Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. 04(2): 67. 404 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник Москва Таруса 2012 ; 342. 31; 343. 5 Ббк 67. 4; 67. 18 2288.91kb.
Сборник докладов и выступлений 25-27 апреля 2007 г. Москва, Россия 18 1641.05kb.
Сборник статей Выпуск 2 Краснодар 2007 ббк 83 д 444 15 3380.12kb.
Сборник докладов) Москва 1993 (2) ббк 66. 2(2) 12 2345.4kb.
Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский... 1 86.27kb.
Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия 11 1870.99kb.
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 1 379.68kb.
Монография Издание четвёртое Москва 2007 ббк 65. 050. 2 11 2546.05kb.
Сборник материалов Владивосток Издательство вгуэс 2010 ббк 88 1 170.86kb.
Программа и сборник материалов 15-16 ноября 2012 г г. Москва организаторы 1 127.32kb.
Сборник контрольных материалов мдк 03. 01 Приготовление супов и соусов... 1 183.68kb.
Вопросы к экзамену по «Теории государства и права» 1 49.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. - страница №2/18

Великобритания.

Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:

• Закон от 1944 г.;

• Закон о реформе образования от 1988 г.

Большинство школ имеют на своей территории имеют небольшую часовню (Англиканской или Католической церкви), где учащиеся посещают службу два-три раза в неделю. Дети, выражающие принадлежность к другой религии (ислам, иудаизм и др.) могут быть освобождены от посещения христианских служб, однако атеисты и агностики не освобождаются от таких мероприятий. Школы придерживаются мнения, что церковные службы и уроки «Закона Божьего» формируют в детях моральные ценности.

Закон от 1944 г. сделал обязательным для школ, получающих государственные субсидии, реализацию официально установленных программ религиозного образования. Каждый местный комитет по образованию должен был созвать Комиссию по программам, состоящую из четырех подкомиссий. Две из них представляли интересы религиозных организаций (Англиканская церковь и «другие вероисповедания»).

Другие основные положения Закона от 1944 г., касавшиеся религиозного образования13:

1. Религиозное образование становилось обязательным во всех типах школ. Сохранялся в формулировке 1870 г. запрет на узкоконфессиональный характер религиозного образования в муниципальных и контролируемых государством школах.

2. Устанавливалась обязательная совместная молитва перед началом или в конце учебного дня. В муниципальных школах она не должна была носить узкоконфессиональный характер.

3. Вводился порядок подготовки и принятия стандартных (согласованных) программ религиозного обучения. Право голоса на конференциях, утверждающих программы, распределяется поровну (по 25 %) между представителями: местных властей, учительских коллективов, Церкви Англии и других религиозных объединений.

4. По соответствующей просьбе родителей учащимся должна была быть предоставлена возможность не посещать уроки религии и общую молитву. Это правило распространялось на все типы школ.

Закон о реформе образования от 1988 г. продублировал многие положения Закона от 1944 г., а также ввел изменения, которые усилили место религиозного образования в программах. Одним из значительных изменений стало использование термина «религиозное образование» (religious education) вместо «религиозного обучения» (religious instruction). Тема в настоящее время должна быть полностью включена только в педагогические цели, свойственные в школе. Впервые представителям других религий, помимо христианства, было разрешено принять участие в Комиссии по программам, в составе «не англиканской комиссии». Кроме того, учреждались постоянные консультативные Советы по религиозному образованию (Standing Advisory Councils Religious Education, SACRE) (в 1944 г. они были факультативными), они наделялись функцией контроля программ14.

Согласно Закону от 1988 г., любая новая официальная программа «должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании, главным образом, христианские, принимая в расчет образование и практику других основных религий, представленных в стране». Ничего не говорилось по поводу христианского воспитания, и закон особенно запрещал прозелитизм. Новые утвержденные программы в обязательном порядке должны одновременно уделять особое внимание изучению знаний о христианстве и касаться других основных религий, представленных в Великобритании15.

Законы от 1988, 1993 и 1996 гг. были направлены на стандартизацию всего процесса образования (от содержания учебных программ и планов до аттестации) и его централизацию посредством усиления государственного контроля. В области религиозного образования это сказалось прежде всего в передаче значительной части полномочий от местных властей (местных школьных комитетов, преобразованных к тому времени в «Местные органы образования» – LEA) департаменту образования. Закон от 1988 г. устанавливал, что «все новые программы должны отражать тот факт, что христианство является главной религиозной традицией Великобритании, уделяя при этом внимание вероучению и практике других основных религий, распространенных в Великобритании» (п. 8.3), а также, что обязательная общая молитва в школах «должна полностью или в своих основных чертах носить христианский характер» (п. 7.1)16.

