Семинар «Качественная журналистика и новые медиаформаты» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар преподавателей французского языка XIV всероссийский семинар... 1 126.99kb.
Распределение слушателей по курсам журналистика 1 13.61kb.
Программа «3D» «Телевизионная журналистика» Смирнова Карина Александровна... 1 9.69kb.
Журналистика в этнокультурном взаимодействии 4 курс, дневное отделение... 1 8.28kb.
Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по журналистике... 1 71.69kb.
Семинар «Политические модели зарубежных медиасистем» 1 7.71kb.
Журналистика 1 225.57kb.
Таджикская журналистика в период культурной революции (1929-1940 гг. 3 744.49kb.
Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ для студентов... 4 706.7kb.
Семинар по организации процесса продаж по, семинар по обеспечению... 1 48.8kb.
Мистического 1 44.91kb.
Научно-информационный материал 1 189.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Семинар «Качественная журналистика и новые медиаформаты» - страница №1/1

Бодрунова Светлана Сергеевна,

канд.полит.наук, доцент

Осадчая Екатерина Владимировна,

старший преподаватель

Кафедра медиадизайна и информационных технологий

Журналистика, очно-заочная форма, 3 курс

6 семестр

2013-2014 уч. г.


КАЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И НОВЫЕ МЕДИАФОРМАТЫ
Спецсеминар
Спецсеминар «Качественная журналистика и новые медиаформаты» посвящен вопросам сохранения журналистского стандарта в сборе, обработке и доставке новостной и комментативной информации в новых медийных средах и форматах (web 2.0 – блогосфера, проекты гражданской журналистики, социальные медиа, социальные сети).

Теоретическое занятие посвящено анализу современных подходов в сфере исследования новых медиа. Студенты знакомятся с новыми парадигмами в оценке понятий «медиа» («СМИ», «массмедиа», «новые медиа», «журналистика»), «содержание/контент», «журналист/редактор» и др. Обзорная лекция по современной иконической и комплементарной журналистике позволяет познакомить студентов с новыми форматами современного производства медиаконтента и определить место социальной и гражданской журналистики в современных национальных медиасистемах и глобальной медиасистеме.

Практические занятия по дисциплине разбиты на два блока: аналитический и собственно практический (тренинговый). Аналитическая часть посвящена углубленному ознакомлению студентов с лучшей современной практикой в сфере блог-журналистики и ее жанров, расследовательской журналистики в сети, краудфанд-проектов, проектов агрегации контента, пользовательского контента на порталах традиционных СМИ, медиапроектов в социальных сетях, дата-журналистики и т.д. Изучение практики предполагается в проблемном разрезе (социальное и политическое влияние новых форм коммуникации, вопросы авторского права, достоверность сведений и децентрация коммуникатора, контроль и дерегулирование Интернета, экстремизм и свободы личности в сети, преследование гражданских журналистов, вопросы приватности/публичности и другие социальные разломы и их экстраполяция на сетевое общество, деонтология в сети и др.). Будут затронуты также вопросы трансформации медиарынка под влиянием медиаконвергенции с точки зрения расширения редакторских практик путем использования механизмов Web 2.0 и 3.0.

Особое внимание в аналитическом модуле будет уделено студенческим презентациям. Лучшие из них будет рекомендовано доработать до статей и представить к публикации.

Практические занятия по дисциплине (тренинги) будут посвящены освоению приемов блог-журналистики и digital publishing (индивидуальные и групповые мини-проекты), в том числе pdf-изданиям. Задания по практическому модулю спецсеминара включаются в профессиональное досье студента.

Семинар особо рекомендуется для студентов с высоким уровнем знания иностранных языков.



Список основных авторских публикаций по теме спецкурса

(С. С. Бодрунова)
Главы в монографиях и учебных пособиях


  1. (с Е.Озеровой) (глава) СМИ Великобритании в XXI веке // Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учеб. пос. / Под ред. Пую А.С. СПб: Издательство СПбГУ, 2010. С. 10 – 110.

  2. Современные массмедиа Италии: многообразие периодики и конфликт телеинтересов (глава) // Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учеб. пос. / Под ред. Пую А.С. СПб: Издательство СПбГУ, 2010. С. 214 – 303.

  3. Типологизация прессы Великобритании: теория и практика // Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под. науч. ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. С. 182-192.

  4. Типологические модели в медиалогии итальянской прессы // Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под. науч. ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. С. 206-215.


Статьи и тезисы


  1. (с А. И. Распопиной) Альтернативный медиапроект: особенности контента (сравнительный анализ телепроектов журналов США «The New Yorker» и «Vice») // Мировые тенденции медиасферы: Сборник статей по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки - 2011». СПб, 2012. С. 177-196.

  2. Блоги и сетевая журналистика // Практическая журналистика сегодня: материалы к международному форуму работников зарубежных русскоязычных средств массовой информации. СПб., 2010. С. 17–37.

  3. Газетный рынок Великобритании: типология современной газеты под влиянием мирового кризиса прессы // Вестник Совета молодых ученых СПбГУ. 2010. №1. С. 32–42.

