Сборник содержит систему уроков по «Устной речи» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Средства выразительности устной речи» 1 48.34kb.
Рабочая программа по дисциплине: "Практика устной и письменной речи" 1 161.75kb.
Рабочая программа по дисциплине: "Практика устной и письменной речи" 1 143.5kb.
Рабочий день современного школьника 1 35.57kb.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков... 1 147.92kb.
Урока английского языка в 4 классе. Учитель иностранных языков: Камышанский... 1 33.25kb.
Сборник упражнений для развития устной речи «Говорим по-французски» 1 28.22kb.
Использование фрагментов художественных фильмов в обучении устной... 1 24.39kb.
Над безударной гласной на втором коррекционном этапе 1 322.63kb.
Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов II... 4 225.59kb.
Алгоритм работы над устной темой 1 162.5kb.
Кабинет начальной школы №1 Жученкова Е. А., Шевченко А. И 15 1536.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник содержит систему уроков по «Устной речи» - страница №1/6

Пояснительная записка.
Данный сборник содержит систему уроков по «Устной речи» в начальных классах, для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно-отсталых детей» под редакцией Г.С. Заляловой по теме «Зима».

В предлагаемом сборнике 25 планов-конспектов уроков, которые расположены в следующей последовательности: конспекты уроков в1классе, во 2 классе, в 3 классе, в 3 классе с детьми со сложной структурой дефекта, в 4 классе, уроки-конспекты по логопедии.

Основной целью уроков устной речи является обогащение и уточнение словаря.

На уроках в 1 и 2 классе основными задачами уроков является составление распространённых предложений по вопросам учителя, по предметным и сюжетным картинкам, проведение экскурсий-наблюдений, которые учат связному высказыванию по предложенному плану в виде вопросов (3- 4 пункта).

На уроках в 3 классе продолжается обучение учащихся называнию предметов и явлений. Задачей уроков является обучение правильным, полным и отчётливым составлениям распространённых предложений. Дети учатся использовать в речи новые слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Задачей уроков в 3 классе с детьми со сложной структурой дефекта является знакомство с предметами и явлениями в природе, составление простых предложений, заучивание четверостиший.

4 класс - это последний год обучения в начальной школе. Задачи уроков - построение распространенного предложения, посредством работы по плану, над интонацией голоса. На уроках отрабатывается навык составления описательного, повествовательного рассказа; формируется умение моделировать текст- рассуждение.

Конспекты уроков по логопедии предполагают формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

В разработках уроков содержится разнообразный материал по коррекции и развитию высших психических функций: словарная работа, нахождение и объяснение многозначности слова, работа с синонимами и антонимами, развивается наблюдательность и т.д. Конспекты уроков могут быть использованы учителями-дефектологами начальных классов в работе с умственно отсталыми и с детьми со сложной структурой дефекта, логопедами. Предлагаемые поурочные планы носят примерный характер, учителя могут вносить коррективы в составлении урока с учётом особенностей своего класса.

От авторов: Готман А.И., Бурик Н,В.,

Рагозина В.Г., Ковалдина И.Г.,

Тишкова М.А.



1 класс

Развитие речи
Тема урока: «Изменения в природе зимой» (Экскурсия).

Цель: Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

Задачи:

1. Систематизировать и обогатить знания детей о природе зимой.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе - синтезе.

3. Прививать любовь и бережное отношение к природе. Учить заботиться о птицах зимой (подкармливать их).



Оборудование: картинки с животными и птицами и их следы; кормушки и семена для подкормки птиц; термометр для измерения температуры воздуха.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:

Все кругом белым-бело


Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Догадались? Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима.

II. Подготовка учащихся к экскурсии.

Лексические упражнения: игра «Придумай слово».

Учитель называет слова – предметы, явления (мороз, холод, погода, ветер, снег, лед, небо, солнце) – ученики по цепочке образуют прилагательные (морозный, холодный, белый, пасмурное,…). После ответа ученика учитель ставит вопросы:

Учитель: О чем можно сказать «морозный»?

Ученик: День, воздух.

Учитель: Можно ли почувствовать морозный воздух в классе?

Учитель: Где можно почувствовать морозный воздух?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: О чем можно сказать «белый», «пасмурное», «ветреный»?

Ученик: Ответы детей.

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы пойдем на экскурсию и посмотрим, какие изменения произошли в природе: чем покрыта земля; во что одеты деревья; какие небо, солнце; есть ли ветер, дождь или снегопад; как живут птички; чем можно им помочь.

Учитель: Мы возьмем с собой линейку для измерения глубины снега. Мы возьмем и лопатку для раскапывания снега, семена – для подкормки птиц.

Учитель: Экскурсия-это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Идем все дружно, ни кто не убегает, не толкается, не кричит потому, что можно нарушить покой и птицы могут разлететься. А еще нельзя сходить с тропы, можно провалиться в глубокий сугроб.

Далее учитель распределяет поручения ученикам.

Учитель: А сейчас – в путь!

IV. Организованное сопровождение детей к месту экскурсии.

V. Первый привал “Неживая природа зимой”.

Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.

