Руководство по проведению уроков профилактики среди подростков - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. М. Ялтонский Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных... 9 1663.99kb.
Программа формирования 1 132.09kb.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных... 4 859.46kb.
Слайд 2 «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека... 1 87.67kb.
Агрессивное поведение 3 Глава факторы возникновения детской и подростковой... 4 443.63kb.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых... 1 312.4kb.
Методические рекомендации по проведению уроков литературы с использованием пк 1 131.03kb.
«Остановись мгновение!» 1 62.32kb.
Руководство по проведению журналистского расследования. М., 1989... 1 11.78kb.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных... 1 329.19kb.
17 вопросов и ответов о программе профилактики университета г. 1 216.91kb.
Хорошие и нужные книжки для детей от 0 до 7 лет «Ну как можно слушать... 1 153.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Руководство по проведению уроков профилактики среди подростков - страница №1/8

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ И УЧИТЕЛЮ

Центр международных молодежных контактов

Санкт-Петербургская Медицинская академия последипломного образования



Практическое руководство

по проведению уроков профилактики

среди подростков

ЧАСТЬ 1


Редакция и дополнения:

В. А.АНАНЬЕВ

кандидат психологических наук,

доцент кафедры подростковой медицины 'и валеологии

Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования

Перевод:

Г. Н. ЛОБАНОВА, О. Ю. УРЫВАЕВА, К. В. ЭШМЕЕВА

(Центр международных молодежных контактов)

Санкт-Петербург «ИМАТОН» 1998


СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия.



.

ЧАСТЬ 1 • '

I. Жизнь с наркотиками'. …………………………………………………………………….. ...... 5

II. Легальные наркотики . ………………………………………………………………..... 8

1. Табак ……………………………………………………………………………………………... .8

2. Алкоголь ………………………………………………………………………………………..14

Формы.помощи зависимым от алкоголя .. ……………………………………..………26

.3. Лекарства ………………………………………………………………………………………31'

III. Нелегальные наркотики . ……………………………………………………………..……35

Гашиш и марихуана ............... .36

Искусственные наркотики . …45

IV. Групповой портрет …49

Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков .. .... 56

Факторы защиты ….57

V. Международная торговля наркотиками ......... ……......... 59 -

VI. Об обращении с наркотиками ....................... ….62

Вместо предисловия...

Это учебное пособие представляет собой часть оригиналь­ной школьной программы, содержание которой опирается на представление, в первую очередь, немецких, российских и венгерских специалистов о том, как должна проводиться работа по «актуальной теме современности — первичной профилактике наркологических заболеваний среди школь­ников. Основными источниками пособия явились брошю­ры: «Наркотики — пособие для учителя» А. Галлинг-Штил-лера, 3. Беста и Г. Домберга, изданная центром «Профи­лактика» Общества помощи труду и воспитанию, г. Франк--фурт-на-Майне; «Зависимость — это бегство. Советы по профилактике зависимости», изданная Центром профи­лактики Бремен-Норд; «Алкоголь и другие наркотические вещества» Сюзан Шапиро. Мы благодарим всех за предо­ставленные ном материалы.

В этой книге широко использованы также материалы и ста­тистика, касающиеся ситуации в России. Но в целом сохра­нены немецкая классификация наркотиков, широкое пони­мание понятия зависимости и общий подход к проблеме зависимости.

Мы надеемся, что нам удастся найти средства и возмож­ность продолжить работу над этой темой, и что эта книга станет первой в серии методических пособий по профилак­тике зависимости в школе.

ББК56.М

Донное учебное пособие является частью целостной программы «Психология здоровья в школе».



Предлагается методический подход к проведению занятий по профилактике наркологических заболеваний, основанный на активных методах социально психологического обучения.

Пособие является одной из первых работ, где дается ответ на основной вопр современной школы • КАК? - как проводить занятия по актуальной и в то же время сложной теме.

Пособие адресовано школьникам, учителям, валеологам, медицинским и школьным психологом, психотерапевтам, студентам педагогических и психологических факультетов, а также специалистам, работающим в различных оздоровительных центрах.

