Сборник исследовательских работ школьников на краеведческую тему «Храмы Веневского района» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое направление «Евразия: образование будущего» положение... 1 177.59kb.
Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я... 1 212.83kb.
Конкурс исследовательских работ школьников Сибирского федерального... 1 32.46kb.
Отчет о проведении внутреннего конкурса научно-исследовательских... 1 73.62kb.
Региональный тур Российского конкурса исследовательских работ и творческих... 1 98.51kb.
Региональный этап VII российского конкурса исследовательских работ... 1 77.6kb.
Результаты xivгородского конкурса исследовательских работ младших... 1 29.61kb.
Тематика учебно-исследовательских работ в Институте инновационного... 1 36.49kb.
План научно-исследовательских работ 1 27.59kb.
Конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ... 1 58.33kb.
Конкурс научно-исследовательских работ учащихся История села 1 113.37kb.
Л. Н. Гумилёва проблема детского труда в республике казахстан 1 78.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник исследовательских работ школьников на краеведческую тему «Храмы Веневского - страница №3/3

Казанского храмика. Ссылаясь на надпись на плите, вделанной в стену, старинное описание рассказывает, что храмик был построен в 1775 году по обету двух венёвских купцов (плиту пока обнаружить не удалось).

В прежние века строительство таких « обетных» церквей было делом обычным (обет - это воеобразная «коммерческая сделка» с «всевышним»: выполнишь, мол, моё желание - поставлю церковь, не выполнишь - не поставлю). Строительство миниатюрного храмика в непосредственном соседстве с уже существовавшей в то время большой церковью тоже можно объяснить: отапливаемый храмик мог предназначаться для служб в зимнее время, так как Богоявленская церковь была «холодной», т.е. неотапливаемой.

Сомнения вызывает лишь дата постройки, указанная будто бы на несохранившейся плите. Дело в том, что на обветшалых стенах сохранились очень красивые оконные наличники типичной для второй половины XVII века формы. Для храмика, построенного будто бы в 1775 году, такое обрамление окон является уже труднообъяснимым анахронизмом.

В Тульском краеведческом музее хранится уникальная фотография Казанской церкви, но и она не дает ключа к датировке памятника. Судя по фотографии, здание было перекрыто по барочному изогнутой крышей. Над центральной частью храмика возвышался восьмигранный световой фонарь, увенчанный маленькой главкой.

В истории ещё много неизвестного. Руины молчат, ждут вдумчивого исследователя.



c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image3.jpeg

В погожий солнечный день, когда игра света и тени подчеркнет пластичность, разнообразие и богатство лепного декора, церковь создает впечатление почти скульптурного произведения.

Красивы и въездные ворота кладбища, решенные в традиционных формах русского классицизма начала XIX столетия. Стройные пилоны по обеим сторонам въезда украшены дорическими колоннами на высоком цоколе, несущими легкий антамблимент с треугольным фронтончиком.

При входе на Красную площадь - высокая Никольская колокольня. Четыре последовательно сужающихся яруса, более шестидесяти стройных, попарно поставленных, белокаменных колонн, легкие антаблементы, ритмичное стаккато резных карнизных консолей. Стройный шпиль на полусферическом куполе (сохранился только его металлический каркас) придал Никольской колокольне облик стремительно возносящейся к небу вертикали. Строительство колокольни (первоначально трехъярусной) было начато одновременно с возведением Никольской церкви (церковь не сохранилась) в 1800 или 1801 г. В старинных описаниях скупо упоминается, что составление «специального плана» было поручено губернскому архитектору Сокольникову, брату известного тульского зодчего-самородка Козьмы Семеновича Сокольникова (1751-1831). При большом пожаре 1834 года колокольня сильно

пострадала. Только 25 лет спустя в 1860 г.
взялись, наконец, за её восстановление.
Сокольников к тому времени умер. Мы не
знаем, кому мы должны быть благодарны за
счастливую мысль надстроить на трёхъярусной колокольне ещё один, четвертый ярус. Но, так или иначе, мысль эта была осуществлена и Никольская колокольня заняла одно из первых мест среди наиболее красивых, стройных и высоких вертикалей в Тульском крае.c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image4.jpeg

Интересно ещё одно церковное здание, расположенное неподалеку от Красной площади,-
одноглавый храм Покрова (или Старо-Никольский) .

В южной её стене сохранилась каменная плита с надписью гласящей, что церковь построена в 1737 году. Покровский храм, как единственное в Веневе достоверно датированное здание, что жет послужить ценной вехой при определении неизвестных нам дат постройки других веневских памятников. c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image5.jpeg

В декоративном убранстве церкви

своеобразно сочетаются отголоски XVII века (строгие рамочные наличники окон, богатое кирпичное узорочье карнизов) с такими типичными барочными формами XVIII столетия, как волюты фонарика, венчающего купол восьмигранного барабана.

