Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. 04(2): 67. 404 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник Москва Таруса 2012 ; 342. 31; 343. 5 Ббк 67. 4; 67. 18 2288.91kb.
Сборник докладов и выступлений 25-27 апреля 2007 г. Москва, Россия 18 1641.05kb.
Сборник статей Выпуск 2 Краснодар 2007 ббк 83 д 444 15 3380.12kb.
Сборник докладов) Москва 1993 (2) ббк 66. 2(2) 12 2345.4kb.
Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский... 1 86.27kb.
Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия 11 1870.99kb.
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 1 379.68kb.
Монография Издание четвёртое Москва 2007 ббк 65. 050. 2 11 2546.05kb.
Сборник материалов Владивосток Издательство вгуэс 2010 ббк 88 1 170.86kb.
Программа и сборник материалов 15-16 ноября 2012 г г. Москва организаторы 1 127.32kb.
Сборник контрольных материалов мдк 03. 01 Приготовление супов и соусов... 1 183.68kb.
Вопросы к экзамену по «Теории государства и права» 1 49.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. - страница №17/18

Об авторах



Гармаш Любовь Степановна – эксперт, руководитель образовательных программ Института социальных и религиозных исследований Российской академии наук, до 2004 гг. консультант Министерства образования Российской Федерации и ответственный секретарь Координационного совета Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Метлик Игорь Витальевич – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования.
Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, преподаватель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, член Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и государственно-церковных отношений при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Соловьёв Алексей Юрьевич – главный специалист Департамента образования города Москвы, старший научных сотрудник лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, сопредседатель Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы.
Приложения
Приложение 1
Письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 245
Министерство образования доводит до Вашего сведения Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура” (см. Приложение на 31 с.; текст размещен на сайте Минобразования России по адресу: http://www.informika.ru).

Указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения.


Министр образования Филиппов В.М.
  
Приложение 2
Письмо Министерства образования Российской Федерации
№01-51-013ин от 13.02.2003 в органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В связи с необходимостью дополнительных разъяснений к письму Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-87ин/16 о примерном содержании курса «Основы православной культуры», Минобразование России сообщает.

1. Вышеуказанное письмо Министерства не является ни инструктивным, ни рекомендательным, а является, как и отмечено в его тексте информационным – сопроводительным к примерному содержанию по курсу «Основы православной культуры». Подготовка такого, письма вызвана тем, что во многих школах ряда регионов. Российской Федерации уже не один год ведется преподавание детям основ православной культуры. В связи с этим, зная о работе совместного Координационного Совета Министерства образования и Московской Патриархии, органы управления образованием, руководители образовательных учреждений неоднократно ставили вопрос о необходимости разработки примерного содержания соответствующего курса.

2. Курс «Основы православной культуры» не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или для всех школ субъекта Российской Федерации. Этот курс может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения Совета (Попечительского совета) школы, с участием представителей родителей и реализовываться:

а) либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на которые записываются сами учащиеся или, для младших классов – записывают учащихся их родители. В этом случае финансирование преподавания курса обеспечивается или учредителем дополнительно к базовому финансированию школы по государственному образовательному стандарту, или за счет внебюджетных средств школы;

б) либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом другие учащиеся обязательно посещают другие выбираемые ими спецкурсы из списка спецкурсов по выбору). В этом случае финансирование преподавания курса «Основы православной культуры» реализуется, как и обычно для курсов по выбору из школьного компонента, в рамках обеспечиваемого школе финансирования учредителем.

3. Посещение учащимися школ занятий по курсу «Основы православной культуры», в соответствии с вышеизложенным, является не только добровольным для учащихся, но и с обязательного согласия их родителей.

4. Подробная детализация Примерной программы курса «Основы православной культуры» связана с тем, что эти рекомендации представлены, с соответствующими повторами, для учащихся школ различного возраста – от начальной школы до старших классов. Из предлагаемого объема (количества часов) и примерного содержания курса, педагогический коллектив школы самостоятельно определяет нужные ему объем и содержание – никаких государственных или региональных стандартов на этот счет нет.

Вместе с тем, с учетом уже поступивших отзывов на Примерную программу курса, Министерство образования в ближайшее время планирует существенно переработать содержание Примерной Программы и направить в регионы ее новую редакцию.

5. В соответствии с принятой в июне 2002 года поправкой к Закону «Об образовании», вся учебная литература в школах может использоваться только при наличии соответствующего грифа («рекомендовано» или «допущено» Министерством образования Российской Федерации); это относится и к учебной литературе по курсу «Основы православной культуры». В ближайшее время будут разработаны соответствующие нормативные акты, определяющие порядок и сроки перехода на использование учащимися школ всей учебной литературы только при наличии вышеуказанного грифа.

6. Православная культура насчитывает, многие сотни лет. Без знания основ православной культуры невозможно понять произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, оценить духовную музыку, многие классические оперные произведения и произведения зодчества, да и множество картин художников-классиков не понять, ибо их идеи основаны на библейских сюжетах.

