Сборнике «Экологический практикум» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа согласована Программа утверждена Управляющий совет школы... 1 41.1kb.
Практикум по гидравлике» и«Лабораторный практикум по теплообмену»... 7 1111.43kb.
Практикум Абакан 2012 примерная тематика практических занятий 1 39.06kb.
Оптика лабораторный практикум Пермь 2004 (07): 378 оптика: лабораторный... 6 1175.66kb.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. 27 6566.36kb.
Практикум Новосибирск 2010 1 253.43kb.
Экологический паспорт территории 1 292.23kb.
Углеродный и экологический «след» человечества 1 73.49kb.
Практикум по экономической географии предназначен для студентов экономических... 8 1526.7kb.
I молодежный экологический форум 1 40.51kb.
Сибирский экологический журнал 1 100.18kb.
Эколого эстетическое воспитание 12 833kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборнике «Экологический практикум» - страница №1/1




Материал опубликован в сборнике «Экологический практикум» под редакцией Н.С.Дежниковой, И.В.Цветковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001.


Майстрова Л.Ф.


Канд. пед. наук, руководитель

хореографического коллектива «Провинциалочка»


ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ ПО МОТИВАМ ПРИРОДЫ

Можно наблюдать природу, можно изучать ее по книгам, отражать в рисунках и сочинениях, можно общаться с представителями животного и растительного мира, а еще... можно стать растением или зверьком во время танца, погружаясь в музыку и используя пластические средства.

Хореографическое искусство обладает большими возможностями в воспитании экологической культуры личности, гармонично воздействуя на ее духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально-чувственное и физическое развитие при помощи пластики тела, музыки, эмоционального образа, художественного образа в виде костюма исполнителя, декорации спектакля или хореографической постановки.

«Вся вселенная может звучать в искусстве танца»,— говорил Тихомиров В.Д.. Сюжеты многих балетов раскрывают темы явлений природы (Э.Григ «Ледяная дева», П.Чайковский «Весенняя сказка» и др.). В. сказочных сюжетах действующими лицами являются животные, растения и птицы (П.Чайковский «Лебединое озеро», И.Стравинский «Жар-птица», И. Морозов «Доктор Айболит», Ц.Пуни «Конек-Горбунок», Б.Асафьев «Белая лилия» и т.д.).

Выразительность человеческого тела имеет безграничные возможности в создании любого образа. «Классический танец — музыка линий человеческого тела» (Тихомиров В.Д.). Выразительность, красота, благородство классического танца позволяют очень точно передать образы природы, всего живого. Если присмотреться к вариациям Одилии, Одетты из «Лебединого озера» Чайковского, то можно увидеть, что образ, созданный танцовщицей, похож на оригинал, созданный природой.

Бесчисленное множество подобных примеров мы встречаем в балетах. Классическим является хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на муз. К.Сен-Санса, постановка М.Фокина. Движения рук танцовщицы очень похожи на трепетное вздрагивание крыльев, на их взмах, на волевые движения стремящейся к полету птицы. Размеренные амплитудные движения рисуют яркий характер этой величавой, гордой красавицы. Такие движения, как attitude, port de bras (наклоны назад), большие позы рук, полностью раскрывают этот образ. А ход бисерного pas de bоurrее (ход на пуантах очень мелкими шагами вперед, в сторону, назад) подчеркивает тонкость натуры и трепетность души.

Проникновению во внутренний мир птицы, в ее безграничное горе и безысходность способствует музыкальный образ лебедя, созданный К.Сен-Сансом. Этот музыкальный шедевр вызывает у зрителя душевную боль и сострадание. Восприятие образа усиливает сценический костюм. Белоснежный, легкий, с четко очерченным в мелкую складочку кругом капроновой юбки, наряд танцовщицы отделан характерными деталями — «гусиными перьями». На голове повязка, закрывающая уши — также имитация перьев птицы.

