Сборник исследовательских работ школьников на краеведческую тему «Храмы Веневского района» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое направление «Евразия: образование будущего» положение... 1 177.59kb.
Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я... 1 212.83kb.
Конкурс исследовательских работ школьников Сибирского федерального... 1 32.46kb.
Отчет о проведении внутреннего конкурса научно-исследовательских... 1 73.62kb.
Региональный тур Российского конкурса исследовательских работ и творческих... 1 98.51kb.
Региональный этап VII российского конкурса исследовательских работ... 1 77.6kb.
Результаты xivгородского конкурса исследовательских работ младших... 1 29.61kb.
Тематика учебно-исследовательских работ в Институте инновационного... 1 36.49kb.
План научно-исследовательских работ 1 27.59kb.
Конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ... 1 58.33kb.
Конкурс научно-исследовательских работ учащихся История села 1 113.37kb.
Л. Н. Гумилёва проблема детского труда в республике казахстан 1 78.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник исследовательских работ школьников на краеведческую тему «Храмы Веневского - страница №2/3

Глава 2.Престольный праздник
2.1. Михайлов день в народных обычаях
Празднуют Михайлов день 21 ноября. Начинаются михайловские праздники - пиры да гулянья после окончания всех летних и осенних сельских работ. С Михайлова дня скот загоняют на зимний корм.

Михайлов день был праздником веселым и сытным: всюду устраивались пиры. Этот праздник был «гостевым» - ни в одной избе не скучали без гостей. Повод чествования Михайлова дня: «Троица-Матушка и так праздничек божий: работать не пойдешь. Когда Троицу празднуют, хлеба своего нет, о деньгах и не спрашивай. А наш-то Михайло-архангел - куда вольней. Хлеб у всех свой. Конопля продана, овес тоже. Денежки есть и долги, что за зиму накопились, заплачены. Вот и гульнуть можно». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост (служит для подготовки верующих к встрече Рождества).

Молебны
За несколько дней до праздника священник с причтом ходили по приходу, служили молебны и поздравляли с преддверием праздника. За это хозяева расплачивались ковригой хлеба и деньгами - от 5 до 15 копеек со двора.
Праздничный стол.

К Михайлову дню каждая семья готовилась за несколько дней и пировала также несколько дней. Поэтому покупали заранее много выпивки.

Хозяйка для гостей в этот день ставила на стол чашку со студнем и раскладывала каждому по пирогу. Подавалась лапша, выпивка. Потом на стол ставилось блюдо из свинины, баранины или телятины. Один из гостей, ближайший родственник, разламывал мясо руками. Перед мясом опять следовало винное подношение.
К чаю подавали баранки, пироги. Перед чаем и за чаем - водка. Угощение чаем считалось очень почетным: им угощали лишь избранных.

Главное празднество начиналось со второго дня, но зато очень рано, в 4 часа утра. Люди ходили друг к другу в гости без особого приглашения, пока носили ноги. На другой день приезжали гости из соседних деревень: Пирогово, Горшково, Харино, и вчерашний пир между своими превращался в общую свалку и хаос. Односельчане могли появиться в гостях, могли и не прийти к соседям, к ним претензий никаких не предъявляли, но к приезжим гостям отношение было иное: кто не приезжал, к тому и сами не ехали.

Просили люди у батюшки домового заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами – отужинать.

2.2. Народные приметы на Михайлов день


В народном воображении святой Михаил предстает славным воином-защитником обездоленных и немощных, и одновременно строгим судьей: отводит души умерших на небо и взвешивает на весах их добрые и плохие поступки.

