Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. 04(2): 67. 404 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник Москва Таруса 2012 ; 342. 31; 343. 5 Ббк 67. 4; 67. 18 2288.91kb.
Сборник докладов и выступлений 25-27 апреля 2007 г. Москва, Россия 18 1641.05kb.
Сборник статей Выпуск 2 Краснодар 2007 ббк 83 д 444 15 3380.12kb.
Сборник докладов) Москва 1993 (2) ббк 66. 2(2) 12 2345.4kb.
Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский... 1 86.27kb.
Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия 11 1870.99kb.
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 1 379.68kb.
Монография Издание четвёртое Москва 2007 ббк 65. 050. 2 11 2546.05kb.
Сборник материалов Владивосток Издательство вгуэс 2010 ббк 88 1 170.86kb.
Программа и сборник материалов 15-16 ноября 2012 г г. Москва организаторы 1 127.32kb.
Сборник контрольных материалов мдк 03. 01 Приготовление супов и соусов... 1 183.68kb.
Вопросы к экзамену по «Теории государства и права» 1 49.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. - страница №18/18


Приложение 7
Письмо министерства образования и науки Самарской области от 31.01.2006 № МО 16/384 «О преподавании в общеобразовательных учреждениях Самарской области дисциплин религиоведческой направленности» руководителям государственных и муниципальных органов управления образованием Самарской области.248
Новые социальные условия – открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования – вызвали активный интерес российского общества к ценностям традиционной духовной культуры, религиозному просвещению.

Изучение религиозной культуры, помимо просветительских функций, несет огромный нравственный потенциал. Каждая из религиозных культур, будь то православная, мусульманская, буддистская или иудейская, формирует прежде всего духовные ценности. Почтительное отношение к старшим, культ семьи, уважение к личности любого человека, забота о ближнем, сострадание и милосердие – основные заповеди любой религии. Вместе с тем забвение этих истин, изгнание и запрет духовного образования вели к деформации общества, формированию бездуховной личности. Как результат – масштабная алкоголизация, наркомания и суицид в молодежной среде, СПИД, проституция, разрушение семейных ценностей, проповедование культа жестокости и насилия. Активизация оккультистов, миссионеров и сектантов, которые охотятся за неокрепшими душами молодых людей, деградация и вырождение нации – всему этому может и призвана противостоять религия.

Неоценимый вклад в формирование Российской государственности внесло православие. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с этой ведущей религией. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно, а приобщение к ним затруднительно, что обусловливает ее познавательную значимость для всех учащихся российской школы вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

Огромный духовный потенциал заложен в исламе, неизмеримо его значение в воспитании и утверждении культуры мусульманских народов, воздействии на общероссийскую культуру.

Неотъемлемой частью культурного исторического значения народов России являются иудаизм, буддизм, католическая и протестантская религии.

Приобщение школьников к духовной и культурной ценности традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, данная образовательная область была успешно представлена в дореволюционной российской школе.

Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования, прежде всего в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционных религий России как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

Признавая особую роль религии в становлении и развитии духовности и культуры, воспитании молодежи и сохранении нации в целом, министерство образования и науки Самарской области важнейшей из своих задач считает предоставить всем желающим возможность изучения основ религиозных культур, включая православной, исламской, иудейской и иных традиционных культур России.

Указанные курсы носят светский культурологический характер, являясь по сути информационными, просветительскими, и не преследуют целью богослужение, совершение церковных и иных обрядов.

Образовательные учреждения при формировании учебного плана в рамках школьного компонента должны учитывать социальный заказ обучающихся и их родителей на введение дисциплин религиоведческого профиля.

Вместе с тем, министерство образования и науки Самарской области обращает внимание на то, что образовательный процесс в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должен строиться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учитывать многонациональный и многоконфессиональный состав населения региона, соблюдать права и свободы граждан.

Порядок и формы реализации религиоведческого курса в общеобразовательных учреждениях определены в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2003 № 01-51-013 ин. Курс не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или для всех школ субъекта Российской Федерации. Этот курс может вводиться в каждой конкретной школе на основе решения Совета (Попечительского совета) школы с участием представителей родителей и реализовываться:

а) либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на которые записываются сами учащиеся или, для младших классов – записывают учащихся их родители. В этом случае финансирование преподавания курса обеспечивается или учредителем дополнительно к базовому финансированию школы по государственному образовательному стандарту, или за счет внебюджетных средств школы;

б) либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом другие учащиеся обязательно посещают другие выбираемые ими спецкурсы из списка спецкурсов по выбору). В этом случае финансирование преподавания курса реализуется как и обычно для курсов по выбору из школьного компонента, в рамках обеспечиваемого школе финансирования учредителем.

