Школьный библиотекарь организатор чтения младших школьников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных... 6 1456.51kb.
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
Коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников 1 113.68kb.
Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших... 8 1225.13kb.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников 1 63.23kb.
Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших... 1 315.93kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 1 27.61kb.
Факультатив «Экология для младших школьников» Задачи факультатива 1 16.71kb.
Маоу сош №18, г. Тобольск Развитие межличностных отношений младших... 1 37.39kb.
Лексические параллели в русском и английском языках. Материал для... 1 75.67kb.
19 февраля 2013 года на базе гбоу оош №6 г о. Новокуйбышевск состоятся... 1 343.9kb.
На 2011-2012 учебный год. I. Задачи школьной библиотеки 1 236kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Школьный библиотекарь организатор чтения младших школьников - страница №1/1

"Школьный библиотекарь – организатор чтения младших школьников"
Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря.
Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения.
Согласно концепции «Модернизация Российского образования», большая ответственность лежит на школьной библиотеке, как на органе формирования нравственной всесторонне-развитой личности. Соответственно кардинально меняется и роль школьного библиотекаря. Человек, выдающий книгу, что само по себе благородно, превращается в библиотекаря-педагога, библиотекаря-психолога, библиотекаря-консультанта.

И сегодня необходимо заново осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая и информационная функция школьной библиотеки – т.е. её активное участие в учебно-воспитательном процессе.

На содержание работы школьной библиотеки оказывают значительное влияние модернизация учебного процесса, в том числе изменение содержания образовательных и учебных программ, в частности, в рамках внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, форм и методов обучения, структуры внеучебной деятельности.

В школьную библиотеку внедряются новые информационные технологии, способствующие интеграции знаний. Государственные стандарты второго поколения вызывают необходимость внедрения нового учебно-методического комплекса «Перспектива», в чем большую роль играет школьная библиотека.

Проблема воспитания подрастающего поколения, поставленная самой жизнью, обострила необходимость возрождения руководства детским чтением, особенно в условиях интенсивного развития новых информационных технологий.

Роль библиотекаря особенно велика. Педагогическая функция школьного библиотекаря ставит целью приохотить к чтению и книгам, мягко и доброжелательно переориентировать от комиксов, «ужастиков», низкопробной литературы на чтение высокохудожественных произведений, научить «фильтровать» информацию. Таким образом, складывается самая важная сторона работы библиотекаря – это индивидуальная работа с читателями, творческое общение с ними.

Есть определение: «дети – зеркало семьи». А разве не отражают они и то, что почерпнули в школе, что идет от учителей, воспитателей, от школьного библиотекаря? Нам, школьным библиотекарям, вопросы привлечения детей к чтению приходится решать сегодня, ежедневно и ежечасно. Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.

Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением.


Считаю, что без пристального изучения не только ребенка, но и его семьи, нельзя привить любовь к чтению. С одной стороны – это дополнительные обязанности, зато с другой – интереснейший узел многообразных связей с учителями и родителями читателей. Родители – это единомышленники в руководстве чтением детей. Как правило, хорошие читатели растут в читающих семьях, где собирают домашнюю библиотеку, выписывают периодику, беседуют о прочитанном. Уже дома дети привыкают к тому, что книга – неотъемлемая часть семейной культуры. На встречах с родителями первоклассников я стараюсь их убедить, что детская книга – это очень серьезно. Если в семье растет ребенок, надо полюбить детскую книгу и научиться относиться к ней основательно. Непременно советую родителям внимательно слушать своего ребенка, обсуждать с ним то, что его в книге заинтересовало. Это необходимые элементы овладения речевой деятельностью: во-первых, чтение и говорение, во-вторых, осмысление прочитанного. Не менее важно и то, что, рассказывая, беседуя, родители и дети раскрывают себя, легче достигают взаимопонимания.

Наше первое знакомство с читателями происходит на экскурсии, когда учитель приводит первоклассников в библиотеку. Для малышей здесь все необычно, ведь они попали в «книжное царство – мудрое государство». С этого момента я стараюсь проявить искренний интерес к каждому ребенку, следить, чтобы первоклашки не уставали, не теряли радости от чтения, чтобы чтение не становилось еще одним заданием сверх уроков. Моя задача – наладить с ними в дальнейшем тесный контакт, привить любовь к книге. Это одна из самых сложных задач работы библиотекаря. Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей 7 лет, является воспитание устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в библиотеку, узнаю у классных руководителей, как они читают, и делаю в формулярах соответствующие пометки о технике чтения. Ведь чтобы посоветовать малышу интересную и нужную книгу, важно знать, во-первых, как он читает, во-вторых, о чем любит читать.

Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом сказки, любят рассказы о животных. В целом учащиеся 1-2-х классов составляют очень интересную группу читателей. Хотя у них слабая техника чтения, но очень высок интерес к познанию, они любят фантазировать. У них много вопросов, не зря в таком возрасте они слывут «почемучками».

Ученики 3-х классов вполне овладели техникой чтения. Дети этого возраста умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно понравилось, но и по-своему оценить поступки героев книги. Живой интерес школьников этого возраста вызывают многие темы и вопросы. Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста. Таким образом, 8, 9 лет – начало интенсивного самостоятельного чтения.

В этом возрасте дети всегда читали сказки. Но именно сказки не стоят на первом месте в чтении нынешних детей, которых больше интересуют приключения, комиксы, смешарики. И это заставляет серьезно задуматься. Все-таки младшим школьникам необходимо читать больше сказок, ведь сказки уносят их в мир, полный чудес, развивают у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки героев – положительных и отрицательных. Простой, понятный детям стиль изложения развивает речь, учит родному языку.

С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы, небольшие описания путешествий, детские детективы. Радует то, что мальчиков интересует военная тематика, а девочкам нравятся книги о первом чувстве любви, о дружбе с мальчиками.


Думаю, что влияние библиотекаря на чтение ребенка возможно лишь в том случае, если читатель видит в нем доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью. Есть категория способных, умных ребятишек, быстро схватывающих любую информацию «на лету». Эти дети, прочитав все, что есть в открытом доступе, обращаются за помощью к библиотекарю. В таких случаях мне приходиться находить нужные для таких читателей книги. Я вижу, как их глаза загораются радостью и благодарностью.

Сближает библиотекаря с читателем беседа о ранее прочитанных или прослушанных ребенком книгах. Некоторые дети берут одну книгу несколько раз. Оказывается, это наиболее полюбившаяся книга.

Чаще всего ученики младшего школьного возраста предпочитают сами выбирать книги. Как выбирают книги дети младших классов? Очень просто. Кого-то книга может привлечь необычной расцветкой обложки, красивым рисунком, а кого-то таинственным или многообещающим заглавием. «Картинки хорошие, значит, и книжка хорошая», - простодушно объясняет ребенок свой выбор. Это, однако, не означает, будто он безразличен к содержанию и к художественным достоинствам книги. Малыши просто еще не умеют четко формулировать свои требования.

При записи книги в формуляр, зная способности чтения ребенка, я в тактичной форме, ненавязчиво предлагаю ему те книги, которые для данного читателя будут более необходимы.

В повседневной работе я использую методы групповой работы с детьми: рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных полок, обзоры книжных выставок.

Книжные выставки экспонируются в течение определенного времени, призваны возбудить интерес к литературе, а также к определенным вопросам и темам. В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки.


В нашей библиотеке стало традицией отмечать юбилейные даты известных детских писателей и поэтов. К этим мероприятиям ведется подготовка в течение всего учебного года. В библиотеке оформляются книжные выставки, которые знакомят учащихся с творчеством юбиляров, а в завершении проводятся викторины, КВНы, обсуждения книг. Таким образом, книжные выставки не только способствуют пропаганде книг, но и при определенной работе с нею воспитывает у читателей культуру пользования библиотекой.
Во время рекомендательной беседы я не только помогаю выбрать конкретную книгу, но и вызываю у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняю, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываю книги различной тематики, коротко знакомя ребенка с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос.

При рекомендации произведения художественной литературы читателям начальных классов я читаю яркий эпизод из книги, или рассказываю о ее главном герое, показываю иллюстрации. Нельзя навязывать ребенку книгу в тот момент, когда его внимание уже чем-то отвлечено и рассеяно. В таком случае я даю ребенку свободу выбора.


При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу, я заранее продумываю вопросы к читателю. Беседа о прочитанном позволяет мне понять уровень и качество восприятия читателем книги. Бывает так, что ребенок не может ответить ни на один мой вопрос по поводу прочитанного. Я тактично, ненавязчиво предлагаю прочитать эту книгу и обратить внимание читателя на какие-то важные вопросы.

