Сборник исследовательских работ школьников на краеведческую тему «Храмы Веневского района» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое направление «Евразия: образование будущего» положение... 1 177.59kb.
Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я... 1 212.83kb.
Конкурс исследовательских работ школьников Сибирского федерального... 1 32.46kb.
Отчет о проведении внутреннего конкурса научно-исследовательских... 1 73.62kb.
Региональный тур Российского конкурса исследовательских работ и творческих... 1 98.51kb.
Региональный этап VII российского конкурса исследовательских работ... 1 77.6kb.
Результаты xivгородского конкурса исследовательских работ младших... 1 29.61kb.
Тематика учебно-исследовательских работ в Институте инновационного... 1 36.49kb.
План научно-исследовательских работ 1 27.59kb.
Конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ... 1 58.33kb.
Конкурс научно-исследовательских работ учащихся История села 1 113.37kb.
Л. Н. Гумилёва проблема детского труда в республике казахстан 1 78.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник исследовательских работ школьников на краеведческую тему «Храмы Веневского - страница №1/3



Муниципальное образовательное учреждение

« Веневский информационно - методический центр»


Сборник

исследовательских работ школьников

на краеведческую тему

« Храмы Веневского района»

Венев , 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. МОУ « Веневская средняя общеобразовательная школа №2»

Симакова Анастасия , ученица 11 класса


  1. МОУ «Грицовская СОШ имени Д.С.Сидорова»

Чинёнова Анастасия, ученица 10 класса

«Православные храмы Веневского района»


  1. МОУ «Борозденская основная общеобразовательная школа»

Кузнецов Артем (1999 г.р.)

«Возрождение церкви Михаила Архангела»


  1. МОУ « Оленьковская основная общеобразовательная школа»

Малышкин Владислав , ученик 7 класса

Гудков Александр, ученик 11 класса

Самсонов Дмитрий , ученик 11 класса
5. МОУ « Оленьковская основная общеобразовательная школа»

Малышкин Владислав, ученик 7 класса

«Православные храмы Веневского района»



МОУ « Веневская средняя общеобразовательная школа №2»

Симакова Анастасия , ученица 11 класса

«Православные храмы Веневского района»
1. Спасская церковь

Более 60 лет в Аксиньино строился храм во имя Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя Архангела Михаила. Спасская церковь - единственное здание XVIII-начала XIX века, которое сохранилось полностью. От колокольни осталось только два нижних яруса. Купол церкви венчает Михаил Архангел. Считается, что скульптуру изваял Кипренский.

В 1790 году стройку начала Прасковья Давыдова, мать Евграфа. Сын, выйдя на пенсию после увечий, продолжил дело мамы, вкладывая в строительство все деньги. Стройка оказалась дорогостоящей, но Давыдовы (в основном стройку финансировал брат Евграфа Алексей) не отступали. После смерти последнего из Давыдовых возведение храма продолжил новый владелец села подполковник Павел Кремешной. В итоге он разорился, но в 1863 году храм достроил! Чтобы свести концы с концами, подполковник продал фамильный фарфор Давыдовых и несколько картин Кипренского...

А еще через 20 с лишним лет произошел скандал: неизвестные ограбили храм. Вот что писала газета "Тульские губернские ведомости" 26 сентября 1887 г.: "В ночь с 9 на 10 сего сентября месяца из церкви с. Аксиньина Веневского уезда совершена кража денег 1304 р., находившихся в свечном комоде... Оказалось, похитители проникли в церковь, раздвинув бывшие в окне железные полосы и разбив в раме стекла; комод же был сломан долотом. Из числа похищенных денег один билет Веневского Городского Общественного Банка в 1000 р. найден 11 числа брошенным в поле в 2 верстах от с. Аксиньина и возвращен по принадлежности, а остальные деньги в сериях, кредитных рублях и звонкой серебряной и медной монете, а равно и виновных, не отыскано..."