Посещение занятий по религиоведческому курсу является не только добровольным для учащихся, но и предусматривает обязательное согласие их родителей.

Учебную литературу по курсам религиоведческой направленности необходимо использовать при наличии соответствующего грифа «рекомендовано» или «допущено» Министерством образования и науки Российской Федерации либо министерством образования и науки Самарской области.

В соответствии с решением президиума научно-методического экспертного совета от 20 декабря 2005 года министерство образования и науки Самарской области рекомендует учебную программу курса «Основы православной культуры» (авторы: Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина) для использования в начальной и основной школах Самарской области в рамках компонента образовательного учреждения базисного учебного плана: специального курса по выбору учащихся и учреждения.

При реализации религиоведческого курса целесообразно использовать образовательный потенциал таких предметов как история, обществознание, литература, мировая художественная культура, музыка и др. Реализация религиоведческого курса возможна и в рамках дополнительных общеобразовательных программ: при организации работы кружков, объединений учащихся и других форм воспитательной работы.
Министр В.Ф. Путько
  

Содержание





Гармаш Л.С. Об актуальности преподавания православной культуры в светской школе. Вместо предисловия …………….

3


Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования…………..

6


Понкин И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: в вопросах и ответах ………..

38


Метлик И.В. О дискуссиях по проблеме изучения религиозной культуры в общеобразовательной школе ………………………..

141


Соловьёв А.Ю. Каталог пособий предметной области «Православная культура» …………………………………………..

162


Об авторах …………………………………………………………….

201

Приложения …………………………………………………………..

202

Научно-практическое издание



РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Сборник материалов
Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин

Подписано в печать 16.01.2007.

Формат 60х90/16

Гарнитура «Arial». Бумага офсетная №1.

Усл. печ. л. 13,5.
Тираж 180 экз. Заказ № 19.

Отпечатано в Печатном салоне «Р-Принт»



125015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, д. 14



1 Пейкова З. Об отношении к религиозному образованию в странах демократии / Архив автора.

2 Частично настоящий материал опубликован в журнале «Свободная мысль» (№ 6 за 2006 г.). По Португалии и Словакии – материал написан совместно с А.И. Понкиной.

3 Debray Régis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque», Février 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002.

4 Ferrari Silvio. L'enseignement des religions en Europe: un aperçu juridique [Феррари Сильвио. Религиозное образование в Европе: юридический обзор] // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 36.

5 Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. – СПб.: Апостольский город, 2005. – С. 351.

6 Очевидно, что все указанные государства отличает собственная специфика модели светскости государства и организации вопросов религиозного образования в светских школах.

7 Конституции государств Европы. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – С. 35.

8 Там же. – С. 36.

9 Конституции государств Европы. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – С. 344.

10 Javeau Claude. La laïcité ecclésialisée: le cas de la Belgique // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 160.

11 Revue internationale d'éducation. Sèvres. – 2004, juillet. – № 36. – P. 147.

12 Киселева М. Европейская закваска. В школах Бельгии готовят религиозных фанатиков // Известия. – 22.07.2002.

13 Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. – С. 377.

14 Jackson R. L'évolution vers un enseignement religieux multiconfessionnel en Grande-Bretagne [Роберт Джексон. Развитие к мультиконфессиональному религиозному образованию в Великобритании] // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 104–106.

15 Jackson R. L'évolution vers un enseignement religieux multiconfessionnel en Grande-Bretagne.

16 Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. – С. 384–385.

17 The Muslim News. – 26 January 1996; The Independent. – 25 January 1996; Аскеров Э. Школа и нравственность: Мировая практика // http://www.islam.az/statyi/teh3.htm.

18 Обучение религии в британских школах станет более плюралистичным // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=28133&cf=. –28.10.2004.

19 Конституции государств Европы. Т. 2 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – С. 581.

20 Debray Régis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque», Février 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002.

21 Koenig Matthias. L'État-nation allemand à l'épreuve des mutations de l'enseignement religieux // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 133.

22 Конституции зарубежных стран / Сост. В.Н. Дубровин. -- М.: Юрлитинформ, 2001. -- С. 192–194.

23 Костикова М.Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования (на примере законодательства Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия): Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.

24 Доксиер Йоттен Л. Выступление на Международных образовательных Рождественских чтениях (г. Москва, январь 2003 г.) / Архив автора.

25 Шверин Эккарт. Выступление на Круглом столе «Преподавание Закона Божьего в школе: опыт Европы и России» (г. Москва, 16.04.2003) / Архив автора.

26 Там же.

27 Доксиер Йоттен Л. Выступление на Международных образовательных Рождественских чтениях (г. Москва, январь 2003 г.) / Архив автора.

28 Koenig Matthias. L'État-nation allemand à l'épreuve des mutations de l'enseignement religieux. – Р. 137.

29 Там же.

