Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коблова Е. Ю. Домусульманские религиозные верования тюркоязычного... 1 90.42kb.
Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для... 38 11400.4kb.
Историко-философский анализ проблемы народовластия в трудах отечественных... 1 234.91kb.
Статья должна быть написана сжато, аккуратно оформлена и тщательно... 1 70.41kb.
Медиастилистика в мгу: «все флаги в гости к нам!» 1 45.71kb.
Урбанович А. А. Психология управления ббк 88. 5 У 69 Серия основана... 33 8140.67kb.
1 Изучение теории эквивалентности перевода в трудах отечественных... 1 319.72kb.
Методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов... 1 114.62kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 17.21kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 46.45kb.
Учебно-методическое обеспечение курса рекомендуемая литература основная... 1 37.96kb.
Сказка «Конек-горбунок» 1 107.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов - страница №16/19


К первой группе соревнований следует отнести матчи типа «лидер—аутсайдер». Они не вызывают у спортсменов сильной команды стойкой заинтересованности в реализации своих воз­можностей. Бедность эмоциональных реакций в процессе та­ких матчей и отсутствие стимулов для волевых напряжений вследствие уверенности в победе вырабатывают у спортсменов условнорефлекторную реакцию — состояние самоуспокоенно­сти перед игрой. Состояние самоуспокоенности,-или «ремеслен­ного» отношения к предстоящему соревнованию, выражается в полном спокойствии спортсмена, отсутствии стойкого инте­реса к предстоящему матчу, полной уверенности в победе, не­достаточной мобилизованности, отсутствии сосредоточенности на предстоящей деятельности, недостаточном боевом возбуж­дении.

Вратарь команды ЦСКА игрок сборной команды СССР И. Баужа в 1963 г. перед игрой с командой «Шинник» из города Ярославля находился в состоянии самоуспокоенности. В ре­зультате он пропустил в свои ворота два легких мяча.



Ко второй группе соревнований следует отнести соревно­вания типа «лидер—лидер». Примером могут служить сорев­нования финальных матчей на Кубок СССР по футболу. Игры такого масштаба спортсмены переживают исключительно силь­но. Заинтересованность спортсменов в победе, как правило, про­является в хорошей мобилизованности. Перед такими матча­ми футболисты чаще всего находятся в состоянии «боевой го­товности».

Для состояния «боевой готовности» характерно боевое воз­буждение, уверенность спортсмена в своих силах и возможно­стях партнеров, высокая мобилизованность на достижение побе­ды, эмоциональный подъем, бодрость, веселое настроение, об­щительность. «Боевая готовность» — стеническое состояние, стимулирующее жизнедеятельность организма.

Вратарь сборной команды СССР Л. Яшин перед ответст­венными играми, как правило, находится в состоянии «боевой готовности». В раздевалке он собран, сосредоточен, заметно большое эмоциональное возбуждение. Яшин подает пример мо­лодым спортсменам, в полную силу проводя разминку перед

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 307

игрой. Спортсмен не замкнут; он шутит, дает советы товари­щам по команде; и все же главное в его поведении перед иг­рой — это внутренняя собранность, сосредоточенность на пред­стоящей деятельности.

К третьей группе соревнований можно отнести соревнова­ния международного масштаба — на первенство Европы, мира и Олимпийские игры. Непривычные условия проведения со­ревнований, сильный, недостаточно известный противник, чрез-: мерное желание победить, исключительная ответственность за результат часто приводят к тому, что спортсмен находится пе­ред игрой или в состоянии сильнейшего возбуждения (предыг-ровая лихорадка), или в состоянии заторможенности (резуль­тат перевозбуждения).

Состояние «стартовой лихорадки» характеризуется повы­шенной возбудимостью спортсмена (в силу разлитой иррадиа­ции процессов возбуждения.), импульсивностью, повышенной двигательной активностью, отсутствием сосредоточенности, по­стоянным переключением внимания с одного объекта на дру­гой, раздражительностью, нарушением координации движений в упражнениях с мячом, тенденцией к аффектации; возможны необдуманные высказывания. В этом состоянии ярко выража­ется реакция нетерпеливого ожидания матча.

Нападающий минской команды «Динамо» Э. Малафеев рас­сказывает:

«Перед ответственными играми начинаешь чувствовать волнение накануне вечером перед сном. В день игры не знаешь, куда себя деть. Во время установки на игру трудно долго сидеть на одном месте, хочется двигаться. Перед игрой ноги становятся ватными, руки потеют. Думаешь: скорей бы начался матч!»

Состояние «стартовой апатии» характеризуется подавлен­ностью спортсмена (в силу иррадиации тормозных процессов по механизму запредельного торможения), новой, непривыч­ной манерой поведения, скованностью движений; его угнетает ответственность; на лице маска озабоченности, часто наступа­ет сонливость; наблюдается стремление к статическим поло­жениям; замкнут, не общителен, бледен; потеют руки. Состоя­ние «стартовой апатии» возникает в связи с переоценкой сил противника, неверием в победу, неуверенностью в своих силах.

308 Часть II. Практическая психология спорта

В 1964 г. К. И. Бесков, тогда тренер сборной команды СССР, рассказывал:

«Перед важной игрой с Италией спартаковцу Г. Хусаинову за не­делю было объявлено, что он будет играть в этом матче. Спорт­смен с сильно развитым чувством ответственности, Г. Хусаинов, постоянно думая о матче, "перегорел". Перед игрой находился в состоянии апатии, был скован, не похож на себя, в результате иг­рал плохо...»

Состояние самоуспокоенности, «предыгровой лихорадки» и апатии не способствует успешному выступлению спортсме­нов. Если состояние самоуспокоенности чаще наблюдается у опытных спортсменов, то состояния «предыгровой лихорадки» и «предыгровой апатии» типичны как для ветеранов, так и для новичков. Как уже указывалось выше, эти два состояния воз­никают перед ответственными матчами. Спортсмены не могут быстро приспособиться к условиям таких соревнований, в ре­зультате чего неадекватные масштабу соревнований предыгро-вые состояния затрудняют успешную реализацию их возмож­ностей в игре. <...>

Только тщательный дифференцированный анализ всех усло­вий подготовки к матчу в сочетании с изучением и учетом ин­дивидуально-психологических особенностей личности каждо­го спортсмена может дать полную картину и надежный про­гноз его предыгрового состояния перед ответственным сорев­нованием.

А. В. Родионов



Психология спорта высших достижений1

В системе понятий, сложившихся в настоящее время в теории и методике физического воспитания и спортивной трениров­ки, все более частое употребление получает понятие «спорт



1 Родионов А. В. Психология спорта высших достижений. — М.: ФиС, 1979. — С. 3-6, 7-18.