Учитель: Посмотрим на наш термометр, с помощью которого мы узнаем температуру воздуха. Зимой температура всегда ниже отметки 0градусов, это значит что на улице холодно.

Измеряется температура воздуха.

Учитель: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?

Ученик: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.

Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?

Ученик: Снег состоит из снежинок.

Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я вам прочитаю стихотворение, которое написал К. Бальмонта “Светло-пушистая снежинка белая…”, а вы попробуйте поближе рассмотреть снежинки.

Чтение стихотворения учителем.

К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности). Что можно сказать о снежном покрове сегодня?

Дети рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.

Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?

Ученик: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.

Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.

VI. Второй привал “Игровой”

Раз, два, три, четыре, пять,


(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.


(«идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,


(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,


(«крошат хлебушек» всеми пальцами)

С горки мы потом катались,


(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.


(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.


(отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.


(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

VII. Третий привал “Секреты живого мира”

Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?

Ученик: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.

Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?

Ученик: Ответы детей

Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10о. учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый. А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

Ученик: Следы.

Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных,  Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные картинки)

След белки


След лисицы



Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.

VIII. Четвертый привал “Зимующие птицы”

Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Ученик: Голод страшен птицам зимой.

Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?

Ученик: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).

Учитель: Пестрый дятел крикнет громко

Разогнав лесную тишь.

– А какие птицы прилетают с севера?

Ученик: Снегири.

Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири. (Показывает детям заранее приготовленные фото)

Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.

Учитель: Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев  ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!

Тетерев


Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.

Следы вороны


Следы сороки



Учитель: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?

Ученик: Развесить кормушки.

Учитель: Давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.

IX. Итог урока-экскурсии

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия?

Учитель: О чем мы с вами говорили на экскурсии?

Учитель: Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.

Составитель: учитель начальных классов Тишкова М.А.


1 класс

Устная речь
Тема: "Признаки зимы".

Цель: Уточнить представления о признаках зимы.

Задачи:

1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.



Оборудование: магнитофон, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает:

Мниться мне ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.


И.Бунин


(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

1. Щиплет щеки, щиплет нос,


Но не страшен нам :(мороз) Слайд

2. Говорю я брату: - Ох!


С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
Твой горох ведь это:(град) Слайд

3. На коньках я мчусь вперед,


Под ногами крепкий :(лед) Слайд

4. Стали звездочки кружиться,


Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а :(снежинки) Слайд

5. Зимние каникулы!


Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и: (коньки) Слайд

6. Наступили холода,


Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой) Слайд

Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Ученик: Со словом "зима".

Учитель: Какова будет тема нашего урока?

Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.

Учитель уточняет и открывает тему урока.

Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд

Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".

Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?

Ученик: Предположения детей.

Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.

Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Кто зимой из зверей спит?

Ученик: Медведь, еж.

Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?

Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.

Учитель: Признаки зимней погоды:

- становиться холоднее

- небо чаще покрыто облаками

- осадки выпадают в виде снега

- дни становятся короче, а ночи длиннее.

Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

Ученик: Стало очень холодно.

Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.

Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Ученик: Холодно.

Учитель: Снег - что это такое?

Ученик: Замерзшая вода.

Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!


Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд

Учитель: Рассмотрите снежинки.

IV. Физкультминутка.

Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)

V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.

Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)



VII. Закрепление материала.

Игра "Крестики-нолики".



Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.

Изменилась жизнь растений и животных?(+)

Осадки выпадают в виде снега? (+)

Дни становятся короче, а ночи длиннее ?(+)

На улице стало жарко?(0)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)



VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?

Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?

Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Составитель: учитель начальных классов Тишкова М.А.



2 класс

Развитие речи
Тема: Зима. Зимние забавы детей.

Цель: Уточнить знания учащихся о зиме; расширить их представления о зимних забавах.

Задачи:

1. Отработка умения составлять рассказ по опорам;

2. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении;

3. Воспитание мотивации к учебе;



Оборудование: конверты с осколочными картинками различных времен года, ИКТ.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: Какое время года наступило?

Ученик: Зима.

Учитель: Какое время прошло?

Ученик: Весна.

Учитель: Назовите все зимние месяцы.

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Чем зима отличается от других времен года?

Ученик: Ответы детей.

II. Введение в тему урока.

Учащимся на парты раздаются конверты с осколочными картинками. Они складывают картинки и определяют время года на своей картинке, а затем объясняют, почему это зима (лето, осень, весна).

Беседа «Признаки зимы».

К доске приглашаются только те дети, у которых на картинках «зима», и называют признаки зимы:

Ученик: Небо пасмурное, идет снег; на земле тоже лежит снег; деревья голые; на озёрах, реках и прудах лёд. Люди одеты тепло – в шубы и меховые шапки.

Отгадайте загадки:

1. Белое одеяло всю землю укутало.

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег) (Слайд)

2. Два деревянных брата

Побежали по лыжне куда-то. (Лыжи) (Слайд)

3. Я сажусь на них

И качусь с горы…

Ветер в ушах,

Блеск в глазах! (Санки) (Слайд)

4. Два коня есть у меня,

По воде везут меня.