А вот посреди площадки у речного обрыва стоит интересное здание Воскресенского собора. (1803-1825).

История его постройки известна довольно подробно. Старинные описания приводят точные даты построения отдельных частей храма, подробно говорят о «благолепном» внутреннем убранстве, дотошно повествуют о ничего не говорящих мелочах (не забыта даже фамилия служившего там священника). А вот о зодчем, талантливом творце всей этой архитектурной красоты в записях, увы, нет ни слова.

Здесь надо сделать небольшое отступление. В дореволюционные времена вообще мало интересовались личностью зодчего. Талантом архитектора корыстно пользовались, его самого нещадно эксплуатировали, но никому и в голову не приходило позаботиться об увековечении его имени.

Многие зодчие были крепостными, и этим для «господ» все было сказано. За невыполнение барской прихоти сажали «в железа», били кнутом, а то и засекали до смерти. ( Крепостной зодчий Владимир Белозёров, построивший в начале XVIII в. интересную церковь в селе Марфине, подмосковной усадьбе князя Б.Голицина, был засечен насмерть по приказанию недовольного постройкой самодура-помещика). Где уж там было ожидать какой-то заботы об увековечении имени зодчего.

Кубический объем храма украшен с боковых сторон четырехколонными портиками с треугольными фронтонами. Особо следует отметить, что венчающий купол опирается непосредственно, т.е. без обычного в церквах светового барабана, на основной объем здания. Четыре люкарны с треугольными фронтончиками и полуциркульными окнами украшают купол. С западной стороны к храму примыкает традиционная низкая трапезная (соборная колокольня не сохранилась).Время стирает,
Все стирает, что может стереть,

Но скажи,- если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?

С.Я.Маршак

Ряд интересных архитектурных памятников тех времен сохранился и в селах района.

Аксиньино.

Не много таких архитектурных соцветий
сохранилось в крае.

Не ценили, не берегли, не использовали в целях эстетического воспитания несравненное Аксиньинское культурное наследие.c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image6.jpeg

В старину заезжих гостей
встречали в Аксиньино, как это и полагается

гостеприимному дому, ещё у въезда в усадьбу. До него ещё далеко, но маячат уже на фоне синего неба две высокие въездные пирамиды, словно воздетые к небу приветствующие вас ладони. Аксиньинские пирамиды - стройные, иглообразные, увенчанные железными прапорцами - неизгладимо запечатлеются в памяти каждого, кто хоть раз, пусть не


надолго, посетил эти прекрасные места.

Аксиньино - бывшее родовое имение Давыдовых. На рубеже XVIII и XIX столетий в
нем жил крупный помещик Владимир Денисович Давыдов, дядя прославленного
партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Барский дом был снесен ещё
в первые годы нашего столетия, не сохранилось ни его фотографий, ни описаний.

Дошедший до нас архитектурный ансамбль первоначально состоял из церкви,


колокольни и мавзолея.

В музыке аккордом называется одновременное звучание не менее трёх звуков, разных


по своей высоте и своему слоговому названию. В зодчестве, которое не раз по праву

называли «окаменевшей музыкой», действуют во многом те же законы. Аксиньинское трехзвучие тому пример.

В архитектурном аккорде изумительно слаженно и напевно звучали: массивный объем храма, стройная вертикаль звонницы и небольшой, словно филигранный мавзолей. Каждый из трех архитектурных « звуков» отличался от другого всем своим слоговым построением.

Отдельно стоящая двухъярусная колокольня отмечает главный вход в ансамбль. В её нижнем ярусе прорезаны высокие ворота, перекрытые полуциркульной аркой. Второй ярус решен в виде стройного, круглого в плане павильона: четыре пары дорических колонн несут легкий антаблемент, венчавшийся, вероятно, полусферой ( купол не сохранился). Между каждой парой колонн - высокий проем с полукруглым завершением (в одном из них и сейчас ещё висят небольшие колокола). И все это слажено в единое стройное целое с тонким архитектурным вкусом, чутьем и тактом.

Ворота ведут к храму. После полумрака, царящего под сводами проезда, церковь кажется ослепительно белой. Построенная в 1790-1863 годах, она выдержана в строгих формах русского классицизма: высокий центральный объем украшен по обеим боковым сторонам колонными портиками и увенчан спокойным полусферическим куполом. Очень своеобразно завершение храма: в замке свода установлена фигура ангела. Трогательная наивность скульптуры недвусмысленно выдает руку местного, вероятно, крепостного ваятеля.

