Село безводное - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Маршрут №177 Путешествие в страну Беловодье 1 75.89kb.
Общая характеристика муниципального образования 1 105.12kb.
Село Верх-Парзи – моя малая родина 4 759.09kb.
Закон Камчатского края Об упразднении сельского поселения "село Корф"... 1 23.57kb.
Село «красное колено» 1 120.16kb.
И. О. Главы администрации мо «Село Ушакова» 1 102.09kb.
Гражданской обороны муниципального образования «село трудфронт» 1 307.47kb.
Литература : Книга Моё село Пыркин А. А. с. Кошки-Новотимбаево 2013г. 1 48.54kb.
Действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного... 1 304.95kb.
«Книга Памяти» т. 4, ст 1 208.08kb.
Учредителем предприятия является Администрация мо «Село Чаган» 1 9.58kb.
Кустарно-промышленная политика и ее реализация в последней трети... 1 323.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Село безводное - страница №1/1

НИЖЕГОРОДСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

СЕЛО БЕЗВОДНОЕ.







НИЖЕГОРОДСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, СЕЛО БЕЗВОДНОЕ.

СЕЛО БЕЗВОДНОЕ. РУБАХА.











Выступление "Ивушки" - "Традиционный нижегородский народный костюм


Русский народный женский костюм Нижегородского края


Русский народный женский костюм северных районов Нижегородского края состоял из сарафанного комплекса (сарафан и епанечка). На юге носили панёвы одетые на рубаху. Одежда украшалась кружевами и вышивкой. Вышивка - растительные орнаменты, реже изображения птиц и животных выполнялись гладью, крестом, тамбурным швом. На рубахе вышивкой покрывали рукава, манжеты, грудь, а сарафаны впереди вертикальной







полосой и по подолу. Праздничные епанечки простегивали золотыми или серебряными нитями, покрывали шелком.

Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству. Замужние женщины, проживавшие в северных районах Нижегородского края в праздничные дни надевали кокошники или повои. На юге области предпочитали сороки и кички. Головные уборы украшались жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями. В будние дни женщины носили платки. Девушки надевали на голову повязки или атласные ленты.

Повседневная обувь - лапти. Зажиточные крестьянки носили коты (башмаки с суконной белой или красной оторочкой и завязками).

Познакомиться с историей русского женского народного костюма можно в музее истории художественных промыслов Нижегородской области.











Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Макарьевский уезд. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области




Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Ветлужский уезд. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области, г.Н.Новгород.


Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Сергачский и Ардатовский уезды. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области, г.Н.Новгород


Русский народный женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области, г.Н.Новгорода.


Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Арзамасский уезд. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области.

Нижегородский народный костюм


Нижегородский костюм с сарафаном

Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Это объясняется географическим расположением Нижегородской губернии.

На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.

Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь.

Низ рукавов белой рубахи декорирован также белым шитьем.

Сарафан из шелка голубого цвета заткан пестрыми букетами цветов. По низу сарафана нашита золотая бахрома. Подкладка сарафана выполнена из коленкора серого цвета.

Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном нижняя часть рукавов, низ сарафана.

«Холодник» вышит золотом. Отделка — бахрома и золотое шитье. Орнаментальные мотивы — цветы, листья, вазы, банты. Подкладка — кумач. Стеган на вате.

Нашейное украшение — лента красного цвета, на которую нашиты белый бисер и пять крупных стекол и пуговиц, спереди спускается фестон из нитей белого цвета.

Головная повязка — девичья лента, выполненная из полоски галуна, на которую нашиты три фестона из бус, фольги и стекол; спадающие сзади концы — из штофа малинового цвета. Сверху повязки мог быть накинут платок, закалываемый под подбородком.

В прохладную погоду костюм дополнялся сшитой из малинового штофа душегреей с рукавами.

Обувь — кожаные ботинки на шнуровке.

Костюм построен на сочетании холодных цветов. Для него характерно богатство фактур и цвета фабричных тканей в сочетании с искусно выполненной вышивкой.

Пластичность, сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.

Нижегородский костюм с поневой и передником

Костюм включает кофту, поневу, чулки, обувь, передник, головной убор, к нему часто добавлялись нашейные украшения.

Кофта из красного сатина с длинными рукавами, с оборкой по низу (носится кофта навыпуск), отделка цветной лентой, кружевом, бисером.

Понева красная. Чулки вязаные, орнаментированные. Кожаные женские праздничные туфли («коты») отделаны вышивкой, каблук низкий. Головной убор дополнен спадающими сзади цветными лентами и позатыльником.

Передник был неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма. В повседневном костюме он имел утилитарное назначение — при работе защищал одежду от загрязнения, а к праздничному костюму являлся обязательным дополнением. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана.

Из всего разнообразия передников выделяют два типа конструкций. На рисунке с учетом способа надевания, крепления на фигуре — туникообразный. У него цельное переднее полотнище и распашная спинка. Такой передник обычно являлся составным элементом костюма поневного комплекса. Праздничный передник из красного ситца с лифом на бретелях, обильно отделан цветными лентами, полосками цветных тканей и кружевным машинным шитьем.

Буйство красок и фактур материалов отличает этот костюм, которому нет похожих ни в одном регионе России.



Впервые попадая на традиционный праздник, в первую очередь обращают внимание на то, что их окружает: интерьеры и экстерьеры домов, отдельные предметы, связанные с бытом людей, живших еще пару веков назад, и конечно на традиционную одежду.

Давно известно, что одежда, которую носит человек, оказывает на него влияние: на его настроение, самочувствие, и даже на походку. Традиционная одежда влияет абсолютно также, если не сильнее. Изменяется даже выражение лица.