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 309

высших достижений». При этом подразумевается определен­ное социальное явление, обусловленное тем, что спортивные достижения высшего уровня стали достоянием талантливых людей, на подготовку которых затрачиваются значительные материальные средства и используются новейшие достиже­ния науки, а спортивные соревнования — мощным фактором международных отношений.

Появление термина «психология спорта высших достиже­ний» связано с именем основателя современных олимпийских игр Пьера де Кубертэна, написавшего первую книгу по психо­логии спорта еще в конце прошлого века. Затем наступила до­вольно длительная пауза, и только в 30-40-е гг. нашего столе­тия начались систематические психологические исследования в области спорта высших достижений, в первую очередь в СССР (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик).

В 1950-е и особенно в 1960-е гг. эти исследования резко рас­ширяются не только в нашей стране, но и в других социалисти­ческих странах: в Германской Демократической Республике (П. Кунат, 3. Мюллер), Польше (Б. Навроцка, Э. Василевски), Чехословакии (М. Ванек, И. Мацак, В. Гошек), Венгрии (Л. На-дори, П. Рокушфалви), Румынии (М. Эпуран), Болгарии (Е. Ге-нова, Б. Порванов, Ф. Генов). Проводятся исследования по изу­чению особенностей мотивации в спорте (Ж. Риу — Франция), психомоторных механизмов спортивной деятельности (Г. Ри-дер — ФРГ), стресса в спорте (Р. Сингер — США), генезиса по­ведения спортсменов (Г. Шиллинг — Швейцария), психиче­ской регуляции (М. Яффи — Англия) и др. Большая группа со­ветских специалистов в 1970-е гг. работала в этой области (Н. К. Волков, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, Г. Д. Горбунов, О. В. Дашкевич, П. А. Жоров, Е. А. Калинин, Ю. Я. Киселев, Ю. А. Коломейцев, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, А. Н. Ро-манин, Ю. Я. Рыжонкин, О. А. Сиротин, Н. А. Худадов и др.).

Специфика спорта высших достижений заключается и в том, что повышенная ответственность за результат, его обществен­ная значимость делают достижения практически единственной и необходимой целью соревнования. В массовом спорте неред­ки выступления в соревнованиях ради зачета, ради самого фак­та участия за производственный коллектив, наконец, ради удо-



310 Часть II. Практическая психология спорта

вольствия померяться силами со сверстниками. Спортсмен вы­сокого класса, даже выступая в малозначимых соревнованиях, не имеет морального права не показать результата определен­ного, довольно высокого, уровня, не подтвердить репутации мас­тера.

Еще одна чисто психологическая особенность спорта выс­ших достижений: если в массовом спорте перерыв между со­ревнованиями заполнен тренировками и трудовой деятельно­стью, причем спортсмен может длительный период и не думать о следующем соревновании, то у спортсменов высокого класса этот перерыв обязательно заполнен анализом минувшего со­ревнования и подготовкой к следующему. Даже в переходный период почти все их помыслы направлены на предстоящие глав­нейшие соревнования.

Спортсмен высокого класса постепенно привыкает к боль­шим физическим и психическим нагрузкам, к постоянным са­моограничениям в повседневной жизни, к повышенному вни­манию со стороны окружающих, к частым поездкам с отрывом от семьи и коллектива, где он работает или учится, но он нико­гда не привыкнет к чувству высокой ответственности, которое испытывает, выходя на старт крупных соревнований, как ни­когда не привыкнет к чувству огромного морального удовле­творения выполненным долгом перед Родиной, когда добива­ется победы.

Спорт высших достижений как вид деятельности — это дея­тельность, направленная на удовлетворение интереса к опре­деленному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на по­вышение не столько собственного престижа, сколько престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

Современный спорт высших достижений по многим при­знакам представляет собой самостоятельный вид спортивной деятельности; ряду его признаков практически нет аналогов в так называемом массовом спорте. В то же время спорт высших достижений (называемый иногда «большим» спортом) не яв­ляется чем-то сугубо автономным, оторванным от массового спорта. Массовый спорт — это его «корни», его источник. Основ­ные закономерности тренировочного процесса, разработанные в массовом спорте, характерны и для совершенствования спорт-

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 311

сменов высокого класса. Собственно говоря, любой выдающий­ся спортсмен проходит все «ступени» совершенствования на­чиная с детско-юношеской спортивной школы. Таким образом, с одной стороны, разделение «большого» и массового спорта довольно условно, особенно когда речь идет об общих законо­мерностях спортивной деятельности, а с другой — в процессе подготовки к высшим результатам и участия в наиболее ответ­ственных соревнованиях проявляются определенные социаль­ные, психологические, физиологические, биомеханические и другие закономерности деятельности, которые не встречаются в занятиях физической культурой и массовым спортом.

Достижение выдающихся спортивных результатов стиму­лирует дальнейшее совершенствование самой спортивной дея­тельности, открывает новые пути развития личности спортсме­на и межличностных отношений в спортивных коллективах, способствует формированию жизненно важных психических качеств и двигательных навыков. Спортивный рекорд свиде­тельствует о безграничных возможностях человека в двигатель­ной деятельности, открывает новые направления совершенст­вования его физических и моральных сил. Победа команды вы­зывает у любителей спорта большой эмоциональный подъем, желание проявить максимум своих возможностей в любом виде деятельности, обогащает духовно. Особенно значительно влия­ние такой победы на эмоциональный тонус любителей спорта во время международных соревнований, когда она расценива­ется как критерий развития страны, причем не только спортив­ного, но и культурного, социального.

Наиболее ярко престижная функция спорта высших дости­жений проявляется в соревнованиях Олимпиады. Все спортсме­ны, стартующие на Олимпийских играх, а тем более во второй и третий раз, отмечают ни с чем не сравнимое чувство ответ­ственности перед страной, которое они испытывают во время соревнований, и ни с чем не сравнимое чувство радости, глубоко­го удовлетворения, которое они испытывают, выполнив с честью свой долг перед Родиной. Вне зависимости от степени мастер­ства и подготовленности спортсмена участие в Олимпиаде ста­новится длянего серьезным психологическим испытанием. В то же время налицо и благоприятное психологическое воздейст­вие: во-первых, в процессе многолетней подготовки к Олимпий-



312 'Насть II. Практическая психология спорта

ским играм у спортсменов воспитываются ценные качества, фор­мируется воля, совершенствуется моральный облик; во-вторых, участие в грандиозном международном празднике само по себе способствует формированию личности человека; в-третьих, по­беда на Олимпиаде повышает престиж нашей страны, укреп­ляет авторитет всего социалистического лагеря.



Каковы конкретные психологические проблемы в спорте высших достижений? Прежде всего речь идет об изучении и психологически обоснованном воспитании личности спортсме­на высокого класса. Личность спортсмена, как и любого друго­го человека, — продукт развития общества. В то же время она отличается некоторым специфическим развитием отдельных черт в силу специфики деятельности/Знание закономерностей формирования личности спортсменов позволяет оптимизиро­вать процесс их воспитания.