  4. Газетный рынок Италии в начале XXI века: причины кризиса и потенциал модернизации газет // Мировые тенденции медиасферы: сб. статей по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки – 2010» / Под ред. Бодруновой С. С. СПб., 2010. С. 96–118.

  5. Иконическая журналистика как концепт и жанровая система // СМИ глазами молодых исследователей – 2012: сб. статей. М.: МГУ, 2012. (в печати)

  6. Экономика итальянских ежедневных газет в Интернете: кризис 2002 года и его преодоление // СМИ в современном мире. Молодые исследователи. Тезисы VII межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2008. С.194-195.


План лекционных занятий
Занятие 1. Технологизация и глобализация коммуникации и их последствия для медиасистемы: краткий обзор. Медиаконвергенция: основные принципы. Комплементарная и иконическая журналистика как новые типы журналистского производства. Трансформация редакционной практики: постановка вопроса.
План практических занятий
Занятие 2. Прогнозы на развитие медиасистемы и Интернета. Web 2.0 и 3.0. Семантический веб и взаимодействие «человек – интерфейс» в среднесрочной перспективе.

Занятие 3. Новые медиа как кластер медиасистемы. Трансформация традиционной типологизации. «СМИ», «массмедиа», «новые медиа», «журналистика», «содержание», «контент», «журналист», «редактор» и другие термины в новых условиях медиарынка.

Занятие 4. Трансформация традиционных СМИ под влиянием новых медиапрактик: три фактора развития современной газеты. Новые возможности редакционной организации с участием пользовательского контента (UGC). Иные способы ориентации редакционного контента на web 2.0. Монетизация редакционной работы с пользовательским контентом: принципы викиномики и теория длинного шлейфа.

Занятие 5. Блогосфера и ее изучение. Тематика в блогосфере: волны распространения новостей. Новостная практика в блогосфере. GoogleWave как попытка ручной организации вол

Занятие 6. Самостоятельные новостные проекты пользовательского контента. Агрегация. OhMyNews, Global Voices, Indymedia и другие инициативы. Политическая роль проектов пользовательского контента.

Занятие 7. Новые жанры в качественной журналистике: комплементарная и иконическая журналистика. «Живой блоггинг» как жанр. Интерактивы. Дата-журналистика.

Занятие 8. Социальные сети и сетевая коммуникация: принципы социальной коммуникации в XXI веке. Социальные сети и политическая мобилизация: сценарии устойчивых демократий, «Арабской весны» и стран постсоветского блока.

Занятие 9-11. Современные технологии издания от Adobe. Практика по digital publishing. Групповой проект.

Занятие 12-14. Практика по digital publishing. Индивидуальный проект.

Занятие 15. Курсовая работа: выполнение pdf-проекта или написание исследовательской работы.
Темы курсовых работ

  1. Подходы к оценке Web 2.0.

  2. Ступени развития Веба. Роль семантической паутины в определении вектора развития современной веб-среды.

  3. Новые медиа и социальные медиа: определения и современные подходы.

  4. Экономика сетевых проектов: современные теории. Викиномика и теория длинного шлейфа.

  5. Блог-журналистика как феномен. Современная практика блог-журналистики.

  6. Блог и блог-сообщество на портале традиционного СМИ: функции и назначение.

  7. Современные проекты пользовательской журналистики.

  8. Журналистика под влиянием блоггинга. Стандарт новости в проектах, созданных под влиянием блог-стандарта.

  9. Блогосфера и политика. Политическая роль блогов.

  10. Новые жанры в современной журналистике.

  11. Пограничные виды медиа: социальные сети и их «медийность».

  12. Геосоциальность как современная тенденция.

  13. Прогнозирование развития СМИ.

  14. Политическая роль социальных медиа и медиапродуктов: российский и мировой опыт.


Критерии оценки курсовой работы
Форма текущего контроля по спецсеминару - дифференцированный зачет по курсовой работе / курсовому проекту.

Оценка «отлично» ставится за курсовую работу 25-30 стандартных страниц, оформленную по требованиям ВШЖиМК, сданную вовремя и раскрывшую полностью заявленную тематику в процессе защиты курсовой работы.

Оценка «хорошо» ставится за курсовую работу 25-30 стандартных страниц, оформленную по требованиям ВШЖиМК, сданную вовремя и раскрывшую полностью заявленную тематику в процессе защиты курсовой работы, однако имеющую недостатки в оформлении или недостаточную степень проработанности тематики.

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда курсовая работа представлена с нарушениями формальных требований по объему, структуре, оформлению работы / за пределами установленного срока / по теме, заранее не согласованной с преподавателем / с иными грубыми нарушениями в процедуре подготовки, сдачи и защиты текста.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда курсовая работа не соответствует формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к курсовым работам по правилам обучения в СПбГУ, регламенту обучения в ВШЖиМК и со стороны преподавателя(-лей) дисциплины, а также если работа не представлена в установленные сроки без уважительной причины.

Аналогичные требования по качеству, срокам сдачи и защите предъявляются к курсовому проекту.


Список основной литературы

  1. Газетный рынок Великобритании: типология современной газеты под влиянием мирового кризиса прессы // Вестник Совета молодых ученых СПбГУ. 2010. №1. С. 32–42.

