Симфония у этого термина существуют и другие значения, см. Симфония (значения). Симфо́ния - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна 1 84.81kb.
«Симфония для оркестра» 1 1 78.82kb.
Практикум «экономика» Существуют различные значения понятия 1 222.31kb.
Симфония качеств мысли в пустыне души минск «Звезды г ор» 2012 6 1723.41kb.
Хорала Баха моцарт. Симфония соль минор 1 62.26kb.
Контрольная работа " линейные алгоритмы" 1 86.32kb.
Лабораторная работа №10 Инструмент «Поиск решения» в ms excel. 1 21.3kb.
В. Симфония жизни (популярная физиология человека) москва «физкультура... 13 3666.92kb.
Классный час «Жить в согласии с собой» 1 94.83kb.
Генеральный план муниципального образования староладожское сельское... 9 1193.03kb.
Седьмая симфония 1 9.77kb.
Легендарная опрера 1 40.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Симфония у этого термина существуют и другие значения, см. Симфония (значения). Симфо́ния - страница №1/1

Симфония

У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония (значения).




Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие») — музыкальное произведение, как правило, в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения, как правило, симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки[1]. Помимо оркестра, в симфонию может быть включён хор и вокал (существуют симфонии-кантаты); симфония может сближаться и с прочими жанрами, например, существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы (род кантаты) и театральные симфонии как разновидность оперы[2].

Строение

Вследствие сходства по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.



  • 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

  • 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

  • 3-я — скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

  • 4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим (вплоть до одночастных) количеством частей[2].

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), — например, «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. (подробнее см. программная музыка). Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.

История

Изначально в Древней Греции «симфонией» называлось благозвучное звучание тонов, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так называли уже ансамбль, оркестр. В средние века «симфонией» считалась светская музыка вообще (во Франции это значение сохранилось до XVIII века), так могли называть некоторые музыкальные инструменты (в частности, колёсную лиру)[2].

Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В форме симфонии сказал новое слово Шуман (в особенности в Симфонии ре минор), сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встречается и у Бетховена в его Девятой симфонии.

Начиная со второй половины XIX века строгие формы симфонии начали рушиться. Стала необязательной четырёхчастность: существуют как одночастные симфонии (Мясковский, Канчели, Борис Чайковский), так и одиннадцатичастные (Шостакович) и даже двадцатичетырехчастные (Хованесс). Появились невозможные в классическом симфонизме медленные финалы (Шестая симфония Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера). После 9-й симфонии Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии.

Заметными явлениями в истории симфонии как жанра стали сочинения таких композиторов, как Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Антонин Дворжак, Антон Брукнер, Густав Малер, Сезар Франк, Ян Сибелиус, Пауль Хиндемит, Антон Веберн. В русской музыке основу жанра симфонии заложили произведения Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Александра Глазунова, Николая Мясковского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Моисея Вайнберга.

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время: симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича - это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира, путях жизни на земле.

Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла сравнительно недавно: каких-нибудь два с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она прошла гигантский путь.

Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позднее им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. В начале XVIII века этот термин заменял нынешнее понятие увертюры.

Первые симфонии в теперешнем понимании появились в центре Европы во второй половине XVIII века. И место и время ее рождения - не случайны. Зародившись одновременно в разных частях Европы, в недрах старых, сложившихся ранее музыкальных форм - танцевальной сюиты и оперной увертюры, симфония сформировалась окончательно в странах немецкого языка.

В Италии национальным искусством была опера. Во Франции, предреволюционной, уже насыщенной атмосферой свободомыслия и бунтарства, вперед вышли другие искусства. Такие, как литература, живопись и театр - более конкретные, непосредственно и доходчиво выражавшие новые, будоражащие мир идеи. Когда же несколько десятков лет спустя дело дошло и до музыки, в строй революционных войск полноправным борцом вошла песня - «Карманьола», «Са ira», «Марсельеза».

Симфония же - и доныне самый сложный из всех видов не связанной с другими искусствами музыки, - требовала иных условий для своего становления, для полноценного восприятия: требовала вдумывания, обобщения - работы спокойной и сосредоточенной. Не случайно центр философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе конца XVIII века, оказался именно в Германии, далекой от общественных бурь. В то же время в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев, и окончательный вид приобрела в творчестве Гайдна, чтобы у Моцарта и Бетховена достичь расцвета.

