Системы кодирования информации: вербальная и невербальная коммуникация - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вербальная коммуникация 1 182.19kb.
Многообразие кодов 1 245.33kb.
Учебно-методическое пособие калининград 1998 Невербальная коммуникация. 3 546.06kb.
Тема учебного материала 1 190.03kb.
Кодирование информации 1 63.04kb.
1. Понятие коммуникаций и их роль в системе управления Коммуникация... 1 44.64kb.
2. Технические средства реализации информационных процессов 9 1455.19kb.
Использование ортогонального кодирования для повышения помехоустойчивости... 2 311kb.
Приложения системы компьютерной алгебры gap в теории кодирования 1 27.18kb.
Выбор способа кодирования 1 57.34kb.
Классификации и кодирования цифровой картографической информации 1 129.9kb.
Елена Дьякова 5 1690.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Системы кодирования информации: вербальная и невербальная коммуникация - страница №1/1

Системы кодирования информации: вербальная и невербальная коммуникация
Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений.

Между этими системами существует определенное сходство:

- они используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей;

- уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека (Woods, 1998);

- интенсивность невербальной коммуникации со­ответствует интенсивности вербальной (Московичи, 2007).

Вместе с тем, между вербальной и невербальной коммуникацией существует целый ряд различий (табл. 1.1) (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).


Различия между вербальной и невербальной коммуникацией


Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

1. Абстрактность:

- передача сообщения может состояться и в отсутствии коммуникатора (пересказ, письменный текст);

- возможно обсуждение явлений, не относящихся непосредственно к данной ситуации;

- возможно использование абстрактных понятий, таких как род, время, вид, число, сущность, возможность, различие, цвет, доброта и т.п.



1. Конкретность:

- передача сообщения может состояться только в присутствии коммуникатора;


- коммуникация связана с непосредственной ситуацией общения;

- использование абстрактных понятий затруднено.



2. Дискретность. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы - четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

2. Континуальность. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы.

3. Определенность. Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц.


3. Вероятностность. Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования.

4. Линейная временная последовательность:

- элементы вербального сообщения следуют друг за другом;

- декодирование вербального сообщения осуществляется поэлементно.


4. Пространственно-временная целостность:

- несколько элементов невербального сообщения могут передаваться одновременно;

- невербальное сообщение декодируется целиком, то есть реципиент не делит его на отдельные элементы.


5. Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

5. Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

6. Организованный процесс обучения языку. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.

6. Спонтанное изучение. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами, путем подражания.

Коммуникация более эффективна, когда содержание и интенсивность вербального сообщения соответствует содержанию и интенсивности невербального. Расхождение между ними приводит к трем последствиям.

Во-первых, происходит переструктурирование коммуникативного про­цесса, изменение его динамики, стратегии и тактики (Казаринова, Погольша, 2000), что выражается, например, в

- снижении коммуникативной насыщенности взаимодейст­вия;

- смещении основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращения партнеров или преждевременная ре­акция);

- спонтанном повышении информационной избыточности сообщений.

Во-вторых, изменяется отношение к коммуникативному акту. Люди предпочитают непротиворечивую коммуникацию. В-третьих, происходит изменение в отношении к коммуникатору. Противоречие между содержанием вербального и невербального сообщения порождает негативное отношение к нему, приписывание ему неискренности.

Невербальное поведение играет важную роль в процессе коммуникации. Однако она частично определяется коммуникативной позицией участников.

Когда человек выступает в роли реципиента1, анализирующего сообщение, он уделяет большое внимание невербальному поведению коммуникатора и хорошо запоминает его.

В то же время, выступая в роли коммуникатора, человек уделяет меньшее внимание своему невербальному поведению, стараясь контролировать вербальное (Fichten et.al, 1992). Таким образом, человек, играющий роль реципиента, может извлечь достаточно много информации, наблюдая за невербальным поведением окружающих, поскольку они не контролируют его и «проговариваются». Степень, в которой невербальная коммуникация поддается сознательному контролю, зависит от системы, с помощью которой она осуществляется. Например, П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербаль­ной утечки информации». Они проранжировали разные части тела по их способности к передаче информации. Эту способность они определили на основе трех параметров:

- среднее время передачи информации;

- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

- степень доступности для наблюдений за данной частью тела.

Самым мощным передатчиком информации по их классификации является лицо человека, затем руки, кор­пус и, наконец, ноги и ступни. Зная это, люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внима­ния на движения своих ног, благодаря которым и происходит «утечка информации». <…>


Системы невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).

1. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

Поза — это положение человеческого тела. Позы можно клас­сифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаи­моотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—до­минирования; включенности—отчужденности); психофизиоло­гические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отноше­нию к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармонич­ная —дисгармоничная).

Походка – движения ног, благодаря которым человек перемещается в пространстве. Она связана с позой, поскольку во время ходьбы у человека изменяется положение всего тела. Ее измерениями являются ритмич­ность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по приз­наку центробежности (движение от себя) или центростремитель­ности (движение к себе); по критерию однозначности и много­значности.

Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относитель­но стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные (кратковременные изменения движений мышц лица).

В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движе­ний (Крейдлин, 2001).

- Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест).

- Иллюстраторы — движения, которые сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во вре­мя рассказа о рыбалке).

- Экспрессивные знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).

- Регуляторы – движения, которые регулируют беглость коммуникации (напри­мер, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).

- Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих удовлетворение потребностей человека, их функ­ция— защита, поддержка человеком себя (например, потирание носа, чавкание).

2. Гаптика — прикосновения коммуникатора к себе и реципи­енту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.

3. Паралингвистика — параметры голоса человека. К ним от­носятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмич­ность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т.д.), ясность артику­ляции.

4. Экстралингвистика — неречевые вкрапления в речь: стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-«паразиты» («ммм», «ох», «вот»).

5. Окулесика — визуальное поведение людей во время об­щения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.

6. Ольфакция — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные за­пахи, например, духи, благовония и т.д.

7. Гастика — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом.

8. Проксемика — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориаль­ность, временную организацию ситуации.

Дистанция — расстояние между партнерами по общению. Су­ществуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции: интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей; персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном об­щении со знакомыми людьми; социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.

Отдельно выделяют персональное пространство и пространст­во группы. Персональное (личное) пространство — это простран­ство вокруг человека, ограниченное мысленной чертой, за кото­рую другим людям не следует заходить. Если они пересекают эту черту, человек испытывает отрицательные эмоции. Персональное пространство не является кругообразным, а больше напоминает овал: оно максимально впереди и сзади, но уже — с боков.



Пространство группы — пространство, в которое «допускают­ся» только члены своей группы. Если позволяет ситуация, группа старается расположиться так, чтобы вокруг нее было пустое пространство, то есть чтобы расстояние между членами группы было меньше, чем расстояние от них до другой группы. Как правило, расстояние между группами составляет не менее 100—125 санти­метров. Групповое пространство хорошо заметно во время пере­рывов на общественных мероприятиях (конференциях, банкетах и т. д.), когда участники собираются в холле и образуют группы по интересам.

Ориентация и угол общения — расположение партнеров по от­ношению друг к другу. Эта ориентация регулируется располо­жением участников и расстановкой мебели, например, формой стола, высотой кресел собеседников и т. д. Существуют распространенные варианты организации пространства с помощью мебели (Журавлев, Павлова, 2006).

- Учебный класс (ряды). Внимание участников в данном случае целиком направлено на коммуникатора. Эта форма организации пространства приводит к появ­лению традиционных зон активности и противостояния (первые ряды, галерка и т.д.).

- «Подкова». Участники рассаживаются неполным кругом с откры­той стороной. С этой стороны демонстрируется наглядный материал. Коммуникатор замыкает «подкову» с одной из сторон. «Подкова» уменьшает противостоя­ние реципиентов и коммуникатора.

- Круг (стол для совещаний). Круг устраняет большинство разли­чий между участниками. Он должен быть плотным и исключать разрывы. Такое расположение учстников позволяет активизировать их.

- «Кластер» (работа в подгруппах). Участники делятся на подгруппы, размещенные за отдельными столами. Работа в них чередуется с выступлениями их представителей. Чем ближе одна из них находится к другим, тем сильнее они воздействуют друг на друга, чем дальше — тем сильнее внутригрупповые процессы.

Расположение личных вещей. Это аспект проксемики попал в поле зрения исследователей относительно недавно. Выясни­лось, что люди формируют впечатление о человеке на основании того, как он располагает свои личные вещи. Типичный пример — характер и расположение вещей в квартире. Одно и то же распо­ложение вещей создает у разных людей примерно одно и то же впечатление о хозяине. Это впечатление достаточно точное, пос­кольку люди ориентируются на адекватные показатели (Gosling et.al.,2002).

