Рудольф Евгеньевич Славский "Искусство пантомимы " - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытое письмо коллектива театра пантомимы 1 22.41kb.
Рудольф Петерсхаген Мятежная совесть 33 3230.86kb.
Пресса под ружьем Как современная журналистика помогает войнам Рудольф... 1 82.53kb.
Афиногенов Дмитрий Евгеньевич, профессор, доктор филологических наук... 1 117.05kb.
Учебно-методический комплекс Ижевск 2009 (4) (075) ббк 85. 103(4) 3 612.4kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... 1 340.47kb.
«Искусство» 8-9 класс 3 443.84kb.
Резюме победителей премии Московской Хельсинкской группы в области... 1 161.98kb.
Религия и искусство. 2 ч 1 158.41kb.
A Рудольф Нуреев родился в поезде «Москва-Владивосток», недалеко... 1 19.03kb.
Реферат современное искусство в России 20- 21 вв. Касымова К. 1 243.36kb.
Стрекоза (киносценарий) 1 108.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рудольф Евгеньевич Славский "Искусство пантомимы " - страница №1/8


Рудольф Евгеньевич Славский

"Искусство пантомимы "

(Главы)

(С комментариями В. Чернова )


 

Содержание:

Беспредметные действия 2

Пластическая выразительность 7

Несколько приемов пантомим 10

Основы мимики 17

Дополнительные выразительные средства пантомимы 23

Некоторые вопросы драматургии пантомимы 25

Особенности пантомимы 28

Репертуар мимов индийского и китайского театра, М. Марсо, Л. Енгибарова, Ч. Чаплина

30

 

Беспредметные действия


Обучение искусству пантомимы начинается с умения точно передавать объем и форму несуществующего предмета.

Целесообразнее всего приступать к тренировке с помощью подлинных вещей.

Возьмите термос или авторучку, отвинтите и снова завин­тите колпачок. Проделать это нужно много раз, внимательно наблюдая, а точнее, исследуя сначала все движения левой ру­ки, пальцев, запоминая, под каким углом находится рука по отношению к корпусу; затем также фиксируются движения пра­вой руки, ее кисти и особенно пальцев. Итак, движение за движением, не пропуская ни одного, даже самого малейшего момента.

Хорошо запомнив все это, нужно отложить предмет в сторо­ну и уже без него воспроизвести весь цикл движений (пока вы не добьетесь их точности).

 

 



Друзья и враги мима 

 

Враги:

  1. Приблизительность - упражнение выполнено «вроде бы» (кое-как - мим не держит форму предметов);

  2. Мышечная зажатость, скованность движений;

  3. «Портфель под мышкой» - когда начинающие мимы, рабо­тая с несуществующим предметом, держат локти прижаты­ми к бокам;

  4. «Гармошка» - это те случаи, когда у неопытного мима предмет все время изменяет форму: то сжимается, то растягивается, как меха гармошки;

  5. «Примерочка» - мим, прежде чем взять в руки вообража­емый предмет, как бы примеряется к его форме.

 

 

Друзья:

  1. Память - позволяет точно воспроизводить весь ход дви­жений, связанных с передачей формы, объема, веса, свойств предметов;

  2. Труд, настойчивость и воля;

  3. Видение - мим должен видеть не «вообще», не «в общих чертах», а отчетливо, в мельчайших деталях все качес­тва и свойства несуществующего предмета;

  4. Вера в подлинность несуществующих предметов и партне­ров ...

 

 

Невидимое сделать видимым 

Упражнения (на беспредметные действия).




  1. Вылепите из воображаемого теста (или пластилина) бу­сы. Нанижите их на нитку. Их того же «материала» сде­лайте цепь, крендель, ваши инициалы, вылепите неболь­шую фигуру человека.

  2. Прочертите с помощью воображаемой линейки несколько
    параллельных линий, несколько треугольников; с помо­щью циркуля - несколько различных кругов.

  3. Сложите из воображаемой газетной бумаги: «птичку», «конверт», «треуголку», «лодку».

  4. Перетасуйте колоду карт, сдайте карты партнерам, свои карты расположите веером для игры, сделайте несколько ходов. По упражняйтесь так же с воображаемым домино.

  5. Переведите стрелки у ручных часов и будильника, заве­дите и те и другие.

  6. Раскройте перочинный нож, отточите карандаш. Разрежь­те сброшюрованные листы книги.

  7. Откройте книгу, коробку с ваксой, банку консервов, зонтик.

  8. Выберете из крупы соринки, рассортируйте злаки.

  9. Нарежьте: колбасу, сыр, лимон, кекс.

  10. Отрежьте: кусок арбуза, ломоть хлеба.

  11. Намотайте на локоть и кисть руки (не забудьте отвести при этом большой палец) длинную веревку.

