С магистрантами заочного обучения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рекомендации по оформлению домашних курсовых и контрольных работ... 1 119.57kb.
Рекомендации по оформлению домашних курсовых и контрольных работ... 1 224.65kb.
Рекомендации по оформлению домашних курсовых и контрольных работ... 1 154.66kb.
Программа для студентов дневного и заочного обучения специальности... 1 170.95kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 43.84kb.
Рекомендации по написанию контрольной работы по курсу «социология»... 1 42.76kb.
Длительность курса обучения и оплата на факультетах заочного отделения... 1 32.98kb.
Цель обучения 6 608.73kb.
Методические указания для студентов 1 курса заочного обучения (07) 5 383.37kb.
Программа по Священному Писанию Нового Завета для 2-го курса отделения... 3 491.27kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы слушателями... 8 1288.82kb.
Село Зеленга, 2012 4 598.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

С магистрантами заочного обучения - страница №1/1



Тематика

контрольных работ по I –му разделу кандидатского курса: «Философия и методология науки» («История мировой философии»)

для самостоятельной управляемой работы (СУР)

с магистрантами заочного обучения



  1. Каковы предпосылки возникновения философии?

  2. Охарактеризуйте поле проблем философии и структуру философского знания.

  3. В чем заключается основной вопрос философии и каковы его стороны?

  4. Что такое материализм и каковы его исторические формы?

  5. Что такое идеализм и каковы его разновидности?

  6. Что такое монизм, дуализм и плюрализм в философии?

  7. Чем различаются диалектика и метафизика?

  8. Почему буддизм не победил в Индии и каковы его мировоззренческие основания?

  9. Приведите основные положения конфуцианского учения.

  10. Чем отличается философия от других исторических типов мировоззрения?

  11. Кто в античной философии считается «первым философом» и почему?

  12. Кто в античной философии является родоначальником объективной диалектики?

  13. Кто в античной философии является основоположником материалистической линии в философии?

  14. Кто в античной философии является представителем идеализма?

  15. Каковы основные положения атомистического учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура?

  16. В чем заключается связь майевтики и диалектики?

  17. У кого из древнегреческих философов познание принимало вид воспоминания?

  18. В чем различия взглядов о смысле жизни у стоиков, скептиков, эпикурейцев и киников?

  19. Раскройте философский смысл известного изречения: «Платон мне друг, но истина дороже».

  20. Сравните социально-политические взгляды Платона и Аристотеля.

  21. Что общего между Плотином и Платоном?

  22. Как связаны Платон, Плотин и христианство?

  23. Поясните высказывание К.С.Ф. Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

  24. Почему для А. Блаженного вера выше разума?

  25. Почему христианская философия истории называется эсхатологией?

  26. Поясните, какую роль в борьбе номинализма и реализма играла проблема универсалий в средневековой философии?

  27. Каковы доказательства бытия Бога в учении Ф. Аквинского?

  28. Обоснуйте тезис о том, что онтология Фомы Аквинского базируется на представлениях Аристотеля о материи и форме.

  29. В чем выражается гуманизм эпохи Возрождения?

  30. Как Н. Кузанский определяет ученое незнание?

  31. В чем заключается пантеизм Дж. Бруно?

  32. Почему модели справедливого общества Т. Мора и Т. Кампанеллы названы утопиями?

  33. Что означает в философии политики термин «макиавеллизм»?

  34. Каковы основные проблемы философии Нового времени?

  35. Каковы основные мысли Фр. Бэкона о задачах человеческого познания?

  36. Какое значение для современной науки имеет учение Ф. Бэкона о призраках разума?

  37. Кто в английской философии является автором теории «общественного договора»?

  38. Каковы основные идеи и представители эмпиризма?

  39. Почему Р. Декарта называют рационалистом?

  40. Чем отличаются учения о субстанции Б. Спинозы и Р. Декарта?

  41. В чем заключается сенсуализм Дж. Локка и согласуется ли он с теорией врожденных идей Р. Декарта?

  42. Какую роль в учении о познании Дж. Локка играет его теория первичных и вторичных качеств?

  43. Каковы взгляды Дж. Локка на общество и государство?

  44. Раскройте субъективно-идеалистический смысл высказывания Дж. Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым».

  45. Каковы основные аргументы агностицизма Д. Юма?

  46. Как выглядела «Система природы» во французской философии XVIII века?

  47. Раскройте ограниченность механистической трактовки человека на примере работы Ж. Ламетри «Человек-машина».

