Русская государственность в период правления династии Романовых Приступая к работе над данной темой, нас заинтересовало понятие «гос - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие Российского государства в период правления династии Романовых... 1 224.51kb.
В 2013 году отмечалась 400-летняя годовщина со дня начала правления... 1 20.74kb.
Чем занимаются сейчас потомки династии Романовых 1 68.91kb.
«Полис». 2011.№5. С. 186-189. Проблемная государственность в эпоху... 1 69.8kb.
Программа работы Всероссийской научно-общественной конференции «Российская... 1 24.67kb.
Разработка Сираевой Т. Р. учитель истории и обществознания. 1 96.98kb.
В 2013 году 400 лет царской династии Романовых 1 138.39kb.
Третья русская государственность 1 288.93kb.
Смутное время в России. Начало правления династии Романовых 1 88.81kb.
Православная культура в годы правления династии Романовых 1 77.2kb.
Казахская государственность позднего средневековья и ее отражение... 1 113.23kb.
Диван ? государственные земли Халисе ? 1 13.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Русская государственность в период правления династии Романовых Приступая к работе - страница №1/1

Русская государственность в период правления династии Романовых

Приступая к работе над данной темой, нас заинтересовало понятие «государственность». Нами были изучены исторические источники, юридические словари и мы пришли к выводу, что понятие «государственность» шире и глубже, чем понятие «государство».

Русскую государственность, связанную с домом Романовых мы попытаемся раскрыть через основные институты российского общества: государство, церковь, школу и семью, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга. В своем докладе мы сделали акцент на деятельность наиболее значимых и ярких представителей династии Романовых.

При исследовании данного вопроса мы опирались на труды великих русских историков, нами были изучены материалы исторических энциклопедий и документальных свидетельств, посвященных семейству Романовых.

Становление династии Романовых связано с именем Михаила Федоровича. В торжественный день, 21 февраля 1613 года, Михаил был избран Земским Собором на царство. Большую роль в становлении новой династии сыграла русская православная церковь, в частности патриарх Гермоген. Так, по мнению Василия Осиповича Ключевского «Михаил давно считался кандидатом в цари и на него указывал еще в 1610 году патриарх Гермоген». С мнением Гермогена был согласен и немецкий путешественник Адам Олеарий, который описывал Михаила как «прекрасного и видом и душой». Русский историк Николай Иванович Костомаров подчеркивал, что «дворяне и дети боярские, за ними выборные люди от городов и волостей, а также казаки стали за Романова».

В царствование Михаила Федоровича значительная роль в управлении страной отводилась Земским Соборам. Характерно в этом смысле выражение Г.К.Котошихина о царе Михаиле, что «хотя он самодержцем значился, однако без боярского совету не мог делать ничего». Благодаря деятельности Михаила Романова возобновились связи с греческой церковью. Много было сделано для сохранения чистоты православия. Монастыри, как и прежде, пользовались своими привилегиями и получали новые льготные грамоты. При царе Михаиле предпринимались попытки создания первых школ, но, по словам В.О.Ключевского «дело все как-то не удавалось». «Михаил правил кротко и проявлял снисходительность как к иностранному, так и к отечественному, так что каждый считал, что страна, вопреки своему обычаю, впервые имела такого благочестивого государя» - писал Адам Олеарий.

Эпоха Петра Великого оставила нам огромное духовное и материальное наследство. К нему относится: создание регулярной армии и военно-морского флота, выход к Балтийскому морю и основание Санкт-Петербурга, реформы государственного управления и церковные преобразования, изменения в области культуры, науки и быта. Самые точные слова нашел А.С. Пушкин, характеризуя жизнь и деятельность Петра: «… То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник…».

22 октября 1721 года Петр I принял титул «императора всероссийского». Московская Русь превратилась в Российскую империю.

Для проведения реформ Петру I«необходимы были исполнители, достаточно подготовленные к делу и общество, готовое поддерживать преобразования…». Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, военных и технических школ. Огромную роль в развитии науки и просвещения имело введение гражданской азбуки, которая упростила кириллицу. М.В.Ломоносов недаром говорил об этом: «…при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы…».

Особые взаимоотношения сложились у Петра с церковью. Анализ сохранившихся документов и свидетельств современников показывает, что Петр был глубоко верующим человеком. Однако проводимая им политика была полностью направлена на подчинение церковной организации интересам государства. Подтверждением этого служит указ 1699 года об изменении русского православного календаря.По словам В.О.Ключевского «быловелено вести летосчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира и новый год праздновать не 1 сентября, по-церковному, а 1 января, как делалось у не православных».

В последующие годы Петр продолжал смело вторгаться в семейную, хозяйственную и духовную жизнь своих подданных. Важное значение имело предписание о запрете женитьбы дворянским детям, не получившим образование. Изменилось в эпоху Петра Великого и восприятие мира у женской части населения. «Затворническая жизнь в тереме уходила в прошлое, сменяясь выходами в свет, заботами о бальных туалетах и утонченности манер».

Изучив многочисленные свидетельства о деятельности первого русского императора, мы остановились на высказывании Дмитрия Иловайского, который писал:«Беспримерная в истории деятельность Петра сообщила Русскому Государству новую жизнь и новые силы, и едва ли какой-либо Государь нового мира имеет большие права на наименование Великого».

Достойной преемницей деятельности Петра Великого является Екатерина II. В исторической науке правление Екатерины получило название «просвещенный абсолютизм». Как мы выяснили, сам глава государства рисовался уже не как воин и добытчик, а как «мудрец на троне», который правит по справедливым законам и заботится о блаженстве подданных.

