Школьный театр конца XVII – начала XVIII вв. – прообраз современного студенческого театра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению... 1 375.52kb.
История России XVII-XVIII вв. 1 128.68kb.
Программа магистерского экзамена по специальности Д. Иванова Тема... 1 48.09kb.
Галак В. А. Иезуитский латиноязычный театр: белорусско-европейские... 1 31.66kb.
Историко- правовые особенности английского конституционализма 1 185.55kb.
Программа «Школьный кукольный театр «Весёлая карусель» 1 56.27kb.
Книга «Наш балет» первый опыт написания истории балета в России с... 1 219.08kb.
Московский художественный театр в общественной и культурной жизни... 1 330.43kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Школьный музыкальный... 1 86.99kb.
Гальчук Ольга Викторовна Преподаватель литературы, художественный... 1 110.34kb.
В мировой литературе о Мальборо и его эпохе написаны сотни книг,... 4 502.66kb.
Иванова О. И., учитель химии мбоу «Напольнокотякская сош» Канашского... 1 59.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Школьный театр конца XVII – начала XVIII вв. – прообраз современного студенческого - страница №1/1

Пянзина Дарья, студентка 1 курса, русская филология
Школьный театр конца XVII – начала XVIII вв. – прообраз современного студенческого театра
Россия второй половины XVII – первой четверти XVIII в. переживала бурную эпоху начинаний: требования нового времени вступали в борьбу с традициями средневековья, что, несомненно, сказывалось на развитии культуры, а в частности – литературы. Именно в этот период и возникает первый русский драматический театр.

Само появление театра, его идеи, репертуар, сценические формы – все это обуславливалось закономерными процессами развития переходного периода. Но возникает закономерный вопрос: почему возникновение драматического театра стало возможным именно в XVII-XVIII столетиях? Существовали же до этого и другие формы театральных представлений (театр скоморохов, например). Так почему именно в XVII – начале XVIII вв. формируются основы поэтики, каноны и условности драматургии и театра?

Очевидно, что возникновение многих культурных учреждений, в том числе и театра, связано, прежде всего, с развитием самобытной русской культуры. А именно XVII – начало XVIII вв. многие историки и считают такой эпохой – эпохой формирования русской нации.

Т.к. театр был новым явлением в литературой традиции XVIII века, перед ним стояла сложнейшая задача самоутверждения в общественной жизни.

Процесс самоутверждения, становления театра в России и стал объектом моего изучения, потому что в данное время проблема изучения художественной (именно художественной, а не культурной) жизни начала XVIII века стоит очень остро. Документальные источники, как правило, описывают лишь «строение», историю (хронологию) культурных мероприятий, но совершенно обходят стороной вопрос о взаимодействии разных видов искусства между собой. Поэтому очень важно проследить процесс становления данного вида искусства, выявить его основные черты, сопоставить их с современным аналогом.

Рассматриваемый мной период в истории русской драматургии (1682–1752 гг.) – это всего лишь первый этап формирования национального театра в России, поэтому еще рано говорить о нем, как об определенной системе поэтических средств – в это время театр делает лишь свои первые шаги в тесной связи с общим движением национального, социального и культурного процесса. Однако нельзя не отметить, что театр был новым видом искусства, воплотившим в себе как новаторские идеи Запада, так и национальные традиции культуры нашей страны.

Подвиг первого театра, открывшегося пьесой «Артаксерксово действо», можно оценить лишь на фоне той труднейшей обстановки, в которой он создавался: церемониал в эпоху становления русского театра становился организующей формой развития придворной культуры. Он требовал своих «возвышенных» идей и авторитарных аллегорий, устойчивых «речей» и формул словесного выражения.

В силу актуальности тематики, первые русские пьесы и первый театр в целом были весьма привлекательными для зрителей своего времени. Особо популярными были темы:



  • тема царской «милости» (была ведущей во многих пьесах и развивалась на протяжении всего действия)

  • тема государственной «измены», как оборотной стороны царского «благоденствия» (закономерное явление абсолютизма).

  • тема «совести» и «неповинности» (именно эти темы выдвигали наш театр в круг явлений европейской и мировой культуры).

  • тема «любви» (перед зрителями появляется удивительная сцена: повелитель «вселенной» (царь Артаксеркс – на прим. пьесы «Артаксерксово действо») смирился перед юной женщиной, покорился ей; уязвленный «любовью» царь начинал врать узы церемониала – «Советники мои, возложите на нее драгой мой венец…» (обращение Артаксеркса к Есфири).

Стоит заметить, что первый русский театр не стал непосредственным повторением ни одного из европейских театральных образцов. Средневековая европейская традиция оказалась бессильной выразить те обширные идеи, которые вызвали к жизни русский театр.