Железные, блестящие –

Словно настоящие. (Коньки) (Слайд)

III. Физкультминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,


(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.


(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!


(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.


(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –


(медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.


(пожимают плечами, разводят руками)

IV. Изучение нового материала.

Объяснительная беседа.

Учитель: Вы видите на доске картинки. Зачем нужны эти предметы?

Ученик: Для развлечения, для занятия спортом.

Учитель: В какое время года их можно использовать?

Ученик: Только зимой.

Учитель: Кто катается на лыжах?

Ученик: И дети и взрослые.

Учитель: Какие виды лыж вы знаете?

Ученик: Горные, беговые.

Учитель: А вы любите кататься на лыжах?

Ученик: Ответы детей.

Уточняющий и систематизирующий рассказ учителя.

Учитель: Сейчас зима. Выпало много снега. На улице холодно. Но дети не боятся мороза. Они берут лыжи и бегут по лыжне в лес, катаются с горы. Даже жарко становится.



Учитель: Как одеваются лыжники?

Ученик: Свитер, тренировочный костюм, куртка, шапка.

Учитель: Так же одеваются и дети, которые катаются на коньках, на санках. Весело детям на санках с горы кататься. Щеки у них румяные. Весело зимой!

V. Закрепление.

Учитель: Дополни рассказ, называя картинки. (Слайд)

Зимою морозно. Идет (картинка снега). Бывают (картинка метели). Дети катаются на (картинки санок, лыж), лепят (картинка снеговика). (Картинка зайца) поменял шубку и стал беленьким. На деревьях можно увидеть (картинка снегиря).

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: О каком времени года мы говорили на уроке? (Слайд)

Ученик: О зиме.

Учитель: Назовите зимние месяцы.

Ученик: Декабрь, январь, ноябрь.

Учитель: Чем занимаются дети зимой на улице? (Слайд)

Ученик: Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.
Составитель: учитель начальных классов Тишкова М.А.

2 класс

Развитие речи



Тема урока: Сезонные изменения в природе зимой.

Цель: Уточнение и расширение представлений учащихся о признаках зимы и их причины.

Задачи:

1. Расширение и обогащение словаря учащихся.

2. Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей и отношений.

3. Воспитание любви к родной природе. Воспитание чувства прекрасного.



Оборудование: картинки, карточки со словами.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят.

Учитель: К какому уроку вы приготовились?

Учитель: Сейчас мы проверим, какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение – то возьмите жёлтую снежинку, если не очень хорошее – то зелёную, а если совсем плохое – то синюю.

II. Зарядка для язычка.

Учитель: Прочитайте чистоговорки.

Ок –ок – ок – выпал снежок.

Ул – ул – ул – ветер подул.

Ели – ели – ели – птицы улетели.

Оз – оз – оз – пришёл мороз.

Ма – ма – ма – наступила зима.



III. Введение в тему.

Учитель: Прочитайте и отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима).



(Показ картины на доске)

Учитель: По каким признакам мы узнаём, что наступила зима?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Посмотрите, какой чудесный зимний лес. Какой день изображён на картине?

Ученик: Морозный, ясный, безветренный.

Учитель: Какие деревья?

Ученик: Деревья заснеженные, надели красивые зимние наряды.

IV. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы узнаем, какие произошли изменения в природе, когда наступила зима.

Зарядка для пальчиков.

«Скалочка», «Пальчики здороваются»



Записать число и тему урока в тетрадь.

Учитель: Назовите зимние месяцы

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Запишите названия месяцев в тетрадь.

Учитель: Рассмотрите картину и ответьте:

-Какое время года изображено на картине?

- Почему вы решили, что это зима?

- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы, что вы заметили?



Ученик: Ответы детей.

V. Изучение нового материала.

1. Работа с календарём природы.

Учитель: Расскажите, какая сегодня погода, есть или нет ветер, снег, какая температура (один человек отмечает в календаре).

2.Беседа.

Учитель: Как люди приготовились к зиме? (Показ картины)

Ученик: Утеплили помещения, скотные дворы, заготовили дрова на зиму.

Учитель: Рассмотрите картину и расскажите как звери и птицы приготовились к зиме? (Показ картины)

Учитель: Как птицы приготовились к зиме?

Ученик: Перелётные птицы улетели на юг, зимующие птицы слетаются поближе к жилью человека.

Учитель: Почему они слетаются поближе к жилью человека?

Ученик: В лесах нет корма, спасаются от холода.

Учитель: А как мы можем помочь птицам?

Ученик: Сделать кормушки, подкармливать птиц.

Учитель: Почему мы называем птиц своими друзьями?

Ученик: Ответы детей.

VI. Физкультминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья стряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

И снова зима, снова лютая стужа.

И в нашем лесу стало тихо – послушай.

3. Дополни предложения:

На ветках снега бахрома.

Трещит мороз. Пришла …(зима).

- Что такое бахрома? (иней). (карточка со словом)

На окне букет из роз

Рисовал всю ночь…(мороз).

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка).



Учитель: А чем, ребята питается белочка зимой?

