Сценарий итогового вечера, посвященного памяти Имама Шамиля - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий тематического вечера, посвященного Дню памяти воинов-интернационалистов 1 58.52kb.
Сценарий вечера отдыха, посвященного Дню матери 1 118.77kb.
Сценарий вечера отдыха с конкурсной программой, посвященного Дню... 1 96.59kb.
Ii. От побед к поражениям 5 августа 1815 –Издан указ о создании военных... 1 26.8kb.
Сценарий тематического вечера, посвященного Дню Учителя 1 68.17kb.
Сценарий вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры 1 55.23kb.
Сценарий митинга, посвященного Дню Победы, у памятника «Побег из... 1 112.15kb.
Мы этой памяти верны 1 77.74kb.
Сценарий вечера отдыха, посвященного 8 Марта тема: 8 марта форма... 1 36.93kb.
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого В. Высоцкому 1 86.82kb.
Сценарий митинга, посвящённого памяти выпускников школы Козлова Алексея... 1 48.64kb.
Имам Хомейнини шяхсиййятинин юлчцляри 1 183.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сценарий итогового вечера, посвященного памяти Имама Шамиля - страница №1/1

Сценарий итогового вечера, посвященного памяти Имама Шамиля
Звучит аудиозапись. Слайд шоу. (Приложение1)
Вед.:

Здравствуйте, дорогие гости, коллеги. Сегодня мы собрались на вечер, посвященный памяти великого Имама Шамиля.

4 февраля 1871 года в священной Медине скончался имам Шамиль.

Богобоязненный раб Аллаха, всю жизнь посвятивший поклонению Всевышнему и защите Его религии, предстал перед Всевышним. Похоронили имама на кладбище "Джаннат аль-Бакия", где имеются могилы близких людей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. От данной скорбной даты нас отделяет целых 142 года. Это небольшой срок.

Эпоха Шамиля - наша современность. Она никогда не потеряет свою значимость, величие, также, как и личности тех, кем ознаменована эта эпоха. Имам Шамиль и его мюриды на протяжении десятилетий совершали настоящий вооруженный газават, они не искали славы, богатства - ничего мирского. Их души были устремлены к Всевышнему - они защищали религию Аллаха и свою родину от насильников и варваров, ибо в таком обличии явились на Кавказ войска царизма. И эта была справедливая, священная борьба.
Памяти Имама Шамиля была посвящена и неделя, которая проходила в Лицее. В рамках этой недели были проведены различные мероприятия. Целью всех проводимых мероприятий являлось как можно шире раскрыть личность Имама Шамиля для его же наследников. И сегодня, мы расскажем вам об удивительных событиях из жизни Великого Имама Шамиля.
Восседает одиноко на скале имам Шамиль

Он – в раздумий глубоком, белый свет ему не мил.

Исподлобья озирает он угрюмые хребты.

Стража чуткая готова вмиг на зов его прийти.

Замер он, как изваянье, лишь дыханье выдает

Дум и чувств его смятенье, и клинок блеснет вот-вот.

Красен плащ, бела черкеска, вьется по ветру чалма,

В рыжей бороде − сединки, а в ладони - торлама.


В рамках недели был проведен конкурс чтецов, и сегодня на вечере мы чествуем победителей этого конкурса.
Слово для приветствия и награждения победителей предоставляется директору ДМЛ. Награждение победителей конкурса чтецов.
Стихи читают: Султанмурадова Мадина.

Гаджимагомаева Джамиля.

Саидова Раисат

Вед.

Имам Шамиль – великая личность в истории человечества. О нем невозможно говорить без употребления эпитетов превосходной степени. Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу.

Если говорить о земной славе и восхищении людей, то все это возникло вне зависимости от желаний имама и его соратников. Многие мыслители и личности мирового уровня признали национально-освободительную борьбу кавказцев под предводительством имама Шамиля исключительной, не имеющей аналогов. Нередки выводы такого рода: " Не было в мире полководца, как великий имам, шейх Шамиль "


  • Муз.номер


Вед.