  12. Отмотайте с катушки нитку, оторвите ее, вденьте в иг­лу; заштопайте носок, пришейте пуговицу.

  13. Выньте из кармана коробок спичек, зажгите спичку, за­жгите газ, положите на сковородку сливочное масло, отделив его ножом от куска, разбейте на сковородку несколько яиц, посолите яичницу.

  14. Забинтуйте партнеру палец, руку, голову.

  15. Расчешите волосы, сделайте прическу, заплетите косы.

  16. Разберите и соберите часы (с помощью отвертки и пин­цета).

 
Задание.

Придумать по нескольку упражнений на такие задачи: очис­тить, отвинтить, сложить, покрасить, затушевать, накапать, нанизать, сыграть на..., набить, вылепить, размесить, вы­мыть, заплести, перелить, расчесать, распилить, промыть, за­стегнуть (не следует пока орать большие и тяжелые предметы).


Упражнения:

  1. На характер поверхности (предмет твердый, мягкий, ше­ршавый, волнистый, круглый, закругленный);

  2. На свойства предметов (предмет колючий, липкий, мок­рый, острый);

  3. На температурные особенности (предает горячий, холод­ный).

 

 

Предел

Упражнения (на виды «предела»).

 


  1. Пришить пуговицу воображаемой иглой («предел» у нит­ки).

  2. Закрутить воображаемый водопроводный кран, гайку.

  3. Качать насосом.

  4. Натянуть сапог, одеть носок.

  5. Закрыть дверь, крышку чемодана.

  6. Ввинтить лампу в патрон.

  7. Снять с полки бутылку и поставить ее на стол.

  8. Черпать из кастрюли суп, есть ложкой из тарелки, наре­зать селедку и т.п.

 

 

«Штепсель»,  «колчан» 

Упражнение на «повышенную сосредоточенность», на прие­мы «предел», «штепсель» и «колчан»

 


  1. Воткнуть вилку в розетку («нацеливание», «предел»).

  2. Вставить ключ в замочную скважину, пробку в бутылку,

  3. патрон в барабан револьвера и т.п.

  4. Накапать в ложечку лекарства, налить в рюмку вино,

  5. выгрести золу из печки.

  6. Вынуть стрелу из колчана, руку из кармана, спичку из коробка, карандаш из пенала, саблю из ножен и т.п. Вначале отработайте с подлинными предметами.



Открыть и закрыть дверь.

Упражнения.


Открывание и закрывание разнообразных дверей, окон, створок шкафов: одностворчатые, двустворчатые, туго, легко, «на себя» и «от себя», с нажатием на ручку-замок (замечено, что наиболее сценично и выразитель­но, когда актер открывает тугие двери с замком-руч­кой надавливая на них плечом).

«Скатерть-самобранка»  

Упражнения (на правдоподобное и выразительное съедение воображаемой пищи).


Есть: яйцо всмятку, хлеб с горчицей, макароны, банан, кислое яблоко, арбуз, виноград, пирожное «наполеон», пирог с черникой, блины. Пить: кефир, шампанское, ко­фе, воду из ведра, рыбий жир. Принимать горькое лекарство. Грызть орехи, семечки.
Упражнение (на конфликт)
Есть горячую картошку, жевать жилистое мясо, грызть окаменевший сухарь, есть горячую кукурузу, костлявую рыбу, кислый лимон, тающее мороженое и т.п.

Нетерпимы: долгое жевание, чавканье, облизывание, смако­вание, если они не вызваны специальными художественными за­дачами.

 

 

Еще одна условность

Упражнения (на одевание и снимание одежды).

 


  1. Сначала перед зеркалом с подлинными вещами, а затем с воображаемыми.

  2. Головные уборы - шляпы, мужские и женские, тюбетейки, чалмы, шлемы, кепки, картузы, береты, капоры, платки, шали, косынки;

  3. Верхняя одежда - шубы, манто, пальто, полушубки, пла­щи, макинтоши, пиджаки, свитеры, джемперы, блузки, юбки, рубахи, брюки;

  4. Все виды нижнего белья;

  5. Всевозможная обувь (носки и чулки входят сюда же);

  6. Перчатки и рукавицы.

 

Упражнение (на конфликт)




  1. Снять очень узкие брючки, ботинки, у которых заело молнию, надеть дырявые носки, вещь с чужого плеча - очень узкую или, наоборот, не по размеру широкую.

  2. Одеть: мужчине - женскую одежду, женщине - мужскую.

 

 

Сколько весит утюг? 

Упражнения (с настоящими предметами).

 


  1. Утюг. Подвигайте им. Обратите внимание на положение рук, состояние всех мышц. Запомните ощущения руки, держащей утюг.

  2. Теперь попробуйте почувствовать и передать вес несу­ществующего утюга.

  3. Держать кирпич за разные плоскости, чайник, кофейник.

