Семинар по литературе в 9 классе "Золотой парус есенинской " - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лист код программного продукта: парус кадры 60; парус зарплата 76 8 1765.46kb.
Литература XX века (40-90-е гг.) Толстой алексей николаевич 8 1510.24kb.
Отель «Золотой лев» Расположение: Культурно-оздоровительный клуб... 1 48.27kb.
Рабочая программа по литературе в 6 классе 1 172.32kb.
Урок по литературе «Рассказ А. П. Чехова «О любви»» 1 87.03kb.
Семинар «Выделение ууд на конец обучения в первом классе» 1 49.46kb.
Урок по литературе в 11 классе «Сильней надежд мои воспоминанья»... 1 70.59kb.
Урок по литературе по программе Р. Н. Бунеева и Е. Бунеевой по творчеству А. 1 106.91kb.
Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе «Юный литературовед» 1 163.01kb.
Урок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе. Тема. 1 91.29kb.
Исследование по литературе в 9 классе по теме «А. С. Грибоедов: личность... 1 96.58kb.
Ведь пещера была рукотворна 12 1653.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Семинар по литературе в 9 классе "Золотой парус есенинской " - страница №1/1

Семинар по литературе в 9 классе "Золотой парус есенинской "лунности".

Цели семинара:

1. Исследование образа месяца, луны в творчестве С. Есенина.

2. Сравнение есенинских образов с подобными в русской поэзии и в фольклоре.

3. Воспитание интереса к слову, формирование умения видеть образность слова, его поэтическую многозначность.



Эпиграф:

«Так рядом с белым парусом Лермонтова, алыми парусами Грина встает перед нами золотой парус есенинской «лунности». В. Берестов.



Вопросы семинара:

1. Образы месяца, луны в творчестве русских поэтов - I группа учащихся.

2. Образы месяца, луны в творчестве С. Есенина - II группа учащихся.

3. Образы месяца, луны в русских загадках - III группа учащихся.

4. Выводы по итогам сравнения.

Вступительное слово учителя.

Луна, естественный спутник Земли, ночное светило, издавна притягивала взоры и умы людей к себе. В разных культурах у многих народов мы найдем мифы о Луне. В Месопотамии Луну именовали Син, это был отец Солнца, господин, устанавливающий день, месяц, год. Часто Сина изображали быком с рогами - полумесяцем.

В африканских мифах говорится о том, что Солнце борется с Луной, разит её своими острыми, как нож, лучами, оттого-то она и убывает.

В славянских мифах Месяц был супругом царицы Солнце. С началом зимы они расстаются и не встречаются друг с другом до весны. А весной они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были, что видели.

Этимологический словарь указывает, что и луна, и месяц - слова исконно русские. Луна означает «блестящая, светящаяся». А месяц восходит к индоевропейскому mes ( родственным считается мерить). Луна и месяц - слова -синонимы.

Конечно, поэты не могли не отразить в своем творчестве такой романтический образ.



1.Образы месяца, луны в творчестве русских поэтов.

А.С.Пушкин

  • Месяц ясный светит холодно...

  • Невидимкою луна

Освещает снег летучий...

  • Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печальный свет она.


  • Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

  • Зачем из облака выходишь,

Уединенная луна ,

И на подушки, сквозь окна,

Сиянье тусклое наводишь?

Явленьем пасмурным своим

Ты будишь грустные мечтанья,

Любви напрасные страданья

И строгим разумом моим

Чуть усыпленные желанья.



  • На небесах печальная луна

Встречается с весёлою зарёю,

Одна горит, другая холодна.

Заря блестит невестой молодою,

Луна пред ней, как мёртвая, бледна.

Так встретился, Эльвина, я с тобою.

В.А.Жуковский


  • Таинственно луна

Сквозь тонкий пар сияет.

И.С. Тургенев

  • На небе месяц золотой

Блестит холодной красотой

А.Н. Плещеев

  • Бледный луч луны пробирался

Сквозь таинственной листвы...

А.К. Толстой

  • Луна на меня из-за тучи

Смотрела, как будто в слезах...

И.С. Никитин

  • Месяца сиянье

Падает на лес...

  • Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдаёт.

  • И месяц огненный, безмолвный ночи друг,

Встаёт над ближнею горою.

  • Месяц светит сквозь сетку ветвей

Зажигает росу на траве.

И.З. Суриков

  • Смотрит с неба месяц бледный;

Точно серп стальной...

К.Д. Бальмонт

  • В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.


  • Когда луна сверкнет во мгле ночной

Своим серпом, блистательным и нежным,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.


  • Луна богата силою внушенья,

Вокруг нее всегда витает тайна.

Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,

Но этот призрак дышит не случайно».
Своим лучом, лучом бледно-зеленым,

Она ласкает, странно так волнуя,

И душу побуждает к долгим стонам

Влияньем рокового поцелуя.


Своим ущербом, смертью двухнедельной,

И новым полновластным воссияньем,

Она твердит о грусти не бесцельной,

О том, что свет нас ждет за умираньем.


Но нас маня надеждой незабвенной,

Сама она уснула в бледной дали,

Красавица тоски беспеременной,

Верховная владычица печали!



А.А. Блок

  • Полный месяц встал над лугом

Неизменным дивным кругом,

Светит и молчит.



И.А. Бунин.

  • Неподвижно застыли их ветки.

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.


  • Высоко полный месяц стоит

В небесах на туманной землёй ,

Бледным светом поля серебрит,

Напоенные белою мглой.


  • Нарядился месяц молодой.

Робко он весенними зорями

Светит над зеркальною водой,

По садам сияя меж ветвей.

Вывод: «Луна, месяц в данных примерах-холодное светило, используется не только прямое значение «не дающее света», но и переносное «бессердечное, равнодушное». Лунный пейзаж сопровождается печалью, грустью, тоской. Другой образ ночного светила - таинственный, наделенной холодной красотой, романтичный.