30 Debray Régis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque», Février 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002.

31 Revue internationale d'éducation. Sèvres. – 2004, juillet. – № 36. – P. 148.

32 Rus Ole. Le poids du luthéranisme dans l'enseignement religieux au Danemark [Рюс Оле. Значение лютеранства в религиозном образовании в Дании] // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 85–87.

33 Конституции государств Европы. Т. 1. С. 812–813.

34 BOE. – 24.07.1980. – № 177.

35 Образовательное законодательство зарубежных стран. Законы Австрии, Великобритании, Испании, Китая, Мексики, Нидерландов, Франции, ФРГ / Сост. Ю.А. Кудрявцев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф. Пугач, Л.Н. Тарасюк; Под ред. В.М. Сырых. – М.: Готика, 2003. – (Законодательство об образовании. Т. 3). – С. 175–176, 178.

36 Revue internationale d'éducation. Sèvres. – 2004, juillet. – № 36. – P. 153.

37 BOE. – 15.12.1979. – № 1 300.

38 Sancho Joaquin Mantecon. L'enseignement religieux dans l'École publique espagnole [Санчо Хоакин Мантекон. Религиозное образование в испанской государственной школе] // Conscience et Liberté. – 2000. – № 60. – P. 120–121.

39 Willaime Jean-Paul coord. École et culture religieuse [Школа и религиозная культура / Жан-Поль Вийем] // Revue française de pédagogie. – 1998, décembre. – № 125. – P. 5–41; Revue internationale d'éducation. Sèvres. – 2004, juillet. – № 36. – P. 153.

40 Moreras Jordi. La situation de l'enseignement musulman en Espagne [Морерас Х. Ситуация с мусульманским образованием в Испании] // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 170–171.

41 О правовых основах деятельности нетрадиционных религиозных конфессий в Испании / Справка Посольства России в Испании / Архив автора.

42 Ferrari Alessandro. Les ambiguïtés de la «saine laïcité» de l'État italien [Феррари Алессандро. Двусмысленность «светскости» итальянского государства] // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 53, 55.

43 Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. А.О. Протопопов. – М.: Паллада, 1996. – С. 50.

44 Ferrari Alessandro. Les ambiguïtés de la «saine laïcité» de l'État italien [Феррари Алессандро. Двусмысленность «светскости» итальянского государства] // Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – Paris: Belin, 2005. – P. 49.

45 Ibid. – P. 54.

46 Конституционный суд Италии считает, что крест, как символ христианства, должен находиться в школьных классах и других госучреждениях страны // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=40516&cf=. – 16.02.2006.

47 Конституции государств Европы. Т. 2 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – С. 694.

48 Revue internationale d'éducation. Sèvres. – 2004, juillet. – № 36. – P. 157.

49 Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – P. 26.

50 Справка Посольства Российской Федерации в Португалии «К вопросу о регулировании в Португалии миссионерской деятельности и пожертвований от религиозных объединений, иностранных лиц и организаций (информация)» / Архив автора.

51 Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – P. 28.

52 Перевод см. в: Понкин И.В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2005. – С. 33–55.

53 Des maîtres et des dieux. Écoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Séverine Mathieu. – P. 27.

54 Baubérot J., Mathieu S. Religion, Modernité et Culture au Royaume-Uni et en France: 1800–1914. – Paris: Seuil, 2002.

55 Joutard. Mission de réflexion sur l'enseignement de l'histoireur, 1989.

56 Debray Régis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque», Février 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002. Автор благодарит за помощь в переводе доклада К.А. Вдовиченко, М.В. Асмус, Н. Бойко-Жакура.

57 Образование: сокрытое сокровище / Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. – Париж: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 1997. – С. 62–63.

58 Более ранняя версия материала вышла отдельным изданием: Понкин И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. – М.: Итало-российский Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца, 2003. – 128 с.

59 Адамский А. Религия на пороге школы? Конфликт вокруг «Основ православной культуры» вновь разрастается: теперь и другие конфессии предлагают внести основы своих вероучений в школьную программу // Первое сентября. – 08.05.2003.

60 Подробнее см.: Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. – М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. – 216 с.

61 Далее везде – Закон РФ «Об образовании».

62 С изм. и доп., согл. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854. Далее везде – Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

63 Подробнее см.: Понкин И.В. Светскость государства. – М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. – 466 с.; Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. – 416 с.; Понкин И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. – М.: Итало-российский Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца, 2003. – 128 с.; Понкин И.В. Теологический факультет государственного университета: Европейский опыт правового регулирования. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006. – 212 с.

64 Далее везде – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

65 Подробнее см.: Понкин И.В. Светскость государства. – М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2004; Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003; CD «Светскость государства» / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. – М., 2006.

