Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Географическое и Экономико-географическое положение Канады. 10 2405.11kb.
Тема: «Географическое и Экономико-географическое положение Японии. 1 225.2kb.
Инвестиционный паспорт муниципального образования город Челябинск I. 3 476.11kb.
Географическое положение, природные условия, генезис и строение профиля... 7 1071.93kb.
I. общие сведения географическое положение. Природные ресурсы 3 419.1kb.
Общие сведения географическое положение. Природные ресурсы 1 312.2kb.
Северный Кавказ: особенности географического положения, природные... 1 94.88kb.
I. общие сведения географическое положение. Природные ресурсы 1 301.8kb.
Инвестиционный паспорт Карталинского муниципального района общие... 1 321.28kb.
Кочерова Е,В, Экономическое районирование России 1 136.67kb.
Природные условия и факторы почвообразования в долинах рек Дагестана... 1 183.7kb.
Конец войны приближается? 1 31.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы - страница №1/1

Тема: Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Цель урока: создать представление о ЭГП, природных условиях и ресурсах Северного Кавказа.

Задачи:

1. Образовательная:

  • Дать оценку ЭГП Северного Кавказа.

  • Определить особенности природных условий и природных ресурсов.
    2 Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов (мультимедиа).

3. Развивающая:

  • Развивать умение самостоятельного изучения темы урока.

  • Развивать навыки работы с технологическими картами, со справочным материалом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА УРОКА Изучение новой темы, с элементами блочно модульного обучения, ИКТ и самостоятельности.

Оборудование: Технологические карты, атласы, учебники, мультемедийная презентация, контурные карты , административно- территориальная карта России.

ХОД УРОКА.

1.Орг. Момент

Вводная часть:

Выступление ученика со стихотворением(слайд 1)

Кавказ! Ты сердцу милый край!


Простор твой вольный с детства ощутил,
И всем скажу, что ты – природный рай,
А цепи гор навек я полюблю.

Кавказ! России южная граница,


Где сто народов как семья живут.
Эльбрус заснеженный на солнышке искрится,
А реки с гор стремительно текут.

Ковер цветов твоих степных просторов,


Шлейф ковыля седого на ветру
И тень лесов с мозаикой узоров
Откроют мне твою невинную красу.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению следующего района Российской Федерации.
Этот район самый многонациональный и самый не стабильный в этом плане регион.
Этот район самый высокогорный.
Этот район самый богатый курортными зонами и лечебными здравницами.
Так что же это за район, как он называется?
Предполагаемый ответ Северный Кавказ показать на карте
Сегодня на уроке мы с вами поработаем в форме блочно - модульного обучения. На вас лежит большая ответственность, так как часть нового материала вам придется освоить самим, и затем вы же сами себя и оцените.

Я вам буду лишь помогать.

Самым главным конспектом является Технологическая карта (лежит перед вами), в ней прописан весь алгоритм работы ученика. УЭ - это этапы работы на уроке. (каждый УЭ состоит из цели и заданий), на выполнение дается не более 4-5 минут.

Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока. (слайд 2)

Для того, чтобы начать изучение района мы с вами должны определить его состав.


УЭ 1

Цель: определить состав Северного Кавказа. (слайд 3)

Используйте атлас и политико – административную карту.

Самостоятельно запишите в тетрадь состав района (субъект-центр)

Ответ: Краснодарский край,

Ставропольский край,

Ростовская область,

Республика Дагестан,

Республика Чечня (Ичкерия),

Ингушетия,

Северная Осетия (Алания),

Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкесия, Адыгея.





Устная проверка записей в тетради. (слайд 4-5-6)

УЭ 2 (слайд 7-8)

Цель Модуля: Должны уметь характеризовать ЭГП района, и оценить его выгодность или невыгодность.

Используйте атлас и учебник. Вывод запишите в тетрадь.

А. положение в пределах страны.

Б.Чем омывается.

В.Соседи:

- зарубежные страны

- районы России

Г. Транспортная сеть.

Д. Вывод

Примерные устные ответы учащихся.



а. Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную. (Слайд№4)

б. На востоке омывается Каспийским морем, на западе Черное и Азовское – выход к Средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией, Азербайджаном, Украина, Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи –ЦЧР, Поволжье. (Слайд №5)

Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги. (Слайд №6)

Горда-порты

Учитель добавляет ответы учащихся.



Вывод: ЭГП СК выгодное, Но необходима стабильная обстановка в регионе. Необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.




Исходя из особенностей географического положения региона говорят - природные условия Северного Кавказа – самые благоприятные для жизни людей из всех районов России?! Давайте проверим так ли это?

Переходим к выполнению УЭ 3.


ЭУ 3

(слайд 9-11)

(слайд 12-15)

(слайд 16-17)
(слайд 18)
(слайд 19-20)

Цель: Оценить природные условия Северного Кавказа.

Внимательно слушайте объяснение учителя

Рельеф: на севере равнинный, на юге горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Эльбрус 5642м, Казбек 5033м. Горообразование продолжается. Три части -Скалистый, Боковой, Главный хребет. Слайд №

Климат: умеренный климат, длинное и очень теплое лето. Осадков выпадает больше на западе . На Черноморском побережье климат субтропический самая теплая зима. В горах температура воздуха понижается. В горах образуются местные ветры – фен и бора. Слайд №

Реки: Северокавказские реки Дон, Кубань, Терек, используются для орошения и водных ресурсов не хватает. Слайд №

Почвы: плодородные чернозёмы мощность гумуса до 2м. На юго-востоке каштановые. Слайд №

Природные зоны: Степи на западе переходят в сухие степи и полупустыни. В горах высотная поясность До высоты 2000м склоны покрыты лесами. Слайд №

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.