Эта классическая симфония (Гайдн, Моцарт и Бетховен в историю музыки вошли как «венские классики», так как большая часть их творчества связана с этим городом) сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии - быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме (вы прочтете о ней в рассказе о сонате). Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Третья часть симфонии - менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это - игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод...

Финал - это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером.

При общей схеме, симфонии разных композиторов очень сильно отличаются. Так, если у Гайдна симфонии, в основном, безоблачные, радостные, и лишь в очень немногих из созданных им 104-х произведений этого жанра появляются серьезные или печальные тона, то симфонии Моцарта значительно более индивидуальны, иногда воспринимаются как предшественники романтического искусства. Симфонии Бетховена насыщены образами борьбы. В них полно отразилось время - эпоха Великой французской революции, высокие, вдохновленные ею гражданские идеи. Симфонии Бетховена - это монументальные произведения, по глубине содержания, по широте и силе обобщения не уступающие опере, драме, роману. Они отличаются глубоким драматизмом, героикой, пафосом. Последняя из бетховенских симфоний, Девятая, включает в себя хор, поющий восторженный и величественный гимн «Обнимитесь, миллионы» на стихи оды Шиллера «К радости». Композитор рисует здесь грандиозную картину свободного, радостного человечества, которое стремится ко всеобщему братству.

В одно время с Бетховеном, в той же Вене, жил другой замечательный австрийский композитор, Франц Шуберт. Его симфонии звучат как лирические поэмы, как глубоко личные, интимные высказывания. С Шубертом в европейскую музыку, в жанр симфонии пришло новое течение - романтизм.

Представители музыкального романтизма в симфонии - Шуман, Мендельсон, Берлиоз. Гектор Берлиоз, выдающийся французский композитор, первым создал программную симфонию (посмотрите рассказ о программной музыке), написав для нее поэтическую программу в виде новеллы о жизни артиста.

Симфония в России - это прежде всего Чайковский. Его симфонические сочинения - волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь, за счастье. Но это и Бородин: его симфонии отличаются эпической широтой, мощью, истинно русским размахом. Это Рахманинов, Скрябин и Глазунов, создавший восемь симфоний - прекрасных, светлых, уравновешенных.

В симфониях Д. Шостаковича воплощен XX век с его бурями, трагедиями и свершениями. В них отражены события нашей истории и образы людей - современников композитора, строящих, борющихся, ищущих, страдавших и победивших. Симфонии С. Прокофьева отличаются эпической мудростью, глубоким драматизмом, чистой и светлой лирикой, острой шуткой.

Любая симфония - это целый мир. Мир художника, ее создавшего. Мир времени, ее породившего. Слушая классические симфонии, мы становимся духовно богаче, мы приобщаемся к сокровищам человеческого гения, равным по значению трагедиям Шекспира, романам Толстого, стихам Пушкина, картинам Рафаэля.

Среди авторов советских симфоний Н. Мясковский, А. Хачатурян, Т. Хренников, В. Салманов, Р. Щедрин, Б. Тищенко, Б. Чайковский, А. Тертерян, Г. Канчели, А. Шнитке.

Л. В. Михеева

Это слово, пожалуй, неотделимо от понятия оркестр. Конечно, теперь иногда говорят "симфония красок", "хоровая симфония", "симфония запахов" и т. д., но это все нужно понимать метафорически. Буквально латинское слово symphonia означает "созвучие". Первоначально им пользовались просто для обозначения инструментальной музыки. Долгое время, в XVII и в первой половине XVIII века смысл этого слова был пространным и не очень определенным. Примерно таким, какой сейчас композиторы нередко вкладывают в слово "музыка", называя пьесы "музыка для камерного оркестра", "музыка для струнных и ударных инст' рументов" и т. п. Симфониями тогда называли маленькие инструментальные пьесы, увертюры к операм, клавирные сочинения. Так продолжалось до тех пор, пока не появился совершенно особый инструментальный жанр, которого, казалось, только и ждало это звучное слово.