Из ряда этих примеров выпадают 4 (см.ниже). В них месяц-персонаж одушевленный, вызывающий симпатию, близкий к фольклору. Оно и понятно: для И. Сурикова были характерны народные традиции, а Пушкин А.С. и Ершов П. употребляют его в сказках. Пожалуй, удивил нас Лермонтов. От него можно было ожидать романтический образ, а в данном стихотворении он отражает крестьянское представление о луне.



И.Суриков

  • Ходит над дорогой,

Над селом родным,

Месяц светлорогий

Сторожем ночным.

П. Ершов


  • Здравствуй, Месяц Месяцович! Я - Иванушка Петрович.

А.С. Пушкин

  • Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

М.Ю. Лермонтов


  • Посреди небесных тел

Лик луны туманный:

Как он кругл и как он бел,

Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах

Путь проходит млечный:

Видно, там, на небесах

Масленица вечно!

2. Образы месяца и луны в творчестве С. Есенина.

- Через прясла и овины кажет месяц белый рог…

- Коромыслом серп двурогий плавно по небу скользит.

- Мордой месяца сено жевать…

- Небо сметаной обмазано, месяц как сырный кусок.

- Месяц синим рогом тучи прободил...



  • Чистит месяц в соломенной крыше окаймлённые синью рога...

  • Прячет месяц за овинами желтый лик от солнца ярого.

  • Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве.

  • Лошадиную морду месяца схватит за узду лучей.

  • Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани.

  • Как желтый медведь, в мокрой траве ворочается.

  • Над Волгой месяц склонит лик попить воды.

  • Не пора ль перестать луне в небесах облака лакать?

  • Когда над рощею ощенится златым щенком луна.

  • Показался ей месяц над хатой одним из её щенков.

  • Золотой лягушкой луна распласталась на тихой воде.

  • Осенью медвежонок смотрит на луну, как на вьющийся в ветре лист.

  • И спокойно светит вместо месяца отразившийся на облаке тюлень.

  • Ковригой хлебною под сводом надломлена твоя луна.

  • Время -мельница с крылом опускает за селом

Месяц маятником в рожь лишь часов незримый дождь.

  • Месяц. Всадник унылый, уронил повода

  • Вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры.

  • В две луны зажгу над бездной незакатные глаза.

Вывод: «Образы месяца, луны разнообразны и необычны. Можно выделить 3 закономерности: 1) месяц как животное (ягненок, жеребенок, медведь, лягушка, щенок, корова и т.п.), 2) месяц как предмет крестьянского быта (ковш, серп), 3) месяц как человек, волшебный персонаж. Откуда подобное творчество? Не случайно С. Есенин называл себя «поэтом деревни». Все это образы именно оттуда: из крестьянской мифологии, жизни. Образы луны, месяца у С. Есенина добрые, нежные, трогательные, беззащитные, наивно- детские, ласковые. Очень живописны, оригинальны, легко представляемы, как живая картинка».

3. Образы месяца, луны в русских загадках.

  1. 13 раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается.

    1. Деревни, города спят, один бабай не спит.

    2. Светит, а не греет.

    3. Ночью ходит, а днем спит.

    4. Молодой был - молодцом глядел, под старость устал, меркнуть стал.

    5. Посреди болота лежит кусок золота.

    6. На воротах-воротах лежит гурка золота.

    7. Золотая кубышка на море не тонет и в огне не горит.

    8. Погляжу в окошко- висит лукошко.

    9. То ли блин, то полблина, то та, то эта сторона.

  2. У дедушки над двором стоит кринка с молоком.

  1. Как за нашим за двором висит ватрушка с творогом.

  2. По всей сковородке оладьи, посередке каравай.

  3. На поле итальянском много скота беля некого; один - пастушок - как налитая ягодка.

  4. По высокой дороге идет бычок круторогий.

  5. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают - достать не могут.

  6. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

18. Белоголовая корова в подворотню смотрит.

19. Без головы, а с рогами.

20. На поляне синей пасется конь сивый.

Вывод: «В загадках подчеркивается золотой цвет месяца, часто он выступает в образе пастуха звезд, домашних животных (коровы, коня), предметов сельского быта (блин, крынка, ватрушка, каравай и т.п.), сказочных персонажей (бабай, молодец). Исходя из того, что загадки предназначались детям, то очевиден игривый, наглядный образ луны, месяца».

4.Итоги семинара.

Учащиеся делают вывод о том, что образы луны, месяца у С. Есенина ближе к традициям фольклорным, нежели к традициям русской поэзии, что образы эти удивительны по своему характеру, неповторимы. Кто-то высказался о «кинематографичности» образов луны, месяца у С. Есенина (легко срежиссировать картинку, мультфильм).



Заключительное слово учителя:

«Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан. Он и стихи свои писал сказочными способами, то как из карт раскладывал пасьянсы из слов, то записывал их кровью сердца. Самое драгоценное в нем - образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданный с ошеломляющей свежестью. Как она далась ему в детстве»,- говорил Тынянов. «О чем бы ни писал С. Есенин - о любви, о России, о деревне, о матери - он всегда успевал рассказать какую-нибудь сказку: то про маленького кленёночка, то про девушку - березку, то про розового коня молодости. В сущности это намек на сказку, одна-две строки, поэтический образ, способный задеть и пробудить воображение. Есенин сочинял сказки, в которых говорил обо всем. За сказками, которыми переполнена поэзия Есенина, стоит не только его юность, но и тысячелетняя народная культура, которую он сделал еще богаче», - писал В. Берестов.




В наши дни обеление совершается преимущественно с помощью чернил. Джордж Прентис
ещё >>