  48. Почему в творчестве И. Канта различают докритический и критический периоды и что они означают?

  49. Какую роль в философии И. Канта играют понятия «вещь в себе» и «вещь для нас»?

  50. Какие ступени человеческого познания выделяются в гносеологии И. Канта?

  51. Как связано понятие априорности (a priopi) с учением И. Канта о пространстве и времени?

  52. В чем состоит гносеологическое значение антиномий чистого разума в философии И. Канта?

  53. Какова роль категорического императива в этике И. Канта?

  54. Каково отношение Г. Гегеля к философии И. Канта?

  55. Каковы основные положения философии Г. Гегеля?

  56. В чем суть диалектического метода Г. Гегеля?

  57. Каково основное противоречие гегелевской философии?

  58. Каковы основные недостатки антропологического материализма Л. Фейербаха?

  59. Одинаковую ли оценку философии Г. Гегеля дали Л. Фейербах и К. Маркс?

  60. Как определяется в марксизме философия, ее место в обществе и культуре?

  61. Чем отличаются рационализм и иррационализм? В чем проявляется в культуре и социальной практике XIX–XX вв. мировоззренческая оппозиция рационалистического и иррационалистического миропонимания?

  62. Каковы источники философии марксизма?

  63. В чем главные особенности философии диалектического материализма и с какими научными открытиями XIX – нач. XX вв. связано возникновение диалектического материализма? В чем их философское значение?

  64. Каковы основные недостатки всего домарксовского материализма?

  65. В чем суть материалистического понимания истории, где и кем оно сформулировано?




  1. В чем прогрессивное значение философских идей Ф. Энгельса? Воспроизведите основные положения марксистского учения о формах движения материи и их взаимосвязи.

  2. Что нового внесли К. Маркс и Ф. Энгельс в концепцию человека? Как ими трактуется проблема сознания человека?

  3. Что такое неомарксизм и постмарксизм и каковы его представители?

  4. В чем заключается иррационализм философии А. Шопенгауэра? Нашел ли иррационалистический взгляд на мир А. Шопенгауэра своих философских преемников? Назовите их.

  5. Кто первым в европейской философии употребил понятие «экзистенция» и что оно означает?

  6. Кто из русских философов является представителем экзистенциализма?

  7. Каковы основные проблемы философии Н. Бердяева?

  8. Какие идеи «философии жизни» Ф. Ницше подтверждают его мировоззренческую оппозицию к классическому рационализму?

  9. К какому направлению в философии относится феноменология Э. Гуссерля и почему?

  10. Что нового в представлении о человеке внес классический психоанализ З. Фрейда?

  11. Каковы позиции в трактовке бессознательного в неофрейдизме?

  12. В чем выражается гуманистическая направленность психоанализа Э. Фромма?

  13. Каковы основные идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра?

  14. Как трактуется человек в экзистенциализме А. Камю?

  15. В чем смысл и назначение истории по К. Ясперсу?

  16. Поясните высказывание М. Хайдеггера: «Язык – дом бытия».

  17. В чем заключается феномен человека в персонализме П. Тейяра де Шардена?

  18. Каковы основные положения философии неотомизма?

  19. В чем выражаются установки на постклассический стиль философствования в герменевтике?

  20. Какое направление в постклассической философии называют структурализмом и постструктурализмом?

  21. Каковы основные идеи постмодернизма? Раскройте, в чем смысл теории деконструкции Ж. Деррида? Почему в постмодернизме выдвигается идея «смерти автора»?

  22. Что означает «закон трех стадий» в позитивизме О. Конта?

  23. Как определяется предмет философии в первом позитивизме?

  24. Почему «второй» позитивизм называется махизмом или эмпириокритицизмом?

  25. Каков вклад ленинского учения о материи в критику эмпириокритицизма?

  26. Каково понимание предмета философии в логическом позитивизме и как последний связан с логикой?

  27. Поясните основные методологические принципы неопозитивизма (верификация, конвенционализм, фальсификация). Какие логические процедуры обоснования подразумеваются в принципах верификации и фальсификации?

  28. Что нового во взглядах на науку внес постпозитивизм (Т. Кун и др.)? Каково значение понятия «парадигма» в современной философии и методологии науки?

  29. В чем смысл методологического анархизма П. Фейерабенда?

  30. Каковы базовые идеи прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса? Что сближает прагматизм и позитивизм?

  31. Как инструментализм Дж. Дьюи «усовершенствовал» прагматизм?

