Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. 04(2): 67. 404 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник Москва Таруса 2012 ; 342. 31; 343. 5 Ббк 67. 4; 67. 18 2288.91kb.
Сборник докладов и выступлений 25-27 апреля 2007 г. Москва, Россия 18 1641.05kb.
Сборник статей Выпуск 2 Краснодар 2007 ббк 83 д 444 15 3380.12kb.
Сборник докладов) Москва 1993 (2) ббк 66. 2(2) 12 2345.4kb.
Сборник методических материалов, Москва: Флинта: Наука: Эколого-просветительский... 1 86.27kb.
Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия 11 1870.99kb.
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 1 379.68kb.
Монография Издание четвёртое Москва 2007 ббк 65. 050. 2 11 2546.05kb.
Сборник материалов Владивосток Издательство вгуэс 2010 ббк 88 1 170.86kb.
Программа и сборник материалов 15-16 ноября 2012 г г. Москва организаторы 1 127.32kb.
Сборник контрольных материалов мдк 03. 01 Приготовление супов и соусов... 1 183.68kb.
Вопросы к экзамену по «Теории государства и права» 1 49.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник материалов Москва 2007 + 342. 0 + 35. 0 Ббк 66. 0 + 67. 0 + 67. 400 + 74. - страница №1/18



ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА



Религиозная культура

в светской школе

Сборник материалов

Москва

2007
УДК 321.01 + 342.0 + 35.0

ББК 66.0 + 67.0 + 67.400 + 74.04(2):67.404



Рецензент: М.Н. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор

Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007. – 215 с.
В сборнике приведены аналитические материалы и документы, касающиеся правовых оснований и практической реализации преподавания знаний о религиозной культуре в светской школе.
Сборник подготовлен и издан при содействии Региональной благотворительной общественной организации поддержки малоимущих слоев населения «Соборность» и Итало-российского Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Составитель выражает благодарность коллективу Региональной благотворительной общественной организации поддержки малоимущих слоев населения «Соборность» и ее председателя С.В. Нагорного.

ББК 66.0 + 67.0 + 67.400 + 74.04(2):67.404

© Коллектив авторов, 2007.


Л.С. Гармаш

Об актуальности преподавания православной культуры
в светской школе. Вместо предисловия.

В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое развитие получила практика преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебных предметов и курсов, направленных на углубленное знакомство учащихся с историей и культурой Православия, ценностями православной культуры («Основы православной культуры», «Православная культура», «Русская традиционная культура», «История Русской Церкви», «Библейская история», «Православная традиция», «Православная этика», «Православное искусство», «Основы Православия» и др.).

Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами. Прежде всего – выдающимся значением православной христианской религии и культуры в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной христианской традиции в отечественном историческом и культурном наследии и в современности. Рост интереса существенной части учащихся общеобразовательной школы и их родителей к изучению православной культуры вызван также новыми условиями развития российского общества. Это открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации системы образования. Особенно следует выделить наметившуюся в последние годы тенденцию ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры народов России в обучении и воспитании детей и молодежи, а также постепенное восстановление в системе образования, особенно в содержании преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности.

Изучение отдельных аспектов православной культуры ныне осуществляется в содержании практически всех гуманитарных дисциплин (истории и обществознания, русского языка и литературы, искусства) в средней школе, в учреждениях профессионального образования, в том числе в педагогических училищах и вузах. Вместе с тем, в некоторых учебных заведениях и регионах со стороны учащихся и родительской общественности выражается стремление изучать православную христианскую культуру углубленно, в рамках отдельного учебного предмета. Возможности для этого дает структура учебного плана средней школы, предусматривающая наличие в нем, наряду с основным, инвариантным содержанием, вариативной части, используемой для преподавания учебных предметов и курсов по выбору учащихся, образовательных учреждений и регионов. Поэтому там, где пожелание изучать православную культуру в большем объеме, нежели это предусмотрено существующими стандартами преподавания основных учебных дисциплин, выражает существенная часть учащихся и их родителей (законных представителей), где сложились соответствующие социально-педагогические условия, организуется изучение православной культуры в форме отдельного учебного предмета по выбору учащихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет часов школьного или регионального компонентов учебного плана средней школы.

В то же время, практика изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в настоящее время ещё не отработана, сталкивается с рядом трудностей. Иногда изучение православной культуры проводится без необходимого или достаточного учебно-методического обеспечения. Несмотря на то, что для изучения православной культуры в светской школе в последнее время подготовлен ряд учебных пособий, в целом современное учебно-методическое обеспечение изучения православной культуры в культурологическом аспекте в общеобразовательной школе еще явно недостаточно. Зачастую педагоги вынуждены использовать устаревшую учебную литературу, не соответствующую методическим требованиям и условиям современной российской школы. Значительно различается содержание используемых учебных программ и методик преподавания православной культуры.

