«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Евгений Перлов Дата и место рождения 1 18.34kb.
Молодежная комиссия 1 37.76kb.
Генетические факторы предрасположенности к курению: полиморфизмы... 1 24.55kb.
Гу «межобластная ветеринарная лаборатория», Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ гу... 5 610.27kb.
Влияние гастродуоденальной патологии на показатели качества жизни... 1 95.13kb.
Комиссия по обсуждению проектов памятников, предполагаемых к установке... 1 18.18kb.
Александр Сергеевич Соколов Московская государственная консерватория... 1 203.66kb.
Ставропольская государственная медицинская академия 1 157.9kb.
Виолончельные концерты К. Ю. Давыдова в контексте развития жанра 1 339.32kb.
Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории... 3 732.62kb.
Сведения о квалификации и специализации медицинских работников 1 184.88kb.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности... 28 1859.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» - страница №1/1

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



УТВЕРЖДЕНО

на заседании


Ученого совета ГБОУ ВПО СПбГПМА

Минздравсоцразвития России

«__»_________2011г.,

протокол № __



УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ГБОУ ВПО СПбГПМА

Минздравсоцразвития России

профессор В.В. Леванович




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
030401.65

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ: СПЕЦИАЛИСТ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ


Санкт-Петербург, 2011
Основная образовательная программа (ООП) по специальности «Клиническая психология», код 030401.65 составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2057, и учебного плана ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России.

Разработчики ООП:

Профессор, д.пс.н.










В.А. Аверин

(должность, ученое звание, степень)




(подпись)




(расшифровка)

Профессор, д.м.н.










Л.С. Чутко

(должность, ученое звание, степень)




(подпись)




(расшифровка)

Доцент, к.м.н.










Д.Д. Исаев

(должность, ученое звание, степень)




(подпись)




(расшифровка)


1. Общие положения.

1.1. Основная образовательная программа (ООП) 030401.65 «Клиническая психология», реализуемая в ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по направлению подготовки специалист и профилю подготовки клинический психолог, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную решением Ученого Совета СПбГПМА с учетом требований рынка на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2057.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению
подготовки 030401.65 «Клиническая психология».

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:



  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее - Типовое положение о вузе);

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки высшего профессионального образования специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2057;

  4. Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  5. Примерный учебный план по специальности 030401.65 «Клиническая психология»;

  6. Устав ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования.
1.3.1. Цели основной образовательной программы по специальности 030401.65 «Клиническая психология»

  1. Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего (на уровне специалиста) образования, позволяющего выпускнику успешно работать, обладать компетенциями клинического психолога, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

  2. Формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, милосердия, повышение их общей культуры

и т. д.

1.3.2. Срок освоения ООП 030401.65 «Клиническая психология»

Нормативный срок обучения 5,5 лет, общая трудоемкость освоения составляет 330 зачетных единиц, за учебный год равна 60 зачетным единицам. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.


1.3.3. Трудоемкость ООП 030401.65 «Клиническая психология»

Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам. Включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, учебную и производственные практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.


1.4. Требования к абитуриенту

Прием проводится на конкурсной основе по заявлениям лиц, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, по результатам ЕГЭ или результатам тестирования по дисциплинам.


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению подготовки по специальности 030401.65 «Клиническая психология».

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности специалистов включает исследовательскую и практическую деятельность в сфере клинической психологии, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях здравоохранения, образования и социальной помощи населению, общественных и хозяйственных организациях, административных и правоохранительных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также в сфере частной практики - предоставление психологических услуг или продукции физическим лицам и организациям.


2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:



  • человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;

  • распространение информации и формирование знаний о психологических факторах психического и физического здоровья и здоровом образе жизни;

  • изучение психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний;

  • изучение психологических факторов формирования поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья;

  • выявление лиц с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации;

  • психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам развития и адаптации личности;

  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;

  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), медико-педагогической, судебной и военной экспертизы.


2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Специалист по специальности 030401.65 «Клиническая психология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:



  • научно-исследовательской;

  • психодиагностической;

  • консультативной и психотерапевтической (психологическое вмешательство);

  • экспертной;

  • преподавательской;

  • психолого-просветительской;

  • организационно-управленческой;

  • проектно-инновационной.


