Савва Мамонтов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Савва м. В., Савва е. В 14 1952.2kb.
Морозов савва тимофеевич 1 101.61kb.
Урок (Духовное краеведение, История, мхк) «Савва Сторожевский- святой... 1 28.24kb.
Учебно-методический комплекс С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. 1 37.39kb.
6-3 Гуськов-3, Пестунов, Мамонтов, Калинкин 2 Южный 8-0 1 40.3kb.
Лекция к ф. н. Е. В. Савва "Этнические конфликты: возможно ли раннее... 1 281.44kb.
Поляков Г. П., к и. н., доцент кафедры оидис бгу 1 23.43kb.
Законодательный акт 18 века о порядке прохождения службы в армии... 1 76.98kb.
«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. 1 153.57kb.
Внимание! Династические деревья не выверялись и являются в некотрой... 4 602.2kb.
Никитин Савва Никитич 1 27.54kb.
Театр как центр просвещения 1 238.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Савва Мамонтов - страница №1/1




Савва Мамонтов

СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 1САВВА МАМОНТОВ В РУССКОЙ ИСТОРИИ 2НЕУГАСАЮЩИЙ ОЧАГ - АБРАМЦЕВО 6ИСКУССТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 10ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР 14РОКОВОЕ ПРЕДЧУВСТВИЕ 18Список литературы: 22САВВА МАМОНТОВ В РУССКОЙ ИСТОРИИ|За всю историю человечества лишь немногих людей | |[pic] ||природа наградила огромным количеством самых | | ||разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел | | ||достойно применить в жизни такой щедрый дар | | ||судьбы. И в числе этих немногих - Савва Иванович | | ||Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог,| | ||музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек,| | ||говоривший, что его самый главный талант - это | | ||«находить таланты». | | |[pic]Савва Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городкеЯлуторовске Тобольской губернии, в котором жили когда-то ссыльныедекабристы. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном.Его отец, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири -сначала в Шадринске, затем в Ялуторовске, а в 1840 г. переехал с семействомв Москву. Иван Федорович прошел путь от провинциального купца к верхушкемосковского предпринимательства, и в 1853 был возведен в потомственноепочетное гражданство.Отец Саввы всегда тяготел к самым смелым проектам, поэтому одним из первыхобратился к железнодорожному строительству. В 1859 году Иван Федоровичполучил концессию на строительство железной дороги из Москвы в СергиевскийПосад, куда местная достопримечательность - Троице-Сергиева лавра,привлекала немало паломников со всей России. Тогда же юный Савва впервыеприобщился к транспортной экономике. Их дом стоял рядом с заставой, котораявела из Москвы в Сергиевский Посад, и старший Мамонтов посадил сыновей уокна - считать потенциальный «пассажиропоток» - пеших паломников и седоковна возах. Подсчеты эти оправдались: 66 верст пути, проложенные за полторагода, стали приносить устойчивую прибыль.Отец поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский инемецкий языки, много занимался дома, учился на юридическом факультетеМосковского университета. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойнымпродолжателем его дела. Он определил его на учебу в Институт корпусагражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге.А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Он выступал вроли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор - А.Н.Островский. Поначалу Иван Федорович был доволен сыном, ходил на спектакли,но потом, видя, как велик интерес Саввы к сцене, отослал его подальше оттеатральных соблазнов - в Персию - учиться торговать. «Ты вовсе обленился,перестал учиться классическим предметам... и предался непозволительнымстоличным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическомобществе», - сокрушался отец. Савва смирился и после Персии отправился вИталию - изучать основы шелководства, практическую коммерцию и европейскиеметоды торговли.Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, нимосковский деловой мир. Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многиеего сверстники. Случилось другое, никогда не бывалое, совершенно непонятноедля купеческой среды. В Италии Савва... запел. У продолжателя торговогодома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. После недолгих занятий сместными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланскихтеатров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и«Лукреция Борджиа».Но, прослышав об успехах сына, отец срочно отозвал его в Москву, и толькоэтот вызов помешал дебюту русского купца на миланской оперной сцене.Кстати, на коммерции Мамонтова это увлечение не отразилось: вернувшись вМоскву, Савва снял здание на Ильинке и открыл собственное дело - торговлюитальянским шелком.В 1865 году Иван Федорович благословил сына на брак с дочерью купца первойгильдии Лизой Сапожниковой и подарил молодоженам дом на Садово-Спасской.Тогда еще никто не подозревал, что вскоре этот дом станет одним из центровхудожественной жизни России.Через несколько лет Савва Иванович вновь уехал в Италию - в Рим, где наэтот раз раскрылся другой его талант. Скульптор Марк Антокольский, скоторым Мамонтов познакомился в Риме, так отозвался в письме к критикуСтасову о необычном купце: «Он один из самых прелестных людей сартистической натурой... Приехавши в Рим, он начал лепить - успех оказалсянеобыкновенный!.. Вот вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что, если онбудет продолжать, и займется искусством свободно хоть годик, то надежды нанего очень большие».Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить дела и заняться лишь скульптурой,но интерес к ней он пронес через всю жизнь.НЕУГАСАЮЩИЙ ОЧАГ - АБРАМЦЕВОВернувшись на родину, Савва Мамонтов познакомился со многими талантливымихудожниками, и вскоре, в его особняке на Садово-Спасской, и в подмосковномпоместье Абрамцево возник, по словам В.М. Васнецова, «неугасавшийхудожественный очаг».Имение, расположенное на родной Московско-Ярославской дороге, СавваИванович приобрел в 1870 году, и эта усадьба начала вторую жизнь в русскойкультуре. Поместье было куплено у семьи знаменитого писателя СергеяТимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцево до самой смерти в 1859 году. УАксакова подолгу гостили Тургенев, Гоголь, Хомяков, братья Киреевские идругие литераторы. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показалитщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называлстарый хозяин...Савва Мамонтов продолжил славную традицию, с той лишь разницей, что егоосновные гости, жившие порой месяцами в Абрамцево, - художники, фактическивесь цвет русской живописи того времени. Мамонтов хотел, чтобы талантливыеживописцы могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Онпостроил обширную мастерскую, где работали Репин, Серов, Врубель, Коровин,Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов. [pic] В кабинете С.И. Мамонтова. С фотографии 1890-х гг. Слева направо: сидят - И.Е. Репин, С.И. Мамонтов, М.М. Антокольский; стоят - В.И. Суриков, К.А. Коровин, В.А. СеровСавва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам,занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которымон писал тексты и в прозе, и в стихах, Мамонтов имел, по словам В.Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Каквспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым ихолодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований».Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево,возможно, и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фондрусской живописи. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками»Серова (портрет дочери Саввы Ивановича - Веры), «Богатыри» и «Аленушка»Васнецова, пейзажи Поленова. С этим домом связаны репинские «Запорожцы»,«Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии»; «Явление Отроку Варфоломею»Нестерова, многие работы Врубеля.В общении с художниками Мамонтов выступал на равных, был для них свойколлега, а вовсе не богатый барин, который балуется искусством. Это и леглов основу «феномена Мамонтова» в русской истории. Савва Мамонтов не был нимеценатом, ни коллекционером, ни «другом русской культуры». Он был Художники Предприниматель в одном лице, поэтому, наверное, его и не понимали доконца ни те, ни другие.Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «занятьсянастоящим делом». Художники недоумевали: что интересного находит Мамонтов врельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах? Антокольский писал СаввеИвановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелемжелезной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед,камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Железнодорожники жеопасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам?Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха? Разве вделах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора»? Ибез своего Дела, которое меняет лицо России, соединяет города железнымидорогами, молодой предприниматель себя не представлял.ИСКУССТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГСтроительством железных дорог Савва Мамонтов всерьез занялся в 1869 году,став в 28 лет, после смерти отца, председателем Общества Московско-Ярославской железной дороги.Наследник контрольного пакета акций имел право единолично приниматьрешения, и Савва Иванович продемонстрировал в бизнесе, как это важно - бытьхудожником в своем деле, увидеть и воплотить то, что никто пока не видит.Первым решением нового хозяина дороги было - тянуть дорогу дальше, отЯрославля до Костромы. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома,кто поедет в эту глушь? Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в«медвежьи углы России». Но Мамонтов смотрел дальше.Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского«окна в Европу»: в случае войны порты на Балтике могут быть легкоблокированы. Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход воткрытое море. Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешалаему исполнить задуманное. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова,министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы неискали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этогозлополучного шага - захвата Порт-Артура и... не дошли бы мы и до Цусимы».Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят.Поэтому он упорно прокладывал свой путь, и скоро дорога Москва-Костромавошла в строй и стала приносить прибыль, что еще раз доказало правильностьего расчетов.Савва Иванович решил убедить власти в необходимости прокладывать железнуюдорогу дальше - на Север, и открыл павильон на Всероссийской выставке в1896 году, приуроченной к коронации Николая II. Среди художественныхэкспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля - «МикулаСелянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасадмосковской гостиницы «Метрополь»). Комиссия Академии художеств, принимавшаявыставку, единогласно забраковала панно и постановила убрать их изпавильона искусств: работы Врубеля не соответствовали представлениямакадемиков о декоративной и монументальной живописи.