Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник материалов X юношеских чтений Тамбов, 2008 Редакционная коллегия 16 3489.82kb.
Сборник материалов Тамбов 2011 ббк28. 080. 3 Т67 Редакционная коллегия 12 2177.66kb.
Книга первая нижний новгород волго-вятское книжное издательство 1993... 25 4375.08kb.
Сборник научных докладов молодых ученых г. Кемерово, 17-21 ноября... 27 2007.32kb.
Сборник материалов Владивосток Издательство вгуэс 2010 ббк 88 1 170.86kb.
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с... 22 4481.75kb.
Сборник научных трудов. Т. 2 / Под ред. Л. В. Бармашовой. Вязьма... 18 2627.58kb.
Москва экономика 1989 ббк 65. 02 Б73 Издание 25 5374.01kb.
1718 мая 2012 года Нижний Новгород 2012 ббк 63. 211 И 91 Редакционная... 20 3152.43kb.
Сборник областного конкурса образовательных программ, методических... 13 3227.68kb.
Г. Редакционная коллегия 1 137.88kb.
Исследователи южных материков 1 130.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия - страница №1/11



XII ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Сборник материалов

Тамбов, 2010

ББК

Редакционная коллегия:

Селиванова О.В., зав. кафедрой преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Уварова Н.Н., к.х.н, доцента, зам. директора Института естествознания ТГУ им. Г.Р. Державина;

Черникова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Тарасова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Егорова М.К., зав. отделом экологии и охраны природы ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития. Экологии и туризма»

Буковский М.Е., к.г.н., преподаватель кафедры экологии и БЖД ТГУ им. Г.Р. Державина;

Мезинова И.А., лаборант кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО

В сборник включены тезисы докладов, представленных на ХII юношеских чтениях им. В.И. Вернадского. В них изложены результаты исследований молодых ученых, аспирантов, студентов, учителей, учащихся школ.

Материалы могут быть полезны педагогам и преподавателям образовательных учреждений разных типов, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников и студентов.

Содержание

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Дробжев Михаил Иванович

В.И.Вернадский о роли науки в жизни общества и личности



Козлов Аркадий Артемьевич

Сущностные черты ноосферных процессов



Залукаева Анастасия Николаевна

Экологическое образование, заложенное в учении В.И. Вернадского, как основа развития личности



Жданов Александр Александрович

Экологический аспект применения композиционных строительных материалов с добавкой наноструктурных углеродных материалов



Паплевина Екатерина

Творчество В.И.Вернадского – пример подхода к изучению природы родного края


CЕКЦИЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Селиванова Л.В.

Пути формирования исследовательских навыков в начальной школе



Дорофеева И.А.

Проблемы и перспективы организации летнего экологического практикума



Жданова М.А.

Исследовательская деятельность в рамках реализации экологического проекта «Человек и природа»



Войликова Е.В.

Исследовательская деятельность при обучении математике



Валовень С.А.

Школьное научное общество как средство развития исследовательских компетенций



Егорова Е.Н.

Экологическое образование и исследовательская деятельность в рамках элективного курса предпрофильной подготовки, для учащихся 9 классов



Хомиченко Т.Н.

Развитие исследовательских компетенций при реализации программы дополнительного образования «Экобиослед»



Буданцева М.В.

Внедрение исследовательского принципа на пришкольном участке



Флягина М.В.

Профессиональная направленность исследовательской деятельности



Кондратьева М.А.

Использование проектной деятельности в туристско-краеведческой работе



Калужина Т.Н.

Система работы по формированию исследовательских компетенций учащихся в МОУ лицей №29 г.Тамбов



Буковский М. Е.

Дистанционное обучение как способ обеспечения равных возможностей получения качественного образования



Белинская М.А.

Организация дистанционного обучения через НП - «Телешкола» в профильном классе


СЕКЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ»
Коломейцева Н.

Гидрометрическое обследование реки Цны у г.Котовска



Олейников А.А.

Геоботаническое описание нижнего течения реки Кашмы



Семилетов А.,

Нанохимия – прямой путь к высоким технологиям нового века



Кузнецова Г.А.

Разработка элективного курса для школьников «Нанотехнологии и безопасность»



Старков К.А., Киреев А.А.

Изучение стабильности существования поселений бобра в средней части бассейна р. ворона



Пелов И.П.