Михайлов день - праздник мстительный. В народе считается «значимым», «суровым», и таким, что наказывает. По преданию, наши предки в этот Михайлов день старались соблюдать пост, не работать тяжело, ведь святой Михаил в виде бедного старца ходит по земле и проверяет, как его уважают. Те люди, которые в этот день работают, будут наказаны Архангелом Михаилом, Михаил заставляет их выкидывать разные «причуды». Исключение составляют только те, кто работает не по своей воле. В этом случае вся ответственность ложится на начальника. Исключаются также те люди, которые делают добрые дела в этот день. Помочь бабушке или дедушке, инвалиду или просто проявить благотоворительность - дело разрешимое и почётное. Поэтому, восприятие Архангела Михаила, как грозного святого, ошибочно. Ведь Христос говорил, что добрые дела выполнять никогда не грех.

Обязательно на Михайлов день нужно полюбовно решать семейные дела и частные проблемы - брататься. Предлагались взаимные угощения, переходящие в празднество, известное под именем братчин.

# # # # #

- Если на Михаила иней - то большие снега ожидать, туманом день начался-быть оттепели.
- Михаила мосты мостит (Михайловские ранние морозы), Николе-зимнему путь готовит (19декабря).
- Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается: с Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.
- Что в Михайлов день - то и в Николин (19декабря).
- Сколько дней исполнится новой луне в день Святого Михаила - столько паводков будет после этого дня.
- На Святого Михаила найти кольцо в праздничном пироге - к скорой свадьбе.

Заключение

Сегодня, как никогда, необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к родине, приобщение к народным традициям, учитывая при этом тысячелетнюю историю, славное ратное прошлое, богатые культурные и бытовые традиции, которые должны передаваться от поколения к поколению.

Храмы - это хранители непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторического наследия. Я считаю, что наш долг, наша историческая задача - ответить на процесс возрождения Церкви, помочь восстановить «утраченные звенья большой цепи». Поэтому проблемы сохранения и возрождения исторического и культурного наследия, его использование в духовно-нравственном воспитании не утрачивают своей актуальности, и история Архангело-Михайловской церкви является ярким примером этого.

Подводя итоги работы, хочется подчеркнуть, что каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от истории народа. Сохраняя свою историю, мы передаем эти знания от поколения к поколению. Возрождение России невозможно без духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


Приложение 1

Церковь Архистратига Михаила или Михаила-Архангела


http://www.veneva.ru/foto/201.jpg

Приложение 2

Вход на колокольню.

http://img04.urban3p.ru/up/o/3313/gallery/36120.jpg

Приложение 3

Барабан ротонды изнутри. Фото до реконструкции.
http://img-fotki.yandex.ru/get/26/misha4x4.48/0_4cfdc_9ddd4ba1_l

Приложение 4

Фрески на стене

http://img04.urban3p.ru/up/o/8700/gallery/149171.jpg

Приложение 5

Фреска над подпружной аркой
http://img04.urban3p.ru/up/o/8700/gallery/149161.jpg

Приложение 6

Подклеть с захоронениями.
http://img04.urban3p.ru/up/o/5532/gallery/142555.jpg
Приложение 7

Вход в склеп.


http://img04.urban3p.ru/up/o/5532/gallery/142554.jpg

Прилож


Приложение 8

Церковь изнутри.


тулубьево. церковь михаила архангела, , alnik

Приложение 9

Церковь Михаила Архангела в процессе реконструкции
c:\users\борозденская оош\desktop\новая папка (3)\p1020402.jpg

МОУ « Оленьковская СОШ»
Малышкин Владислав , ученик 7 класса

Гудков Александр, ученик 11 класса

Самсонов Дмитрий , ученик 11 класса

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО.

Между древним городом Веневом и старинной Каширой находится небольшое русское село Оленьково, с давно обжитыми землями.

Стоит оно среди лесов, полей, садов и прудов, а в самом центре его возвышается храм. Вроде бы и стоит он в низине, у пруда, но по какой бы дороге вы не подъезжали, издалека видны купол и крест храма. Мимо снуют машины, проходят люди по своим делам, кто в школу, кто в магазин, кто в медпункт. Пролетают года, десятилетия и даже - столетия над ним.

