Россия в первой четверти XIX в - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Россия в первой половине XIX века 1 166.87kb.
Тесты по теме «История России в первой четверти XIX века». Ответы... 1 173.6kb.
Тест. Россия в первой четверти XIX века >21. 03. 2010, 03: 59 1 45.33kb.
Россия в первой половине XIX века 1 107.96kb.
Московские департаменты правительствующего сената в системе государственного... 1 440.29kb.
Программа семинарских занятий по курсу «Отечественная история» 1 187.95kb.
Общественное движение при Александре I 1 27.54kb.
Россия в конце XVII первой четверти XVIII вв 1 30.56kb.
Зачет №2 Эпоха Петра I. Россия в первой четверти XVIII века 1 41.3kb.
Контрольная работа №1 по теме «Россия в I четверти XIX века» 1 19.6kb.
Краткий биографический очерк 1 177.43kb.
Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского. 3 Политические идеи Н. 1 184.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Россия в первой четверти XIX в - страница №1/3




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Пензенский государственный университет

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


(первая половина XIX в.)

Методические указания

2008 г.

Настоящее издание продолжает серию методических рекомендаций по изучению отечественной истории, рассчитанную для применения в учебном процессе при самостоятельной подготовке студентов. В нём содержится примерная проблематика тем, относящихся к истории России первой половины XIX в, даны задания для самопроверки и представлен перечень специальных публикаций, позволяющих углубленно рассмотреть материал в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Работа подготовлена на кафедре истории и предназначена для студентов всех специальностей.


С о с т а в и т е л ь Г.В. Гарбуз

П о д р е д а к ц и е й В.Ю. Карнишина, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой «История».

Р е ц е н з е н т В.И. Первушкин, кандидат исторических наук, профессор кафедры «История России и краеведение» ПГПУ им. В.Г.Белинского.

Тема 1.


Россия в первой четверти XIX в.
Либеральные преобразования. В начале XIX в. Российская империя занимала одно из ведущих мест в мире. Она расположилась на трех континентах, обладала значительными людскими ( около 40 млн. человек ) и экономическими ресурсами, имела мощный военный потенциал, её международный престиж поднялся на небывалую высоту. В тоже время наметилось отставание России от наиболее развитых мировых держав, для которых был характерен переход к промышленному перевороту на фоне развития рыночных отношений. Сложившаяся ситуация поставила страну перед необходимостью очередной модернизации, главными аспектами которой были изменения в государственном управлении и решение аграрного вопроса, поскольку самодержавно-абсолютистская система правления и крепостное право уже не соответствовали духу времени.

Преобразования первой четверти XIX в. тесно связаны с именем императора Александра I ( 1801-1825). Внутреннюю политику Александра I можно разделить на два периода. В начале правления в политике Александра I преобладали либеральные тенденции. Выделите обстоятельства, способствовавшие тому, что молодой император выбрал путь либеральных преобразований.

Рассматривая реформаторскую деятельность правительства в сфере государственного управления, обратите внимание на то обстоятельство, что в жизнь воплощались лишь преобразования, которые носили чисто административный характер, проекты, предполагавшие введение в систему управления либеральных принципов, остались нереализованными. Характерным примером такой политики является судьба составленного М.М.Сперанским проекта « Введение к уложению государственных законов». Широкая программа реформ, представленная в проекте, реализовалась всего лишь в создание ещё одного административного учреждения - Государственного совета.

Объясните, чем была вызвана такая непоследовательность правительственного курса?

Новый всплеск интереса к либеральному переустройству государственного управления произошел после Отечественной войны 1812 г. Укажите обстоятельства, стимулировавшие этот процесс. Наиболее значительным либеральным проектом этого периода была « Государственная уставная грамота Российской империи». Анализируя этот документ, сравните его с проектом М.М.Сперанского для того, чтобы увидеть преемственность и специфические черты в подходах к реализации либеральной политики в разные периоды правления Александра I.

Более решительно правительство воплощало в жизнь либеральные принципы в управлении национальными окраинами. Вошедшие в этот период в состав Российской империи Финляндия и Польша получили автономное устройство, в управлении этими территориями принимали участие представительные органы, сформированные местным населением, самодержавная власть императора здесь была несколько ограничена. Подумайте, почему в Финляндии и Польше правительство пошло дальше в своих либеральных начинаниях, чем на остальной территории государства?