66 Содержащаяся в пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указанная правовая норма не ограничивает все виды религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях только лишь обучением детей религии вне рамок образовательной программы. В статье 5 этого Федерального закона не содержится никаких запретов на реализацию религиозного образования в иных формах, нет в указанной статье и бланкетных или отсылочных норм к другим законам относительно этого вопроса. Следовательно, нет оснований для ограничительного толкования правовой нормы, закрепленной в пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

67 Например, в рамках специальности или направления подготовки высшего профессионального образования «Теология».

68 При условии выполнения основной образовательной программы, а также соблюдения законных прав и интересов других учащихся.

69 См, например: Rapport de la Commission de réflexion sur l’application du principe de laïcité dans la République remis au Président de la République, 11.12.2003. Commission pré­sidée par Bernard Stasi. – Paris: La Documentation française, 2004. – 166 p.; Rapport public de Conseil d’Etat, 05.02.2004. Jurisprudence et avis de 2003. Un siècle de laïcité (Réflexions sur la laïcité) // Études et documents. №55. – Paris, 2004. – P. 241–400 ; Hervieu Léger Danièle. La religion à l'école. – Paris: Cerf, 1990; Debray Régis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque», Février 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002. – 62 p.; Debray Régis. Le «fait religieux»: définitions et problèmes // L’enseignement du fait religieux. Actes de séminaire national interdisciplinaire (Paris, 5-7 novembre 2002). – Châtillon (France): Centre régional de documentation pédagogique de l’Académie de Versailles, 2003. – 372 p. – P. 15–19; Suchocka H. Nauczanie religii w szkole w swietle kostytucij i ustawodawstwa wybranych panstw europejskich [Сухоцкая Ханна. Религиозное обучение в школе в конституциях и законодательстве некоторых европейских стран] // Nauczanie religii w szkole w panstwie demokratycznym. – Lublin, 1991. – S. 85–99.

70 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: НОРМА (НОРМА–ИНФРА-М), 2000. – С. 41–42.

71 Там же. – С. 59.

72 Там же. – С. 161.

73 Там же. – С. 309–310.

74 Текст, измененный в соответствии с положениями Протокола № 3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола № 5 (ETS, № 55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола № 8 (ETS, № 118), вступившего в силу 01.01.1990 г., и содержащий текст Протокола № 2 (ETS, № 44).

75 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – С. 542.

76 Еврейская традиция: Учебник для 8–10 классов еврейских школ с преподаванием на русском языке / Под общ. Ред. Проф. Г. Брановера. – Иерусалим: Шамир, 1998. – 126 с. Рекомендован Берл Лазаром, главным раввином России, председателем Раввинского совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства.

77 Образовательные программы по предметам этнокультурного еврейского компонента сети специализированных лицеев и школ «Ор Авнер» (гг. Новосибирск, Самара, Екатеринбург и др.), рекомендованные для общеобразовательных школ России и стран СНГ ВУЗами Израиля и согласованные с религиозными деятелями, курирующими лицей / Архив автора. См. также: Завершился семинар директоров школ «Ор Авнер» // Агентство еврейских новостей (http://www.aen.ru/ru/story.php?id=tape&article=6166). – 10.12.2003; НОУ Гимназия «Ор-Авнер» // http://www.ural2b.ru/detl_keyOrg_2008129.html; Волгоградская школа «Ор Авнер» получила аккредитацию // http://www.lechaim.ru/ARHIV/143/FEDE/41.htm; «ООШ «Ор Авнер», НОУ, г. Самара // http://www.b-i.ru/search/company/39978.html.

78 В соответствии со статьями 21, 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетними считаются не достигшие возраста 18 лет, а малолетними считаются несовершеннолетние в возрасте до 14 лет.

79 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – С. 43.

80 Там же. – С. 48.

81 Там же. – С. 133–134.

82 Там же. С. 161.

83 Там же. – С. 551.

84 См. пояснительную записку материала «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”», направленного Письмом Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16, Пресс-релиз Министерства образования РФ «Об изучении в школах “Основ православной культуры”» (декабрь 2002 г.), а также Письмо Министерства образования Российской Федерации № 01-51-013ин от 13.02.2003 органам управления образованием субъектов Российской Федерации.

85 Так, О.Р. Квирквелия, пытаясь обосновать в своей публикации от 27.08.2002 недопустимость религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, ссылалась на недействующий уже закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 1990 г. (Многобожие в светской школе. Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов? // Независимая газета. – 27.08.2002).

86 Православную культуру будут изучать добровольно и с согласия родителей // NEWSru.com. – 19.11.2002.

87 Там же.

88 См., например: Кулаков А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителей. – М., 1997; Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. – М., 1999 (допущ. Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве пособия для учащихся), и др.

