Сборник творческих работ учащихся 7-х классов Курган 2009 Художественные образы в лирических миниатюрах - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник творческих работ учащихся 5-11 классов общеобразовательных... 4 672.67kb.
«Художественные промыслы России19 века.» 1 77.45kb.
К вопросу о творческих связях с. Есенина и г. Гейне 1 83.41kb.
«Здравствуй, Весна!» для учащихся 5-6 классов 1 25.9kb.
Конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!» 1 112.49kb.
Литературно-художественном конкурсе творческих работ 1 70.63kb.
Занятие для учащихся 5 классов 1 108.34kb.
Конкурс творческих работ «Тебе, родная школа, посвящаем…» 1 80.72kb.
Сборник лирических стихов. С. Ясенин (Харукка Спэрроу) aka Джерман... 1 135.36kb.
Темы исследовательских работ для учащихся 10 классов 1 69.35kb.
Учебно-методическое пособие (сборник) для учащихся колледжей всех... 5 577.86kb.
Викторина «Волшебное колесо» 1 113.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник творческих работ учащихся 7-х классов Курган 2009 Художественные образы в - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

города Кургана «Гимназия № 47»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ

В ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮРАХ

А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

ИЗ ЦИКЛА «КРОХОТКИ»

Сборник творческих работ

учащихся 7-х классов



Курган 2009

Художественные образы в лирических миниатюрах

А.И. Солженицына из цикла «Крохотки»: Сборник творческих работ учащихся /Л.В. Золотухина, А.А. Чернышова; - МОУ «Гимназия 47». - Курган, 2009. - 20 с.

Авторы-составители:

Золотухина Л.В., учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МОУ г. Кургана «Гимназия № 47»
Чернышова А.А., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ г. Кургана «Гимназия № 47»
Рецензент:

Леготина Н.А., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры культурологии КГУ



Обложка:

Леготина Юлия, рисунок к рассказу А.И. Солженицына

«Костер и муравьи»



Данный сборник является результатом интегрированного проекта по литературе и изобразительному искусству. В нем представлены творческие работы учащихся 7-х классов, выполненные к лирическим миниатюрам А.И. Солженицына из цикла «Крохотки».

Золотухина Л.В., Чернышова А.А.,

МОУ «Гимназия № 47», Курган, 2009
Содержание

Введение 4

Сочинения-отзывы учащихся 6

Иллюстрации учащихся 13

Литература и ресурсы сети Интернет 20

Введение

Изучение творчества А.И. Солженицына на уроках литературы и изобразительного искусства в 7-х классах
«Искусство растепляет даже

захоложенную, затемненную душу

к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению…

И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру»

Александр Солженицын

Нобелевская лекция по литературе 1972
В августе этого года исполнился год со дня смерти Александра Исаевича Солженицына. Он был не просто известным писателем и общественным деятелем, он был символом борьбы за свободу.

Александр Исаевич вошел в нашу литературу как писатель «лагерной темы», борец за свободу человека. Такие его произведения как «Один день Ивана Денисовича», «Ахипелаг ГУЛАГ» для очень многих людей стали источником знаний о страшном периоде нашей истории. Но ведь у Солженицына есть еще и другие работы, с которыми можно знакомить детей в школе. Лирические миниатюры, начатые в 1958 году и известные под заглавием «Крохотки», вполне заслуживают внимания. Обратиться к ним можно уже на уроках в 6-х, 7-х классах.

Солженицын знал цену жизни, он был на передовой во время второй мировой войны, видел смерть в лагерях, где отбывал срок за то, что посмел высказать собственную точку зрения, писатель научился ценить жизнь в любых её проявлениях. Одной из главных тем рассказов из цикла «Крохотки» является любовь ко всему живому на земле. В лирических миниатюрах отражены наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало «его духовного состояния», в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.

В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства: в литературе это слово, в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. Они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

В связи с этой установкой мы разработали и провели серию уроков по литературе и изобразительному искусству, а результат работы обобщили на интегрированном уроке, построенном на взаимодействии двух компонентов: изобразительной деятельности и ознакомлении с творчеством Солженицына на примере рассказов из цикла «Крохотки».

На уроках литературы учащиеся знакомились с «Крохотками» А.И.Солженицына, анализируя отдельные рассказы из этого цикла. Результатом работы на данном этапе стали сочинения-отзывы.

