Руководство по ведическому ритуалу. Пуруша первоначальная субстанция, первосушество - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Джеймс Н. Фрэй Первоначальная идея, которая поможет приступить к... 1 129.84kb.
Первоначальная консультация 1 29.64kb.
Ученик. Первоначальная ступень 22 3123.28kb.
Усиливается сиюминутное ощущение жизни 1 265.16kb.
Руководство по установке программы; Руководство пользователя 14 898.8kb.
Сарвепалли Радхакришнан индийская философия. Том II глава четвертая... 8 1369.19kb.
Пункт повестки дня 5 497.97kb.
Руководство по положению о соревновании 46 Приложение L. Руководство... 15 1260.89kb.
Инструкция для работы в системе web-client. Первоначальная настройка... 1 26.13kb.
1. Становление дипломатической модели нового времени 5 875.11kb.
Контрольная работа для студентов заочного факультета спец. 1- 50... 3 389.27kb.
Учебный план всех специальностей, утвержденный 23. 06. 00, Гос всех... 1 55.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Руководство по ведическому ритуалу. Пуруша первоначальная субстанция, первосушество - страница №1/1





Древнеиндийская философия.
Веды — ведение, знание.

Ригведа — знание гимнов.

Брахманы — руководство по ведическому ритуалу.

Пуруша — первоначальная субстанция, первосушество.

Праджапати — персонифицированный символ творения.

Упанишады — сидение возле ног учителя.

Брахма — универсальный космический принцип, безличная материальная сущность,

первооснова мира.

Атман — духовная сущность индивида.

Самсара — круговорот жизни, бесконечная цепь перерождений.

Карма — закон воздаяния, диктует включение в круговорот перерождений.

Путь отцов — Атман под влиянием кармы находит следующее перевоплощение.

Путь богов — Атман возвращается к Брахме, освобождается от самсары, выходит из под

влияния кармы.


Джайнизм — основатель Махавира Вардхамана.

Сущность человека двояка: материальная — аджива;

духовная — джива;

Карма (действие, дело, жребий) — связующее звено между адживой и дживой.

Злые и добрые кармы — их восемь.

Бог — это всего лишь душа.

Освобождение души при помощи аскезы и благих деяний.

Бытие личности в двух формах: несовершенной и совершенной.

Нирвана и мокша — состояние блаженства.

Этика джайнизма — три драгоценности (триратка): правильное понимание, правильное знание, правильная жизнь.

Дигамбары — одетые воздухом, ортодоксы;

Шветамбары — одетые в белое, умеренные;


Буддизм — одна из мировых религий.

Основатель Гаутама — сын правителей рода Шакьев. Через 6 лет аскезы достиг пробуждения (бодхи).

Центр учения — четыре благородные истины:


  • Существование — есть страдание (болезни, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого — это пятикратная привязанность к земному)

  • Причина страданий — жажда самоудовлетворения;

  • Устранение причин страданий в устранении жажды, в достижении состояния нирваны (отсутствие желаний, страстей, уход от мира)

  • Путь, ведущий к устранению страданий — благой восьмеричный путь: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение, правильное распознавание.

Школы буддизма

Хинаяна (малая повозка) — путь к нирване открыт монахам.

Махаяна (большая повозка) — культ бодхисатв – индивидов. Уже способных войти в нирвану, но желающих помочь в ее достижении другим.

Этика буддизма.

Невежество — первопричина всех бедствий. Из трех видов действий наиболее губительно не слово, не телесный поступок, а мысль.

Моральный кодекс из 5 запретов: не убивать, не воровать, не нарушать целомудрие, не лгать, не употреблять опьяняющих напитков.



Шесть совершенств архата: сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация, мудрость.

Нирвана — синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины.

Карма есть мысль, качество мышления можно изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы.
Локаята или чарвака.

Лока — этот мир, чарвака — четыре элемента: Земля, Вода, Огонь и Воздух.

Нет ни ада, ни рая — существует лишь этот мир, доступный нашим органам чувств.

Этика локаяты.

Главное в человеке — стремление к счастью и добиться его нужно здесь. На земле, и сейчас. Пока живешь — живи радостно.