Вместе с тем, наша страна – многонациональная, многоконфессиональная, и это необходимо обязательно учитывать. Поэтому Министерство образования Российской Федерации планирует подготовить на конкурсной основе в 2003–2004 гг. примерную программу и учебную литературу по предмету «История и культура мировых религий», в .которых изложить основы культуры основных мировых религий, представленных в России. Этот курс также будет рекомендован для изучения факультативно или как спецкурс по выбору. Такое воспитание молодежи в духе толерантности, будет несомненно способствовать разрешению многих проблем в нашем обществе, основанных на незнании или неуважении традиций и культуры других народов.

Министерство образования просит довести данную информацию до сведения всех образовательных учреждений, педагогов и общественности вашего региона.


Министр образования Филиппов В.М.
  
Приложение 3
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина. Извлечения.
… 4. Относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации принципы плюралистической демократии, многопартийности и светского государства применительно к законодательной регламентации создания и деятельности (в том числе условий регистрации) политических партий не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества, а также особенностей взаимодействия государства, политической власти, этнических групп и религиозных конфессий…
  
Приложение 4
Предложения Совета Общественной палаты РФ от 30.11.2006 по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования246
1. В Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Демократический характер российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп в российском обществе. При этом добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

2. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников. В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян – православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка.

3. Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. традиционных конфессий) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества.

При включении таких учебных курсов в региональный компонент общего среднего образования следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять их изучение другими учебными курсами по выбору или основными учебными дисциплинами. Целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.



4. В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры:

4.1. С участием специалистов научных центров обобщить опыт ведения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих учебных курсов (история религий, религии мира, религиоведение и т. п.). Оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

4.2. С учетом установленного в законодательстве разделения в системе образования компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культурологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. К его подготовке привлечь специалистов по истории, педагогике, праву и образованию из институтов Российской академии наук, Российской академии образования, иных научных и образовательных учреждений и согласовать их с представителями религиозных конфессий. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания всех таких учебных курсов, направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся.

4.3. Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций.

4.4. Оказывать помощь органам управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разработке с участием религиозных организаций учебно-методического обеспечения курсов религиозной культуры для преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. При взаимодействии с авторами пособий в процессе научно-педагогической экспертизы учебно-методического обеспечения таких курсов необходимо обеспечивать баланс между решением их главной задачи – изучением соответствующей религиозной культуры и интересами формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся в российской школе, их патриотическим воспитанием как граждан единой многоэтнической и многоконфессиональной России, уважительно относящихся к законным интересам и правам всех соотечественников и сограждан вне зависимости от их отношения к религии, этнической и конфессиональной принадлежности.

4.5. Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений – при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе.
  
Приложение 5
Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 03.07.2006 № 57 247
Статья 1

Региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в Белгородской области (далее – региональный компонент) определяет дополнительные к федеральным требования к обязательному минимуму содержания основных общеобразовательных программ, к максимальному объему нагрузки обучающихся и к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждении Белгородской области, воспитанию патриотизма, способствует развитию и духовно-нравственному становлению личности обучающихся, приобщению ее к историческому и культурному наследию Белгородской области, формированию навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.



Статья 2

Региональный компонент разрабатывается с учетом действующих федеральных требований к обязательному минимуму содержания основных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, воспитанников, уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждении области.



Статья 3

Региональный компонент обязателен для реализации во всех государственных, муниципальных, имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях Белгородской области, осуществляющих образовательный процесс по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.



Статья 4

Региональный компонент включает в себя региональный базисный учебный план, требования к уровню подготовки выпускников, обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам регионального компонента: «Православная культура» (2-11 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности)» (2-7, 9-11 классы).



Статья 5

Максимальный объем учебной нагрузки, необходимый на освоение регионального компонента, определяется региональным базисным учебным планом, разрабатываемым уполномоченным органом, осуществляющим функции управления образованием и утверждаемым Правительством Белгородской области.



Статья 6

Учебный предмет «Православная культура» на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования имеет культурологическую направленность и предполагает знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира на материалах краеведения Белгородской области, обеспечивает научные знания учащихся о православии как традиционной национальной культуре в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспектах.



Статья 7

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования предполагает ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, приемов защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, воспитание патриотизма. Формирует у обучающихся сознательное ответственное отношение к личной безопасности окружающих, способность сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.



Статья 8

Органы государственной власти Белгородской области осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными, муниципальными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, базисных учебных планов, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Белгородской области.



Статья 9

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Белгородской области Е.Савченко

г. Белгород


  
Приложение 6
Постановление Тульской областной Думы от 7 июля 2005 г. № 18/684 «Об обращении Тульской областной Думы к Губернатору Тульской области и главам муниципальных образований области по итогам проведения круглого стола на тему: «Преподавание курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях г. Тулы и области как один из факторов патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся»»
Тульская областная Дума постановляет:

1. Принять обращение Тульской областной Думы к губернатору Тульской области и главам муниципальных образований области по итогам проведения круглого стола на тему: «Преподавание курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях г. Тулы и области как один из факторов патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся» (прилагается).