Параллельно велась работа учителем изобразительного искусства. Была разработана система уроков, на которых ребята знакомились со структурой книги, с творчеством знаменитых художников иллюстраторов. Главной задачей было показать неразрывную связь иллюстраций с содержанием, смыслом книги и выполнить свои рисунки к прочитанным рассказам Солженицына.

На заключительном уроке дети представляли свои работы: зачитывали отзывы, демонстрировали рисунки. Из представленных сочинений видно, что учащиеся подошли к работе серьезно. Каждый постарался выразить чувства, которые он испытал при общении с данным произведением.

Итог работы – создание иллюстрированного сборника детских сочинений по рассказам Солженицына «Крохотки». Удачно найденные образы, общее решение книги никого не оставили равнодушными. Очень важно уметь поделиться со сверстниками своим прочтением книги, своим взглядом на мир. А главной зада­чей этих занятий остается общение - ученика и учителя, писателя и худож­ника...

Сочинения-отзывы учащихся 7-х классов

к лирическим миниатюрам А.И. Солженицына

из цикла «Крохотки»
Кристина Ткач

Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Костер и муравьи»
А. И. Солженицын создал прозаические миниатюры «Крохотки». Он передал их друзьям, для того чтобы те смогли прочесть сами и передать всем желающим. В свободной печати произведений этого автора у нас в России тогда не было.

Я считаю, что это правильный поступок, потому что люди не только знакомились с творчеством писателя, но и глубоко задумывались над прочитанным, стараясь что-то изменить в своей жизни.

Произведения А. Солженицына проникают в душу, они наполнены философией. В таких маленьких рассказах автор защищает свободу человека, высказывает свое мнение по поводу духовности, веры в Господа.

Рассказ «Костер и муравьи» повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибали.

Муравьи - весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: «…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!» Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле – великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И. Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

В этом небольшом рассказе заключен глубокий смысл, который будет актуален и у следующих поколений. Я считаю, что Александра Исаевича Солженицына по праву назвали символом 20 века.



Виктор Киселев

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Вязовое бревно»
В своих рассказах А. Солженицын затрагивает очень сложные темы. Одна из них – жизнь и стремление к жизни. Любой живой организм должен стремиться к существованию.

Конечно, у каждого человека свое понимание жизни. Кто-то проводит ее так, как он захочет, а кто-то уверен, что жизнь зависит от стечения разных обстоятельств. Мне кажется, как бы не складывалась судьба, нельзя терять чувства собственного достоинства, нельзя пасовать перед трудностями и терять желания жить. Так, обыкновенная колода дерева в миниатюре «Вязовое бревно» становится не только объектом описания, но заодно и символом стойкости, могущества природы, её способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил.



Анастасия Меньшикова

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Утенок»
Недавно я прочитала рассказ А.И. Солженицына «Утенок». В этом рассказе говорится не только о курице, которой подкинули чужие яйца, и она их высиживала как собственные.

Но еще смыслом этого произведения является то, что мы не можем создать то, что уже создано богом, природой… Допустим, мы можем клонировать человека, животного, но никогда, никогда не сделаем утенка если даже нам дать косточки и перья настоящего…



Ирина Руденко

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Лиственница»
Я прочитала удивительно короткое произведение А. Солженицына «Лиственница». Нельзя сказать, что мне оно понравилось, ведь я не привыкла к таким лирическим зарисовкам, мне больше нравятся большие по объему произведения с несколькими сюжетными линиями. В этой «крохотке» автор сравнивает прекрасное хвойное дерево с человеком. Итогом сравнения оказались строчки: «Ведь и люди такие есть». Автор, описывая лиственницу, подчеркивает наличие у нее мягкой сердцевины, но ее древесная ткань – «наинадежная в мире, и топор ее не всякий возьмет, и для сплава неподымна, и покинутая в воде не гниет, а крепится все ближе к вечному камню».

Так и человек с виду хрупкий, ненадежный, но добрый внутри, стойкий, твердый неподкупный. Мне бы хотелось, чтобы и в жизни было побольше таких людей. Произведение заставило меня задуматься о человеческой дружбе, о сущности людей.


Кристина Ткач

Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Мы-то не умрем»
Каждый человек считает, что будет жить вечно, не умрет. Это было бы замечательно, но, увы, невозможно, и это надо помнить. Многие люди слово «смерть», «умерший» стараются не произносить. Кто-то боится, кому-то неловко об этом говорить.