Церковь и стройная двухъярусная колокольня выдержаны в строгих формах русского классицизма с незабываемыми интерьерами. На своде церкви установлена скульптура Архангела Михаила с крестом в руках. Былое великолепие Спасской церкви можно увидеть на дореволюционных фотографиях из книги "Памятники искусства Тульской губернии. Материалы" (1914). От усадьбы сохранилась только одна из въездных пирамид. Церкви повезло больше, здание уцелело почти полностью. От колокольни остались два нижних яруса. До сих пор сохранилась винтовая лестница, по которой можно подняться на второй этаж колокольни."Это дворянское гнездо сейчас почти позабыто. Местоположение Аксиньино вдали от больших городов и дорог, на отшибе тульской глубинки не способствует известности сохранившихся там построек.c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

2. Венёвский ангел

В 1834 году в память о великой победе императора Александра I над Наполеоном в самом сердце города на Неве был воздвигнут монумент - огромная колонна, на вершине которой склонил голову ангел. В руках он держит крест. По одной из версий именно этот херувим вдохновил строителей, возводивших храм в селе Аксиньино Веневского уезда. С годами лишившийся одного крыла посланник Божий и по сей день взирает на окрестности с купола местной полуразрушенной церкви...

Для усадебных храмов этот чудом уцелевший образ уникален. К сожалению, скоро он может исчезнуть. Статуя сильно повреждена



c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

МОУ «Грицовская СОШ имени Д.С.Сидорова»

Чинёнова Анастасия, ученица 10 класса

«Православные храмы Веневского района»



  1. Собор Воскресения Христова (Воскресенский собор)

Действующий. Памятник культуры и искусства. Построен по

канонам позднего классицизма, на месте первой церкви Венева –

Параскевы Пятницы, которая упоминается еще в "Писцовой книге

Городенска 1571 года" и была сожжена крымскими татарами в

1633 году. До революции в Воскресенском соборе имелись две

старинные иконы, по преданию ещё из первой церкви – Ионна

Богослова и Параскевы Пятницы.

При соборе действовала церковно-приходская и воскресная школа.

В 1837 году ее посетил наследник престола Александр Николаевич

Романов (будущий император Александр II) со своим

воспитателем, известным поэтом В.А. Жуковским.

В 1930-е годы века собор был закрыт и использовался под

различные склады. В дни немецкой оккупации в не отапливаемом

здании содержались пленные раненые красноармейцы. Сегодня

здание ремонтируется и может быть в недалеком будущем над нею

снова появиться колокольня. Регулярно проходят службы. Одним

из прихожан, после возобновления работы собора, была

возвращена старинная икона Параскевы Пятницы.

Веневский Воскресенский собор расположен на крутом,

обрывистом мысу, образуемом рекою Веневкою и

перемежающимися потоком Моржовкою, которой в старых книгах

тоже писался рекою. Здесь в древние времена существовала

крепость, стоял воеводский дом и другие казенные здания, здесь же

в незапамятные времена находился и древний, по преданию

деревянный, Параскевинский собор, который за ветхостью был

разобран, а на месте бывшего алтаря, шагах в 10-ти от нынешнего

собора поставлена небольшая каменная часовенька, которая, при

тщательной поддержке, существует и до настоящего времени.

На место Параскевинского собора построен новый, каменный, о

пяти главах, существовавший в таком виде до начала нынешнего

столетия. Он именовался Воскресенским, что видно и из надписи на

колоколе, вылитом для этого храма в 1795 году. Кроме того, в нем

было два придела: один во имя Благовещения Пресвятой

Богородицы, а другой во имя святой мученицы Параскевы.

Из икон храма своею древностию замечательны: образ св. мчц.

Параскевы и св. Иоанна Богослова. Обе эти иконы, по преданию,

перенесены из древнего Параскевиевского собора и в народе

пользуются славою чудотворных икон.
2.1. Церковь Богоявления Господня
В XVII-XVIII веках в Веневе был крупный Богоявленский мужской

монастырь, упраздненный в 1764 году. Впервые монастырь

упоминается в переписи 1673 года. Богоявленская церковь служила

главным храмом монастыря, и сегодня стоящая на главной площади

Венева – тоже Красной. Однако, данную церковь нельзя считать

старейшей из сохранившихся. Когда и как церковь была построена,

не известно. Исследователи, как бы в утешение констатировали:

«Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры». Судя

по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно

было бы уверенно датировать самым рубежом XVII— XVIII

столетий, не будь некоторых обстоятельств. «Каменная церковь во

имя Богоявления, когда была построена, не известно.