Значительным потенциалом в развитии экологической культуры ребенка: эмоционально-чувственной сферы его личности, эстетического отношения к природе, этики взаимодействия с окружающим миром — обладает самодеятельное хореографическое творчество. Как часто вам приходится видеть танцующих на сцене «сороконожек», «пингвинов», «ласточек»... Привлекают и расцветающие на сцене цветы, зажигающиеся звездочки. Да, дети могут стать и «колокольчиками», и «бабочками», и создать на сцене красочный образ павлина. Эта «величавая птица», плавно передвигаясь, появляется на сцене. Головку и туловище ее изображает одна исполнительница, хвост — это двенадцать человек, одетых в соответствующие костюмы. Вся красота павлина в его хвосте, который он то раскрывает, как очаровывающий веер, то закрывает, не желая радовать окружающих. Танцовщицы показывают, как павлин поворачивается то одним боком, то другим, величественно продвигаясь по сцене и сохраняя свое достоинство. Паузы, которые «держит» павлин, демонстрируя свой прелестный хвост, завораживают зрителя. А сами исполнители, вживаясь в образ величавой птицы, будто вступают в диалог с человеком, демонстрируя перед ним и гордую красу природы, и ее доверчивость, беззащитность.

Кроме того, на уроках хореографии возможно формирование образцов позитивного поведения в природе. Примером того может служить танцевальный этюд, имитирующий процесс посадки деревьев.

Задание выполняется не сразу, а после того, как ребенок вспомнит известный ему процесс посадки дерева, продумает ситуацию.

Учитель предлагает детям «отправиться в парк» для посадки саженцев елок. Детям задается ситуация — выбрать себе елочку из тех, которые привезли. Дети выбирают саженцы, перебирая и рассматривая их. Ребенок определяет высоту, ширину саженца. Выражает свое удовольствие, показывая выбранное маленькое деревце. Звучит маршевая музыка. Дети «идут в парк». Во время движения по условному парку они должны обращать внимание на деревья, замечать животных. Далее дети имитируют процесс высадки деревьев: копают ямку, сажают деревце и поливают его. Процесс «посадки» закончен, и преподаватель просит учеников выразить свое отношение к деревцу. Дети его выполняют по-разному: кто привяжет ленточку – бантик на веточку: «Будь самой красивой», кто – то обнимет свою красавицу и, уколовшись, не заплачет, кто – то на прощанье почитает (тихонько, только ей) стихотворение, а кто – то наденет ей на макушку бумажную капитанскую фуражку: «Командуй парадом». Дети общаются с деревом, как с живым Другом, которого нужно оберегать и защищать.

В этюде, в основном, использованы пластические движения, пантомимы, позы; эмоциональная реакция на происходящие события выражается через мимику, применяется речевое обсуждение ситуации. Дети сами должны сделать вывод, что к природе и животным нужно быть внимательными.

Таких этюдов достаточно много, так как разновидностей труда, связанного с деятельностью в природе, тоже много: высадка и ухаживание за комнатными растениями, работа на грядках в саду — посадка семян, прополка, работа тяпкой, граблями и т.д. Ситуации с имитацией трудового процесса могут являться составной частью сказочных сюжетов, в том числе придуманных детьми.

Задачи экологического воспитания вполне согласуются с задачами формирования специальных умений и навыков в хореографическом искусстве. В работе с младшими школьниками хореограф значительное внимание уделяет развитию у ребенка эмпатической чувствительности, обогащению эмоционального опыта, формированию способности передать характер изображаемого героя.

Когда высокая исполнительская культура позволяет ребенку подчинять свое тело динамике создаваемого образа, достигать грациозности и четкости движений, следуя своему творческому воображению, когда высокохудожественный музыкальный материал воспринимается как порыв попутного ветра, а костюмы удачно раскрывают содержание замысла постановщика, к ребенку приходит ощущение гармонии, он переживает радость, восторг от постижения совершенства, красоты. Это служит надежной гарантией того, что на длительный период, а часто и на всю жизнь, растительный и животный мир станет для исполнителя частью его собственной души. Это больше, чем любовь к природе. Это единение с природой. Если 6 — 7-летний ребенок не отделяет себя от окружающего мира в силу психофизиологических особенностей возраста, в частности, недостаточно развитой когнитивной сферы, то, пройдя путь через осознание ценности своего «Я», выделение этого «Я» из природы, к 10-11 годам ребенок, благодаря искусству, способен вернуться к мироощущению «Я-природа», вместив ее в свою душу.

Примером интеграции экологического воспитания и обучения хореографии могут быть пластические этюды по мотивам природы для детей младшего школьного возраста.

Каждый этюд предполагает введение ребенка в роль животного, растения или объекта неживой природы. Для этого необходимо предварительное наблюдение заданного объекта, чтение дополнительной литературы о нем. Собранная информация проговаривается на занятии. Создается устный образ животного или растения, который затем будет оживлен под музыку. Прослушивая музыку, определяя ее характер, дети начинают более глубоко чувствовать и характер героя.