Когда возводилась Оленьковская засека, около маленькой речушки, была срублена деревянная церковь Николая Чудотворца, а поселение называлось Олелково (первое упоминание о нем относится к шестнадцатому веку). В 1825 году на средства помещика, статского советника Сергея Федоровича Соковнина построен каменный храм Воскресения Словущего.

Почему именно здесь поставлен храм? Наверное, по прошествии времени никто не ответит на этот вопрос. Может быть, здесь, через эти земли проходили войска князя Дмитрия Донского, а там где они делали привал, князь велел ставить часовни, церкви, монастыри (это касается церкви Николая Чудотворца). Может быть, здесь захоронены те, кто строил этот храм как усыпальницу, но местные жители рассказывают, что захоронены здесь 3 монаха, ведь найдены человеческие останки при очистке подвалов, под алтарем.

После Октябрьской революции, когда из коммуны организовали совхоз «Оленьково» в 1922 году, в храме открыли клуб. Акустика храма настолько хороша, что в 1939 году сюда приезжал хор Пятницкого и выступал перед рабочими совхоза. Впоследствии там размещались склады. Перед войной была взорвана колокольня, якобы мешала она проведению дороги на Лаптево (Ясногорск). Её очень долго взрывали, не поддавались стены, скрепленные известью, замешанной на яйцах. Кирпич растащили на хозяйственные нужды местные жители. Хотя Василиса Платонова, рассказывала, что забравшись на колокольню, в ясный солнечный день можно было видеть купола церквей г. Венёва, а в другой стороне - купола церквей Каширы.

Но сохранился, выстоял храм, хотя сильно обветшал. Долго искали мастера, который сумел бы перекрыть крышу на куполах храма. Нашли, им оказался Оленьковский умелец-Николай Путляев. Перекрыл он крышу, и с самого высокого купола читал стихи Маяковского.

Стоит храм, построенный в стиле классицизма, величественный, гордый, его украшают колонны, портик, лепнина, огромные окна, в которых вставлены, причудливо кованые решетки. Внутри храма проступают яркими цветами старинные фрески. Входя в трапезную, видишь хорошо сохранившиеся фрески святой Юлии, святого Евгения и возложение Христа. Входя под главный купол церкви, чувствуешь чистоту, свет, падающий сверху, какую-то защищенность. Главный купол церкви украшают восемь арочных окон, между которыми изображены святые Апостолы. Фрески написаны талантливым мастером XIX века, очевидно, бывший владелец этого имения Казакевич Евгений Михайлович и его жена Юлия фон Дервиз нанимали художника для росписи храма, имя его осталось неизвестно.

С1993 года началось возрождение храма Воскресения Словущего. А в 1995 году храм освятили и сумели отреставрировать алтарь, переднюю, ведутся кропотливые работы по восстановлению фресок, не хватает средств, трудно найти мастеров. Свою душу и силы вложили в возрождение храма женщины, которым в то время было под 80 лет, это: Татьяна Минаева, Марфа Аксенова, Мария Калганова, не жалея сил и времени они штукатурили, восстанавливали фундамент, чистили подвалы, разбирали завалы, клали камень, штукатурили. Видно поэтому Бог дает им жизненные силы, хотя нелегкая судьба выпала на их долю.

Между тем, наша страна с потерей у большинства людей духовного смысла жизни и считающих главным в своем существовании на земле развлечения, уверенность в том, что все на свете продается и покупается, ищущих успокоения в алкоголизме и наркомании, теряет людей и духовно, и морально, и физически. И лишь признание вечных духовных ценностей Православия, с которыми наша страна существовала как Великая держава много веков, и к которым тянутся отчаявшиеся люди, спасет от разрушения человеческие души и страну.

Проехав по России много километров, видишь, что за последнее десятилетие восстанавливаются храмы, монастыри не только в крупных городах, но и в небольших городках и селах, таких как Оленьково.c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

Материал предоставлен Отцом Дмитрием.

«Опись изъятия из храма»

1922 г.


«Приходы и церкви Тульской Епархии» Издательство «Тула» 1825 г.

