Сборник методических материалов из опыта работы школы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник методических материалов по курсу 2 617.47kb.
Сборник методических материалов 1 288.61kb.
Сборник методических материалов 12 1296.54kb.
Сборник методических материалов 1 169.02kb.
Сборник методических материалов (из опыта работы учителей гуманитарного... 4 515.39kb.
Сборник методических материалов по курсу 1 446.61kb.
Сборник методических материалов курса 1 185.32kb.
Сборник методических материалов по курсу Финансовый менеджмент 1 212.24kb.
Сборник методических материалов по курсу экологическое право 1 332.88kb.
Сборник методических материалов по курсу экономическая теория 7 619.6kb.
Сборник методических материалов по курсу Правовые основы журналистики 1 343.54kb.
Наблюдения за техническим состоянием трех герметизирующих конструкций... 1 74.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник методических материалов из опыта работы школы - страница №1/3


geo3.wmf

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23 города Костромы

«Реализация

регионального компонента

в воспитательном

пространстве школы»

(Сборник методических материалов

из опыта работы школы)


Кострома

2009г.

Задача патриотического, гражданского, нравственного воспитания является ключевой для любого современного образовательного учреждения, т.к. от её решения во многом зависит сохранение духовно-нравственного потенциала России.

Неотъемлемой частью воспитательной системы МОУ СОШ №23 города Костромы (вот уже на протяжении более 30 лет) является духовно-нравственное и историко-культурное воспитание учащихся на примере культуры Костромского края. Ведь краеведение - это не только краелюбие, это и человеколюбие, и только через судьбы близких ребёнку людей можно воспитать уважение к делам и предшествующих, и нынешнего поколений.

Реализация регионального компонента в воспитательном пространстве образовательного учреждения проходит по двум направлениям: внеклассная работа и деятельность школьного краеведческого музея культуры.

Форм реализации множество: классные часы, ярмарки, литературно-музыкальные композиции, творческие встречи и т.д. Наиболее интересной, активной и увлекательной формой являются традиционные краеведческие экспедиции по районам Костромской области (14 экспедиций).

Гордостью школы по праву считается школьный краеведческий музей культуры (руководитель – Шапорова Т.С., Заслуженный учитель РФ). Советом музея разработаны и проводятся сотни экскурсий различной тематики, традиционными стали такие мероприятия, как «Крещенский вечерок» (вечер чертовщины), календарные народные праздники, встречи с ветеранами. Важно отметить, что большинство экспонатов музея привезено из краеведческих экспедиций.

С 2006 года школа вышла на международное сотрудничество. С большим интересом прошли встречи в нашем образовательном учреждении со школьниками из Черногории и Болгарии.

Целенаправленная воспитательная работа способствует формированию нравственного, духовного идеала, гражданского становления и самоопределения личности.

В предложенном сборнике собраны методические разработки внеклассных мероприятий (из опыта работы педагогического коллектива МОУ СОШ №23 города Костромы), которые будут полезны не только учителю- предметнику, но и классному руководителю.
Директор МОУ СОШ №23 города Костромы С.Н.Абрамова
КОСТРОМСКАЯ ЯРМАРКА

(сценарий праздника 4 – 8 кл.)


Цель: расширить представления школьников о традициях родного края, его культурном наследии.
Задачи: развивать любовь детей к родному краю

воспитывать достойного, любящего и знающего родную культуру и

родной язык Гражданина Отечества;

формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи;

овладевать коммуникативными навыками и умениями.


Оформление: торгующие палатки, каждая из которых имеет вывеску, зазывалу, расхваливающего свой товар. Здесь же расположен город мастеров, где ребята работают над своими поделками: плетут, вышивают, вяжут и т. д. Рядом с городом находится “чайная” c самоваром, баранками, бубликами.
Участники мероприятия: ведущие, скоморохи, Петрушка, поводырь с медведем, коробейники, цыгане, фольклорный ансамбль, зазывалы.

Ход мероприятия
Ведущий: Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мы живём с вами в Костроме, в красивом древнем городе, который славится своей историей и традициями. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и побываем на Костромской ярмарке. Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ярмарки были многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, так необходимых в повседневной жизни людей. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.