Не менее существенны адекватная оценка и целенаправлен­ное развитие максимальных психических возможностей спорт­смена. Эта проблема связана с вопросами психодиагностики спортивных способностей, организации психологически обос­нованного отбора в спортивные команды, развития специаль­ных способностей. Для юных^спортсменов, которые составля­ют основу сборных команд в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, психодиагностика способностей в онтогенезе по­зволяет ускорить процесс спортивного совершенствования, на­пример, к завершению определенного олимпийского цикла.

Важной проблемой является управление психической ра­ботоспособностью спортсмена во время подготовки к ответст­венному соревнованию и участия в нем. Здесь можно назвать широкий спектр средств ауто- и гетерорегуляции, воздействий на мотивациионную сферу и высшие чувства спортсменов. Ис­следования, проведенные во время тренировочных занятий, показывают, насколько чувствительно к физическим нагруз­кам психическое состояние спортсмена. Подготовка к ответст­венным соревнованиям проходит на фоне психических нагру­зок, связанных с пребыванием некоторое время на сборах, с от­рывом от семьи, работы, учебы, с постоянной оценкой шансов на успех в предстоящем соревновании.

Сложность управления тренировочным процессом заклю­чается в том, что необходимо к моменту начала соревнований

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 313

привести спортсмена в такое состояние, когда психические ка­чества, наиболее значимые для данного вида спортивной дея­тельности, достигают высокого уровня развития, когда спорт­смен осознает свои моральные и физические возможности в достижении высокого результата, когда он готов к максималь­ным напряжениям и объективно может с честью поддержать спортивный престиж Родины.

Высокие нагрузки, которые переносят спортсмены (на гра­ни возможного. — Примеч. авт.), вынуждают ученых и трене­ров вести интенсивный поиск средств психического восстанов­ления, оптимизировать формы отдыха, определять возможно­сти тренировки на разных этапах восстановительного процесса.

Принято считать, что существует такой самостоятельный вид работы со спортсменом, как психологическая подготовка. В то же время тренер должен учитывать определенные психологи­ческие закономерности физической, технической и тактической подготовки. При решении проблем психологической подготов­ки необходимо считаться и с тем, что собственно психические возможности спортсмена (в частности, уровень развития пси­хических качеств) не реализуются непосредственно в соревно­ваниях. Это означает, что спортсмен, например, может иметь сильную волю, но в данном конкретном соревновании ее не про­явить. Волевые качества наиболее полно проявляются лишь тогда, когда они опосредуются личностной направленностью спортсмена на результат своей деятельности; в ответственных соревнованиях личностная направленность на результат при­обретает подчас решающее значение.

Изучение спортивного коллектива, межличностных связей, структуры «малых групп» позволяет не только констатировать особенности психологического климата в команде, но и подби­рать средства формирования коллектива, оптимизации его дея­тельности.

Наконец, необходимо психологически обоснованно приме­нять средства и методы воспитания спортсменов высокого клас­са. Воспитание — как в условиях спортивной деятельности, так и вне ее — основывается на принципах коммунистического вос­питания и осуществляется всем обществом. Особые функции выполняются при этом тренерами команды и лицами, связан-



314 Часть II. Практическая психология спорта

ными с ней деловыми отношениями (врачами, научными ра­ботниками).

Решение этих проблем — забота не только руководства ко­манд, но и психологов, работающих в спорте высших достиже­ний.

Не секрет, что достижения в так называемом «большом» спорте (в отличие от физической культуры и массового спорта) возможны только благодаря постоянной тренировочной рабо­те с максимальными физическими и психическими напряже­ниями, большим объемом и интенсивностью общих и специ­альных упражнений. Выступление в сорезнованиях наклады­вает большую ответственность на спортсмена; высокая «стои­мость» каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. Они усугубляются еще и тем, что на международной арене со­ветский спортсмен защищает престиж первой в мире социали­стической страны, выполняет ответственную миссию ее пред­ставителя. В этом основная специфика спорта высших дости­жений. В то же время он как бы «вырастает» из массового спорта, связан с ним определенной преемственностью в отно­шении средств и методов подготовки, в том числе и психологи­ческих.

Для психологического анализа деятельности в «большом» спорте очень важными являются основные положения общей психологии, разрабатываемые видным советским ученым А. Н. Леонтьевым.1

Понятие деятельности он связывает с понятием мотива. Мо­тив может быть как вещественным, так и идеальным, как дан­ным в восприятии, так и существующим только в воображе­нии, в мысли. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности. Спортсмен ис­пытывает потребность показать в соревновательной борьбе вы­сокий спортивный результат. Следовательно, мотив в данном случае направлен на достижение успеха.

Это совсем не значит, что спортсменом движет стремление только к личному успеху, — было бы слишком примитивно по-

Леонтъев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Изд-во политиче­ской литературы, 1975.

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 315

нимать так мотив. Готовясь к соревнованиям, выступая в них, спортсмен никогда не думает только о том, что необходимо, на­пример, толкнуть штангу определенного веса или пробежать 100 метров за столько-то секунд. Он прекрасно осознает, что победа нужна не только ему, но и его коллективу, что, устано­вив рекорд, он прославит свое спортивное общество. Если же речь идет о международных соревнованиях, то успех в них преж­де всего приносит славу Родине, причем не только спортив-' ную.

Много лет назад, когда в Мексике на первенстве мира с бле­ском выступили советские пятиборцы, местная пресса писала, что простые мексиканцы были поражены, впервые увидев обая­тельных русских парней, так ловко сидящих на конях, фехтую­щих, стреляющих, — представление о русских было совершен­но другим. В данном случае спортсмены оказались достойны­ми представителями своей страны.

Мотивация достижений в «большом» спорте включает в се­бя и стремление повысить престиж страны, и чувство ответст­венности перед нею, и стремление, преодолев себя, достигнуть идеалов не просто сильного спортсмена, но и спортсмена-гра-[ жданина.

Вот что писала по этому поводу Л. Турищева:

«Прошло не так много времени со дня окончания XXI летних Олимпийских игр в Монреале. Еще свежи в памяти трудные олим­пийские старты, радость побед и горечь поражений. В самые тяже­лые, трудные минуты нам помогало чувство глубочайшей ответст­венности перед нашей социалистической Отчизной, нашим ьели-ким народом. И самым сильным нашим оружием в олимпийских сражениях была беспредельная любовь к нашей Родине»'.

Разумеется, советские спортсмены не только участвуют в соревнованиях и стремятся показать высокий результат. Со­временный спортсмен — эрудированный человек, он активно занимается общественной деятельностью. Многие спортсмены успешно сочетают выступления в соревнованиях с учебой в ин­ституте и даже в аспирантуре, с действенной пропагандой спорта. Находясь за рубежом, они своим поведением укрепляют пре-

Совстский спорт. — 1976. — 27 февраля.