При Екатерине церковь была полностью подчинена светской власти. Она сделала то, на что не решился сам Петр I. По указу Екатерины II все церковные земли перешли в разряд государственных.

Царствование Екатерины Великой отмечено широкими просветительскими преобразованиями. В России была создана система общего начального образования без сословных ограничений. Главной заслугой Екатерины в этой области можно считать открытие в 1764 году Смольного института благородных девиц.Это заведение, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: «в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой». Сама же императрица не раз повторяла: «Что бы я ни делала для России, это будет капля в море… но после меня будут следовать моим началам и докончат недоделанное».

Продолжателем дела Екатерины стал ее «любимый внук» Александр I.«При мне все будет, как при Екатерине Великой» - объявил молодой император, придя к власти. Первые годы царствования Александра I оставили хорошие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало…»- так обозначил эти годы А.С.Пушкин.

Взаимоотношения власти и церкви при Александре Iопределялись законами, принятыми при Петре.В Духовном регламенте закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного государства. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви».

Гораздо более успешными оказались начинания молодого императора в области просвещения. При Александре открывались новые гимназии, лицеи, университеты. Продолжалось развитие системы женского образования. Однако сильно отставало развитие начального образования для детей из народа.

Современные историки дают следующую оценку деятельности Александра I: «Александровская эпоха – время великих свершений, великих надежд и … великих разочарований».

Александру II досталось «тяжелое наследство». Сам Николай I с горечью признался перед смертью: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал».В государстве накопилось много проблем, но важнейшая из них – крепостное право. Александр II по этому поводу сказал: «Гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…».19 февраля 1861 года был издан «Манифест об освобождении крестьян». Отмена крепостного права открыла путь другим реформам: земской, судебной, военной, цензурной, а также развитию просвещения.

В это время, впервые в истории России, не на бумаге, а на деле создается целая сеть начальных школ. Широкое распространение получают воскресные школы, в которых образование получали рабочие, солдаты и другие представители взрослого населения.

Во взаимоотношениях светской и духовной власти значительных перемен не произошло. Однако представители духовенства опасались, как бы реформы не коснулись и церкви. Так, московский митрополит Филарет писал, что «внутреннее устройство церкви особенно нужно охранить от потрясения, когда многое потрясено».

Историки отмечают, что Александр II проводил реформы не по собственному желанию, а в силу сложившихся обстоятельств, поэтому современники чувствовали их неустойчивость и незавершенность. «Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» - писал об Александре В.О.Ключевский.

6 мая 1868 года в царской семье произошло радостное событие: у императора Александра II появился первый внук! Младенца нарекли Николаем. Ему суждено было стать восемнадцатым и последним императором из династии Романовых.

Восшествие на престол Николая II всколыхнуло в обществе целую волну надежд на коренное переустройство государственности России. Однако эти надежды оказались напрасными. Николай II, обращаясь к дворянству, заявил: «я буду охранять начало самодержавия также твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный родитель».

Личность Николая II играла огромную роль в церковной жизни России. Изучив историческую литературу, мы выяснили, что во время правления Николая было построено 1103 церкви и 226 монастырей. Глубокая вера царя, его постоянные паломничества к православным святыням сближали его с коренным русским народом. При Николае было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

Николай II уделял значительное внимание просвещению. Расходы на народное образование в этот период увеличились более чем в 5 раз. По указу 1908 года начальное общее образование стало обязательным. Через пять лет количество начальных школ по всей России превысило 130 тысяч. Продолжало развиваться и высшее образование: было учреждено 16 технических высших учебных заведений, а в 1903 году в Санкт-Петербурге открылся женский педагогический институт.

Необычайная гордость белоярцев связана с событиями далекого 1891 года. Во время своего путешествия по Сибири наследник престола Николай посетил Белоярскую пристань. Мы помним и чтим это событие. Также для жителей нашего края важен тот факт, что последние годы жизни царской семьи проходили в городе Тобольске. Мы восхищаемся мужеством и стойкостью, проявленными в это трудное время членами императорской семьи.

Царский «крест» оказался тяжелым для Николая. Властолюбием Николай II никогда не отличался и смотрел на власть как на тяжелый долг. Бог, Россия и семья являлись важнейшими жизненными ценностями последнего императора. Но судьба распорядилась иначе. 2 марта 1917 года Николай IIотрекся от престола. А ночью 17 июля 1918 года бывшего императора и его семью расстреляли в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Так закончил свой земной путь последний российский самодержец из династии Романовых.



В своем докладе мы рассмотрели, как изменялись взаимоотношения государства, церкви, школы и семьи в период правления династии Романовых. Мы понимаем, что невозможно за короткий промежуток времени передать всю полноту и глубину государственных преобразований и личностных переживаний семейства Романовых. Но мы надеемся, что наш рассказ пробудил интерес к этой теме.

Свое выступление мы хотели бы завершить словами Великой княгини Марии Владимировны Романовой: «За три века правления Дома Романовых в России было много успехов, достижений и побед. Мы вправе с честью вспоминать вклад Нашей Династии в историю Родины. Было также много серьёзных ошибок, досадных просчётов и тяжких грехов. В них Мы каемся перед Богом и просим прощения у Народа за себя и за своих Предков».




Я никогда не путешествую без своего дневника, ведь нужно иметь под рукой что-нибудь сенсационное для чтения в поезде. Оскар Уайльд
ещё >>