С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. Н. Иванова основы специальной психологии и коррекционной педагогики... 11 2083.8kb.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 34 8512.61kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 30 12. 1 338.31kb.
Учебное пособие «Основы современной социологии» 23 3411.15kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 44 2768.22kb.
Учебное пособие / В. Ю. Хотинец. М.: Форум, 2012. 88 с.: 60x90 1/16. 1 21.11kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 6 929.05kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 10 1673.77kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 17 1733.94kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.33kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 125.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №1/15


С. В. Маланов


МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.

Учебное пособие

Рекомендовано редакционно-издательским советом

академии образования

к использованию в качестве учебно-методического

пособия.

Москва- Воронеж

2005
Оглавление

Часть 1. Методологические основы психологии:

определение предмета психологии и достижение объективности психологического знания .

Глава!. Методология в науке 4


  1. Методология в составе научного знания 4

  2. Общефилософский уровень методологии 6

  3. Общенаучный уровень методологии 9




  1. Особенности ненаучного и научного познания 9

  2. Структура современного научного знания 15

  3. Способы построения и подтверждения научных теорий. . . 20

  4. Законы в составе научного знания 31

1.4. Язык современной науки:
знаково-символические средства в науке 38

  1. Проблема интерпретации обмена сообщениями между
    людьми в психологии и в теории информационных
    процессов 38

  2. Структурно-функциональные характеристики
    знаково-символических средств и способов


их использования в науке 42

1.5. Проблемы, связанные с овладением научными


знаниями 47

7.5.7. Отношение научного исследования и научных знаний


к объективной реальности. Валидность в организации
научного исследования и его результатов 47

7.5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями. . 48



Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии.
Различные подходы к пониманию и определению
предмета психологии 52

2.1. Конкретно-научный уровень методологии


в психологии. Развитие научных взглядов
на сущность психических явлений
в исторической перспективе 52

330


2.2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема

Глава 3. Проблемы научного исследования психических

явлений. Как добиться верности, правдоподобности,

объективности знаний, получаемых

в ходе исследования? ................. 64

64

3.1. Научное познание психических явлений

и его результаты ..................

3.2. Эмпирические и теоретические трудности

в исследовании психических явлений ....... 97

3.3. Основные методологические принципы
отечественной психологии ............. 99


103

Часть 2. Теоретические основы научной психологии: многообразие психологических теорий . . .

106 109

Глава 4. Теории эволюции живых организмов. Эволюция
ипсихика


  1. Альтернативные теории эволюционирования
    живых организмов

  2. Теории эволюционного формирования

и развития психики

Глава 5. Психофизиологические подходы и теории, оказавшие
значительное влияние на развитие отечественной
теоретической психологии 120


Глава 6. Альтернативные общепсихологические теории
и теоретические подходы
к объяснению психических явлений 136

6.1. Строгий естественно-научный подход

к анализу и объяснению психических явлений
в психологии поведения. Классический
бихевиоризм 136

6.2. Информационно-кибернетический подход

к анализу и объяснению психических явлений

в когнитивной психологии 140

331


л л


238

243 254


254

258 269


285

285 285

288

297


301 301

304


306

. 319


333
6.3. Культурно-исторический

и системно-деятельностный подходы к анализу


и объяснению психических явлений 144

Глава 7. Альтернативные теории личности 176

  1. Альтернативные теории личности 178

  2. Теория личности в деятельностном подходе

к анализу и объяснению психических явлений. 190

Глава 8. Теории психических свойств и образований. ... 198

  1. Теории темперамента 198

  2. Теории характера 201

  3. Теории способностей 203

Глава 9. Теории эмоциональных явлений. Теории

мотивационной и волевой регуляции ....... 205

9.1. Мотивы человека и их формирование 205



  1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации 207

  2. Деятелъностный подход к объяснению

процессов мотивации 213

9.2. Психологические теории эмоциональных


явлений 216

9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях

с физиологическими и психическими функциями 217



  1. Биологическое и эволюционное значение эмоций 219

  1. Различные содержательно-психологические подходы
    к теоретическому анализу и объяснению
    эмоциональных явлений
    220

  2. Теоретический анализ и объяснение функционального
    значения эмоциональных явлений в контексте
    деятелъностного подхода 222

9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности

и поведения 226



Глава 10. Психологические теории ощущений

и восприятий 232

10.1. Что такое ощущения? Как организованы

сенсорные процессы? 234

332


10.2. Что такое восприятия? Как организованы

перцептивные процессы?