В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь

строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами;

колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Знаток

архитектурной старины В.Н.Уклеин считал эту церковь наиболее

интересным примером ярусных церквей рубежа XVII-XVIII

столетия на территории Тульского края. В ХIХ веке церковь своего

прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, из

достопримечательностей в ней имелось Евангелие 1685г. В

советское время здесь размещался пункт приема стеклотары.

Церковь в настоящее время реставрируется, в ней регулярно

проходят службы. Памятник культуры и искусства.
2.2. Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1764 году рядом с Богоявленской церковью была выстроена

ещё одна церковь — тёплый кирпичный храм во имя Казанской

иконы Божьей Матери. Об этом свидетельствует надпись на

каменной доске, вделанная в южную стену нынешнего здания

храма: «1764 года мая постройся сия церковь Божия во имя

Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном

царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине

Алексиевне и при наследнике Благоверном Государе и

великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана

Баравкова, Андреана Барадина». Обе эти церкви принадлежали

монастырю до так называемого открытия штатов. В 1764 году

веневский воевода надворный советник Иван Завалишин отвечал

на запросы Академии наук: «Внутри города соборная церковь

каменная; а на посаде приходских каменных 2, деревянная 1; да

монастырь один, в котором церквей каменных две». Судя по

всему, имеются в виду именно Богоявленская и Казанская

церкви.

Здание перестроено в 1775 году. Исследователи



дореволюционного периода отмечали существование в храме

интересных фресок с изображением Сивилл (не сохранились,

кроме одного нимба). В XIX веке здание храма было

модернизировано, в том числе сколоты все выступающие узоры и

лепнина. С 1764 по 1872 годы Казанская церковь использовалась

как полковая церковь для войск, расквартированных в Веневе. С

конца XIX века не действовала.

Новая жизнь церкви началась в 1930-х годах, когда почти все

храмы города Венёва были закрыты. Ныне церковь лишена

завершения XIX века.




  1. Церковь Иоанна Предтечи

Находится на старом городском кладбище. Построена тремя

ярусами в стиле "деревенского" барокко, с разнообразием

архитектурных форм и богатством лепного декора. Въездные ворота

выполнены в традиционных формах классицизма. В 1795 году

пристроена колокольня. В 1771 году "моровая язва" поразила

многие города Российской империи, в том числе и Тульскую

провинцию. С этого времени устроено общее городское кладбище за

городом и отменено обыкновение хоронить при приходских

церквях. До 1917 года Ионна-Предтеченская была бесприходной

кладбищенской церковью, в советское время она оставалась

единственной действующей. Сейчас является соборным храмом

веневского благочинного округа.


  1. Колокольня церкви Николая Чудотворца

Любой приезжающий в город, в первую очередь обращает внимание

на городскую доминанту - колокольню Николаевской церкви, сама

церковь, к сожалению, не сохранилась. 75-метровая колокольня

главное украшение города и его ориентир в радиусе до 20 верст. И

по сей день, вот уже более 150 лет, это самое высокое здание в

Тульской области. Построена на средства бывшего коломенского

крестьянина Матвея Ярцева, ставшего московским купцом –

миллионером, других его земляков и пожертвований всех горожан.

В работе над проектом принимал участие тульский архитектор

Сокольников, владевший селом Холтобино в Веневском уезде.

Постройка растянулась на сорок два года. Резолюция на постройку

церкви, была выписана консисторским указом, от 25 января 1801

года. Строительство здания в 1812 году было прекращено, так как

деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на

вооружение веневского ополчения, участвовавшего в войне с

французами. Сначала в церкви были отстроены пределы, которые

были освящены в январе 1817-го епископом тульским Симеоном.

Сама церковь была освящена уже в августе 1843 года, епископом

Дамаскиным.