В решении аграрного вопроса правительство ограничилось рядом полумер, призванных уничтожить лишь наиболее уродливые проявления крепостного права. Было запрещено продавать крестьян на ярмарках и печатать объявления о продаже в газетах, ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Главную проблему аграрных отношений- право помещика на личность и труд крестьянина правительство затронуть не решилось. Указ о вольных хлебопашцах оставлял этот вопрос на усмотрение помещика. Однако, он создал прецедент получения крестьянами земли и воли при определенных обстоятельствах. Другие проекты, разрабатывавшие механизм освобождения крестьян от крепостной зависимости, так и остались нереализованными. Проанализируйте, насколько реалистичной была возможность отмены крепостного права в России в начале XIX в.

В Прибалтике в ходе реформы 1804 г. правительство, сохранив крепостное состояние крестьян, существенно ограничило феодальные права помещиков. Объясните, почему правительство не решилось на подобные меры в масштабах всей страны?

Либеральные преобразования затронули также сферу просвещения. Была расширена сеть высших, средних и начальных учебных заведений. Обратите внимание, что здесь либеральные идеи были подкреплены конкретной практической необходимостью – государство нуждалось в более образованных служащих. Этим объясняется появление первых высших и средних профессиональных учреждений – лицеев, институтов.

Укрепление консервативных тенденций. Поворот во внутренней политике начался после Отечественной войны 1812 г.Иногда последние годы правления Александра I характеризуют как реакционный период. Подумайте насколько справедливо такое утверждение. Особенно ярко консервативные тенденции обозначились в последние пять лет правления Александра I. Рассматривая данную проблему, следует обратить внимание, как на внутренние, так и на внешние факторы, обусловившие поворот правительственного курса. Ликвидация либеральных тенденций шла по всем направлениям: укрепилась самодержавная система управления, были отменены некоторые послабления в аграрном вопросе, ужесточился правительственный контроль за высшим образованием.

Ярким примером такой политики стало создание военных поселений. Рациональное стремление правительства приспособить военную систему к новым условиям вылилось в создание одной из наиболее жестоких форм крепостной зависимости. Военные поселения наглядно иллюстрируют, что старая феодально-монархическая система уже не может позитивно решать новые проблемы, возникающие в процессе развития страны, В тоже время нельзя дать однозначный ответ на вопрос о том, было ли российское общество готово к переходу на либеральный путь развития. Эти обстоятельства следует учитывать при изучении внутренней политики данного периода.



Внешняя политика. Внешнюю политику первой четверти XIX в. следует рассматривать как продолжение и развитие внешнеполитического курса России, определенного ещё в начале XVIII в. В тоже время во внешней политике появляются новые тенденции, порожденные процессом общественного развития на рубеже XVIII-XIX вв.

Россия по-прежнему проводила экспансионистскую имперскую политику. В ходе ряда войн с Ираном, Турцией, Швецией, Францией в состав Российской империи вошли Грузия, Северный Азербайджан, Финляндия, Бессарабия, Польша. Обратите внимание, что в отличие от предшествующего периода, когда объектом экспансии становились или малонаселенные территории, или территории с населением, исторически и этнически близким русскому народу, теперь в состав России вошли народы, имеющие длительный опыт самостоятельной государственности и национальной самобытности. Нежелание правительства учитывать эти особенности привело к тому, что внешнеполитические успехи в дальнейшем порождали внутриполитические проблемы.

Главным направлением внешней политики в начале XIX в. была борьба с наполеоновской Францией. Начавшаяся как борьба за влияние в Европе, вскоре она превратилась для России в борьбу за право сохранить национальную независимость и территориальную целостность. Кульминацией этого процесса стала Отечественная война 1812 г. Выделите источники победы России. При анализе данной проблемы следует отметить, что в то время как феодально-монархические страны Европы явно уступали более прогрессивной Франции, именно национальный патриотический подъём в России, а затем и в других государствах сумел положить конец агрессии Наполеона.

После победы над Наполеоном характер европейской политики России меняется. Если ранее деятельность России, пытавшейся остановить французскую агрессию, носила явно прогрессивный характер, то теперь уже Александр I через «Священный союз монархов» пытается навязать Европе принципы «легитимизма», т.е. феодально-монархическое устройство. Постарайтесь объяснить, чем вызван такой поворот во внешней политике. Проследите связь меду внутри- и внешнеполитическими процессами.



В завершение изучения темы подумайте над вопросом, насколько закономерна была неудача первой попытки либеральной модернизации России в начале XIX в.
Вопросы для самопроверки.


  1. Чем были вызваны попытки либеральных преобразований в России в начале XIX в.?