В 1998 г. «школьный закон» изменил категории школ, получающей субсидии государства. Были установлены четыре типа школы внутри государственной системы:

• государственные школы (community schools, county schools),

• учреждения, основанные на чьи-либо средства (foundation schools),

• субсидируемые свободные школы (volontary aided schools; 2/3 образования ведется церковью, а 1/3 осуществляется государством; затраты этих школ финансируются совместно церковью и государством),

• свободные школы под контролем (volontary controlled schools, церковные школы, контролируемые государством; в этих школах образование ведется на 1/3 церковью, на 2/3 – государством; затраты на образование полностью осуществляются государством).

Все государственные школы обязаны реализовывать религиозное образование на основе официально утвержденной программы.

Хотя уроки религиозного образования не упоминаются в группе основных предметов, они имеют одинаковый статус. Как говорилось в директиве № 3/89 DES Отдела науки и образования: «В силу своего специфического статуса религиозное образование в школах является одним из фундаментальных уроков. Программы, цели и формы экзаменов религиозного образования не определяются со стороны государства, но этот вид образования имеет одинаковый статус с другими уроками».

Впервые преподавание ислама стало осуществляться в 1975 г. мэрией Бирмингема и с этого времени стало официальной частью национальной программы образования. Однако с преподаванием знаний об исламе возник ряд проблем. В начале 1996 г. мусульманские семьи 1500 учеников селения Батли Западного Йоркшира, где проживает значительное количество мусульман, запретили своим детям посещать религиозные уроки. По словам одного из представителей мусульманской общины, причина непосещения учениками религиозных уроков была связана с тем, что педагоги, не являясь мусульманами, формировали ошибочные представления об исламской религии17.

В 1994 г. Оценочной комиссией учебных программ были опубликованы две рекомендательные справочные программы, включавшие элементы, касавшиеся шести религий в Великобритании (христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм и сикхизм), подготовленные во взаимодействии с представителями этих религиозных общин.

В 2004 г. министр образования Великобритании Чарльз Кларк объявил о выпуске новых методических рекомендаций по изучению и преподаванию религии в школах и колледжах, предполагавших изучения христианства на всех уровнях среднего образования, а также возможность изучения учащимися по их добровольному выбору других вероучений (ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и сикхизма)18.
Германия.

Статья 7 Основного Закона Федеративной Республики Германия признает религиозное обучение обязательным в государственных школах и устанавливает порядок его реализации: «1. Все школьное дело находится под надзором государства. 2. Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание. 3. Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно (акцентируем: речь идет о преподавании именно того вероучения, которое востребовано учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими), – прим. авт.). Без ущерба для права надзора со сто­роны государства религиозное обучение проводится в соответствии с прин­ципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию…»19

Уроки религиозного образования в государственных и муниципальных школах обязательны и равноценны другим школьным предметам. Христианское религиозное образование входит в официальные программы, часто под контролем церкви, а оценки, полученные по религиозным предметам, учитываются при переводе в старшие классы20. Правовые нормы части 3 статьи 7 и статьи 4 Основного Закона ФРГ гарантируют свободу совести в образовании, обеспечивая главное требование светскости государства и образования – добровольность.

В Германии у каждой федеральной земли своя образовательная программа, поэтому основное правовое регулирование религиозного образования и ответственность ложатся на земельное законодательство и власти федеральных земель.

Несколько федеральных земель, а именно Баден-Вюртемберг и Бавария, настояли на христианской основе образования в государственных школах, обусловив в своем законодательстве, что такие ценности, как «страх перед Богом» и «любовь к ближнему», были общими целями образования. Они разрешили также коллективную молитву. В 1970 г. федеральный Конституционный суд Карлсруэ подтвердил законность этого в нескольких решениях, посчитав, что государство может воздать должное влиянию христианства на общие культурные ценности. При этом любой прозелитизм в государственной школе остается запрещенным21.

Из земельных конституций наиболее ярко права граждан на получение образования в соответствии со своим мировоззренческим выбором и своими ценностями отражены в Конституции Баварии от 2 декабря 1946 г. (в редакции, действующей с 1 декабря 1998 г.):

«Статья 127. [Влияние религиозных общин на воспитание] Гарантируется право религиозных общин и мировоззренческих обществ, признанных государством, оказывать надлежащее влияние на воспитание в детях религиозных убеждений или мировоззрения, при этом не должен быть нанесен ущерб праву родителей на воспитание своих детей.