Ученик: Ответы детей.

VII. Итог урока.

Учитель: Назовите зимние месяцы.

Учитель: Признаки зимы.

Учитель: Каких животных можно встретить зимой в лесу?

Учитель: Чем занимаются люди зимой?

Учитель: Зимние забавы детей.

Оценивание.

Рефлексия.

Учитель: Сейчас проверим, как изменилось ваше настроение к концу урока. Если у вас хорошее настроение – то возьмите жёлтую снежинку, если не очень хорошее – то зелёную, а если совсем плохое – то синюю.

Составитель: учитель начальных классов Тишкова М.А.



2 класс

Развитие речи
Тема урока: Зима и ее особенности.

Цель: Уточнение и расширение представлений учащихся о признаках зимы и их причины.

Задачи:

1. Расширение и обогащение словаря учащихся.

2. Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей и отношений.

3. Воспитание любви к родной природе. Воспитание чувства прекрасного.



Оборудование: картинки, карточки со словами.
Ход урока.

I. Организационный момент.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Учитель: Похлопайте в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

II. Логопедическая зарядка.

Упражнение «Лягушка»

Открыть, закрывать рот – 5-6 раз.

Упражнение «Вкусное варение».

Облизывание языком верхнюю губу, нижнюю губу

Проговаривать: Утром на лыжах кататься пошли.

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Ученики выполняют все задания за учителем.



III. Введение в тему.

Учитель: Прочитайте текст.

Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идет снег. На земле лежат большие сугробы снега. Дует холодный ветер. Ветер поднимает снег с земли. Это – метель.

Дети читают текст по цепочке. Затем он закрывается, и на доску выставляются картинки опорного плана. Учитель предлагает учащимся восстановить последовательность предложений и правильно расставить на доске опорные картинки.

Пасмурно – Снег -



Ветер - Вьюга –

Учитель: О чем вы прочитали текст?

Ученик: О зиме.

Учитель: В какое время года бывают метели?

Ученик: Метели бывают зимой.

Учитель: Сколько в году зимних месяцев?

Ученик: Три месяца: декабрь, январь, февраль.

Учитель: Какая погода бывает зимой?

Ученик: Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идет снег. Дует холодный ветер.

Учитель: Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?

Ученик: О зиме.

Учитель: Тема нашего урока: «Зима и ее особенности». Мы поработаем с вами по календарю, уточним знания о зиме.
IV. Работа по теме урока.

Беседа с использованием календаря природы и картины «Зима».

Учитель: Какое время года сейчас идет?

Ученик: Зима.

Учитель: Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря? Как они выглядят?

Ученик: Все деревья без листьев, голые.

Учитель: Что лежит на земле и деревьях?

Ученик: Снег.

Учитель: Почему не видно травы и цветов?

Ученик: Трава и цветы повяли.

Учитель: Какая была погода в декабре? В январе? В феврале?

Ученики смотрят по календарю.

Учитель: Были ли в зимние месяцы солнечные дни, как часто?

Ученики смотрят по календарю.

Учитель: Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных?

Ученики смотрят по календарю.

Учитель: Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой?

Ученик: В шубы, шапки, т.д.

Учитель: Что дети делают зимой на улице?

Ученик: Дети играют в снежки, катаются на санках, лыжах, коньках

Учитель: Каких птиц вы видели зимой?

Ученик: Снегири, воробьи,

Учитель: Какие еще птицы остаются зимовать?

Ученик: Воробьи, вороны, синицы,

Учитель: Почему эти птицы не улетели на юг, в теплые края?

Учитель: Чем питаются птицы?

Ученик: Птиц подкармливают люди крошками, салом, крупой, т.д.

Учитель: Где насекомые, почему не видно бабочек, муравьев?

Учитель: Что делают лесные звери зимой?

Ученик: Кто-то залег в спячку, кто-то ищет себе добычу.

Учитель: Легко ли животным и птицам жить зимой?

Ученик: Очень тяжело.

Учитель: Да, ребята, зима это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им – подкармливают птиц, бездомных животные; лесники заботятся об обитателях леса – выкладывают на кормушку сено, соль. В то же время зима – это очень красивое время года: все кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу.

V. Физкультминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,


(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.


(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!


(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.


(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –


(медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.


(пожимают плечами, разводят руками)

VI. Рассказ учащихся о погоде.

Учитель: Посмотрите в окно и расскажите, какая сегодня погода. Пользуясь в рассказе схемами-опорами.

1.Солнце. 2.Небо. 3.Земля. 4.Деревья 5.Одежда людей.

6.Изменение в жизни зверей. 7.Изменения в жизни птиц. 8.Занятие детей.

VII. Обобщающая беседа о зиме.

Учитель: Мы с вами много говорили о зиме. А сейчас отгадайте загадки и объясните свой ответ.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома.

Зовут меня … (ЗИМА).



Учитель: Какие дела есть у зимы?

Учитель: Для чего она укрывает землю одеялом? Каким одеялом укрывает?

Учитель: Что значит: «белю дома, поля»?