О некоторых "земных" последствиях Кавказской войны выдающийся шамиловед Расул Магомедов пишет следующее:



"В ходе этой многолетней борьбы дагестанцы, как никогда прежде, ощутили себя единым народом с общей исторической судьбой, с большими духовными ценностями, живущими в общем доме - Дагестане. Это было настоящее обретение, осознание себя. Своей борьбой они добились от империи сохранения своих традиционных форм общественной жизни - общинного самоуправления и шариатского права вместо имперских законов, исконных форм делопроизводства на арабском языке, традиционных форм начального образования, свободы исповедания Ислама, свободы от воинской повинности, почти символического размера казенного налога в несколько раз меньше того, что платят крестьяне. Все это было закреплено в системе "военно-народного управления", охватывавшей горную часть Дагестана и другие населенные горцами земли Кавказа. Этим власти признали необходимость считаться со своеобразием страны, с особенностями и историческим наследием ее народов. Почти ни один народ, включенный в состав Российской империи "мирным путем", не имел подобных прав. Это означает, что горцы не получили их в подарок, а завоевали в ходе отчаянной полувековой борьбы. Так можно ли после этого считать эту борьбу "напрасной", а итог ее - безусловным поражением?"….
Стихи читают:

Джамаева Патимат

Султанбеков Ахмед

Султанмурадова Патимат
Также в рамках «Недели памяти Имама Шамиля в лицее также проходил конкурс на лучшее сочинение на тему «Мой Шамиль». Вот некоторые строчки из этих сочинений:


  1. «Став после мученической смерти имама Хамзата новым имамом в 1834 году, Шамиль объединил почти все народы Дагестана под своей властью. В те годы он командовал армией, в которой было до шестидесяти тысяч воинов. Эти воины были лучшими на Кавказе. Шамиль — настоящий скульптор, желавший вылепить великий и красивый Дагестан. Его фигура сейчас удивляет своей величиной, многогранностью».




  1. « История Дагестана насчитывает много веков. В этой истории было много войн, возникало много религий, складывалось много государств и кочевых союзов. Было много героических страниц и много героев. Но, ни одно имя, ни один подвиг не могут сегодня сравниться в дагестанском сознании с именем Шамиля. Имя Шамиля воспринимается неоднозначно в Дагестане и в остальной России. Это и понятно, ведь жизненный путь этого человека прошел по линии векового продвижения России на юг и борьбы кавказских народов за независимость. На линии разрыва, фронта и ненависти был Шамиль. Его воины сражались с русскими. Это Шамиль годами удерживал неприступные горные крепости, отбивая атаки русских войск, громил русские колонны в ущельях, устраивал кровавые вылазки в тыл русским частям». 



Слово для приветствия и объявления итогов конкурса сочинений предоставляется _______________________(Вопросы гостю)
1. Кто для вас Имам Шамиль?

2. Каких наибов (сподвижников) Шамиля вы знаете?



  • Муз.номер.

ШАМИЛЬ





Из всех Кавказа страшных скал,
В каких опасность век таится,
Прочнее мир еще не знал,
Чем воля Шамиля-провидца.
Шамиль-то новый наш пророк,
Что сам борьбу возглавить смог 
И гордо Николаю
Мистический гонец Аллаха
Сказал раскольнику без страха:
«Не дам без боя края».
Пост и священная молитва
Дают ему отвагу в битве
Не пасть смертям назло,
Над пулей и огнем смеяться,
Душой-бронею защищаться
И сохранять тепло.
В горах, что порождают гром,
Он укрепил очаг и дом
В стремнинах Дагестана,
Что средь природы вечной силы
Становятся чужой могилой
Незваного Титана.
В облаве армии враждебной 
И ядр, что смертью неизбежной
Грозят ему в пещере,
Он лихо вдохновляет горцев,
По кратерам огня несется,
Мир, обновляя верой.
В моменты схваток рукопашных,
Подобно Эвменидам страшным,
И с ужасом в глазах
Горянки валуны вращают,
Родных детишек убивают,
Чтобы не жить в рабах.
Он с яркой рыжей шевелюрой
И с синим взглядом без прищура
Народ спас от бесчестья,
Оставил Север без защиты
И независимый, небитый
Несется в поднебесье.
И Запад поднялся стеною
Против царя с его мечтою
Наследный трон занять.
Султана и Европы наций
Границы будут укрепляться
За Шамилеву рать.
Начнется обновленья фаза
На склонах древнего Кавказа.
И Николай поймет,
Что честолюбие задето,
А Прометей - Шамиль сквозь лета
Ввысь ястребом взметнет.

Вед.