Кант

Теория Канта-Лапласа

Аналитические и синтетические суждения

Априорное

Transcendo

Трансцендентальная

Трансцендентное

Феномен

Ноумен


Апрегензия

Репродукция

Апперцепция

Категорический императив

Пролегомены


Гегель

Феноменология духа


Бытие —> сущность —>понятие
Качество —> количество —>мера
Сущность как таковая —>явление —> действительность
Субъективное понятие —> объективное понятие —> абсолютное понятие
Понятие как таковое —> суждение —> умозаключение
Механизм —> химизм —> целесообразность
Искусство —> религия —> философия


Фейербах

Сущность христианства

Эвдемонизм

Антропология

Бытие — субъект, мышление — предикат

Тайна теологии, есть антропология

Человек — начало, середина и конец религии

Чувство зависимости — страх, любовь, радость, почитание

Объект — «Ты»

Альтруизм



Религиозная философия ХХ века.

Католические учения:

Неотомизм;

Неоавгустинизм;

Тейярдизм;

Протестантские учения:

Либеральная теология;

“Теология кризиса”;

Теология мертвого бога;

Новая радикальная теология;

Православие:

“академическая философия”;

метафизика всеединства;

“новое религиозное сознание”;

Конфессия — вероисповедание.

Теология — система обоснования религии;


Неотомизм — обновленное учение Фомы Аквинского.

Представители неотомизма: Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и другие.

Программный документ неотомизма — «24 томистских тезиса».

Основной принцип неотомизма — гармония веры и разума. Вера — это божественная подсказка.

Три формы постижения истины: наука, философия, теология.

Вера — окончательный критерий истины.

Ассимилирующий неотомизм включает идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии.
Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтылла): «Церковь совершала грехи в прошлом и не безгрешна в настоящем».

Четыре греха прошлого



  • Разъединение христиан

  • Религиозные войны

  • Деятельность инквизиции

  • Дело Галилея

Четыре греха настоящего

  • Ненабожность

  • Забвение моральных ценностей

  • Некритичность по отношению к тоталитаризму

  • Терпимость по отношению к проявлениям несправедливости

Пьер Тейяр де Шарден (1881 — 1955)

Новый католицизм – программа сотрудничества религии и науки.

«Феномен человека»

Концепция гармонического синтеза Вселенной.

«Религия науки» — как синтез разума и мистики.

Религиозно-философский эволюционизм — учение о развитии.

Четыре этапа



  1. неорганическая природа («преджизнь»)

  2. органическая материя («жизнь»)

  3. духовный мир («мысли», ноосфера)

  4. Бог («сверхжизнь», точка «Омега»)

Критические моменты мировой истории.

Витализм — возникновение жизни;

Гоминизация — возникновение человека;

Спиритуализация — зарождение и развитие духа;


«Радикальная энергия» — духовный слой бытия;

Эволюция от точки «Альфа» к точке «Омега»;

Ноосфера — мыслящий пласт Вселенной;

Точка «Омега» — духовный центр Вселенной;


Тейяр де Шарден — Фома Аквинский ХХ века.
Современная протестантская философия.

Родоначальник Мартин Лютер в период Реформации XVI века.

Радикальная теология — идея мертвого бога.

Идея смерти Бога — безрелигиозное христианство.

«Теология мертвого бога» возникла в США. Мир потонул в бездне безбожия. Кризис христианства — явление временное. Мертвый Бог однажды воскреснет. Нужно жить, любить и служить своему ближнему.

Философия марксизма.

Карл Маркс (1818 — 1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820 — 1895 гг.)

Три источника:


  1. Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах);

  2. Английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо);

  3. Французский утопический социализм (Фурье, Сен-Симон, Оуэн);

Три составные части:

  1. диалектический материализм:

  2. политическая экономия;

  3. теория социализма;

Труды Карла Маркса:

  • Нищета философии;

  • К критике политической экономии;

  • Гражданская война во Франции 1871 года;

  • Капитал (в трех томах);

Труды Ф. Энгельса:

  • Святое семейство или критика критической критики;

  • Положение рабочего класса в Англии;

  • Критические очерки по политической экономии;

  • Анти-Дюринг;

  • Происхождение семьи, частной собственности и государства;

  • Л. Фейербах и конец немецкой классической философии;

  • Диалектика природы;

Марксизм — философская теория;

— политическая доктрина;

— экономическое учение;

— одно из течений социокультурной мысли на рубеже XIX — XX веков;


Гегель: критерием прогресса является рост свободы.