Под весёлую музыку / можно взять пёсню “ Коробейники ” в зал выбегают скоморохи:




1скоморох:

Как во славном во городе нашем

Ожидается ярмарка великая –

Много товара,

Блины с пылу – жару,

Чай из русского самовара,

Пляски удалые,

Песни огневые,

Игрища молодецкие, пряники медовые,

Орехи калёные.


2 скоморох:

На ярмарку. На ярмарку.

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно Вас ждут, друзья.

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.


1скоморох:

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Набегайте. Подходите.

2 скоморох:

Пришла Маня на базар

Принесла домой товар:

Родной матушке платок-

По серёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам.

Сестрицам–лебедицам

Да по белым рукавицам.
1скоморох:

Поехали. Поехали.

За калёными орехами

Приехали. Приехали.

С грибами, с орехами.
Вместе:

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

Всех зазываем.

Всех приглашаем

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.


2 ведущий:

Да, ярмарка - это продажа товаров, веселье, смех. В нашем городе тоже проводились ярмарки. Главная из них получила название Девятой, т. к. проходила на девятой неделе после Великого поста. А учреждена она была в 1789г.

В начале века ярмарка продолжалась в течение трёхлетних недель.

Лёгкие ярмарочные постройки: лавки, полки – ставились в строгие линии, предназначались лишь для одной или нескольких групп товаров.

Линии ближе к гостиному двору – товар красный: ситцевый, мануфактурный, парфюмерный, ювелирный.

Ближе к Мучному ряду – товар бытовой, домашний.

С началом ярмарки в Кафедральном соборе служили службу. Затем торжественное шествие под колокольный звон перемещалось к памятнику Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, где, освятив предстоящую торговлю, поднимался ярмарочный флаг.

Ярмарка сзывала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. И слава костромской ярмарки была известна по всей Волге. А ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Более всего выделялись крики продавцов, зазывал – приказчиков. Было что костромичам показать. Ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорка золотистая, мука да крупа отборная, лесной материал, колокола. Первые дни на ярмарке называли гуляющими: купцы, крестьяне, городской люд выбирали товар, лакомились мороженым, грызли семечки, развлекались.



1скоморох:

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается.

Ярмарка открывается.
2 скоморох:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Продавцы из торговых палаток зазывают покупателей.
Зазывалы:


  1. Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Игрушки – то на все манеры.

Вот вам барышни,

А вот и кавалеры.


2. А ну, честной народ!

Подходи посмелей.

Покупай товар. Не робей.

Давай покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте,

Кто, что хочет, покупайте!


  1. Не ходи никуда, а подходи сюда.

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Здесь товары знатные,

Складные да ладные.

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

4. Кушайте, питайтесь!

На нас не обижайтесь!

Вот на славу пирожки,

Их пекли мы от души!

5. Гости, гости, не зевайте!

Вот товары. Разбирайте!

Ах, товары хороши!

Что угодно для души!

6. Тары – бары – растабары.

Расторгуем все товары.

Наш товар на славу

И всем по нраву.

Мы торгуем честно,

Это всем известно!




В зал вбегает Петрушка:

Тра – ля – ля. Тра – ля – ля.

А вот и я.

Здравствуйте, мои друзья.

Надел я шапку на макушку

А зовут меня ……



Ребята хором: Петрушка.
Петрушка:

Угадали, сорванцы.

Значит, все вы молодцы.

Вот и я по свету шёл

И к вам на ярмарку зашёл.

Покажу вам, ребятушки,

Настоящий театр Петрушки.

Вы смотрите, веселитесь

И домой не торопитесь.

Пусть это представление

Будет вам на удивление.

Занавес открывается –

Представление начинается.
Кукольный спектакль. Действующие лица: Петрушка – автор, И. Сусанин, дочь Антонида, поляки, красна девица, добрый молодец,песенник, человек на коне.
Петрушка: Жил – был неподалёку отсюда…стрелец – зверолов Иван Осипов Сусанин. Знал он всё кругом: и какая тропка в какие края ведёт, и какого зверя ловить в капкан удобно; всё промышлял куницей да горностаем. И звездочёт больно был хорош: мог на память все небесные светила обсказать, одним словом, мудрый мужик. Была у него дочь Антонида - раскрасавица. Жили они, поживали да добра наживали. Как вдруг стряслось это самое…

Пришло тут войной – грозой в наш вольный край войско чужеземное, всё пожгло – пограбило, выпытывает, как к Москве Белокаменной пройти.