Статья 131. [Цели образования] (1) Школа должна давать не только знания и развивать не только умения, но и формировать душевные качества и характер. (2) Высшими целями образования являются почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности и получения удовлетворения от проявления ответственности, готовности помочь, восприимчивости ко всему истинному, доброму и прекрасному и осознание ответственности перед природой и окружающим миром. (3) Учащихся следует воспитывать в духе демократии, любви к их баварской родине и к немецкому народу, и в духе мира между народами…

Статья 135. [Государственные общеобразовательные школы] Государствен­ные общеобразовательные школы являются общедоступными для всех детей школьного возраста. В этих школах детей обучают и воспитывают на принципах христианской веры. Детали уточняет закон об общехристианской школе.

Статья 136. [Преподавание Закона Божьего] (1) Во всех школах на заня­тиях соблюдается уважение религиозных чувств всех верующих. (2) Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразователь­ных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведе­ниях. Его преподают в соответствии с основным положением соответствующей конфессии. (3) Ни одного учителя нельзя принудить и нельзя помешать ему преподавать Закон Божий. (4) Учителю необходимы полномочия церкви для преподавания Закона Божьего. (5) Для преподавания Закона Божьего предоставляются необходимые школьные помещения.

Статья 137. [Присутствие на уроках Закона Божьего] (1) Решение вопро­са о присутствии на уроках Закона Божьего и об участии в церковных обрядах и празднествах зависит от волеизъявления тех, кто имеет право на воспитание ребенка, а по достижении 18–летнего возраста – от волеизъявления учащегося. (2) Для учащихся, которые не посещают уроки Закона Божьего, проводят за­нятия по вопросам общепризнанных основ морали и нравственности.»22

Статья 7 Конституции федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии от 1950 г. (в редакции 1992 г.) устанавливает основные цели воспитания, которым необходимо следовать при организации учебного процесса в образовательных учреждениях. Статья 12 этой конституции закрепляет типы школ и порядок их открытия, в ней указывается, что «в школах единого вероисповедания… обучаются дети католического либо евангелического вероисповедания в духе своей веры. В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей». В статье 13 говорится, что «освобождение от посещения уроков Закона Божьего производится при наличии письменного заявления от лиц, воспитывающих ребенка, или совершеннолетнего ученика». Статья 14 устанавливает статус предмета «Религия» в образовательных учреждениях, а в статье 15 зафиксированы требования по подготовке преподавателей предметов религиозного образования.



Параграф 1 Закона федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии об организации системы школьного образо­вания («Закон о школьном уставе», в редакции 1994 г.) определяет школу как место воспи­тания и обучения. Параграф 2 дублирует статью 7 земельной Конституции, установившей цели воспитания: воспитание в послушании Богу, уважение достоинства человека и готовность к социальной деятельности. Молодежь должна воспитываться в духе человечности, демократии и свободы, быть терпимой и ува­жать убеждения другого человека, ощущать ответственность за сохранение естественных основ жизни, любить свой народ и свою родину, другие народы и стремиться к миру. Исходя из принятых целей воспитания, Закон ставит перед школой задачу нравственного, духовного и физического воспита­ния молодежи на основе западно-европейского культурного и немецкого образовательного наследия в неразрывной связи с экономической и социальной действительностью, а также задачу обучения молодежи необходимым для жизни и работы знаниям и умениям. На основании общих целей и задач, стоящих перед школой, в Законе определены цели, задачи и организационно-управленческие регламентации преподавания предмета «Религия». Предусматри­вается также порядок религиозного образования в зависимости от вида школы: общественная, религиозная (мировоззренческая), стоящая вне религий (или «свободная»). Установлено, что в общественных школах обучение и воспи­тание детей ведется на основе христианских образовательных и культурных ценностей. Детей открыто знакомят с христианскими откровениями и с убеждениями других религий и мировоззрений. Уроки религии проводятся раздельно для представителей раз­личных конфессий. В религиозных школах обучение и воспитание детей католической или евангелической веры или другого рели­гиозного сообщества ведется согласно основным принципам данного мировоззрения. Эти предписания относятся также и к родственным евангелической конфессии религиозным обществам. В мировоззренческих школах обучение и воспитание детей ведется согласно основным принципам соответствующего мировоззрения. Преподавание религии в том смысле, как это преду­сматривается ст. 14 Земельной Конституции, не проводится. Если же существует необходимость преподавания в этих школах уро­ков особого мировоззрения, то для этого требуется разрешение Управления по школьному контролю. Основным документом, устанавливающим участие и ответст­венность Церкви за преподавание религии в школе, является положение «О передаче церковных полномочий». Этот документ вступил в силу в 1977 году, заменив действовавшее до этого времени положение «О передаче церковных полномочий для обу­чения основам евангелической религии», принятое в 1951 году. Данное Положение действует на территориях Рейнской Еван­гелической Церкви, Вестфальской Евангелической Церкви и Липской Земельной Церкви и устанавливает общие принципы передачи церковных полномочий.23 В земле Северном Рейне – Вестфалии имеется соглашение между местным правительством и церквами о курсах повышения квалификации учителей.24