  4. Подьем: ведра, чемодана (весом в 10, 16, 32 кг.).

  5. Ставить чемодан на полку вагона и снимать его, вытаскивать полное ведро из колодца, зачерпывать воду изреки, выливать воду: в корыто, на себя, на лошадь.

  6. Надевание на плечи наполненного рюкзака, подъем двух тяжелых чемоданов; взваливание на плечо чемодана, а затем - мешков различного веса, перетаскивание мешков по полу.

  7. Рывок штанги, упражнения с гирей; поднимайте и опуска­йте: лист толстого стекла, бревно, рельс.

  8. Перемещать тяжелые предметы: шкаф, буфет, диван, сундук.

  9. Подвесить тяжелую картину, зеркало.



Сценическая передача веса требует некоторого усиления - «допуска» - если утюг весит 2кг. то мим должен передать 4кг. Не забывать о точной передачи формы и объема, углы и пр.

 

 



«Тянет-потянет...»  

Упражнения (с настоящими предметами).

 


  1. С партнером - «соревнование в силе» - поставить лок­ти на стол, соедините ладони и стремитесь пригнуть руку противника к столу.

  2. Растягивание тугой спортивной резины, накачивание ав­томобильной шины и пр.

  3. «Дверь» - один человек стремится открыть дверь, вто­рой держит ее. У первого задача - войти, у второго - не пропустить.

  4. «Бечева» - один конец веревки привязывают, либо дер­жат партнеры - тянуть канат (изучить мускульное нап­ряжение).

  5. «Звонарь» - один конец веревки крепко держит партнер, стоящий на столе: он - «колокол», вы - «звонарь». Ши­роким движением постарайтесь качнуть «колокол». С тремя звонарями с колоколами различной величины (фоно­грамма колокольных звонов).

  6. «Перетягивание каната» - вдвоем или коллективно, ра­зделившись на две группы

  7. Те же упражнения но с воображаемыми предметами, партне­рами.

 

 

Упражнения (на беспредметное действие).

Придумать и проделать упражнение на следующие действия (по три-пять на каждое): ввинчивать, откупоривать, надав­ливать, крутить, разрывать, расправлять, отталкивать, при­гибать, растягивать, распяливать, отталкивать, вонзать, подтягивать, вышибать, крутить, наваливаться, гнуть, бо­роться, накачивать.

 


  1. Тащить упрямого осла.

  2. Затягивать узлы.

  3. Бороться с воображаемым удавом.

  4. Вытягивать из воды якорь.

  5. Передвигать шкаф, навалившись на него или толкая ру­ками.

  6. Откупорить бутылку.

  7. Вонзить меч.

  8. Разломать о колено палку.  

 

 


«Неожиданный рывок»

Упражнения (совместно с партнером).

 


  1. Многократно повторяются рывки и толчки на плечо, на руку через веревку (плечо под действием удара пода­ется в стороны, а голова остается неподвижной).

  2. Закручивание рук за спину, неожиданные толчки в спи­ну, в плечо (перед рывком и толчком все мышцы рас­слаблены).

 

Повторить с воображаемым партером.


Упражнения (с воображаемым партнером).

 


  1. Собака на поводке - резкий рывок (собака бежит за кошкой).

  2. Вы ведете малыша за руку - он внезапно останавлива­ется.

  3. Вас схватили за шиворот, потянули за ухо.

 

 

«Единая линия» 

Упражнения (на соблюдение «единой линии» - горизонталь­ные и вертикальные оси).

 

Действуйте с такими предметами, как: метла, кочерга, топор, байдарочное весло, шест, бревно, лист стекла, корыто.



В четыре руки (с партнером): взять из рук партнера бутылку, закрыть вместе с ним борт машины, поднять носилки.

Придумать и показать коллективные упр. на «единую линию» в горизонтальном и вертикальном положении. Примеры: достать ухватом из печки чугун, бросать лопатой уголь в печь (горизонтальное положение), скалывать ломом лед (вертикальное).

 

 

«Тьма» при ярком свете 

Упражнения


  1. Тренаж технических навыков - в незнакомой обстанов­ке, действуя на ощупь, определите, какие предметы попадаются на вашем пути (предмет - рука «что ты та­кое?», «что в тебе?», «каков ты на вкус?», «на запах?»). Например, отыскать нужный предмет - березовое полено среди дров.

  2. Действие в «темноте» с определенной задачей: найди какой-либо предмет среди многих других.

  3. Оправдание «темноты» - перегорела лампочка, погасла свеча, налет вражеской авиации и т.п.

 

Беспредметные действия - гаммы для мима - их надо повто­рять всю жизнь.





следующая страница >>



Любой, кто способен утром выбраться из постели, находится в очень приличной форме. Спросите любого из тех, кто уже не способен.
ещё >>