Спиноза: свобода — это осознанная необходимость.

Экзистенциализм: свобода — это свобода выбора, реализация себя.

Маркс: критерий прогресса — это производительные силы. Человек является средством, а не целью.

Маркс: развитие человечества включает предысторию и историю.
Русская традиция уравнительного распределения и идея прогресса К. Маркса …

Прогресс как смена формаций, рост производительных сил.

Коммунистический труд — это труд без всякого расчета и надежды на вознаграждение.

Лозунг: «каждому по потребностям», но существует бесконечная лестница потребностей.


Марксизм — 1.теория;

2. руководство к действию;


Ф. Рузвельт: марксизм — прекрасное учение, но для этого нужен не человек, а ангел.

Командно-административная система — это мутант марксизма.

Подлинным является марксизм замыслов, мнимым — марксизм реальных общественных опытов.

У Гегеля носителем абсолютного духа была нация, у Маркса — рабочий класс.

Истина = мировоззрение пролетариата;

мировоззрение пролетариата = мировоззрение партии;

мировоззрение партии = указания партаппарата;

Марксово представление о коммунизме — это социальное пророчество, не религиозное.


Философия иррационализма XIX – XX вв.
Рациональное познание противопоставляется интуитивному постижению жизни. На первое место ставились нерациональные элементы человеческой психики: воля, инстинкт, эмоции, ощущения …
Основатель — Артур Шопенгауэр (1788–1860)

Труд «Мир как воля и представление».

Примат воли над разумом. Мифология воли, воля как первоначало и абсолют.

Воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д.


Фридрих Ницше (1844 – 1900)

Труды: «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое»

Воля к власти как движущая сила человеческой культуры. Мораль относительна, истин морали — нет, никакой морали для всех не существует.

В мире появится новая порода людей — сверхчеловек. Справедливость для них будет в неравенстве.


Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Труды: «Введение в психоанализ», «Психология бессознательного»…

Открыл и исследовал бессознательное как специфическое состояние человеческой психики.

Либидо — психическая энергия сексуальных влечений

Танатос — инстинкт смерти

Психика — сочетание трех инстанций:



  1. бессознательное — вместилище вытесненных влечений

  2. подсознание — выполняет роль цензуры

  3. сознание

«Сверх-Я» — общественные нормы и правила – культура

Человеческое «Я» находится под давлением «Оно» (бессознательное) и «Сверх-Я».

Человечеству грозит опасность духовного варварства.


Философия Китая.

Даосизм — основатель Лао-цзы. «книга о Дао и дэ».

Основа учения


Дао — естественный путь, он же закон и основа всего. Дао как субстанция само по себе не существует, оно не видимо, а постоянно находится в глубине вещей. Дао — бытие и небытие одновременно, оно присутствует в вещах, но его нет в ощущениях.

Ян — положительные единицы единого (мужские), управляет Небом.

Инь — отрицательные единицы (женские), управляет Землей.

Формула: одно рождает два, два рождает три, три рождают все сущее

Дао — содержание, Дэ — форма.

Весь мир — метаморфозы Дао.

Проблема человека.


  • Человек обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного.

  • Отказаться от всего, что порождено человеческими установлениями, что несет на себе печать насилия.

  • Природа человека соответствует Дао, она непознаваема.

  • Смысл жизни — в следовании естественности.

Конфуцианство


Основатель — Кун-фу-цзы (Конфуций) — 531–479 гг. до н.э.

«Беседы и высказывания» — сборник нравственных поучений.

Основа учения.

Человек находится на пересечении двух составляющих — природной и этической.

Два различных проекта Человека: высокого (благородного) и низкого.

