Сборник «Права человека в современном мире» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Иммануил Морис Валлерстайн Непреодолимые противоречия либерализма... 1 253.5kb.
Художественное образование в современном мире 13 2522.9kb.
Права человека в современном мире 1 91.82kb.
Введение актуальность темы исследования 11 1651.63kb.
Вопросы экзамена по дисциплине «Права человека» 1 36.96kb.
Программа дисциплины Права человека в современном международном праве... 1 143.06kb.
Философское эссе «Проблема подлинного и неподлинного существования... 1 57.27kb.
Психология человека в современном мире 27 6694.29kb.
Международно-правовые проблемы геноцида в современном мире 1 162.83kb.
Что такое права человека 1 33.73kb.
Реферат «Место курса «Наука и техника в современном мире» 1 103.81kb.
План огласительных бесед перед таинством Крещения 1 24.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник «Права человека в современном мире» - страница №1/1

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

2, сентябрь 2003 г.



текстовая версия
Новости
Издан сборник «Права человека в современном мире»

Юниорский союз «Дорога» издал новую книжку под названием «Права человека в современном мире». Это – путеводитель участника одноименного конкурса. Он предназначен для старшеклассников, которые хотят отправить на этот конкурс свою творческую работу по теме прав человека.

Тираж сборника – 1200 экземпляров. Он будет бесплатно распространен по школам, библиотекам и правозащитным организациям Северо-запада России. Получить эту книжку «совершенно безвозмездно» можно в штабе Юниорского союза «Дорога» в Петрозаводске по адресу: проспект Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, вход со двора (среда с 18 до 20 часов, воскресенье с 11 до 17 часов). Текст сборника также можно прочитать на веб-сайте конкурса «Права человека в современном мире»: http://doroga.karelia.ru/oon2003/

Тема номера: история одного потопа
Как топят в школе

Через несколько минут после начала урока раздался стук в дверь. Учитель вышел из класса и вскоре вернулся с взволнованным лицом. Урок было продолжился, но тут погас свет.

Так началась эта история.

Когда учитель снова вышел из кабинета, ученики стали проявлять любопытство. Несколько ребят выглянули за дверь. По коридору разливалась огромная лужа горячей воды. Вода залила почти половину коридора.

Учитель вернулся, и, как ни в чем ни бывало, продолжил урок. Вдруг появился завуч:

- Покиньте школу! Вода уже у порога!

И что же, вы думаете, ответил учитель?

- Мы еще не записали домашнее задание!

Только после того, как задание на дом было записано в дневники, ребята стали собираться. Их путешествие оказалось не хуже перехода речки вброд. Все дружно закатали джинсы и отправились в далекое плавание.

В коридорах и на лестнице везде была вода. Школа превратилась в кикиморово царство.

Через некоторое время класс оказался на улице. На стадионе собралась вся школа. Все галдели в ожидании своей участи.

Представитель администрации отдал распоряжение:

- Девочкам из 9–11 классов остаться помочь убрать школу! Мальчики могут идти домой.

Как и следовало ожидать, на всех тряпок не хватило. Часть девчонок осталась ждать новых указаний на улице. Тут к ним подошла учительница начальных классов. Она попросила вынести из класса портфели малышей. Девушки сходили в класс, принесли портфели, и дети бросились их разбирать. Девочки еще немного подождали, а потом пошли домой.

Но из-за чего начался потоп? Как объяснили учителя, после подачи отопления прорвало батарею. Утром слесарь приходил проверить состояние труб. Одна батарея оказалось не в лучшем состоянии. У слесаря не было нужного инструмента, поэтому он решил отремонтировать батарею после уроков. А тепло в школу дали.

Администрация школы не предупредила учеников об опасности. Один мальчик решил, как обычно, повозиться с батареей. Но вдруг батарея оторвалась, и кипяток хлынул на пол. Ученики успели вовремя отпрыгнуть.

Родителей этого мальчика вызвали в школу. О чём с ними беседовали – неизвестно. Скорее всего, поблагодарили родителей за то, что они воспитали такого шустрого ребенка, который сумел вовремя отскочить от струи кипятка и не попал на больничную койку. Ведь, если разобраться, то обвинять мальчика не в чем.

На следующий день уроки возобновились. Всю школу ждал сюрприз. Стало известно, что пропущенный из-за потопа четверг переносится на субботу. Ученики ликовали: ведь это замечательно, что завтра не придётся весь день скучать дома, а можно заняться настоящим делом – учебой!


Родительский совет

Наш опрос

Ребята из редакции газеты «Школа – территория закона» решили узнать, как в подобной ситуации на месте школы поступили бы родители. Мы задали вопросы родителям учеников разных школ.