  32. Каковы основные позиции аналитической философии Л. Витгенштейна?

  33. Сравните теорию социального действия К. Маркса и М. Вебера.

  34. Связаны ли по М. Веберу капитализм и протестантская этика?

  35. Что значит «понимающая социология» и кто ее разрабатывал?

  36. Применимы ли принципы номинализма и реализма в социальной философии?

  37. Каковы принципы рассмотрения социального действия в структурно-функциональной методологии Т. Парсонса?

  38. Какую роль представления П. Сорокина об обществе как суперсистеме играют в его периодизации исторического процесса?

  39. Кем и когда была написана работа «Закат Европы»? В чем ее основные идеи?

  40. Какие философские традиции продолжает интуитивизм А. Бергсона?

  41. В чем смысл «Постижения истории» А. Тойнби?

  42. Как выглядит учение о цивилизации в работах Н. Данилевского?

  43. С какими цивилизационными изменениями связан «Футурошок» Э. Тоффлера?

  44. Какую роль в философии информационного общества играют понятия «инфократия», «нетократия» и др.? Укажите представителей этой философии.

  45. Какую роль Ф. Скорина и другие белорусские просветители сыграли в становлении национальной философии?

  46. Кого и почему в русской философии называют «славянофилами»?

  47. Кто в русской философии считается представителем «западничества» и почему?

  48. В чем заключается современное значение учения В. И. Вернадского о ноосфере?

  49. Что Вы знаете о А.Л. Чижевском? Почему А.Л. Чижевского относят к числу великих преобразователей естествознания.

  50. Что означает идея соборности в философии В. С. Соловьева?

  51. В чем выражается вклад Ж. И. Алферова в мировую науку и культуру?

  52. Какова связь имени И. Пригожина с синергетикой?

  53. Каковы основные теоретические выводы исследования кафедрой философии БГУИР проблем социальной и духовной синергии?

  54. О каких типах рациональности говорится в работах В. С. Степина?

  55. Каковы основные проблемы и представители философии техники?

Тематика контрольных работ по курсу «Философия и методология науки» утверждена на заседании кафедры философии 13.09.2010 протокол № 2.


Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина

Важная информация!!!


  1. Уважаемый магистрант! Получив тему контрольной работы, Вы должны прочитать соответствующую литературу по данной теме и продумать ее содержание. Список рекомендованной ВАКом литературы, а также дополнительный по разделам курса, Вы найдете в следующих основных пособиях кафедры философии:

    1. Малыхина Г.И., Харин Ю.А., Габрусь И.Ф. Программа кандидатского минимума «Философия и методология науки». – Минск : БГУИР, 2008.

    2. Малыхина Г.И., Габрусь И.Ф., Ермолович Д.В. Философия и методология науки : учеб.-метод. пособие для магистрантов и аспирантов всех форм обуч. / под ред. Г.И. Малыхиной. – Минск : БГУИР, 2008.

    3. Малыхина Г.И., Харин Ю.А., Александрова Л.Н., Ермолович Д.В., Дисько М.Р. Идеология и мировоззренческая культура личности: Пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. – Мн.: БГУИР, 2007.

Используйте эти пособия при подготовке как Ваших контрольных работ, так и реферата!


  1. Освоившись в теме, Вам необходимо письменно изложить ее содержание в виде реферата. Образец оформления титульного листа контрольной работы (как и реферата), правил цитирования и др. дан на с. 117 учебно-методического пособия «Философия и методология науки». Не забудьте указать свою фамилию! Порой это случается. Объем контрольной работы – до 20 000 знаков или до 10 стр. текста через один интервал. Главное – не путайте контрольную работу перед зачетом по истории мировой философии в зимнюю сессию с рефератом для допуска к сдаче кандидатского экзамена. Требования к оформлению и тематику этих рефератов вы найдете в этом же пособии, с. 115-127.




  1. Наконец, готовую контрольную работу Вам необходимо сдать на кафедру философии, ауд. 304А-4 корп. Срок сдачи контрольной работы – до 1 декабря.

Что касается реферата, то его Вам необходимо сдать на проверку на кафедру философии, ауд. 304А-4 корп., Полещук Оксане Эдуардовне до 1 февраля.


Если у Вас будут возникать вопросы, Вы можете их решать с научными руководителями семинарских групп. Во время установочной сессии они сообщат Вам свои консультационные часы.



Желаем успеха!






Шестьдесят — возраст, когда у вас, наконец, набирается достаточно опыта для того, чтобы вас уволили.
ещё >>