10.3. Деятельностный подход к анализу

и объяснению сенсорных и перцептивных

процессов

Глава 11. Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека . . . .

11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу


и объяснению процессов мышления

в исторической перспективе



  1. Теории мышления в современной зарубежной
    психологии

  1. Теории мышления в отечественной психологии .

Глава 12. Структурные, функциональные

и генетические теории памяти человека

12.1. Теории и модели памяти в когнитивной

психологии

12.1.1. Модели организации процессов памяти

в когнитивной психологии

12.1.2. Теории (модели) структурной организации
знаний (информации) в долговременной памяти


и репрезентации знаний

12.2. Теории организации человеческой памяти

в культурно-историческом и деятельностном
подходе к анализу и объяснению психических
явлений

Глава 13. Структурные, функциональные

и генетические теории внимания человека. . . .

13.1. Теории и модели внимания в когнитивной

психологии ......

13.2. Культурно-исторический и деятельностный


подход к объяснению процессов внимания .

Глава 14. Теории сознания человека

Литература







Глава 1 Методология в науке

1.1. Методология в составе научного знания

Что такое методология науки?

Методология науки это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­временной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить. Укажем основания такого разведения.



Методологические проблемы психологии, как правил о, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

  • Что выступает предметом исследования в психологии? Что
    такое психика?

  • Как добиться научной достоверности и объективности
    знаний, получаемых в процессе исследования психиче­
    ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логических теорий, направленных на объяснение опреде­ленной группы психических явлений, и с ответами на вопро­сы:


  • Как объяснить особенности состава, структуры, функций,
    происхождения, формирования и развития различных
    психических явлений?

  • Какие закономерные, причинно-следственные связи ле-
    жат в основе формирования, развития психических явле­
    ний?

Методические проблемы связаны с планированием, орга­низацией и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

  • Какие существуют конкретные способы (методы) получе­
    ния новых научных данных?

  • Как могут быть организованы конкретные условия и какие
    средства могут быть использованы для получения новых
    научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.





Глава 1 Методология в науке

1.1. Методология в составе научного знания

Что такое методология науки?

Методология науки это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­временной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить. Укажем основания такого разведения.



Методологические проблемы психологии, как правило, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

  • Что выступает предметом исследования в психологии? Что
    такое психика?

  • Как добиться научной достоверности и объективности
    знаний, получаемых в процессе исследования психиче­
    ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логических теорий, направленных на объяснение опреде-


  • Как объяснить особенности состава, структуры, функций,
    происхождения, формирования и развития различных
    психических явлений?

  • Какие закономерные, причинно-следственные связи ле­
    жат в основе формирования, развития психических явле­
    ний?

Методические проблемы связаны с планированием, орга­низацией и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

  • Какие существуют конкретные способы (методы) получе­
    ния новых научных данных?

  • Как могут быть организованы конкретные условия и какие
    средства могут быть использованы для получения новых
    научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в памкях кажлой конкпетной науки.



1.2. Общефилософский уровень методологии

Общефилософский уровень методологических представ­лений определяет основы мировоззрения субъекта, познаю­щего мир. Такие представления могут быть совместимы с об-щенаучными'методологическими позициями (см. ниже), но могут быть и прямо противоположны. Так, в качестве основ­ных общефилософских позиций при исследовании психиче­ских явлений наиболее часто указывается следующий ряд рассуждений.



Какие существуют философские позиции, определяющие место и роль психических явлений в мире?

На уровне общефилософского анализа психических явлений

можно выделить несколько основных философско-мепгодо-логических позиций, которые можно занимать в интерпрета­ции значения, роли, сущности, а также причин возникновения психики в мире. Такие позиции наиболее отчетливо проявля­ются в ответе на вопрос: что выступает первоосновой (суб­станцией) всех явлений во Вселенной?



