С. В. Бердюгина, Е. А. Литовченко Организация и проведение тематических часов общения Методическое пособие Омск, 2006 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие Барнаул • 2013 ббк 75. 1 р 30 м 80 1 363.16kb.
Случайные процессы учебно-методическое пособие Москва 2006 1 176.72kb.
Методическое пособие по физике/ Летов Д. А.  М.: Изд-во рудн, 2006. 7 415.71kb.
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. 6 550.99kb.
Учебно-методическое пособие для лабораторной работы по дисциплине... 1 231.57kb.
Программа Н. Д. Угринович Количество часов по программе 34 Количество... 1 81.76kb.
Методическое пособие для студентов экономических специальностей бнту/... 8 758.98kb.
Учебное пособие «Практические и контролируемые самостоятельные занятия... 5 1086.49kb.
Методическое пособие по использованию слайдов. М.; Зао цор, 2006 1 247.41kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 3 420.6kb.
Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск боудпо... 9 1864.77kb.
Тематическое планирование по изобразительному искусству Класс: 3а... 1 204.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

С. В. Бердюгина, Е. А. Литовченко Организация и проведение тематических часов общения - страница №1/4





Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
С.В. Бердюгина, Е.А. Литовченко

Организация и проведение тематических часов общения

Методическое пособие

Омск, 2006

Рецензенты:

Методист кафедры педагогики

и психологии ООИПКРО, кандидат психологических наук О.И. Лаптева

Директор ГОУ Областного центра

детского и юношеского туризма Л.Н. Локшина



Организация и проведение тематических часов общения // Составители:

Бердюгина С.В., Литовченко Е.А. – Омск: ОмГКПТ, 2006, с.58

В данном пособии представлен опыт работы классных руководителей ОмГКПТ по организации и проведению часов общения по проблемам нравственности, духовности, гражданственности, бесконфликтного общения.

Методика их проведения разнообразна: беседы, дискуссии, работа с малыми группами в форме тренингов, ролевых игр, увлекающие и объединяющие подростков с разными ценностными ориентирами в единый коллектив. Ко многим темам подобран дополнительный материал, который, при творческом подходе, может использоваться классными руководителями для разных целей.

Пособие предназначено классным руководителям, педагогам дополнительного образования.




Содержание:
В помощь классному руководителю…………………………………………………………….4

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела…....................6

Анализ воспитательного мероприятия………………………………………………………….7

Сценарии часов общения………………………………………………………… ……………8

« Я верю, что все женщины прекрасны…»…………………………………………..................8

« Этикет на каждый день»………………………………………………………………………17

« «Взаимопонимание. На чем оно основано?»………………………………………………...22

« Наполним музыкой сердца»…………………………………………………………………..29

« Судьбы, опаленные войной»………………………………………………………………….32

« Семья! Семья? Семья»………………………………………………………………………...35

« Отцы и дети»…………………………………………………………………………………...42

« Дебаты «за» и «против» наркотиков»……………………………………………………….45

« Коварная сигарета»……………………………………………………………………………48

« Мои профессиональные перспективы»………………………………………………………52



В помощь классному руководителю.
Основываясь на Концепцию развития воспитательной работы колледжа, целью которой является формирование активной гражданской позиции, психологической и нравственной готовности выпускников колледжа к самостоятельной жизнедеятельности и адаптации в социальной среде, мы посчитали возможным из опыта своей работы составить методические рекомендации в помощь классным руководителям. Основная цель данных рекомендаций помочь классным руководителям в организации и проведении классных часов. Обобщая опыт внеклассной работы преподавателей ОмГКПТ, мы предлагаем разработки классных часов, различных по форме и представленных по направлениям: нравственно-эстетическому, патриотическому, семейному воспитанию, воспитанию здорового образа жизни.

Классный час – это час духовного общения классного руководителя со студентами своей группы. Темы тематических классных часов определяются потребностями нравственного развития студентов, их интересами, стремлениями.

Выбирая форму классного часа, следует оценить ее воспитательное значение с позиции цели, задач, функций.

В сегодняшней практике проведения классных часов можно выделить три присущие им воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.