2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Специалист по специальности 030401.65 «Клиническая психология» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:



1. Научно-исследовательская деятельность:

  • реализация основных процедур теоретического анализа проблем, связанных с дезадаптацией человека, с функционированием людей с ограниченными возможностями, с расстройствами психики при различных заболеваниях;

  • обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам методологии психодиагностической, консультативной и психотерапевтической деятельности;

  • формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований,

  • выбор методов исследования, соответствующих поставленной проблеме;

  • планирование научного исследования;

  • разработка дизайна исследования, оценка его соответствия современным требованиям, целям исследования и этико-деонтологическим нормам;

  • разработка новых и адаптация существующих методов психологического исследования (в том числе, с использованием новых информационных технологий);

  • самостоятельное проведение исследования;

  • выбор и применение идеографических методов обработки и анализа психологических данных, моделей интерпретации полученных результатов, подготовка заключений и рекомендаций;

  • проведение научной экспертизы (экспертная оценка актуальных и потенциальных исследовательских проектов), письменное, устное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;

  • организация и участие в научных и профессиональных собраниях и конференциях.

2. Психодиагностической:

  • эффективное взаимодействие с пациентом (или клиентом), медицинским персоналом и заказчиком услуг с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия;

  • выявление и анализ информации о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и других клинико-психологических методов;

  • определение целей, задач и программы (выбор методов и последовательности их применения) психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

  • диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;

  • составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций с учетом современных представлений о системном характере психики человека в норме и патологии;

  • предоставление обратной связи: обеспечение пациента (клиента), медицинского персонала и других заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения.

3. Консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство) деятельность:

  • определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

  • разработка программы (определение конкретных методов и последовательности их применения) психологического вмешательства в соответствии с нозологическими, синдромальными и индивидуально-психологическими характеристиками пациентов (клиентов) и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;

  • проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;

  • оценка эффективности психологического вмешательства;

  • консультирование медицинского персонала, работников социальных служб, педагогов, руководителей по вопросам взаимодействия с людьми

  • для создания «терапевтической среды» и оптимального психологического климата;

  • психологическое консультирование населения с целью выявления индивидуально-психологических и социально-психологических факторов риска дезадаптации, первичной и вторичной профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств.

4. Экспертная деятельность:

  • постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы совместно с заказчиком;

  • выбор методов психологического исследования, адекватных задачам конкретного вида экспертизы;

  • проведение психологического исследования в рамках судебной военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы;

  • составление экспертного психологического заключения;

  • предоставление обратной связи: обеспечение заказчика информацией о результатах экспертного психологического исследования.

5. Преподавательская деятельность:

  • разработка целей, стратегии и плана обучения;

  • определение содержания обучения, выбор и использование различных обучающих (в том числе, современных компьютерных) технологий;

  • разработка различных материалов для повышения эффективности обучающего процесса (написание учебников, создание инструментария, обучающих моделей);

  • проведение обучения в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные методы обучения);

  • организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса;

  • разработка критериев и оценка результатов обучения;

  • оценка и совершенствование программ обучения и развития.

6. Психолого-просветительская деятельность:

  • стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике;

  • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;

  • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;

  • подготовка и презентация программ здоровья для общественных и государственных организаций (программы профилактики курения, программы для родителей, просветительские программы о психологических услугах в области здоровья);

  • подготовка и презентация программ раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, синдрома приобретенного иммунодефицита, школьного насилия);

  • подготовка, презентация, координация и оценка обучающих психологических программ, семинаров и мастер-классов для различных групп (для персонала в образовательных и юридических системах, в коммерческих организациях, для медицинских работников);

  • проведение экспертизы и оказание консультативных психологических услуг федеральным, региональным органам и советам (например, органам здравоохранения, правоохранительным органам) и другим организациям, участвующим в общественной жизни;

  • распространение психологических знаний и повышение их ценности в массовом сознании с помощью средств массовой информации (СМИ) (интервью и статьи в прессе, выступления по радио и телевидению);

  • создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессиональных стандартов для организаций и частных практиков, работающих в области психологических услуг.

7. Организационно- управленческая деятельность:

  • решение управленческих задач в условиях реально действующих клинико-психологических структур в соответствии с организационно-правовыми основами профессиональной деятельности;

  • руководство стажерами и соискателями в процессе их практической и научно-практической деятельности в области клинической психологии;

  • реализация интерактивных методов, клинико-психологических технологий, ориентированных на охрану здоровья индивидов и групп;

  • координация взаимодействия с психологами, специалистами здравоохранения, представителями других сфер деятельности, а также с руководителями, персоналом различных организаций;

  • создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессионально-этических стандартов для организаций и частных лиц, работающих в области психологических услуг;

  • организация деятельности ведомственных психологических служб и их структурных подразделений Минобрнауки, Минздравсоцразвития, правоохранительных органов и других организаций).