Позиция панпсихизма. В основе всего существующего за­ложена единая субстанция, являющаяся первоосновой все­го существующего. Психические характеристики так же, как и материальные характеристики, представляют собой свойства (атрибуты) любого явления. Существует градация степеней одушевленности всех явлений в мире: все явления имеют большую или меньшую степень одушевленности.

Позиция идеализма. Первоосновой всего существующего выступает духовная субстанция — всеобщий разум или пер­сонифицированный Бог. Такой разум либо творит материю, либо материальные свойства явлений являются продуктами его восприятия и мышления. Если в качестве первоосновы, причины всего материального в мире признается творческий акт всеобщего разума или Бога, то это позиция объективного идеализма. Если же в качестве первоосновы, причины всего в

мире субъект признает самого себя — деятельность своих ор­ганов чувств и своего мышления, то это позиция субъективно­го идеализма (позиция солипсизма).



Позиция материализма. Первоосновой всего признается одна субстанция — материя, существование которой под­чиняется объективным естественным законам развития. По мере эволюционирования, развития материальные яв­ления приобретают особые свойства — быть живыми и пе­редавать жизнеспособность другим организмам (см. опре­деление жизни в учебниках биологии). У некоторых живых организмов формируются и развиваются особые функцио­нальные способности и органы, которые обеспечивают ориентировку организма во внешней среде, построение на основе такой ориентировки собственной двигательной ак­тивности, а также переживание организмом внутренних со­стояний и отношений к событиям во внешнем мире. Сово­купность таких способностей (функций) живого организма относят к области психических явлений. При этом следует разводить позицию вульгарного материализма, утверждаю­щую, что психика есть особый вид тонкой материи, и пози­цию научного материализма, утверждающую, что психика есть особая, присущая живым организмам функция, форми­рующаяся и развивающаяся в процессах взаимодействия с окружающим миром.

Позиция дуализма. Первоосновами всего существующего предполагаются две субстанции: материя (вещество) и пси­хика (мышление, дух). При этом обе субстанции либо при­знаются сосуществующими параллельно, либо сосуществу­ющими в постоянном взаимодействии. Позицию дуализма явно или интуитивно (неосознанно) занимают сторонники психофизического параллелизма и некоторые представите­ли концепций психофизического взаимодействия (см. тек­сты по истории психологии).

Между такими крайними философскими позициями мо­гут наблюдаться смешанные, иногда противоречивые фор-





мы, которые не всегда осознаются авторами психологиче­ских текстов и которые не всегда легко бывает обнаружить.

Указанные позиции обычно не формулируются учеными при проведении исследований, но обязательно сказываются на интерпретации и характере объяснения результатов, по­лучаемых в процессах исследования.

К философскому уровню методологии относятся и во­просы о вере и атеизме, а также о возможности и невозмож­ности (агностицизм) объективного познания окружающего мира. В связи с этим заметим, что в своих конечных фило­софских основаниях любое мировоззрение опирается на веру. Например, ученый-атеист, стоящий на позициях научного материализма, также имеет особую форму веры. Он верит в то, что природа существует независимо ни от чьего со­знательного (психического) вмешательства и развивается по внутренне присущим ей законам. Ученый также верит в то, что такие законы природы он имеет возможность по­знавать, фиксировать и опираться на них при организации жизнедеятельности. В настоящее время, пожалуй, полезно признать, что споры и дискуссии между разными людьми, направленные на выявление конечных (философских) оснований веры, пока не позволяют найти единственно верного решения.

Отметим также, что и среди ученых-естествоиспытате­лей, и среди ученых, исследующих психические явления, имеются глубоко верующие, религиозные люди. Это не обя­зательно служит препятствием к осуществлению серьезной научной деятельности. Тем не менее в настоящее время при организации своих исследований ученый стихийно или осознанно вынужден опираться на общепризнанные науч­ные методы и придерживаться общенаучной методологии. В противном случае результаты его исследований не будут признаны в качестве научно обоснованных.

