Роман ж а бекса (Рони-старшего) (1856-1940) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломатическая карьера 1 31.64kb.
Vi о всеобщем идиотизме переживаемой эпохи 1 144.55kb.
Ф. М. Достоевский и американский роман 1940-1960-х годов 3 527.16kb.
Б. А. Тихомиров 3 477.76kb.
Реформы и контрреформы в России в 60-90 годы ХIХ века студент 1 курса... 1 178.34kb.
Гость: Роман Юшков, председатель общества «Зеленая Эйкумена»; 1 190.58kb.
Написан крупнейшим писателем XX века, получившим мировую известность. 1 119.03kb.
Английский роман 2-ой половины 19 века 1 37.41kb.
Речь на III сессия Верховного Совета рсфср первого созыва 31 мая... 1 108.56kb.
Роман Роман принадлежит к эпическим жанрам литературы. Эпос 1 87.36kb.
Литература Роды художественной литературы 1 29.53kb.
Беспалько О. А. №238-581-208 Приложение 1 1 138.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роман ж а бекса (Рони-старшего) (1856-1940) - страница №1/1

Казановская основная общеобразовательная школа

Урок русской литературы в 6 классе

с использованием материалов Республиканского национального музея-заповедника «Казановка»

Учитель русского языка и литературы:

Майнагашева С.М.

Казановка – 2006г




Тема:

Роман Ж..А Бекса (Рони-старшего) (1856-1940)

«Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.
Цель:

Вызвать интерес к путешествию по страницам романа;

активизировать воображение, фантазию учеников.
Оборудование урока:

--Издание романов Ж.А. Бекса ( Рони-старшего ) «Борьба за огонь» и «Пещерный лев»;

--иллюстрации, фотографии древних археологических памятников музея-заповедника «Казановка»,

--толковый словарь,

--диск «Памятники культуры Хакасии» Л.В.Ерёмина
Методические приемы:

-беседа по вопросам;

-рассказ учителя;

-использование межпредметных связей (с историей);

-комментированное чтение;

-работа со словарями.



Ход урока:
I Повторение теории литературы. Литературная игра.
Можно дать прямое и обратное задания: в первом случае подобрать примеры к терминам и определить значение тропов, во втором – по примерам определить вид тропа. Задание выполняется в виде соревнования, кто быстрее и правильнее ответит.

----Вспомните, что такое тропы?

----Определите следующие тропы и подберите к ним примеры

(значение забытых или незнакомых терминов уточните в словаре).




  1. Эпитет. («Белеет парус одинокий…»)

  2. Сравнение («Рыцарь дрался как лев…»)

  3. Метафора («Исчезла грусти тень…»)

  4. Олицетворение («Одна и грустно на утёсе горючем прекрасная пальма растёт.»)



Вопросы по вступительной статье к роману.
1. Кто автор романа «Борьба за огонь»?

(французский писатель Жозеф Анри Бекс, его псевдоним –Рони-

старший).
2. О какой эпохе в истории человечества повествуется в романе?

(О палеолите, о начале каменного века).


3. Как по – вашему, когда написан роман?

(Роман написан в 1901 году, то есть более ста лет назад. В романе есть неточности и ошибки, связанные с недостаточными научными знаниями о древнем мире.)




  1. Какая наука дала материал для произведения о далёком прошлом

человечества? (археология).
II Рассказ учителя с элементами беседы.

Роман Рони - старшего можно считать и историческим, и фантастическим. Когда создаются произведения на исторические темы, писатели обычно пользуются письменными источниками, летописями, старинными документами, книгами, воспоминаниями. О более древних временах можно судить по фольклорным произведениям: легендам, былинам, преданиям. Эпоха, которая описана Рони-старшим, так далека от нас, что ни фольклорных, ни тем более, письменных источников о ней нет. Помогла в создании романа история, точнее археология. С этой точки зрения произведение относится к жанру исторического романа. Но только с помощью воображения, фантазии писатель смог воссоздать картины жизни природы и людей в эпоху палеолита, поэтому роман и фантастический.

--- Вспомните, что узнали о науке археологии на уроках истории.