В.Никитина 2006 г. декабрь




МОУ « Оленьковская СОШ» М

М алышкин Владислав, ученик 7 класса
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ВЕНЕВСКОГО РАЙОНА
Венёвский край - это земля, где я живу, где живут мои родители, мои бабушка и дедушка. Это моя родина, край, край, который я люблю и изучаю. Посещаю краеведческий кружок, интересуюсь архивным материалом о земле Венёвской. Ведь не случайно историческое краеведение является составной частью исторической науки. События и явления местной истории - неотъемлемая часть истории России. Сведения о местных достопримечательностях, памятных местах, людях, которые жили и живут, интересны и небезразличны для нас, современников.

История России неразрывно связана с историей Православной и Русской Православной церкви. Большое место в исторических исследованиях Венёвского края занимает история храмов, церквей. Без изучения духовной жизни, деятельности церковных приходов история нашего района будет неполной.

На территории Венёвского района сохранились замечательные памятники материальной и духовной культуры.

Самыми древними памятниками Венёвской земли можно считать остатки древнего поселения, именуемого «Старым дворищем», расположенный у д. Городище, городище у д. Махринка, могильник из 28 курганов, предположительно вятичей, у д. Бельково и ряд других объектов.

Эпоха Петра I была отмечена широко развернувшимся строительством каменных и кирпичных зданий, часть которых сохранилась до наших дней. Так в бывшем Веневе - монастыре, в 18 км. от Венёва и в полукилометре от Тульской дороги у Дедиловских выселок, до сих пор красуется замечательное белокаменное здание двухэтажной церкви, построенное в 1676-1701 гг.

Прекрасным образцом церковной архитектуры позднего Средневековья в Тульской области является Николо-Успенская церковь 1696-1701 годов, единственное сооружение дошедшее до нашего времени из всего комплекса Венев-Никольского монастыря. Сведений о времени основания монастыря нет, но первое упоминание о нем относиться к XV веку. Как и другие монастыри Средневековья, Венев-монастырь помимо своего прямого назначения являлся укреплённым пунктом и нередко местом заключения как церковных, так и светских преступников и просто неугодных властям людей. В конце XIV - начале XV веков здесь был заключен и окончил свои дни последний смоленский князь Юрий, совершивший убийство князя Симеона Мстиславовича и его жены Юлиании, отказавшейся вступить с ним в преступную связь. Архиепископ новгородский Пимен во время зверств и погрома Новгорода в 1570 году царем Грозным, будучи обвиненным огульно в «измене», после публичного поругания также был заключен и кончил свои дни в стенах монастыря. До 1674 года Венев - Никольский монастырь находился в Рязанской епархии и переведён в том же году в епархию Коломенскую, будучи причисленным к Савва-Стороженскому монастырю. Но уже в 1677 году был отчислен от него и причислен к дому патриарха Иоакима, и доходы его стали идти в патриаршье хозяйство. С момента строительства Большой засечной черты Венев - Никольский монастырь как укреплённый пункт входил в её состав и оставался в системе засечных укреплений до конца XVII века.

С ликвидацией в 1700 году патриаршества в России монастырь был передан Синоду и вошел в число синодальных. В связи с проводившейся секуляризацией церковных и монастырских земель 31 мая 1782 года Синод утвердил решение о ликвидации Венев - Никольского монастыря. Николо-Успенская монастырская церковь была передана приходу села Богоявленского, а обширные земельные владения с деревнями, селами и более чем двумя тысячами монастырских крестьян отошли к государству.