Суть симфонии как жанра заключается в том, что с помощью чисто звуковых образов в ней разыгрывается некое сюжетно-драматическое действие. Хотя оно условно, абстрактно, как переливы красок в морском пейзаже или в зареве пышного заката. Но в то же время оно определенно по тем настроениям, которые рождают в душе каждого человека воспоминания о своих собственных переживаниях, представлениях, впечатлениях.Воздействие симфонии на слушателя начинается с самого оркестрового звучания. Множество инструментов (примерно от пятидесяти до ста), смешение различных тембров насыщают пространство таким звуковым богатством, которое вызывает в человеке острую эмоциональную реакцию, выводит его из обыденного, буднично-житейского состояния, раскрепощает в нем духовное начало, властно ведет в свой мир.

Создатели симфонии - чешские, австрийские и немецкие мастера середины XVIII века (Ф. К. Рихтер, Я. Стамиц, Г. К. Вагензайль и др.). Это была эпоха классицизма, и все художники, независимо от вида искусства, мыслили в рамках весьма строгих правил, что не мешало им, конечно, при художественной необходимости эти правила сплошь и рядом нарушать. Правилам подчинился и новый жанр симфонии. Это произошло, видимо, потому, что найденная форма была очень удобной для воплощения образов, характерных для искусства вообще. Симфония так долго находилась в плену этих правил, что даже сейчас разговор о ней обычно начинается с объяснения классической формы симфонии. Не избежать этого и нам.

Общая композиция симфонии представляет собой так называемый сонатно-симфонический цикл, состоящий из четырех частей: сонатного аллегро, медленной части, менуэта (замененного позже Бетховеном на скерцо) и финала танцевального характера. Драматургический центр симфонии - первая часть. Форма сонатного аллегро позволяет в сжатой и удобной для восприятия форме раскрыть яркие контрасты, подчас переходящие в конфликт, дать динамичное развитие основных музыкальных образов. Остальные части симфонии в той или иной мере развивают и дополняют содержание первой части.

Между тем форма симфонии очень бурно развивалась. В XIX веке появились симфонии с большим и меньшим количеством частей, с изменением их привычных соотношений. Что же касается XX века, то от прежних правил осталось совсем немного. И все же главное сохранилось. Это значительность содержания, внутренняя яркость и контрастность звуковых образов, композиция из нескольких крупных частей (хотя бывают и одночастные симфонии).

По составу исполнителей симфонии бывают самыми разными: чисто оркестровые, с хором, с солистами (певцами и инструменталистами). По размерам они могут быть большими, даже монументальными, повествующими о глобальных проблемах, и камерными, легкими, шуточными. От степени конкретности образов зависит содержание симфоний - программное или непрограммное. Например, для романтических симфоний характерны такие названия: Шотландская, Итальянская (симфонии Ф. Мендельсона); Траурно-триумфальная симфония (Г. Берлиоза); Фауст-симфония (Ф. Листа); Богатырская (Вторая симфония А. П. Бородина); Зимние грезы (Первая симфония П. И. Чайковского) и др.

Как относиться к симфонии? Прежде всего с почтением, потому что симфония - это одно из высших достижений человеческого гения. Слушая симфонию, нужно в первую очередь доверять своим чувствам, которые разбудят воображение, дадут повод для размышлений. Обычно симфония настраивает на серьезный лад, требует сосредоточенности. Но забавно и жалко бывает видеть на концертах, где исполняются веселые, озорные симфонии Гайдна, людей с крайне серьезным видом. Наверное, само слово "симфония" подавляет их своей значительностью. Надеюсь, что теперь, получив представление об этом жанре, вы придете на симфонический концерт без страха перед непонятным и доверитесь своим непосредственным чувствам.



М. Г. Рыцарева

Главы из книг


  • Симфонии Бетховена: их мировое значение и место в творческом наследии композитора

  • Бетховен. Девятая симфония

  • Ранние симфонии Шуберта

  • «Неоконченная симфония» Шуберта

  • Шуберт. Девятая симфония С-dur

  • Симфонии Мендельсона

  • Симфонии Шумана

  • Программные симфонии Берлиоза

  • Берлиоз. Фантастическая симфония

  • Берлиоз. Симфония «Ромео и Джульетта»

  • Брукнер. Главенствующие темы и образы. Черты стиля





Нет ничего тяжелее легких связей. Эмиль Кроткий
ещё >>