Когда в октябре 1859 г. Шамиля пригласили посетить Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, ему были показаны книги на 22 языках, написанные о нем, изданные в разное время на русском, английском, шведском, датском, немецком, польском, венгерском, французском, голландском, итальянском, латышском и других языках. Видимо, это понравилось имаму, он долго рассматривал свой портрет, помещенный в одном английском издании. При прощании директор библиотеки спросил Шамиля, что ему более всего понравилось здесь.



«Осмотр мой, – отвечал имам, – был слишком быстр, чтобы я мог сказать, что здесь всего примечательнее, но более всего меня поразила возможность собрать в одном месте столько источников знания..,».
Суть следующего конкурса заключалась в том, чтобы учащиеся могли отобразить то, что они понимают о Шамиле и его времени. Принявшие участие классы очень постарались, и мы не смогли оставить их труд без внимания. Для каждой работы мы нашли свою номинацию.
Слово для приветствия и объявления итогов конкурса стенгазет предоставляется ______________________________________(Вопросы гостю)

1. Какую битву Кавказской войны вы помните и сколько она длилась?(Ахульго-90 дней)
2.Почему Имам Шамиль запрещал петь и танцевать? (он исходил из того, что время военное и не допустимо веселиться в период войны, когда убивали братьев и сестер по вере и он говорирл: «От чего же вы радуетесь?»).

  • Сценка «Шамиль и Анна»




  • Муз.номер

Вед.

Шамиль – романтик, философ, воин. Как горный орел, умевший видеть и высоту неба, и крутость гор, и глубину ущелий. Как сильный и внезапный ветер, как точная и яркая молния. Представляем вашему вниманию строки из письма очевидца, который видел, как сдавался Шамиль.



ЧАСТНОЕ ПИСЬМО О ВЗЯТИИ ШАМИЛЯ «Мне страшно и даже совестно приниматься за такое бесконечное письмо; мы столько объехали и столько видели интересного в течении месяца, увенчавшегося самым благополучным, счастливым и блестящим окончанием экспедиции, что я боюсь оказаться совершенно неспособным передать как следует свои впечатления. Надо приняться за старое и вернуться к тому периоду экспедиции, когда еще все оставалось впереди, в неизвестном будущем, и я прошу не обращать внимания на формы моего слога, потому что перо мое слишком туго скользит по бумаге, чтобы поспевать за столпившимися в моей памяти фактами и свежими воспоминаниями. ….25 август 1859 год. Подъезжаем наконец к аулу, от которого отделены глубоким оврагом. Шамиль там! Останавливаемся на лесистом холме. В аул брошено несколько бомб, и кругом стоит на всех холмах, во всех оврагах 8.000 войска. За нами в лесу стоит цепь, потому что мюриды еще рыскают и прячутся по пещерам. Шамиль присылает своего приближенного Януса, чтобы удостоверится, здесь-ли сам главнокомандующий и вступить в переговоры. Ему ведено передать, чтобы он тотчас сам явился, что его жизнь, семейство и имущество обеспечены и что других условий нет. Шамиль говорит, что его убьют, если не удалят войска. Ему говорят, что этого быть не может. Проходит 1 час. - Шамиль не выходит. Генералы просят штурмовать аул; но К. Б. говорит, что хоть-бы до завтрого надо дождаться. Вдруг по всей горе грянуло восторженное, дикое "ура" - Шамиль выходит из аула, а за ним человек 60 вооруженных мюридов. На половине дороги мюридов останавливают, и Шамиля ведут одного, однако при оружии. Князь Барятинский жалел старика, крестился и благодарил Бога, что все так благополучно кончилось. Он сидел на скале, с протянутою на стуле ногою; мы все стояли возле, и кругом цепь драгун. Шагах в 6 остановили Шамиля. Лицо у него прекрасное. Рост мужественный, большая борода; он был в зелёном, и большой белой чалме с хвостом. Лицо было очень бледно, и губы его дрожали, но голос был тверд. Он стал припоминать старое, об том, что Русские его обманывали и что вероятно и теперь убьют. Его успокаивали и говорили, что неприлично и неосновательно так о Русских отзываться. Торжественно и странно было слышать этот разговор, иногда дерзкий со стороны Шамиля. Имам в наших руках не сон-ли это?! Он заговорил о Турции и об обещании его туда отпустить. - "Я тебя звал к, себе" - сказал ему Князь Барятинский - "и предлагал тебе условия. Ты не поверил, теперь я пришел к тебе, и условий быть не может, а ты можешь только надеяться на милость твоего государя". Потом опять уверил его, что его жизнь и семейство в безопасности.