Узнал о том Сусанин и говорит такие слова их начальнику:

Сусанин: Куда вам, детушки, чай в Москву?

Поляк: Да, да, дед, в Москву путь держим. Не проведёшь ли нас короткой тропой?

Петрушка: А Сусанину того и надобно. Давно задумал он одну думу, да только никому об этом ни гу – гу…

Сусанин: Проведу я вас до самой Белокаменной, через дремучий сыр – бор, я здешний зверолов, всеми тропками ведаю.

Петрушка: Поклонился всему христианскому люду, Антониду поцеловал, на восток перекрестился и повёл недругов страшными лесами, где только волки рыскали. Блуждали они день, другой, третий на исходе, а всё от Чистого болота ни на шаг. А обратный путь уже замело вьюгой. Выбились недруги из сил, на старика накинулись: - Сказывай, где Москва?

Сусанин: Кто вас, нехристи, звал на нашу землю? Пошто терзаете народ? Нет, никогда не видать вам Москвы, нашей матушки. Все здесь сгинете, и косточки ваши обгложет дикий зверь. А меня бейте, режьте, жгите на медленном огне – не сойду с этого места.

Петрушка: приложился спиной к сосне – не шелохнётся. Тут поляки и набросились: рубили острыми мечами, кололи пиками, жгли на костре. Но как не старались, в злобе лютой своей не могли убить Сусанина. Тогда привязали старика верёвками к стволу сосны и разбрелись в разные стороны искать дороги на Москву. Но нашли тех заветных тропок, какие один Сусанин знал, и все погибли.

А сосна в тот же день поднялась выше облака ходячего, могучая, стройная. Её ветер ураган не согнёт, гром – молния не спалит.

Пройдёт мимо сосны пеший – поклонится до земли. Конный пройдёт – коня остановит. Молодой удалец – подбоченится, красна девица – пригорюнится, а пройдёт песенник – складну песенку споёт. Всяк Сусанину славу поёт.

Петрушка: Ну, что понравилось представление? А теперь всем гостям моё почтение. /Кланяется и уходит. /
Входит поводырь с медведем.

Поводырь: Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной.



/ Медведь кланяется./

Поводырь: Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.



Скоморох: Медведюшка, а ты петь умеешь?

/ Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Зверь берёт гармонь, начинает играть. Беззвучно поёт, широко раскрывая рот./



Поводырь: Больно тихо ты поёшь. / К зрителям / А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче споёт. / Дети просят. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв уши руками. Медведь, продолжая реветь и играть, приближается к поводырю, который отмахивается от него руками. Потом забирает у него гармонь. Тот кланяется. Поводырь: А теперь, Мишенька, покажи-ка нам, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

/Медведь садится на пол, смотрится в зеркало, прихорашивается/.

Поводырь: А как малые дети горох воруют?

/Медведь ползает, показывает./



Поводырь: А как бабы на барскую работу, не спеша, идут?

/ Медведь еле передвигается. / Поводырь: А как с работы домой бегут?

/Медведь показывает/.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

/Медведь надевает на голову платок, берётся за концы и под звуки русской народной песни пляшет: идёт по кругу, неуклюже переваливаясь с одной ноги на другую, кружится. Далее попеременно выбрасывает ноги вперёд, снова кружится. Потом садится на пол./
Поводырь: Ух, Мишутка утомился,

Но народу поклонился. /Медведь встаёт, кланяется, и поводырь с ним уходят. /


Скоморох: а вдоль ярмарки во конец

Шёл удалой молодец.

И товар продавать –

И себя показать.



1 коробейник: Бубны. Тумбы.

Трещотки. Ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд

Выбирай подряд.

Красиво – приятно.

Для всех занятно.

/Дети подбегают к коробейнику, берут музыкальные инструменты и исполняют ”Ах вы, сени, мои сени ”.

2 коробейник: Пришёл я на ярмарку,

Принёс я книжки

Для вас, девчонки и мальчишки,

Книжки красивые, разные,

С былинами, песнями, сказками.