89 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – С. 42–43.

90 Там же. – С. 44, 48–49.

91 Там же. – С. 53.

92 Там же. – С. 106–108.

93 Там же. – С. 307–308, 315–316.

94 Там же. – С. 115–117.

95 Там же. – С. 161.

96 Там же. – С. 111.

97 Там же. – С. 100.

98 Там же. – С. 328.

99 Там же. – С. 392–393.

100 Там же. – С. 80–83.

101 Там же. – С. 641–642.

102 Там же. – С. 648, 650, 652.

103 Там же. – С. 653, 661–662.

104 Там же. – С. 672.

105 Там же. – С. 122.

106 Там же. – С. 155.

107 Там же. – С. 313–314.

108 Там же. – С. 43.

109 Там же. – С. 48.

110 Там же. – С. 59.

111 Там же. – С. 133–134.

112 Там же. – С. 161.

113 Там же. – С. 551.

114 Там же. – С. 651.

115 Там же. – С. 315.

116 Там же. – С. 327.

117 Там же. – С. 42–43.

118 Там же. – С. 44, 48–49.

119 Там же. – С. 53.

120 Там же. – С. 307, 315.

121 Там же. – С. 161.

122 Этот тезис проводится «красной нитью» через весь проект Концепции государственно-церковных отношений, разработанный кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (текст размещен на интернет-сайте www.state-religion.ru). См. также: Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий в новом веке. Основы политики Российского государства в сфере свободы // НГ Религии. – 27.06.2001. – № 12 (83).

123 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА (ИНФРА–НОРМА-М), 2002. – С. 121.

124 Дурэм У.К. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. – М.: Институт религии и права, 1999. – С. 26.

125 Кузнецов М.Н. Светский характер Российского государства и его взаимоотношения с религиозными объединениями в глобально меняющемся мире: конституционно-правовой аспект // Государство и религиозные объединения: Материалы научно-практической конференции (25.01.2002, Москва) / Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе РФ, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Межрелигиозный совет России. – М., 2002. – С. 84–88; Жбанков В.Н. Вредные мифы // Человек и закон. – 2002. – № 4. – С. 48–52; Жбанков В.Н. Мифотворчество против партнерства государства и Церкви // Христианская политика. – 2002. – № 2. – С. 5.

126 Кто и чем заполняет образовавшийся вакуум? Письмо с просьбой ввести теологию в светских вузах на имя министра общего и среднего образования РФ Владимира Филиппова // НГ Религии. – 26.04.2000. – № 8 (54).

127 Кузнецов М.Н. Светский характер Российского государства и его взаимоотношения с религиозными объединениями в глобально меняющемся мире: конституционно-правовой аспект. – С. 85.

128 Боберо Ж. Светский характер государства // Франция сегодня: справки и анализ (Сайт Посольства Франции в России – http://www.ambafrance.ru/rus/looks/france_today/laicite.asp), январь 2001 г.

129 Laïcité, religions, spiritualités, sectes. Entretien avec Jean-Michel Belorgey // Regards sur l’actualité. – Mars 1999. – P. 39–51.

Belorgey J.M. Laïcité et démocratie. La laïcité dans une société ouverte // Istanbul. – 25–26 novembre 1999.



130 Belorgey J.M. Laïcité et démocratie. Leçon d’un colloque franco-turc, décembre 1999 / Архив автора.

131 См., например: Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. – М.: Дело, 2000. – С. 437–451.

132 Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. Исто­рия религий. – М., 1991. – С. 216.

133 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. – М., 1990. – С. 510.

134 Берри Г.Дж. Во что они верят. – М.: Духовное возрождение, 1994. – С. 205.

135 Рецензия докт. философ. наук, проф. Э.Ф. Володина от 28.08.2001 г. на проект «Концептуальных основ государственно-церковных отношений» кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ / Архив автора.

136 Debray Régis. Rapport au ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque», Février 2002. – Paris: Odile Jacob, 2002.

137 Rapport de la Commission de réflexion sur l’application du principe de laïcité dans la République remis au Président de la République, 11.12.2003. Commission pré­sidée par Bernard Stasi. – Paris: La Documentation française, 2004. – P. 54.

138 Там же. – P. 137.

139 Rapport public de Conseil d’Etat, 05.02.2004. Jurisprudence et avis de 2003. Un siècle de laïcité (Réflexions sur la laïcité) // Études et documents. №55. – Paris, 2004. – P. 241–400. Пер. с франц: И.В. Понкина; планируется издание перевода доклада с комментариями.

140 См. пояснительную записку «Примерного содержания…»

141 Версия. – 20–26 ноября 2001 г. – № 44 (168).