  2. Какую роль в политической системе начала XIX в. играл «Негласный комитет» ?

  3. Что нового предполагал ввести в российское государственное устройство проект М.М.Сперанского ?

  4. Какое влияние на внутреннюю политику оказала Отечественная война 1812 г.?

  5. Почему Александр I отказался от дальнейших попыток осуществить либеральные преобразования в России ?

  6. В чем проявляется реакционная сущность политики создания военных поселений ?

  7. Какие территории вошли в состав России в начале XIX в. ?

  8. В чем суть конфликта между Россией и Францией в начале XIX в. ?

  9. Какие цели ставил перед собой «Священный союз монархов»?

  10. Насколько эффективно Россия смогла реализовать имевшиеся у неё в начале XIX в. внешнеполитические возможности?

Следует дополнить перечень вопросов сюжетами о проекте Аракчеева, важности территориальных изменений и создании новой системы международных отношений после кампаний с Наполеоном.
Проблемно-логические задания


  1. В своём письме Александру I М.М.Сперанский указывал: « В конце 1808 года, после разных частных дел, Ваше Величество начали занимать меня постоянно предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей. Из всех сих упражнений, от стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества надлежало наконец составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования. В существе своем он не содержит ничего нового; но идеалам, с 1801 года занимавшим Ваше внимание, дано в нем систематическое расположение». О каком проекте идет речь в письме? Какие именно идеи отразил в нем М.М.Сперанский?

  2. Великий русский историк В.О.Ключевский следующим образом охарактеризовал итоги правления Александра I: « Вообще, если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.» Согласны ли вы с мнением ученого?

  3. Один из мемуаристов начала XIX в. следующим образом характеризовал роль Александра I в победе над Наполеоном. «Окончательным, решительным и блистательным исходом войны обязана была союзная армия уму и твердости Александра I. Через восемнадцать месяцев после занятия Наполеоном Москвы… вступил он в Париж в челе своей армии, к которой присоединились войска остальной Европы». Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свою точку зрения.

  4. Один из современников следующим образом описывал российско-французские отношения накануне Отечественной войны 1812 г. « Обложение французской промышленности и стеснение её сбыта вызвало негодование Наполеона, которое дошло до крайней степени, когда ему стали известны новые правила навигации в русских портах. Эти правила были так составлены, что английские суда под нейтральным американским флагом получили доступ в русские порты, что и было прямой целью Сперанского, сознававшего весь вред континентальной системы для России. В уставе о ввозных пошлинах 1810 г. впервые были обложены чувствительной пошлиной многие французские товары ( предметы роскоши), до того времени почти беспошлинно обращавшиеся в России». Объясните, чем были вызваны эти меры российского правительства. Какие ещё действия России способствовали обострению русско-французских отношений в этот период?

  5. В одном из произведений начала XIX века дана характеристика положения России во время Венского конгресса: « Император отправился на Венский конгресс, но победитель и триумфатор на поле брани должен был бороться с ещё большими препятствиями в стенах мнимо мирного кабинета… Англия, Австрия, Франция… соединились и положили действовать против России. В это самое время, как владыки этих земель изливались в выражениях взаимной дружбы…, министры их подписали трактат о противодействии ( российскому императору). Этот секретный трактат был прислан ( российскому императору) Наполеоном, который, воротясь с Эльбы, нашел его на столе бежавшего Людовика XVIII». Чем объясняется такая позиция европейских держав? Какие причины лежали в основе конфликта между участниками Венского конгресса?

Тесты



  1. По условиям Тильзитского мира Россия:

А- приобретала Финляндию,

Б- присоединялась к «континентальной блокаде» Англии,

В- вступала в антифранцузскую коалицию,

Г- приобретала Бессарабию.




  1. К числу высших учебных заведений, открытых в период правления Александра I, не относится:

А- Московский университет,

Б- Санкт-Петербургский университет,

В- Казанский университет,

Г- Харьковский университет.


  1. Организация военных поселений была связана с именем одного из ближайших сподвижников Александра I:

А- М.М.Сперанского,

Б- Н.Н.Новосильцева,

В- В.П.Кочубея,

Г- А.А.Аракчеева.


  1. Объединение монархов, созданное для борьбы с революционным движением в Европе, называлось:

А- Северный союз,

Б- Священный союз,

В- Европейский союз,

Г- Венский союз.


  1. Соотнесите события и даты:

А- Тильзитский мирный договор, 1. 1812 г.