Легальные и нелегальные наркотики.

Российско-германское учебное пособие в 2 частях. Часть 1.

Санкт-Петербург, Изд-во «ИМАТОН», 1998 - 70 стр.

ISВМ 5-7822-0009-Х

Подготовлено к печати

Центром международных молодежных контактов,

ГМНПП «ИМАТОН» (лицензия ЛР № 040759 от 26.04.96)

Редакция и дополнения — В. А. Ананьев

Перевод — Г. Н. Лобанова, О. Ю. Урываева, К. В. Эшмеева Литературно'

редакция — И. А. Лунина

Оригинал-макет — Е. К. Колесникова

Подписано г печати 03.07.98. Формат 60х84/8. Гарнитура Ри^гч. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9. Тираж 1000 э«-

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ГНИКИ СКУ «Система». Заказ Мо 595

© Центр международных молодежных контактов

© В. А. Ананьев

© ГМНПП «ИМАТОН»

ЧАСТЬ 1

I. Жизнь с наркотиками

К .этой книге

Курильщики проповедуют жизнь без наркотиков, любители пива нападают на зависимых от героина, тот, кто не принял еще таблетку экстази, в одной дискотеке уже не будет крутым, а в другой он ОК - "угрозы" со всех сторон, и, большей частью,, это звучит так:

"Нет наркотикам, которые употребляют другие! Я ведь только пью пиво, выкуриваю только одну сигарету, бесконечно смотрю видеофильмы, принимаю время от времени таблетку, сдерживающую аппетит,.. но настоящие наркотики,.. наркотики нет... никогда..."

В каждом наркотике, независимо от его легальности или нет, заключен потенциал зависимости, поэтому-то знания о способе воздействия, составе, происхождении нарко­тиков, а также об их запрете или разрешении довольно бесполезны, если они не связаны с собственной жизнью и тем, каковы у человека взаимоотношения с наркотиками в повседневной жизни.

Тот факт, что потребление наркотиков, несмотря на запреты и строгие штрафы, продолжается, что в Германии, согласно опросам Федерального немецкого центра по 'проблемам зависимости, только 5% всех немцев живут без наркотиков (& воздержании), свидетельствует о том, что угрозы, запреты и штрафы, вероятно, не тот путь, который позволит решить проблему зависимости от наркотиков и ее последствий.

•Ученики в возрасти от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности алкоголя и других наркотических веществ. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веществам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов - 8 лет. С каждым годом число начинающих потребление наркосодержащих веществ возрастает, и особенно интенсивно - в возрасте 13-15 лет. Такие подростки нуждаются а более подробной информоции о тобоке, алкоголе, наркотиках, лекарствах и др. Они также нуждаются в более сильной мотивации, чтобы избежать их употребления. Это наиболее критический вопрос для подростков. Тот, кто начинает пить в возрасте до 15 лет, имеет больше шансов стать хроническим алкоголиком.

Необходимо отметить, что информацию о наркогенных веществах большинство россий­ских подростков-наркоманов получили в компании старших ребят (43,0%) или сверстни­ков (32,3%), и самым опасным является то, что она носила благоприятствующий приему наркотиков характер (Д. В. Колосов).

Из сказанного можно сделать важный практический вывод' утверждение некоторых наркологов, что не следует подрастающему поколению давать правдивую информацию о наркотиках, глубоко ошибочно и практически вредно. Подростки все равно эту информацию получают, но приукрашенную, соблазнительную, из сомнительных источни­ков, провоцирующую прием наркосодержащих веществ.



Эта книга не содержит рецептов, как заставить учащихся пойти дорогой воздержания. Эта книга призвана увпе^ь поиском собственного пути взаимоотношении с наркотиками, пути без зависимости и саморазрушения.

Человечество без наркотиков?

С тех пор, как существует человек, существуют и наркотики, и споры о том, что такое наркотики, и о. том, что должно быть разрешено, а что нет. Так, мы едва ли можем представить себе, что, например, в 1691 году в Люнебурге за курение табака приговаривали к смертной казни или, например, что до 1933 года в США употребление алкоголя официально было запрещено. И сегодня спор о том, какое вещество считается продуктом питания. наслаждения, о какое запрещенным, одурманивающим веществом, наркотиком или ядом – часто по разному решается в разных странах: так в Индии гашиш не запрещен, в то время как в Иране даже за хранение гашиша и алкоголя полагается строгое наказание.