В 1834 году в городе бушевал страшный пожар. Сильно пострадала

колокольня Никольской церкви, на которой выгорели все

деревянные части: лестница и шпиль. Горящие обломки с

колокольни разносились ветром на Стрелецкую слободу, от которых

она и сгорела. Около 25 лет колокольня стояла без шпиля и креста.

Только в 1860 году церковный староста М. П. Гладушев с другими

благотворителями отремонтировал колокольню, достроив

четвертый этаж. Высокий шпиль был обит жестью.

На колокольне имелось 6 колоколов общим весом 530 пудов. Здание

церкви украшали колонны, фризы, лепнина, суффиды, карнизы

отменной работы. Вокруг церкви была возведена величественная

ограда из белого камня. Современники заметили, что камня,

потраченного на строительство ограды, хватило бы на постройку

небольшой сельской церкви. Возведение такого прекрасного храма

требовало множества строительного материала, которым

изобиловали каменоломни близ д. Бяково и многочисленные

открытые карьеры.

Изнутри штукатурка была выкрашена в голубой цвет, она удачно

сочеталась с позолоченными элементами интерьера и большими

световыми проемами, что оставляло неизгладимые впечатления у

прихожан. К куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра.

Храму принадлежала каменная часовня на Хлебной площади в честь

"избавления" Александра II от "злодейского покушения",

построенная в 1866г., в настоящее время она не сохранилась.

Здание церкви сильно пострадало во время обстрела города в 1941г.

Сохранились многочисленные следы пуль на стенах колокольни,

даже крест буквально изрешечен ими. После войны храм находился

в ветхом состоянии, и городские власти решили его снести.

Колокольня чудом уцелела, есть несколько версий причин её

сохранения:

Первая, саперы боялись при взрыве повредить соседние постройки.

Вторая причина, авиации было удобно использовать её для

ориентира.

И третья, самая реальная, у людей разбиравших Никольскую

церковь просто не получилось сломать колокольню. Церковь начали

ломать в 1947 году и закончили в начале 1950-х. Основная цель

была получить стройматериалы, после войны осталось много

разрушенных жилых домов. Разобрали крупнейший храм в

Тульской епархии всего два человека, технология была хорошо

отлажена, тяжелая техника не использовалась. Начинали разбирать

такие строения сверху, обрушивая ярус за ярусом. А взобраться

наверх колокольни не представлялось возможным, деревянные

лестницы либо сгорели, либо прогнили.


  1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сейчас не действующая. Памятник культуры и искусства.

Однокупольная церковь в стиле барокко с колокольней.

Сохранившееся кирпичное здание выстроено на средства купцов

Гладушевых. Первоначально называлась Никольской, но после

постройки новой Никольской церкви (1862) переименована в

Покровскую. Имелся теплый предел Ильи Пророка.

Исходя из известных на сегодня источников, Покровская церковь

старейшая из дошедших до нас храмов. По Плану города 1779 года

церковь окружала величественная каменная ограда.

Известно, что еще до ВОВ здание было в хорошем состоянии. Над

пределом храма были установлены пять куполов, из чего можно

сделать вывод, что в 1737 годы при строительстве нового здания в

него была включена старая кирпичная церковь. И если учесть, что

Покровскую церковь уже однажды переименовывали, то можно

предположить, что в XVII веке она называлась иначе. В источниках

1633 года упоминается Благовещенская церковь с пределом

Николая чудотворца рядом с Преображенским храмом. В истории

много случаев переименования церквей по названию предела. Так,

что, вероятно, Покровская церковь имеет более древнюю историю,

чем принято считать.

Во время боев за город в 1941 году здание не пострадало, и было

использовано для хранения трофеев, оставшихся после спешного

отступления немецких войск. В это время она находилась под

постоянной охраной истребительного отряда.

Археологические раскопки 2000 года выявили факт существования

северо-восточнее церкви кладбища XVII-XVIII столетия, т.е. между

зданием церкви и Никольской колокольней. Существует легенда о

подземном ходе из Покровской церкви к реке Веневке.


МОУ «Борозденская основная общеобразовательная школа»

Кузнецов Артем (1999 г.р.)