Понятие жэнь — гуманизм, человеколюбие. Тайна человека — в его общественном статусе.

«Не делай другим то, что не желаешь себе» — золотое правило нравственности.

Понятие ритуала (Ли) — правило, порядок.

Этика ритуала — это этика конкретных человеческих взаимоотношений, нравственная мера поведения.

Основания ритуала.



  1. Сыновняя почтительность

  2. Исправление имен (необходимое условие исправления отношений, мера ответственного отношения к слову)

  3. Понятие «благородного мужа» — противопоставлен низкому человеку.

Благородный муж следует долгу, закону. Низкий думает о своей выгоде, о себе.

Благородный муж имеет два основания:



  1. принадлежность к аристократическому сословию;

  2. человеческое совершенство;

Сыновняя почтительность — первая стадия развития личности, благородный муж — вторая стадия.

Золотая середина в поведении пролегает между несдержанностью и осторожностью.


Философия позитивизма

Три этапа в развитии позитивизма:



  • Первый позитивизм — первая половина XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер)

  • II этап, эмпириокритицизм — 70-80 годы XIX в. (Мах, Авенариус)

  • III этап, неопозитивизм — с 20 годов XX века (Нейрат, Карнап, Шлик и др.)

Сциентизировать (онаучить) философию


Огюст Конт (1798 — 1857)

Труды: «Курс позитивной философии»

«Дух позитивной философии»


  • Закон трех стадий интеллектуального развития

  • Закон постоянного подчинения воображения наблюдению

  • Закон классификации наук.

Три стадии эволюции человечества:

Теологическая, философская, научная (позитивная)

Иерархия наук:

Математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Герберт Спенсер (1820 — 1903)

Учение о непознаваемом и теория органического общества.

Феноменализм — установка на описание явлений.

Индуктивизм — знание как результат наблюдений.



II. Эмпириокритицизм — критика опыта.

Эрнест Мах (1838 – 1916) — австрийский физик.

Рихард Авенариус (1843 – 1896) — швейцарский психолог.

Э. Мах: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому.»

Р. Авенариус: «Критика чистого опыта»
Основные идеи эмпиризма:


  • принцип элементов мира

  • принципиальная координация

  • критика интроекции

  • экономия мышления

Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов образуют тела.
Учение об интроекции:

  • интроекция — вкладывание сознания в мозг, мыслей об объектах в сознание людей

  • Авенариус называл неправомерным вкладывание представлений внутрь человеческого мозга

  • принципиальная координация — объект познания неразрывно связан с субъектом познания

Основное свойство научного мышления — экономизация.

Экономный способ описания явлений предпочтительнее принципа истинности науки.

Принцип экономии силы требовал устранения понятий атома, субстанции, причины и т.д.
А.А. Богданов (1873 –1928) — белорусский философ. Работа «Эмпириомонизм»

П. Юшкевич создал концепцию «эмпириосимволизма»: материя, пространство и время — это символы, которые организуют человеческий опыт.


III. Неопозитивизм

Б. Рассел (1872 –1870) — британский логик, математик и философ. Основная работа «Человеческое познание, его сфера и границы»

Л. Витгенштейн (1889 – 1951) — австрийский философ. Основные труды: «Логико–философский трактат», «Философские исследования».
Манифест «Научное миропонимание. Венский кружок» — издан в 1929 г. (Р. Карнап, О. Нейрат, Г.Ган)

Для неопозитивистов научность знания тождественна логичности.

Философия — ничейная земля между наукой, религией и обыденным сознанием.

Фундаментом науки являются логика и опыт.

Мир состоит из совокупности фактов (не вещей).
Верификация (“веритас”– истина, “фацио”– делаю) — сводится к протоколам наблюдений ученых: в том-то месте, в такое-то время, в тех-то условиях можно наблюдать то-то.

Физикализм — идея объединения всех наук на основе языка физики.


Р. Карнап: «Язык физики — это универсальный язык науки»



Человек хотя и состоит из элементарных частиц не может быть назван их совокупностью.




Многие из нас хотели бы быть такими богатыми, чтобы можно было уже не платить налогов.
ещё >>