31-6 Часть II. Практическая психология спорта

стиж нашей страны. Безусловно, стремление заниматься двига­тельной деятельностью, проверить свой физический и психи ческий потенциал тоже является мотивом деятельности спорт­смена высокого класса, но ведущий ее мотив — достижение успе­ха, который социально обусловлен и осознается как выполне­ние задачи, поставленной обществом.

Мотивация в спорте высших достижений связана с психи ческим напряжением, которое вызывается несоответствием основных требований деятельности возможностям спортсме­на и направлено на устранение этого несоответствия (Гошек, Ванек, Свобода). По сравнению с большинством других видов деятельности в спорте человек не стремится избежать значи­тельного напряжения и даже, наоборот, видит в этом положи­тельную сторону соревновательной борьбы.

Двигательная активность у спортсменов обусловлена моти­вацией достижения успеха и мотивацией избежания неудачи. Любая ситуация, которая усиливает надежды на спортивный успех, должна одновременно усиливать опасение перед неуда­чей; теоретические исследования показали, что спортсмены вы­сокого класса добиваются наибольшего успеха, когда мотива­ция успеха почти равна мотивации избежания неудачи (т. е. оценивают вероятность риска в 50%).

Спортивная деятельность постоянно протекает на фоне вы­раженной соревновательной установки — активного состояния, проявляющегося в желании и готовности спортсмена соревно­ваться, в склонности и стремлении не только к самому процес­су соревнования, но и к достижению победы. Обычно спорт­сменов, прекративших выступать в соревнованиях, отличает «дух борьбы», стремление к победе и в других видах деятель­ности.

В любой деятельности выделяют ее составляющие — дейст­вия. По А. Н. Леонтьеву, действием называется процесс, под­чиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осу­ществления действия называются операциями и зависят от тех условий, в которых достигается цель.

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 317

С точки зрения психолога некоторые спортивные действия могут быть и действиями, и операциями. Например, для масте­ра ведение мяча в баскетболе — это операция; во время ведения он может выполнять определенные действия (уйти от «опеку­на», создать насыщенный игроками участок, чтобы освободить место на противоположном краю для последующей атаки, и т. д.). Для менее квалифицированного игрока, который основное внимание уделяет техническим элементам, ведение мяча явля­ется не операцией, а действием. Поэтому в психологическом плане деятельность баскетболиста состоит только из двух групп альтернативных действий: а) нападающие игровые действия; б) защитные игровые действия.

Для характеристики спортивной деятельности необходимо знать не только особенности действий и операций, но и усло­вия, в которых она выполняется. Так, для баскетболиста ос­новными условиями деятельности будут:


  1. лимит времени для выполнения игровых действий;

  1. выполнение действий при непосредственном соприкосно­
    вении с соперником и при его активном сопротивлении;

  2. необходимость взаимодействия с партнерами, понимания
    их замыслов, предугадывания будущих действий, органи­
    зации совместных операций;

  3. большое напряжение игры, связанное с тем, что она идет не­
    редко очко в очко и судьба матча часто решается на послед­
    них секундах.

Условия, структура действий и операций, требования к субъ­екту деятельности — это то, что составляет психологическую характеристику, или психограмму данного вида спорта. Сопо­ставление особенностей взаимодействия между соперниками с особенностями материальной среды, в которой развертыва­ется соревновательная борьба, позволяет выделить основные блоки взаимосвязанных процессов и качеств в целостной пси­хической деятельности, имеющих существенное значение для достижения успеха.

Различают следующие варианты взаимодействия между со­перниками: непосредственное — например,' бокс; одновремен­ное — например, заплыв в плавании; последовательное — напри-



318 Часть II. Практическая психология спорта

мер, метание диска. Особенности материальной среды, в которой развертывается соревновательная борьба, влияют на психиче­ское состояние спортсмена (например, психическое состояние у марафонцев в плавании на 1500 м существенно отличается от состояния бегуна на длинные дистанции только из-за влияния водной среды в первом случае). Что касается основных блоков взаимосвязанных процессов и качеств в целостной психической деятельности, то для баскетболиста, например, они составляют:



  1. особенности процессов в перцептивной и сенсомоторной
    сфере (интенсивное, распределенное и быстро переключае­
    мое внимание, быстрота реакции выборе и реакции антици­
    пирования, сенсомоторная координация);

  2. особенности процессов в интеллектуальной сфере (быстро­
    та оценка обстановки, «усматривания» конечного решения
    в цепи решений прогнозирование наиболее вероятных из­
    менений ситуаций в ближайшем будущем);

  3. особенности темперамента и характера (подвижность нерв­
    ной системы, реактивность, эмоциональная устойчивость,
    экстравертированность, фрустрационная толерация и т. д.);

  4. особенности волевых качеств (инициативность, решитель­
    ность);

  5. особенности направленности личности (мотивация личных /
    командных достижений).

Описывая психограмму отдельных видов спорта, учитывают психологические механизмы рабочих операций (для баскетбо­ла — передачи, ведения и броска); требования к исполнителю (в баскетболе — вариативность техники ведения мяча, но ста­бильность техники штрафного броска); специфику трудностей или препятствий (в баскетболе — персональная опека, игра под щитом, игра при четырех фолах и т. д.); особенности психиче­ских состояний в процессе деятельности, степень их влияния на результат.

Практическое следствие описания психограмм видов спор­та — модель «идеального» представителя определенной специа­лизации со стандартными показателями психических свойств и качеств и наиболее возможными компенсациями «отстающих» звеньев.

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 319

Модель «идеального» спортсмена с описанием требований, предъявляемых к нему данным видом спорта, нередко называют 1 психологическим профилем. Психологический профиль «иде-ального» спортсмена отличается от психологического профи­ля любой реальной личности. Профили представителей раз-'. ных видов спорта также различаются довольно существенно.

На сегодняшний день разработаны профили «идеальных» представителей лишь некоторых видов спорта; несомненно, в ближайшем будущем круг этих видов спорта значительно рас­ширится.