В федеральной земле Мекленбурге – Передней Померании установлен следующий порядок. Религиозное образование («Закон Божий») является штатным предметом в школе. Воспитание моральных ценностей относится к школьному своду задач. Государство определяет рамочные условия (учебный план, учебные средства, обучение и повышение квалификации учителей). Церковь формулирует содержание обучения и берет на себя ответственность за него. Предусмотрен альтернативный учебный предмет, который преподается школьникам, которые и/или родители которых отказались от курса религиозного образования25.

Параграф 7 «Преподавание закона Божьего» Закона о школьном образовании земли Мекленбурга – Передней Померании от 15.05.1996 устанавливает: «(1) Занятия по закону Божьему являются в общественных школах штатным учебным предметом. Преподавание проводится в соответствии с основными законами соответствующих Церквей или религиозных общин. (2) Принимать решение о посещении занятий по закону Божьему могут лица, ответственные за воспитание детей и школьники, достигшие 14-летнего возраста. Для школьников, которые отказались от посещения занятий по закону Божьему, в начальных и средних классах проводятся “Философские беседы с детьми”, а в старших классах – занятия по философии. (3) Учебные предметы “Евангельская религия”, “Католическая религия”, “Философские беседы с детьми” или “Философия” могут временно предлагаться как группы предметов. В рамках этих групп предметов отдельные предметы должны преподаваться в корпоративной форме при сохранении их самостоятельности и особенностей, а также с учетом прав школьников и лиц, ответственных за воспитание».

Согласно статье 6 Договора между федеральной землей Мекленбургом – Передней Померанией и Евангелическо-лютеранской земельной Церковью Мекленбурга и Евангелической Церковью Померании от января 1994 г., федеральная земля обеспечивает преподавание закона Божьего как штатного предмета в общественных школах. Преподавание закона Божьего производится в соответствии с основными принципами Евангелическо-лютеранской земельной церкви Мекленбурга и Евангелической Церкви Померании. Церкви принимают участие в разработке рамочных условий и директив, учебных планов и в выборе учебных материалов для евангелического преподавания Закона Божьего26.

Во всех классах начальной школы, которую дети посещают 4 года, начиная с 6-летнего возраста, религия преподается 2 часа в неделю. Общая нагрузка для I класса начальной школы составляет 20 часов в неделю и постепенно увеличивается до 25 часов к четвертому классу. Это значит, что преподаванию религии уделяется 10 % в первом классе и 8 % в 4 классе от общего количества учебного времени. В Германии существует несколько типов средних школ: основная, реальная, общая и гимназии. Во всех этих школах с 5 по 10 классы религия преподается 2 часа в неделю. Общая нагрузка для 5 класса составляет 20 часов в неделю и 32 часа для 10 класса. Это значит, что преподаванию религии уделяется примерно 7,5 % от общего количества учебного времени в 5 классе и постепенно этот процесс снижается до 6,5 % в 10 классе. Тем не менее, количество часов, отводимых на преподавание религии в средней школе, – относительно большое27.

В течение длительного времени существуют альтернативные учебные курсы для школьников, которые или родители которых прохождения ими религиозного образования. С 1970 г. несколько федеральных земель ввели такие альтернативные учебные предметы: «этика» (Баден-Вюртемберг, Гессен, Саксония, Саксония-Ангальт), «ценности и нормы» (Нижняя Саксония) или «введение в философию» (Бремен, Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург – Передняя Померания, Северный Рейн – Вестфалия). В этих альтернативных курсах также обсуждаются религиозные темы, но только в виде краткого, поверхностного информирования.

Вопрос о мусульманском религиозном образовании является весьма актуальным для Германии, где проживает около 2,7 млн. мусульман.

Мусульманская начальная школа, созданная в 1989 г. Исламской федерацией Берлина, была первой признанной местными властями в ноябре 1995 г. и получившей государственное финансирование школой28.

В 1999 г. Конституционный суд принял решение о том, что Исламская федерация Берлина имеет право предлагать и осуществлять мусульманское религиозное образование в государственных школах.

