Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской» Стихи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Синаксарь в субботу пятой седмицы Великого Поста, Похвала Пресвятой... 1 50.96kb.
Воскресенье 21 апреля. Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской 1 29.24kb.
Синаксарь в неделю первую Великого поста. Торжество Православия Стихи 1 75.39kb.
О марии египетской 1 57.58kb.
Синаксарь в неделю третью Великого поста, средопостную Стихи 1 21.09kb.
Кухня Великого Поста 5 442.35kb.
В понедельник первой седмицы Великого поста 1 402.57kb.
Во вторник первой седмицы Великого поста 1 198.77kb.
Глоссарий Акафист 1 105.36kb.
Праздники шестой недели Великого поста 1 35.4kb.
Святой Андрей Критский. Великий покаянный канон во вторник первой... 1 87.22kb.
Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного... 1 165.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской» Стихи - страница №1/1

Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской»
Стихи:
Дай покаяния образы, о Иисусе,
Ныне поющим Тебе сей Великий канон.

В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона.

Этот истинно величайший из всех канонов с превосходным искусством составил и записал почитаемый в лике святых отец наш Андрей, архиепископ Критский, который именуется также Иерусалимским[1]. Он родился в Дамаске и на четырнадцатом году отдан был в грамматическую школу, а завершив круг обучения и оказавшись в Иерусалиме, приобрел навык монашеского жительства.

Проводя святую и богоугодную жизнь в безмолвии и смирении, оставил он Церкви Божией много иных жизнеполезных творений[2], в том числе поучения и каноны, будучи (да и на деле выказав себя) наиболее искусным в словах похвальных. Среди иного многого сочинил и настоящий Великий канон, вызывающий безмерное сокрушение, ибо сплел песнопение это, сведя воедино повествования Ветхого и Нового Завета о делах от Адама до самого Вознесения Христова и проповеди апостольской. Этим он в тех повествованиях поистине всякую душу склоняет всему благому соревновать и по силе подражать, от всего же дурного уклоняться и всегда к Богу прибегать в покаянии, плаче, исповедании и ином Ему благоугождении.

И притом канон этот столь благозвучен и стройносложен, что самую жесткую душу способен умягчить и к исправлению воздвигнуть, если только поется с сокрушением сердечным и подобающим вниманием.

Святой Андрей создал его тогда же, когда великий Софроний, патриарх Иерусалимский, житие Марии Египетской написал. Равным образом и житие это вызывает глубочайшее сокрушение о грехах, но одновременно заблудшим и согрешившим подает обильное утешение, если только те захотят от негодных дел отойти.

А в нынешний день канон петь и житие читать установлено по следующей причине. Поскольку Святая Четыредесятница близится к концу, то, дабы люди, сделавшись беспечны, о духовных подвигах не вознерадели и от целомудрия вконец не отвратились, то величайший Андрей, повествуя в песнопениях канона своего о добродетели славных мужей и здесь же – об уклонении от нее негодных, предрасполагает ослабевающих, как некий наставник, доброразумнее быть и мужественно вперед простираться. А святой Софроний дивным своим рассказом целомудренными их делает и одновременно к Богу воздвигает, чтобы никто духом не падал и не отчаивался, пусть даже в прегрешения какие впал. Ибо сказание о Марии Египтянке представляет, сколь велико человеколюбие и сострадание Божие к тем, кто всей душой избирает отвергнуться прежних грехопадений.

Можно сказать, что канон сей называют Великим по самим [заключенным в нем] мыслям и воспоминаниям своим, ибо плодовит создатель его, прекрасно их сочетавший. И потому еще Великим именуется, что сравнительно с другими канонами, содержащими по тридцать или немногим более тропарей, сей достигает двухсот пятидесяти, и каждый из них неизреченную сладость источает. А потому уместно и справедливо было для Великой Четыредесятницы назначить и Великий канон, столь умилительным действием обладающий.

Этот превосходный и пространнейший канон вкупе с повествованием о преподобной Марии впервые в Константинополь привез тот же отец наш Андрей, когда случилось ему от патриарха Иерусалимского Феодора посланным быть в помощь Шестому Вселенскому собору. Ибо он, с величайшей доблестью подвизаясь тогда против монофелитов и, будучи, сверх того, в монашеском звании, причисляется к клиру Константинопольской Церкви, а затем поставляется в ней же диаконом и орфанотрофом[3], а несколько позже – архиепископом Критским. В дальнейшем, достаточное время на своей кафедре проведя, прибыл он на Митилину[4], где неподалеку от места, именуемого Иерис, отошел ко Господу.

По молитвам святого Андрея, Боже, помилуй и спаси нас.



[1] Святитель Андрей Критский, или Иерусалимский († ок. 725, память 4 июля).

[2] Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям).

[3] Т.е. смотрителем сиротских приютов (греч.)



[4] Митилена – город на о-ве Лесбос (по современной карте).






Чем ближе к небесам, тем холоднее. Антон Дельвиг
ещё >>