Сельские усадьбы князя Д. М. Пожарского во Владимирском крае (с. 42 – 44) Князья Пожарские принадлежали к одной из ветвей рода удель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Великие и удельные Князья Владимирские и Московские XIII xvi вв. 1 33.58kb.
Добринский край и князья Голицыны 1 45.17kb.
Т. А. Алексеева Государственный комплекс «Дворец конгрессов» 3 474.92kb.
Реферат «Великие и удельные князья в монгольский период» 1 206.07kb.
Путешествие двадцатилетних Поездка великих князей Дома Романовых... 1 242.91kb.
Москва как центр новой государственности 1 Мудрая политика московских... 6 966.96kb.
Информация Кто может принять участие в олимпиаде «Музеи. Парки. 1 36.42kb.
Дмитрий Пожарский и Василева Слобода «Интерес к прошлому – это забота... 1 100.57kb.
Апология Аугсбургского Вероисповедания Филипп Меланхтон приветствует... 16 3927.36kb.
Нашествие на Русь 1 32.7kb.
Строительные жертвы во Владимире? Новые данные о языческих культах... 1 237.59kb.
Ключи к ответам 7 класс 1 134.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сельские усадьбы князя Д. М. Пожарского во Владимирском крае (с. 42 – 44) Князья - страница №1/1

М.А. Барашев, г. Владимир
Сельские усадьбы князя Д.М. Пожарского

во Владимирском крае
(с. 42 – 44)
Князья Пожарские принадлежали к одной из ветвей рода удельных князей Стародубских. Они считались людьми «захудавшими» и вплоть до начала XVII в. не играли заметной роли в управлении Московским государством. Во Владимирском крае им принадлежала крупная вотчина «Пожар» с господской усадьбой в сельце Троицком (ныне село Троицко-Никольское), расположенная к югу от села Рождественно (ныне г. Ковров) по реке Нерехте. Около 1440 г. князь Д.В. Пожарский обменял ее на мугреевскую вотчину своего двоюродного брата князя Д.И. Ряполовского. Однако, уже в начале XVI в. Пожарские вернули себе старинную родовую вотчину «Пожар». После смерти родителей обе эти вотчины унаследовал князь Дмитрий Михайлович Пожарский (15781642). Писцовые книги 16361638 гг. отмечают: «В Стародубо-Ряполовском стану за боярином кн. Дм. Мих. Пожарским родовая вотчина село Волосынино Мугреево, к нему припущен починок Медведково, в селе церковь Николая Чудотворца древяна вверх шатровая с приделами в честь Ильи пророка, св. бл. кн. Бориса и Глеба, Никиты Столпника, Переславского чудотворца и св. муч. Луппа, другая теплая церковь во имя Живоначальныя Троицы с приделами св. Алексея, митрополита Московского, и преп. Сергея Радонежского, а в церкви образы и свечи, и книги и всякое церковное строение вотчинниково, при церкви два попа, два диакона, 1 дьячек, 1 пономарь, просвирница, 6 дворов нищих и 2 двора бобылей, питающихся от церкви Божьей. В селе двор вотчинников кн. Д.М. Пожарского, 2 двора людских и два двора служних». Всего же в княжеской вотчине насчитывалось село, приселок, 30 деревень, 2 починка, 21 пустошь с населением в 47 крестьянских, 68 бобыльских и 9 «лютцких» дворов1.

За свои заслуги перед Отечеством в Смутное время князь Д.М. Пожарский был пожалован землями в Коломенском, Тверском, Московском и Нижегородском уездах, превратившись в одного из богатейших феодальных землевладельцев России. В 1638 году за ним числилось 1422 крестьянских двора. Крупные вотчины и поместья Дмитрий Михайлович получил и во Владимирском крае. В 1610 году ему были даны царем Василием Шуйским вотчины в Суздальском уезде: в селе Нижний Ландех, где значились село, пустошь, 36 деревень и 9 починков, в которых имелось 76 крестьянских и 89 бобыльских дворов, а в селе «двор вотчинников»; в селе Верхний Ландех, куда входили село, 45 деревень, 22 починка и 23 пустоши с 93 крестьянскими и 117 бобыльскими 42 дворами; а также село Пестяки с деревнями и починками и часть Холуйской слободы с 2 «дворами вотчинниками», 23 крестьянскими и 24 нетягловыми бобыльскими дворами, соляными варницами и кабаком. В 1620 году царь Михаил Федорович своим указом перевел поместье в селе Мыт Гороховецкого уезда в вотчину за заслуги князя в обороне Москвы от войск польского «королевича» Владислава. В этой вотчине значились село, Затаиховская слободка, 16 деревень и 3 починка с 63 «лютцкими», 21 непашенными бобыльскими, 36 крестьянскими и 49 бобыльскими дворами 2. Кроме того, во Владимирском крае Д.М. Пожарскому принадлежали села Тюково, Якимово и Сакулино (Брусна) с деревнями, а также сельцо Бодалово Юрьевского уезда, где имелась господская усадьба со скотным двором и 6 дворами холопов3.