  • Муз. номер.


Вед. Большой интерес представляет оценка западноевропейскими историками, специалистами деятельности и личности Шамиля. Известный немецкий путешественник говорил об огромной роли Шамиля в объединении горцев Северного Кавказа, в создании государственного строя.

Другой историк отмечал заслуги Шамиля не только в роли полководца, но и в качестве руководителя государства, законодателя, духовного главы. Даже те из авторов, которые считали завоевательную политику русского царизма правильной, были вынуждены признать Шамиля храбрым, мудрым, талантливым человеком, достойным предводителем горцев.


Отрывок из поэмы «Уздень»

«Тогда со стороны имама к русским послали Юнуса Чиркеевского… Вернувшись, Юнус принес известие о том, что русские хотят, чтобы имам прибыл к наместнику для устных переговоров с ним и чтобы он сообщил наместнику о своем положении и пожеланиях».


- Ждут мира, вечным пламенем объяты,

Отечество и сердце. Посему

Врагу поверим вновь, но в аманаты

На этот раз я сам пойду к нему,

Опять поверив на слово, но слово

Последнее – за мной. А если к нам

Старуха-Ложь стучится в платье новом,

Да разве я – последний ваш имам!

Придет другой, и будет все, как прежде.

Я стар, что остается старикам?!

Юнус, пойдешь со мною. Вся надежда

На твой кинжал…
                                 - На мой кинжал, имам?!


- Жди знака, чтоб спасти от униженья

И честь мою, и прожитую жизнь.

Вздохну я грудью – в это же мгновенье

Бей в сердце мне, Юнус, не промахнись!

Не обережены мы от подвоха,

Случись ему - не дай упасть мне ниц

Живым.

Итак, запомни, после вздоха

Бей в сердце мне, Юнус, не промахнись…»
Слово для приветствия предоставляется _____________________________________

(Вопросы гостю)

1. Почему Шамиля в 1859 году и в последующем не убили, а держали в плену?

(царь и его военное руководство были уверенны что при живом Имаме нового Имаме не изберут, а при избрание нового Имама была возможность продолжения войны, то есть борьбы горцев).

2. Что разрешили сделать имаму Шамилю, когда он был в Мекке?(зайти в священную Каабу и залезть на нее).
Муз.номер.

Вед.  

Признавая Шамиля выдающимся военачальником и государственным деятелем, общественность России и Европы желала иметь его изображение, знать, как выглядит этот загадочный горец из Дагестана. Откликаясь на это, художники России и других стран создавали портреты Шамиля, руководствуясь лишь заочным, часто эмоциональным представлением о нем.


После пленения, по пути в Санкт-Петербург, в Чир-юрте была сделана вынужденная трехдневная остановка, где в то время квартировал 44-й Нижегородский драгунский полк. Остановились в доме командира полка графа Ивана Григорьевича Ностица.
Перед отъездом Ностиц начал уговаривать имама позировать ему. Шамиль не понимая, чего от него хотят (даже с помощью переводчика) однако согласился, не желая обидеть гостеприимного хозяина. Карета была уже готова для отъезда, времени было мало. Шамиль сидел неспокойно: тревожно озирался, постоянно брался за рукоять кинжала и поэтому, к большой досаде фотографа несколько фотопластинок было испорчено».

Воспоминания графа Ностица:


«Надо ли говорить, что обстановка спешности мне очень мешала. Вскоре я сам начал нервничать. Однако уже твердо для себя решил: имам не покинет моей квартиры не оставив на стекле своего изображения. Но второпях, оказывается, я долго не замечал, что лицо Шамиля во время съемок выражало далеко не дружелюбное ко мне расположение, а его кинжал уже вытащен был до половины. Принес я из лаборатории новое стекло, заложил в камеру - и опять неудача: во время фотографирования имам неожиданно повернул голову. Ну, словом, надо было готовить новую пластину. Но на этот раз, идя в лабораторию, я случайно обернулся назад и увидел перед собой картину отнюдь не мирного свойства: из-за кустов и каменной ограды моего сада, нисколько не таясь, высовывались драгуны с ружьями в руках. Что ж, их можно было понять. Драгуны были старослуживые, многие из них по десятку лет и более прослужили на Кавказе, участвовали в штурмах Ахульго, Дарго, Чоха, но никогда не видели «повелителя гор и борца за веру, о котором столько наслышаны. И вот сейчас такой случай представился. Ну, конечно же, драгуны с ружьями и смущают больше всего Шамиля, - догадался я, и, извинившись перед имамом, мгновенно удалил их всех. Шамиль, верно, тоже поняв, что эпизод с драгунами - какое-то нелепое недоразумение, успокоился, и я, наконец, смог без особого труда снять с него портрет...