Вывод: Природные условия СК благоприятные.

ЭУ 4

(слайд 21)

Цель модуля: Оценить природные ресурсы Северного Кавказа.

Оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника.



  1. Минеральные ресурсы

  2. Земельные ресурсы.

  3. Водные ресурсы.

  4. Рекреационные ресурсы.



  1. Минеральные ресурсы.

Примерный ответ

Каменный уголь Донбасс. Высокого качества, подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Газ в Ставропольском крае, нефть – район Грозного, Махачкалы. Обеспечен собственным топливом.

Вольфрамомолибденовые руды Тырныаза Кабардино-Балкария – условия для развития цветной металлургии.


  1. Земельные ресурсы и Водные ресурсы.

Предкавказье расположен в зоне степей - чернозёмы.

СК небогат, Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения.



  1. Рекреационные ресурсы

Примерный ответ

а) Черноморское побережье курорты – Сочи, Анапа, Геленджик. б)Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта.

в) Кавказские минеральные воды: Г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.


  1. Агроклиматические ресурсы.

Примерный ответ

Длинное теплое лето, мягкая зима, Субтропики – можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.



Вывод: СК. Имеет значительные Рекреационные, Агроклиматические, земельные, топливные ресурсы. Это условия для развития в районе:

1. рекреационного хозяйства;

2.АПК;

3.топливной промышленности.




УЭ-5



Цель модуля: проверка усвоения материала.

Тест


1 Северный Кавказ занимает ЭГП.

А Выгодное, Б Невыгодное



2. Субъектом Северного Кавказа не является

А Ставропольский край Б Республика Чечня (Ичкерия) В Алтайский Край



3 Северный Кавказ граничит с

А Украиной Б Азербайджаном В Литвой



4 Северный Кавказ омывается морями (найдите ошибку)

А Азовским Б Каспийским В Аральским Г Черным



5 Рельеф Северного Кавказа

А Равнинный Б Горный В Равнинный и горный



6 Основными минеральными ресурсами Северного Кавказа являются

А Нефть Б Газ В Железная руда



7 На территории Северного Кавказа не находится

А Ставропольская возвышенность Б Среднерусская возвышенность

В Кумо - Манычская впадина

8 В Северо -Кавказском районе горный рельеф является преобладающим

А На севере его территории Б На юге его территории




УЭ 6

(слайд 22)

Проверьте правильность ваших ответов по тесту.

Оцените свою работу, выставите оценки.



УЭ-7

(слайд 23)

Выберите домашнее задание:

7-8 правильных ответов.

Творческое задание Составить мини презентацию «Рекреационные ресурсы СК»



5-6 правильных ответов

Повторите записи в тетрадях.



Менее 7 правильных ответов

Повторить тему учебник стр.171-173

и записи в тетради.

Взять домой и проработать технологическую карту урока.






Слайд 24

Подведем итоги, достигли ли мы цели урока?

- Оценили ЭГП?

- Определили особенности природных условий?

- Изучили природные ресурсы?
Спасибо всем за работу.

Технологическая карта по изучению темы «Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы».




УЭ 1

Цель: определить состав Северного Кавказа.

Используйте атлас и политико – административную карту.

Самостоятельно запишите в тетрадь состав района (субъект-центр).


УЭ 2

Цель Модуля: Должны уметь характеризовать ЭГП района, и оценить его выгодность или невыгодность.

Используйте атлас и учебник. Вывод запишите в тетрадь.

А. положение в пределах страны.

Б.Чем омывается.

В.Соседи:

- зарубежные страны

- районы России

Г. Транспортная сеть

Д. Вывод


ЭУ 3

Цель: Оценить природные условия Северного Кавказа.

Внимательно слушайте выступление учителя.

Запишите вывод в тетрадь.

ЭУ 4

Цель модуля: Оценить природные ресурсы Северного Кавказа.

Оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника. Отметьте их на контурной карте. В тетрадь запишите вывод.



  1. Минеральные ресурсы

  2. Земельные ресурсы.

  3. Водные ресурсы.

  4. Рекреационные ресурсы.

УЭ-5

Цель модуля: проверка усвоения материала.

Тест


1 Северный Кавказ занимает ЭГП.

А Выгодное, Б Невыгодное



2. Субъектом Северного Кавказа не является

А Ставропольский край Б Республика Чечня (Ичкерия) В Алтайский Край



3 Северный Кавказ граничит с

А Украиной Б Азербайджаном В Литвой



4 Северный Кавказ омывается морями (найдите ошибку)

А Азовским Б Каспийским В Аральским Г Черным



5 Рельеф Северного Кавказа

А Равнинный Б Горный В Равнинный и горный



6 Основными минеральными ресурсами Северного Кавказа являются

А Нефть Б Газ В Железная руда



7 На территории Северного Кавказа не находится

А Ставропольская возвышенность Б Среднерусская возвышенность

В Кумо - Манычская впадина

8 В Северо -Кавказском районе горный рельеф является преобладающим

А На севере его территории Б На юге его территории



УЭ 6

Проверьте правильность ваших ответов по тесту.

Оцените свою работу, выставите оценки.



УЭ-7


Выберите домашнее задание:

7-8 правильных ответов.

Творческое задание Составить мини презентацию «Рекреационные ресурсы СК»



5-6 правильных ответов

Повторите записи в тетрадях.



Менее 7 правильных ответов

Повторить тему учебник стр.171-173

и записи в тетради.

Взять домой и проработать технологическую карту урока.










Кроме самого себя, словом перемолвиться решительно не с кем. Оскар Уайльд
ещё >>