Особое место среди царских пожалований занимает поместье в селе Лучинском с деревнями и пустошами Юрьевского (или Суздальского) уезда, позднее купленное князем в вотчину. В 16451647 гг. в этой вотчине значились двор приказчика, 38 крестьянских дворов с 88 душами мужского пола и 19 бобыльских дворов с 36 душами4, а также Христорождественский храм с четырьмя престолами в честь Рождества Христова, Софии Премудрости Божьей, архангела Михаила и Николая Чудотворца, о котором в книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. сказано: «церковь Рождество Христово в селе Лучинском в вотчине князя Дмитрия Михайловича Пожарского дани девять алтын две денги десятильнича гривна. 162 г. а по новому дозору дани положено 2 рубля 28 алтын 5 ден., заезда гривна»5.

Господская усадьба в селе Лучинском с 3 дворами «лютцкими», конюшенным и скотным дворами была, вероятно, выстроена еще при Д.М. Пожарском и оставалась во владении его наследников вплоть до 1684 г., когда со смертью внука князя Юрия Ивановича Пожарского род пресекся. В фонде Поместного приказа РГАДА6 сохранился чертеж миниатюра этой усадьбы, датируемый концом XVII началом XVIII вв. (впервые опубликован Ю.А. Тихоновым7 в 2005 г.). В это время она уже принадлежала стольнику князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657-1723). Подобные чертежи, выполненные в иконописной манере, требовались, как правило, в процессе решения земельных споров между вотчинниками или помещиками. Они не ориентированы и не имеют масштаба. Для составления чертежа к месту расположения спорной земли обычно по поручению воеводы выезжала специальная комиссия, в обязанность которой входило выяснение принадлежности земель по показаниям местных жителей. В результате работы комиссии воевода предоставлял в Поместный приказ так называемый «обыск» и чертеж, отличавшийся высокой степенью достоверности8.

На рассматриваемом чертеже изображена типичная сельская боярская усадьба XVII в. Ее основное ядро «двор вотчинника» включает в себя «хоромное и дворовое строение». Он окружен глухой оградой в виде тына или заплота с двумя воротами: «передними» и «задними». По периметру двора размещены деревянные хозяйственные строения и избы «лютцкие». Главная постройка «двора вотчинника» господские хоромы. Они представляют собой две горницы на глухом подклете с повалушей, связанные между собой сенями. Пространство перед хоромами по существующей тогда архитектурно-строительной практике оставалось свободным. Здесь же на дворе находится домовая церковь. Это, видимо, традиционный для средневекового зодчества Руси храм «древяна клецки» на подклете. Об архитектурном облике домового храма отчасти можно судить по сохранившейся Казанской церкви из села Юрино (Нижегородская обл., Балахнинский район), где имелось еще одна господская усадьба князя Д.М. Пожарского. Она датируется 1610-1620 гг. Этот небольшой деревянный храм клетского типа сложен из бревен до 60 см в диаметре, рубленных с остатком. Его объемная композиция предельно проста. Высокий четверик основного объема без прируба апсиды покрыт самцовой двухскатной кровлей, в конек которой врезана небольшая глава с крестом. К нему примыкает пониженный прямоугольный в плане прируб трапезной под самостоятельной двухскатной кровлей. Перед входом в храм с запада было устроено крыльцо, вероятно, с папертью и односкатной кровлей9. От близ лежащей речки Козица к господской усадьбе тек ручей, питавший водой небольшой водоем на «дворе вотчинника». За огороженной глухой оградой территорией господского двора располагаются ориентированные на «задние» ворота крупные конюшенный и скотный дворы с большими прудами, а также обширные сады и огороды.

Таким образом, очевидно, что князь Д.М. Пожарский, наряду с родовыми усадьбами в селе Волосынино Мугреево и сельце Троицком, в первой половине XVII в. имел во Владимирском крае еще ряд сельских усадеб, некоторые из которых, вероятно, были выстроены по его приказу.


Примечания:
1. Добронравов В.Г. Вотчины и поместья князя Д.М. Пожарского в пределах Владимирской губернии. Владимир, 1912. С.2-3.
2. Там же. С. 6-8. 3Там же. С. 8.; Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI XX вв.: исторические очерки. М., 2001. С.104.
4. Добронравов В.Г. Указ. соч. С. 8.

5. Березин В.М., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. III. С. 340-341.


6. РГАДА. Ф.1209. 7 Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние. М. СПб., 2005. Илл. л. III.

8. Гудзинская А.П., Михайлова Н.Г. Новые материалы по истории древнерусских городов //История СССР. 1970. № 4. С. 199-202; Они же. Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в. // История СССР. 1971. № 5. С.214-227.


9. Кагоров В.М. Казанская церковь XVII в. в усадьбе князя Д.М. Пожарского в с. Юрине Балахнинского района //Записки краеведов. Нижний Новгород, 2006. С.167-174.




Есть женщины, которые не любят мучить нескольких мужчин сразу и сосредотачиваются на одном: это верные женщины. Альфред Капю
ещё >>