В большинстве федеральных земель в государственных школах для мусульман было предложено религиозное образование (religionskundlicher Unterricht). Этот курс преподавался на родном языке учащихся (чаще всего на турецком языке), на добровольной основе. Программы были разработаны Министерством образования. В Баварии в начальной школе предлагалось нечто вроде исламского образования, осуществляемого в сотрудничестве с турецким Институтом религиозных дел (Diyanet). В 1999 г. федеральная земля Северный Рейн – Вестфалия начала эксперимент, введя в начальной и средней школе для детей из соответствующих семей мусульманское религиозное образование (islamische Unterweisung) на немецком языке29 (с 1986 по 1999 гг. изучение ислама осуществлялось в качестве факультатива и на турецком языке). Наравне с учебными часами, выделенными католикам и протестантам, было разрешено введение преподавания двух часов в неделю мусульманской морали и истории и основ ислама.


Дания.

«Закон Божий» не преподается, но на каждой ступени государственной школы преподается (с 1976 г. не являющийся обязательным) курс «христианских знаний»30, являющийся образовательным предметом на всех уровнях учебной системы.

Религиозное образование может дополняться в средних школах курсом истории религий (знания об основных религиях Дании, в том числе об одной или двух нехристианских религиях, о религиозных и нерелигиозных концепциях жизни). Программы религиозного образования контролируются Парламентом, а не церквями, представляя собой результат взаимодействия Министерства народного образования и ассоциации преподавателей.

В среднем количество учебных часов составляет31:

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для начального образования – 5,6 %;

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для среднего образования – 4,3 %.

В 1975 г. был принят новый учебный закон, который сохранил религиозное образование, предназначение которого отныне состояло в том, чтобы информировать учащихся о христианстве, основе культурного наследия Дании. Согласно законодательству Дании об образовании (Закон о школьном образовании 1993 г. и др.), учебный курс изучения христианства включает триста уроков в начальной и средней школе. Центральной темой «занятий по христианству» остается «христианство датской евангельской лютеранской церкви», а «иностранные религии» и «другие философии жизни» (марксизм, экзистенциализм, и т.д.) обсуждаются в старших классах. Основой учебного предмета изучения христианства является именно христианство, другие же религии играют роль второго плана. Цель курса изучения христианства состоит в том, чтобы «показать учащимся значимость религиозного феномена для индивида и его взаимоотношений с другими… Исходная точка образования – такое христианство, каким оно представляется в историческом и современном контексте». Содержание дисциплины: библейские рассказы, понимание влияния христианства на основные ценности датской «культурной группы», нехристианские религии и другие точки зрения для того, чтобы дать учащимся возможность «понять другие образы жизни и отношений». Но ценностный блок, главным образом, основан на христианстве. Точки зрения, которые не являются христианскими, отстраняются или даже исключаются. Этот учебный предмет пытается дать учащимся «базу для того, чтобы управлять ими в их личном выборе и помогать им понять свои обязанности». С 1937 г. учащиеся могут быть освобождены от «христианских занятий»32.
Ирландия.

Статья 42 Конституции Ирландии: «1. Государство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. 2. Родители должны быть свободны давать такое воспитание дома, в частных домах или в школах, признанных или учрежденных государством. 3.10. Государство не должно принуждать родителей вопреки их совести и законному предпочтению посылать своих детей в школы, учрежденные государством, или любые определенные виды школ, указанных государством. 20. Государство как хранитель общего блага должно, исходя из современных условий, потребовать, чтобы дети получили определенный минимум интеллектуального и социального познания и морали. 4. Государство должно обеспечить бесплатное начальное образование и должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным инициативам и, когда этого требует общественное благо, предоставлять другие возможности и учреждения, имея в виду, однако, права родителей, особенно в вопросах религиозного и морального формирования. 5. В исключительных случаях, когда родители по физическим или моральным основаниям не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, государство как гарант общего блага соответствующими средствами должно стремиться занять место родителей, но всегда непременно имея в виду естественные и неотъемлемые права ребенка». Статья 44 Конституции Ирландии: «1. Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию… 40. Законодательство, предоставляющее государственную помощь школам, не должно вводить дискриминацию школ, состоящих под управлением различных религиозных направлений, а также воздействовать на право детей посещать получающие общественные деньги школы, в которых нет религиозных поучений»33.

В государственных школах Ирландии религиозное образование реализуется в качестве факультатива, сертифицируется церковными инстанциями.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



В стране царила такая бедность, что жители говорили обрывками фраз. Мечислав Шарган
ещё >>