Исследование зависимости активности каталазы в листьях растений земляники от различной концентрации цинка и меди в почве



Яковлева В

Исследование влияния гуанидина на диффузию водорода через стальную мембрану в кислых средах


СЕКЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Маштак Н.

Влияние антропогенного фактора на биоразнообразие лишайников г. Тамбова



Грачёва Т., Киселева Е.

Проблемы мусорных свалок в г. Жердевке Тамбовской области



Анциферова Е.

Наводнение от дождя



Анциперова Я.

Влияние качества питьевой воды на здоровье человека



Григоревская Е., Фитисов Ю.

Определение коэффициента агрессивности зданий



Илясов А., Николаева Ф.

Экономия воды



Завистяева Н.

Исследование состояния городской среды при изучении видового состава растений



Воропаева Ю., Сергеева А.

Оценка экологического состояния пришкольного участка



Хвастова А.

Сохраним первоцветы



Приложение 1. Секция педагогов
Приложение 2. Секция школьников

ПРИВЕТСТВИЯ

УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ
Панасина И.А.,

начальник отдела общего и

дошкольного образования

управления образования и науки области

Уважаемые коллеги, разрешите поздравить с началом работы XII юношеских Вернадовских чтений!

Державин, Рахманинов, Герасимов, Баратынский, Чичерин, Мичурин. Ярко сияет в этом замечательном созвездии имя Владимира Ивановича Вернадского, чья жизнь тесным образом связана с Тамбовским краем. Тамбовчане чтут своего знаменитого земляка, основоположника целого комплекса естественных наук, философа, политического и общественного деятеля, академика В.И.Вернадского.

В.И.Вернадский – один из крупнейших создателей новой научной дисциплины ХХ столетия - науки о науке или, как ее еще называют, науковедение. В.И.Вернадский был одним из тех, кто еще на рубеже XIX-XX веков откликнулся на запросы и потребности качественно новой исторической эпохи, наступившей в развитии науки. По сути, Владимир Иванович был и остается первым и пока единственным, кто предпринял попытку осмыслить науку как целостное явление планетарного масштаба в единстве всех ее основополагающих аспектов: природных и социальных, исторических и теоретических, индивидуальных и коллективных.

Наследие Вернадского является для нас мощным стимулом к активным действиям, для достижения устойчивого развития общества в гармонии с природой, в гармонии с новым веком.

Прекрасные личные качества В.И. Вернадского: честность, доброта, увлеченность наукой, трудолюбие, жажда познания делают его примером для молодежи, для тех, кто может и хочет посвятить себя науке и творчеству.

В.И.Вернадский – один из немногих ученых, обращение к творческому наследию которых со временем возрастает. Чем больше проходит времени, чем дальше вперед продвигается наука, тем ярче раскрываются значение и глубина его идей не только в историческом аспекте, но и в поиске путей решения новых проблем. Одновременно растет понимание трудности пути, который ведет к адекватному восприятию его научного наследия.

В.И.Вернадский – создатель новых научных дисциплин и направлений, крупнейший организатор науки и ее историк, самобытный философ и мыслитель, который, по словам Л.С.Берга, «в своем лице представляет всю Академию». История науки не знает ни одного ученого, о котором так было сказано при жизни.

И сегодня наследие Вернадского помогает решать проблемы в развитии общества, формировании духовности и высокой нравственности.

Вернадский говорил, что придет время, когда человеческий разум, его деятельность станут основным фактором развития планеты. И мы, люди разума, должны взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли, за наше будущее, за будущее наших детей.

Сегодня, 12 марта 2010 года, вся мировая общественность празднует день рождения В. И. Вернадского. В этом зале собрались все неравнодушные к идеям и наследию ученого, кто помнит и почитает Великого земляка, прославившего тамбовский край далеко за пределами нашей области.

Желаю всем участникам и гостям Чтений творческих успехов, ярких научных открытий, достойного личного вклада в развитие и процветание отчего края.


Мартынова О.В.,

начальник отдела экологии и биоразнообразия

управления охраны окружающей среды

и природопользования

Уважаемые участники и гости! По поручению управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, всех специалистов-экологов приветствую вас в день рождения В.И.Вернадского и от всей души желаю успешной и плодотворной работы на традиционных юношеских Чтениях!