Ученик: Ответы детей.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке? (СНЕЖИНКИ)

Учитель: Почему в руке вода? Почему снежинки не тают на пальто?

Ученик: Ответы детей.

Без рук, а рисует,

Без зубов, а кусает. (МОРОЗ).

Избушка новая – для всех столовая,

Зовет обедать, крошек отведать. (КОРМУШКА)

Учитель: Кто и где рисует? Что кусает?

Учитель: Для кого люди вешают кормушки? Зачем они нужны?

Ученик: Ответы детей.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (ЛЕД)

Летом – серый,

Зимой – белый. (ЗАЯЦ).

Учитель: Почему скользко? Почему весело?

Учитель: Почему заяц зимой белый, а летом серый?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Вот и подходит к концу холодная зима. Мы с вами узнали, что зима – это одно из четырех времен года. Кроме зимы еще есть: …(весна, лето, осень). Зима длится …(три месяца). Первый месяц зимы …(декабрь), затем идет …(январь) и последний, третий, месяц - …(февраль). Зимой всегда холодно. Дни чаще всего пасмурные. Идет снег. Деревья стоят голые. Земля покрыта снегом. Реки и пруды покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду. У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно они поселяются ближе к человеку. Мы должны заботиться о птицах, помогать им выжить в холодное время года.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Какое время года подходит к концу?

Ученик: Зима.

Учитель: Назовите зимние месяцы?

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Что происходит с природой зимой? Какие стоят деревья?

Ученик: Все деревья, кроме хвойных, голые.

Учитель: Что лежит на крышах домов и земле?

Ученик: Снег.

Учитель: Что надевают люди зимой?

Ученик: Теплую одежду.

Учитель: Как живется зверям и птицам зимой? Как им помочь?

Ученик: Очень трудно. Делать кормушки.

Учитель: Какие вы знаете зимние игры и развлечения?

Ученик: Катание на санках, лыжах, коньках. Играть в снежки, лепить снеговика.

Учитель: Назовите зимние праздники?

Ученик: Новый год, Рождество, 23 февраля.

Оценивание.

Составитель: учитель начальных классов Тишкова М.А.

3 класс

Устная речь

Тема: «Зимующие птицы: снегирь».

Цель: Развитие устной речи учащихся.

Задачи:

1. Формирование умения составлять рассказ по плану.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

3. Воспитание мотивации к учению.



Оборудование: предметные картинки, шаблоны птиц, ТСО, аудиозапись с голосами птиц.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: Сегодня 17 января, понедельник.

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

II. Введение в тему.

У учителя на панно картинки с изображением птиц, цветов, овощей, диких животных.



Учитель: У меня здесь перепутались все картинки. Я буду читать стихи, а вы должны отобрать те предметы, о которых в них говориться.

Птичка, птичка, Тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

Вот тебе водичка. Дятел в двери стук – стук – стук.

Вот тебе и крошки Открывай, жена, крючок -

На моей ладошке. В клюве вкусный червячок.
Кукушка кукует: Красногрудый, чернокрылый,

- Ку – ку! Ку – ку! Любит зёрнышки клевать.

Я песню сложила свою на лету. С первым снегом на рябине

И песенка эта простая: «ку – ку» Он появится опять.

Качается тихо в лесу на суку.

Ученики подходят к панно и отбирают картинки с изображением птиц.

Учитель: Кто и что у нас осталось?

Ученик: Цветы, овощи, домашние животные.

Учитель: Кого мы отобрали?

Ученик: Птиц.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю: «Зимующая птица; небольшая грудка, пузатенькая… Появляется со снегом, и зовут её…

Ученик: Снегирь.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о снегире и учится составлять рассказ по плану.

2. Физкультурная минутка.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 Хомка хочет сильным стать!



IV. Изучение нового.

Учитель: О ком мы сегодня будем говорить?

Ученик: Это снегирь.

Учитель: К какой группе предметов мы отнесём снегиря? Почему?

Ученик: Снегирь – это дикая птица, потому что он живёт в лесу и сам добывает себе пищу.

Учитель: Эту птицу называют зимующей. Почему?

Ученик: Она прилетает на зиму в наши края.

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Зимующие птицы: снегирь». Запишите тему в тетрадь.

(Проводится словарная работа.)

1. Словарная работа и рассказ учителя.

Учитель: Рассмотри картинки, назови птиц.

Ученик: Это самка самец и птенец.

Учитель: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой только прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.

Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой снегирей нетрудно: их красные грудки, голубовато – серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздаётся их низкий, звонкий посвист: жю – жю, жю – жю, жю – жю.

2. Составление описательного рассказа по плану.

Учитель: Сегодня мы будем составлять рассказ о снегире по плану.

На доске записан план.

Кто это?

Назови самца, самку, детёныша.

Какая это птица? Почему?

Назови основные части тела.

Чем питается?

Какие повадки этой птицы ты знаешь?



Ученики при фронтальном опросе моделируют фразы, опираясь на вопросы учителя и пункты плана.

3 . Обобщение.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорим?

Ученик: Мы сегодня говорим о лосе.