Делаются попытки выделить психологический профиль пред­ставителей узкого спортивного амплуа. Изучение только уровня сенсомоторных и перцептивных качеств у хоккеистов высоко­го класса показало, что для защитников, как правило, харак­терны быстрые реакции на сигналы в периферии поля зрения, для нападающих, особенно центральных, — точные антиципи­рующие реакции, для вратарей — высоко развитое «чувство вре­мени» в кратчайших временных интервалах. Применение лич­ностных тестов выявило повышенную тревожность у вратарей, даже самых выдающихся, что, впрочем, не мешает им быть са­мыми надежными в команде. <...>

Как известно, тренировочная и соревновательная деятель­ность имеет свою специфику, хотя на уровне спорта высших достижений она не всегда ярко выражена. Значительные по объе­му и интенсивности нагрузки, напряжение психических и фи­зических функций приводят к тому, что спортсмен оказывается в экстремальных условиях уже во время тренировки. Особен­но это характерно для спортивных игр. А. Ф. Вендрих показал, что характер взаимодействий и контрдействий между сопер­никами и партнерами в тренировочной и соревновательной игре отражается и на динамике психических функций спортсменов: в одних случаях она одинакова в тренировке и соревнованиях, а в других — разнонаправленна (так называемая инверсия зна­чимости), т. е. изменения функций в тренировке не похожи на изменения их в соревновании. Следовательно, диагностика го­товности игрока к турниру без учета этого фактора может ока­заться ошибочной. Различия объясняются спецификой моти-вационной сферы тренирующегося или соревнующегося спорт­смена, а также его отношением к тем или иным упражнениям или формам тренировки. «Нелюбимые», но необходимые упраж-

320 Часть II. Практическая психология спорта



нения вызывают психическую реакцию, резко отличную от той, которая наблюдается в ответ на раздражители соревнователь­ной обстановки. Поэтому для психологического анализа спор­тивной деятельности существенно выделение двух ее видов: со ревновательной и тренировочной.

На различных этапах предсоревновательной подготовки и зависимости- от преимущественного использования тех или иных тренировочных средств меняется не структура деятель ности, а состояние, которое испытывают спортсмены. Оно су­щественным образом влияет на тренированность и нередко про­является в соревновании. Специфика состояний спортсмена в том или ином виде спорта также определяет его психологиче скую характеристику. <...>

Многоэтапный процесс подготовки к наиболее ответствен­ному соревнованию сезона в ряде видов спорта (прежде всего в играх и единоборствах) предусматривает такую направленность занятий, когда вначале превалируют средства общей физиче­ской подготовки (ОФП), а затем — специальной подготовки (СП). Получается, что в этих видах спорта необходимость со хранения оптимального состояния и уровня психических ка­честв вступает в противоречие с необходимостью своевремен­ного повышения функциональных возможностей и уровня фи­зической подготовленности спортсменов.

На первом этапе подготовки, когда в большом объеме при­меняются средства ОФП, спортсменов, как правило, отличает «психическая свежесть» (желание тренироваться, легкая перено­симость нагрузок, высокая реактивность психики и т. д.). Уве­личение интенсивности средств ОФП и объема средств СП на втором этапе приводит (наряду с улучшением физической подготовленности) к ухудшению координации важнейших пси­хических функций, к «загрублению» наиболее тонких качеств, связанных со специализированными восприятиями. Такая про­тиворечивость в динамике физической и психической подго­товленности субъективно вызывает у спортсмена неудовлетво­ренность качеством технико-тактических действий, вследствие чего у него отмечается чрезмерная психическая напряженность и замедленное восстановление после тренировочных занятий. Общее снижение нагрузок не помогает оптимизации психиче­ской подготовленности и ухудшает в то же время физическую подготовленность. Более эффективно в таком случае примене-

I ние средств психотерапии наряду с уменьшением объема средств ОФП и кратковременным повышением интенсивности средств СП, даже задолго до соревнования. Эти закономерности также следует учитывать при составлении психограмм видов спорта. Они специфичны именно для спорта высших достижений.

Наконец, для характеристики тех или иных видов спортив­ной деятельности необходимо знать величины психической на­грузки на отдельных этапах предсоревновательной подготовки, а также динамику этой нагрузки в течение соревновательного сезона и всего олимпийского цикла. П. Кунат (ГДР) называет психической нагрузкой последствия психической регуляции по­ведения в связи с экстремальными требованиями тренировок и соревнований; при этом спортсмен вынужден регулировать психофизиологическое равновесие с большой затратой психи­ческой энергии или с помощью подключения запасных функ­циональных систем. Общая нагрузка во многом определяется степенью психической напряженности, которую испытывает спортсмен. Степень такой напряженности необходимо учиты­вать при шкалировании нагрузок, планировании их динамики в различных соревнованиях.

Например, соревнования типа контрольных дают психиче­скую напряженность в один балл (условно), наиболее ответ­ственное соревнование года — в десять баллов. Можно оценить и напряженность тренировочных занятий в зависимости от объ­ема и интенсивности упражнений, средств ОФП и СП, удель­ного веса упражнений с тактической направленностью или упражнений «подводящего» характера. Тогда каждому отрез­ку времени (неделя, месяц, период от одного ответственного соревнования до другого, период сбора) будет соответствовать различная сумма баллов оценки психической напряженности. Таким образом, получатся пики и спады ее, которые должны быть индивидуально регламентированы. В частности, некото­рые спортсмены быстро входят в спортивную форму, но могут также быстро ее утратить при длительной работе в состоянии высокой психической напряженности. Спортсмены, которые долго входят в спортивную форму, обычно имеют меньше спа­дов в сезоне.

Учет нагрузок в отдельном тренировочном занятии в основ­ном касается оптимального регулирования работы и отдыха,



322 Часть II. Практическая психология спорта

выбора средств восстановления. Проблема психического вос­становления после нагрузки еще мало исследована. Однако мож­но твердо сказать, что необходимо учитывать и психофизиоло­гические факторы (например, утомление после упражнений) и чисто психологические (чрезмерное возбуждение вследствие успеха, подавленное состояние после неудачи). Победители, как правило, особенно остро нуждаются в средствах психического восстановления. Когда спортсмен вслед за победой терпит не­ожиданное поражение, это объясняется чаще всего недостаточ­ным психическим восстановлением. Психологи отказались от распространенного в прошлом взгляда, что спортсмен якобы может «перегореть» только перед стартом. Сплошь и рядом не­удачное выступление — это «следы» предшествующих психи­ческих состояний.

Понятие психического восстановления распространяется на деятельность не только в определенном соревновании, но и во всем спортивном сезоне. Поэтому возникает необходимость в построении стройной системы психической регуляции во всех видах деятельности спортсмена: в процессе тренировки, сорев­нования, отдыха.

В основе разработки психограмм конкретных видов спорта лежат общие положения составления психограмм спортивной деятельности, хотя специфика любого вида спорта предусмат­ривает определенные отклонения от общей схемы. Более или менее удовлетворительные характеристики разработаны лишь для небольшого числа видов спорта, поэтому в целях система­тизации данных психологических характеристик, полученных на основе экспериментов или психолого-педагогических наблю­дений, необходимо все же опираться на такую схему. Она, есте­ственно, не отражает всего многообразия психологической структуры деятельности в различных видах спорта, но может служить основой для первоначального теоретического анали­за или выбора инструмента экспериментального исследования в конкретном виде. В тех видах спорта, где психограммы разра­батываются давно, получены многочисленные данные, позво­ляющие располагать не только развернутой характеристикой, но и сведениями, полезными для специалистов, работающих в других видах спорта.