/Вытаскивает из короба книги костромских писателей и показывает детям, рекомендует почитать. /

1 скоморох: Пришла ярмарка с добром. Выбегающие цыгане: А мы для вас станцуем и споём.

/ Исполняется цыганский танец/.

2 скоморох: Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.


/ Выходят девочки в русских народных костюмах и исполняют частушки. /

Вы раскройте шире ушки,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки –

Будет замечательно.
Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек.


Я, девчонка молодая, -

Ничего не утаю.

Откровенные частушки

Вам сегодня пропою.

Гармонист, гармонист,

Ты не вешай глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.


Вот гармошка заиграла,

Надо будет выходить, Чтоб самой повеселиться

И народ развеселить.

Запевай, подружка, песню

Запевай, повеселей.

Своей выходки и голоса,

Подружка, не жалей.
Я плясать – то не умею,

Только лишь побегаю.

А для публики такой

Я уваженье сделаю.

Ой, топни, нога,

Топни, правенькая,

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая.


На базаре говорили,

Что ребята дёшевы,

Две копейки с половиной –

Самые хорошие.

У милёнка моего

Поговорочка на “о”.

Ну и пусть она на “о”,

Всё равно люблю его.


Ох, баянчик заиграл,

Заходили пальчики.

Любят песни и гармони

Девочки и мальчики.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек



1скоморох: Эй, весёлая детвора, все пожалуйте сюда!

Подходи и других приводи.

Давай – ка налетай,

Вместе с нами поиграй.


/ Ребята играют в игры:

Прыжки в мешках.

Перетягивание каната

« Бедовые петухи» ( Чертится круг диаметром 2, 5 – 3 м.трое участников входят в круг. Они становятся на одну ногу, руки за спиной.

По сигналу ведущего игроки должны выталкивать противников плечом из круга. Побеждает тот, кто останется один. Ногу во время поединка можно менять.)


2 скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

В «чайную» всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.



Перед «чайной» зазывалы:

1 зазывала: Вы скорее к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.



2 зазывала: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт!

С благодарностью весь мир

Славит чудо - элексир!



Желающие пьют чай, другие рассматривают товары в лавках, посещают “Город мастеров”.

Ведущий даёт напутствие:

Ты чайку сейчас попей,

Да и в лавки поскорей!

Кренделей себе купи

И себя всем покажи!

А потом ты к мастерам

Загляни - ка в город сам

На умельцев погляди,

Их таланты перейми!

Труд их важен и хорош,

Ни на чей он не похож.

Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.
Библиография:


  1. Артамонова Л. В. Сценарий фольклорного праздника ”Русская ярмарка”. - Начальная школа. - № 9, 1994.

  2. Сборник “Волга – матушка”. Фольклор Костромской области.

- Кострома. 1952.

3. Литвинова М. Ф. Русские подвижные игры. - М. 1980.

4. Флоренский П. “ Нерехтские частушки” - М. 1997.

5. Губернский город глазами костромских фотографов.

Кострома, 1990.



  1. Аганина В. А. и др. Ярмарка шумит, товарами манит.

Читаем, учимся, играем. - № 4. 2007.
Мероприятие разработано

Черновой Л.С.,

заведующей школьной библиотекой

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА:

«ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Цель : проверить знания учащихся

Задачи: развивать оперативную и долговременную память, внимание, способствовать проявлению эрудиции, скорости реакции, закрепить знания о городе, в котором мы живем.

Ход викторины

Учитель:

Через века несет свое неразгаданное имя - КОСТРОМА. Существует много поверий и версий о названии нашего города. Историк Татищев писал, что ГОРОД КОСТРОМА происходит от финно-угорского племени «КОСТРА», означающее «КРЕПОСТЬ» или «УКРЕПЛЕННОЕ МЕСТО».

Другая версия, что в городе зимою на его берегах рек большими партиями заготавливали лес и сплавляли на восток.

И главная версия - название города связано с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны.

Кострому изображала нарядно одетая кукла!
Правила игры: играет 1 или 2 команды из нескольких человек,

ведущий задает вопросы, учащиеся отвечают выбором из четырех - один правильный.



Оборудование: часы для отсчета времени, протокол, чистые листы бумаги.
ВОПРОСЫ:

  1. Князем Юрием Долгоруким на мерянских землях при впадении р. Костромы в р. Волгу на высоком холме был основан город Кострома, назови дату?