Б- Гюлистанский мирный договор, 2. 1813 г.

В- Аустерлицкое сражение, 3. 1807 г.

Г- Смоленское сражение. 4. 1805 г.


  1. Найдите верное утверждение:

А- в IV антифранцузскую коалицию входили Россия, Турция, Иран;

Б- в « битве народов» под Лейпцигом победу одержал Наполеон;

В- во время Отечественной войны 1812 г. М.И.Кутузов возглавил русские войска после Смоленского сражения;

Г- по Фридрихсгамскому мирному договору Россия получала герцогство Варшавское.


  1. Проект «Введение к уложению государственных законов» М.М.Сперанского инициировал создание:

А- Сената,

Б- Верховного тайного совета,

В- Государственного совета,

Г- Собственной его Императорского величества канцелярии.


  1. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.:

А- освободил крестьян от крепостной зависимости,

Б- возобновлял право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому,

В- давал помещику право отпускать крестьян на волю с земельным наделом за денежный выкуп,

Г- ограничивал право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.


  1. Найдите правильное завершение фразы: «Во время правления Александра I власть императора была ограничена местными конституциями на территории…

А- Великого княжества Финляндского и Царства Польского,

Б- всех губерний Российской империи,

В- Грузии и Северного Азербайджана,

Г- Бессарабии и Украины.


  1. В официальной российской историографии XIX в. Александр I получил эпитет:

А- Великий,

Б- Благословенный,

В- Освободитель,

Г- Миротворец.
Список литературы


  1. Ананьич Б. Первый шаг к революции/ Б.Ананьич, В. Чернуха//Родина.-1991. - № 9-10.

  2. Андреев А.Ю. Император АлександрI и профессор Г.Ф.Паррот: к истории возникновения «университетской автономии» в России// Отечественная история.-2006.-№6.

  3. Бахтурина А.Ю. Зарождение и сущность идеи Священного союза// Вопросы истории. – 1997. - № 4.

  4. Богданов Л.П. На поле Бородинском. –М., 1987.

  5. Валлотон А. Александр I// Наука и жизнь. – 1993. - № 2.

  6. Дегаев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса//Вопросы истории. – 2002. - № 2.

  7. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. –М., 1988.

  8. Земцов В.Н. - «Французское» Бородино (французская историография Бородинского сражения)//Отечественная история. – 2002. - № 6.

  9. Искюль С.Н. Тильзитский мир. Россия и германские государства//Отечественная история. – 1994. - № 4-5.

  10. Корнилов А. Отцеубийца. Начало Александровского царствования//Родина. – 1991. - № 9-10.

  11. Корнилов А. Крах розовых мечтаний//Родина. – 1991. - № 11-12.

  12. Мельникова Л.В. Отечественная война 1812г.и Русская православная церковь//Отечественная история.- 2002. - № 6.

  13. Нечипоренко Д.В. Истоки Священного Союза//Вестник МУ. Сер. 8. История. – 2000. - № 5.

  14. Орлов А.А. Император Александр I: «Я ненавижу англичан не менее вас…»//Военно-историч. Журнал – 2000. - № 5.

  15. Писарькова Л.Ф. К истории взяток в России ( по материалам «секретной канцелярии» кн. Голицыных первой половины XIXв.)//Отечественная история. – 2002. - № 5.

  16. Прусис Т. В сделках с неприятелем: черноморская торговля в 1809-1810г.г.//Вопросы истории. – 1995. - № 7.

  17. Сахаров А. Александр I//Наука и жизнь. – 1993. - № 2.

  18. Сахаров А. Александр I и Аракчеев//Отечественная история. – 1998. - № 4.

  19. Сафонов М. «Господин Александр» и Салтыковы.//Родина.-2005.-№3

  20. Севостьянов Ф. Ура! Теперь всё можно?!//Родина. – 1999. - № 9.

  21. Сорокин Ю.А. Заговор и цареубийство 11 марта 1801г.//Вопросы истории.-2006.-№4

  22. Сытин А. Внешняя политика России накануне Отечественной войны 1812г.//Международная жизнь. – 1994. - № 10.

  23. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. – М., 1991.

  24. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. – М., 1994.

  25. Троицкий Н.А. Великий год России. – М.: Мысль, 1988.

  26. Федоров В.А. Александр I//Вопросы истории. – 1990. - № 1.

  27. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989.

  28. Эйдельман Н.Я. Грань веков: Полит. Борьба в России, конец XVIII – нач. XIX ст. – СПб., 1992.

