. Но обязательно писатель должен изобразить события и персонажей так, как это соответствует ценностям этических и эстетических взглядов, которые свойственны народному мироощущению.

Образ Иванушки

Традиционный для русской народной сказки образ, но при его изображении автор вносит много изменений, что и свидетельствует не столько о традиции образа. Сколько о принципе народности в подходе к его изображению.

1. Так, автор несколько раз называет его дураком, но соответствует ли это действительности:

а)


Вот он всходит на крыльцо,

Вот хватает за кольцо,

Что есть силы в дверь стучится,

Чуть что кровля не валится,

И кричит на весь базар,

Словно сделался пожар.

Братья с лавок поскакали,

Заикаяся вскричали:

- Кто стучится сильно так? –

Это я, Иван-дурак!

(Поведение заслуживает быть названным неадекватным, но если вставить этот эпизод в текст сказки, то увидим, что перед этим Иван сумел не только выследить того, кто портил посевы, но поймать Кобылицу, укротить ее. Он победителем возвращается в село. А победитель имеет право на кураж!)

б)


Он и усом не ведет,

На печи в углу поет

Изо все дурацкой мочи:

«Распрекрасные вы очи!»

(Это, скорее всего, защитная реакция Ивана относительно того, что братья постоянно приказывают ему, а не просят. В этом проявляется чувство собственного достоинства, о котором детальнее пойдет речь позже).

в)

Иван часто находится в состоянии сна (это может обернуться даже бедой, ведь чуть не проспал Царь-девицу). Но это и способ не только индивидуализации, но и типизации образа, ведь русскому национальному характеру свойственна определенная медлительность. Л.Толстой в «Войне и мире» тоже говорит о том, что русский народ не сразу взялся за «дубину народной войны». И опять же, сонливость героя – это способ утверждения его Я. Ведь, нанимаясь на службу к царю, Иван ставит условие (!):



Только, чур со мой не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!

2. При общении со всеми персонажами Иван всегда подчеркивает, что он человек и требует уважение его человеческой личности (Возможно ли это было в условиях крепостной России!!!)

а)

А Иван им (братьям) стал кричать:



Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал

(И автор, и Иван сравнивают два качества: 1- природноеум (его присутствие/отсутствие не зависят от человека: «Что Бог не дал, на базаре не кипишь!»), 2 – моральное - честность (воспитанное, зависящее от самого индивида). Этим утверждается превосходство Ивана как позитивного персонажа над братьями);

б) с царем:

1)

Тут Иван,



Руки в боки, словно пан,

Из-за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

«Эта пара, царь, моя,

И хозяин – тоже я».

(Поведение Ивана при появлении царя, когда тот сам примчался на базар (всегда самое демократичное место в обществе), чтобы купить чудо-коней. Выделенные слова передают чувство собственного достоинства через портретные и моторные детали);

2)

«Что за челядь тут такая? –



Говорит Иван, вставая. –

Как хвачу я вас бичом,

Так не станете потом

Без пути будить Ивана»

………………………….

«Царь?.. Ну ладно! Вот сряжуся

И тотчас к нему явлюся», -

Говорит послам Иван.

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался,

Приумылся, причесался,

Кнут свой сбоку прицепил,



Словно утица поплыл.

(Реакция Ивана-конюха, когда среди ночи посыльные требуют, чтобы он немедленно явился к царю и сообщил о пере Жар-птицы. «Непонятливость» Ивана очередной раз подчеркивает, что он не раболепствует перед царем, а напоминает о своей значимости не как работника, а как человека. Детализация в портретной характеристике подчеркивает авторскую солидарность с персонажем, поскольку передает неспешность действий Ивана, хотя он не может не знать, с каким нетерпением его ожидает царь!!! Выделенное сравнение опять же дает зрительное понимание неспешности движений героя, ведь утка никогда не двигается резко и быстро).

в) с Царь-девицей (Реакция, когда впервые увидел ее воочию. До этого Иван только слышал, что она прекрасна):

«Хи! так вот та Царь-девица!

Как же в сказках говорится, -

Что куда красна собой

Царь-девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна-то и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму»

Негативная реакция прежде всего вызвана «телесными параметрами» девушки. Но здесь проявляются не столько индивидуальные симпатии Ивана, его личностное понимание женской красы, сколько народный эталон прекрасной женщины. Эту проблему несколько позже исследовал Н.Чернышевский в трактате «Эстетическое отношение искусства к действительности», где он показывает, что идеал прекрасного имеет социальные корни, поскольку в разной социальной среде существует свое понимание женской красы, сформированное разными социально-бытовыми условиями (это сделано Н.Чернышевским на основании анализа русских народных лирических песен и портретных характеристик красавиц в произведениях И.Тургенева): «Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сельская девушка при сытой пищи будет довольно плотна, - это также необходимое условие красавицы сельской; светская «полувоздушная» красавица кажется поселянину решительно «невзрачною», даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать «худобу» следствием болезненности или «горькой доли».

«Совершенно другое дело светская красавица: уже несколько поколений предки ее жили, не работая руками; при бездейственном образе жизни крови льется в оконечности мало; с каждым новым поколением мускулы рук и ног слабеют, кости делаются тоньше; необходимым следствием всего этого должны быть маленькие ручки и ножки – они признак такой жизни…» «… болезненность, вялость, томность […] имеют в глазах их (дворян – Е.Б.) достоинство красоты, как скоро кажутся следствием роскошно-бездейственного образа жизни».