«Возрождение церкви Михаила Архангела»
Введение

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения . Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентации

Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки. Если в идейном плане эти и другие подобные явления связаны с отказом от марксистско-ленинской идеологии, то духовные причины кризиса связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. Отсутствие в общественном сознании понятия греха привело ко многим грубым нравственным искажениям.

  Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.

Проблемы сохранения и возрождения исторического и культурного наследия, его использование в духовно-нравственном воспитании не утрачивают своей актуальности. Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена:


  • значимостью данной проблемы для проведения конкретных мероприятий по формированию духовно-нравственных ценностей у молодёжи;

  • недостаточной разработанностью данной проблемы на региональном и локальном уровне;

  • возможностью сохранения исторической памяти и уничтожение «белых пятен» в истории населённых пунктов провинциальной России.

  Цель моей работы:

 -изучить и оценить историю церкви Архистратига Михаила;

- рассмотреть это событие  через призму исторических событий России  

XIX-ХХ веков.

       


 Задачи:

  1. Изучение краеведческой литературы.

  2. Подбор материал по теме в  фондах школьного краеведческого музея.

  3. Интервьюирование   старожилов села.


Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в школе, в работе сельской библиотеки, в музее. Также могут быть использованы в исследовательской работе по дальнейшей разработке проблемы сохранения культурного наследия, а так же в целях духовно-нравственного воспитания детей в курсе школьного краеведения (как раздел «Памятники истории и культуры на территории села») и в курсе «Православной культуры» ( как раздел «Храм – дом божий»)

Теоретическое значение работы заключается в возможности использования её материалов и выводов для проведения уроков по истории , краеведению, православной культуре. Представленный в исследовательской работе материал может быть использован для подготовки рефератов по отечественной истории.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Церковь Архистратига Михаила


    1. Первое упоминание о церкви

У каждого города, села, поселка, любого населенного пункта есть своя «визитная карточка» - архитектурное сооружение, своего рода символ, благодаря которому это географическое место уже нельзя спутать ни с каким другим.

Уникальной достопримечательностью небольшого селения Тулубьево, находящегося на территории Тульской области, является церковь Архистратига Михаила1, история создания которой своими корнями уходит к середине девятнадцатого века…

Историю храма невозможно рассказать без истории самого географического места, на котором она расположена, ибо существует древнее христианское утверждение, что церковь строилась людом на святом, оберегаемом Богом месте.

Тулубьево расположено в 12 километрах от Венева. Имеется несколько версий о происхождении названия села. По первой версии название села, вероятно, происходит от речки Тулубьевки, на которой оно находится. По второй версии первым владельцем села являлся татарский мурза Тулум-бей. Якобы от его имени и пошло название.

Так же отмечено, что время возникновения села неизвестно. По преданию, в 1422 г. татарский военачальник Темеш проходил по территории Веневских земель на Алексин. Поход этот не увенчался успехом, что для Темеша  могло означать смертную казнь в орде. Учитывая храбрость и свирепость в бою татарского полководца, русские воеводы сумели его переманить на нашу сторону и поручили ему охранять округу княжьих ворот засеки, дав ему поместья в этих землях. Предположительно, это и было село Тулубьево, расположенное сзади княжьих и Грабоновых ворот засеки. В этих местах – от Тулубьева до Свиридова были потом несколько веков земли помещиков Темешовых (Темяшовых).  Но в первом достоверном упоминании села и деревень Веневской округи, сделанной в 1571 г. при изъятии земель в пользу государя Ивана IV от боярина, князя И.Ф. Мстиславского, Тулубьево в числе сел не упоминается совсем. Это не означает, что такого села не было, селение Тулубьево административно могло в это время относиться к Каширскому уезду, а то и к Тульскому – его ростовецкому стану – в это время тульский уезд клином входил между Веневской и Каширской округой.

Впервые Тулубьево упоминается в 1626 году в Писцовой книге Ростовецкого стана Тульского уезда. Деревня в это время была, по-видимому, большая, так как в ней располагалось сразу два звена охраны и ремонта засек. С той поры, очевидно, и пошло деление села на две самостоятельные части, что потом отразилось в двух церковных приходах в одном селе. До революции в селе было два каменных храма. Наибольший приход был у Михайло-Архангельской церкви, которая упоминается еще в 1795 году, как каменная.