И затем воплощают свои фантазии, создавая образ при помощи пластических средств.

Этюд «Ручеек».

Звучит фонограмма с характерными звуками журчащего ручья. Детям, сидящим на коленях, предлагается закрыть глаза и представить картинку, которая появляется на основе прослушивания звукового материала. Как правило, у детей возникают зрительные ассоциации, связанные с уголками природы, где они видели ручеек. Возникающие в воображении детей картинки вызывают у них соответствующее эмоциональное состояние: толи радости от встречи с веселым звонкоголосым ручейком, толи грусти от расставания с убегающим по волнам бумажным корабликом, толи трепетного ожидания сокровенных тайн природы... Фонограмма закончилась. Детские глаза сияют радостью от встречи с ручейком, готовностью поделиться увиденным. И учитель предлагает ребятам рассказать о том, что они представили, слушая песенку ручья. Исходя из своего опыта общения с природой, опираясь на информацию из литературы, кино и видеофильмов, дети описывают увиденные ими картинки. «Мой ручеек очень веселый», — говорит Яна. «А мой — очень быстрый, горный, он бежит по камешкам», — рассказывает Настя.

Можно попросить ребят придумать название ручейка на основе тех ассоциаций, которые появились. Например, «Журчишка» — назвала свой ручеек первоклассница Катя.

Но, чтобы в сознании ребенка появились яркие образы, требуется помощь учителя. В этих целях учитель дает небольшой комментарий к музыкальному материалу во время его прослушивания. Например, так: «Прислушайтесь. Вы оказались на лесной поляне, где течет между деревьев по камешкам горный ручей. Он быстро продвигается по своему руслу, спотыкаясь о камешки и задорно смеясь над этим. Настроение у него очень хорошее, и журчит он радостно, звонко. Журчание долетает до птиц, и они спускаются к нему. Птицы щебечут над журчащим ручьем, будто разговаривая с ним. Им нравится общаться друг с другом. Ручеек веселый, жизнерадостный, чистый и добрый...»

При формировании хореографических умений и навыков этот этюд преследует цель научить ребенка правильной постановке верхней части корпуса. Сюжет помогает объяснить детям, что лопатки должны быть направлены вниз, назад — ведь в результате этого появляется русло, углубление — дорожка для ручейка. «По спинке побежал ручеек», — говорит учитель детям, и они, расправляя плечи, вновь сосредоточиваются на общении со своей фантазией, своим звонкоголосым другом. Он всегда рядом. И когда после непродолжительного отдыха вновь произнесена фраза: «По спинке побежал ручеек», — это означает, что минутка релаксации подошла к концу и урок хореографии будет продолжен.

Этюд «Кошечка».


Уроки хореографии имеют своей целью развитие у детей пластически выразительного образа. Для этого им предлагается понаблюдать за животными, в частности за кошечкой. Сначала решается вопрос эмоционального отношения к животному.

Используется этюд «Позови кошечку». Ребенок представляет себе образ кошки, которую он должен позвать. Обычно дети сопровождают это привычными жестами и звуками. Далее их воображение рисует кошечку, и они начинают с ней «общаться»: поглаживают, кормят, укладывают спать. Проявляют элементы заботы о животном. Делают они это очень трогательно, чувственно. Проявляется нежное отношение ребенка к животному.

Далее задача усложняется. Преследуется цель — развитие наблюдательности, чтобы ребенок мог воспроизвести движения животного: как она спит, потягивается, умывается, играет... Как правило, дети хорошо усваивают эти движения и потом повторяют их на уроке, когда преподаватель предлагает ребенку перевоплотиться в кошечку.

Если ребенок не до конца понял задание или не сумел передать своеобразие животного, то ему помогает обсуждение проделанных детьми движений.

Со временем домашнее задание детей усложняется — им предлагается обратить внимание на характер животного, настроение, на особенности его поведения. И впоследствии дети, кроме пластического изображения животного, представляют его эмоциональный образ: кошечка больна, расстроена, весела. Развивается наблюдательность ребенка. В беседе с преподавателем на вопрос «Чем же полезна кошечка в доме?» — дети отвечают, что она является доктором в доме, встречает всех с любовью и заботой, что, когда возвращаешься с работы или из школы и видишь бегущую навстречу кошечку, поднимается настроение.