В школе, где учится Ваш ребенок, с утра слесарь обнаруживает, что вот-вот лопнет труба с горячей водой. Как должна поступить школа?
Эвакуировать этаж, который может пострадать, перевести учеников в другие кабинеты, а учителей поставить батарею охранять!

Николай Иванович, отец ученицы 2 школы
Предупредить учащихся, рассказать правила техники безопасности, чтобы несчастных случаев не было.

Светлана Александровна, мать ученика 8 школы
В мэрию позвонить. Всех на ноги поднять! Как это так?!!

Наталья Вилорьевна, мать ученицы 42 школы
Итак, 100% родителей считают, что необходимо принять срочные меры: эвакуировать детей с опасной территории или перекрыть этаж. Главное - чтобы дети к этой батарее не подходили. 25% опрошенных считают, что нужно рассказать детям об опасности и объяснить, как себя вести. Остальные 75% предлагают устроить у батареи почетный караул учителей или старшеклассников.
Дети по-прежнему находятся в школе. Батарея лопнула, коридор заливает горячей водой. Как должна поступить школа?
Детей с нижних этажей срочно эвакуировать! А тех, кто на этом этаже, не выпускать из класса, пусть встанут на стулья. И аварийку вызвать!

Наталья Викторовна, мать ученицы 2 школы
Во-первых, перекрыть воду, во-вторых, эвакуировать детей. А уж потом что-то делать.

Юрий Николаевич, отец ученицы 28 школы
Мнение родителей оказалось одинаковым. 98% твердо ответили, что детей нужно вывести из школы. Но только 13% пояснили, что неплохо бы отпустить их домой. А остальные что предлагают с промокшими школьниками делать?
Дети выведены из здания и стоят у крыльца. Школьные коридоры залиты водой. Как должна поступить школа?
Конечно, отпустить детей! А учителям, техническим работникам и администрации начать приводить школу в порядок.

Николай Иванович, отец ученицы 2 школы
Отправить всех детей домой.

Ольга Ивановна, мать ученика лицея № 1
Привлечь старшеклассников. Уже взрослые – пусть помогают!

Ольга Григорьевна, мать ученика
60% родителей за то, чтобы отпустить детей домой, а порядок в школе наводить силами персонала школы. 27% родителей предлагают оставить школьников, а особенно старшеклассников, заниматься уборкой.
Из-за аварии оказался пропущен учебный день. Как должна поступить школа?
Ну, как-то наверстать пропущенные часы: раскидать по дням, убрать выходной или уменьшить каникулы.

Юрий Николаевич, отец ученицы 28 школы

Пусть самостоятельно тему изучают!


Ольга Григорьевна, мать ученика
Не по вине детей же день пропущен. Нагонят как-нибудь!

Наталья Вилорьевна, мать ученицы 42 школы
Здесь мнения родителей разделились. Одни (45%) считают, что нужно возмещать пропуск за счет свободного времени. Например, перенести учебу на выходной, забрать день каникул или добавить пропущенные уроки в расписание других дней. Но оставшиеся 55% считают, что дети в происшествии не виноваты, поэтому отбирать у них личное время нельзя. Пусть учителя уплотняют материал – проходят за урок не одну тему, а две или предлагают школьникам изучить пропущенное самостоятельно, а потом разобрать непонятное.
Потоп и права человека

Наш комментарий

Вроде бы, обычная история: подумаешь, прорвало трубу – ничего особенного! Но, оказывается, на примере этого случая можно увидеть многие проблемы из области прав человека.

Об этом – в наших комментариях:
О праве на охрану здоровья

Статья 41 Конституции России гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья».

В статье 32 Закона «Об образовании» говорится: «Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса».

Зная, что батарея находится в аварийном состоянии, школа должна была сделать все необходимое для того, чтобы не произошло несчастного случая. Ведь авария отопления могла привести к печальным последствиям. Могло пострадать не только школьное имущество, но и здоровье ребят. Кто-то мог получить ожог, кто-то – травму, кто-то – удар током из-за замыкания проводки. То, что этого не произошло – большая удача.

Если школа не приняла предупредительных мер для того, чтобы люди были в безопасности, можно говорить о нарушении школой права на охрану здоровья.

Статья 41 Конституции заканчивается так: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Это означает, что администрация школы была обязана сообщить учителям и ребятам об опасности сразу после того, как о ней стало известно.


О запрете принудительного труда

Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещен».

То же самое записано и в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.»