Ключевое слово: НАРКОТИК ,

Наркотики - это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функцио­нирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие.

Кофе и чай, сахар и шоколад тоже влияют на организм, воздействуя на восприятие и настроение.

Шоколад - опасный'наркотик?

Важно знать, что одна-единственная таблетка искусственного наркотика может оказаться смертельной, а чашка кофе - нет. Важно также задуматься о том, как часто в повседневной жизни мы употребляем наркотики как нечто само собой разумеющееся, и насколько правомерно при этом судить других за то, что они делают то же самое.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Составьте список веществ, которые можно отнести к наркотикам. Опросите для этого ваших родителей, друзей, учителей, может быть, врача или милиционера, то есть всех, кто придет вам в голову. Затем сравните результаты и обсудите не - только различия, но и общее. Существует ли список, единый для всех?

. Неумеренное употребление наркотика называется злоупотреблением. Употребление некоторых наркотиков в небольших количествах (маленьких дозах) признается как потребление для наслаждения (например, кружка пива). В случае же других наркотиков употребление любой дозы считается'злоупотреблением (например, героин). Главным критерием, при этом является то, ведет ли употребление наркотика к развитию зависи­мости (психологической или физической), которая рассматривается' как болезнь.

Что такое'пристрастие и зависимость

Ключевое слово: ПРИСТРАСТИЕ

Любое объяснение понятия* "пристрастие" может дать лишь частичное описание различ­ных душевных, физических и социальных состояний, относящихся к. этому понятию.

При этом пристрастие часто определяют как стремление (страстное влечение, тоску) к определенному состоянию, переживанию, которому подчиняется разум. Это стремление не обязательно связано с веществом, это может быть, например, игра в карты.

Пристрастие к наркотику выражается в физической и психологической зависимости от вещества, дозу которого зависимый все время должен повышать, чтобы достичь желае­мого состояния.



Ключевое слово: ЗАВИСИМОСТЬ

О физической зависимости говорят в тех случаях, когда тело включило наркотическое вещество в обмен веществ, и когда после прекращения приема наркотика появляются симптомы абстиненции • выделение пота, тошнота и др.

Понятие психологической (душевной) зависимости было введено потому, что при упот­реблении некоторых наркотиков (например, ЛСД, кокаина, гашиша) не наступает физической зависимости. Тем не менее, стремление продолжать употребление очень сильно и неуправляемо. При прекращении употребления наркотика появляется чувство недовольства и наступает депрессия. В обоих случаях зависимость означает несвободу. Человек начинает зависеть от наркотического вещества, становится его рабом.

Э. Шйффер считает, что пристрастие имеет много лиц и обоснований. Он подразумевает под пристрастием, страстным влечением "действие, в результате которого должно измениться внутреннее состояние несчастья. С отсутствием внутреннего-умиротворения следует покончить. Но чаще всего по этому пути идут дальше, хотя последствия известны, вопреки "просвещению". "Делать дальше несмотря на саморазрушение" - этот девиз актуален как для зависимости от алкоголя или наркотиков, так и для всех других зависимостей, вплоть до уничтожения нашей планеты. Мы делаем дальше, хотя мы знаем, каковы последствия этого. Ноше поведение сегодня - поведение зависимого в широком смысле. Мотивов для этого много". Сколько существует мотивов для зависимости, столько может быть и зависимостей. Это всегда связано с конкретной личностью, ее окружением и с тем, какие наркотические вещества ей доступны и какие формы зависимости присущи.



Инфляция зависимости

зависимость от.

никотина' . :

моды '

работы


успеха

развлечений

потребления

телевидения

игровых автоматов

привычек


Список можно продолжать бесконечно.

.

ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Напишите список возможных зависимостей. Какое поведение, по-вашему, соответствует понятию зависимости?
II. Легальные наркотики

Ключевые понятия: ЛЕГАЛЬНЫЕ И НЕЛЕГАЛЬНЫЕ НАРКОТИКИ

Табак, алкоголь и лекарства относятся к легальным (разрешенным) наркотикам. И хранение и употребление не подлежат наказанию, их можно купить в магазине иле аптеке. Среди нелегальных (запрещенных) наркотиков наиболее известны гашиш, ЛСД кокаин и героин. Однако оценки "легальный" .или "нелегальный" не дают четкого представления об опасности того или иного наркотика. Так, табак и алкоголь, хотя они и относятся к категории легальных наркотиков, следует классифицировать как сомые опасные из наркотиков, принимая во внимание огромное число заболеваний, которые они вызывают. -



1.Табак

Добро пожаловать в страну трупов или Смерть ковбоя Мальборо

Ковбой Мальборо столь же неподвластен времени, кок и пейзаж, на котором его обычно изображают, и столь же неподвергаемо никакому сомнению то послание, которое он несет: цветущий, пышущий здоровьем, неразрывно связанный с землей - он .сам уже почти наркотик.

Известный ковбой Мальборо Уэйн МакЛарен умер от рака легких в 52 года. Перед смертью он признался: "Меня погубило курение, оно разрушает доброе и хорошее в человеке".

Фирма "Филипп Моррис", на чьих рекламах изображены сильные ковбои с железной хваткой, скачущие на лошадях по необъятным простором, - крупнейший поставщик табака на мировом рынке с годовым оборотом в 100 миллиардов немецких марок.

Согласно только официальной статистике, в Германии ежегодно от курения умирает около 100 тысяч человек. Это .означает, что ежедневно преждевременная смерть уносив жизни около 274 курильщиков (образно: ежедневно происходит гибель целого боинга!)

Последние данные свидетельствуют о том, что в России курят 75% мужчин и 21% женщин Проведенные опросы показали, что 84,2% мужчин начинают курить до 19-летнего возраста, а число женщин,'начавших курить в школьные годы, составляет 27%. В среднем женщины начинают курить на 3-5 лет позже мужчин.

В мире от курения умирает больше людей, чем от употребления алкоголя, кокоина, героина, а также от спида, насильственной смерти, авто и авиа катастрофах.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Обратите внимание на то, какие образы используются в рекламе табака?

Какие образы привлекают в рекламе табака Вас?

Сделайте коллаж, театральную сценку или видеофильм на тему: "Реклама табака'.



Ключевой момент: ЧТО ТАКОЕ НИКОТИН?

Никотин является составной частью растения табак. В чистом виде это бесцветная маслянистая жидкость, которая под действием воздуха окрашивается в коричневый цвет и распространяет свойственный табаку запах. Табак курят, нюхают или жуют. Следует отметить, что в последнее время в ряде стран распространилось жевание и нюхание табака. Например, в США таким образом употребляют табак не менее 22 млн. человек.



Происхождение и распространение

Первоначально, до своего появления в Европе/ табак использовался в религиозных церемониях и в качестве лекарство против малярии, простуды и холеры. Колумб привез в Европу из Америки не только картофель и помидоры, но и табак. Согласно свидетель­ствам первооткрывателей, дикари почитали его листья как дар богов и называли его Tobacos. Некоторое время спустя французский посол в Португалии Жан Никот де Виллеман выторговал у одного мореплавателя несколько образцов табака и послал его, назвав Nicotiana Tobacos, ко французскому двору. Обширные торговые связи с испанцами, португальцами и англичанами привели к распространению табака даже в самых отдаленных областях. Однако первоначально французские придворные вдыхали табачный дым не через рот, о через нос. Так был открыт нюхательный табак.

В конце XVI столетия, благодаря завоевателю сэру Уолтеру Рэли, курение трубки стало популярным и в Лондоне. Появились даже "курительные вечеринки" и специально изобретенная для любителей курения одежда - смокинги (от англ. smoking - курение).

В Германии известным поклонником и распространителем трубки стал прусский, король Фридрих Вильгельм I. Европейская знать причисляла это дорогостоящее занятие к таким • неотъемлемым добродетелям как занятие охотой, верховой ездой и танцами.