В процессе этюда сюжетная линия развивается, и в конце детям задается ситуация в динамике: «Кошечка спит, просыпается, потягивается, умывается, кушает, играет». Все это сопровождается подобранным музыкальным материалом, который подсказывает ребенку последующие его действия.

Этим этюдом хореограф решает свою профессиональную задачу развития у ребенка чуткого восприятия музыки и умения определить ее характер. Одновременно осуществляется развитие экологической культуры младшего школьника. Ценятся чисто индивидуальные наблюдения ребенка, его неповторимость и оригинальность. Каждый этюд продиктован личным опытом, характером, индивидуальными особенностями ребенка.

Этюд «Росток».

Задание усложняется тем, что дети должны иметь представление о том, как развивается из семечка росток любого растения. Поскольку это все скрытые процессы, здесь необходимы определенные знания о развитии растения, наблюдения, опыт по выращиванию растений.

Суть этюда состоит в том, что предлагается ситуация: ребенок принимает на себя образ семечка, брошенного в землю. В рыхлую, мягкую землю сажают семечко. Какое-то время оно лежит в теплой земле, как в ладошках ласковой матери. Зарождается жизнь, появляются живые соки, энергия, которая формирует это растение и дает ему возможность увидеть свет.

Когда из семечка проклюнется маленький росточек, образное мышление ребенка подсказывает ему, как лучше показать этот пробивающийся сквозь землю росточек. Далее воображение ребенка помогает представить дальнейшее развитие этого росточка: как он показывается на свет и начинает расти с большой жаждой жизни, тянется к солнцу.

Важно, чтобы ребенок представлял себе, какое растение он изображает. Музыкальный материал подсказывает динамику сюжета. Ребенок должен найти такие пластические средства, чтобы зрителю было ясно, что в растении очень сильна жизнеутверждающая сила, что оно радуется своему существованию на земле, возможности видеть солнце.

Далее тревожный музыкальный материал возвещает о том, что надвигается какая-то угроза. Идет дождь и затем град, который забивает растение, клонит его к земле. Но дует ветер, грозовые облака исчезают, и жизнеутверждающая сила растения дает ему возможность подняться и продолжать стремиться к жизни, ко всему светлому, доброму. Борьба за жизнь в нелегких условиях — образ жизни всего живого, что существует на земле. Только борьба может сохранить жизнь на планете.

Каждая ситуация сопровождается определенным музыкальным материалом, который и должен развивать в ребенке умение определить характер музыки в соответствии с заданием.


Этюд «Шмель».


Этюд начинается с того, что детям предлагается прослушать музыкальный материал. Он состоит из двух различных фрагментов, сменяющих друг друга: естественные звуки леса и полет шмеля.

Детям предоставляется возможность фантазировать, самостоятельно составить картинку происходящего, так как музыка очень выразительно отражает задание учителя.

Дети с живостью представляют себе сначала картинку леса, заданную в музыкальном материале. Музыка напоминает полет шмеля или пчелы (соло), что должны распознать дети. Затем происходит изменение характера музыки: естественные звуки леса — шум деревьев, пение птиц - сменяются музыкой, вызывающей ассоциацию с пчелиным роем, что также определяют сами дети.

Они прослушивают материал, выстраивая в своем воображении образы, картинки. Затем дети воспроизводят созданные ими образы пластически — полет одной пчелы, перелетающей с цветка на цветок, собирающей пыльцу. При этом ставится задача передать характерные движения насекомого.

Второй раз, когда звучит «пчелиный рой», должен быть групповой этюд: дети находят каждый свое место в этом рое, показывают характерные его черты — стремительность движений, подчинение общим законам пчелиной семьи, согласованность движений. Кроме того, во время этюда дети должны пытаться представить единое целое — пчелиный рой.

Цикл упражнений «Лесная поляна».

Цикл состоит из упражнений партерного станка, в ходе которых дети имитируют движения животных по заданному хореографом образцу, но при этом стараются передать характеры, неповторимость создаваемых образов. Цикл включает в себя такие упражнения, как «Бабочка», «Лягушка», «Кузнечик», «Ежик», «Курочка», «Паучок», «Божья коровка», «Цапля» и другие. Выполнению этюдов предшествует наблюдение ребенком заданных животных, знакомство с их жизнью по книгам. Исполняя движения на уроке танца, ребенок вживается в уже знакомый ему образ животного, наполняя его своими красками, музыкой, наделяя чертами характера. И когда он вновь встретится с этим животным в природе, то мимо не пройдет, а остановится, рассмотрит еще более внимательно, воспринимая его как своего друга: «Здравствуй, а я становлюсь тобой на каждом уроке танца».
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ЦИКЛА «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА».