Территориальность. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия и т.д. Существует два основных аспекта психологического значения территории. Во-первых, люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь, например, они рассматривают различные части дома как показатель статуса (престижные и непрестижные части), место связи с потусторонним миром (подвал, чердак) и т.д. Во-вторых, люди склонны к защите территории, которую считают своей. Это касается даже тех территорий, которыми человек владеет временно, например, место на автостоянке. В частности, водители дольше покидают временно занятое ими место на автостоянке, если на него явно претендует другой водитель (стоит рядом, подает звуковой сигнал).

Временные характеристики общения: люди обладают опреде­ленными представлениями относительно времени и длитель­ности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы.

Кроме вышеперчисленных систем, к невербальной коммуникации иногда относят и другие показатели, например, стиль одежды человека, цвета, использованные при оформлении интерьера и т.д.

Разные системы невербальной коммуникации взаимосвязаны друг с другом, представляют собой единое целое. Изменение па­раметров одной системы сопровождается изменением парамет­ров другой. Например, в переполненном общественном транс­порте пассажиры вынужденно сокращают расстояние между собой (показатель увеличения близости общения), но при этом уменьшают визуальный контакт (показатель уменьшения бли­зости общения). Таким образом, на невербальном уровне бли­зость контакта остается прежней. Этот принцип получил название «принципа равновесия». Действие этого принципа получило некоторое эмпирическое подтверждение. Тем не менее он выпол­няется не всегда. Например, в ситуациях, вызывающих тревогу, чем слабее контакт глаз между партнерами, тем больше расстоя­ние между ними (Albas, Albas, 1989).
Цели невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация вносит вклад в достижение большинства целей челове­ческой коммуникации.

Передача информации: невербальное поведение является средством передачи информации и облегчает ее понима­ние. Оно выступает в роли:

- средства разъяснения содержания вербального сообщения. Люди точнее понимают смысл сообщения коммуникатора, когда слышат его речь и видят жесты, чем в отсутствии жестикуляции (Krauss et. al, 1995; Seattle, Shovelton, 1999).

- средства экономии вербального сообщения. Такую функ­цию выполняет, например, интонация (Лабунская, 1999)',

- эквивалента вербального сообщения. Например, визуаль­ный контакт используется для проверки того, понял ли ре­ципиент переданное ему сообщение. Таким образом, он является аналогом вопроса. Кроме того, визуальный контакт может быть показателем, что коммуникатор закончил свое сообщение и передает инициативу реципиенту (Лабунcкая, 1999; Меграбян, 2001);

- средства активизации вербальной коммуникации. Например, клиенты чаще рассказывают о своем эмоциональном состоянии, если психотерапевт невербально демонстрирует позитивное отношение к ним;

- показателя позитивности/негативности сообщения. На­пример, люди делают большую паузу, когда собираются со­общить реципиенту плохую новость, по сравнению с хоро­шей (Ahmed, Bigelow, 1993);

- способа обратной связи. Например, наблюдение за невер­бальным поведением реципиента позволяет коммуникато­ру выбрать или вовремя сменить тему разговора, определить, насколько понятно сделанное сообщение.

Влияние на когнитивную активность коммуникатора и реципиента: невербальное поведение способствует тому, что люди обращают более прис­тальное внимание на информацию и лучше запоминают ее. Невербальные средства, например, изменение скорости жести­куляции или громкости голоса, а также использование указую­щих жестов помогают привлечь внимание к сообще­нию.

Когнитивную активность людей усиливает демонстрация ими позы, связанной с негативными эмоциями: люди, напряженно давящие на стол во время решения задач, более тщательно анализируют поступающую информацию, чем те, кто сидит расслабленно. Аналогично люди, скрещивающие руки, лучше решают задачи, чем те, кто сидит свободно (Friedman, Elliot, 2008), хотя и запоминают меньше информации (Friedman, Forster, 2002).



Кроме того, люди лучше узнают предметы и слова, которые они видели или слышали раньше, если их вербальное описание сопровождается невербальным. Особенное значение невербаль­ные показатели приобретают в условиях когнитивной нагрузки: лучше запоминаются предложения, сказанные с соответствую­щей их содержанию интонацией, чем сказанные без интонации (Kitayama, 1996).