Уцелевшая из всех монастырских строений Николо-Успенская церковь, построенная в 1696-1700 годах, - единственный в тульском крае двухэтажный храм конца XVII века. На нижнем этаже - «теплая», или «зимняя», Успенская церковь, перекрытая крестовыми сводами, опирающимися на мощный, стоящий посредине столп. На верхнем - Никольская, «холодная», или «летняя», церковь - для службы летом. Храм украшен изящным кирпичным узорочьем. Нижняя и верхняя церкви разделены полосой «поребрика»- кирпичей, поставленных на ребро: типичный прием для древнерусской архитектуры позднего средневековья. Узорочье покрывает значительную площадь церковных стен, но не создает впечатления перенасыщенности, излишнего украшательства, - настолько органично оно увязано с архитектурой храма. По верху основного его объема идёт ряд полукруглых кокошников, а под ними широкая полоса ритмичных узоров из кирпичей. По углам здания поставлены парные полуколонки - «дудочки». Два выхода из храма, западный и северный, имеют резные порталы. Основной кубический объем - «четверик»- завершен четырехскатной пирамидальной крышей с восьмигранным декоративным фонариком и изящной главкой на тонкой шейке. И конечно, немалую долю изящества в белую гладь стен вносит тройной ряд изукрашенных несколько ассиметрично нескучно расположенных наличников. Звонница храма, также завершенная фонариком и главкой,



c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

несколько скромнее, проще основного объема, что ещё более подчеркивает его главенствующую роль в ансамбле. Церковь поражает разнообразием и богатством своего кирпичного «узорочья» и свидетельствует о творческой оригинальности и силе создавшего его, увы, безымянного, древнерусского зодчего.

В ряде исторических памятников, до второй половины XVII столетия, не встречая
свидетельств или указаний на то, что в Венёве существовал монастырь, или на то, что
была церковь Богоявления Господня. Но, что касается второй половины XVII-oгo века, то
сохранилось документальное свидетельство, что в это время существовал в Венёве
Богоявленский монастырь, и первоначально под именем «пустыни». В известных
«Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» значится: «Города
Венёва Богоявленской пустыни черный поп Гавриил - 1666-го и апреля 1672 годов».
Наименование «пустыни «указывает, что первоначально была устроена одна церковь
Богоявления на посаде, который обращен в пепел «в приход Крымского царевича» в 1633
году. Эта церковь, существовавшая на пустоши посада, и именовалась, по обыкновению
того времени, пустынью. А позже здесь образовался монастырь.

О существовании Богоявленского монастыря, в собственном смысле этого слова, во


второй половине XVII-гo века сохранилось точное и документальное свидетельство - это
Непрестольное Евангелие с подписью по листам такого содержания: «196-го (т.е. 7196 г.
от С.М. или 1688 г. от Р.Хр.) года генваря в 31 день сию книгу святое Евангелие в
монастырь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа что на Веневе дал
вкладу розрядной думной дьяк Василей Григорьевич Семенов по радителех своих от
жития сего отшедших ко Господу для вечнаго помяновения того монастыря при
строителе иеромонахе Маркеле и из церкви сеи книги без благословения иерейскаго
никому не имать». Таким образом, в 1688 году в Веневе существовал монастырь
Богоявленский, ему и принадлежала церковь Богоявления каменная, существующая и доныне.c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image2.jpeg

Великолепным образцом так называемых «ярусных церквей», состоящих из двух-трех, а иногда четырех объемов, является расположенная в северо-восточной части Красной площади Богоявленская церковь


времени конца XVII - начала XVIII веков. Её основной объем состоит из трёх ярусов: четверика, поставленного на него восьмерика (восьмигранного светового барабана) под низким гранёным куполом, и изящного восьмигранного фонарика, увенчанного главкой. Высокая колокольня завершена кирпичным шатром с прорезанными в нем небольшими окнами- «слухами», для усиления звука колоколов.
В убранстве церкви присутствуют тонко
увязанные между собой и формы XVII столетия, и элементы уже входившего в моду барокко.