Может быть, кто-то увлекается этой наукой и знает об археологии больше? [1] [Археология – наука о древней истории человечества. Временные границы хакасской археологии проходят между палеолитом (40 тыс.лет назад) и поздним средневековьем (16-18 вв.). К памятникам археологии относятся: население, курганы древних людей и петроглифы, стелы. Петроглифы – то же, что наскальные рисунки, высеченные или вырезанные на поверхности скал, знаки и изображения животных. Стелы- каменные столбы. Гранитные стелы в долине реки Кюг до сих пор почитается местными жителями как целебный камень. Его возраст 4 тыс. лет.]

На территории музея-заповедника «Казановка» на левой стороне лога Хуртуях хол за скалами спряталась небольшая пещера, точнее пещерный проём. Длина его около пятидесяти метров, высота входа около шести метров, есть ещё маленький, высотой около метра, второй вход. В эпоху неолита пещера, возможно, использовалась как временное жильё в зимний период (зимой проблемы с водой не существует)

III Работа со словарями.

Уточним значение слова «памятник». В толковом словаре найдём подходящее значение. В словаре иностранных слов найдём значение слова «археология» (от греч.- изучение древности).

Продолжение рассказа учителя.

По древним предметам, даже по их фрагментам (постройки, орудия труда, украшения, оружие, посуда, одежда, рисунки и т.д.) учёные восстанавливают картину жизни в ту или иную эпоху. Археология как наука отделилась от истории, стало её самостоятельной ветвью лишь немногим более ста лет назад, к началу XX в. Этому во многом способствовало открытие Генриха Шлимана, экспедиция которого в 70-х гг. XIX в. нашла древнюю Трою. Шлиман в своих поисках опирался на древнегреческие письменные источники, прежде всего на произведения Гомера.

Позже археологические раскопки позволили получить первые сведения о дописьменной, доисторической эпохе в жизни человечества. На территории Аскизского района найдены орудия труда человека каменного века (палеолита): скребок, шилья, молоток из рога северного оленя, а также каменный топор. Древние охотники охотились на мамонта, носорога, потому что вместе с орудиями труда найдены кости этих животных.
IV Беседа по первым главам романа.

1. Найдите описание огня. Что он значил в жизни племени уламров?

(Начало первой главы. Огонь защищал людей от страшных зверей, разгонял мрак, делал вкусной пищу, закалял оружие, согревал и подбадривал людей)
2.Какие приёмы помогают созданию образа огня?

(При создании образа огня важнейшую роль играет олицетворение, огонь назван «отцом, стражем, спасителем». Древние хакасы называли огонь матерью – «От ине». «Кормили» самыми лучшими кусками мяса. С помощью метафор, эпитетов, сравнений этот образ становится более выразительным, объёмным, многогранным.

Метафоры: «могучее лицо», «красные зубы» огня.

Эпитеты: могучий, дикий, священный, жестокий, «тридцатизубый», «сороказубый».




  1. Какую роль играет описание природы в первой главе?

(Природа, освящённая солнцем, преображается, радуется утру. Всё вокруг сверкает яркими красками. Радости природы противопоставляются страдания людей, изнемогающих от усталости и ран. Тонкий запах воды противопоставлен запаху лихорадки и гниющего мяса).
4. Кто из оставшихся в племени людей решился вернуть огонь и почему?

(Это Нао, сын Леопарда, и Аго, сын Зубра).


5.Сравните этих героев. Кому из героев сочувствует автор и почему?

(Авторские симпатии на стороне Нао. Он человечнее Аго. Аго алчен, груб, жесток, завистлив и безжалостен. Нао же упрекает в недостаточной суровости, в мягкости к противнику, хотя он не менее силён и вынослив).


6. Как предотвращён поединок между Аго и Нао?

(Воины начали роптать, они не хотели смерти Нао, верили, что способен добыть огонь. «Уламры понимали пользу двойной попытки раздобыть огонь», они надеялись, что хоть один из двух воинов вернётся в племя с огнём и спасёт людей. По воле племени поединок между Аго и Нао был отложен.)


7. Просмотр диска «Памятники культуры Хакасии»
Домашнее задание:

1. Ответь на вопросы на с. 49 (№ 5-8) учебника-хрестоматии;



2. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода;

3. По желанию: сделать иллюстрации к роману «Борьба за огонь».




Если бы люди знали о живописи столько, сколько знаю я, они бы не покупали моих картин. Эдвин Ландсир
ещё >>