Савва Иванович очень рассердился, заплатил Врубелю стоимость панно ипостроил Северный павильон за пределами территории выставки, а на фасаденаписал: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованнаяжюри императорской Академии художеств». Вход был свободный, и публика шланескончаемым потоком, дивясь необычным картинам. Специально для гостейвыставки пел приглашенный Мамонтовым молодой Шаляпин, еще неизвестный,начинающий двадцатитрехлетний певец.После выставки, вместе с С. Витте, Савва Иванович поехал в Мурманский крайдля осмотра вероятной трассы дороги и поиска дополнительных аргументов впользу ее прокладки. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводыбыли, наконец, услышаны. Последовало высочайшее решение: дорогу сначала доАрхангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани - строить! Истроить ее будет Савва Мамонтов!Путешествуя по Северу и решая деловые вопросы, Савва Иванович был потрясеннеповторимой красотой этого края, о которой в Центральной России не имели ипонятия, а местные жители ее попросту не замечали, не ценили. В письмахдомой он советовал всем обязательно побывать здесь: «... вы вернетесьотсюда более русскими, чем когда-либо. Какая страшная ошибка искатьфранцузских тонов, когда здесь такая прелесть».По приезде в Москву Мамонтов решил воплотить свой давний замысел - украситьвокзалы Северной дороги живописью русских художников - пусть люди учатсявидеть красоту, пусть они, хотя бы на вокзалах, познакомятся с настоящимискусством. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей -художников Коровина и Серова, и они вернулись из этой «командировки» сцелым собранием полотен - картин северной природы, которые имели огромныйуспех на Периодической художественной выставке. Успех был столь велик, чтодо вокзалов эти работы так и не дошли: почти все они находятся сейчас вТретьяковской галерее и в Русском музее.Идеей открытия художественных выставок на железнодорожных вокзалах Мамонтовувлек и В. Васнецова. Верный своему принципу собирать вокруг себя некартины, но таланты, Савва Иванович приободрил молодого мастера,переживавшего кризис из-за разрыва с передвижниками, и заказал ему работыдля другой своей дороги, Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в1882 году, связав 500 верстами пути Донецкий угольный бассейн иМариупольский порт.Необходимость мамонтовских дорог для России подтвердилась окончательно,когда началась Первая мировая война, и все пути, ведущие на Запад,оказались блокированы линией фронта. И только две дороги - Северная иДонецкая - стали для России буквально дорогами жизни. Не случайно, самыйпопулярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время своифельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова -статью «Русский человек»: «Интересно, что и Донецкой, и Архангельскойдорогами мы обязаны одному и тому же человеку - «мечтателю» и «затейнику»,которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные»дороги, - С.И. Мамонтову. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкуюкаменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Но он былупрям... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»».А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружнойдороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей рудыи производством чугуна. Он начал грандиозный экономический проект: созданиемощного конгломерата промышленных и транспортных предприятий, чтобыналадить производство локомотивов в России и сломать, наконец, монополиюинофирм на поставки паровозов в страну.Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного имеханического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевскийметаллургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны былиобеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскуюжелезную дорогу, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнееосваивать Север.ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТРИ параллельно с этим Савва Великолепный (так называли его друзья-художники,по аналогии с Лоренцо Великолепным, герцогом-меценатом эпохи Возрождения)решил создать... первый в России частный оперный театр.Недоумение и шум снова были огромные. Многие считали: блажь, захотел баринсвой «балет» завести... Общему хору вторила и театральная критика. В годдебюта театра - в 1885 году - газета «Театр и жизнь» возмущалась, что задело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие стольтонкое дело, как оперная постановка... Словом, все это сплошноелюбительство», - клеймил рецензент мамонтовскую затею.Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова небыло. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени воперном мире. Но у Саввы Ивановича было главное - безукоризненныйхудожественный вкус, развитый до степени подсознательного чутья, интуиции.И этот вкус подсказал Мамонтову, что время старого оперного театракончилось, что он себя изжил.Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях -играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты незаботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придаватьсценическому образу правдоподобие. Этот разрыв между пением и драматическимискусством решил преодолеть Савва Мамонтов в своей Частной опере. «Петьнужно играя» - таков был принцип этого театра. [pic] В.А. Серов. Девочка с персиками (портрет дочери С.И. Мамонтова - Веры). 1887 г.