142 Сорок шесть процентов россиян высказываются в пользу преподавания в школах основ религии // Миссионерское обозрение (Белгород). – 2001. – № 9 (71).

143 Более половины москвичей – за преподавание в школе Закона Божия // Мир религий (http://www.religio.ru). – 11.04.2002.

144 Были опрошены 2050 человек, представляющих разные социальные группы, в 58 поселениях пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел.

145 Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики. Население нашей страны о XX веке и о своих надеждах на век грядущий // НГ Религии. – 17.05.2000. – № 9 (55).

146 Экспертное заключение директора Института педагогических инноваций РАО, доктора психологических наук, член-корр. РАО В.И.Слободчикова от октября 2002 г. на проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура».

147 Религиозное образование не является формой создания или религиозной деятельности религиозного объединения в государственном или муниципальном образовательном учреждении, если не осуществляется узкопрофессиональное религиозное (духовное) образование.

148 Заметим, что точно так же правомерна и реализация, к примеру, мусульманами, протестантами, иудеями и др. своих прав на получение образования в соответствии со своими духовно-нравственными убеждениями и ценностями, но и им в реализации таких прав отказывается под надуманными предлогами.

149 «Не востребованные ими вероучения» в данном случае – не в смысле отражения активных действий, а в смысле, что учащиеся не выражали желания получать знания по этим, невостребованным вероучениям, и родители учащихся не давали на это своего согласия.

150 Каневский К. Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах // Право и образование. – 2002. – № 2.

151 Рецензия президента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Н.Д. Никандрова от 18.10.2002 на Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».

152 Заключение кафедры теории и методики преподавания религиоведения Орловского государственного университета от октября 2002 г. на проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура».

153 Современный толковый словарь русского языка / Автор проекта и гл. ред. д. филол. н. С.А. Кузнецов / Институт лингвистических исследований РАН. – СПб.: Норинт, 2001. – С. 886.

154 Современный словарь иностранных слов. – 2-е изд. – М.: Русский язык, 1999. – С. 635.

155 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2000. – С. 756.

156 Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. – С.679.

157 Приложение к Приказу Минобразования России от 09.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений российской федерации».

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально – регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.



158 В ред. письма Министерства образования РФ от 08.10.2002 № 14-55-840ин/15.

159 См. также: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1999 № 309 «О введении в действие санитарных правил “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений”».

160 Заключение кафедры теории и методики преподавания религиоведения Орловского государственного университета от октября 2002 г. на проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура».

161 Обращение председателя Координационного Центра Мусульман Северного Кавказа М.О. Албогачиева № 1/144 от 18.12.2002 г. к Министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову.

162 Письмо Центрального духовного управления мусульман России от 22.11.2002 Министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову.

163 Письмо Центрального духовного управления мусульман России от 02.12.2002 Министру образования РФ В.М. Филиппову.

164 Заявление Координационного Центра мусульман Северного Кавказа № 377 от 27.09.2006.

165 Обращение председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, раввина З.Л. Когана от 27.11.2002 г. к Министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову.

166 «Права российских конфессий на изучение религиозной культуры в светской школе не могут ставиться под сомнение» / Заявление Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России от 27.09.2006.

167 Заявление председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввина З.Л. Когана от 12.09.2005 «О книге И.В. Понкина и М.Н. Кузнецова “Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия”».

168 Обращение председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, епископа С.В. Ряховского от 12.01.2003 к Министру образования РФ В.М. Филиппову.

169 Заявление председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископа С.В. Ряховского № 193 от 27.09.2005.

170 Подробнее см.: Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

171 Подробнее см.: Метастазы оккультизма в системе образования: Аналитическое исследование. – М.: Паломник, 1999.

172 Председатель Российского Союза евангельских христиан–баптистов назвал «беззаконием» введение в школьную программу предмета «Православная культура» // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=4829&type=view.

173 Как справедливо заметил М. Соколов, «не очень ясно, в чем тут пафос уничижения. Электричество, хирургический наркоз и железная дорога – это тоже XIX век, что, однако же, еще не есть достаточное основание для отказа от этих полезных установлений» (Прогресс – это симптом. Об одном лжеучении, распространяющемся в нашем отечестве // Эксперт. – 14.08.2000).

174 Хакамада убедила министра образования заменить курс православия историей мировых религий // Lenta.ru. – 22.11.2002.

175 Алексей Волин: государство не должно указывать гражданам, во что им верить // NEWSru.com. – 15.11.2002.

176 Шнирельман В.А. Проблемы современного российского образования / Приложение к проекту Доклада «Миграция и ксенофобия: новый контекст рисков для развития России и предложения по их минимизации или устранению» (авторы – Бажаев, Новицкий). – С. 102.

177 Там же. – С. 102.