В XVIII-м столетии, при Богоявленской церкви, почти рядом, построена также каменная церковь во имя Казанской иконы Пр. Богородицы. О построении этой церкви свидетельствует летописная надпись на каменной доске, вделанной в южную стену снаружи. Надпись, резанная обронно вязью, следующего содержания: «1764 года майя в 10 де. постройся сия церковь Божия во имя Пресвятыя Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благовер(н)ом Государе и великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емиллиана Баравкова, Андреана Барадина». Обе эти церкви принадлежали монастырю до так называемого открытия штатов. В 1764 —м году от 10 февраля веневский воевода, надворный советник Иван Завалишин, на запросы Академии наук, отвечал: «Внутри города соборная церковь каменная; а на посаде приходских каменных 2, деревянная 1; да монастырь один, в котором церквей каменных две» Что одна из этих двух церквей была Богоявленская, а другая - Казанская, это очевидно из подписи на одной минее за июль месяц, хранящейся в Богоявленской церкви, следующего содержания: «Сия книга минея града Венева храма Богоявления Господня и Казанския Богородицы Богоявленского монастыря»

Ярусные церкви сразу же полюбились русским зодчим, - заманчивым был их величественный, мощный и выразительный облик. Но новый композиционный приём таил в себе и коварные теневые стороны. Сказались они и в Богоявленской церкви.

В храмах предшествующих типов, в которых собственно церковь была относительно невысокой, каждый объем традиционной трехчастной композиции выполнял ясно очерченную художественную функцию: спокойный, обычно почти кубический объём церкви играл роль основополагающей доминанты, высокая колокольня - главного вертикального акцента, низкая трапезная - нейтрального связующего звена. В ярусных церквах разграничение этих художественных функций заметно нарушается. Высокий и мощный ярусный объем, будучи уже сам по себе выразительной вертикалью, лишает колокольню её художественного значения главного вертикального акцента композиции. Оба высоких объёма как бы соперничают друг с другом, внося в композицию элемент досадной неуравновешенности. Это особенно заметно со стороны одного из боковых фасадов церкви. Когда же смотришь на неё с Красной площади, ярусный объем снижается в перспективе и колокольня кажется в меру высокой, празднично нарядной и редкостно привлекательной. Глаз не оторвешь от стройной красавицы.

В убранстве церкви сочетаются традиционные формы XVII века с более пышными декоративными приёмами начала XVIII столетия. Углы ярусного объема украшены пучками колонок-жгутиков, слишком тонких для такого мощного здания. Очень декоративно обрамление окон и порталов: тонкие колонки с «перехватами» (у порталов и с «дыньками») поддерживают легкий архитрав с пластичной «короной» затейливого рисунка.

Архитектурное решение колокольни значительно скромнее. На высоком четверике основания возвышается восьмигранный столп с ажурным ярусом звона. Колокольня

перекрыта высоким кирпичным шатром с небольшой луковичной главкой. Поскольку внутреннее пространство шатра служило резонатором, усиливающим звук колоколов, в нем прорезаны три ряда небольших окон, так называемых «слухов».

История не сохранила нам имени талантливого зодчего; да и установление даты постройки церкви остается «твердым орешком». Описания храма, составленные в прошлом веке, ограничиваются скупыми словами: «Церковь каменная, неизвестно кем и когда построенная». Судя по архитектурным формам, Богоявленскую церковь следует, казалось бы, датировать началом XVIII века. В делах архива была обнаружена рукописная работа тульского историка и известного собирателя русского фольклора И.П. Сахарова, написанная, вероятно, в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. И.П.Сахаров пишет: «Каменная церковь Богоявления. Когда была построена неизвестно. В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь венёвским купцом Иваном Бородиным с прихожанами. Колокольня каменная, вновь строенная и незаконченная».

Для шестидесятых годов XVIII века архитектурные формы Богоявленской церкви являются явным анахронизмом. Остается предположить, что церковь, построенная в 1766 году, возводилась по «образцу и подобию» ранее существовавшей и за ветхостью разобранной церкви ( не исключена возможность , что старое здание было разобрано не полностью и что какая -то его часть вошла в новую постройку).

В нескольких шагах к северо-западу от Богоявленской колокольни (как уже мы описывали вкратце) вросли в землю руины миниатюрного


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Судьба продает дорого то, что она обещает дать. Гельвеций
ещё >>