При подготовке классного часа можно предложить общую схему деятельности.

Последовательность действий:



  • замысел дела;

  • инициативная группа;

  • разработка сценария;

  • распределение полномочий;

  • документальное и материальное обеспечение;

  • репетиции;

  • проведение;

  • анализ.

При организации групповых дел (классных часов) надо учитывать еще целый ряд условий:

  • временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;

  • минимальная подготовка дела требует проектных форм, не влияющих на события жизни студента;

  • успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого студента в подготовке и проведении мероприятия;

  • каждое дело должно способствовать духовному росту студента, развитию взаимоотношений в группе;

  • деятельность группы становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность студентов.

Очень важно, организуя любую форму внеклассного мероприятия, учитывать следующие требования:

  • при организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели;

  • перед началом необходимо определить ожидаемый результат.

Это помогает сформировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели, формированию позитивной системы ценностей, творческий подход.

Рассмотрим структуру внеклассного мероприятия.



I. Название.

В названии отражается тема внеклассного мероприятия. Тематика должна не только точно отражать содержание, но и быть лаконичной, привлекательной по форме.



II. Цель.

Цель формируется как общее направление работы.



III. Задачи:

  • воспитательная;

  • развивающая;

  • образовательная.

Задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в группе и отражать содержание данного мероприятия.

IV. Форма проведения.

Существует большое разнообразие форм проведения мероприятия. Перечислим наиболее распространенные:



  • деловая игра;

  • конкурс;

  • пресс-конференция;

  • вечера (литературный, музыкальный, поэтический, вечера юмора и т.д.);

  • викторина;

  • брейн-ринг;

  • аукцион;

  • экскурсия (посещение театров, музеев с последующим обсуждением);

  • дискуссия;

  • круглый стол;

  • диспут;

  • интеллектуальное - казино;

  • праздники (массовые мероприятия, посвященные датам и событиям);

  • вечера встречи (с приглашением официальных и частных лиц);

  • комбинированный (включает в себя несколько форм);

  • должны быть указаны способы организации деятельности студентов (например, распределение на команды).

V. Подготовка к мероприятию (этапы подготовки, назначение ответственных по каждому этапу).

VI Оформление аудитории (оборудование). При оформлении внеклассного мероприятия используются различные пособия, схемы, плакаты, аудио и видео средства записи.

VII Структурные элементы мероприятия (ход мероприятия).

Ход мероприятия включает в себя описание содержания, методы воспитания, может представлять собой подробное описание или тезисный план. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру. Ход мероприятия включает в себя четыре основных этапа.



Организационный момент (1-3 мин.)

Цель: переключить студентов с учебной на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

Типичные ошибки: затянутость по времени.

Вводная часть (10-15 мин.)

Цель: активизировать студентов, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активизации: тест, кроссворд, проблемную ситуацию и т.д.



Основная часть (20-25 мин.).

Цель: реализовать основную идею мероприятия. Требует особой эмоциональной атмосферы.

Типичные ошибки: активность классного руководителя при частичной или полной пассивности студентов. Однообразие методов – только рассказ или беседа, отсутствие наглядности.

Эффективность основной части возрастает, если классный руководитель использует разнообразные методы формирования поведения: воспитательную ситуацию, игру и т.д., включает различные виды деятельности: творческие, профессиональные, спортивные и др.



Заключительная часть (5-10 мин.) (рефлексия).

Цель: систематизация студентами полученного опыта.

Типичные ошибки: полное игнорирование этой части или сведение ее к односложным вопросам: «Что узнали нового?», «Понравилось ли мероприятие?». Внеклассное мероприятие будет иметь наибольший эффект, если классный руководитель при проведении итогов использует конкретные задания тестового характера или предложит студентам высказать собственное мнение в различной форме (устной или письменной) для развития инициативы в проведении последующей внеклассной работы.

Для совершенствования технологии проведения внеклассного мероприятия необходимо его анализировать.

Для этого предлагается две схемы анализа воспитательного мероприятия.
Примерная схема

психолого-педагогического анализа воспитательного дела

(классного часа).
Тема, форма проведения классного часа.

