Системная диагностика воспроизводственных процессов на муниципальном уровне - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности... 1 342.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине системная организациялексики... 1 153.78kb.
Тема Введение. Понятие муниципального уровня. Предмет, цели и задачи... 1 36.12kb.
Клиника, диагностика, лечение гиперпластич. Процессов эндометрия 3 525.86kb.
Конкурс по теме «Системная среда Windows» 1 34.84kb.
Закона №44-фз № Примерное наименование нпа правовое основание 1 180.12kb.
Александров Ю. И. Научение и память: системная перспектива 4 700.44kb.
Диагностика кинетики процессов возбуждения и релаксации ионов и атомов... 1 22.48kb.
Ббк 53. 57 Ч 89 Черников А. В. Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная... 10 2514.04kb.
1. Предмет экономической теории, методы анализа процессов 3 540.87kb.
Лекция 7 Глава Синхронизация параллельных процессов на высоком уровне 1 122.96kb.
Шифр специальности: 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством... 1 98.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Системная диагностика воспроизводственных процессов на муниципальном уровне - страница №1/1

УДК 332.145
СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

К. Э. Чеботарь

научный руководитель Ю. В. Улас

Сибирский федеральный университет,

Институт управления бизнес-процессами и экономики
На современном этапе развития экономики России одной из самых острых проблем является построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием территории.

Сегодня субъекты Федерации и их муниципальные образования сами активно формируют условия экономической деятельности. Они становятся субъектами предпринимательской деятельности и включаются в конкурентную борьбу за привлечение капитала, что требует создания условий, способствующих производству и внедрению инновационных технологий, наличия высококвалифицированной рабочей силы и высокого уровня жизни.

Социально-экономическое развитие невозможно без существенных структурных преобразований в региональной социально-экономической системе. Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы невозможны.

Одним из целевых ориентиров стратегического развития России выступает сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов. Сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации зависит, прежде всего, от сбалансированного развития муниципальных образований, являющихся составными частями региона.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований возможно посредством систематического и целенаправленного воспроизводственного процесса.

Осуществление муниципального воспроизводственного процесса предполагает единство внутримуниципальных и межмуниципальных материально-вещественных, финансово-кредитных, трудовых и информационных связей, обеспечивающих последовательный процесс производства, распределения, обмена и потребления.

Внутримуниципальные связи интегрируют единичные процессы воспроизводства на уровне предприятий с муниципальным воспроизводственным процессом. При последовательной смене фаз воспроизводства формируются е условия и предпосылки, необходимые для развития предприятий и организаций, расположенных в муниципальном образовании.

Межмуниципальные связи обеспечивают взаимодействие муниципального воспроизводственного процесса с экономикой региона, формирование материальных, финансовых и трудовых ресурсов воспроизводства региона за счет межрайонного обмена, участие региональной системы в производстве определенной части национального дохода страны.

Кроме того, следует различать вертикальные и горизонтальные связи и зависимости, взаимодействие которых обеспечивает нормальное функционирование муниципального воспроизводственного процесса.

Вертикальные связи выполняют регулирующие функции, направляя каждую муниципальную систему на выполнение ее главной функции – участие в территориальном разделении труда, развитие хозяйства региона в соответствии с интересами экономики страны. Вертикальные связи не постоянны, они меняются в зависимости от конкретного исторического этапа развития экономики, от уровня регионализации принимаемых управленческих решений.

Вертикальные связи и отношения формируются общегосударственными экономическими центрами, министерствами и ведомствами.

Горизонтальные связи оказывают действие на расположенные на территории предприятия, которые являются и элементами отраслевых систем, и частями единой региональной системы. В результате предприятия имеют объективную необходимость принимать участие в решении не только отраслевых, но и региональных проблем. Любое предприятие, расположенное на конкретной территории, вступает во взаимодействие с другими субъектами региональной экономической системы, так как оно пользуется региональными ресурсами и услугами инфраструктурных отраслей. Следовательно, предприятие заинтересовано в комплексном и эффективном использовании региональных ресурсов и развитии надежной и сбалансированной инфраструктурной базы.

Следует отметить, что горизонтальные отношения и связи управляются местными администрациями, заинтересованными в комплексном развитии хозяйства и в повышении уровня жизни населения, независимо от того, в какой сфере деятельности занята его трудоспособная часть.