Общефилософский взгляд на мир определяет готов­ность человека разделять или отвергать: а) различные вари­анты ненаучных и научно обоснованных представлений, на

которые может опираться мировоззрение человека; б) раз­личные варианты общенаучной методологии. Общенауч­ные методологические проблемы традиционно исследуют­ся в рамках таких систем знаний, которые получили наиме­нования «гносеология», «эпистемология», «теория и логика научного познания».
1.3. Общенаучный уровень методологии 1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания Что такое наука?
Наука — сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существую­щей действительности, отвечающее критериям относитель­ной истинности, которые совершенствуются и конкретизи­руются по мере развития методов научного познания (см. ниже). История развития науки позволяет сделать вывод о том, что знание не может являться абсолютным. Научные представления о различных явлениях постоянно дополня­ются, уточняются, а иногда — в периоды «научных револю­ций» — радикально преобразовываются.
Наряду с научно обоснованными знаниями, каждый че­ловек является носителем и ненаучных знаний. Не любое знание может быть признано научным или научно обосно­ванным.

-
На какие формы познания окружающего мира опирается человек?


Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные формы познавательной деятельно­сти. Условно можно выделить четыре основных источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в окружающем мире и познавая его.

-. •




10

Обыденное, наивное познание: приобретается в повсед­невных формах взаимодействий с предметным миром и другими людьми преимущественно индуктивным путем, часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте; осно­вывается на субъективной статистике совпадений или на ограниченном количестве наблюдаемых событий; зна­ния неполны и не систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны; знания некритично заимству­ются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных предпочтений. Религиозно-мистическое познание, часто имеет гипотети-ко-дедуктивный характер, может строиться на системе взаимосвязанных постулатов и иметь видимость доста­точной обоснованности и систематизированности; опи­рается на веру, апеллирует к вере; основывается на «от­кровении» — непосредственной данности отдельным «из­бранным» личностям; принципиально не подлежит эмпирической верификации.

Эмоционально-ценностное познание: опирается на опыт эмоциональных переживаний субъекта и эмоциональ­но-оценочных отношений к окружающей действитель­ности; результаты субъективны и не могут быть зафикси­рованы однозначно, но могут выражаться в объективных произведениях искусства; предполагает многозначность интерпретаций событий и явлений с позиций эмоциональ­ных обобщений и ценностных отношений. Научное познание: опирается на тщательно организован­ные и спланированные методы получения знаний, предпо­лагает постоянную верификацию получаемых знаний об­щечеловеческой практикой и экспериментом. Цель науч­ного познания — описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе откры­ваемых законов. Результаты научного познания могут мак­симально однозначно транслироваться и при их использо-
вании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми.

Какие особенности характеризуют мировоззрение «идеального» ученого?

Общенаучный уровень методологии опирается на ряд поло­жений, которые могут быть сформулированы как общенауч­ные принципы «классического» естественно-научного исследо­вания.

  • Мир реален и объективен. События в мире происходят не­
    зависимо от нашего знания о них, независимо от нашего
    присутствия и наблюдения (исключая некоторые явления
    в микромире: в области биологии, социологии и психоло­
    гии).

  • Пространство, в котором происходят события, по своим
    фундаментальным свойствам однородно (изотропно): в
    любой области пространства явления, объекты и процессы
    подчиняются одним и тем же природным законам.

  • Время непрерывно и направлено от прошлого в будущее.
    События необратимы; следствия не могут быть раньше
    причин.

  • Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняют­
    ся причинно-следственным связям и не могут протекать
    абсолютно изолированно друг от друга.

  • Законы (причинно-следственные связи), которым подчи­
    няются все явления и события в мире, объективны и по­
    знаваемы.

На указанной системе предположений стихийно или со­знательно базируется мировоззрение современных ученых, которые выступают представителями естествознания.

Из указанных мировоззренческих позиций вытекают и требования к получаемым в ходе научной деятельности зна­ниям. Научный результат должен быть инвариантным отно­сительно пространства, времени, типа объектов и типа субъ­ектов исследования.