Соответствие выбранной темы, формы возрастным особенностям, интересам студентов.

Цели и задачи классного часа.

Организация подготовки студентов к данному мероприятию, психологический настрой.

Использованные воспитательные средства (поэтическое слово, музыка, наглядное оформление, технические средства и т.д.).

Содержание и методика проведенного классного часа:



  • соответствие содержания поставленной цели;

  • познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

  • эмоциональная насыщенность, интерес к проводимому мероприятию;

  • использованные приемы, способы (включение в диалог, наглядность, чтение стихов…);

  • актуальность обсуждаемых вопросов.

Особенности личности, проводящего классный час (убежденность, уверенность, эмоциональность, контакт с аудиторией, артистичность, творчество, культура речи).

Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для развития коллектива и личности студента.

Замечания и предложения.


Анализ воспитательного мероприятия в группе.
Тема мероприятия: Ее место в системе работы (начальный, промежуточный, завершающий этап).

Цели: познавательные, воспитательные, организационно-педагогические (какие выработать умения, навыки, их педагогическая особенность).

Форма: собрание, диспут, беседа, встреча…

Оценка подготовительной части.

Сколько человек принимало участие в подготовке.

Участие в подготовке классного руководителя (прямое, косвенное).

Кто помогал в организации.



Оценка организации мероприятия.

Организационно-методическая сторона:

  • кто ведет (педагог, студент);

  • четкость ведения;

  • роль студентов (самостоятельная, исполнительская);

  • оборудование (наглядность, ТСО, санитарное состояние помещения).

Содержательная сторона:

  • идейно-правовая направленность;

  • нравственное воспитание;

  • трудовое воспитание, профориентация;

  • эстетическое воспитание (формирование художественного вкуса, эстетики поведения);

  • физическое воспитание.

Результативная сторона:

  • отношение участников к проводимому мероприятию;

  • степень увлеченности;

  • восприятие основных идей;

  • уровень творчества;

  • общие выводы о достижении цели.


Сценарии часов общения.
«Я верю, что все женщины прекрасны…»

Сценарий открытого классного часа.

Рыбченко Е.И.

Классный руководитель


Цель. Создание условий для развития нравственных качеств личности.
Задачи:

1.Воспитывать уважение, любовь к матери на основе художественного слова.

2.Развивать чувство любви, уважения к близкому человеку.

3.Формировать умение сохранять семейные традиции.


Форма мероприятия. Литературный вечер.

Подготовка к мероприятию:

1.Написание сценария.

2. Подбор стихотворений.

3.Подбор музыкального сопровождения.

4.Изготовление реквизита.

5..Подбор репродукций.


Оформление аудитории:

1. Подсвечники и свечи по 2 шт.

2. Плакаты со стихами И.-В. Гете - I шт.

3 .Репродукции - 7 шт.

4. Стулья полукругом - по количеству студентов.

5.Листы, бумаги, ручки.


Структурные элементы мероприятия.

  • Организационный момент 1-2 мин.

  • Вступительное слово ведущего 5-7 мин.

  • Выступление студентов 10 - 12 мин.

  • Музыкальное вступление 3-4 мин

  • Выступление студентов 10-12 мин.

  • Музыкальное вступление 2-3 мин.

  • Выступление студентов 10 - 12 мин.

  • Клятва женщине 2 - 3 мин.

  • Музыкальное вступление 2-3 мин.

  • Рефлексия 5-7 мин.


Содержание мероприятия.

Этот вечер должен стать гимном женщине - матери, любимой, сестре, подруге. Расскажем о мамах, выразим им благодарность за любовь, заботу, труд, выпустим стенгазету «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать!»

На доске плакат со стихами В.Гете.

Женщина с нами, когда мы рождаемся.

Женщина с нами в последний наш час.

Женщина - знамя, когда мы сражаемся.

Женщина – радость раскрывшихся глаз.

На вечере декламируют стихи И.-В. Гете, А. Маркова, А. Дементьева, М. Пляцковского и других, поэтов.


Ведущий:

О, женщина!

В тебе, как нимб, вплетены,

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной!

В тебе одной - все осени, все весны!