Между тем, на нашей лесной поляне существует своя сказочная жизнь, полная неожиданностей и приключений, в которой многочисленные жители трудятся, отдыхают, веселятся, дружат, помогают друг другу. От этого все вокруг радостно зеленеет и цветет.



Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

И зеленые лягушки


Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,

Мох – зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел…

С.Черный

«ПО СПИНКЕ ПОБЕЖАЛ РУЧЕЕК» (постановка корпуса).

На краю опушки, в тени большого дуба, из–под земли, забил маленький прохладный ключик. Он только что родился. Журча веселую песенку, ручеек стал искать русло–углубление, по которому можно пробежать по лесной полянке, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Русло ему необходимо, ведь он еще совсем маленький и может заблудиться.

Упражнение делается под фонограмму «Шум леса». Дети садятся на колени, закрывают глаза, внимательно слушают шум ручья, погружаются в природные звуки. Направляя лопатки вниз, « делают русло для ручейка», для того, чтобы по спинке «побежал ручеек». Мышцы живота втянуть. Мышцы спины ниже лопаток напрячь, сделать «мышечный корсет».


«БЕРЕЗКА» (упражнение для мышц пресса).

Молоденькая красавица березка скромно росла среди густых зарослей ельника. Она восхищалась стройностью стана колючих подружек, по прямым, крепким стволам которых часто проворно бегали белочки, резво перескакивая на качающиеся пушистые веточки. Березке очень хотелось быть такой же стройной, поэтому она изо всех сил старалась тянуться вверх, чтобы ее ствол был такой же ровный, как у молоденьких зеленых соседок.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта.

Исходное положение: Лежа на спине, корпус, ноги, подъем вытянуты.

На первые два такта – ровные ноги под прямым углом поднимаются вверх – « у березки ровный ствол».

На вторые два такта – опускаются в исходное положение.
«МАЙСКИЙ ЖУЧОК» (упражнение на развитие выворотности).

Майский жучок с раннего утра на лесной поляне. Перелетая с цветка на цветок, с травинки на травинку, поторопившись, он запутался и упал на землю. Теперь несчастный лежит на спинке и пытается освободить крылышки, чтобы взлететь. Но ничего не получается, он беспомощно то раскрывает крылышки, то закрывает их.

Музыкальный размер 2/4. Упражнение исполняется на два такта.

Исходное положение: Лежа на спине, ноги вытянуты, ребро стопы касается пола (стопы выворотны).

На первый такт – «крылышки закрываются» – соединить внутреннюю часть стопы, подъем вытянуть.

На второй такт – «крылышки раскрываются» – стопы раскрыть выворотно.
«ВОДОПАДИК» (медленное и быстрое поднимание и опускание ноги).

Звонкая песенка торопящегося в путь ручейка привлекает жителей лесной поляны. Ему придется пройти трудный, тернистый путь, чтобы достичь цели: добраться до большой реки. А пока, пробегая по пестрой полянке, он карабкается вверх, на горку и с шумом, как настоящий водопадик, падает вниз, рассыпаясь обжигающими брызгам



Исходное положение: Лежа на спине, ноги, подъем вытянуты, руки под головой.

1–я часть упражнения.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта.

На два такта - выворотную ногу медленно поднять вверх, подъем вытянуть – «ручеек карабкается вверх».

На следующие два такта – ногу опустить вниз в исходное положение – «водопадик падает вниз».

2–я часть упражнения.

Музыкальный размер 2/4. Упражнение исполняется на два такта.

На первый такт – ногу «бросить» вверх.

На второй такт – работающую ногу опустить в исходное положение.


«ЛЯГУШКА» (подготовительное упражнение для глубокого приседания – grand plie).

В летний, солнечный день лягушонок изнемогал от жары. Раскинув лапки, он лежал на спинке, под большим листом папоротника, и солнечные лучи, проникая сквозь узорчатую поверхность листа, щекотали ему животик. Он весело хохотал, перебирая лапками.

Музыкальный размер 3/4. Движение исполняется на четыре такта.

Исходное положение: Лежа на спине, ноги, подъем вытянуты, руки под головой.