На сегодняшний день Юношеские чтения имени В.И.Вернадского являются одной из крупнейших конференций исследовательских работ в нашей стране. Чтения — значительный фактор инновационного развития системы образования, на них организуются интересные встречи, экскурсии, происходит творческое общение участников.

Целью проведения Чтений является пропаганда и развитие научного наследия В.И.Вернадского. Деятельность ученого оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на сознание людей, познакомившихся с его трудами. И сегодня нас объединило глубокое уважение к учению Человека, Ученого и Мыслителя, к которому мы – жители Тамбовской области, испытываем особые теплые чувства.

Мы гордимся тем, что его биосферно - ноосферная концепция во многом сформировалась во время четверть вековой связи с нашим краем. Этот период жизни и деятельности помог в становлении его как ученого, политика и государственного деятеля.

Традиция регулярного проведения юношеских Чтений, на которых ведется широкое обсуждение ноосферной концепции В.И. Вернадского, лучшее свидетельство тому, что на Тамбовской земле сформировалось целое научное сообщество людей, объединенных именем Владимира Ивановича.

Идеи нашего замечательного земляка не просто памятны для нас, они важны сегодня, как основа практической реализации программ и планов устойчивого развития нашего региона и воплощаются в конкретную политику, направленную на интеграцию научного, промышленного и природного потенциала Тамбовской области.

Для экологов утверждение В.И. Вернадского о единстве окружающей среды и роли человека разумного в ней является главным и определяющим нашу профессиональную деятельность.

Многие примеры конкретных решений экологических проблем области соответствуют принципам устойчивого развития, обозначенным В.И. Вернадским почти 100 лет назад.

Это и проблемы отходов, минерально-сырьевой базы, сохранение видового разнообразия и экоэффективности в целом, вопросы организации научной деятельности, творчества людей и многие другие сферы, о развитии которых мечтал ученый.

Одна из задач Чтений – стимулировать развитие экологических инициатив и проектов, поэтому я надеюсь, что сегодняшняя встреча, обсуждение вопросов и принятые рекомендации будут способствовать эффективному решению многих важных проблем.

Желаю участникам продуктивной работы.



ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

В.И.Вернадский о роли науки в жизни общества и личности

Дробжев М. И.,

к.ф.н., доцент, зав. лабораторией по изучению наследия В.И.Вернадского ТГУ им. Г.Р. Державина

В.И. Вернадский по праву считается величайшим мыслителем современности. Академик Л.С. Берг ещё при жизни Владимира Ивановича назвал его ученым, который в своем лице представляет всю Академию наук СССР. Такова была энциклопедичность и глубина знаний этого русского мыслителя.

Одним из направлений его научной деятельности считается выявление роли человека в перерастании биосферы в ноосферу. Он научно доказал закономерность появления мыслящего существа в ходе эволюции биосферы и превращении человека в арбитра всех процессов на Земле.

Человек призван управлять переходом биосферы в ноосферу. Развивая эту мысль, Вернадский предсказывал, что перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это, и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление.

Какие же факторы жизнедеятельности человека делают его мощной геологической силой на планете Земля? Это, прежде всего, развитие науки и глубокие знания, основанная на них трудовая деятельность, высокая нравственность, духовность и культура.

Но, что же такое научная мысль, наука? Это выработка и теоретическая, логическая систематизация объективных знаний о действительности, которая формируется и кодифицируется в результате практической трудовой и духовной деятельности. Наука – это идеальное и, в то же время практическое богатство (К. Маркс). Она со временем становится непосредственной производительной силой. Сегодня это всеми признанный факт.

Исторический процесс мыслитель рассматривает как природное, огромного геологического значения, явление. И в этом процессе «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте». [1. с.262].

Остановимся на роли и значении науки в развитии человеческой цивилизации. Вернадский рассматривал науку как систему знаний, как способ и форму деятельности, и как социальный институт. Она у него носит космический характер; как синтез и единство естественных и гуманитарных наук, их в целом гуманитарный характер; как непосредственную производительную силу.

Исследователи учения В.И.Вернадского правильно подчеркивают объективность, эмпирическую обобщенность его воззрений, происходящих на планете и в Космосе процессов. Они подчеркивают, что, во-первых, Вернадский на основе анализа учения Д. Дана, Ле Конта, Ж. Бюффона и В. Пфеффера вывел закон следующего содержания: на протяжении всей истории нашей планеты наблюдается усовершенствование и рост центральной нервной системы – мозга. Уровень их развития в многовековой эволюции никогда не идет вспять, а только вперед. Это замечательное обобщение сущности биологической эволюции.