Как говорится в книге Малицкого П.И. «Приходы и церкви Тульской епархии» в разделе «Приходы и церкви Веневского уезда», в главе «Тулубьево» 1895 г.: «Тулубьевский приход составлен из двух приходов, бывших до 1875 года самостоятельными. К первой большей части прихода, при Михаило – Архангельской церкви, принадлежат: село Тулубьево и деревни: Грабонки, Борозденки, Тулубьевские выселки и Горбатовские выселки. Всего населения в этой части прихода 632 м.п. и 629 ж. п. крестьян – собственников. Вторая часть прихода, при Казанской церкви, состоит из села Тулубьево и деревни Кочкино, в коих числится 97 м.п. и 102 ж.п. крестьян собственников. Причт имеется при Михаило – Архангельской церкви и состоит из священника и двух псаломщиков; получает проценты с 450 р. Церковной земли при Михаило – Архангельской церкви: усадебной и полевой 34.5 десятин (37,6 га). На содержание храма получаются проценты с 1400 р.»

Основным источником денежных поступлений были именно добровольные пожертвования. Главными способами сбора денег были: кружечный сбор - пожертвования в кружки, которые находились в церкви, или сбор по «сборным книгам» за пределами прихода. Большинство средств составляли именно частные поступления деньгами. А по причине нехватки денежных средств принимались пожертвования одеждой, продуктами, материалами на ремонт храма и т.п.
В основном собранные средства шли на поправку церкви, на поддержание причта. 17-20% шло на благотворительные цели.

Сведений о начале Тулубьевского прихода не сохранилось ни в устных преданиях, ни в письменных местных памятниках.


1.2 История создания церкви
Очень часто храмы называют «небом на земле», и это не просто метафора: своей архитектурой храмы, как правило, прорывают привычные формы земных сооружений и устремляются ввысь.

После принятия на Руси в 988 году христианства в качестве государственной религии русская Православная церковь прошла большой и сложный путь. Храмовая архитектура отражает историческое время, вбирая в себя лучшее достижения эстетического и технического развития народа.

Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, построен в 1852 году на средства умершего помещика, прихожанина, Константина Павловича Офросимова (Афросимова). Отделку храма, по данным той же книги, завершил его наследник Николай Дмитриевич Офросимов. В 1853 году храм был освящен бывшим епископом Тульским и Белевским преосвященным Дмитрием. Известен ряд священников прихода. В конце XIX века здесь служил о. Иоанн Никитин. С 30.05.1888 г. по 1922 г. (последние документальные данные по приходу) служил священник Александр Никитич Жилин. С 1862 г., с перерывами (он неоднократно отстранялся от служб за нетрезвый образ жизни) псаломщиком храма служил Петр Иванович Сергиевский (род. 10.01.1842 г.). 1.11.1916 г. его сменил сын Павел Петрович Сергиевский.

В настоящее время сохранился основной объем и купол. Колокольня полностью разрушена. Предполагается, что архитектором церкви был В.Ф. Федосеев2, работавший в те годы в Туле и ее окрестностях.


1.3 Устройство церкви Михаила Архангела.
Здание храма можно отнести к типу "ротонда", квадратной в плане. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу. Наиболее распространенными были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые или квадратные в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Наиболее ярко свидетельствует об этом план и конструктивное решение самой ротонды. План церкви крестообразный, вытянутый по продольной оси восток-запад. Крестово-купольная конструкция – два пересекающихся под прямым углом свода – была заимствована из Византии.

Эту ось выделяют примкнувшие к основному кубическому объему колокольня и прямоугольная в плане апсида, в поперечном направлении малые ветви креста образованы портиками боковых входов. Храм всегда ставился алтарём на восток – навстречу солнцу – не случайно: Бог ассоциируется со светом. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам – выступам, в которых размещается алтарь. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от других построек.

Гладкий цоколь, карниз и аттик опоясывают все здание церкви и объединяют равные по высоте объемы первого яруса храма и апсиды. Второй ярус цилиндрического в этом ярусе объема храма выглядит как массивный световой барабан.