На первые два такта – ноги, сгибая в коленях, подтянуть вверх, колени ( выворотно) скользят по полу, стопы соединить.

На вторые два такта – выпрямляя ноги, «прийти» в исходное положение.
«КУЗНЕЧИК» (прогибы корпуса назад).

В траве сидел кузнечик, он был зеленый, поэтому его совсем нельзя было различить, но зато можно было услышать, потому что по всей округе разносился, издаваемый им, повисавший в воздухе, стрекочущий звук. Закончив свою песенку, кузнечик, а он был любопытным, выпрямился на лапках и «прогнулся», чтобы посмотреть, отчего смеется лягушонок, но, вспомнив об опасности (если лягушонок его заметит, то может съесть), прижался к земле.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта.

Исходное положение: «Кузнечик прижался к земле». Лежа на животе, корпус, ноги, подъем вытянуты; руки согнутые в локтях («опираются» о пол) – «согнутые ножки кузнечика».

На первые два такта – выпрямляя руки в локтях, прогиб верхней части корпуса назад, нижняя часть корпуса на полу, соединенные ноги вытянуты – «кузнечик смотрит на лягушонка».

На вторые два такта – возвратиться в исходное положение –
«РЫБКА» (упражнение для укрепления мышц спины).

В голубой прохладной воде, среди мерно качающихся водорослей, спит рыбка, ее чешуйка искрится на солнце, излучая яркие радужные лучи. Вокруг снуют мелкие рыбешки, не нарушая всеобщего сонного состояния. Вдруг брошенный в воду камешек нарушил тишину, вода всколыхнулась, возмутив спокойствие подводных жителей. Сорвалась с места и рыбка, юрко метнувшись в глубину, уплыла в другую чащобу водорослей.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на восемь тактов.

Исходное положение: Лежа на животе, ноги, корпус ровные. Руки вытянуты вверх вперед.

На первые четыре такта – «оторвать» руки и ноги от пола вверх, зафиксировать положение дуги – «рыбка плывет».

На вторые четыре такта – прийти в исходное положение – « рыбка затаилась в водорослях».
«ЕЖИК» (упражнение для мышц спины).

Ежик взобрался на небольшую горку, уселся, обхватив передними лапками сомкнутые задние, и смотрит, как внизу без устали работают труженики–Муравьи, строят муравейник. «Эй, чего ты там сидишь? – услышал Ежик голоса Муравьев, – спускайся к нам, поможешь». Ежик не заставил себя долго ждать, мгновенно свернувшись клубочком, покатился вниз на помощь маленьким друзьям.



Исходное положение: сидя на коврике, обхватить ноги, согнутые в коленях, притянуть к корпусу, стопы прижать к полу – « ежик свернулся в клубок»

1-я часть упражнения.

Музыкальный размер 4/4.Упражнение исполняется на два такта.

На два такта – напрячь мышцы спины, спина ровная – « ежик сидит на вершине горки».

2–я часть упражнения.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение занимает четыре такта.

На четыре такта - расслабить мышцы, скруглить спину, сделать перекат назад, вернуться в исходное положение – «ежик покатился с горки».
«БОЖЬЯ КОРОВКА» (подготовительное упражнение к позе аттитюд – attitude).

Бардовая, в черный горошек, Божья коровка, спешила сделать свои дела. Она должна была обежать много стебельков, подняться и спуститься, перелететь с листика на листик, чтобы быть в курсе всех лесных новостей. Так увлеклась, что не заметила, как устала. Оказавшись на метелочке колоска не удержалась и упала на землю, прямо на дугообразную спинку. Перебирая лапками, насекомое тщетно раскачивалось из стороны в сторону, чтобы перевернуться на лапки.

Музыкальный размер 2/4. Упражнение исполняется на четыре такта.

Исходное положение: Лежа на животе, прогнуться, взять руками стопы, подъем вытянуть.

1–я часть упражнения.

Музыкальный размер 2/4. Упражнение исполняется на четыре такта

1-4 такты – раскачиваться вниз, вверх (качалка).

2-я часть упражнения.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта

1-2 такт – сделать перекат направо (на бок), как можно выше поднять согнутую левую ногу вверх (мышцы потянуть).

3-4 такты – перекат влево, потянуть правую мышцу – «божья коровка старается перевернуться со спины на ножки».


«БАБОЧКА» (растяжка).