В рассказе А.И. Солженицына «Мы-то не умрем» повествуется не только о страхе смерти, но и о неуважении памяти усопших. В настоящее время нередко случается, что кладбища закатывают, равняют бульдозерами под стадионы, парки. Например, кладбище на месте парка Победы и около пригородного вокзала. Это неуважение к нашим предкам. Ведь не было бы их, не было бы нас. Живущие должны беречь память о них.

Давно ушли те времена, когда на кладбище приезжали без повода, только лишь для того, чтобы побродить средь могильных холмиков, тем самым отдавая дань памяти усопших. И словно эти люди не ушли навсегда, а находятся где-то рядом.

У многих народов есть день памяти тем, кто умер за отечество, а у нас только существует праздник 9 Мая. Но ведь необходимо помнить не только воинов одной войны, но и тех, кто погиб, защищая родную землю в разные периоды ее истории. Когда-то эти люди не пожалели своих жизней, и наш долг почитать их память. Если мы сейчас отдадим должное памяти предков, то покажем пример своим потомкам, а значит, и в их душах мы никогда не умрем.


Лада Кокотеева

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Молния»
Я прочитала поэтическую миниатюру Александра Исаевича Солженицына «Молния». Произведение это небольшое по объему, но несет в себе глубочайший смысл. В рассказе повествуется о том, как автор увидел молнию, раскалывающую дерево. Писатель поражен увиденным: с какой силой «прошла молния повдоль и повдоль ствола» липы, «через ее живое и в себе уверенное нутро». Дерево, расколотое молнией, повредило еще несколько «безвинных соседок».

Рассказывая о молнии, автор размышляет над поступками некоторых людей. Действительно, так ведь бывает в жизни: совершишь что-то плохое, поступишь жестоко, а потом приходит раскаяние, «постигает удар кары-совести,… черезо все нутро напрострел». А иногда и нет возможности исправить ошибку, и придется нести этот груз в сердце всю жизнь. Кто-то «отстоится после того, а кто и нет», - пишет А.И. Солженицын.

Миниатюра «Молния» проникает глубоко в душу читателя, заставляет задуматься о том, как люди должны относиться друг к другу. Хочется, чтобы каждый человек был добрее, чтобы не настигала его молния раскаяния, не приходилось расплачиваться за совершенное.
Дмитрий Быков

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Утенок»
Этот рассказ о том, что все первозданное непосильно ни изменить, ни воссоздать человеку, даже в нашем, «атомном», 21 веке. А. Солженицын это еще раз подчеркивает в своей миниатюре. Такого маленького «невесомого, жалкенького, желтенького утенка», который бегает, «чуть не падая с тонких своих ножек», которого даже если «чуть-чуть сжать – и нет», нельзя искусственно воссоздать даже высокими технологиями.

Автор в начале рассказа не случайно задает вопрос: «В чем тут держится душа?» Вроде небольшой, ничем не примечательный утенок, но даже, «со всем нашим атомным могуществом не смонтируем вот этого утенка». Да и зачем…

Автор противопоставляет мир современной технике, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного.

Александр Солженицын в коротком рассказе затронул очень важную тему, показал, какой хрупкой может быть жизнь, При прочтении этого произведения, невольно задумываешься о жизни всего живого на земле. Именно этим мне особенно понравилась данная миниатюра.


Ксения Макарова

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Шарик»
В этом рассказе А. Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где-то внутри нас с самого рождения – свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться.

Для меня свобода – это не только освобождение от веревок, цепей, узлов, это ещё и соединение с природой. Я считаю, что жить в городе и быть свободным нельзя. Мне сложно в городе, если я не выезжаю на природу, не ощущаю запахи леса, цветов, грибов в августовском лесу. Для меня свобода – это возможность уехать в горы, где нет цивилизации, зато чистый воздух, где можно дышать полной грудью, где ты по-настоящему объединяешься с природой.



А я не хочу четыре стены, пол, потолок.

Неба хочу, солнца хочу, радуг хочу и дорог!
Юлия Леготина

Отзыв на рассказы А.И. Солженицына «Костер и муравьи» и «Мы-то не умрем»
Мне хотелось бы рассказать вам о двух небольших рассказах из цикла «Крохотки» русского писателя А.И.Солженицына. Этот цикл объединяет в себе небольшие по объему, но очень глубокие по своему смыслу рассказы.