2. Направить настоящее Постановление для опубликования в газете «Тульские известия».

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы О.В. Татаринов

Обращение Тульской областной Думы к Губернатору Тульской области и главам муниципальных образований области по итогам проведения круглого стола на тему: «Преподавание курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях г. Тулы и области как один из факторов патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся» (Приложение к Постановлению Тульской областной Думы от 07.07.2005 № 18/684)
В последние 15 лет затянувшийся духовно-нравственный кризис привел к ослаблению патриотических настроений и гражданских позиций, засилию западных псевдоценностей, утрате элементарных знаний и понятий о традиционной для нашего народа духовности. Все это болезненным образом сказалось, прежде всего, на детях и молодежи и, к прискорбию, обернулось для них разгулом преступности, наркомании, половой распущенности.

Учитывая богатое историческое наследие Тульского края, постоянное расширение краеведческой темы в программах общеобразовательных учреждений, с 1999 года в ряде школ Ленинского района Тульской области был начат эксперимент по введению факультатива по изучению основ православной культуры. В настоящее время имеется практический опыт преподавания факультатива в некоторых школах г. Тулы, Щекинского, Белевского и Алексинского районов. О своем участии в эксперименте заявили несколько школ г. Новомосковска и г. Узловая. Изначально курс «Основы православной культуры» имеет культурологическое содержание, и поэтому его изучение по принципу добровольности не входит в противоречие со светским характером образования. Правовым основанием преподавания курса является договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 2 августа 1999 года и договор о сотрудничестве департамента образования Тульской области и Тульской Епархии Русской Православной Церкви от 1 марта 2002 года.

В городе Туле и ряде районов области созданы методические объединения, проводятся ежемесячные семинары, открытые уроки, экскурсионно-паломнические поездки. В Туле создана и действует библиотека православной учебно-методической литературы, издается силами преподавателей учебно-методический журнал «Основы православной культуры».

Изучение православия в системе образования согласуется с позицией федеральных органов власти. Министерство образования Российской Федерации в письме от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16, направленном в органы управления образованием всех субъектов Российской Федерации, следующим образом мотивировало необходимость введения курса «Основы православной культуры»: «Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы».

В проведении духовно-образовательных программ принимают активное участие отдел образования и катехизации Тульской Епархии и Тульская Православная классическая гимназия.

Курс лекций направлен на ознакомление учащихся с основами православной культуры, определяется ее духовной, нравственной и эстетической значимостью для развития современного человека, особенно в наш прагматический век. Курс призван познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и то же время строгим и нравственно возвышенным миром православия, показать значение православия в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.

В связи с изменением федерального законодательства впервые за 13 лет существования негосударственное образовательное учреждение «Тульская Православная классическая гимназия», соучредителем которого является Управа г. Тулы, лишено государственной поддержки, что вызывает серьезную обеспокоенность ее ректора, обучающихся и их родителей, Тульской Епархии, депутатов областной Думы.

При проведении круглого стола «Преподавание курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях г. Тулы и области как один из факторов патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся» обнаружилось единодушие его участников в необходимости оказания финансовой, материальной и иной помощи Православной классической гимназии в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин, изучения нашими детьми всего лучшего исторического и духовно значимого, что содействует нравственной ориентации учащихся и воспитывает их в духе высокого патриотизма и ответственной гражданственности. Изучение основ православной культуры позволяет им глубже и успешнее усвоить богатство национальной и мировой культуры.

Переживаемые нашим обществом трудности со всей очевидностью показали, что в основе всех социально-экономических процессов лежит духовно-нравственный фундамент. Поэтому духовно-нравственное воспитание является важнейшим условием благополучного существования государства и общества, семьи и каждого человека.

Обобщая накопленный педагогический и организационный опыт в изучении национальной духовной традиции в ряде школ г. Тулы и области, полагаем возможным:

просить губернатора области разработать областную целевую программу духовно-нравственного, патриотического воспитания детей и молодежи;

предложить органам местного самоуправления Тульской области разработать и принять аналогичные целевые программы;

просить губернатора области изыскать возможность оказания финансовой, материальной и иной помощи в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в Тульской Православной классической гимназии, а также рассмотреть вопрос об оказании финансовой и иной помощи и другим негосударственным образовательным учреждениям, реализующим программу духовно-нравственного воспитания;

предложить губернатору области создать координационный Совет по вопросам духовно-нравственного, патриотического воспитания.


  
<< предыдущая страница   следующая страница >>



Карьера человека во вселенной заставляет задуматься, нет ли у него случаем чьей-то протекции? Станислав Ежи Лец
ещё >>