В.И.Вернадский пишет: «Научная мысль как проявление живого вещества, по существу не может быть обратным явлением – она может останавливаться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени». [1. с. 258].Сам ход истории научной мысли видится ученому как природный процесс истории биосферы, как большое природное явление геологически сложившейся организованности биосферы. Для него наука – это создание жизни, гущи жизни, cmuxuŭнoe отражение жизни человека в окружающей среде. Его вывод: научная мысль становится планетным явлением.

Признание человека и его научной мысли как стихийного проявления геологического процесса и биологической эволюции не мешает ученому-натуралисту подчеркивать воздействие человека на все процессы, происходящие в мире, определяя пути развития природы и общества, приобретения им регулирующих функций.

Научная мысль тесно связана с производственной, бытовой, духовной деятельностью, творчеством, в ходе которой происходит опосредованное отражение реальной действительности, накопление и передача социального опыта. Мысль, кроме того, тесно связана с речью, языком. Мысль через абстрагирование, обобщение эмпирических фактов жизни, через логику мышления формирует понятия, законы, умозаключения, выдвигает предположения и гипотезы, обосновывает теории.

Русский мыслитель видел в переходе биосферы в ноосферу идеальное сочетание разумной деятельности человека в соответствии с законами природы, которые являются фундаментом знания, первичны. Знания же вторичны, это плод усилий человека как вида живого вещества. Развитие и углубление научных знаний – явление положительное как для человечества, так и для природы.

Но сознание может и порождать гордыню человека, который возомнил, что ему все можно, все позволено. Хищный интерес у человека может возобладать, и тогда беззащитная природа и сам человек страдают. Более того, вера во всесилие науки, сциентизм, превращение науки в своего рода религию, приводит к рассогласованности социальных законов с законами природы. Порождает оскудение природы, окружающей среды и ведет к ухудшению среды обитания человека, новым болезням и страданиям.

Вернадский заметил, что процесс перехода от незнания к знанию не всегда предсказуем. Часто случай является «богом-изобретателем», путь к истине многовариантен, и никакой заранее выбранный метод не гарантирует ее абсолютное постижение. В этом плане заблуждение – это не только уход от истины, но одно из направлений ее нахождения и методов познания. Метод проб и ошибок никто не отменял. Самый верный способ поумнеть – это наделать глупостей. «На ошибках учатся», – говорят в народе.

А если это так, то к видам познания наряду с наукой следует отнести мифологию и магию, религию, астрологию, алхимию, обыденное и практическое знание, жизненный опыт, практику, фольклор, искусство и культуру вообще. Аристотель и Вл. Соловьев утверждали, что знание достигается через науку, веру, мнения и опыт. Однако средством получения знания выступает и мораль, и искусство. Огромную роль в постижении знаний играет философия.

Еще совсем недавно типология знаний исходила из противопоставления науки и не науки, сегодня стали говорить вместо ненаучные – вненаучные формы познания. Одна буква в начале слова резко меняет ситуацию и делает вненаучные формы познания легитимными, дающими знания, которые, однако, могут быть верными и неверными.

Определение знания как субъективного образа объективного мира и отражения объективной реальности очень верно. Но это утверждение не позволяет установить, какое знание правильное, а какое неправильное и является ошибочным, заблуждением. В то же время логически можно утверждать, что все виды вненаучного знания – фантазии, заблуждения, верования, убеждения, предрассудки, мифы и сказки, обыденные представления, эмоции и нравственные установки – есть формы знания.

Доказательством этого положения служит тот факт, что, характеризуя и анализируя сущность науки как формы знания и познания и вненаучных форм знания, мы приходим к оценке уровня освоения человеком и обществом окружающей среды, ступеней познания мира. Поэтому следует признать, что существует определенная система единства и многообразия познания в ходе исторического развития человечества, что знание возникает не только через науку.

Да и наука ошибается, и то, что считается знанием, в определенные эпохи развития общества оказывается очень неполным, а их оценка неверной. Так в физике в начале XIX в. произошла революция в миропонимании. Было пересмотрено представление о неизменности атома, о массе как неизменном количестве вещества, о законах Ньютона как незыблемых устоях физической картины мира.