Сразу же после съемки, пригласив Шамиля и его сына в свою лабораторию, я начал в их присутствии обрабатывать пластину. Постепенное появление своего изображения на стекле очень поразило Шамиля, хотя он старался как-то скрыть это свое удивление. Зато Гази Магомед не выдержал и от радости, высоко вскидывая руки, начал отплясывать лезгинку. Я испугался, как бы длинными рукавами своей черкески он не свалил случайно на голову отцу какую-нибудь банку с азотной или серной кислотой. В темноте начал искать дверь, чтобы вытолкнуть Гази Магомеда из лаборатории, но второпях никак не мог найти».


Хочется отметить, что в конкурсе чтецов были представлены также стихотворения собственного сочинения об Имаме Шамиле.
Стихи читают:

Давудгаджиев М.

Хизриева Х.
Слово для приветствия и награждения юных поэтов предоставляется ________________________________(Вопросы гостю)
1. Как по аварски называлась территория Салатавии в период Кавказской войны? (Нахъбак1)

2.Какое звание было присвоено Шамилю военным сообществом порта? (генералиссимус)



  • Муз.номер.


Вед.

У Шамиля было 10 детей.

5 сыновей: Джамалудин, Гази-Мухамад, Саид, Мухаммад-Шапи и Мухаммад-Камиль.
5 дочерей: Написат, Патимат, Нажабат, Баху-Меседу, Софият
Воевал Шамиль до шестидесяти лет, из них двадцать лет будучи имамом. В 1853 году, во время Балканской войны, когда Россия была ослаблена и Шамилю обещали военную помощь турки, имам поверил, что настал час победы. Его победоносное нашествие на Грузию почти уже предвещало скорый успех. Но все сложилось иначе. Сила русского оружия победила. Шамиль с немногими уцелевшими и преданными бойцами был блокирован большой русской группировкой генерала Барятинского в горном селении Гуниб. Оборона дерзких горцев была сломлена огнем артиллерии и натиском пехоты. Сам Шамиль укрылся в мечети, где уже затягивал на себе "пояс смерти", готовясь покинуть поле боя, как подобает герою. Но судьба и здесь сделала исключение для своего любимца. Князь Барятинский успел его взять в плен живым. Но Шамиль не был предан позору. Россия обошлась с плененным имамом очень уважительно.
В память об Имаме Шамиле:


  • Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала;

  • Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана;

  • Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе;

  • колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района;

  • проспект имама Шамиля - проспект в г.Кизилюрт

  • улица Шамиля - улица в г.Избербаш

  • Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.

  • Муз.номер



Вед.

Проведение мероприятий посвящённой памяти Имама Шамиля в нашем лицее стало уже давно традицией. Но таких открытых вечеров с привлечением , таких важных гостей ещё не было. И я, надеюсь, что это будет не единичный вечер, а тоже станет нашей доброй традицией.

Ведь и сегодня Шамиль продолжает волновать ученых, поэтов, писателей, художников, политиков. Слово об имаме Шамиле еще впереди, а поэтому история человека-легенды еще не дописана.

Спасибо всем за внимание!




1. Мюридизм запрещал курить. Почему по этой причине унцукульцы не жаловали мюридизм? (унцукульцы специализировались на изготовлении трубок для табака. Запрет на курение – это ущемление материальных выгод)
2. Почему горцы роя окопы, откидывали землю назад вместо того, чтобы использовать ее как прикрытие? (чтобы русские подумали, что горцы прячутся за насыпью)
3. По какой причине Шамилю было разрешено переехать из Калуги в Киев? (из-за климата)
4. Кто из русских генералов руководил штурмом Ахульго? (Граббе)
5. Как звали сына Шамиля, который погиб при битве на Ахульго? (Саид)
6. Кто из знаменитых аварцев в 1841 году перешел на сторону Шамиля? (Хаджимурад)





Кто верит в чудеса! Но все их ждут. Станислав Ежи Лец
ещё >>