Тема 2
Россия во второй четверти XIX в.


Преобразования в государственном управлении. Для политики императора Николая I (1825-1855) характерно стремление к ликвидации прогрессивных, либеральных тенденций в развитии государства и общества, проявившихся в предшествующую эпоху, и возврат к традиционным принципам самодержавного управления, которые на фоне общеевропейского общественного развития начинают превращаться в исторический пережиток.

Следует отметить влияние на политику Николая I восстание декабристов, которым сопровождалось его вступление на престол. Это событие не только усилило стремление правительства поставить общественную жизнь под жесткий контроль, но и определило реформаторский курс. Не разделяя политические оценки декабристов, император в своей внутренней политике отчасти руководствовался их пониманием дефектов политической системы.

Оздоровление государственной системы Николай I видел в дальнейшем укреплении и расширении личного участия императора в управлении. Эти тенденции проявились в расширении императорской канцелярии. В николаевский период она состояла из шести отделений. Первое отделение выполняло собственно канцелярские функции. Второе занималось подготовкой законодательной реформы. Третье руководило политическим сыском. Четвертое управляло благотворительными заведениями. Пятое было образовано для разработки нового порядка управления государственной деревней. Шестое управляло территорией Северного Кавказа. Таким образом. императорская канцелярия дублировала другие государственные учреждения, но в отличие от них работала под непосредственным руководством императора. Её структура, позволяет определить какие сферы государственной деятельности Николай I желал контролировать лично. Преобразования в сфере государственного управления способствовали чрезмерной централизации, бюрократизации и милитаризации. Определите проблемы, порожденные этим процессом.

В этот период усиливается полицейский характер государственной власти. Оформляется институт политического сыска, развиваются другие полицейские учреждения, усиливается цензура. Рассматривая данную проблему, определите, имелись ли объективные причины для ужесточения репрессивной политики государства.

Несовершенство законодательства порождало массу проблем в государственном управлении и общественной жизни. Кодификационная реформа М.М.Сперанского была необходима. Новые принципы формирования российского законодательства просуществовали до конца Российской империи. При изучении сути законодательной реформы обратите внимание, что она, как и другие преобразования николаевской эпохи, была нацелена на усовершенствование самодержавной государственности, ни в коем случае не предполагала перехода к новым принципам государственного управления.

Социальная политика. Социальная политика правительства была направлена на поддержание традиционных феодальных устоев путем усиления сословной дифференциации и укрепления позиций дворянства. В то же время отношение власти к дворянству в целом было неодинаково. Постарайтесь выяснить, почему правительство расширяло привилегии поместного дворянства в ущерб остальной части этого сословия.

Крестьянский вопрос являлся важнейшим в социальной политике второй четверти XIX в. Обратите внимание, что консервативный Николай I сделал для решения этого вопроса больше, чем его либеральный старший брат. Выделите основные принципы, которые проявились в решении крестьянского вопроса, впоследствии они найдут дальнейшее развитие в процессе отмены крепостного права. Николай I считал, что «крепостное право-зло» и в то же время заявлял, что его отмена сейчас станет ещё «большим злом». Рассмотрите, чем была обоснована точка зрения императора.

Наиболее значительным мероприятием в аграрной сфере стала реформа государственной деревни. Выделите причины, характер, позитивные и негативные результаты реформы. Реформа не затрагивала помещичьих крестьян, но именно поместное дворянство стало её главным противником и добилось её прекращения. Проанализируйте мотивы подобной реакции.

Внешняя политика. Во внешней политике России в этот период приоритетным являлись два направления – европейское и ближневосточное.

В Европе Россия продолжала проводить характерную для неё, после Венского конгресса 1815 г., реакционную политику. Борьба с революцией проходит красной нитью через всю европейскую политику Николая I. Обратите внимание, что, как правило, антиреволюционные выступления российского императора не находят полного понимания у других феодальных монархов. Николай I путем интервенции пытался остановить революционную волну в Европе, пока она не достигла рубежей его империи. На примере событий в Польше в 1830-1831 г.г. рассмотрите, насколько обоснована была такая политика российского императора. Поддержка России помогла выстоять некоторым феодально-монархическим режимам во время революционного подъёма 1848-1849 г.г. В то же время следует отметить, что отношение к России не только европейского общественного мнения, но и монархических кругов после 1849 г. ухудшилось. Постарайтесь выяснить причины подобной реакции на антиреволюционную политику Николая I.


следующая страница >>



Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. Айзек Азимов
ещё >>