И вот ведь в чем еще дело. Изменения во взглядах на эти явления были сделаны не всегда учеными физиками, философами, но и … поэтами. В.И. Ленин высказал предположение о неисчерпаемости электрона. По-своему эту мысль выдвинул русский поэт Валерий Брюсов в стихотворении «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков.

Еще быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Поэт не только включает в содержание атомов их строение, величину, разнообразие, но даже и духовные явления, человеческие страсти, скорбь и высокомерие. Он пишет:

Их миры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь и даже

Там та же мировая спесь. [2, с. 431].



Из этого следует вывод о приблизительном характере познания природы прогрессирующей наукой.

Сейчас научным пониманием и научным исканием захвачены сотни миллионов людей на всей планете, можно сказать, все людское население. «Резкое отличие научного движения XX в. заключается, – как считает натуралист, – во-первых, в его темпе, во-вторых, в площади, им захваченной, – оно охватило всю планету, в-третьих, в глубине затронутых им изменений, в представлениях о научно доступной реальности, наконец (в-четвертых), в мощности изменения наукой планеты и открывшихся при этом проспектах будущего» [1, с. 311].

Очень важна идея русского мыслителя о том, что развитие науки определяется преобладанием научного знания в школьном образовании, полнотой свободы научного искания, освобождением его от рутины и всяких преград.

Определяя XX век как век возросшего влияния народных масс, Вернадский видит одной из причин этого развитие самых разнообразных форм народного образования. Почему так много внимания основатель учения о переходе биосферы в ноосферу уделяет науке, ее развитию и применению? Потому что научная мысль, по его мнению, является главным, основным источником народного богатства, и потому интересы научного знания должны быть в любом государстве приоритетными.

Рост научных знаний, освоение их всем населением планеты у В.И. Вернадского выступает как требование геологического процесса, биологической эволюции, как объективная закономерность. И этот геологический процесс как бы выбирает и уполномочивает определенных людей для проведения этой закономерности в жизнь. И этими людьми выступают преподаватели различных учебных заведений, сотрудники научно-исследовательских институтов и академий и вся учащаяся молодежь.

Очень большое значение в становлении единства человечества В.И. Вернадский придает росту научного знания. Ученый утверждает, что наука – это реальная сила для создания единства человечества. Научная мысль – это сила геологического характера, проявляющаяся в реальности в форме логической обязательности и непререкаемости ее достижений, в охвате ею всей биосферы и человечества, в создании новой стадии ее организованности – ноосферы.

Ученый утверждает, что наука – это реальная сила для создания единства человечества, что научная мысль является одновременно основой, средством и показателем единства человечества. Основой, потому что научная работа человечества есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу. Средством, потому что наука есть реальная сила для создания единства человечества. Показателем, потому что научная мысль охватила всех жителей планеты, а научное сознание проникает все глубже в сущность изучаемых объектов, явлений и процессов, демонстрирует мощность последствий достижений науки на нашу планету и открывает на этой основе светлую перспективу будущего человечества.

Очень интересна мысль Вернадского о роли науки в становлении национального самосознания. На первый взгляд кажется, что она неверна. Ведь он не без основания утверждает: «… из всех форм культурной жизни только наука является единым созданием человечества, [она] не может иметь яркого национального облика или одновременно существовать в нескольких различных формах». Но здесь же он подчеркивает: «В то же время она является той силой, которая сейчас создает государственную мощь, доставляет победу в мировом состязании европейской культуре, перекраивает жизнь человечества в единое целое. Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества».[3 с. 183].

Здесь следует отметить, что национальное, народное, общественное самосознание складывается из самосознания каждой личности как составной части нации, народа, общества. В связи с этим, В.И. Вернадский в своих размышлениях, письмах и дневниках отмечает, что «каждая личность в своей жизни является отдельным борцом проникновения сознания в мировые процессы, она своей волей становится одним из создателей и строителей общего закона, общего изменения, изменения сознательного тех или иных процессов и этим путем участвует в глубоком процессе переработки мировых явлений в целях, выработанных Сознанием» [4. с.119].

Он отмечает, что «силы личности и влияние ее, понимание ею жизни... увеличиваются по мере вдумывания в процессы будущей жизни. Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом» [4,. с. 119]. Вот эту свою сознательность, понимание необходимости своей работы сознанием или познанием должен осуществлять каждый обучающийся и каждый преподаватель.