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 323

Предложенная схема показывает пути такого теоретическо­го анализа. Он предусматривает выделение объективных усло­вий деятельности (особенности тренировочного занятия, со­ревнований и внешней среды, в которой действуют спортсмены) и субъективных (особенности мотивации, качеств и свойств лич­ности, психических процессов), причем вторые детерминиру­ются первыми через требования к исполнителю. Имеется дву­сторонняя связь между объективными и субъективными усло-|ями и структурой двигательной деятельности в данном виде орта. Эта структура определяется не только характером со-вновательных действий и операций, но и характером трени-эвочных упражнений, которые нередко по своим признакам не имеют почти ничего общего с действиями и операциями, вы­полняемыми непосредственно в соревновании. А спорт без со­ревнования невозможен.

Наконец, в связи со спецификой объективных и субъектив­ных условий, а также структуры двигательной деятельности развиваются типичные для данного вида спорта психические состояния. Показатели индивидуальных психологических осо­бенностей спортсмена и типичных психических состояний в тренировочной и соревновательной деятельности должны со­ставлять основу модельных психологических характеристик спортсменов высокого класса в конкретном виде спорта.

Г В. Яроцкий, И. П. Волков

Как формируется личность спортсмена-победителя в плавании?1

Мировые достижения в спорте неуклонно возрастают. Совер­шенствуются организационные формы и структура работы тренера и спортсменов, принципы и методы тренировок. Спор-



1 Яроцкий Г. В., Волков И. П. Чтобы побеждать — надо воспитывать победите­лей // Плавание / Сост. А. П. Макаренко. - М: ФиС, 1988. - С. 3-7.

324 Часть II. Практическая психология спорта

тивный мир находится в непрерывном развитии. Снизивший темп неминуемо отстает, а отстающих побеждают — такова ло­гика спорта высших достижений. Последний чемпионат мира по плаванию в Испании (1988) подтвердил это еще раз! Чем­пионат показал, насколько возросли плотность результатов мирового класса, конкуренция. Например, на дистанции 50 м в/с 10 спортсменов показали результаты от 22,70 до 23,01 с, 15 спортсменов проплыли 100 м в/с в интервале от 50,43 до 50,81 с, а 200 м в/с — от 1.50,00 до 1.50,80 с. По сравнению с началом XX в. — это гигантский прогресс в спорте за 100 лет. Подоб­ную картину можно наблюдать в большинстве способов пла­вания. В финальных заплывах борьба шла за сотые доли се­кунды. Было установлено 6 мировых, 10 европейских и 153 национальных рекорда. К сожалению, ни один из рекордов не принадлежит советским пловцам. Что же дальше?

Сказаное выше заставляет задуматься о путях совершенст­вования нашей системы подготовки пловцов высшего класса. И здесь хотелось бы остановиться на следующих важнейших аспектах проблемы: 1) на отборе одаренных пловцов в процес­се подготовки и комплектования сборной команды страны; 2) на воспитательной работе и психологической (командной и индивидуальной) подготовке пловцов к крупнейшим между­народным соревнованиям.

Прежде всего несколько слов о том, что же сегодня пред­ставляет собой личность пловца международного класса? Что добавилось к тому, что мы уже знали о нем с точки зрения так называемых «модельных характеристик», предлагаемых нам учеными ВНИИФКа (Москва)?

Известно, что это должен быть физически одаренный спорт­смен, морфофункциональные данные которого соответствуют определенным требованиям: развитый костяк, высокий рост, хорошие гибкость и сила, плавучесть и «чувство воды», хоро­шая координация и чувство ритма движений, пропорциональ­ное развитие всей мускулатуры. Однако для пловца экстра­класса этого недостаточно. Важен определенный психический склад его личности, характеризующийся прежде всего серьез­ным отношением к занятиям плаванием, отсутствием боязни высоких и сверхвысоких нагрузок, смелостью мысли в дости­жении мирового «потолка» результатов, нравственной и пси-

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 325

хологической устойчивостью к сбивающим факторам, интел­лектуальной активностью и бойцовскими качествами. Главным мотивом работы тренера с таким пловцом — воспитание побе­дителя.

Спортивный характер пловца, будущего спортсмена-побе­дителя, можно и нужно воспитывать с первых шагов его спор­тивной карьеры, но «почти все» в данном случае зависит от то­го, в чьи тренерские руки этот одаренный спортсмен попадет. На личность пловца и его достижения прежде всего оказывают влияние тренер и спортивный коллектив, в котором он трени­руется, учится, растет. Психическая одаренность, богатые воз­можности сердечно-сосудистой, дыхательной или нервной си­стемы способного юного пловца могут оказаться не реализо­ванными, если у его тренера отсутствует правильная система воспитания и тренировки, стержнем которой является мотива­ция спортивных достижений (те цели и смыслы деятельности, ради которых спортсмен тренируется и соревнуется).

Не каждый пловец, достигший высоких результатов, обла­дает вышеназванными качествами. Опытные тренеры-практи­ки рассуждают примерно так: «Если пловец хорошо подготов­лен физически, если у него развиты «чувство воды» и плаву­честь, необходимо проверить его личностные качества. И если спортсмен настойчив, трудолюбив, психологически устойчив, то можно надеяться, что из него вырастет пловец международ­ного класса». И такой прогноз чаще всего оправдывается. Надо отметить, что последний Чемпионат мира по плаванию (Испа­ния, 1988. — Примеч. ред.) подтверждает правильность таких критериев отбора. В финальных заплывах участвовали плов­цы, демонстрировавшие сочетание физической одаренности с прекрасными бойцовскими качествами. Это относится и к не­которым советским спортсменам — Е. Дендеберовой, И. Полян­скому, Н. Евсееву и др. На их примере мы знаем, что высшими мотивами, побуждающими пловца к максимальной мобилиза­ции душевных и физических сил на ответственных соревнова­ниях, являются поддержание национального престижа своего Отечества, чувство патриотизма, переживание общественного долга и спортивной чести, чувство самоутверждения как лич­ности и гражданина с помощью спортивной деятельности.

326 Часть II. Практическая психология спорта

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 327




На личностные качества, характерные для потенциальных спортсменов-победителей, и следует ориентироваться при отбо­ре высокоодаренных в спортивном отношении юниоров в сбор ную молодежную команду страны. Но для этого необходимо выработать более четкие и обоснованные критерии отбора. Тре­бования должны быть достаточно высокими и устойчивыми, но в то же время дающими возможность тренеру осуществлять и индивидуальный подход к спортсмену. Это очень важно, так как желание некоторых ученых специалистов по отбору под­вести всех претендентов в сборную команду под созданные им] i «модельные характеристики», под некий «шаблон» нередко при­водит к «отбраковке» одаренного пловца еще до того, как про­явится его бойцовская индивидуальность.