8. Проектно-инновационной.

  • проведение клинико-психологических исследований в различных областях клинической психологии;

  • выбор и применение клинико-психологических технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики;

  • методическая и профессиональная готовность к работе над междисциплинарными проектами;

  • психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни и психологического благополучия и здоровья людей;

  • внедрение новых методик и рекомендаций в спортивную практику с целью повышения эффективности соревновательной деятельности спортсменов и тренеров в массовом спорте, спорте высших достижений.


3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО 030401.65 «Клиническая психология».

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения ООП по специальности 030401.65 «Клиническая психология» в соответствии с ФГОС выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1. Общекультурные компетенции:



  • способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

  • способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  • способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);

  • способностью и готовностью к применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

  • способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6);

  • способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7);

  • способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);

  • способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-9);

  • способностью и готовностью к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-10);

  • способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11);

  • способностью и готовностью к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений (ОК-

12);

- способностью и готовностью к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет (ОК-



13);

  • способностью и готовностью к свободному применению русского и иностранного языков, как средства профессионального общения; активной социальной мобильности (ОК-14);

  • способностью и готовностью к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-15).

2. Профессиональные компетенции:

  • научно-исследовательская деятельность: готовностью к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

  • готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

  • умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулированием проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описанием методологии, планированием и проведением исследования (ПК-3);

  • владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);

3. Психодиагностическая деятельность:

  • умением выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идеографических) методов (ПК-5);

  • владением навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-6);

  • умением самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования (ПК-7);

  • умением формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, владением навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации (ПК-8);

4. Консультативная и психотерапевтическая деятельность (психологическое
вмешательство):

  • владением необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК-9);

  • умением выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10);

  • умением квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития;

  • владением разнообразными методами и техниками индивидуальной, групповой и семейной психотерапии и консультирования (ПК-11);

  • владением методами оценки эффективности клинико-психологического вмешательства, умением описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведенного обследования (ПК-12);

  • владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК-13);

5. Экспертная деятельность:

  • владением знаниями об основных видах экспертной деятельности, роли психолога в различных видах экспертизы, содержанием основных нормативных документов и этических принципов, регламентирующих деятельность психолога в экспертной практике; владением психодиагностическими методами, используемыми в экспертной практике (ПК-14);

  • умением создавать методические комплексы, адекватные задачам экспертного исследования (ПК-15);

  • умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебной, военной, медико-социальной, медико-педагогической), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК-16);

6. Педагогическая деятельность:

  • умением формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий, оценивать и совершенствовать программы обучения (ПК-17);

  • владением навыками организации и проведения учебных занятий в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные и дистанционные методы обучения), разработки критериев оценивания результатов обучения (ПК- 18);

  • владением навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций (ПК-19);

  • владением навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения (ПК-20);

7. Психолого-просветительская деятельность:

  • владением навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21);

  • владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22);

  • владением навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах (ПК-23);

8. Организационно - управленческая деятельность:

  • владением навыками управления психологической деятельностью для эффективного удовлетворения потребностей клиента, создания здоровой, безопасной и продуктивной рабочей среды, обеспечения соответствия психологических продуктов и услуг стандартам качества (ПК-24);

  • владением основными методами руководства: постановки и распределения задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений (ПК-25);

9. Проектно-инновационная деятельность:

  • готовностью к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-26);

  • готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27);

  • готовностью к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-28);

  • способностью к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов (ПК-29). Профессионально-специализированные компетенции:


Специализация № 1 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

  • способностью и готовностью к применению организационных,

  • правовых и этических принципов работы психолога в консультировании

  • (ПСК-1.1);

  • способностью и готовностью к овладению фундаментальными теоретико-методологическими концепциями развития личности, психопатологии и психологического консультирования (ПСК-1.2);

  • способностью и готовностью к овладению общими и специфическими целями и методами основных направлений классических и современных теорий психологического консультирования (ПСК-1.3);

  • способностью и готовностью к применению знаний о психологических закономерностях и механизмах психологического воздействия, общих и специальных факторах эффективности психотерапевтического процесса (ПСК-1.4).