Вернадский видел две основные составляющие науки: во-первых, «свободное искание творческой личности», и, во-вторых, «организованная работа многих». В этом он видел единое, стройное, целое в усилиях всех, кто занимается научным творчеством. Он писал: «Для неё (науки – М.Д.) наиболее благоприятны и наиболее желательны такие формы общественности, которые дают возможность, с одной стороны, свободно проявиться богато одаренным личностям, а с другой стороны, позволяют наиболее полно провести в жизнь организацию коллективной научной работы, использовать для этого по возможности и жизнь каждой человеческой особи:. [5 с. 245].

Мыслитель подчеркивал, что наука является глубоко демократичной, так как её источником выступает только сила ума и глубина вдохновения человеческой личности. «Ибо научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени. [Там же. с.247].

Человек без широких и глубоких знаний, высокой культуры и нравственности в наше время не только теряет свои полезные качества, но и превращается во вредное для общества существо. Интеллектуальная пустота ведет к гордыне, зависти, гневу и лени, жадности и алчности, чревоугодию и сладострастию, материальной выгадливости, бездуховности и бесцельности, потере смысла жизни.

Подрастающее поколение должно, просто обязано активно включаться в научную жизнь. Перед ним стоят огромнейшие задачи. Это, прежде всего, поиск новых видов энергии, освоение космоса на благо всего человечества, решение глобальных проблем нашей планеты, исключения войн из жизни общества, милитаризации мирового хозяйства, достижения единства человечества, сохранение и приумножение природных богатств. Эти проблемы можно продолжить.

И всё это ложится на плечи молодого поколения. Поэтому нельзя терять времени, нужно упорно и настойчиво учиться, заниматься научным творчеством, чтобы быть готовым к решению крупных задач развития природы и общества. Решать эти проблемы придется вам.

Успех или неудача в решении этих и других сложных проблем во многом зависит от системы образования, в частности от работы школы. Рыцарь Великой французской буржуазной революции Жорж Жан Дантон очень верно провозгласил, что после хлеба, самое главное для народа – школа. Эта мысль актуальна и сегодня, и завтра, и в самом отдаленном будущем. Самое важное в школе, наверное, её программа обучения и воспитания.

Раньше как общеобразовательная, так и высшая школа исходили из стремления передать накопленный социальный опыт. Сегодня этого мало. Образование должно ещё и базироваться на целях, которые должны решаться обществом и всей человеческой цивилизации в будущем. Школа должна адекватно отвечать на вызовы времени.

Как это делается? В 50-е годы прошлого века стране потребовались специалисты для развития атомной и ракетной промышленности. Для решения этой задачи усилилось преподавание физики и математики. И СССР первым вышел в космос и начал создавать атомную энергетику. Советский Союз долго опережал весь мир в этих областях. В конце ХХ века мир стал переходить на информационные технологии. Мы этого не учли. Результат: у нас нет по настоящему хорошей электронной промышленности. Ученые утверждают, что следующий научный прорыв произойдет в области био- и нанотехнологий, но наша система образования пока неадекватно отвечает на этот вызов времени. Мы снова можем оказаться на обочине.

Попробуйте ответить на вопрос: какое общество мы строим? От социализма отказались и к капитализму не пришли. На любом этапе развития общества, оно живет и должно руководствоваться великой идеей. Социализм был ведущей идеей и идеалом ХIХ и ХХ веков.

Эта идея породила великую энергию народа, великих героев. Это Павка Корчагин и Юрий Гагарин, Олег Кошевой и Зоя Космодемьянская. Только за годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. 3,5 млн. комсомольцев и воспитанников комсомола награждены орденами и медалями Советского Союза, из них 3, 5 тысячи удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе 60 удостоены этого высокого звания дважды. Комсомольцы восстанавливали народное хозяйство после войны, осваивали Целину, строили БАМ. Они мечтали на пыльных тропинках далеких планет оставить свои следы. А чем живет нынешняя молодежь?

Народное образование как очень важная отрасль народного хозяйства должна перманентно, то есть постоянно, изменяться, реформироваться. В.В. Путин, будучи Президентом страны, выступая на Съезде ректоров России 6 декабря 2002 г. сказал: «…высокий уровень российского образования – это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира…В России выросла и состоялась своя система, свои модели образования. Как видим, они выдержали проверку временем, оказались вполне достойного качества. И при всей необходимости модернизации нашего образования, этот факт сегодня не оспаривается ни внутри страны, ни за рубежом…». [Выделено – М.Д.]