11



В настоящее время ученые часто обсуждают проблему ме­тодологического кризиса в современном естественно-на­учном познании. Это связано с тем, что в науке происходят быстрые и глобальные изменения. Возрастает количество методов исследования, которые приобретают все более опо­средствованный характер. Увеличивается сложность и коли­чество теорий и гипотез, подтверждение которых становится все более опосредствованным и косвенным. Исследования ведутся в междисциплинарных областях и охватывают все более отдаленные от повседневной жизни явления (кванто­вая механика, космология). Формулируются новые крите­рии «научности» в социальных и гуманитарных областях по­знавательной деятельности (Розин, 2000). С каждым годом растет количество знаково-символических средств, в кото­рых различными способами фиксируются результаты науч­ного познания. Таким образом, современные научные зна­ния становятся все менее однородными с точки зрения тра­диционных критериев «научности».

Как дифференцируются научные знания?

Традиционно научные области классифицируют по ряду оснований, в соответствии с которыми осуществляется и дифференциация научных знаний.



По различиям в объекте и предмете разграничивают:

  • естественные науки, изучающие природные (естествен­
    ные) явления;

  • гуманитарные и общественные науки, изучающие челове­
    ка и общество;

  • технические науки, направленные на «конструирование»
    искусственных объектов человеческой культуры из при­
    родного вещества на основе известных законов природы;

  • точные науки, направленные на «конструирование» зна­
    ково-символических средств, а также правил их преобра­
    зования и использования, которые обеспечивают логиче­
    скую и количественную точность, а также выступают

12
средствами моделирования в процессах фиксирования результатов разнообразных исследований.

Опираясь на знаково-символические системы, разрабо­танные в точных науках, ученые получают возможность крат­ко, точно и относительно однозначно описывать, объяснять и прогнозировать различные свойства и особенности явлений.



По общему характеру целей научные исследования условно разделяют на фундаментальные и прикладные.

  • Фундаментальные научные исследования направлены на
    глубокое познание реальности без учета практического эф­
    фекта от последующего применения знаний, на анализ но­
    вых природных явлений и поиск новых объяснений (тео­
    рий).

  • Прикладные научные исследования направлены на исполь­
    зование имеющихся научных знаний с целью построения
    технических объектов и решения разнообразных практи­
    ческих проблем, встающих перед человечеством.

На какие общенаучные методы познания явлений окружающего мира могут опираться ученые в своей деятельности?

В зависимости от того, на что направлена познаватель­ная деятельность ученого — на анализ единичных, уникаль­ных явлений или на обобщение явлений на основе установ­ления законов, выделяют два подхода в научном познании яв­лений:



  • направленность познания на наблюдение и описание уни­
    кальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на
    регистрацию их особенностей. Это идеографический подход,
    на который опираются, например, историографические на­
    уки. Такой подход может использоваться и в психологии для
    описания уникальных явлений или результатов неповторя­
    ющихся клинических наблюдений (Лурия, 1996);

  • направленность познания на обобщение и поиск законо­
    мерностей, которым подчиняется множество событий и

13

явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика).

При реализации номотетического подхода в исследова­нии явлений полезно различать ряд общенаучных логи­ко-гносеологических методов научного познания.



Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода — по­следовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получе­ния научных знаний позволяет зафиксировать и описать ре­зультаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не по­зволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений.

С того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяс­нение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания — гипотетико-дедуктивное познание.



Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного познания и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньюто­ном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение ги­потез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) пла­нирование и проведение экспериментальных исследова­ний, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация получен­ных данных, на основе которых делается вывод о подтверж­дении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипо­тезы приобретают статус научных теорий.

В точных науках (математика, геометрия, логика) исполь­зуется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) симво­лических объектов с последующим приписыванием им опре­деленных свойств и на разработке правил их преобразования (см. ниже).

14
В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач.

В настоящее время ученых сплачивает в научное сообще­ство не только следование какой-либо теории или идее, но и приверженность единой системе методов получения нового знания. При этом требуется:



  • четко фиксировать цель, предмет, объект и результаты ис­
    следования;

  • четко фиксировать средства исследования: методологию,
    теории, гипотезы, методы, методики;

  • ориентироваться на потенциальную воспроизводимость
    полученных другими исследователями результатов при ор­
    ганизации исследований в аналогичных условиях или при
    создании определенных экспериментальных ситуаций.

следующая страница >>



С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем. «L. & N. Magazin»
ещё >>