  • способностью и готовностью к использованию знаний об истории развития, теоретико-методологических основах и психологических категориях психологии экстремальных и кризисных ситуаций (ПСК-1.5);

  • способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ консультативной работы на основе психодинамического, гуманистического, когнитивно-бихевиорального, системно-семейного и других подходов (ПСК-1.6);

  • способностью и готовностью к применению методов клинико-психологической оценки психопатологических симптомов, защитных механизмов и копинговых стратегий личности с целью выбора конкретных программ психологического воздействия (ПСК-1.7);

  • способностью и готовностью к использованию методов психологического консультирования в работе с индивидами, группами, учреждениями, с представителями социальных и религиозных субкультур (ПСК-1.8);

  • способностью и готовностью к применению знаний о теоретических моделях и методах, разработанных в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для решения научных и практических задач (ПСК-1.9);

  • способностью и готовностью к планированию деятельности и самостоятельной работе при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях (ПСК-1.10);

  • способностью и готовностью к применению способов совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания консультанта и специалиста экстремального профиля (ПСК-1.11);

  • способностью и готовностью к индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, психологическому консультированию и психологической коррекции отсроченных реакций на травматический стресс (ПСК-1.12).

Специализация № 4 « Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

  • способностью и готовностью к овладению современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте (ПСК-4.1);

  • способностью и готовностью к освоению методологии синдромного анализа структуры аномалии развития с целью определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции (ПСК-4.2);

  • способностью и готовностью к использованию в профессиональной деятельности знаний об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза (ПСК-4.3);

  • способностью и готовностью к пониманию роли возрастных факторов, влияющих на генезис и структуру нарушений психики и поведения в детском и юношеском

возрасте (ПСК-4.3);

  • способностью и готовностью к самостоятельной формулировке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования детей и семей с целью определения типа дизонтогенеза, факторов риска аномалий психического развития (ПСК-4.5);

  • способностью и готовностью к применению на практике диагностических методов и процедур оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре формирующейся психики ребенка (ПСК-4.6);

  • способностью и готовностью к применению основных стратегий психопрофилактики, реабилитации, психотерапии и психологической коррекции аномалий психического развития у детей, подростков и юношей (ПСК-4.7).

  • способностью и готовностью к разработке и реализации программ работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий развития с учетом клинико-психологической оценки их структуры (ПСК-4.8);

  • способностью и готовностью к применению современных процедур и технологий консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих отклонений у детей и подростков с целью их коррекции (ПСК-4.9);

  • способностью и готовностью к осуществлению диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей проблемного

ребенка (ПСК-4.10);

- способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11).



4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению подготовки 030401.65 «Клиническая психология».

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401.65 «Клиническая психология» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.


4.1. Календарный учебный график.

Календарный учебный график отражает последовательную реализацию ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.


4.2. Учебный план по специальности 030401.65 «Клиническая психология».

В учебном плане отображены логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Рабочая программа дисциплины представляет собой нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также формы контроля результатов ее усвоения (экзамен, зачет и др.). Полный набор рабочих программ имеется на соответствующих кафедрах.


4.4. Программы учебной и производственной практик.

В соответствии с ФГОС ВПО по специальности 030401.65 «Клиническая психология» раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Учебная и производственная практики студентов проводятся в соответствии с требованиями квалификационной характеристики клинического психолога.

При реализации данной ООП предусматриваются пропедевтическая, учебно-ознакомительная, производственные и педагогическая практики, а также супервизия и научно-исследовательская работа. Проведение практики осуществляется на клинических базах согласно договорных отношений с учреждениями социальной защиты населения, медико-реабилитационными и психолого-педагогическими учреждениями и организациями.


Виды и базы практики


п/п

Наименование вида практики в соответствии с учебным планом

Семестр проведения практики

Базы практики

1.

Пропедевтическая

2

Клинические кафедры и отделения СПбГПМА

2.

Учебно-ознакомительная

4

Санкт-Петербургский Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева;
ГУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия»

3.

Производственная

6, 8, A, B

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга;
ГБОУ ЦПМСС Невского района Санкт-Петербурга;
СПбГУЗ «Городская психиатрическая больница №7 им. академика И.П. Павлова»;
ФГОУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта»;
СПбГУЗ «Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями»

4.

Педагогическая

8, A, B

ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга;
ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района

5.