Изменение эмоционального состояния реципиента: невер­бальное поведение способствует передаче эмоционального сос­тояния от коммуникатора к реципиенту. Этот процесс получил название эмоционального заражения. Типичным примером явля­ется «смех за кадром» в телевизионных фильмах или демонстра­ция смеющегося/плачущего зрительного зала во время трансля­ции концертов и ток-шоу.

Саморегуляция коммуникатором своего эмоционального сос­тояния: человек может вызвать у себя определенное эмоциональ­ное состояние, продемонстрировав характерную для него мими­ку, позы и жесты. Одновременная демонстрация мимики и позы оказывает большее влияние на эмоциональное состояние, чем каждой из них по отдельности (Flack, Laird, Cavallaro, 1999). Вместе с тем подавление невербального выражения эмоции уменьшает ее интенсивность.

Самораскрытие коммуникатора. С помощью невербального поведения коммуникатор может выразить свое эмоциональное состояние и отношение к окружающим. Что касается отношения к окружающим, то с помощью невербального поведения коммуникатор передает информацию о близости общения, его типе (доминирование — подчинение, позитивное отношение — негативное отношение) и активности (стремление поддерживать общение, прекратить его и т.д.).

Позитивное-негативное отношение. Показателями негативного отношения к реципиенту, отказа от общения с ним являются (Лабунская, 1999; Fox, Giles, 1996; Franco, Maass, 1996): определенная поза (скрещенные руки, напряженная поза, спле­тенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу», наклон и поворот корпуса от реципиента); отсутствие при­косновений; уменьшение вариабельности жестов и мимики, их интенсивности; мимика, соответствующая негативным эмоциям; презрительная или угрожающая интонация; частые речевые ошибки; короткое время общения, большая дистанция между коммуникатором и реципиентом; редкий или очень интенсивный визуальный контакт. Если отношения развиваются нормально, то коммуникатор и ре­ципиент смотрят друг на друга от 30 до 60% времени общения. Если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди чаще смотрят на партнера, когда слушают его, чем когда говорят. Если отношения становятся враждебными, то частота и интенсивность взглядов увеличивается как во время слушания, так и во время речи (Лабунская, 1999).

Доминирование—подчинение. Коммуникаторы с высоким статусом по сравнению с людьми с низким (Лабунская, 1999; Меграбян, 2001; Gregory, Webster, 1996; Tusing, Dillard, 2000): больше жестикулиру­ют, чаще нависают над партнером, похлопывают его по плечу, чаще меняют позы, принимают более расслабленные позы, мень­ше улыбаются, реже кивают; чаще устанавливают визуальный контакт, когда делают невербальное сообщение, но реже — когда слушают; медленнее говорят, реже «подстраивают» громкость голоса под партнера, имеют более широкий диапазон варьирова­ния мелодики и громкости голоса; устанавливают большую дистанцию с партнером.

Активность в общении. Показателем активности являются движения коммуникатора по направлению к партнеру, спонтан­ные жесты, изменение позы и выражения лица.

Самопрезентация коммуникатора: с помощью невербального поведения коммуникатор может сформировать определенное впечатление о себе. На его основе люди делают заключения как об индивидуальных особенностях коммуникатора (компетентности, интеллигентности и образованности, открытости новому опыту; экстравертированности, дружелюбности и непринужденности, эмпатийности, искренности; активности, целеустремленности, стремлении к лидерству, агрессивности; самооценке), его общей привлекательности, так и его отношениях с другими людьми.

В основе этих заключений лежат «перцептивные эталоны» - обыденные представления о невербальных показателях индивидуальных характеристик, состояний и отношений человека. Однако влияние перцептивных эталонов ограничено. Оно определяется как индивидуальными особенностями реципиентов, так и характеристиками ситуации.



Побуждение коммуникатора к какому-либо действию: невербальная коммуникация является способом поведенческой саморегуляции. Например, произ­вольное расслабление коммуникатором кистей рук (признак избега­ющего поведения) приводит к меньшему употреблению пищи, чем сжатие кистей (Forster, 2003). Кроме того, коммуникаторы, которые находятся на периферии, которых плохо видно и слышно, менее активны, чем находящиеся в центре (Журавлев, Павлова, 2006).

При изучении целей невербальной коммуникации возникает две серьезные проблемы. Во-первых, различные исследования проводятся в русле разных теорий «среднего ранга» или вовсе без них, что затрудняет объяснение полученных закономерностей. Во-вторых, выбор характеристик невербального поведения производится хаотически и в конечном итоге сводится к некоторым элементам кинесики, паралингвистики и визуальному контакту, а роль иных характеристик остается неясной.