Развитие промышленности повлияло на ускорение производства табака. На смену трубке пришла сигара, а сигару сменила сигарета. "Длина сигареты" становится новой единицей времени, Так и говорят: "Я тебя жду уже 20 сигарет".

Сегодня крупнейшим в мире производителем табака является Китай, производящий 2,7 миллионов тонн табака в год. За ним следуют Северная Америка, Индия, Бразилия, Турция, СНГ, Италия, Индонезия, Зимбабве и Греция. Важнейшие сорта табака, такие . как "Берли", "Вирджиния", "Кентукки", происходят из Центральной и Южной Америки, а "Берли", кроме того, выращивается в Африке и Азии.



Почему люди начинают курить?

ИНТЕРВЬЮ


Миша: Я начал купить, потому что это круто, сейчас я все еще считаю, что это круто;

нет, чепуха, возможно, привыкаешь в какой-то степени к этому.

Надя: Да, и с сигаретой выглядишь так,, будто ты что-то делаешь, у тебя есть чем заняться. ..

Света: Когда договаривались встретиться на дискотеке, я всегда приходила первой. Вставала где- нибудь и курила, чтобы убить время, пока ждешь других.

Сережа: Курение помогает успокоиться и отвлечься.

Миша: Верно. Я всегда выкуриваю сигарету после сложной контрольной или экзамена.

Катя: Да. И потом. говорят, что это просто доставляет удовольствие.



Исследования 1

Американские ученые недавно указали на связь между депрессией и зависимостью от никотина. Кок показали дальнейшие исследования, проведенные среди 3000 курящих и некурящих, это касается не только сильных депрессий, но и легких депрессивных расстройств. Было сделано предположение, что реклама сигарет способствует употреб­лению наркотиков молодыми людьми, склонными к депрессиям. "Легкость бытия", пока­зываемая в рекламных роликах, особенно влияет но этих молодых людей, считают исследователи.



Подведение итогов дискуссии в классе

Согласно проведенным многочисленным опросам, причинами начала курения в детском возрасте можно считать любопытство, пример взрослых и друзей, влияние рекламы, кино, . телевидения, наличие карманных денег, баловство, желание не отстать от сверстников и боязнь оказаться немодным и несовременным. Подростки начинают курить из-за переживаний, для повышения, по их мнению, умственной активности и улучшения трудоспособности, от "нечего делать", при зубной боли, для "успокоения нервов", чтобы " закурить" проблемы и т. д.


Существует мнение, что мужчины чаще курят ради удовольствия, тогда как женщины курят в основном для подавления негативных эмоций. Факторы, способствующие началу и продолжению курения, весьма многочисленны и многообразны. В качестве примера можно привести классификацию этих факторов:

1. Психологические факторы (любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, "досрочная" взрослость).

2. Социальное окружение (пример и отношение родителей, старших братьев и сестер, давление товарищей, пример "ключевых" взрослых, например, преподавателей, знаме­нитых актеров, певцов, т. е. кумиров и пр.).

3. Физиологические факторы (эффект никотина и оксида углерода, длительность фазы " - экспериментирования).

4. Воспитательные или познавательные факторы.

Эти факторы могут облегчать или ускорять развитие привычки к курению либо затруднять или замедлять ее.

Интересно, что. ведущими причинами курения являются также необходимость поддержа­ния в форме массы тела (желание похудеть является причиной курения взрослых женщин в 15,6% случаев), уменьшение нервного напряжения, возможность легкого установления контактов с людьми, одобрение сверстников, возможность занять руки, потребность во вкусовых ощущениях при курении, необходимость расслабления, возможность концентрировать внимание.

ВОПРОСЫ

Какие аргументы в пользу курения приведены в интервью?

Что может заставить Вас пристраститься к курению?


следующая страница >>



«Приемлемый уровень безработицы» на бюрократическом языке означает, что «нас на улицу не выкинут», а «приемлемый бюджет» — что «кое-кому придется туго, но никак не нам». Лоренс Питер
ещё >>