Еще недавно нередки были случаи преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях под видом православной культуры религиозных учений некоторых новых псевдоправославных религий и сект, асоциальных и антигуманных представлений религиозного оккультизма, что наносило ущерб нравственному развитию школьников, подрывало научные основы обучения, а также дискредитировало практику изучения православной культуры в среде педагогов и родительской общественности.

В связи с вышеизложенными проблемами и в целях соблюдения законодательства об образовании, законных интересов всех участников образовательного процесса, упорядочения практики преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебных курсов православной культурологической направленности, определения основных параметров изучения православной культуры в рамках отдельного учебного предмета в средней школе в 2002 г. было подготовлено и выпущено известное информационно-методическое письмо Министерства образования РФ с приложением – «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура»» (в приложении 1 приведен текст сопроводительного письма). За прошедший период с использованием этого материала был подготовлен ряд учебных и методических пособий, учебных программ и дидактических материалов во многих регионах России.

Очевидно, что углубленное изучение в государственной (муниципальной) общеобразовательной школе в курсах по выбору одной конкретной религии, религиозной культуры требует организации более эффективного взаимодействия государства, органов управления образованием с соответствующими религиозными организациями в вопросах полноты и качества учебного материала (недопущения искажений), подготовки педагогических кадров (преподавать такие курсы должны только желающие этого педагоги, которые должны обладать соответствующими знаниями). Такое взаимодействие осуществляется во всех цивилизованных странах мира, а с 1990-х гг. постепенно выстраивается и в нашей стране. Это не представляет никакой угрозы светскому характеру государства и школы (недопущению введения «сверху» обязательной для всех религии или идеологии), но, напротив, на практике реализует принципы свободы убеждений, учета разнообразия мировоззренческих подходов в обучении, обеспечивает право граждан на получение общего образования в соответствии с убеждениями, принятыми в семье, национальными духовными и культурными традициями, как это установлено действующим российским законодательством, признанными Российской Федерацией документами и нормами международного права.

Вспомним, что единственной европейской несоциалистической страной, запрещавшей религиозное образование и воспитание в государственных школах и детских садах, была гитлеровская Германия. Именно Гитлер проводил жесткую политику «деконфесионализации общественной жизни», изолировал религиозные конфессии от всех социальных институтов.1 И задача российского общества сегодня – не допустить доминирования идеологии нетерпимости по отношению к религии, в целом, и к православному христианству, в частности, а также прекратить все еще продолжающуюся дискриминацию православных детей в сфере образования, граждан нашей страны, желающих, чтобы их дети систематически изучали, осваивали традиционную духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа.


  
Понкин И.В.

Преподавание знаний о религии в светской школе:
европейский опыт правового регулирования2

Право на религиозное образование в государственных и муниципальных (светских, нецерковных) образовательных учреждениях является составной частью базового права на получение образования в соответствии со своей национально-культурной идентичностью.

Не утихающая в России на протяжении уже многих лет дискуссия относительно допустимости и необходимости преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных общеобразовательных школах на основе религиозных мировоззренческих подходов, с участием соответствующих религиозных организаций актуализирует необходимость обращения к опыту европейских стран в этой области.

Вопрос реализации прав граждан на получение образования в соответствии со своими убеждениями, в том числе посредством религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, во многих зарубежных государствах решен положительно. При соблюдении светского характера государства и образования и отделения религиозных объединений от государства, в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и в вузах многих западноевропейских стран преподаются предметы религиозного образования. Причем это является основанной на законе практикой, реализующей, прежде всего, права родителей на выбор получаемого их детьми воспитания и образования.

Выполнять требования «подравняться» под европейские или мировые нормы – было бы, по словам французского исследователя Режиса Дебрэя3, анахронизмом или неправильностью: «нелепо принуждать черного барана «подравняться» под «общинный образец». Тем более, что не существует единого образца. Сегодня в мире существует множество моделей светского характера образования в государственных школах, что определяется национально-культурными, историческими и социальными особенностями разных государств. В одних странах – один опыт решения вопросов светскости государственного образования, в других – другой.

Изучение европейского опыта так же показывает, что отсутствует унифицированная европейская модель, единый подход в области правового регулирования и практической реализации религиозного образования в светской школе. Национальное сознание каждой страны по-своему распоряжается своим историческим достоянием и по-своему формирует отношение к духовному наследию, к культурной преемственности, в том числе в сфере национального образования. Вместе с тем, имеются и схожие черты: добровольность выбора, возможность выбора изучения религиозной культуры своей конфессии или курса нерелигиозной этики, требование согласования содержания религиозного образования с представителями соответствующей конфессии.

Религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников (Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика). В некоторых странах (например, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Германия, Финляндия) государство и религиозные общины сотрудничают в различных вышеупомянутых задачах. В этом случае преподаватели религии нуждаются в сертификате пригодности, выдаваемом религиозными общинами (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика, Словакия). Чаще всего это религиозное конфессиональное обучение факультативно или по выбору. Если оно обязательно, то от него в основном можно освободиться (Германия, Австрия, Кипр, Финляндия, Греция, Мальта, Словакия). Конфессиональное обучение религии с организационной и экономической точки зрения поддерживается государством (которое берет на себя оплату труда преподавателей, предоставление помещений и учебного времени, и т.д.). Следует отметить, что эта поддержка государства избирательна и что только некоторые религии могут преподаваться, поэтому существуют критерии отбора4.