Необходимо также учитывать, что чем выше ранг соревно­ваний, тем жестче требования к отбору, к методике тренировки и всей организации образа жизни спортсмена (в команде тре­бования спортивного режима одинаковы для всех и должны выполняться беспрекословно). Это также накладывает свои ограничения на критерии отбора в сборную команду, что, в свою очередь, может снивелировать индивидуальность пловца — осо­бенно новичка, которому трудно быстро проявить себя в этих новых для него условиях подготовки.

Тем не менее без яркой индивидуальности нет пловцов с мировым именем, следовательно, искусство отбора состоит в способности тренера раскрыть индивидуальность спортсмена. Наличие вредных привычек у одаренного спортсмена не долж­но мешать тренеру проявлять свое воспитательное искусство и приобщать своих учеников к здоровому образу мыслей и жиз­ни в спорте.

Проблема критериев отбора одаренных пловцов в состав сборной команды страны сейчас стоит особенно остро. Однако и после ее решения для стршего тренера команды и для трене­ра ученика как члена команды возникает еще более сложная проблема — подготовка к достижению результатов мирового уровня. Общеизвестно, что высшей наградой для пловца и его тренера является золотая олимпийская медаль. И, оказывается, что она гораздо весомее, чем установление мирового рекорда. Одно дело — победы на внутрисоюзных и некрупных междуна­родных соревнованиях, другое — медаль чемпионата континен-

та, мира или Олимпийских игр, в которых от пловца требуются г максимальное напряжение всех сил, собранность, максималь-: ная выдержка, демонстрация качеств спортсмена-олимпийца. В связи с этим главной и самой трудной проблемой для тре­нера сборной команды страны является формирование созна­ния, воспитание личности спортсмена-олимпийца, подготовка не пловца-одиночки, который может быстро плавать и выпол­нять контрольные нормативы, а спортсмена планетарного мас­штаба, который способен побеждать на соревнованиях миро­вого масштаба. Лидерство такого спортсмена (как и его трене­ра) должно быть его естественным состоянием, целью жизни, [ привычной для него мыслью. Воспитать такого пловца возмож-I но только в дружном, сплоченном спортивном коллективе. Тре-| буемые социально-психологические условия могут быть со-| зданы сегодня в спортивных центрах-клубах, где сильнейших пловцов региона готовят в бригадах, руководимых опытными I тренерами и их помощниками. В таком спортивном центре олимпийской подготовки есть все необходимое для обьеспече-ния учебно-тренировочного процесса, а помощниками тренера | являются квалифицированный врач, массажист, спортивный психолог.

Как показал Мадридский чемпионат мира (1988), именно за счет оптимального решения этих вопросов подготовки плов­цов на мировую арену вышли небольшие страны — Венгрия, \ Болгария, Румыния, чьи ранее малоизвестные пловцы соста­вили достойную конкуренцию известным спортсменам США, ГДР, ФРГ, СССР. Почти все победители последнего Чемпио­ната мира были подготовлены в небольших по численности > спортивных центрах-клубах, в сильных бригадах, обладающих мощным коллективным (групповым) влиянием на формиро­вание личности пловца.

Подготовка пловца в сильной бригаде под руководством ав­торитетного специалиста имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной подготовкой (или подготовкой в большом коллективе сборной команды) именно в силу мощного и в то же время тонко управляемого психологического влияния на лич­ность каждого члена бригады небольшой, но целостной группы талантливых спортсменов. Такая бригада представляет собой сплоченный микроколлектив, который объединяется общей

328 Часть II. Практическая психология спорта

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 329




идеей подготовки и личностью тренера, ведущего всех членов бригады к мировым вершинам спортивных достижений и вну­шающего уверенность в покорении этих вершин (и в этом ему помогают работающие с ним специалисты (биохимик, врач, психолог, школьный учитель и др.)).

Воспитанный в таком спортивном микроколлективе пловец чувствует себя уверенно, психологически раскованно, легче пе­реносит высокоинтенсивные нагрузки, быстрее восстанавли­вается, стабильнее выступает в соревнованиях, не слишком огор­чается проигрышем и др. Примеры этому есть не только в оте­чественном плавании, но и в других видах спорта, например широко известен микровелоцентр «Локомотив» при ГДОИФК им. Лесгафта в Ленинграде, возглавляемый заслуженным тре­нером СССР по велоспорту, кандидатом педагогических наук, доцентом А. А. Кузнецовым.

Иными словами, в бригаде пловцов, в повседневной атмосфе­ре соперничества, активного спарринга, постоянного творче­ского накала подготовки к ответственным соревнованиям у спортсмена быстрее формируются необходимые черты харак­тера и бойцовские качества, легче преодолеваются высокоин­тенсивные и монотонные нагрузки, чаще возникают положи­тельные эмоции — хорошее настроение, прилив бодрости, жиз­нерадостность и пр. Общение с достойными соперниками, являющимися одновременно и товарищами по команде, в не­большой группе сверстников дает спортсмену достаточную пищу как для эмоций, так и для размышлений, приносит удо­вольствие, не утомляет в случае объемных нагрузок или неудачи в спаррингах. Мысль о том, что*«я могу, я хочу, я буду и должен побеждать», становится совершенно привычной и необходимой для дальнейшего роста результатов всех членов бригады. Пси­хологическая атмосфера в бригаде такова, что эта мысль закре­пляется в действиях и поведении пловца как само собой разу­меющееся правило его спортивной жизни.

Теперь самое время поговорить о проблеме повышения пси-холого-педагогической-грамотности тренеров, работающих не только с членами сборной команды страны, но и с юными плов­цами олимпийского резерва в ДЮСШ. Опыт, на который мож­но опереться в решении этой проблемы, у нас имеется. Система методов и средств психологического обеспечения подготовки

пловцов, практиковавшаяся в предолимпийский период под­готовки 1979-1980 гг., достаточно полно освещена в спортив­ной литературе по плаванию (см.: «Плавание», вып. 1,1979; вып. 2, 1981; а также монографию Г. Д. Горбунова «Психопедагогика спорта». М.: ФиС, 1986 и др.).

Что же представляет собой «психологическое обеспечение ■ подготовки пловца» с точки зрения тренера-практика? Отме­тим прежде всего, что это не только воспитание и формирова-| ние морально-волевых и бойцовских качеств спортсмена или «скорая психологическая помощь» пловцу в критические пе­риоды тренировок и соревнований, но прежде всего это повсе­дневная практика его педагогической работы, благодаря кото­рой и происходит формирование личности спортсмена. Здесь ' тренеру полезен учет возрастных, половых и индивидуальных | особенностей учеников и организация работы с ними на осно­ве многолетнего перспективного планирования подготовки к международным соревнованиям.