Легкокрылая Бабочка любила яркую, усыпанную цветами лесную поляну. Цветы радовали ее ароматом. У каждого цветка был неповторимый запах, служивший нашей порхающей красавице духами. Перелетая с цветка на цветок, бабочка, погружая головку в глубину лепестков, наслаждалась симфонией ароматов.



Исходное положение: Сидя на полу, раскрыть колени в стороны, соединить ступни ног, обхватить их руками, спина ровная.

1–я часть упражнения.

Музыкальный размер 2/4. Упражнение исполняется на два такта.

На «раз» - высоко оторвать колени от пола.

На «и» - резко их опустить как можно ниже, постараться коснуться пола.

На «два» - повторение первого движения.

На «и» - повторение второго движения. Бабочка «машет крылышками, летит с цветка на цветок».

2–я часть упражнения.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение занимает восемь тактов.

1-4 такты – наклон вперед, спина ровная. Бабочка «села на цветок, наслаждается ароматом».

1-8 такты – вернуться в исходное положение.
«ПАУЧЕК» (упражнение для позвоночника).

Паучок занят работой. Ему срочно нужно сплести тончайшую паутинку. Юрко передвигаясь, мастер ткет замысловатый узор, расплывающийся кругами в воздухе. День клонится к вечеру, устал и наш Паучок. Чтобы отдохнуть, он присел на длинных тонких лапках. Но работу нужно закончить до заката, и труженик, выпрямляет ножки, чтобы подняться и продолжить дело.

Музыкальный размер 4/4. Упражнение исполняется на четыре такта.

Исходное положение: опора на ноги в не выворотной, широкой второй позиции, руки, кистями вовнутрь, находятся у головы.

1-2 такты – опираясь на две руки и две ноги (локти и колени при этом по возможности разгибаются), прогнуться вверх в положение «мостика» – «Паучок выпрямляет ножки»

2-4 такты – вернуться в исходное положение – «Паучок присел отдохнуть».
«БУТОН ЦВЕТКА» (постановка кисти).

Раннее, ранее утро. Сон царит на лесной поляне. Песня жаворонка разбудила нежно–розовый тюльпан. Цветочек расправил стебелек, покачал сонной головкой. «Пора просыпаться!!!» – щебетал лесной певец. «Ну, что ж,– подумал тюльпан, – пожалуй, стоит прислушаться к совету». Встряхнул головкой и раскрыл два маленьких розовых лепесточка, внутри показались тоненькие, покрытые налетом пыльцы, тычинки. Бутон стал медленно раскрываться. Цветок проснулся.

Музыкальный размер 2/4. Упражнение исполняется на два такта.

Исходное положение: Руки согнуты в локтях, сомкнутые, ладонями друг к другу, кисти находятся на расстоянии плеч, четыре пальца соединены «лопаточкой», большой палец отстает от кисти.

1–ый т а к т.

На «раз» - скруглить кисти и соединить их перед собой, «сделать бутончик», соединенные большие пальцы направлены «к себе».

На «два» - «утопить» большие пальцы внутрь «бутончика» – сделать в цветочке «тычинки».

2–ой т а к т.

На «раз» – раскрыть указательные пальцы в стороны – «лепестки распускаются».

На «два» – кисти раскрываются в стороны – «бутончик раскрывается», положение пальцев не меняется. Большой палец находится на середине ладони (не прижат), указательный отстает от остальных трех, чуть вытянут, остальные три пальца, скругленные, соединены вместе (не прижаты друг к другу).
«ЛЬВЕНОК» (растяжка).

Большие, гладкие камни тяжело лежали на берегу озера, прохладная вода, омывая их, сгущала краски. Темно–зеленые, серые, черные , а вот огненно рыжий… Но что это? Вдруг рыжий камень зашевелился и повернул мохнатую голову. Да это же не камень! Это маленький Львенок устроился на прохладной поверхности камня. Весь день малыш резвился: бегал, прыгал, шалил. На берег озера он пришел отдохнуть и напиться. Прилег на гладкий камень, но лапки все время разъезжаются в стороны, они скользят на мокром камне и Львенок тщетно пытается их собрать.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на восемь тактов.

Исходное положение: Опираясь на предплечье и голеностопную часть ног (ноги параллельно), ребенок лежит животом вниз, спина ровная (не проваливается), голова на одной линии со спиной.