Условием для организации группы конфессионального обучения в светской государственной школе является5:

наличие у данной конфессии официального права на ведение образовательной деятельности (или конкордата с государством);

наличие определенного минимума желающих обучаться. Минимальное количество учащихся в группе обычно устанавливается в пределах 7–13 человек (в Польше – 7, Германии – 8–12, Австрии – 10, Болгарии – 13).

Условно можно выделить следующие представленные в европейских странах подходы в преподавании в государственных школах знаний о религии.

1. В школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (учебные предметы «Закон Божий», «Коран» или аналоги) до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, Эстонию6. Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия).

2. Преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии («Закон Божий» и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда – и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Францию (за исключением Эльзаса и Мозеля) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию или воцерковление (или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях), на вовлечение учащихся в религиозные объединения, то есть по типу, указанному в пункте 1 выше.

Рассмотрим вкратце опыт конкретных европейских стран.
Австрия.

Часть 10 статьи 14 Конституции Австрии устанавливает: «По вопросам, касающимся федеральных школьных органов, действующих в землях и административных районах, обязательного школьного обучения, организации школ, частных школ и отношений между школой и церковью (религиозными обществами), включая преподавание религии в школе, если эти вопросы не касаются высших учебных заведений и академий искусств, федеральные законы могут приниматься Национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большинством в две трети поданных голосов…»7 Часть 3 статьи 14а Конституции Австрии: «Если это не касается вопросов, названных в абзаце 2, то к ведению Федерации относится законодательство, а к ведению земель – исполнительная деятельность по вопросам: а) преподавания религии…»8.

Религиозное образование урегулировано законами Австрии 1949 и 1988 гг., а также Конкордатом от 1962 г. Религиозное образование является обязательным (с возможностью освобождения от него для отдельных учащихся в установленном порядке), организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку, отбор и сертификацию преподавателей, определение программ и апробацию учебников.
Бельгия.

Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:

• Конституция Бельгии от 17.02.1994 (§ 1 статьи 24);

• Закон о школьном договоре от 29.05.1959;

• Декрет от 1997 г.

Школьное образование стандартизируется и организуется языковыми сообществами (франкофонным и фламандским).

В соответствии с § 1 статьи 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 (с послед. изменениями), государственные школы предоставляют вплоть до окончания обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием нерелигиозной морали. § 3 этой же статьи устанавливает, что все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет муниципалитета9.

Согласно указанным конституционным нормам и положениям Закона о школьном договоре от 29.05.1959, в государственных школах установлен вариативный курс, позволяющий выбрать одну из следующих форм10:

• религиозное образование («обучение религиозной морали») в рамках одной из шести признанных религий, на начальном и среднем уровнях школьного обучения;

• курс изучения нерелигиозной морали (является частью учебного курса, носящего название «философский», в то время как обучение философии в узком смысле не фигурирует в программе среднего образования в Бельгии). При этом содержание указанного курса все равно контролируется признанными государством религиями.

Выбор одной из указанных форм обязателен.

В среднем количество учебных часов составляет11:

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для начального образования – 7 % для франкофонной Бельгии, 7,1 % для немецкоязычной и фламандской частей Бельгии;

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для среднего образования – 7 % для франкофонной Бельгии, 6,8 % для немецкоязычной Бельгии и 4,8 % для фламандской части Бельгии.

Внедрение курсов изучения ислама не обошлось без проблем. Так, в 2002 г. в бельгийском парламенте разгорелись бурные дебаты по поводу религиозного образования в учебных заведениях страны. Скандал спровоцировал случай в одной из школ, где учитель, преподававший основы ислама, заставлял детей плевать в лицо одноклассницам, пришедшим на занятия с непокрытой головой. Расследование этого случая, шокировавшего всю страну, было взято на особый контроль бельгийскими властями. Парламентарии призвали провести ревизию учебников по исламу. «Мы должны более внимательно относиться к тому, что именно преподается на уроках», – заявила депутат А.Д.Сбай (мусульманка). Министр образования Валлонии (франкоговорящей части Бельгии) Пьер Азетт назвал поведение печально прославившегося преподавателя ислама «вопиющим», а ставшие достоянием общественности отрывки из использованных им учебных пособий – «вызывающими страх». Представители мусульманских общин осудили поведение учителя-фанатика, назвав его абсолютно нетипичным случаем, ни к коей мере не отражающим общую тенденцию, поскольку ни в одном другом аналогичном учебном заведении страны случаев издевательства над девочками, приходящими на занятия без платка, зафиксировано не было12.


следующая страница >>



Молодость дается лишь раз. Потом для глупостей нужно подыскивать какое-нибудь другое оправдание.
ещё >>