Локализация и теснота экономических и социальных связей внутри муниципального образования предопределяют специфические особенности муниципального воспроизводства и совокупность формирующихся пропорций.

Муниципальная экономическая диагностика представляет собой специфическое направление теоретической и прикладной экономики и связана с анализом хозяйственной специфики муниципальных образований, проведением частных и системных диагностических исследований отдельных территорий с целью определения их экономического состояния.

Социально-экономическая система любого муниципального образования обладает значительным количеством связей между ее элементами. Поэтому высокую актуальность имеют не только задачи прогнозирования и планирования развития отдельных подсистем, но и анализ системы в целом.

При этом системная диагностика является основой для последующей разработки стратегии муниципального образования, планирования крупных инвестиций и т.д. Исследование текущей ситуации позволяет выявить наиболее важные проблемы и определить самые перспективные направления развития. Именно системный анализ дает возможность выделить приоритетные задачи, что очень актуально в условиях ограниченности ресурсов.

Системная диагностика позволяет разрушить сформировавшиеся стереотипы, создать единую комплексную картину состояния экономики муниципального образования. Не сформировав сходного понимания текущей ситуации, практически невозможно подготовить эффективную программу действий, цели которой бы в полной мере разделяли бы все участники команды, осуществляющей руководящие функции в данном муниципальном образовании. Кроме того, наличие качественной аналитики позволяет более аргументировано и убедительно отстаивать свои позиции на региональном уровне.

Поэтому заинтересованной стороной в проведении системной диагностики муниципальной экономики является, прежде всего, соответствующая администрация. Особенно актуальным этот вопрос становится при смене власти, так как новому руководству необходимо в сжатые сроки понять реальное положение вещей. Комплексный анализ может быть полезен и команде, длительное время работающей в данном муниципальном образовании, для оценки собственных действий по различным направлениям, сопоставления с результатами других образований региона или субъектов федерации и формирования новых ориентиров для развития.

Однако не только руководство муниципального образования бывает заинтересовано в проведении системной диагностики.

Такая задача может быть актуальной и перед принятием решений крупным инвестором. Обычно масштабные проекты имеют целый ряд взаимосвязей с различными элементами социально-экономической системы, поэтому их успех зависит от множества факторов. Желательно оценить их заранее.

Кроме того, вопросы диагностики состояния муниципальных образований важны для региональных органов власти. В настоящее время такой анализ, за редким исключением, проводится по нескольким достаточно примитивным показателям, что не дает адекватного понимания ситуации в регионе.

Решение задачи системной диагностики силами сотрудников администрации и местных специалистов часто бывает неэффективным по следующим причинам:

- наличие у членов рабочей группы устоявшихся мнений и стереотипов;

- личная заинтересованность в оценках по отдельным направлениям (как в сторону завышения, так и в сторону занижения);

- вероятность наличия внутренних конфликтов, что препятствует полноценному сбору информации;

- загруженность текущей работой, которая обычно рассматривается в качестве приоритетной;

- отсутствие требуемой квалификации, что чаще всего выражается в виде слишком узкой специализации.



Во многих случаях перечисленные недостатки делают целесообразным привлечение сторонних консультантов для проведения системной диагностики муниципального образования. Такие специалисты обычно могут взглянуть на проблемы более свежим взглядом, использовать опыт других образований и регионов, задействовать отработанные аналитические методики.
Список использованных источников

  1. Информационные технологии в экономике – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iteconomic.com/vzaimosvyazi-regionalnogo-vosproizvodstvennogo-processa.aspx

  2. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.

  3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление(часть 3) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.smartcat.ru/RegionEconomic/PartThreeRegionalEconomicsAndManagment.shtml

  4. Гладун В. В. Разработка методов региональной экономической диагностики территориальных социально-экономических систем. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodov-regionalnoi-ekonomicheskoi-diagnostiki-territorialnykh-sotsialno-ekonomic#ixzz2PVjxwIO2

  5. Моисей Фурщик, Сергей Марков Сборник «Труды Института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН)», 2006

  6. Компания ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://foconsult.ru/publications/i30-sistemnaya-diagnostika-regionalnoj-ekonomiki.html





Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя? Сократ в передаче Сенеки
ещё >>