1-4 такты – давящим движение раскрыть колени в стороны и подать тазобедренный сустав вниз, зафиксировать это положение (растягиваются мышцы паха) – «лапки львенка разъезжаются в стороны».

5–8 такты – мышцы расслабить – «львенок собирает лапки».
«ТРУСЛИВЫЙ ЗАЙКА» (упражнение на укрепление мышц бедер).

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

Курицы–пеструшки.

Я боюсь, я боюсь

Жабы и лягушки.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушки.

И ужа и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке. Е. Тараховская
Музыкальный размер 2/4.Упражнение исполняется на два такта.

Исходное положение: Сидя на коленях, опереться ягодицами на икроножные мышцы. Корпус ровный. Руки, прижаты к корпусу, перед собой – «зайчик сложил лапки».

На первые два такта – опираясь на нижнюю часть ног (стопы, икроножные мышцы), подняться вверх, оставаясь на коленях, корпус ровный – « зайчик смотрит по сторонам, нет ли опасности».

На вторые два такта – прийти в исходное положение – «зайка испугался, прячется».
«ЛИСТИКИ И ВЕТЕР» (упражнение для укрепления мышц корпуса, ног, рук).

Порыв ласкового ветерка сорвал с клена листочки. Им совсем не хотелось все время болтаться на одной ветке и смотреть сверху вниз. Поэтому было очень кстати озорство непоседы ветра. Он гнал их по земле, вихристо закручивался, увлекая за собой, кленовую стайку. Порой подбрасывал вверх, порой гнал по кочкам, полоскал в воде и сам же высушивал.


Музыкальный размер 3/4 .

Исходное положение: лежа на спине, мышцы корпуса, ног, вытянуты, соединенные в кистях руки находятся над головой (локти согнуты).

Упражнение исполняется произвольным передвижением по паркету стремительными, вращательными движениями - принципом переката (со спины на живот) – «ветерок катит листики по земле».


УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
«РУЧЕЕК И СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК» (расслабление и напряжение мышц корпуса).

Ручеек весело бежал по лесным просторам, засматриваясь вокруг и любуясь красотой природы. Слушал щебет птиц, шум листвы, журча свою струйную песенку. Выскочив на полянку, он почувствовал щекотанье, ласковое, теплое, нежное. Его струйки забурлили, взъерошились, запенились, запрыгали вверх к солнечному лучику, который смешил, щекотал ручеек, играя с ним.



Исходное положение: Первая позиция ног, корпус ровный. Руки опущены вниз.

1–часть упражнения.

Музыкальный размер 4/4.Упражнение исполняется на четыре такта.

1-4 такты – закрепить мышцы всего корпуса, рук, ног – «по спинке побежал ручеек» – постановка корпуса.

Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта.

1-4 такты – снять напряжение в мышцах, делать мягкие расслабленные движения в хаотичном порядке, соответственно характеру музыки – «солнечный лучик щекочет ручеек».


«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (прыжки на двух ногах).

С солнечным зайчиком весело играть в пятнашки. Никогда не знаешь, куда он прыгнет. Я попробую его догнать. Он - направо, я – направо, он - налево, я – налево, вверх, вниз, вперед, назад. Вот озорник! Но я все равно его догоню.

Музыкальный размер 2/4.

Исходное положение: шестая позиция ног, подготовительное положение рук.

Прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево. Возможно произвольное направление в соответствии с заданным образом солнечного зайчика.


«ДОЖДИК» (мелкий бег, прыжки с поджатыми ногами).

Дождик в июне

похож на меня.

Вот он бежит, ручейками звеня,

скачет вприпрыжку

и песни поет,

и улыбаться не устает.

В.Чижов


Жарким летом весело бегать под дождем, прыгать на одной ножке, ловить капельки и кружиться под струйками воды. Завлекательно перескакивать через лужу и запрыгивать в ее серединку, расплескивая по сторонам воду.

Музыкальный материал: веселая полька.

1–4 такты – мелким бегом перемещаться по залу, «ловить капли дождя».

5 –8 такты – прыгать на одной, двух ногах, как капельки дождя.



9 – 12 такты – мелким бегом сделать круг – «обежать лужу».

13 – 16 такты – большие прыжки в центр круга, из центра – « прыгать в лужу так сильно, чтобы брызги летели во все стороны и выпрыгнуть из нее».




Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх того, то от лукавого. Евангелие от Матфея, 5, 37
ещё >>