Крой, сборка, ткачество, вышивка, вязание крючком, бисероплетение, золотное шитье – вот краткий перечень техник, которыми приходится овладевать в процессе изготовления того или иного элемента традиционной одежды. А вы знаете, что большинство элементов традиционной одежды раскраиваются по прямым линиям? Многочисленные сборки сарафанов и рубах (как женских, так и мужских) скрывают этот факт.

Традиционный костюм Нижегородской области довольно многообразен. Население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило костюмы, подобные костюмам северных губерний. Величественный, массивный, объемный сарафан – косоклинник, заставляющий выпрямиться даже самую сутулую спину, золотом расшитые платки и епанички (душегреи), женские и девичьи головные уборы, унизанные жемчугом, - вот характерные черты образов традиционной женской одежды данной территории.





г. Горбатов Павловского района Нижегородской области
- девичья повязка с «покровом» («Покров» является знаком, что девушка просватана);
- шейное украшение «ряска»;
- поликовая рубаха из батиста с рукавами-фонариками и со сборкой, отороченной кружевами;
- епанечка (душегрея), одетая по городской мещанской моде XIX века ниже груди;
- круглый сарафан-юбка (без грудки), отороченный по подолу золотой бахромой.
Такой костюм являлся праздничным. Иногда его изготавливали специально для свадьбы.

На севере области – левобережье Волги – костюмный комплекс оставался в принципе тем же, но был более строг и скромен. Здесь жили бежавшие в заволжские леса ещё со времен царя Алексея Михайловича старообрядцы. Земля этих мест отнюдь не плодородная, население здесь жило, несмотря на трудолюбие много беднее, но свято чтили традиции и старые порядки. Характерный образ русской красавицы этих мест - темный стройный силуэт, расширяющийся книзу благодаря косоклинному сарафану и платку, вышитому золотом по черному фону, одетому «на растото».


Прямая противоположность – костюм правобережья, юга области. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы местных жительниц, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны здесь, даже косоклинники, много короче северных. Цветовая гамма самая разнообразная и пестрая. Излюбленное сочетание цветов – малиновый, алый, оранжевый, фиолетовый, изумрудно-зеленый. В отделках много букетных и позументных лент, плиссированных складок, белых кружев.



Косоклинники правобережья Нижегородской области

Но особенно среди всего этого разноцветья выделяется костюм села Чернуха Арзамасского уезда, имевший массу золотошвейных фрагментов. Это и золотом вышитые вставки – «мышки» а красных шелковых рукавах, и расшитые золотом грудки косоклинных, плиссированных сарафанов с несколькими рядами золотой бахромы по подолу, и золотошвейные головные уборы – «сороки», и покрывавшие все это великолепие золотошвейные платки и передники с золотой бахромой и кружевом. Обычно такую «диковинную обряду» заказывали шить мастерицам золотошвейкам, работавшим при монастырях.





с. Чернуха Арзамасского района Нижегородской области.
- женский золотошвейный головной убор «сорока»;
- шёлковая поликовая рубха с золотошвейными «мышками» на рукавах;
- нагрудное украшение замужней женщины «борода» (многометровая золотая бахрома);
- сарафан-косоклинник из шелка с золотой бахромой по подолу;
- фартук шелковый с отделкой золотой бахромой, золотым кружевом по подолу и груди;
- пояс полутканый (шелк, позумент) с золотошвейными концами.

Есть на юге Нижегородской области и панёвный комплекс, правда, в одном единственном селе - Полховском Майдане Вознесенского района. В костюме этого села много ярких цветов, но преобладает красный. Понева в клетку, рубаха-кофта с растительным орнаментом набивного ситца и яркими лентами, пришитыми по швам, головной убор – сорока с наушными пушками, пестрые чулки, широкий пояс, тканный на дощечках из ярких шерстяных ниток, кожаные коты – все эти элементы делают костюм оригинальным и неповторимым .






с. Суморьево Вознесенского района Нижегородской области.
- женский головной убор «сорока»;
- наушные украшения «пушки»;
- кофта поликовая с отделкой букетными лентами;
- сарафан-косоклинник плиссированный;
- фартук с кружевом, вязанным крючком;
- чулки (гольфы), вязанные из цветных шерстяных ниток.

 

Вознесенская сорока – это сложный головной убор, состоящий из нескольких элементов: нижней кички («лопатка», «волосник»), собственно «сороки» - мягкой шапочки со златошвейным очельем, «хвостом» и боковыми завязками-«крыльями», и «позатыльника» с бисерной сеткой.



Позатыльник имеет форму трапециевидной ленты со скошенными сверху углами и завязками из ткани, пришитыми к нижним концам.

 Сорока; с. Криуша

 Сорока представляет собой чехол на кичку-лопатку и повторяет её очертания, дополненная «крыльями» и «хвостом». Она шьётся из двух полос ткани: более широкая ложится ото лба до затылка сверху и немного свисает сзади. Вторая - сшита с ней кромками: вышитой золотом центральной частью (очельем) спереди надо лбом и боковыми (крыльями) по сторонам.

 Сорока с «хвостом» из лент

 Завязки, пришитые к крыльям, закрепляются под задней частью – хвостом, который продолжается пришитыми длинными лентами или тканой тесьмой.

В коллекции С.А. Глебушкина три атласные ленты на жёстком прямоугольном основании крепятся к хвосту сзади при помощи подвески жёлтого металла (4; с.127). Обычно ленты пришиваются к украшенному заднему краю сороки.



 

Сорока с антропоморфными крылатыми изображениями на золотной вышивке, с хвостом -  тканым «пояском»;

 р. п. Вознесенское




Перечисляя то, что нам нужно для счастья, мы нередко забываем добавить себя. Лешек Кумор
ещё >>