Механизмы декодирования невербальных

сообщений
Выделяют два основных механизма — категоризация и имитация. Рассмотрим их на примере декодирования эмоциональных сос­тояний.

1. Категоризация. Опознание эмоционального состояния че­ловека по невербальному поведению происходит путем сличения признаков, присущих коммуникатору, с перцептивным эталоном, сформированным реципиентом (Лабунская, 1999). Выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщен­ное опознание — это отнесение эмоции к определенному типу (отрицательная—положительная, приятная—неприятная, актив­ная—пассивная). Если при опознании того же состояния реци­пиент указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное.

Перцептивные эталоны эмоций обладают следующими осо­бенностями.

Во-первых, перцептивный эталон включает в себя от одиннадцати до девятнадцати признаков.

Во-вторых, каждый человек обращает внимание только на некоторые признаки, входящие в эталон. Для радости такими единицами являются улыбка, реже — сияющие глаза, смешливость, общее оживление; для удивления — широко открытые гла­за, поднятые брови, реже — приоткрытый рот и вопросительный взгляд; для презрения — кривая улыбка, холодный взгляд, опу­щенные уголки рта и т. д.

В-третьих, чаще всего в эталоны эмоций входят мимические признаки. Вместе с тем большую роль при опознании эмоцио­нальных состояний играют и другие движения человека. Напри­мер, страх часто интерпретируется как удивление, поскольку для них характерна одна и та же мимика. Однако страху свойственна двигательная активность, а удивлению нет. Поэтому более эф­фективны эталоны, которые включают в себя и некоторые жесты, позы. В целом эталоны разных эмоций различаются по роли поз, жестов, вегетативных проявлений. Например, эталоны удивле­ния, презрения, страдания включают в себя в основном мимиче­ские признаки. В меньшей степени это касается и радости. Эта­лоны страха и гнева — пантомимико-соматические, включают в себя большое количество поз, движений и вегетативных про­явлений.

В-четвертых, эталоны мало вариативны. Это означает, что люди примерно одинаково представляют себе основные призна­ки эмоций. Тем не менее существуют различия в периферических признаках.

В-пятых, первые эталоны формируются достаточно рано. Уже дети 4—5 лет способны опреде­лить, какой объект или человек нравится коммуникатору на основании длительности и частоты его взглядов (Einav, Hood, 2006).

По характеру категоризации люди делятся на «аналитиков» (тех, кто руководствуется при категоризации эталонами в целом) и «синтетиков» (тех, кто производит пошаговое сравнение каж­дой особенности лица коммуникатора и эталона).

При интерпретации невербальных сообщений возникает три типа ошибок.

Во-первых, реципиент может приписать невер­бальному поведению коммуникатора неправильное значение (не­правильная интерпретация). Например, он может перепутать мимические выражения страха и удивления. В данном случае речь идет о неточности эталонов. В целом ряде случаев, интерпретируя невербальное поведение коммуникатора, реципиенты ориентируются на неправильные показатели. Например, оценивая то, на­сколько участники взаимодействия нравятся друг другу, и какова близость их отношений, люди учитывают интенсивность визуаль­ного контакта, жестикуляции и количество открытых поз. Одна­ко, по оценкам самих участников, некоторую роль играет только визуальный контакт, который, вопреки мнению наблюдателей, является показателем негативного отношения, отражения доминирования (Berry, Hansen, 2000).

Во-вторых, он может не придать значения важному невер­бальному показателю (пропуск): не обратить внимания на зевок коммуникатора и как, следствие, не понять, что тому скучно.

В-третьих, реципиент может приписать невербальному пове­дению значение, которое оно не несет (избыточная интерпретация). Например, он может интерпретировать приоткрывшийся рот коммуникатора как зевок и решить, что ему скучно, хотя ком­муникатор просто пытался вдохнуть больше воздуха (Крейдлин, 2002).

2. Имитация. Определение эмоционального состояния ком­муникатора происходит посредством повторения реципиентом его невербального поведения. В результате такого повторения у реципиента появляются те же эмоции, что и у коммуникатора.



1 В работах по психологии коммуникации коммуникатором принято называть человека, который передает сообщение, реципиентом – того (или тех), кто его принимает.





Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать. Екклесиаст, 11, 4
ещё >>