Образ Конька-Горбунка

В основе данного образа – традиционно-сказочный образ чудо-коня (Сивка-бурка), который претерпевает своеобразные метаморфозы: прежде всего он становится внешне уродом, чтобы подчеркнуть авторское понимание роли дружбы в отношениях между людьми. А в этом находят отражение народные понимания значимости дружбы: «Сам погибай, а товарища выручай!», «Друзья познаются в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Красив не телом, а душой». Об этом свидетельствуют такие эпизоды и портретные характеристики Конька:

а) Кобылица о своем будущем детеныше:

Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

б) наказ Кобылицы Ивану:

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за черную, слышь, бабку.

На земле и под землей

Он товарищ будет твой.

в) реакция Конька на различные просьбы Ивана:

- необходимо найти и поймать Жар-птицу:

Это службушка, не служба;

Служба все, брат, впереди.

- когда Ивану надо непосредственно при всем честном народе искупаться в трех котлах: с холодной водой, с кипящей водой и с кипящим молоком:

Вот уж служба так уж служба!

Тут нужна моя вся дружба.

………………………………..

ну, не плачь же, Бог с тобой!

Сладим как-нибудь с бедой.

И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину.



Образ царя

Образ царя у П.Ершова, по сравнению с образом царя в народных сказках, имеет более сатирический характер изображения. Это достигается разными способами и при помощи различных приемов комического изображения:

1) непосредственные действия царя, которые не соответствуют его царственному положению (приход на базар, чтобы самому побыстрее купить чудо-коней);

2) мгновенность изменения настроения и отношения к одному и тому же персонажу, что свидетельствует о беспринципности персонажа:

- в момент, когда Иван отказывается исполнить приказ царя:

Что? рядиться мне с тобою! –

Закричал он. – Но смотри,

Если ты в недели три

Не достанешь мне Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой,

Ты поплачешься со мной:

На правеж – в решетку – на кол!

Вон, холоп!

- через небольшой промежуток времени, когда Иван дает согласие отправиться на поиски:

Царь тот час приказ дает,

Чтоб посыльные дворяна

Все сыскали для Ивана,

Молодцом его назвал

И «счастливый путь» сказал.

3) опосредованная характеристика равного с царем в социальном отношении персонажем (Месяц Месяцович), что позволяет последнему не лебезить перед царем и говорить о нем все, что тот заслуживает (объективность характеристики - сарказм):

«Ах, злодей!

Вздумал в семьдесят жениться

На молоденькой девице!

Да сою я крепко в том –

Просидит он женихом!

Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял!

Полно, лаком больно стал

4) при непосредственной встрече с Царь-девицей, на которой собирается жениться: он полостью лишен самолюбия, она же не скрывает своего презрительного (через сарказм) отношения к нему:

«Я хоть стар, да я удал! –

Царь царице отвечал. –

Как немножко приберуся,

Хоть кому так покажуся

Разудалым молодцом.

Ну, да что нам нужды в том?

Лишь бы только нам жениться».

Говорит ему девица:

«А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!»

Царь в затылке почесал

И, нахмуряся, сказал:

«Что ж мне делать-то, царица?

Страх как хочется жениться…»

5) сатирическое изображение царя усиливается посредством изображения того, как придворные заискивают перед ним (ироническо-гротесковая ситуация):

И посыльные дворяна

Побежали по Ивана,

Но, столкнувшись все в углу,

Растянулись на полу.

Царь тем много любовался

И до колотья смеялся.

А дворяна, усмотря,

Что смешно то для царя,

Меж собой перемигнулись

И вдругоредь растянулись.

Царь тем так доволен был,

Что их шапкой наградил.

Типичность этой ситуации подчеркивается тем, что подобное поведение описывается Т.Шевченко в комедии «Сон», но уже в саркастических тонах:

За богами – панства, панства

В серебрі та златі!

Мов кабани годовані, -

Пикаті, пузаті!..

Аж потіють та товпляться.

Щоб то ближче стати

Коло самих: може вдарять

Або дулю дати

Благоволять; хоч маленьку,

Хоч півдулі, аби тілько під самую пику.

...........................................................

.............................. цар підходить

До найстаршого... та в пику

Його як затопить!..

Облизався неборака;

Та меншого в пузо –

Аж загуло!..


„Конек-горбунок” – произведение письменной литературы, несмотря на то, что в нем четко просматривается фольклорная основа (например, принцип трехкратности; дословное повторение заданий разными персонажами: царь  Иван  конек):

1) текст носит подчеркнуто реалистический способ изображения:

- эпиграфы к каждой части:

I ч.: Начинает сказка сказываться…

II ч.: Скоро сказка сказывается

А не скоро дело делается.

III ч.: Доселева Макар огороды копал,

А нынче Макар в воеводы попал.

- пейзажные описания (опушка, на которой ловят Жар-птицу):

Что за поле! зелень тут

Словно камень-изумруд;

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет;

А по зелени цветы

Несказанной красоты.

А на той ли на поляне,

Словно вал на океане,

Возвышается гора

Вся из чистого сребра.

Солнце летними лучами

Красит всю ее зарями,

В скибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.

- на основании народных фразеологизмов создаются собственные словесные характеристики:

И доносчик с этим словом

Скрючась обручем таловым, (Изогнуться в дугу)

Ко кровати подошел,

Подал клад – и снова в пол.

- творческая обработка народнопесенных жанров (причитание). Иван сокрушается по поводу пропажи коней:

«Ой, вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!

Я ль вас, други, не ласкал.

Да какой вас черт украл?

Чтоб пропасть ему собаке!

Чтоб издохнуть в буераке!

Чтоб ему на том свету

Провалиться на мосту!

Ой, вы, кони буры-сивы,



Добры кони златогривы!»

- сказка написана четырехстопным хореем, что подчеркивает разговорно-бытовую ситуацию.




Всякий раз, когда я говорю «да», я заранее вижу, скольких «нет» мне это будет стоить. Станислав Ежи Лец
ещё >>