  2. Газетный рынок Италии в начале XXI века: причины кризиса и потенциал модернизации газет // Мировые тенденции медиасферы: сб. ст. по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки – 2010» / Под ред. Бодруновой С. С. СПб., 2010. С. 96–118.

  3. Иконическая журналистика как концепт и жанровая система // СМИ глазами молодых исследователей – 2012: сб. статей. М.: МГУ, 2012. (в печати)

  4. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учебное пособие / под ред. А.С. Пую. СПб., 2010.

  5. Anderson C. The Long Tail: Why The Future of Business is Selling Less of More. New York, 2006.

  6. Tapscott D., Williams A.D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. New York, 2006.

  7. M. Castells, ‘Communication, Power and Counter-power in the Network Society’, in International Journal of Communication, 2007, 1, pp. 238-66.

  8. M. Gladwell, ‘Small Change. Why the Revolution Will Not Be Tweeted’, in The New Yorker, 4 October 2010. Online. Available HTTP: (accessed 5 August 2012).

  9. Демина И.Е. Маркетинг в деятельности СМИ. – Иркутск, Изд-во ИГЭА, 1999

  10. Исследования, разработка продукта и его продвижение на рынок: факторы успеха. Опыт ирландской газеты Star. – World Association of Newspapers, серия «Газетные стратегии», М., ГИПП, 2002

  11. Как измерить работу редакции. Отчет о стратегии Всемирной газетной ассоциации. – М.: ГИПП, 2002

  12. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. – СПб., Питер, 2002

  13. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире – М.: Едиториал УРСС, 2003

  14. Создание бренда, ведущего к росту аудитории. Тезисы выступления на съезде NAA, 30 апреля 2002 г. The Readership Institute, NAA, ASNE The Media Management Center

  15. Статт Д. Психология потребителя – СПб.: Питер, 2003

  16. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М.: Институт социологии РАН, 2001.

  17. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб., Питер, 2003

  18. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

  19. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. – М.: Аспект Пресс, 2004

  20. Фомичева И.Д. Социология СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2007

  21. Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. – М.: РИП-Холдинг, 2004

  22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет. - 2001

  23. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб., Питер, 2003

  24. Clark R.-P. Writing Tools: Fifty Essential Strategies for Every Writer. – NY., 2006

  25. McQuail D. Mass Communication Theory – London, 2002

  26. Newspaper Content. What makes readers more satisfied. Readership Institute. Media Management Center at Northwestern University. June 2001.

Список дополнительной литературы

  1. Идлис Ю. Рунет: сотворенные кумиры. М., 2010.

  2. Adam S., Pfetsch B. Media Agenda Building in Online and Offline Media – Comparing Issues and Countries, paper presented at the 6th ECPR General Conference, University of Iceland, Reykjavik, August 2011.

  3. Bovt G. Internet Media in Russia: A Virtual Duplication of Reality, in C. Marsh and K. Gvosdev (eds) Civil Society and the Search for Justice in Russia, Lanham, MD: Lexington Books, 2002, pp. 96-104.

  4. Chadwick A. ‘The Hybrid Media System’, paper presented at the European Consortium for Political Research (ECPR) General Conference, Reykjavik, Iceland, August 2011. Online. Available HTTP: (accessed 30 September 2012).

  5. Deep secrets of successful blogging // Chitica Inc. URL: http://chitica.com/crm/BlogBash.pdf.

  6. Fossato F. ‘The Web That Failed: How the Russian State Co-opted a Growing Internet’, in Social Movements and the State in Russia: Russian analytical digest, 2008, 50, pp. 12–5;

  7. Gabowitch M. ‘Social media, mobilization and protest slogans in Moscow and beyond’, in Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, 2012, 7, pp. 213-25. Online. Available HTTP: <http://www.digitalicons.org/issue07/reports-and-commentaries-07/> (accessed 12 September, 2012).

  8. Gorny E. ‘Understanding the Real Impact of Russian Blogs’, in Russian Analytical Digest, 2009, #69, pp. 7–11. Online. Available HTTP: <http://www.laender-analysen.de/russland/rad/pdf/Russian_Analytical_Digest_69.pdf> (accessed 28 September 2012).

  9. Kuchins C. Alternative Futures for Russia to 2017, Washington, DC: Center for Strategic and International Studies, 2007. Online. Available HTTP: <http://csis.org/files/media/csis/pubs/071214-russia_2017-web.pdf> (accessed 5 September 2012).

  10. Marcus A. ‘The Internet and Democratization: The Development of Russian Internet Policy’, in Demokratizatsiya, 2004, 12(4), pp. 607-27;

  11. Schmidt H., Teubener K. (Counter)Public Sphere(s)on the Russian Internet, in H Schmidt, K. Teubener and N. Konradova (eds), Control+Shift: Public and Private Usages of the Russian Internet, Norderstedt: BOD Verlag, 2006.

  12. The Handbook for Bloggers and Cyber-dissidents // Reporters Without Borders. 2005.







Все в руках человека, а человек в руках женщины. Александр Фюрстенберг
ещё >>