«Северный поток» как уникальный пример применения инновационных технологий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Северный поток» весна 2011 года 1 79.28kb.
После запуска "Северного потока" и утверждения проекта "Южного потока" 1 42.95kb.
Исследования по генной регуляторике 1 38.85kb.
Российский природный газ впервые поступил в Данию с вводом в строй... 1 58.64kb.
О состоянии и перспективах внедрения в учебный процесс инновационных... 1 74.52kb.
«Проблемы современной экономики».№3(39). 2011. С. 70-72. Инвестиционная... 1 103.4kb.
Перспективы развития и применения информационных технологий в системах... 1 100.15kb.
Информационное и техническое обеспечение инновационных 7 1501.04kb.
12 Пример применения: оптимизация зоны обслуживания на основе векторных... 1 52.42kb.
Программа сотрудничества Республиканского института инновационных... 1 32.55kb.
Срочно в номер. Мода и архитектура неразделимы? Алексей Тарханов... 1 23.81kb.
«Модель расчета эффективности транспортных альтернатив 1 49.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Северный поток» как уникальный пример применения инновационных технологий - страница №1/1



«Северный поток» как уникальный пример

применения инновационных технологий


М.Ю.Халатина,

Аспирантка кафедры СУТЭК факультета международного энергетического бизнеса

РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина,

Аспирантка Королевского технологического института, Стокгольм, Швеция.
Для реализации крупномасштабных газотранспортных проектов как в России, так и за рубежом привлекаются компании разного профиля - от экспертных организаций до поставщиков оборудования. Совместные усилия специалистов направлены на решение сложных технологических задач, возникающих на этапах проектирования и сооружения газотранспортных систем. Ярким примером такого сотрудничества является проект «Северный поток».

С одной стороны, проект следует рассматривать как результат успешного энергетического партнерства России и ЕС, в рамках которого достигается определенная задача - повышение надежности поставок российского газа в Европу. Этой задаче обе стороны уделяли и уделяют повышенное внимание.

С другой стороны, к проекту были привлечены компании, благодаря участию которых проект был осуществлен и исполнен в соответствии с наивысшими стандартами безопасности и надежности.

Проект «Северный поток» часто называют уникальным и не имеющим аналогов в мире. Несмотря на то, что идея проложить подводный газопровод не является новой, и российским специалистам уже предоставлялась возможность участия в подобном проекте, ряд характеристик выделяют проект «Северный поток» среди других.


Газопровод «Северный поток» является самым протяженным морским газопроводом на дне Балтийского моря (1224 км). Условно газопровод разделен на три участка, каждый их которых имеет различные допустимые предельные значения рабочего давления. Пропускная способность двух параллельных ниток составляет 55 млрд м3/год.

9 апреля 2010 г. начались работы по строительству первой ветки морского участка газопровода. Непрерывная работа трубоукладочных судов позволила завершить проект раньше намеченного срока, и в начале ноября 2012 г. начались коммерческие поставки газа в Европу.

В сооружении газопровода принимали участие три трубоукладочных судна. Были привлечены два судна итальянской компании Saipem - Castro Sei и Castro Diece, они работали на меньших глубинах Балтийского моря. А судно Solitaire швейцарской компании Allseas (примечательно, что оно является самым большим в мире трубоукладочным судном) работало на более глубоком и сложном участке. Система динамического позиционирования, которым оснащено судно, позволяло ему работать без якорей.
На КС Портовая газ поступает с богатейших газовых месторождений Ямальского полуострова (прежде всего Бованенковское месторождение c запасами газа 4,9 трлн куб. м), преодолевая почти 3000 км по новым газопроводам «Бованенково-Ухта», «Ухта-Грязовец» и «Грязовец-Выборг».

КС Портовая является одновременно и замыкающим звеном системы перечисленных выше газопроводов, и отправной точкой подачи газа в газопровод «Северный поток».

На протяжении всего маршрута газопровода «Северный поток» нет дополнительных линейных компрессорных станций, т.о., поставка газа осуществляется по морскому газопроводу на расстояние более 1200 км без промежуточной компрессии. Это технологическое достижение объясняется работой самой мощной в мире компрессорной станцией на берегу Финского залива. Высокое рабочее давление на станции (22 Мпа) обуславливает использование оборудования принципиально нового технологического ряда.

Среди объектов КС Портовая наибольший интерес представляют УПГТ (установка подготовки газа к транспорту), группа газоперекачивающих агрегатов (ГПА), узел безопасности на выходе УПГТ.


УПГТ. Повышенные требования предъявляются к качеству газа, поступающему в морской бескомпрессорный участок, так как понижение температуры и давления газа при его транспортировке при определенных условиях может привести к гидратообразованию. УПГТ на КС Портовая обеспечивает подготовку газа по влаге, по углеводородам и по наличию механических примесей. Т.о., обеспечена безгидратная транспортировка газа по морскому газопроводу.

К проектированию установки, способной осушать более 170 млн м3/сутки природного газа, была привлечена итальянская компания Siirtec Nigi.
ГПА. Впервые в Росии и только на КС Портовой были установлены ГПА мощностью более 50 МВт. В общей сложности на территории КС Портовая расположены шесть ГПА мощностью 52 МВт каждый и два агрегата мощностью 27 МВт каждый. Т.о., КС Портовая не имеет аналогов в мире по суммарной мощности компрессорного оборудования, равной 366 МВт.

Партнером по поставке газперекачивающего оборудования выступала британская компания Rolls-Royce.
Узел безопасности на выходе УПГТ. На КС Портовая удалось создать единое информационное пространство, в рамках которого специалисты дочернего общества ОАО «Газпром» ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и компании-оператора проекта Nord Stream AG из своих диспетчерских пунктов контролируют состояние единого технологического комплекса «КС Портовая» - «Северный поток».

Специалисты компании ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» осуществляют оперативное управление режимами подачи газа в морской газопровод. А на другой стороне Балтийского моря диспетчеры компании Nord Stream AG отслеживают работы отсечных кранов. При несоответствии параметров газа нормативным вспомогательные краны автоматически отсекают подводную часть трубопровода, тем самым предотвращая поступление туда некондицинного газа.


Рассмотренный проект является примером тесного сотрудничества компаний в области технологических инноваций. Применение технологически инновационных решений в рамках проекта является основанием присвоить ему статус уникального.

Стоит отметить, что в перспективе проект может получить вторую жизнь. Возможно ветки «Северный поток»-3 и -4 пойдут в Великобританию, и использованные технологии лягут в основу разработки будущего проекта.








Пить стал меньше, но чаще. Гинряры
ещё >>