Считая, что театр - это «коллективный художник», Мамонтов окружил себяталантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле.Первыми его помощниками стали неизменные члены Абрамцевского кружка -Виктор Васнецов и Василий Поленов. Поленов привлек к исполнению декорацийсвоих молодых учеников - Исаака Левитана и Константина Коровина.А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина! До этого малоизвестныйначинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром.Мамонтов, разглядевший в юноше необычайный талант, убедил его разорватьконтракт, заплатил огромную неустойку и сразу поставил певца на первые ролив своем театре. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинноготворчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей». Он позжевспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность вмузыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук неодухотворены чувством и воображением.Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут«методом Станиславского», хотя сам К.С. Станиславский ясно представлял, ктоего учитель, и очень уважал его. Патентовать свою театральную эстетику как«метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно, и не думал, да и некогда было.Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожныхзабот.И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своейопере «всем». Как вспоминали коллеги, он режиссировал, дирижировал, ставилголос артистам, делал декорации. Савва Великолепный работал буквально как«человек-оркестр». Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре -художники». Его актеры стали творцами своих художественных образов. ТеатрМамонтова состоялся.РОКОВОЕ ПРЕДЧУВСТВИЕВ 1897 году Михаил Врубель написал портрет Саввы Ивановича, вызвавший уМамонтова и близких ему людей неожиданное и ничем не подкрепленное ощущениепредстоящей беды. Впоследствии это врубелевское полотно, полноенеобъяснимой тревоги, стало расцениваться как пророчество, откровениесудьбы, предъявленное миру гением.11 сентября 1899 года Савва Иванович Мамонтов был арестован. Его обвинили втом, что с помощью целой системы авансов, под заказы подотчетных сумм, атакже растрат и подлогов, он перевел из средств правления Московско-Ярославской железной дороги в Невский Механический завод, а оттуда всобственное распоряжение, свыше 10 млн рублей.На самом деле обстоятельства были следующими. Поднятие заводского делатребовало больших денежных сумм. Ярославская железная дорога, покупавшая назаводах паровозы, рельсы и вагоны, в значительной мере субсидировала их. В1899 г. Мамонтов сделал, превышавший законную возможность, заем из кассыдля покупки железнодорожным обществом всех заводов и объединения всех дел водно. Он надеялся покрыть заем притоком средств к намечавшейся иутвержденной правительством постройке Петербургско-Вятской линии. Узнав обэтом, министр юстиции Н. В. Муравьев оклеветал его и подвел под арест. [pic] Н.В. Харитонов. Ф.И. Шаляпин в роли Бориса ГодуноваКредиторы предъявили к взысканию долговые обязательства и потребовалипродажи дома на Садово-Спасской со всеми художественными ценностями. Нообщественное мнение москвичей было на стороне подсудимого, дело которогоназывали «одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожногохозяйства».Если верна пословица «друзья познаются в беде», то друзей у Саввы Ивановичаоказалось немало. Одни хлопотали по его делу, другие старались простоподдержать в трудную минуту жизни.Сразу после ареста Мамонтова В. Д. Поленов получил письмо от своего брата -юриста А.Д. Поленова: «...меня очень задержала здесь беда, стрясшаяся надСаввой Ивановичем... Вся процедура более приближалась к жестокости, чем кправосудию. Пришлось ехать к следователю и к прокурору, но, к сожалению,без пользы...». Спустя несколько месяцев друзьям все же удалось добиться,чтобы Мамонтов был переведен на домашний арест.К середине 1900 года следствие установило, что недостающие суммы Мамонтовымприсвоены не были. Когда присяжные вынесли вердикт «не виновен», «зал, -как позднее вспоминал Станиславский, - дрогнул от рукоплесканий. Не моглиостановить оваций и толпу, которая бросилась со слезами обнимать своеголюбимца».И все же этот процесс оказался для Мамонтова фатальным: знаменитыйпредприниматель, меценат, антрепренер был сокрушен - и материально, ифизически, и духовно. Имя Саввы Мамонтова перестало звучать в финансовыхкругах как гарантия капитала.Освободившись от коммерческих дел, Мамонтов поселился в доме на Бутырскойзаставе, купленном на имя дочери, и организовал там свою керамическуюмастерскую, которая вскоре превратилась в небольшой керамический завод. Ихотя изделия не приносили большой прибыли, они завоевывали множество призовна международных и отечественных выставках.Савва Иванович Мамонтов дожил до весны 1918 года. Похоронили его вАбрамцевской церкви, построенной руками друзей.Современники говорили, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: один- в Мурманске, другой - в Архангельске, третий - в Донецке, а четвертый - вМоскве на Театральной площади.Да. Савва Иванович Мамонтов их заслужил!Список литературы: . А. Н. Боханов. Савва Мамонтов. //"Вопросы истории".-1989.-№ 4; . А. Кузьмичев. Я - фирма. //"Социальный труд".-1991.-№ 8; . В. Барышников. История делового мира России.//М.: 1994. . Копшицер Марк Исаевич. “Мамонтов”. Москва, “Искусство”, 1972. . Зилоти Вера Павловна “В доме Третьякова”.Москва, “Искусство”, 1992. . Журнал “Наш современник”, №6/1996.




Медицина — это искусство делать выводы о симптомах болезни на основании причин смерти. Эжен Ионеско
ещё >>