Сцепленное наследование генов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сцепленное с полом наследование 1 137.92kb.
Сцепленное наследование 1 82.68kb.
Сцепленное наследование с аутосомами (1911 г., Т. Морган) 1 36.92kb.
Стремительные успехи в секвенировании геномов эукариот выдвинули... 1 151.9kb.
«Взаимодействие генов» 1 45.64kb.
Наследование в ооп 1 41.83kb.
Взаимодействие генов Комплементарность 1 21.49kb.
Решение задач На взаимодействие неаллельных генов 1 70.85kb.
Образование: высшее педагогическое, нгпи, учитель географии стаж... 2 501.33kb.
«Генетический анализ при взаимодействии генов» 1 142.85kb.
Контрольная работа к § 23 Определение пола и наследование признаков... 1 16.21kb.
В тридцатые годы прошлого века Н. И 1 69.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сцепленное наследование генов - страница №1/1

Урок №24

Тема: Сцепленное наследование генов

Задачи:

  1. Дать представление о других принципах наследования признаков – сцепленном наследовании генов и о хромосомной теории наследования

  2. Закрепить умения решать и оформлять задачи по генетике

Планируемые результаты:

Знать, что такое конъюгация, кроссинговер, группа сцепления, основные понятия генетики

Уметь объяснять механизм сцепления генов и его нарушение

Основные понятия:

Мейоз, гомологичные, негомологичные хромосомы, сцепленные гены, группы сцепления, закон Моргана, перекрест хромосом, кроссинговер



Содержание урока:

  1. Группы сцепления генов, их расположение в хромосомах. Закон Т. Моргана.

  2. Нарушение в наследовании групп сцепления. Перекрёст хромосом. Кроссинговер. Значение этих процессов для эволюции. Основные положения хромосомной теории наследственности.

Ресурсы:

  • Биология. Общие закономерности. 9 класс.
    И.Б. Агафонова, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин: параграф 38

  • Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология: Общие закономерности: 9 класс» (в дальнейшем тетрадь №2): с 91 №1, 2, 4, 5

Интернет-ресурсы:

-

Схема работы по уроку



  1. Подготовить к уроку материал из раздела «Ресурсы», ознакомиться с ним

  2. Записать в рабочей тетради (в дальнейшем тетрадь №1) тему урока и дату занятия

  3. Прочитать параграф учебника №38 по теме

  4. Составить (в тетради №1) развёрнутый план ответа по вопросу «Сцепленное наследование генов»

  5. Ответить на вопросы после параграфа

  6. Выполнить указанные задания в тетради №2 с 91: №2, 4

  7. Осуществить самопроверку качества выполненной работы по уроку; устно ответив на вопросы «достигнуты ли планируемые результаты», «знаю ли я основные понятия»

Домашнее задание (для предъявления по электронной почте учителю):

  • Составь 4 вопроса к «материал для изучения»

  • Реши задачу №2 в «материал для изучения»

  • Самостоятельно составь словарь

Словарь

  1. Мейоз

  2. Гомологичные хромосомы

  3. Негомологичные хромосомы

  4. Сцепленные гены

  5. Группы сцепления

  6. Закон Моргана

  7. Перекрест хромосом

  8. Кроссинговер


Материал для изучения

1. Группы сцепления

Все примеры, которые мы рассматривали на предыдущих уроках, относились к наследованию генов, находящихся в разных хромосомах. Однако любой организм имеет тысячи признаков, а количество хромосом (в которых находятся гены, определяющие эти признаки), ограничено. Таким образом, в каждой хромосоме должно находиться большое количество генов.

Соматические клетки человека содержат 46 хромосом, таким образом мы имеем ситуацию, когда относительно небольшое количество хромосом содержат большое разнообразие признаков, определяемых генами. Т.е. определенные признаки (гены) группируются в определенных хромосомах вместе. В генетике такие группы генов, лежащие в одной хромосоме, называют сцепленными.

Все гены какой-либо одной хромосомы образуют группу сцепления; они обычно наследуются вместе, т.к. попадают в одну гамету. Гены, образующие группу сцепления, не подчиняются закону Г. Менделя о независимом распределении. Тогда как же Г. Мендель мог сделать свои открытия? На лицо случай научного везения – он случайно выбрал признаки, которые определяются генами разных хромосом.

Цвет семян (хромосома) Форма семян (хромосома)

А мы сегодня рассматриваем другой случай:





2. Работа Томаса Моргана

Большую работу по изучению наследования сцепленных генов провел американский генетик Томас Морган.