Звучит произведение композитора Ф. Шуберта «Аве Мария», на экране эпидиаскоп крупным планом — картина С. Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Ведущий: Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе, чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Христа, на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией коленопреклонная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка отблески грядущих бед. Ветер растрепал ее волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Звучит произведение композитора И.-С Баха «Ми-бемоль прелюдия».

На экране эпидиаскопа - другие картины Рафаэля:

«Мадонна Конеста-биле», «Мадонна с рыбой», «Мадонна ди Фалиньо», «Мадонна Альба», «Мадонна делла Седия».

Художник в своих картинах воспевает женскую красоту, женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.

Чтение стихотворения А.Маркова «Сикстинская мадонна».

Так строг и ясен

Росчерк их бровей

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь, тем еще милей!


Студент: У женщины - верное и доброе сердце, излучающее тепло, радость, счастье, у нее неутомимые руки.

Когда б обледенела вдруг планета,

Лежала бы мертва и холодна,

То взгляда женского

Теплом согрета,

В мгновение оттаяла б она ....

В самой природе женское начало

Сильней, пожалуй, всех других начал.

Природа женщин щедро одарила,

А люди возвели на пьедестал.

Все в нас превозносить

Мужчины рады -

От права кроткого

До цвета глаз...


Ведущий:

Дети - самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.


Студент:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски - ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана.

У этого - особая судьба

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах, солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложится тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказал кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину -

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова.

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово,

Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И, скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, маме говорю я,

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски - ласково «баба».

Р. Гамзатов.

С помощью эпидиаскопа во время чтения стихотворения демонстрируются фотографии матерей студентов из семейных альбомов.
Студент: На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на земле - мама.

Моя мама.

Р. Рождественский.


Ведущий:

Все, что свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за Родину-мать.


Студент: Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
Студент: По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей,

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда не замечая нас,

Все ходила и шептала: «Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать - старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком, у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллинна, Игарки,

Отложив до времени, дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так недолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

В произведении писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» читаем такие строки: «Все, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Есть и другие слова: «сестра», «жена», «друг». Женщина дает жизнь, она оберегает. Женщина и жизнь - слова - синонимы. На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь».
Студент: А сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну!

Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И не смыкает мать усталых глаз.

Была война.

Был сын убит в бою,

Прикрыл он сердцем Родину свою.

Пред ним открыто было сто дорог -

Он быть ученым мог.

Он стать поэтом мог.

Кого же ждешь ты до сих пор?

То, ветер постучался в двери,

То ветер подметает двор.

Г. Кайтуков.


Чтение стихотворения М. Пляцковского «Мамины глаза».
Студент: Дождинка упадет на землю, как слеза,

И вдаль поманит утром нас дорога,

А мамины глаза, а мамины глаза

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

Все в жизни может быть - и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами,

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают,

А мамины глаза, а мамины глаза,

Нас в детстве по привычке провожают.

Грубеют на ветру мальчишек голоса,

И девочки становятся взрослее,

А мамины глаза, а мамины глаза,

С годами все добрее и светлее.


Ведущий: Есть особые произведения в русской литературе, музыке, живописи дорогие, близкие каждому человеку.

Картина «Мать» была написана художником К.Г Петровым-Водкиным в 1915 г., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.

Эта картина демонстрируется на экране эпидиаскопа под мелодию из произведения С. Рахманинова «Весенние воды».

На картине К.Петрова-Водкина, которую называли еще «Петроградская мадонна», изображена кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важнее которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.


Ведущий:

У русских женщин

Есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах

Могла тебе открыться красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился.

Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо - чудо воскрешения.
Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной.

Листочек мой, травиночка.

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала -

И все тебя ждала,

Придешь походкой легонькой,

Живой придешь, целехонький,

С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,

С наградой боевой.

Пускай и забинтованный,

А все-таки живой!

Неделя: за неделею,

За годом год идет.

Устала я надеяться,

Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет;

Листочек мой, травиночка,

Тебя все нет и да нет!

М. Пляцковский.


следующая страница >>



Одно из очарований моды в том, что она ничему не служит. Франсуаза Жиро
ещё >>