Это означает, что школа не имела права приказывать девушкам 9-11 классов брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах. Обратите внимание на жесткую формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им спасать школу, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

При этом школа должна учитывать, что даже если ребенок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны. В этом случае у родителей будут все основания жаловаться на школу или даже подать в суд. Поэтому школе полезно заранее, не дожидаясь потопа, выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».


О праве на собственность

Личные вещи – это собственность. А собственность охраняется законом.

В нашей истории случилось так, что ученики одного из младших классов оказались на улице, а их личные вещи остались в кабинете. Конечно же, в этой ситуации ответственность за личные вещи детей несет школа. Значит, школа должна сделать всё необходимое, чтобы дети получили свои школьные портфели с находящимися в них учебниками, тетрадками, яблоками и шоколадками в целости и сохранности.

Учитель решил эту проблему так: попросил старшеклассниц вынести портфели малышей из класса на улицу. Но ведь старшеклассницы – хоть они большие и умные – по закону тоже являются детьми. И они не могут отвечать за чужое имущество. Это означает, что никаких гарантий сохранности вещей младшеклассников в тот момент не было.

Есть и другая сторона. Если бы кто-то из детей, разбирая свой портфель перед эвакуированной школой, заявил, что у него пропала стирательная резинка, то это привело бы к разбирательствам, в которые были бы втянуты не только дети и их учительница, но и старшеклассницы, выносившие портфели. А если бы речь зашла о каком-либо ценном предмете, то добровольная помощь могла бы обернуться для старшеклассниц разбирательствами посерьезнее.

На этом примере видно, что к вопросам собственности необходимо относиться очень внимательно и осторожно.

Как можно было бы поступить в этой ситуации? Лучше всего – чтобы портфели детям вынесли работники школы.
О гендерном равенстве

Каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу. Это называется гендерным равенством. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ни что иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Школа не может налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков. В нашей истории это произошло, когда девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой. Собственно, почему не наоборот? Мальчиков нельзя принуждать к труду, а девочек – можно? Это и есть типичный пример нарушения гендерного равенства.

Как было бы лучше поступить школе? Очень просто – не делить старшеклассников на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.


О праве на отдых

То, что каждый имеет право на отдых – общеизвестно. В нашей истории можно говорить о нарушении и этого права.

В четверг по причине аварии были отменены занятия. В пятницу, придя в школу, дети узнают, что выходной субботний день – а он уже завтра – будет из-за этого учебным. Представьте изумление родителей, которые запланировали провести субботний день вместе со своими детьми! Неожиданным решением администрации школы они поставлены перед сложным выбором – либо лишить своего ребенка отдыха, либо – образования! Скорее всего, ни к чему хорошему это не приведет: часть детей не придет на уроки, другая часть обидится на школу из-за отмененных субботних поездок.

Нужно ли было объявлять выходной день учебным – вопрос спорный. Но даже если это было действительно необходимо, нельзя оповещать об этом решении за день до «пропавшего выходного». В крайнем случае, можно было отменить следующий субботний выходной. А до этого обсудить проблему потерянного учебного дня с представителями учеников и родителей. Принимать решение необходимо с учетом их мнения и норм устава школы.



Продолжаем разговор

В прошлом выпуске нашей газеты мы рассказали о проблемах, связанных с вынужденной покупкой ряда школьных учебников за свой счет. На этой почве между учителями и учениками возникло немало конфликтных ситуаций с самого начала учебного года.

Своё мнение по этому вопросу высказывает Евгений Криштафович – руководитель молодёжной организации “Открытая Республика” из Эстонии.
Либо учебники – либо забастовка

Прочитал я историю про инвестиции в учебники... Странно, если не сказать больше! Школа в принципе не может применять санкции к детям, которые не могут или не хотят за свои деньги приобретать учебники. Вашим правозащитным организациям советую применить санкции к самой школе, в том смысле, что те учебные заведения, где такие дела творятся, неплохо бы тряхнуть на предмет целевого использования средств. Далее трясти можно муниципалитет (город, село, район и т.д.), субъект федерации (республика, область и т.д.). И вплоть до Кремля. Интересно, как отреагирует Правительство и Президент РФ, если, скажем, Кофи Анан в ООН получит письмо от школьников какого-нибудь Зареченска, которые дружно напишут ему, что у них нет учебников? Я думаю, проблема решится быстро.

Вспоминая свои школьные годы, могу сказать, однако, что поборы на литературу у нас тоже существовали. Но это была дополнительная литература, приобретение которой не было предусмотрено учебным планом. Например, мы просили завуча, при случае, купить в Париже редкий учебник французского языка, который стоил очень дорого и которого не было ни в школьной библиотеке, ни даже в библиотеке Французского Культурного Центра (там кончились). Вот это я помню хорошо, но здесь у меня претензий никаких нет, ибо это была наша проблема, что мы хотели учиться по этим учебникам. За свой счёт приобретали только дополнительные материалы и рабочие тетради.