178 Там же. – С. 101.

179 Там же. – С. 103.

180 Там же. – С. 102.

181 Там же. – С. 103.

182 Там же.

183 Американские атеисты / Пер. с англ. Е.К. Дулумана // Новосибирская областная образовательная сеть (http://www.edu.nsu.ru/atheism/duluman/america.htm). – 14.05.2001.

184 Трофимчук Н.А. и др. Международные документы о принципах отношений государства и религиозных организаций, о праве человека на свободу совести // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд–во РАГС, 1999. – С. 15.

185 Квирквелия О.Р. Многобожие в светской школе. Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов? // Независимая газета. – 27.08.2002.

186 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – С. 41–42.

187 Там же. – С.161.

188 Квирквелия О.Р. Многобожие в светской школе. Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов? // Независимая газета. – 27.08.2002.

189 Там же.

190 На слова «русский» и «патриотизм» наложить ограничения // Известия. – 14.09.2002.

191 Основные положения Программы развития этнокультурного образования и воспитания в духе культуры мира в Москве (от этнокультурного образования к поликультурному) на 2003–2005 гг. / Архив автора.

192 Притом что, очевидно, в поликультурном обществе определенная поликультурность образования должна быть, но эта поликультурность не должна превалировать над воспитанием учащихся на основе ценностей страны.

193 С испанской точки зрения: Беседа с профессором Глорией Моран // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III / Сост. Л.М. Воронцова, А.В. Пчелинцев, С.Б. Филатов. Под общ. ред. С.Б. Филатова. – М.: Наука, 1996. – С. 91.

194 Ронит Тирош, генеральный директор Министерства образования Израиля: «Нашим детям не нужна военная подготовка – для этого есть армия» // Известия. – 10.06.2002.

195 Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Отв. ред. В.И. Шкатулла. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 97.

196 Подробнее см.: Воробьев В., прот., Метлик И.В., Понкин И.В. Проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви, 2002.

197 Пчелинцев А.В. Минобразования одержимо Законом Божьим. Россию хотят отбросить на столетие назад // НГ Религии. – 04.12.2002.

198 Современный словарь иностранных слов. – 2-е изд. – М.: Русский язык, 1999. – С. 282.

199 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стан: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Форум, 2000. – С. 282.

Ислам в современной политике стран Востока. – М., 1986. – С. 15.



200 Словарь иностранных слов / Гл. ред. Ф.Н. Петров. – М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1939. – С. 275.

201 Современный толковый словарь русского языка / Автор проекта и гл. ред. д. филол. н. С.А. Кузнецов / Институт лингвистических исследований РАН. – СПб.: Норинт, 2001. – С. 272.

202 Что, впрочем, не мешало ему лоббировать создание в Москве Российского исламского университета – в дополнение к уже существующим в Москве и Казани.

203 Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. – 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд–во РАГС, 1997. – С. 28.

204 Пчелинцев А.В. Минобразования одержимо Законом Божьим. Россию хотят отбросить на столетие назад // НГ Религии. – 04.12.2002.

205 Михаил Швыдкой: учить не только религиозной культуре, но и искусствам // NEWSru.com. – 18.11.2002.

206 Рецензия президента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Н.Д. Никандрова от 18.10.2002 на Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».

207 Уроки православного // Коммерсантъ-Власть. – 02.12.2002. – № 47.

208 Судебная практика по спорам в сфере образования: В 2 ч. Ч. 1. Сборник судебных актов Конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции по спорам в сфере образования / Сост. и отв. ред. И.А. Рожков. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С. 28–35.

209 Там же. – С. 34.

210 Алексей Волин: «Государство не должно указывать гражданам, во что им верить».

211 Радио «Эхо Москвы» / Ведущая: Пашина. – 15.11.2002, 12:00:00 // ЦРПИ. Мониторинг радиоэфира. – 15.11.2002.

212 Алексей Волин: «От этого документа веет средневековьем и мракобесием».

213 Даже не по аналогии с международными документами – международные универсального характера и международные регионального характера, но хотя бы так – два и более континента и хотя бы какой-то значимый отрезок истории.

214 Хотя, совершенно очевидно, что упоминание Христа в вероучении некоторого религиозного объединения само по себе не дает еще оснований для отнесения вероучения этого объединения к христианству. Е.Блаватская сплошь и рядом манипулировала отрывками из Христианства. Многие сатанистские объединения основывают свои учения на использовании христианства (акцентирование отрицания, искажения и пр. способы использования). Собственно, это одна из форм проявления ксенофобской нетерпимости к христианству – навязывание обществу точки зрения, что христианством является все – от астрологии, рерихианства и прочих течений оккультизма до никак не корреспондирующих историческим фактам фантастических измышлений основателей мормонизма.