Кто должен осуществлять психологическое обеспечение под-' готовки спортсменов? Ответ, казалось бы, прост: спортивный психолог. Но где его взять, да еще разбирающегося в нюансах спортивного плавания? Практически психологов для спорта ни­где не готовят, а число специалистов, работающих в командах, можно пересчитать по пальцам. Кроме того, у определенной час­ти тренеров существует предубеждение против любого психо­лога, который, по их мнению, скорее будет мешать в работе, чем помогать. Решение вопроса подсказывает сама спортивная практика. Психологическое обеспечение должно осуществлять­ся прежде всего самим тренером при активной поддержке спе­циалистов: психолога, врача, массажиста, школьных учителей и, конечно же, при активном участии в этом процессе самих спорт­сменов. Следовательно, речь идет не о какой-то особой форме работы, а о повышении психологической грамотности спортив­ных специалистов, педагогического персонала и самих спорт­сменов.

Какие же психологические знания прежде всего нужны тре­неру в этой работе? Наш опрос 32 тренеров (среди опрошенных были В. Г. Смелова, А. П. Штарас, И. М. Кошкин, Д. В. Подка-лис, С. А. Русин, Ю. П. Бурменский, А. В. Домбраускас и др.) показал: то, чему их учили на занятиях по психологии в инсти-



330 Часть II. Практическая психология спорта

туте физкультуры, на практике оказалось мало полезным, а то, что их интересует и нужно для работы, им никто не препода­вал. В результате тренерам приходится самостоятельно, т. е. ме­тодом проб и ошибок, приобретать необходимые знания, ре­шая психологические задачи скорее интуитивно, чем научно-педагогически обоснованно. При низком уровне психологиче­ской грамотности тренеров, работающих с юными пловцами олимпийского резерва, вряд ли можно надеяться на стабильные успехи в подготовке пловцов экстракласса, хотя каждый из опро­шенных нами тренеров, безусловно, является опытным педа­гогом, имеющим в своем активе способных спортсменов. Ка­кие же мнения высказали тренеры относительно своих акту­альных потребностей в психологических знаниях? Приведем некоторые весьма характерные высказывания заслуженных тре­неров СССР по плаванию:

Д. В. Подкалис: «Меня прежде всего интересуют психиче­ские состояния пловца во время больших тренировочных на­грузок и соревнований — как их определять и как ими управ­лять».

С. А. Русин: «Очень важно знать о психологической готов­ности спортсмена к достижению личного рекорда, о его психо­логической способности к перенесению максимальных нагру­зок».

И. М. Кошкин: «Для успеха нужны прежде всего способные ученики, полностью и точно выполняющие тренировочную про­грамму в течение многих лет, посвящающие свою жизнь плава­нию. Тренеру же необходимо любить плавание больше, чем се­бя».

А. П. Штарас: «Важно знать характер спортсмена, его доми­нирующую мотивацию — что его побуждает преодолевать труд­ности тренировок. Нужно уметь найти в спортсмене то основ­ное качество его личности, на которое можно опереться в рабо­те, поверив в его возможности».

Приведенные высказывания хорошо иллюстрируют основ­ную мысль о том, что прежде всего тренер (в содружестве с пси­хологом) осуществляет психологическое обеспечение подго­товки своих учеников. Опрос также показал, что для тренеров, работающих с членами сборной команды страны, важно не просто знать, какие предстартовые состояния возникают или могут воз-

Раздел 8. Психологические особенности отдельных видов спорта 331

никнуть у его спортсменов, но и уметь формировать состояние оптимальной предстартовой готовности, помогать спортсмену избегать или успешно бороться с неблагоприятным состояни­ем, не допуская невротических реакций. А для этого необходи­мо правильно настраивать пловца перед стартом и быстро «вы­водить» его из соревнований. К сожалению, исследований в этой области весьма мало.

Существенным пробелом в психологической грамотности тренеров является и отсутствие рекомендаций и научно обосно­ванных данных о психологическом воздействии на состояние пловца факторов «чужого поля», публики, соревновательного ажиотажа, рекламы и средств массовой информации. А ведь эти воздействия на международных соревнованиях бывают столь мощными и интенсивными, что порождают стрессовое состояние не только у спортсменов, но и у тренеров, у руково­дителей команды и делегации страны. Факторы «чужого по­ля» следует учитывать в психологическом тренинге пловцов команды. Наши соперники делают это очень умело. Так, на­пример, на Чемпионате мира в Мадриде (1988) в момент наи­высшего психического напряжения на соревнованиях пловцы американской команды организованно, словно по команде не­зримого дирижера, в течение 3 мин в моменты старта своих со­отечественников (с интервалами 15 с) громко скандировали: «Мы — первые!» И во многих номерах программы они были первыми, а мы — вторыми, третьими, четвертыми и пр. Эта пси­хологическая стимуляция со стороны «болельщиков» своей ко­манды была подхвачена и другими зрителями, что вызвало у присутствовавших советских тренеров досаду и в то же время навело нас на мысль о том, что зрители — это тоже «психиче­ская сила», которая помогает устанавливать рекорды и выиг­рывать медали спортсменам «своих» стран.

Есть еще один важный аспект обсуждаемой проблемы. «Пси­хологический климат» в команде, столь важный для формиро­вания боевой готовности к соревнованиям, задается «сверху», от руководителей, от демонстрируемых ими образцов поведе­ния и обоснованных и справедливых требований и общаний тренерам и спортсменам. Это очень убедительно демонстриро­вал заслуженный тренер СССР С. М. Вайцеховский в период работы со сборной командой страны. Если он обещал что-то, то

332 Часть II. Практическая психология спорта

неукоснительно выполнял, а если требовал, то все подчинялись безропотно. Это был авторитетный руководитель спорта.

Обсуждаемая проблема весьма многопланова. Ее актуаль­ность и значимость не вызывает сомнений. Вопросы психологи­ческого обеспечения в спорте — вечные и злободневные вопросы спортивного воспитания и формирования личности спортсме­на во всем многообразии ее проявлений. Вся наша страна заря­жена сегодня прогрессивными идеями поиска более эффектив­ных путей и методов профессиональной деятельности в спорте высших достижений. Это касается и нас, работников спорта, тренеров, спортсменов. Спорт является одним из динамичных и очень напряженных видов человеческой деятельности. Он стремительно развивается ради блага человека и мира на Земле, подтверждением чему служат 153 национальных рекорда на прошедшем Чемпионате мира по плаванию в Мадриде и, очень жаль, ни одного рекорда СССР, — этот факт требует от нас не только размышлений, но и конкретных действий по совершен­ствованию подготовки членов сборной команды страны по плаванию к предстоящим международным соревнованиям.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Я сначала пишу предисловие, а книгу читаю потом, чтобы сохранить беспристрастность. Сидни Смит
ещё >>