В Эстонии родители получают перед 1 сентября 500-600 крон дополнительного пособия на каждого ребёнка (35-40 долларов), которое должно, по идее, покрывать связанные со школой общие расходы. Разумеется, этих денег мало. После вашей статьи я стал искать, как трактует подобные казусы наше законодательство и так и не нашёл нормы, по которой школа обязана предоставить всем ученикам все необходимые учебники. Положение о том, что всех учеников до 4 класса включительно должны бесплатно кормить – присутствует, а вот то, что и расходы на учебные материалы должны покрываться из бюджета, почему-то не предусмотрено.

Здесь, правда, есть одно но. Ученик имеет право один или вместе с родителями явиться к директору или владельцу школы (государство, муниципалитет или частный владелец) и затребовать все финансовые документы, включая бюджет и бухгалтерию, для того, чтобы лично проверить, есть ли у школы или её владельца деньги на покупку недостающих учебников. Можно осуществить эту процедуру и через письменный запрос в контрольные органы. Если деньги есть, то потребовать учебники можно через административный суд (процедура несложная). Я, признаться, никогда не сталкивался с такой проблемой, хотя правами учеников занимаюсь не первый год, но если такой случай попадётся, то готов из своего кармана заплатить пошлину (благо она составляет всего 10 крон – меньше 1 доллара), чтобы создать прецедент в назидание потомкам.

Здесь есть ещё один маленький момент: пресса, если ей сообщить, что в какой-нибудь тьму-тараканьской школе в каком-нибудь приграничном уезде школьники сидят без учебников и вынуждены покупать их за собственные деньги, отреагирует мгновенно. Общественность, естественно, тоже. Кто же захочет рисковать рейтингом правительства из-за таких пустяшных расходов, как школьные учебники?! Поэтому я не очень верю, что мы столкнёмся с таким прецедентом.

Так что можно считать, что такая ситуация исключена в Эстонии благодаря общественному контролю. Я думаю, России стоит применить этот же механизм: у вас ведь в декабре выборы в Думу! Найдите того политика из местных, по кому педалирование этой ситуации больше всего ударит, и кто в состоянии ваши проблемы решить. И начните с ним торговаться: либо даёшь детям книги, либо жди забастовки. Должно помочь.
Евгений Криштафович

Невыдуманные истории
Вот тебе и презумпция невиновности!

В одной из школ закончились уроки. Радостный мальчик пошёл в гардероб и подал гардеробщице свой номерок, надеясь получить родную куртку. Марь Ванна принесла куртку и спросила его:

«Ты случайно не знаешь, куда подевались 6 номерков, висевших рядом с твоей курткой?»

«Нет, не знаю!» - ответил ученик.

«А я знаю! Это ты их украл!»

«Но зачем они мне?» - удивился школьник.

«А вдруг ты из них дома табуретки делаешь?!»

Если вспомнить Конституцию, то там есть такое умное понятие – презумпция невиновности. Это означает, что никто не имеет права называть тебя виновным до того, как об этом объявит суд. Значит Марь Ванна, обвинив мальчика, нарушила его право? Вот вам и презумпция невиновности!!!


Нюх на списывание

В наш класс пришёл новый учитель физики. На первом же уроке он объявил:

«Когда я увижу две и более одинаковых работ, то первой, которую встречу, я оценку не снижаю. А всем последующим ставлю двойки».

В ответ на это один из учеников заметил:

«Правильный ответ – один. И не удивительно, что Вы можете встретить один и тот же ответ и похожие способы решения задач в наших работах!»

Учитель заявил:

«Я разберусь, кто списывал, а кто нет!»

Получается так: ты правильно решил задачу, кто-то у тебя списал, и тебе ставят двойку? Презумпция невиновности страдает!



Из школы – в морг


В понедельник, 22 сентября, один класс организованно отправился изучать строение внутренних органов в анатомический музей. Этот музей находится при республиканской больнице. Там в большом ассортименте представлены человеческие трупы в разных степенях «извращения». Во время экскурсии одному ученику от представленного ужаса стало плохо. Оставшуюся часть увлекательного осмотра органов он провел на стуле. Вот такая занимательная анатомия!
____________________
Школа – территория закона
Детская правозащитная газета

2, сентябрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»
Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».
Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков и другие.




Свидетелей стало труднее ловить, чем преступников. Юрий Шнейдер
ещё >>