Дети эмоциональны. Они, как правило, тут же хотят поделиться пережитым. И это желание я поощряю. Пусть они сами рассказывают то, что они услышали или прочитали. Пусть рассказывают так, как им хочется. Важно внимательно выслушать может быть не слишком умелый и сбивчивый рассказ, пытаясь понять суть того, что вынес ребенок из прочитанного. Это лучше и ценнее, чем когда ребенок молчит и ничего не отвечает.


Ребята младшего школьного возраста наиболее активные читатели стихов. Важно, чтобы они запоминали фамилии наших отечественных классиков: Барто, Маршака, Михалкова, Чуковского. Ведь читая наизусть стихи, имя автора не запоминают, либо запоминают чисто механически, не соотнося его в сознании с конкретным человеком, что говорит о недостаточной читательской культуре. В работе с книгой стараюсь должным образом обращать внимание детей на ее авторство.

Основными формами массового руководства чтением детей являются обсуждения книг, разнообразные литературные праздники, КВН, игры, библиотечные уроки, громкие чтения.

Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста, дают возможность показать детям, то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении. Во время громких чтений можно сразу увидеть и почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Чтение вслух небольших отрывков из разных произведений так, чтобы дети не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели узнать, что же было дальше, подталкивает младших школьников к самостоятельному чтению.

В тематику громких чтений подбираю книги воспитательного, поучительного характера. На помощь приходит журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 г.) Этот небольшой по формату журнал для младших школьников преимущественно является литературно-художественным журналом «доброго чтения», и детского и семейного, который вмещает в себя много интересных и нужных рубрик. Я стараюсь подбирать такие произведения, которые учат детей благородству, любви к ближнему, чувству сострадания, как к людям, так и к животным.

После прочтения рассказа сразу же беседуем с ребятами о только что прочитанной книге. Беседа о прочитанном – это не только вопросы библиотекаря и ответы детей. Обычно ребята стремятся поделиться удивлением, радостью от полученной информации, в том числе и почерпнутой ими ранее из других источников. По возможности даю высказаться всем желающим, ответить на все возникшие у детей вопросы, разъяснить непонятное, не журю за так называемые «неправильные» ответы.

Обсуждение книги – это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги – хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли, спорить, искать и находить самые необходимые доводы. Для обсуждения подбираю такие книги, которые бы заинтересовали детей.

Очень интересно и содержательно проводится в гимназии традиционная «Неделя детской и юношеской книги», превращающаяся в настоящий праздник для детей. Целью «Недели детской и юношеской книги» является воспитание культуры чтения, привитие любви к книге, расширение кругозора у детей, активизация детского творчества, выявление лучших читателей. В начале учебного года в библиотеке объявляется о начале конкурсов «Суперчитатель» и «Самый читающий класс». Ребята стараются прочесть как можно больше интересных и нужных книг, чтобы участвовать в конкурсах. В весенние каникулы завершаются все подсчеты, приготовления к празднику. Готовятся призы, дипломы, сюрпризы и т.д.

В первый день после весенних каникул стартует «Книжкина неделя». Гимназисты принимают участие в конкурсах, викторинах, читательских конференциях, книжных аукционах и других мероприятиях. На заключительном празднике награждаются «Самые активные читатели» библиотеки, «Самый читающий класс», и «Суперчитатель года» дипломами и памятными подарками.

В октябре нынешнего, 2011 -2012 учебного года в гимназии проводился Международный месяц школьных библиотек. Совместно с классными руководителями был разработан обширный план мероприятий. Весь месяц ребята участвовали в конкурсах:


  • чтецов (читали стихи о Великой Отечественной войне);

  • логотипов библиотеки;

  • рекламных плакатов «Библиотека. Книга. Чтение».

Активных участников было много. Гимназисты отнеслись к этому конкурсу очень ответственно. Работа кипела, библиотека находилась в центре событий. Дети шумели, советовались, готовили плакаты, учили роли, стихи. Мало кто остался в стороне! Любое участие приветствовалось и поощрялось. В каждом из плакатов звучал гимн книге. В ходе акции «Подари библиотеке книгу!» гимназисты принесли в библиотеку 210 книг. Художественное оформление мероприятий, артистизм и искренность детей способствовали эстетическому воспитанию гимназистов, формированию творческой личности.



Таким образом, школьная библиотека, применяя различные методы, педагогические и информационные технологии, является активным участником учебно-воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
В.А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена обучения и воспитания школьников.




Дети любят, когда в доме есть собака, — до тех пор, пока у собаки не появятся дети.
ещё >>