  1. 1152 год

  2. 1247 год

  3. 1546 год

  4. 1552 год

  1. В XIV веке на вотчинных землях, богатых костромских бояр, зерновых, на берегу реки Костромы началось великое строительство?

  1. Торговых пряничных рядов.

  2. Ипатьевского монастыря

  3. Городецкого монастыря

  4. Церкви Воскресенье на Дебри.



  1. Ранний промысел на Костромской земле – обработка железа. Сырье для изготовления - болотные железные руды. Крестьяне трудились и для себя и на продажу: (найди 1 ошибку)

  1. Железные, кованые кровати и стулья

  2. Колеса и корыта

  3. Кадки и бочонки для соления

  4. Сундуки, колеса, прялки



  1. С XIV века в нашем крае развивался солеварный промысел. Добыча велась из подземных соленых вод – по берегам. Почему сейчас нет этого промысла, назови причину?

  1. Конкуренция в России

  2. Истощение лесов

  3. Истощение рек

  4. Отсутствие соленых источников



  1. Одним из исконных промыслов в городе была выделка кожи. Города Кострома и Галич славились выделкой лучшей кожи: юфтью и сафьяном. Изготавливали кустарным промыслом с примитивными приспособлениями. Кожа ценилась на мировом рынке... Угадай страну?

  1. Англия

  2. Мексика

  3. Индия

  4. Китай



  1. Одним из крупнейших промыслов города и области было ювелирное дело. Мастера-ювелиры создавали красивейшие изделия: кресты, евангали, оклады икон, украшения, броши и серьги. С особой заботой изготавливали церковные сосуды. Зачем?

а) Для крещения младенцев

б) Для обмывания тела

в) Для великого поста

г) Для вин



  1. В Костромской губернии на 19 дворах из 22 занимались гончарным делом. Использовались свинцовая глазурь, штампы-«чеканы». Гончары делали из дерева и глины и бережно сохраняли. В основном это были…?

а) Игрушки, свистульки

б) Посуда, настилы в доме

в) Столы и стулья

г) Украшения



  1. Кострома и губерния славились вкусными и сладкими, с глазурью и в шоколаде, пряниками. Торговали с лотков на улицах. Для этого построены торговые ряды. Какие?

а) Красные

б) Пряничные

в) Рыбные

г) Масляные


  1. Назови первые племена, заселявшие наш Костромской край

а) Народы меря, финно-угорского племени

б) Народы русские, славянского племени

б) Украинские народы, берберского племени

г) Новгородцы, русского племени



  1. Центральная и основная площадь в городе Костроме – Сусанинская. Площадь просторная, от неё расходятся красивые улицы, зданий тоже много…. Найди ошибку

а) Пожарная каланча здание

б) Особняк Борщова

в) Рыбные торговые ряды

г) Гауптвахта



  1. Какая река протекала в далёкие времена в центре города Костромы?

а) р. Кострома

б) р. Волга

в) р. Сула

г) р. Покша



  1. Какой вид судна изображен на гербе города Костромы (укажи и изобрази)

а) Лодка

б) Корабль



в) Ладья

г) Яхта


  1. Чем заправляли в начале 19 века фонари на центральных улицах города?

а) Ацетоном

б) Скипидаром

в) Бензином

г) Керосином


  1. Название реки Волга полностью не дано. Греками эта река была известна под названием «Ра», что значит река, арабам – «Итиль», татарам – «Идель». С 10 века славяне называли реку Волгой по названию озера.… Какого?

а) Чухлома

б) Волго

в) Галиче

г) Онего


  1. Костромская область определена как эталон национального парка России (с 1994 года) и, несмотря на ряд экологических проблем, имеет предпосылки стать самым экологически чистым регионом курортной направленности. Какой район стал первым в области?

а) Кологривский лес

б) Вохомский лес

в) Чухломской лес

г) Боговаровский лес

Лучшая команда награждается призами.

Мероприятие разработано

Лаврентьевой Е.И.,

учителем географии

I квалификационной категории

РУССКАЯ ИЗБА


следующая страница >>



Самый быстрый способ выиграть войну против бедности — перестать делать вид, будто мы богаты. Неизвестный американец
ещё >>