Сказано ясно и понятно. Однако присоединение к Болонскому процессу, внедрение балакавриата и магистратуры не всегда учитывает достижения русской педагогической науки. Очень неоднозначно идет процесс внедрения ЕГЭ. Его положительная сторона – фильтрация абитуриентов по единым правилам, Но гуманитарии справедливо указывают, что ЕГЭ проверяет не умение проникать в суть вещей, а знание каких - то спорадических фактов. В этом смысле этот экзамен больше похож на разгадывание кроссворда.

Почему так получается? Потому что игнорируется необходимость формировать образование для решения стоящих перед страной и в целом для человеческой цивилизации исторических целей. А их пока нет. Поэтому наша реформа образования похожа на человека, который не понимает ни цели, ни смысла жизни.

Это очень опасно. Мы уже начинаем пожинать первые результаты внедрения ЕГЭ. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничий сообщил, что недавняя проверка контрольных работ студентов 1-го курса на факультетах механико-математическом и вычислительной математики показала, что 60% студентов с заданием не справились.

Хочется привести ещё несколько цитат из выступления В.В. Путина перед ректорами вузов России: «Российские граждане должны получать такие знания, - говорил он, - которые нужны им не только сегодня, но и в будущей жизни. Причем речь идет не только о прикладных дисциплинах, но и в фундаментальных познаниях в сфере социальных наук, международной и общественной жизни..». Следовало бы к этому добавить о необходимости формирования высокой нравственности и культуры, духовности и гуманизма.

В.В. Путин отметил, что, несмотря на огромное число студентов, наши государственные организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов, и мы вынуждены импортировать квалифицированные кадры из-за границы.

Вплоть до конца 70-х годов прошлого века школа успешно готовила своих выпускников для поступления в вузы. Сегодня школьной подготовки мало. Родители и ученики вынуждены прибегать к помощи репетиторов. Почему содержание знаний выпускников школ оказался таким низким, что ученик не в состоянии успешно выдержать вступительные экзамены в вузы?

Конечно, виновата школа, отчасти завышенные требования вузов. Но главное – в уровне учительских кадров. Но кто пойдет работать в школу за такую низкую зарплату. По итогам 2009 г. среднемесячная зарплата в нашей области составила 14 тысяч 900 руб., а средняя зарплата учителя не дотягивает до 6-ти тысяч рублей. Современным учителям надо государству и всему обществу в ноги кланяться за их благородный труд. Они этого заслуживают. Ученики часто обижаются на своих учителей, но не учитывают их поистине бедственное положение. Надо зарплату учителю повышать не менее чем в три раза. Ведь сегодня грузчик на предприятиях получает по 12 тысяч рублей и более.

Но есть и еще одна причина. Слабая заинтересованность учеников к приобретению широких и глубоких знаний. Пройдет время, и такие ученики сами себе не простят этой ошибки.

Следует активно заниматься наукой. Человек, активно занимающийся наукой, не только служит интересам всего человечества, но и в этом служении находит свое материальное и духовно-нравственное удовлетворение. Это очень хорошо подчеркнул другой великий русский ученый и мыслитель Михаил Васильевич Ломоносов. Он писал:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают.

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут. [6. с. 104]

Жизнь на нашей планете становится всё динамичней, изменения происходят на каждом шагу. И за всем этим надо успевать. Получается как у Алисы в стране чудес, когда она становится то слишком маленькой, то слишком большой. Она бежит изо всех сил, но оказывается на одном месте и чтобы попасть куда-то, надо бежать значительно быстрее. Эта сказка о многоликости жизни, о громадных возможностях мысли, о сомнительности и кратковременности всего, что кажется сегодня вечным и правильным.

Надо всегда помнить, что время неотвратимо бежит вперед, что им надо дорожить. Иначе, подходя к старости, вы воскликните с большим сожалением: О молодость, молодость, чтобы я сделал, если бы не терял времени даром!


Литература

1.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2003.

2.Брюсов В. Я. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1987

3.Вернадский В.И. Публицистические статьи. М. Наука. 1995.

4. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981.

5.Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени. //Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М. 1989.

6. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Книга вторая. Сост. Е.С. Лихтенштейн. М. 1981


следующая страница >>



Микрофон — ухо общего пользования. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>