По длинной оси храма к центральному объему с обеих сторон примыкают более низкие алтарная часть и западный притвор, также украшенный четырехколонным, но более скромным портиком. Очень красива излюбленная в русском ампире композиция оконных проемов: большое полуциркульное окно в верхней части и три узких окна - в нижней.

Незабываемо прекрасен интерьер храма. Спокойный полусферический свод покоится на стройных коринфских колоннах, расположенных по кругу. До чего же красив и ладен этот хоровод колонн! Переходя с места на место, невольно поддаешься оптическому обману: кажется, что ты стоишь на месте, а хоровод колонн плавно кружится по чугунному полу.

В алтарной части церкви сохранилась высокая резная надпрестольная сень, - вероятно, работа талантливых крепостных умельцев.

В северной части ансамбля развалившийся склеп и поросшая буйной травой грудка кирпича напоминают, что здесь некогда стоял мавзолей - третье, утраченное теперь, звено Аксиньинского архитектурного аккорда. Над невысокой цокольной частью- склепом - возвышался круглый, ажурный павильон. Восемь дорических колонн легко несли как бы парящий в воздухе полусферический купол. Ничего давящего, понурого, кладбищенского; никаких тривиальных плачущих фигур или банальных ангелов; все пронизано светом, открыто вольному ветру, просто, сдержанно и красиво.

Фотографии мавзолея сохранились. Аксиньинский архитектурный ансамбль охраняется по правительственному постановлению как памятник государственного значения.

Километрах в 10-12 -ти к югу от Акс Километрах в 10-12-ти к югу от Аксиньино лежит старинное село Исаково. На живописном пологом склоне - двухэтажный белый дом, прежде помещичий. Южнее, на взгорье - обветшалое здание бывшей Знаменской церкви с колокольней. Усадебная Знаменская церковь, интересная как пример изменяющихся во времени архитектурных вкусов. Первоначально она была построена, судя по стилистическим признакам, в середине XVIII века, вероятно, одновременно с господским домом. Высокий четверик основания переходит над главным карнизом в восьмерик светового барабана; граненый купол увенчан ажурным фонариком с луковичной главкой. Углы основания и светового барабана украшены типичными для XVIII века плоскими пилястрами. Нельзя не обратить внимание на то, что белокаменные обрамления оконных проемов барабана почти в точности повторяют рисунок оконных наличников господского дома.

С западной стороны к церкви примыкает низкая «трапезная», а за нею - невысокая колокольня, повторяющая композицию церкви, - несколько грузный восьмерик верхнего яруса, так называемого «звона», покоится на четырехгранном основании. Углы обоих объемов украшены, как и у церкви, плоскими пилястрами. В общей сложности, объёмная композиция и архитектурное оформление здания, выдержанные в тяжеловатых формах затухающего барокко, типичны для церквей второй половины XVIII века.

XIX столетие было пристрастно к классическим формам. Владельцы поместья не могли , видимо, смириться со «старомодностью» своей усадебной церкви и в 1850-1852 годах решили ее перестроить на «модный» в то время лад. Внесенные при этом изменения особенно хорошо видны на южном фасаде: три первоначальных окна высокого четверика были заложены (сколотые белокаменные оконные наличники и теперь сохранились) и в южной и северной стенах храма были проломлены высокие проемы с полуциркульным арочным завершением. Трехчастное деление нижней части проёма и верхний полукруг с легкой железной решеткой были данью владельцев усадьбы «классической архитектуре».

После перестройки вся церковь была сплошь оштукатурена. Нет худа без добра. Не приди здание в обветшалое состояние, не обнажись первоначальные оконные наличники под обвалившейся штукатуркой, трудно было бы объяснить причины столь странного смешения разнохарактерных стилей. Как бы то ни было, Знаменская церковь в селе Исаково вписала любопытную страничку в хронику провинциального зодчеств.

С 1751 года стоит, правда, уже обветшавшее, пятикупольное здание Рождественско- Богородицкой церкви с колокольней в селе Хавки, а с 1755 года довольно интересное в архитектурном отношении здание бывшей церкви Флора и Лавра в селе Свиридово.