Учитель: Расскажите, пожалуйста, по плану об этой птице.

Один из учеников составляет рассказ, опираясь на пункты плана и помощь учителя.

При необходимости остальные дети дополняют ответы ученика.

Примерный рассказ ученика.

Это снегирь. Снегирь это зимующая птица. Он прилетает в наши леса поздней осенью или в начале зимы. Основные части тела: голова, туловище, ноги, хвост, крылья, клюв. Всё тело покрыто перьями. У самца грудка красного цвета, а у самки – серого.

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов.

V. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Какой у нас сейчас был урок?

Ученик: У нас был урок развития речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

Учитель: Каких птиц мы называем перелётными , а каких зимующими?

Ученик: Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края, а зимующие остаются на зиму в наших лесах.

Учитель: Каких ещё перелётных и зимующих птиц вы знаете?

Ученики называют птиц, опираясь на свои знания.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорили?

Ученик: Мы сегодня говорили о снегире.

Учитель: К какой группе предметов мы отнесём снегиря? Почему?

Ученик: Снегирь– это птица, потому что его тело покрыто перьями, у него две ноги, есть крылья, он умеет летать.

Учитель: Почему снегирь зимующая птица?

Ученик : Он остаётся зимовать в наших лесах.

Учитель: Чем питается снегирь?

Ученик: Снегири питаются семенами растений, рябиной..

Учитель: Что ещё вы узнали про снегиря?

Ученик: Весной снегири улетают далеко на север и там выводят птенцов.

Учитель: А сейчас послушайте голоса птиц и попробуйте определить кому они принадлежат.

Ученики слушают аудиозапись и определяют по голосам названия птиц.

Учитель оценивает работу детей.


Составитель: учитель начальных классов Бурик Н.В.

3 класс

Устная речь

Тема: «Сезонные изменения в природе: февральские приметы».

Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о сезонных изменениях в природе

зимой.


Задачи:

1. Формирование умения составлять описательный рассказ на основе анализа сезонных изменений в природе.

2.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

3.Воспитание заботливого отношения к животным и птицам.



Оборудование: предметные картинки, ТСО, аудиозапись.
Ход урока.
I.Организационный момент.

Учитель: Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

II.Введение в тему.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: Сегодня 7 февраля, день недели понедельник.

Учитель: Какой у нас сейчас урок?

Ученик: У нас урок развития речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

«Говорю неторопливо, очень внятно и красиво».



Учитель: Откройте тетради и запишите дату.

(Проводится словарная работа по написанию названия месяца и дня недели).

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какое сейчас время года? Назови зимние месяцы.

Ученик: Сейчас время года зима. Зимние месяцы декабрь, январь, февраль.

Учитель: Какое время года наступит после зимы? Назови месяцы.

Ученик: После зимы наступит весна. Весенние месяцы март, апрель, май.

Учитель: Какое время года наступит после весны? Назови месяцы.

Ученик: После весны наступит лето. Летние месяцы июнь, июль, август.

Учитель: Какое время года наступит после лета?

Ученик: После лета наступит осень. Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель: Сколько всего времён года? Сколько месяцев в году?

Ученик: Времён года четыре, а месяцев в году двенадцать.

IV. Изучение нового.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года. А какое, вы узнаете, отгадав загадку.

Что за тройка пролетела:

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

Ученик: Зима.

Учитель: Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима. (1слайд)

Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока. Но для этого вы должны отгадать загадку, которую она для вас приготовила.

Снег мешками валит с неба. (2слайд)

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?



Ученик: Февраль.

Учитель: Подумайте, как может называться тема нашего урока?

Ученик: Тема нашего урока «Февральские приметы» (3слайд)

2 . Работа по теме.

Учитель: Ребята, а февраль – это какой по счёту зимний месяц?

Ученик: Февраль по счёту третий.

Учитель: А какой по счёту в году?

Ученик: По счёту в году второй.

Учитель: О каком месяце говорят: «Году -начало, зиме- середина»?

Ученик: О январе.

Учитель: Назовите месяц, который год заканчивает.

Ученик: Декабрь.

Учитель: А теперь назовите нашей гостье все зимние месяцы по порядку.

Ученик: Декабрь, январь, февраль.(4 слайд)

Учитель: Волшебница-Зима предлагает вспомнить загадку и сказать, какие природные явления указывают на февраль.

Ученик: Бураны, метели, сугробы снега.

3. Работа по карточкам.

Учитель: Подбери правильное описание месяца.

Ученик: Декабрь – дни короче, длинные ночи, образование снежного покрова, резкое понижение температуры. Январь – вся природа спит под снегом, снегопад, стойкие морозы, школьные каникулы. Февраль – день становится длиннее, ночь короче, вьюги, метели, бывает оттепель.

4. Физкультурная минутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

5. Обобщение и закрепление.

Учитель: Ребята, февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг.

Наша гостья хочет узнать, а знаете ли вы, почему этот месяц так называют?



Ученик: В феврале бывают метели и вьюга.

Учитель: В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга.

Как вы думаете, от какого слова могло произойти слово «метель»? «вьюга»?

Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (5 и 6 слайд)

Сильную метель называют бураном или пургою.



Учитель: Давайте расскажем нашей гостье, какие природные явления наблюдали вы за месяц.

Ученик: Ветер, морозы, вьюга.

Учитель: А ещё в феврале часто бывает и оттепель. (7 слайд)

Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять.



Учитель: А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период?

Ученик: Капель.

Учитель: Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

Учитель: А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.

Учитель: Кого из лесных жителей можно встретить в зимнем лесу?



Ученики называют животных и птиц.

Учитель показывает предметные картинки.

Учитель: Какие животные проводят зиму в спячке?

Учитель показывает предметные картинки.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, кому трудно приходится зимой?

Ученик: Животным и птицам.

Учитель: Февраль – самый последний, самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках, и в подземных кладовых. И птицы нередко голодают. Как же вы можете помочь и животным, и птицам пережить это трудное время?

Ученик: Можно сделать кормушки и сыпать туда корм.

Учитель: Но как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник. Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.

6. Работа в тетради.

Учитель: Запишите основные приметы февраля в тетрадь.

Ученики записывают слова, проводится словарная и орфографическая работа.

V. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Какой у нас сейчас был урок?

Ученик: У нас был урок развития речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

Учитель: Какое сейчас время года? Назови зимние месяцы.

Ученик: Сейчас время года зима. Зимние месяцы декабрь, январь, февраль.

Учитель: Какое время года наступит после зимы? Назови месяцы.

Ученик: После зимы наступит весна. Весенние месяцы март, апрель, май.

Учитель: Какое время года наступит после весны? Назови месяцы.

Ученик: После весны наступит лето. Летние месяцы июнь, июль, август.

Учитель: Какое время года наступит после лета?

Ученик: После лета наступит осень. Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель: Сколько всего времён года? Сколько месяцев в году?

Ученик: Времён года четыре, а месяцев в году двенадцать.

Учитель: О каком времени года и месяце мы говорили?

Ученик: Мы говорили о зиме и феврале.

Учитель: Давайте попробуем составить рассказ о феврале.

Ученики составляют рассказ по опорным словам и фразам: «Время года - … . Зимние месяцы - …, …, … . Приметы февраля … . Метель и вьюга …».

Учитель: Что ещё вы узнали нового?

Ученик: В феврале у некоторых животных бывают свадьбы. У медведицы появляются маленькие медвежата.

Учитель: В народе говорят: «Февраль и вьюжит, и кружит, и бока греет».

И всё же, февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года.

И сейчас ребята прочитают нам отрывки из стихотворений.

Ученики читают стихотворения под музыку.
С.Есенин «Берёза»

1. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустила кисти

Белой бахромой…


А.С.Пушкин «Зимнее утро»

2. А нынче, погляди в окно!

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит…
С.Я.Маршак «Февраль»

3. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.
Учитель оценивает работу детей.
Составитель: учитель начальных классов Бурик Н.В.

3 класс

Устная речь

Тема: «Зимующие птицы: синица».

Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимующих птицах.

Задачи:

1. Формирование умения составлять описательный рассказ по плану.

2. Коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании.

3. Воспитание мотивации к учению.



Оборудование: предметные картинки, разрезные картинки с изображением птиц, карточки с новыми словами для словарной работы, ТСО, аудиозапись с голосами птиц.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.



II. Введение в тему.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: Сегодня 19 января, среда.

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

III. Актуализация опорных знаний.

У учителя на панно картинки с изображением птиц: голубь, снегирь, синица, воробей, сорока. Картинки пронумерованы.

Учитель: Посмотрите и запомните предметы, изображённые на картинках.

Ученики называют названия птиц.

Учитель: Назовите цифры, которыми были пронумерованы картинки.

Ученики называют цифры.

Учитель: Назовите картинку под № 4, № 5, № 3, № 1, № 2.

Ученики называют картинку.

Учитель: Кто нарисован на всех картинках.

Ученик: На всех картинках нарисованы птицы.

Учитель: Какие это птицы?

Ученик: Это дикие, зимующие птицы.

Учитель: Почему?

Ученик: Они живут в природе и на зиму остаются в наших краях.

IV. Изучение нового.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сложите части картинок так, чтобы получилось правильное изображение.

Ученикам даются конверты с разрезными картинками, на которых изображены разные виды синиц.

Учитель: Кто изображён на всех картинках?

Ученик: На всех картинках изображены синицы.

Учитель: Как вы думаете, о какой птице мы будем сегодня говорить?

Ученик: Мы будем говорить о синице.

Учитель: К какой группе предметов мы отнесём синицу? Почему?

Ученик: Синица – это дикая птица, потому что она живёт в природе и сама добывает себе пищу.

Учитель: Эту птицу называют зимующей. Почему?

Ученик: Она остаётся на зиму в наших краях.

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Зимующие птицы: синица». Запишите тему в тетрадь.

(Проводится словарная работа.)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о синице и продолжать учится составлять рассказ по плану.

2. Словарная работа и рассказ учителя.