215 Правительство, которое принесет Рай. – New York, Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society of New York, 1993. – С. 23.

216 Ранняя версия статьи опубликована в Интернете: сайт «Религия и СМИ» (http://www.religare.ru/monitoring26766.htm), 2006.

217 Письма в Минобразование России Центрального духовного управления мусульман России от 22.11.2002., Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России от 27.10.2002, Координационного центра мусульман Северного Кавказа от 18.12.2002., Российского объединенного союза христиан веры евангельской от 12.01.2003.

218 «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).

219 Виталий Гинзбург // Радио «Свобода» («Программы», «Лицом к лицу»). – 11.01.2004.

220 По различными социологическим данным – от половины до двух третей населения РФ.

221 Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. – СПб.: Апостольский город, 2005. – С. 504.

222 «Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом» (п.4. ст. 7 «Государственные образовательные стандарты» закона РФ «Об образовании»).

223 П.2 ст.2 , п.5 ст. 29 и др. Закона РФ «Об образовании».


224 Письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16.

225 См. письмо А.А. Фурсенко органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 17.03.2005 № АФ-59/03 «О решении совещания "Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана"».

226 П.4 ст.2 Закона РФ «Об образовании», п.2 ст.4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

227 Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

228 См., в частности: Метлик И.В. Светский характер образования в государственной школе // Образование. – 2004. – №7; Метлик И.В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. – 2003. – №7 (статьи доступны в Интернете); Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета-2000, 2004. – 384 с.

229 Ученые, в том числе физики, всегда выступали с разных мировоззренческих позиций. Религиозные убеждения не влекут утрату способности заниматься наукой, и это известно всем, кто знает историю науки. Из последних публикаций на эту тему рекомендую статью физиков из МГУ с развернутой критикой эволюционизма как раз с научных позиций: В.И. Неделько, В.Н. Прудников, А.Г. Хунджуа «Научные основания современного эволюционизма» // Образование. – 2005. – № 2. (Статья доступна в Интернете).

230 Ныне по адресу: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/228/.

231 Комсомольская правда. – 19.11.2002.

232 Дашковская О. У каждого своя дорога к храму. Узнают ли школьники «Основы православной культуры»? // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. – № 5.

233 Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. – СПб.: Апостольский город, 2005. – С. 42, 523.

234 Там же. – С. 49.

235 Там же. – С. 537.

236 Там же. – С. 480.

237 Там же. – С. 549.

238 Ссылки на выступления Волина и Хакамады указаны по книге: Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 216 с.: А. Волин: «Государство не должно указывать гражданам, во что им верить» // NEWSru.com. – 15.11.2002; А. Волин: «От этого документа веет средневековьем и мракобесием» // Газета (www.gzt.ru). – 15.11.2002; Радио «Эхо Москвы» / Ведущая Пашина. – 15.11.2002 // ЦРПИ. Мониторинг радиоэфира. – 15.11.2002; В российских школах введут факультативный курс истории мировых религий // NEWSru.com. – 22.11.2002; Хакамада убедила министра образования заменить курс православия историей мировых религий // Lenta.ru. – 22.11.2002; Ирина Хакамада против обязательного изучения православия в школе // НТВ Новости. – 12.02.2002.

239 Елисеев Г.А. История религий. 10–11 кл. Пособие для уч. общеобр. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997; Кулаков А.Е. Религии мира. Учебное пособие для общеобр. учреждений. – М.: АСТ, 1998, АСТ, Астрель, 2003; Религии мира. 10–11 кл.: Пособие для общеобр. учебных заведений / Л.Г. Жукова, А.В. Журавский, А.В. Пименова, Н.В. Шабуров (рук.). – М.: Дрофа; Наталис, 1997 и др.

240 См. статью А. Качуровской и ее интервью с зам. рук. Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Н. Третьяк, где она говорит о последней инициативе Минобрануки – отмене регионального и школьного компонента вообще с обязательно-принудительным изучением «истории религии» // Коммерсант-Власть. – 13.11.2006.

241 Агранович М. Святые в школе // Российская газета. – 26.05.2004.

242 Петров А. Учебник, которого ждут // НГ Религии. – 21.09.2005.

243 Предложения о дополнении каталога и указания на обнаруженные недочеты можно направлять составителю по адресу: katalogos@mail.ru

244 Далее в каталоге – гриф МО РФ.

245 В настоящее время текст собственно «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”» размещен в Интернете и поэтому в настоящем сборнике не публикуется.

246 http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.html.

247 Принят Белгородской областной Думой 21.06.2006.

248 http://www.guno.samara.ru/news/58218/. – 13.02.2006.


<< предыдущая страница  



Трудно упасть на колени перед женщиной, которая уже сидит на них. Лешек Кумор
ещё >>