К началу XVIII века относится проникновение в Россию нового вида театра – школьного. Школьная драматургия органично вошла в процесс развития национального театра в России.

Поэтому и она имела свои традиционные черты:


  1. Преобладание аллегорических персонажей, благодаря которым пьесы приобретали особый художественный смысл: первоначально школьный театр служил целям лучшего церковно-богословского образования учащихся. Каждая пьеса, поставленная в этом театре, была близка к церковной проповеди и стремилась показать какое-нибудь богословское положение или рассуждение. И именно введение в театральное действие аллегорических персонажей, обозначающих различные добродетели и пороки, а также Время, Истину, Смерть, Мир и т. п., делало представление особенно образным и выразительным.

  2. Абстрактное представление о человеке и окружающих его обстоятельствах. Конкретного, единичного человека школьные драмы не знают( в особенности пьесы на богословско-библейские темы) – отдельный человек выступает представителем целого человечества («это «всяк» человек от Адама и «доныне»).

По свидетельствам одного из исследователей культурной жизни XVIII столетия А.С. Демика, «…в пьесах не различается даже человеческий пол и род: грешник может одновременно выступать и как «он»(грешный человек), и как «она»(натура людская), и как «оно»(естество человеческое)».

Да и не только человечество, но и вся вселенная в школьных драмах превращается в условное понятие: вселенную можно пробежать мгновенно, с быстротой мысли.



  1. Многие понятия и категории школьная драматургия заимствовала из богословских построений своего времени. Отсюда не только абстрактность, но и однообразие школьных драм в сюжете, подборе аллегорических персонажей, композиции и языке (наблюдается даже повторение отдельных выражений и метафор).

  2. Стремление соблюсти пропорцию, равновесие хорошего и плохого, доброго и злого, темного и светлого. Однако и нарушение этого равновесия в сочетании с симметрией в соотношении положительного и отрицательного, приобретает особое выразительное значение в школьной драме, внося экспрессивность в изображении мира. Причем экспрессивность школьных постановок усиливалась и тем, что все события – хорошие и плохие, - драматурги стремились показать страшными в их грандиозности.

Хотелось бы также отметить особое место хора в школьной драме. Песни хоров отличаются мелодичностью, гладкостью, выразительными параллелизмами и умело интонированными строками, хотя содержание их по-прежнему однообразно и состоит из общих мест.

Далее следует упомянуть о двух крупных школьных театрах, которые действовали в Москве в первой половине XVIII века: первым начал функционировать театр Славяно-греко-латинской академии, а вслед за ним – театр московского Госпиталя, первого медицинского учебного заведения в России.

В отличие от театра московского Госпиталя, из репертуара которого известно всего две пьесы («Слава российская… в торжественный всероссийский триумф коронования… императрицы Екатерины Алексеевны… изображена» (1724 г.) и «Слава печалная Российскому народу смерти Петра Великого весть внесшая…» (1725 г.)), о постановках театра Славяно-греко-латинской академии известно намного больше (это и «Образ торжества Российского», и «Синопсис об Езекии», и «Комедия ужасная измена слатолюбивого жития», и мн.др.), поэтому исследователи, изучающие особенности драматургии того времени, в основном, анализируют пьесы именно Славяно-греко-латинской академии.

Т.к. школьный театр возникает еще во второй половине XVII века, то важно проследить его эволюцию. Уже в первых пьесах XVIII века наблюдается разрушение старой стилистической системы, возникшей в эпоху «придворного театра» при царе Алексее Михайловиче и школьная драматургия приобретает черты официальной литературы, о чем свидетельствует эмоциональная настроенность первых авторов. Отвлеченная экспрессия постепенно сменяется гражданским чувством, вызванным изображением смерти Петра I в «Славе печальной», как достаточно реалистического события, в описании которого не остается «романтической недосказанности»(автор видит его перед собой в гробу)). Тем не менее школьные драмы по-прежнему остаются более лиричны, чем другие жанры литературы того времени, им все также присуща синтетичность (т.е. слитность музыкальных и драматических элементов) и образность.


Школьный театр конца XVII – начала XVIII века – прообраз современного студенческого театра в русской культуре. По крайней мере можно говорить о некоторой преемственности принципов школьного театра XVIII века в современных условиях, т.к. современная школьная «драматургия» сохраняет за собой «просветительскую» функцию, присущую и первому театру XVIII века, развивавшемуся в стенах Московского Госпиталя и Славяно-греко-латинской академии. Именно идейная самостоятельность первых русских пьес, их независимость от каких-либо готовых эстетических принципов Запада сделали первый школьный театр России оригинальным! И именно поэтому многие исследователи считают его предтече современного школьного и студенческого театров.




Мышь: животное, путь которого усеян упавшими в обморок женщинами. Сэмюэл Джонсон
ещё >>