1801 году бала построена Рождественско-


богородицкая
церковь в селе Милынино, которая стоит и сейчас

c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image2.jpegc:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image2.jpeg

c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

На стыке веков, в селе Борщевом была возведена в русле архитектуры «русского стиля» двухэтажная пятиглавая церковь Иверской Божией матери, главный храм созданного в 1913 году Успенско - Иверского женского монастыря. Заложен храм 2 сентября 1896 г. строился 20 лет на пожертвования благотворителей и доброхотных дате лей. Храм бывшего женского монастыря, соборный, двухэтажный. В верхнем этаже три престола: главный - в честь Иверской иконы Божией Матери, в приделах: в честь Успения Божией Матери и свт. Феодосия Черниговского. В нижнем этаже три придела: в честь иконы «Скоропослушницы» Божией Матери, святителя и Чудотворца Николая, великомученика и целителя Пантелеймона. Освящен в 1913 году. После 1917 года был закрыт, сохранились лишь стены и своды без куполов и кровли. В августе 2000 года была зарегистрирована община. Храм открыт и проезжая по трассе «Москва - Дон» можно видеть возрожденный огромный храм монастыря.

Между древним городом Венёвом и старинной Каширой находится небольшое русское село Оленьково. Впервые оно упоминается в писцовых книгах XVI века.

В то время в селе существовал храм Николая Чудотворца.В центре села находятся ис Сохранившийся каменный храм Воскресения Славущего был построен в 1825 году на средства местного помещика Сергея Федоровича Соковнина. В церкви два предела: правый - во имя св. Прокопия и левый - во имя св. Николая Чудотворца. В конце XIX века в приход входили деревни: Сосновка, Чусово, Ильинка и Афанасьево.

Известный тульский архитектор В. Н. Уклеин так описывал этот храм в 1960 годах: «Хорошие пропорции колонных портиков боковых фасадов и интересный общий силуэт здания говорят об опытном зодчем, имя которого остается неизвестным. Когда смотришь на церковь с восточного берега пруда нельзя не отдать должное чутью архитектора, удачно вписавшего постройку в общую панораму».Церковь существовала до 1920 года. Её закрыли, все иконы и церковные ценности забрали члены правления, остальное было разграблено. Батюшку арестовали и увезли в неизвестном направлении. Колокольню уничтожили. Одно время церковь служила клубом. В 1938 году здесь выступал хор Пятницкого. Потом она была переоборудована под склад. В 1995 году церковь начали реставрировать. Сейчас она действующая. Соблюдаются обряды: крещение, венчание, отпевание. Внутри храма проступают яркими цветами старинные фрески. Главный купол церкви украшают восемь арочных окон, между которыми изображены святые Апостолы.

Совсем недавно, в праздник Крещения, мы, школьники, посетили нашу церковь. Протоиерей Димитрий Нестеров-настоятель храма, провел для нас интересную экскурсию. Много рассказал об истории храма, об иконах, о церковных праздниках и их значении, о таких вечных истинах, как добро, милосердие, любовь, всепрощение.

Изучая историю храмов, я открыл для себя много нового, познавательного, интересного. Как писал нам известный краевед и педагог Н.И.Троицкий

«Нужно помнить прошлое, хранить и знать памятники старины. Без них как вы будете воспитывать в себе и других священное чувство любви к Родине, её святыням, её народу, её героям?»




1 АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ- Архангел Первого луча, Князь Архангелов, первый среди равных, которому внимают все другие Архангелы и их легионы. Известен как Блюститель Веры, Защитник Женщины и ее семени и как Предводитель воинств Света в битве Армагеддона, стоящий на защите Христосознания всех детей Божьих. Его имя означает "кто как Бог". О его заступничестве за народ Божий в эту эпоху свидетельствует пророчество "Книги Пророка Даниила" : "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге".

Архангела Михаила почитают в иудейской, христианской и исламской традициях. В Книге Иисуса, он появляется как человек с мечом в руке, который называет себя предводителем воинств Господних. В Откровении он назван как архангел, который изгнал Сатану с небес.




2 Васи́лий Федосе́евич Федосе́ев — архитектор.

Родился в 1794 г. в Нижегородской губернии в крестьянской семье, сразу по окончании Нижегородской гимназии был направлен в Петербург «для совершенствования в практической архитектуре». Затем работал в мастерской Росси, участвуя в создании таких шедевров российской архитектуры, как Александринский театр, ансамбль Главного штаба, Елагин дворец. Дальнейшая его архитектурная деятельность почти полностью связана с Тулой. В числе творений В. Ф. Федосеева в Туле — Петропавловская церковь (1833—1848), колокольня Всехсвятского собора (1833—1863), Преображенская церковь Успенского женского монастыря (1830—1842)



Сведений о последнем периоде жизни В.Ф.Федосеева не сохранилось. Известно только, что скончался он 25 ноября 1860 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.



3 Смотри приложение фото 2

4 Смотри приложения фото 3-6

5 Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо».

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России.




6 Смотри приложение фото7-8

7 Смотри приложение фото 10

8 Смотри приложение фото 9

<< предыдущая страница  



Я люблю всех своих детей, но некоторые из них мне не нравятся. Лилиан Картер, мать президен
ещё >>