Учитель: Рассмотри картинки, назови птиц.

Ученик: Это синицы.

Учитель: Они похожи между собой или отличаются?

Ученик: Отличаются цветом перьев, хвостом, размером, клювом.

Учитель: Послушайте внимательно мой рассказ и постарайтесь запомнить.

У нас живут синицы нескольких видов, но самая известная – большая синица. Она очень быстро перепархивает с ветки на ветку. У неё очень деловой вид. И неудивительно: у неё прекрасный аппетит, да ещё и детишек надо накормить. За лето большая синица дважды выводит птенцов. Вот почему ни минуты она не бывает спокойна. За время выкармливания птенцов пара синиц может охранять фруктовый сад в сорок деревьев!

Синицы – лазоревки похожи на больших птиц, только меньше их. Вместо тёмно – синих пёрышек, имеющихся у больших синиц, у лазоревок – нежно – голубые, лазоревые.

Они ещё подвижнее, чем большие синицы. Выискивая насекомых, они повисают то вниз головой, то усаживаются как – то боком.

Такие же вертлявые, подвижные и синички – московки. Их можно встретить не только в Москве, но и очень далеко от столицы. И всюду они заняты с утра до позднего вечера, всюду делают своё доброе дело – поедают вредных насекомых.

Хохлатую синицу тоже легко узнать: она похожа на своих сестёр, но у неё ещё есть и остренький хохолок. А вот длиннохвостая синица сильно отличается от них. Издали её можно принять за хвостатый шарик: клюв очень маленький, голова втянута, а хвост гораздо длиннее самой птички. Но в её поведении много общего с другими синицами. А главное, она так же полезна, как и другие синицы.



Учитель в ходе своего рассказа вывешивает карточки с новыми словами и проводит словарную работу.

3. Составление описательного рассказа по плану.

Учитель: Сегодня мы будем составлять рассказ о синице по плану. Отвечая на вопросы, вы можете использовать слова, данные на доске.

Ученики читают слова, проводится словарная работа.

На доске записан план.

Кто это?


Назови полное название этой птицы.

Какая это птица? Почему?

Назови основные части тела.

Чем питается летом, а чем зимой?

Какие повадки этой птицы ты знаешь?

Пользу или вред приносит эта птица.



Ученики при фронтальном опросе моделируют фразы, опираясь на вопросы учителя и пункты плана.

4. Физкультурная минутка.

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома. воображаемый ком

Стоит наша баба у самых ворот. рисуют руками три круга

Никто не проедет, никто не пройдет. Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе, Идут по кругу, последние слова

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит один ребенок.

5. Обобщение.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорим?

Ученик: Мы сегодня говорим о синице.

Учитель: Расскажите, пожалуйста, по плану об этой птице.

Один из учеников составляет рассказ, опираясь на пункты плана и помощь учителя.

При необходимости остальные учащиеся дополняют ответы ученика.

Примерный рассказ ученика.

Это большая синица. Синица это зимующая птица. Она остаётся зимовать в наших краях. Основные части тела: голова, туловище, ноги, хвост, крылья, клюв. Всё тело покрыто перьями. Грудка жёлтого цвета, а крылья, головка и хвост - тёмно – синего .

Зимой синицы питаются семенами сорных растений и ягодами. Также они прилетают к кормушкам, которые развесили люди. Летом питаются вредными насекомыми. Большая синица за лето два раза выводит птенцов. Она приносит большую пользу человеку, так как поедает много вредных насекомых.

V. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Какой у нас сейчас был урок?

Ученик: У нас был урок развития речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

Учитель: Каких птиц мы называем перелётными , а каких зимующими?

Ученик: Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края, а зимующие остаются на зиму в наших лесах.

Учитель: Каких перелётных и зимующих птиц вы знаете?

Ученики называют птиц, опираясь на свои знания.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорили?

Ученик: Мы сегодня говорили о синице.

Учитель: К какой группе предметов мы отнесём синицу? Почему?

Ученик: Синица – это птица, потому что её тело покрыто перьями, у неё две ноги, есть крылья, она умеет летать.

Учитель: Почему синица зимующая птица?

Ученик : Она остаётся зимовать в наших лесах.

Учитель: Чем питается синица?

Ученик: Синицы питаются семенами растений, а летом поедают вредных насекомых..

Учитель: Что ещё вы узнали про синиц?

Ученик: Есть большая синица, синица – лазоревка, синичка – московка, хохлатая синица и длиннохвостая синица. Они отличаются цветом перьев, размером туловища, длиной клюва и хвоста. Но все они приносят большую пользу, так как уничтожают вредных насекомых.

Учитель оценивает работу детей.


Составитель: учитель начальных классов Бурик Н.В.


3 класс

Устная речь

Тема: «Зимние забавы детей».

Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимних играх.

Задачи:

1. Формирование обобщённых понятий на основе упражнений в классификации.

2. Развитие устной речи на основе упражнений в моделировании фразы, опираясь

на вопросы учителя.

3.Воспитание мотивации к учению.


следующая страница >>



Честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости. Владимир Ленин
ещё >>