Ротонду венчает сферическая баня, мастерски выложенная из кирпича.


Проход к колокольне

Трапезная

Апсида

Крыльцо с колоннами
http://www.veneva.ru/images/tulubevo-xram.gif

Внутреннее пространство ротонды в первом ярусе также имеет крестообразную форму со скошенными углами, к которым пристроены помещения-карманы. Именно они достраивают внутреннюю ротонду до внешнего кубического объема. Крестообразный план первого яруса ротонды переходит во втором ярусе над арками в восьмигранник.

Основное пространство храма раскрыто аркой в алтарную часть и объединено арочным проемом с трапезной. Барабан ротонды опирается на паруса и подпружные арки, перекинутые между сдвоенными пилонами, усиливающими углы. Сохранился вход на колокольню - по винтовой лестнице из перехода между колокольней и трапезной3.

В храме сохранилась масляная живопись конца XIX века. В куполе изображена Новозаветные персонажи в окружении херувимов, в простенках барабана - фигуры святых в рост . Под лепным карнизом, отделяющим барабан от четверика, в парусах написаны евангелисты. На западной стене четверика помещены евангельские сюжеты.4 Проемы окон и проходов - в лепных обрамлениях. Чугунные ажурные кружева на окнах поражают своим изяществом. В церкви имелась чтимая Икона Знамения Божией Матери.5

В основании храма имеются глубокие подвальные помещения – подклети, где устраивались захоронения знатных людей6.

В склепе храма были похоронены: Николай Дмитриевич Афросимов, Ольга Дмитриевна Афросимова, в замужестве Милохова (унаследовала Тулубьево, послужила одним из прототипов образа Марии Дмитриевны Ахросимовой в романе "Война и мир"), ее муж Аполлон Алексеевич Милохов, а также их дети и внуки.

Сколько праздников, венчаний, крестин, отпеваний отслужилось в этом храме. А как же иначе? Ведь церковь являлась духовным центром всего села, вся жизнь крестьянина основывалась на православном учении. И сейчас ещё помнят старожилы венчания, а многие из них крестились в этой церкви. Особый порядок был во время службы, у каждого прихожанина определенной место. Жители вольные стояли всегда по правую сторону алтаря, а барские – по левую. До 30-х годов прошлого столетия собирала  она прихожан под своим крылом: оберегала, утешала, наставляла… .
1.4 Судьба церкви в 20 веке.

Двадцатый век наряду с его созидательными вехами вошел в историю и как отрицатель Святой веры, как разрушитель христианских храмов. Не миновала чаша сия и Тулубьевскую церковь. Сначала с колокольни был сброшен колокол. Потом взорвали колокольню. Как вспоминала местный житель Болдова А.С.1931 г.р.: « Все село собралось смотреть, как будут скидывать колокол, и когда он рухнул такая вдруг тоска взяла. А ведь было мне всего семь лет. Но этот вид отпечатался в моей душе на всю жизнь».



Страна моя!

С твоей судьбой

Я не сравню народ любой!

Тебя топтали, жгли, пытали,

Насиловать – и то устали,

Расстреливали и топили,

И век за веком – били, били,

Упрямо, разбивая в кровь уста.

Скажи, за что тебя так?

- За Христа!


В 1938 г. церковь была закрыта, здание использовалось местным колхозом как зерносклад. Потом здесь стали хранить картошку, а в склепах церкви –удобрение. Там до сих пор чувствуется запах химикатов.

Летом 2009 года трудами местных жителей и дачников храм был полностью очищен от завалов. Рысюков Ю.А.оказал спонсорскую помощь в частичном восстановлении церкви7. В октябре того же года церковь была заново освящена. Жители принесли из дома иконы и был создан небольшой иконостас. Смотрителем церкви является Куприянова Мария Михайловна. По большим церковным праздникам: Пасха, Рождество, Крещение в церкви проходят службы, проводимые священниками города Венева. Так выглядит церковь сегодня.8



следующая страница >>



В демократии большинство правит, а меньшинство все время указывает, куда крутить руль. Лоренс Питер
ещё >>