Как ни странно, Моргану помогли трудности. Ученый обычно работал с кроликами, мышами и крысами, но в то время бюджет университетской лаборатории был весьма скромен, денег на сооружение большого вивария ему не давали. Пришлось искать новый экспериментальный объект, и Морган выбрал животное, название которого в переводе означает «любительница росы с черным брюшком». Что же это за животное? Крошечная плодовая мушка – дрозофила. Она стала для Моргана величайшей удачей (редкий случай, когда скупость снабженцев оказала науке неоценимую услугу). Что сделало мушку такой популярной? (Можно отдельно поразмышлять, почему для генетиков дрозофила является ценнейшим лабораторным объектом.)

Итак, у мухи гены представлены следующими парами аллелей:



Доминантные признаки

Рецессивные признаки

Серое тело

Черное тело

Длинные крылья

Зачаточные крылья

В F2, при скрещивании гомозиготы с серым телом и длинными крыльями с гомозиготой с черным телом и зачаточными крыльями, какое должно быть соотношение по фенотипу?

Однако Томас Морган получил другое соотношение фенотипов – 3 : 1. Почему это произошло?



Генетическое объяснение отношения фенотипов 3 : 1

G – серое тело L – длинные крылья

g – черное тело l – зачаточные крылья

Фенотип родителей P: серое тело х черное тело

длинные крылья зачаточные крылья

Генотипы (2n): P: х

(GLGL)

Гаметы в результате мейоза: х



Оплодотворение:

Генотип F1: ( 2n )

Фенотип F1: гетерозиготы серые с длинными крыльями

Скрещивание потолков F1

Фенотип F1: серое тело х серое тело

длинные крылья длинные крылья



Генотип F1 ( 2n ): x

Гаметы ( n ): х

Оплодотворение:

Генотип F2 ( 2n ): ; ; ;

Фенотип F2: 3 серые длинными крыльями : 1 черная с зачаточными

Очень уместно произвести анализирующее скрещивание:

Фенотип: серое тело х ? (черное тело

длинные крылья зачаточные крылья)

(гетерозигота)

Генотип ( 2n ): GgLl х ? (ggll)








GL

Gl

gL

gl





gl

GLgl

Glgl

gLgl

glgl



Гаметы ( n ):

Фенотипы потомков: 25% серые с длинными крыльями

25% серые с зачаточными

25% черные с длинными крыльями

25% черные с зачаточными крыльями

На самом деле, в результате скрещивания мух с исходной комбинацией признаков (серое тело – длинные крылья, темное тело – зачаточные крылья) оказывается значительно больше, чем мух с перекомбинированными признаками. Томас Морган получал следующее соотношение:

Серые с длинными крыльями – 41.5 %

Черные с зачаточными крыльями – 41.5 %

Серые с зачаточными крыльями – 8.5 %

Черные с длинными крыльями – 8.5 %

О чем это говорит?

Гены, обусловившие признаки серое тело – длинные крылья, темное тело – зачаточные крылья, наследуются преимущественно вместе, или, иначе говоря, оказываются сцепленными между собой.

К каким же выводам мы пришли?


    1. Полное скрещивание встречается редко, образуются особи с совершенно новыми признаками – их новые фенотипы называются рекомбинантными (они образовались во время мейоза при кроссинговере).

    2. Оба гена (длины и цвета) находятся в 1 хромосоме.

Вспомним, что называется кроссинговер? От чего зависит частота кроссинговера? Решим задачу:

Задача 1.

A, B, C – три генных локуса, расположенных в одной хромосоме. Вероятность кроссинговера для генов A и C выше, чем для A и B, т.к. частота кроссинговера зависит от расстояния между генами.

Задача 2. коричневое тело 1 желтое тело

волосатое 2 гладкое тело

толстое тело 3 тонкое тело

слияние жилок 4 сплетение жилок

рубиновые глаза 5 розовые глаза

маленькие крылья 6 маленькие крылья

центромера

Изображены локусы, 12 аллелей, расположенных в паре хромосомы. Показаны их расстояния от центромер.

а) Как называются эти хромосомы?

б) Между какими локусами чаще будет происходить кроссинговер?

в) произойдет ли кроссинговер между генами, определяющими цвет глаз и форму усиков дрозофил?



Работы Т. Моргана позволяют составить схемы или карту расположения генов. Такая генетическая карта показывает последовательность размещения генов в хромосоме и расстояния между ними. В генетике принято расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определять в процентах гамет, при образовании которых в результата кроссинговера произошла перекомбинация генов в гомологичных хромосомах. За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят 1% кроссинговера. Такая единица в честь Т. Моргана, получила название морганиды. Если полученные таким способом расстояния между генами нанести на прямую, то возникнет схема расположения генов на хромосоме – хромосомная карта (генетическая карта).



Рис.1. Генетические карты хромосом мухи дрозофилы. Нанесены относительные расстояния между генами. Такая единица получила название «морганида»




От телевизионного критика требуют грамотно писать о безграмотном, остроумно о занудстве и связно — о бессвязном. Джон Кросби
ещё >>