Научно-исследовательская

работа и супервизия



6, 8, B

СПб ГУЗ «Психоневрологический диспансер №3»;
Санкт-Петербургский Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева;
СПбГУЗ «Детская городская больница №22»;
Институт мозга человека РАН
СПбГУЗ «Городская психиатрическая больница №7 им. академика И.П. Павлова»

Программы учебной и производственной практик разработаны в соответствии с ФГОС ВПО и утверждены учебно-методическим советом вуза. Разработаны формы дневников и отчетов для студентов всех курсов. Полный набор программ практик и научно-исследовательской работы имеется в деканате.

Аттестация по итогам практики и супервизии проводится в вузе на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от соответствующей организации. По итогам аттестации выставляется оценка.
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по специальности «Клиническая психология»

Реализация данной ООП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП составляет не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора имеют не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания (из них не менее 25 процентов - по медицинской или клинической психологии), при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют не менее 13 процентов преподавателей.

К образовательному процессу привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации осуществляется штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования более трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Данная ООП обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам и дисциплинам (модулям). Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронной библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Высшее учебное заведение располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает в себя:



  1. Компьютерные классы общего пользования с подключением к Интернет, состоящих из 15 компьютеров (для работы одной академической группы одновременно) на 40 обучающихся.

  2. Специализированные компьютерные классы для организации учебных занятий по курсам Общего психологического практикума и практикумов специализаций, состоящих из 15 компьютеров, с подключенным к ним периферийным устройствам и оборудованием (мультимедийный проектор, головные телефоны, пульты для регистрации времени реакции, цифровые диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты) на 40 обучающихся.

  3. Аппаратурное и программное обеспечение (и соответствующие методические материалы) курсов Общего психологического практикум, практикума по психодиагностике и практикумов специализаций.

4. Учебные классы, оснащенные современной аудио- и видеотехникой (музыкальный центр, DVD-проигрыватель, видеокамера) для курсов с проведением психологических тренингов, занятий по психологическому консультированию.

  1. Учебные классы оснащенные наглядными учебными пособиями, препаратами, материалами для преподавания дисциплин биологического и медицинского цикла и курса психофизиологии, а также аппаратурой и программным обеспечением для организации практических занятий по указанным выше курсам, связанным с регистрацией физиологических функций человека.

  2. Компьютерные мультимедийные проекторы с ноутбуками во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия и другая техника для презентаций учебного материала.

7. Современные лицензионные компьютерные статистические системы для анализа данных и обработки результатов эмпирических исследований по курсам «Информационные технологии в психологии» и «Математические методы в психологии» и соответствующую учебно-методическую литературу к ним.

Вуз обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного и психодиагностического обеспечения.


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

Воспитательная работа на факультете осуществляется через учебный процесс и в форме индивидуальной работы со студентами, в процессе проведения различных мероприятий в студенческих группах, на курсах, при рассмотрении персональных дел, заявлений, бесед со студентами, при работе с отстающими студентами. Различные аспекты воспитательной работы регулярно обсуждаются на заседаниях деканата. Сотрудники деканата имеют постоянный контакт со студенческим профкомом. Деканат поддерживает спортивные мероприятия для студентов, участие их в соревнованиях проводимых в академии, поощряет за спортивные достижения.

Студенты привлекаются к проф.ориентационной работе. На факультете ведется работа в соответствии с общеакадемическими программами по профилактике наркотической, алкогольной, никотиновой и др. видов зависимостей. Для студентов имеются доступные источники информации: сайт, стенд, расписание работы студенческих клубов и кружков

Студенты принимают активное участие в работе СНО, в конференциях разного уровня, в олимпиадах, оформляют тезисы в научных изданиях и сборниках научных работ СПбГПМА.


7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлению подготовки 030401.65 «Клиническая психология».

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401.65 «Клиническая психология» и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися ОПП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе.
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по специальности 030401.65 «Клиническая психология».

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений создан фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Оценочные фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модуля, дисциплин, практик учитываются все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Предусматривается оценка способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование.

Вузом созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Обучающимся предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.



Итоговая государственная аттестация включает междисциплинарный экзамен и публичную защиту выпускной квалификационной работы. Программы данных мероприятий имеются в наличии.
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

  • Положение о факультете клинической психологии.

  • Положения о кафедрах факультета клинической психологии.

  • Положение об учебно-методическом комплексе.

  • Положение о балльно-рейтинговой системе.

  • Учебное пособие «Технология подготовки курсовых и дипломных работ на факультете клинической психологии».






Если тебя ударили по лицу, подставь другое! Геннадий Малкин
ещё >>