Первый рассказ «Костер и муравьи» казалось бы, незатейливый по содержанию, тем не менее, поднимает очень глубокую проблему – жизни и родины. Муравьи, вся жизнь которых прошла в этом бревнышке, не могут его покинуть, не могут покинуть свою родину, даже в огне, даже умирающую, даже для спасения своей жизни. Они были верны своему дому. Так и люди – некоторые начинают спасать свою жизнь, а другие считают: лучше погибнуть с родиной, чем жить без нее.

Второй рассказ «Мы-то не умрем» поднимает не менее глубокую и важную проблему – отношения людей к смерти. Солженицын считает, что мы стали бояться ее. Многие кладбища закатывают под стадионы и парки культуры. Люди не уважают память тех, кто погиб за родину, за отечество. Не стоит забывать, говорит он, что мы когда-нибудь тоже умрем. И уже другие люди будут ходить по земле.
Екатерина Леготина

Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Лиственница»
Когда я прочитала маленький рассказ А.И. Солженицына «Лиственница», возникло множество вопросов. И не во всех удалось сразу разобраться.

Сначала автор говорит вроде бы о дереве – но сквозь эти слова звучат его мысли не только о нем, но и о человеке. И он любит это дерево – потому что оно, как и всякий человек, старается в горестную пору осени находиться ближе к тем, кому нужно – хоть и хвойное дерево, и могло бы не сбрасывать иголки – но сбрасывает, скидывает, «мельканием солнечных искр» сопровождая это важное и нелегкое решение.

Это дерево крепко сердцем, пишет Солженицын. Да, как всякий человек, попадая в трудности, оно не только не гниет, но еще больше крепчает в своем характере.

Ну а каждый новый год она возвращается к хвойным деревьям, возвращается с радостью жизни к своим милым подругам, не разлучается надолго.

Мне очень понравился этот маленький рассказ. В нем Солженицын хочет подчеркнуть, каким должен быть настоящий человек. Будьте такими людьми!
«Моя крохотка»

Литературный опыт Лилии Жорновой
Сила человека
Приятно лежать на берегу океана и слышать шум прибоя, крики чаек. Вдыхать солёный морской воздух. Смотреть на бесконечные, такие одинаковые и одновременно такие разные низкие и высокие волны.

А ведь волны чем-то похожи на людей. Они всё время куда-то бегут, торопятся, спешат… и зачем? – чтобы разбиться об острые прибрежные скалы.

Неужели и мы рождаемся на свет только за тем, чтобы… умереть… погибнуть? Нет.

Нам предначертано делать добрые дела. Зачем, спросите вы?

Так надо. Надо, чтобы оставлять у людей добрые воспоминания. Чтобы даже когда нас уже не станет, душа наша была бы жива. Нет- нет, совсем не так, как раньше, а хотя бы в сердцах других людей, в их памяти, в их мыслях.

Зачем же ещё совершать добрые дела? Чтобы сделать мир лучше.



А разве это под силу человеку, по сути, такому маленькому и беспомощному в этой бескрайней Вселенной. Может быть. Во всяком случае, стоит попытаться. Ведь в человеке сокрыта великая сила – сила его чувств. В нас таится огромный их мир, помогающий нам быть именно ЛЮДЬМИ, любящими и ненавидящими, счастливыми и несчастными, добрыми и злыми, талантливыми и не очень, такими одинаковыми и одновременно такими разными.

Иллюстрации учащихся 7-х классов

к лирическим миниатюрам А.И. Солженицына



Анастасия Меньшикова.

Утенок

Екатерина Леготина.

Лиственница



Лада Кокотеева.

Молния



Кристина Ткач.

Мы-то не умрем



Дмитрий Быков.

Утенок



Ксения Макарова.

Шарик



Наталья Мартынова. Утенок



Мария Кириллова.

Шарик



Кристина Ткач.

Костер и муравьи



Юлия Леготина.

Костер и муравьи

Литература и ресурсы сети Интернет

  1. Солженицын А.И. «Рассказы и крохотки», АСТ Астрель, 2000.

  2. Искусство в школе, М., №3, 2009.

  3. http://www.solzhenicyn.ru/

  4. http://www.solzhenitsyn.ru/zvuk/02/

  5. http://www.plexus.org.il/texts/krug_stol.htm

  6. http://www.rian.ru/spravka/20080804/150097590.html








Не превышай скорость 24 часа в сутки. Хуго Штейнхаус
ещё >>